Педагогические условия подготовки студентов физкультурного вуза к рекреационной деятельности (на примере оздоровительной аэробики)




Скачать 316.92 Kb.
НазваниеПедагогические условия подготовки студентов физкультурного вуза к рекреационной деятельности (на примере оздоровительной аэробики)
страница1/2
Дата конвертации20.10.2012
Размер316.92 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2


На правах рукописи


АЛАЕВА Любовь Сергеевна


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА К РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(на примере оздоровительной аэробики)


13.00.08. Теория и методика профессионального образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Омск – 2011

Диссертация выполнена на кафедре теории и методики гимнастики

Сибирского государственного университета физической культуры и спорта


Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Петрусевич Аркадий Аркадьевич


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Найн Александр Альбертович

(Уральский государственный университет

физической культуры)

кандидат педагогических наук, профессор

Костихина Нина Мефодьевна

(Сибирский государственный университет

физической культуры и спорта)


Ведущая организация: Национальный государственный университет

физической культуры, спорта и здоровья

им. П.Ф.Лесгафта


Защита состоится «26» декабря 2011 года в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 311.001.01 в Сибирском государственном университете физической культуры и спорта по адресу: 644009, Омск, ул. Масленникова 144, ауд.501.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.


Автореферат разослан «25» ноября 2011 года.


Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор педагогических наук, профессор В.Н. Попков

Актуальность. В настоящее время происходит своеобразное смещение педагогической идеи подготовки специалистов в высших учебных заведениях в сторону концепции формирования компетенций. Современная система высшего образования России характеризуется постепенной заменой классической образовательной парадигмы, транслирующей знания и формирующей навыки, моделью образовательной системы, создающей условия для овладения студентам комплексом компетенций, что способствует будущей успешной деятельности в профессиональной сфере.

Одной из задач «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», подписанной Председателем Правительства Российской Федерации В. В. Путиным 25 ноября 2008 года, является обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе: обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений; развитие вариативности образовательных программ, в том числе создание системы прикладного бакалавриата. Опираясь на данную концепцию в системе высшего профессионального образования, должны подготавливаться квалифицированные, компетентные, конкурентоспособные на мировом рынке труда специалисты, способные к непрерывному профессиональному росту, самообразованию и самосовершенствованию, лично ответственные за уровень своих компетенций.

Особенности качества подготовки студентов в вузе нашли отражение в исследованиях С.А. Хазовой, А.П. Тряпицыной; особенности и проблемы формирования профессиональных компетенций современных специалистов – в работах И.А. Зимней, Э.Ф. Зеера. Анализ работ авторов показал, что данная проблема находится в стадии разработки.

Возможности подготовки специалистов в профессиональном образовании, по нашему мнению, используются не в полной мере. В большей степени встречаются репродуктивные методы обучения, необъективные критерии оценки уровня сформированности компетенций, которые не отражают новых требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения.

В научно-методической литературе положения компетентностного подхода раскрываются в трудах отечественных и зарубежных ученых: В. И. Байденко, И. А. Зимней, А. И. Субетто, Дж. Равен, A. B. Хуторского.

В соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки 034300 «Физическая культура» в основу был положен компетентностный подход, который определил направление подготовки выпускника вуза к педагогической, тренерской, рекреационной, организационно-управленческой, научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности. Объектами профессиональной деятельности бакалавра являются: лица, вовлеченные в деятельность в сфере физической культуры, спорта и потенциальные потребители физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. Таким образом, выпускник вуза должен уметь организовывать и проводить занятия с физкультурно-оздоровительной направленностью для различных групп населения. Данная деятельность в ФГОС ВПО обозначена как рекреационная.

Рекреационная деятельность направлена на реализацию рекреационных потребностей, восстановление и развитие физических и духовных сил человека, его интеллектуальное совершенствование и характеризуемая самоценностью не только результатов, но и самого процесса. Физические упражнения относятся к средствам рекреационной деятельности.

В педагогической науке вопросы развития и организации рекреационной деятельности рассматривались в исследованиях К.Д. Волкова (2009) – формирование специальных профессиональных компетенций для работы в оздоровительном фитнесе, в работах М.С. Алексеенко (1990), Т.И. Полуниной (2005), Л.В. Сидневой (2000) – в исследованиях особенностей ритмической гимнастики, оздоровительной аэробики, как компонента подготовки учителя физического воспитания.

Анализ педагогических исследований, посвященных проблемам подготовки выпускников, к рекреационной деятельности показал, что вопросам выявления педагогических условий освоения профессиональных компетенций уделялось недостаточно внимания.

Таким образом, современная научная литература недостаточно раскрывает педагогические условия, позволяющие подготавливать студентов физкультурного вуза к рекреационной деятельности. Кроме того, вопросы освоения студентами рекреационной деятельности посредством оздоровительной аэробики, в педагогических исследованиях рассмотрены не достаточно полно и системно.

Анализ научных исследований и поиск подходов к педагогическому осмыслению процессов освоения рекреационной деятельности студентами вуза определили противоречия между:

- потребностью общества в специалисте с высоким уровнем профессиональных компетенций и реальным уровнем подготовки выпускников физкультурного вуза к осуществлению рекреационной деятельности;

- потребностью образовательной практики в научно-методическом обеспечении условий подготовки студентов физкультурного вуза к рекреационной деятельности и недостаточной разработанностью нормативно-методической базы организации образовательного процесса;

- необходимостью формирования профессиональных компетенций у студентов физкультурного вуза и недостаточной теоретической и практической разработанностью, технологий позволяющих осуществить их формирование.

Актуальность проблемы, недостаточная разработанность в науке, поиск путей разрешения указанных противоречий определили выбор темы диссертационного исследования: «Педагогические условия подготовки студентов физкультурного вуза к рекреационной деятельности (на примере оздоровительной аэробики)».

Проблема исследования заключается в недостатке научно-обоснованных знаний, касающихся содержания педагогических условий, обеспечивающих подготовку студентов физкультурного вуза к освоению рекреационной деятельности.

Цель исследования - выявить и обосновать педагогические условия формирования профессиональных компетенций у студентов физкультурного вуза, обеспечивающих освоение рекреационной деятельности.

Объект исследования - подготовка студентов к освоению рекреационной деятельности в образовательном процессе вуза.

Предмет исследования - педагогические условия формирования профессиональных компетенций, обеспечивающих освоение студентами физкультурного вуза рекреационной деятельности.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой педагогическими условиями, обеспечивающими подготовку студентов физкультурного вуза к освоению рекреационной деятельности, являются:

- выявление и покомпонентная группировка профессиональных компетенций, обеспечивающих овладение рекреационной деятельностью студентам физкультурного вуза;

- разработанная система подготовки к рекреационной деятельности, созданная на основе учета индивидуальных особенностей студентов отражающих характер приобретения опыта ее осуществления;

- разработанная образовательная технология, основанная на использовании проблемно-модульного характера освоения содержания рекреационной деятельности, средствами оздоровительной аэробики;

- наличие диагностического комплекса, обеспечивающего мониторинг формирования профессиональных компетенций в процессе освоения рекреационной деятельности.

Методологическую основу исследования составили:

- системный подход, обеспечивший комплексное рассмотрение проблемы формирования компетенций (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин);

- компетентностный подход, ориентированный в профессиональном образовании на конечный результат (И.А. Зимняя, Дж. Равен, А.И. Субетто, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской);

- деятельностный подход, предполагающий формирование компетенций в процессе собственной деятельности (В. С. Лазарев, А.Н. Леонтьев, Р. А. Пилоян, Н. Ф. Талызина).

Важное значение в формировании теоретической базы исследования также имели: исследования, обращенные к проблемам высшего профессионального образования (А. А. Вербицкий, В. А. Исаев); исследования, касающиеся методологии физической рекреации (М. Г. Бердус, И. В. Зорин); исследования проблем профессиональной подготовки студентов физкультурного вуза (Ю. Д. Железняк, В. М. Корецкий, Г. Н. Пономарев, С. А. Хазова); теория модульного подхода к педагогическому процессу (Е. В. Воробьева, М.А. Чошанов, П. А. Юцявичене); исследования проблем оценки качества образования (Л. И. Борейко, Ю. В. Фролов, В. Д. Шадриков); теории развития личности, формирования специалиста в процессе деятельности (Н.В. Кузьмина, В. В. Сериков, И. С. Якиманская); исследования влияния средств рекреационной деятельности на физическое состояние и здоровье занимающихся (И. А. Анохин, Н. Н. Венгерова, Т. В. Грудницкая, М. Ю Золотова, Т. В. Попова, М. Ю. Ростовцева); теория и методика оздоровительных видов гимнастики (К. Купер, Т. С. Лисицкая, Е. Б. Мякиченко, Л. В. Сиднева).

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выявить профессиональные компетенции, обеспечивающие освоение рекреационной деятельности студентам физкультурного вуза.

2. Разработать научно-методическое обеспечение процесса подготовки студентов физкультурного вуза к рекреационной деятельности.

3. Разработать и апробировать систему подготовки студентов к рекреационной деятельности на основе реализации рекреационных целей, содержания, способов её осуществления, анализа результатов её освоения.

4. Разработать критериально-диагностический инструментарий, позволяющий отслеживать уровень сформированности профессиональных компетенций.

Методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, педагогические наблюдения и хронометраж, экспертные оценки, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, математическая статистика.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- выявлен содержательный состав профессиональных компетенций овладения рекреационной деятельностью, отражающийся в когнитивном, деятельностном и мотивационном компонентах;

- теоретически разработана и обоснованна система подготовки студентов к рекреационной деятельности на основе реализации рекреационных целей, содержания, способов её осуществления, анализа результатов её освоения;

- разработано содержание проблемно-модульного обучения, позволяющего в максимальной мере учитывать индивидуальные особенности студентов и их мотивацию в приобретении знаний, умений и опыта овладения рекреационной деятельностью;

- разработаны критерии и показатели, позволяющие оценить уровень подготовленности студентов физкультурного вуза к рекреационной деятельности.

Теоретическая значимость работы заключается в: уточнении содержания понятия «профессиональные компетенции рекреационной деятельности»; выявлении совокупности профессиональных компетенций рекреационной деятельности, которой должен обладать выпускник физкультурного вуза; разработке и обосновании системы подготовки студентов физкультурного вуза к освоению профессиональных компетенций рекреационной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

- разработан и внедрен тематический план дисциплины «Аэробика», позволяющий эффективно формировать профессиональные компетенции рекреационной деятельности;

- внедрены активные средства обучения: анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, тренинги, дидактические игры в процесс подготовки студентов к освоению рекреационной деятельности;

- разработана технология проблемно-модульного обучения, выступающая как процесс овладения рекреационной деятельностью;

- выявлен критериально-диагностического инструментарий, позволяющий отслеживать уровень сформированности профессиональных компетенций рекреационной деятельности;

- разработаны средства, повышающие положительную мотивацию студентов в приобретении новых знаний и желании применять средства оздоровительной аэробики в профессиональной деятельности;

- разработана карта-схема, позволяющая составлять разнообразные комплексы упражнений по оздоровительной аэробике на основе общеразвивающих упражнений.

Положения, выносимые на защиту:

1. Совокупность профессиональных компетенций, сгруппированных по следующим компонентам: когнитивный, определяемый полнотой и глубиной знаний содержания рекреационной деятельности; деятельностный, предполагающий наличие умений построения рекреационной деятельности, владение способами и приемами её регулирования в стандартных и нестандартных ситуациях, мотивационный, предполагающий наличие интереса к осуществлению рекреационной деятельности и потребности в развитии способов её осуществления, обеспечивает освоение студентами рекреационной деятельности.

2. Система подготовки студентов к освоению рекреационной деятельности, как педагогическое условие, позволяющее в максимальной мере учитывать индивидуальные особенности студентов и их мотивацию в приобретении знаний, умений и опыта овладения рекреационной деятельностью, включает следующие блоки:

- целевой, направленный на создание профессионально-образовательной среды, обеспечивающей освоение студентами рекреационной деятельности;

- содержательный, предполагающий насыщение педагогического процесса необходимыми содержательными компонентами, освоение которых отвечает задачам формирования профессиональных компетенций рекреационной деятельности;

- деятельностный, представленный формами, методами, приемами, использование которых способствует обогащению положительного опыта в освоении рекреационной деятельности;

- результативный, отражающий сформированность профессиональных компетенций в освоении рекреационной деятельности.

3. Технология проблемно-модульного обучения выступает как процесс овладения рекреационной деятельностью, раскрывающийся в следующих блоках:

- специально-теоретическом, направленном на формирование знаний содержания и особенностей рекреационной деятельности;

- специально-техническом, отражающим процесс овладения умениями правильно выполнять и демонстрировать необходимые упражнения;

- музыкально-ритмическом, формирующим умения использования музыкальных и других средств в осуществлении рекреационной деятельности;

- организационно-методическом, направленном на формирование умений организации и сопровождения тренировочного процесса;

- вариативном, определяющим развитие способностей проведения различных видов рекреационной деятельности.

4. Мониторинг результативности подготовки, основанный на использовании когнитивного, деятельностного и мотивационного критериев, позволяет выявить тенденции формирования профессиональных компетенций рекреационной деятельности у студентов физкультурного вуза, проявляющихся в:

– знании норм и правил организации рекреационной деятельности для различных контингентов занимающихся;

– владении умениями самостоятельно разрабатывать программы оздоровительных тренировок и осуществлять, анализировать, корректировать рекреационную деятельность в учреждениях различного типа, выбирая подходящие средства и методы для коррекции состояния занимающего;

– наличии умений и опыта организации аэробики и других видов рекреационной деятельности;

– наличии умений разрабатывать и осуществлять программы рекреационной деятельности в зависимости от контингента оздоравливающихся;

– интересе к проектированию содержания и новых способов организации рекреационной работы.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось на базе ФГОУ ВПО СибГУФК в три этапа с сентября 2005 года по октябрь 2011 года.

Первый этап (2005 - 2006 гг.): на этом этапе исследования проводились анализ и общение научно-методической литературы по теме исследования, изучение существующих методов профессиональной подготовки специалистов физической культуры по организации рекреационной деятельности, определялись проблема, цель, гипотеза и задачи исследования, разрабатывалась последовательность исследования.

Второй этап (2006 - 2009 гг.): выявлялись совокупность профессиональных компетенций рекреационной деятельности, которыми должен обладать специалист по ФК и актуальность применения оздоровительной аэробики в качестве средства физической рекреации. Разрабатывались содержание подготовки студентов к рекреационной деятельности и его научно-методическое обеспечение.

Третий этап (2009 - 2011 гг.): выполнялись педагогический эксперимент по внедрению системы подготовки студентов физкультурного вуза к рекреационной деятельности; проверка, уточнение теоретических предположений; систематизация, обработка и анализ полученных данных и их интерпретация, а также оформление текста диссертации.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью теоретических положений, проведением опытно-поисковых исследований, адекватностью применяемых методов, целям и задачам исследования, проверкой результатов с использованием математических методов их обработки, внедрением результатов в процесс профессиональной подготовки студентов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации представлены и доложены на конференциях различного уровня: международных (3), всероссийских (3), межрегиональных(1) в период 2005 по 2011 гг.. Полученные результаты исследования легли в основу содержания теоретических и практических занятий, нормативно-методической документации «Профессиональной школы фитнеса» ФГОУ ВПО СибГУФК, а также дисциплины «Аэробика» ТиМ ФСД кафедры ТиМ гимнастики СибГУФК, о чем свидетельствуют акты внедрения. По теме диссертации опубликовано 1 учебное пособие, 10 научных статей, в том числе две в издании перечня ВАК.

Работа выполнена в соответствии с направлением 04. «Теоретические и методические основы развития и совершенствования системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров» сводного плана НИОКР Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.

Структура и объем диссертации. Работа, общим объемом 179 страниц, состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Диссертация содержит 15 таблиц, 7 рисунков и 18 приложений. Список литературы представлен 167 источниками, из которых 4 - на иностранном языке.

  1   2


Похожие:

Педагогические условия подготовки студентов физкультурного вуза к рекреационной деятельности (на примере оздоровительной аэробики) iconБизнес план спортивно-Туристического комплекса " ?" Руководитель проекта
В округе имеются условия для рекреационно- оздоровительной деятельности: отдых на базах отдыха, гостиницы и пансионаты, маршруты...
Педагогические условия подготовки студентов физкультурного вуза к рекреационной деятельности (на примере оздоровительной аэробики) iconУчредитель: коллектив студентов, преподавате
Профессионально-педагогические технологии (по отраслям) институт ЭлектроЭнергетики и инфорМатики
Педагогические условия подготовки студентов физкультурного вуза к рекреационной деятельности (на примере оздоровительной аэробики) iconБизнес-план физкультурно
В 2011 году выручка от физкультурно-оздоровительной деятельности в России
Педагогические условия подготовки студентов физкультурного вуза к рекреационной деятельности (на примере оздоровительной аэробики) iconОбразец заявки на заключение соглашения о ведении туристско-рекреационной деятельности

Педагогические условия подготовки студентов физкультурного вуза к рекреационной деятельности (на примере оздоровительной аэробики) iconЛитература 138
Условия функционирования иностранных коммерческих банков в РФ (на примере ООО «Дойче Банк», Москва) 50
Педагогические условия подготовки студентов физкультурного вуза к рекреационной деятельности (на примере оздоровительной аэробики) iconРоссийской федерации материалы к расширенному заседанию комитета тпп
По предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности
Педагогические условия подготовки студентов физкультурного вуза к рекреационной деятельности (на примере оздоровительной аэробики) iconНаправление подготовки
Компетенции выпускника вуза как совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения данной ооп
Педагогические условия подготовки студентов физкультурного вуза к рекреационной деятельности (на примере оздоровительной аэробики) icon2 характеристика профессиональной деятельности выпускника вуза
Общие положения
Педагогические условия подготовки студентов физкультурного вуза к рекреационной деятельности (на примере оздоровительной аэробики) iconРоссийской федерации материалы к заседанию комитета тпп РФ по предпринимательству
По предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности
Педагогические условия подготовки студентов физкультурного вуза к рекреационной деятельности (на примере оздоровительной аэробики) iconПриказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 13 апреля 2012 г. №209 г. Москва Зарегистрирован в Минюсте РФ 31 мая 2012 г. Регистрационный №24405
Об утверждении типовых форм соглашений об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница