С. Б. Авдашева : Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Авдашева Светлана Борисовна. И я очень рада приветствовать участников нашей сегодняшней сессии




Скачать 294.76 Kb.
НазваниеС. Б. Авдашева : Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Авдашева Светлана Борисовна. И я очень рада приветствовать участников нашей сегодняшней сессии
страница1/3
Дата конвертации20.10.2012
Размер294.76 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
С.Б. Авдашева: Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Авдашева Светлана Борисовна. И я очень рада приветствовать участников нашей сегодняшней сессии.


И.М. Бортник: Коллеги, я Иван Бортник. Сегодня мне доверена честь быть модератором на этой секции. Поэтому разрешите мне ее начать.

Тему сегодняшней секции, с моей точки зрения, хозяева ухитрились сузить до предела. То есть, обсудить вопрос только с судьбой инновационной структуры любимой нами всеми Высшей школы экономики. Хотя, конечно, большинство присутствующих в зале интересует не только это, а общая ситуация - как у нас будет развиваться инфраструктура при университетах. Вы знаете, что Правительство в последнее время делает достаточно мощные не только организационные, но и финансовые усилия для того, чтобы поддержать инновационную деятельность в российских университетах. Надеюсь, что многие из наших ведущих университетов станут действительно исследовательскими университетами, а не только хорошими образовательными учреждениями. Один из последних шагов Правительства – вложения в развитие инновационной инфраструктуры.

Вы тоже знаете, что и в Советском Союзе, когда формировалась система вот этой коммерциализации результатов интеллектуальной собственности, были неплохие вложения в инфраструктуру при университетах. Именно благодаря этим вложениям сформировалась система технопарков в Советском Союзе. Ну, и тогда уже при формировании этой инфраструктуры, было, заложено то, что эта система будет постоянно находиться на государственном обеспечении. То есть, это будут все-таки инкубационные структуры, элементы инфраструктуры. Поэтому сейчас в России две линии движения.

Одни университеты движутся в направлении вот развития именно инкубационной части. Другие, научившись на горьком опыте своей предыдущей деятельности, больше стараются как можно скорее преобразовать свою инкубаторскую инфраструктуру именно в инфраструктуру уже реально занимающейся коммерциализацией и организацией производства. Создание центров прототипирования, опытного производства, центров коллективного производства. Как это происходит, допустим, в Зеленограде. Вот сейчас в Сарово, в Томске это происходит. Это один элемент специфики Высшей школы экономики.

Есть здесь другой элемент специфики Высшей школы экономики, что вообще несколько неожиданно, а почему здесь должна быть инновационная инфраструктура? Все-таки это в основном экономисты. Хотя, Высшая школа экономики движется по разным совершенно направлениям. Но вот даже пока та интеллектуальная собственность, которая здесь достаточно серьезно производится и пользуется большим спросом в России и за рубежом, она все-таки больше коммерциализуемая в масштабных экономических решениях, а не в реализации конкретных технологических проектов. Это несколько неожиданно для Высшей школы экономики. Поэтому есть и вот эта специфика.

Поэтому мне бы очень хотелось бы, чтобы вот в результате нашего с вами сегодняшнего обсуждения, особенно мы рассчитываем здесь на опыт наших зарубежных коллег, мы нашли условия обеспечения устойчивого функционирования инновационной инфраструктуры при университете.

В двух ее вариантах, в двух ипостасях, этой инфраструктуры: а) чисто инкубационные инфраструктуры, инкубационные в том смысле, что эта инфраструктура должна поддерживаться за счет государства. Возможно, переложить инкубационный характер инфраструктуры, ее устойчивое существование на плечи университета, зарабатывающего по другим направлениям. Но тогда подскажите, это правильно или неправильно. Инфраструктура должна сама себя каким-то образом поддерживать, если не существовует всегда за счет поддержки со стороны государства. Тогда она перестает быть чисто инкубационной, ей надо двигаться в направлении коммерциализации.

Или она, оставаясь инкубационной, может двигаться в сторону установления связи с крупной промышленностью или малым бизнесом. С тем, чтобы те подхватывали ее идеи, проработанные на инкубационном уровне.

Сейчас в России это одна из основных проблем. Сейчас ее пытается и Президент, и Правительство преодолеть, предпринимают сильные организационные шаги, финансовые меры для того, чтобы организовать вот эту связку между университетами и крупной промышленностью. Эта связь сейчас, мягко выражаясь, очень слабая. Поэтому было бы хорошо услышать, как вам удавалось эти вопросы решать.

Также постоянно возникает вопрос, как нам вовлекать студентов в это предпринимательство, до какой степени? Разумно, неразумно, когда начинать, в какой степени?

Этот опыт хотелось бы у коллег послушать, провести дискуссию или ответить на вопросы со стороны присутствующих здесь в зале. Я наметил несколько тем для нашего обсуждения здесь. Хотел бы сейчас уже перейти к предоставлению слова нашим коллегам. Все присутствующие в зале в этом смысле приглашаются к участию в обсуждении. Спасибо.


А.В. Новосельцев: Добрый день. Я постараюсь коротко изложить суть программы, которую мы сейчас реализуем. Это программа развития инновационной инфраструктуры Высшей школы экономики. И чуть подробнее остановлюсь на теме инновационного предпринимательства. Для начала, поскольку не все здесь присутствующие в достаточной степени знают университет, очень коротко охарактеризую то состояние, которое мы собственно считаем специфическим.

Во-первых, мы – национальный исследовательский университет, единственный в таком статусе в области экономики и социальных наук. Наши основные исследования проводятся в областях не напрямую связанных с технологическими инновациями, которые, как правило, обсуждаются в теме «инновационные инфраструктуры и развитие технологического предпринимательства». У нас действительно есть технологическая часть. Это компьютерные науки, прикладная математика и программная инженерия. Но, тем не менее, основной фокус университета в области экономики и социальных наук.

Поэтому преимущественный тип инноваций, которые мы производим, это социальные инновации, организационные, маркетинговые и в том числе связанные с новыми бизнес-моделями, открытием или формированием новых рынков и так далее.

Естественно, огромный пласт это социальные инновации в части тех реформ, которые проводятся в Российской Федерации. Но их крайне сложно однозначно сравнивать с областью технологических инноваций, которые обсуждаются чаще всего. Тем не менее, я проиллюстрирую сначала объем науки в «Вышке» как он есть на конец 2010 года.

Это порядка 36 институтов и научно-исследовательских центров, 10 вновь открытых международных лабораторий, которые возглавляют ведущие эксперты из наших зарубежных университетов-партнеров. Порядка 30 научно-учебных лабораторий, где студенты крайне плотно вовлечены в научные исследования, по сути, сами их выполняют под руководством наставников. Мы оцениваем, что примерно 45% профессорско-преподавательского состава так или иначе вовлечены в научно-исследовательскую деятельность. «Вышка» практически лидер по объему исследований, проводимых в сфере социальных наук и экономики. Примерно 1 млрд. 300 млн. рублей был объем исследовательского бюджета по итогам 2010 года.

Вот эта структура, которая дальше показана, иллюстрирует, в каком-то смысле, трансфер знаний в реальную экономику. Это 36% федерального бюджета и примерно 4-6% грантового финансирования, в том числе собственные средства Высшей школы экономики. Это фундаментальные исследования, которые, по сути, работают на появление новых знаний. В то время как контракты, полученные на конкурсной основе, и контракты, заключенные с корпоративными заказчиками, это, по сути, передача этих знаний в реальный сектор или, соответственно, в государственный сектор. Там, где в действительности работают те решения, которые здесь вырабатываются.

Можно примерно представить себе масштаб, что 40% финансирования определяет фундаментальную часть работы на наши будущие возможности, а значительная часть уже применяется на практике в экономике и в госсекторе.

Как мы видим инфраструктуру применительно к самому процессу трансфера знаний, или трансфера технологий в том контексте, как это обычно применяется? При переходе от академических исследований к коммерциализации тех знаний и технологий, которые здесь работают, можно представить себе объем инструментов, уже существующих в университете. Фундаментальные исследования это наш собственный центр фундаментальных исследований, это научный фонд «вышки», который финансирует индивидуальные инициативные проекты. Это международные лаборатории, о которых я сказал. В прошлом году были проведены конкурсы, и мы выиграли два гранта на организацию таких лабораторий. Это научно-учебные лаборатории, о которых я уже говорил, целый набор специальных механизмов по стимулированию академической активности профессоров, преподавателей и студентов, включая академическую мобильность и так далее.

Применительно к прикладным исследованиям и консультационным услугам. Я упомянул, есть порядка 40 исследовательских институтов и центров. Университет ведет довольно много комплексных проектов. Например, это работа с Правительством Москвы или, допустим, с региональными администрациями, с крупными корпорациями по тем инновационным программам, которые сейчас есть. В эти проекты вовлечены разные участники из университета и таким образом происходит междисциплинарное взаимодействие.

В университете есть специальные структуры для административной поддержки проектной работы, дирекции, у них есть соответствующие библиотеки, ресурсы, возможность организовывать конкурсные процедуры и так далее. Специальные формы проектно-учебных лабораторий это формат, в котором студенты вовлекаются непосредственно в консультационные проекты или прикладные исследования, в тех случаях, где уже есть заказчик на предполагаемый результат этой работы.

Порядка 20 базовых кафедр в университете открыты нашими корпоративными партнерами. Это крупные компании, не только такие как банки, скажем Сбербанк, или юридические компании, но и технологические, а именно Microsoft, Oracle и так далее. Мы развиваем и модерируем несколько открытых сообществ разработчиков разных приложений. Вы можете найти много информации по мероприятиям, которые проводятся в «вышке».

Разного рода конкурсы и специальные семинары, которые проводят корпорации для своих партнеров, кто участвует в разработке конкретных предложений. Ну, вот в качестве примера здесь приведены Microsoft, Apple, Yandex, Google и Nokia. Есть примеры того, как эти контакты переходят уже в прикладные проекты и в будущем в малые предприятия, которые могут быть организованы этими разработчиками.

Достаточно новая ситуация со start-up компаниями, потому что до сих пор «Вышка» занималась больше даже не инкубированием, а скорее стимулированием предпринимательского сообщества и стимулированием предпринимательской активности студентов и тех преподавателей, которые этим готовы были заниматься.

Так или иначе, в рамках программы эта часть уже выстраивается сейчас, если не с нуля, то с низкого старта. Тем не менее, эта инфраструктура включает предпринимательские центры в Москве и в трех регионах, где есть наши филиалы. Мы в прошлом году создали так называемый Proof of Concept Fund или Фонд поддержки инновационного предпринимательства. Довольно интересный эксперимент.

У нас уже шестой год проводится целая серия конкурсов предпринимательских и бизнес-проектов. Сформировано довольно обширное предпринимательское сообщество. Это тысячи людей, которые вовлечены в нашу активность. В «Вышке» есть довольно много образовательных программ, которые направлены именно на предпринимательскую активность.

Общая часть этой инфраструктуры это огромное число международных партнеров, которые могут быть использованы для развития и прикладных и бизнес активностей. Мы начинаем довольно глубоко разрабатывать систему управления интеллектуальной собственностью в университете. За последние несколько лет сформирована колоссальная информационная инфраструктура, вычислительная в том числе. Это десятки Интернет-ресурсов, порталов, единый архив социально-экономических данных. Это те массивы, которые формируются в рамках мониторинговых исследований, которые проводит «Вышка», как вы знаете, более 12 крупных проектов в год. Таким образом формируется довольно большой массив той информации, которая может быть использована в том числе и в прикладных и, надеюсь, в будущем, в коммерческих проектах, потому что мы сейчас только начинаем работать с этими активами.

Переходя к самой программе, я упомяну те проблемы и основные вызовы, которые мы перед собой видели, формулируя набор действий для развития инфраструктуры. Во-первых, конечно, в силу специфики университета инфраструктура для фундаментальных исследований развита гораздо качественнее и гораздо более продвинуто, чем та, что касается непосредственно инноваций и предпринимательской деятельности. Мы рассчитываем на то, что в ходе наших дальнейших усилий мы повысим эффективность прикладных исследований. Мы надеемся на гораздо большую вовлеченность наших корпоративных заказчиков, потому что доля корпоративных проектов, корпоративных заказчиков в общем объеме прикладных исследований пока недостаточно высока. Мы надеемся, что это приведет к усилению кооперации с корпоративным сектором в целом и, в принципе, создаст условия для того, чтобы предпринимательская активность также развивалась более интенсивно.

Мы также фиксировали разрозненность и изоляцию элементов инфраструктуры. Допустим, образовательные программы были и есть, но, в общем, устроены достаточно кусочно. Есть какие-то элементы в рамках факультетов менедженеральной группы, есть какие-то элементы, может быть интересные, но не интегрированные с менеджерами на факультетах, скажем, бизнес информатики и так далее. Мы надеемся, что за время действия этой программы и в ближайшие год-два-три мы сделаем предпринимательское образование гораздо более сфокусированным и более связанным с практической работой, которую делают ребята в инкубаторах и в центрах предпринимательства Высшей школы экономики уже сейчас.

Важный момент, наверное самый существенный, это вопрос обеспечения устойчивости. Мы понимаем, что повышение эффективности прикладных исследований по идее должно привести к тому, что увеличится объем заказов и таким образом та инфраструктура и те усилия, которые мы сейчас предпринимаем, они будут возмещены через увеличение объемов в соответствующем периоде. Что касается предпринимательских центров, и Иван Михайлович уже упомянул об этом, у нас действительно пока нет достаточно внятной картины. Только в планах, на практике пока нет. Каким образом обеспечивается финансовая устойчивость и будущее самостоятельное развитие этой инфраструктуры? Потому что те активности, которые есть, это огромное число мероприятий, факультативных программ, те же самые конкурсы предпринимательские – они проводятся в основном за счет спонсорской поддержки и непосредственно дотаций со стороны университета. Выйти на замкнутую модель возмещения тех усилий, затрат, которые в этой системе генерируются - это наша цель применительно к системе развития предпринимательства, если говорить в организационных терминах. В этой связи фокус программы определен вот в трех направлениях. Это развитие системы управления прикладными исследованиями, развитие инновационного предпринимательства и создание условий, новое развитие кооперации и новых связей, применительно к видам деятельности университета.

Сама программа и наши текущие планы сформулированы на три года, начиная с 2010-ого и заканчивая 2012-ым, и есть так называемый период наблюдения, с 2013-ого по 2017-ый год, пять лет, когда мы будем понимать, удались ли эти усилия или нет, в терминах как раз обеспечения устойчивости. Очень коротко прокомментирую несколько сюжетов.

В части развития управления прикладными исследованиями у нас есть две основных задачи – это более целенаправленная политика в отношении инвестирования или финансирования этих исследований и развитие системы управления интеллектуальной собственностью. Сейчас идет работа по выработке подходов к тому, как, например, оценивается эффективность научных подразделений, которые ведут эти исследования. Поскольку они организованы как самофинансируемые, их задача – найти своих заказчиков через конкурсы и договорённости. Зачастую те идеи, которые обсуждались на старте с этими коллективами, не соответствуют этим ожиданиям через время, и становится понятно, что нужно как-то менять тактику в отношении тех или иных направлений.

С другой стороны, есть крупные институты, которые уже доказали свою эффективность, и становится понятно, что этим можно управлять. В этой связи нам нужно выработать механизм, как принимать решения, как оценивать работу научных подразделений таким образом, чтобы постепенно выравнивать условия работы тех же исследователей в этих подразделениях или целевые индикаторы для самих подразделений. В этой части решения сейчас разрабатываются. Мы думаем, что уже в этом году мы выйдем с предложениями в органы управления.

В отношении интеллектуальной собственности: достаточно новая тема, тем более для университета такой направленности. В течение последних нескольких месяцев возник документ под названием «Основные принципы политики управления интеллектуальной собственностью в университете», и мы сделали попытку определить принципы отношений между участниками процесса в ситуациях, когда возникает или может возникнуть вопрос о распределении прав. Это может быть, например разработка курсов для дистанционного обучения, которые потом в системе дистанционного обучения применяются, или это может быть работа с аналитическими данными, но которые были получены в рамках других исследований, и так далее. В принципе, трансфер результатов между подразделениями и исследователями, он так или иначе всегда упирается в эти вопросы. В том случае, если те объекты интеллектуальной собственности, о которых мы говорим, потенциально могут приносить коммерческий эффект – в этом случае целесообразно обсуждать, как устроены отношения между участниками процесса, и, таким образом регулировать. Эти документы сейчас находятся в обсуждении и через некоторое время будут представлены.

В том, что касается инновационного предпринимательства. Наша цель применительно к системе поддержки предпринимательства в целом – это построить интегрированную систему по университету, включая филиалы, с тем, чтобы мы могли опираться на это сообщество в дальнейших шагах по построению самодостаточной или замкнутой системы. Когда мы будем формировать в инновационном поясе университета те объекты, компании, которые будут заниматься коммерциализацией профессионально, то они должны рассчитывать и понимать, как можно взаимодействовать с предпринимательским сообществом и с наставниками, и со всеми участниками этой предпринимательской экосистемы через университетские возможности. Такие центры формируются, они уже есть в Москве, Нижнем Новгороде и Перми, мы сейчас разрабатываем концепцию по центру предпринимательства в Санкт-Петербурге. Кстати сказать, в Санкт-Петербурге обсуждается вопрос о фокусе этого центра на креативных индустриях, то есть на разработке, создании условий для того, чтобы возникали бизнес-проекты в творческих индустриях. Может быть дизайн, может быть архитектура. Естественно, что московский, нижегородский и пермский филиалы больше ориентированы на интернет, IT-проекты и мобильные системы. Но всё-таки мы к этому относимся больше как к способу закрепить то ноу-хау, которое туда вносится, потому что ключевой стоимостью является идея в отношении нового сервиса, нового вида организации бизнеса или нового способа организации логистики и так далее. Поэтому мы рассматриваем наши центры предпринимательства больше как организации, которые развивают интеллектуальную часть построения бизнеса, и, естественно, они могут быть комплементарны к технологическим решениям и компаниям. Для нас крайне важно, чтобы возникали такого рода партнёрства и пересечения.

Очень коротко продемонстрирую, что сейчас уже есть в предпринимательской системе. В прошлом году был создан совет по инновационному предпринимательству, который определяет наши основные направления и корректирует политику по новым инициативам. Фонд поддержки инновационного предпринимательства, о котором я уже сказал – мы провели в прошлом году первый конкурс и, в общем, получили довольно интересные результаты. Центры предпринимательства, те самые четыре, о которых я говорил. Новые образовательные программы, на уровне бакалавриата и магистратуры в области технологического предпринимательства. Сейчас запускается дистанционная программа в области маркетинга инноваций на базе Высшей Школы Маркетинга. Ну и ряд других. В прошлом году был создан специальный офис или управление инновационной деятельностью, который отвечает за координацию этого процесса и управление самой программой.

Объём системы поддержки предпринимательства можно проиллюстрировать примерно так: предпринимательское сообщество сейчас – это порядка десяти тысяч контактов, из которых 3-4 тысячи людей, которые, так или иначе, постоянно принимают участие в тех мероприятиях, которые проводит инкубатор центра предпринимательства. Мы постоянно проводим три вида конкурсов предпринимательских проектов – это HSE 10K, который в этом году проводится уже шестой раз, буквально на днях закончился приём заявок; это премия «Start-up года» - это более широкое мероприятие, и туда принимаются заявки от любых бизнесов, мы рассматриваем варианты, выбирается самый успешный start-up в этом году и ещё ряд номинаций; и конкурс «Железный предприниматель» - это чемпионат по вовлечению, так называемая деловая игра, студентов в работу с технологиями. Им даётся технология, на которой они должны за короткое время предложить бизнес-модель и решение. Кстати сказать, такая игра сейчас проводится в 15 городах одновременно. На сайте инкубатора можно посмотреть, как это организовано и какие там результаты. Уже, по-моему, в десяти городах закончилось, есть отчёты и интересная информация.

Чуть подробней расскажу: этот опыт с фондом поддержки инновационного предпринимательства, и первый конкурс, который мы провели в ноябре прошлого года. Разыгрывались лоты до 200 тысяч рублей, которые можно было потратить на разработку прототипа или маркетингового исследования, которые у ребят есть. Мы принимали заявки от студентов и преподавателей, кстати сказать, обнаружили, что студенческая активность гораздо выше, чем преподавательская. Было 64 заявки. Из них отобрано 20 победителей, в том числе Москва, Нижний Новгород и Пермь примерно по той же пропорции. Наблюдения, которые мы сделали за период с декабря по март, показывают такую картину: из 20-и победителей 19 команд сохранились и сформировались. Потому что мы разговаривали с инициаторами и ожидали, что они подберут членов своих команд. Таким образом, 102 человека оказались в этой когорте. Из этих 19 - 14 добились того, чтобы сделать свой прототип, пилотную услугу, и начать её пробовать на рынке. 13 уже зарегистрировали юридические лица, 8 из них уже получили первых клиентов и первые продажи. Семь подали заявки, мы пока не знаем результатов, в посевные фонды. И четыре участвовали в международных конкурсах, в частности это конкурсы, которые проводил TechCrunch здесь, в Москве, это конкурс в Кембридже, это конкурс, который вчера состоялся, довольно интересный вместе с AALTO University, на базе инкубатора. Это была так называемая startup-сауна. Отбирали проекты для прохождения обучения уже на базе AALTO Venture Garage.

По итогам мы ожидаем довольно высокий процент успеха, но планируем следующий раунд проводить уже осенью, потому что хотелось бы понять судьбу тех коллективов, которые есть и лучше сориентировать тот конкурс, который будет объявлен осенью. Будет ещё один раунд этого конкурса, в апреле. Мы его хотим ориентировать больше на вовлечение преподавателей, научных сотрудников к экономическому сопровождению бизнес-проектов, которые, так или иначе, могут быть им интересны.

В заключение я скажу буквально две новости, которые могут продемонстрировать интересный опыт взаимодействия с startup-сообществом и с предпринимателями. Вот буквально два дня назад был запущен такой ресурс, называется East-West Digital News, это первый профессиональный англоязычный новостной ресурс, ориентированный на англоязычную аудиторию, который посвящён российскому IT-сектору, На мой взгляд, довольно удачный опыт взаимодействия с университетом, опыт вовлечения студентов в эту работу, опыт взаимодействия с нашими профессорами, это в большой степени факультет бизнес-информатики, разные кафедры. Мы надеемся, что постепенно мы сможем развить этот проект на уровень аналитики и, по сути, платных исследований, сделать из этого объёмный ресурс для использования «вышкинских» знаний и аналитики. Один из прецедентов уже возник.

Буквально последний сюжет. Я бы хотел показать, что в России выпускники Высшей Школы Экономики появляются на обложке Forbes. Это Елена Масолова, известная многим здесь. Она основатель, один из основателей бизнес-инкубатора первого в «вышке». В своё время, ещё будучи студентом магистратуры, выиграла первый конкурс, получила грант в Фонде содействия малым предприятиям. Основала в 2008-ом году венчурный инвестиционный фонд, в 2009-ом году сделала компанию Darberry. И в 2010-ом году состоялась сделка по её продаже компании Groupon. По разным оценкам сумма сделки от 10 до 50 миллионов. Я думаю, что таких историй будет всё больше, и мы, в принципе, уже находимся в том времени, когда предпринимательские или startup успехи могут приводить к реальной крупной стоимости, заметной на рынках и в обществе. Спасибо большое.

  1   2   3


Похожие:

С. Б. Авдашева : Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Авдашева Светлана Борисовна. И я очень рада приветствовать участников нашей сегодняшней сессии iconДобрый день, Уважаемые коллеги!
Мы являемся производителем этого материала. Практическое застывание, которого 36 часов!
С. Б. Авдашева : Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Авдашева Светлана Борисовна. И я очень рада приветствовать участников нашей сегодняшней сессии iconА. В. Данильцев: Добрый день, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем мероприятии, которое проводят совместно Центр атэс и Институт торговой политики Высшей школы экономики. Мы рады вас всех вид
Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем мероприятии, которое проводят совместно Центр атэс и Институт торговой политики Высшей...
С. Б. Авдашева : Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Авдашева Светлана Борисовна. И я очень рада приветствовать участников нашей сегодняшней сессии iconЗдравствуйте, Татьяна! Меня зовут Ренди Гейдж, и я рад приветствовать Вас в нашей команде. Наша команда называется
Если Вы взглянете на наш сайт или посмотрите новости, то увидите, что наша команда добивается наибольших ранговых достижений в компании....
С. Б. Авдашева : Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Авдашева Светлана Борисовна. И я очень рада приветствовать участников нашей сегодняшней сессии icon7. Решение актуальных проблем управления государством 253
...
С. Б. Авдашева : Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Авдашева Светлана Борисовна. И я очень рада приветствовать участников нашей сегодняшней сессии iconВыступление Председателя Правления рао "еэс россии" А. Б. Чубайса на пресс-конференции "Реформа рао "еэс россии": импульс развитию электротехнической отрасли
Чубайс: Добрый день, уважаемые участники конференции. Сегодня у нас не совсем обычное, вернее даже совсем необычное мероприятие....
С. Б. Авдашева : Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Авдашева Светлана Борисовна. И я очень рада приветствовать участников нашей сегодняшней сессии iconЯ рада приветствовать Вас
В инвестиционном портфеле курорта много интересных проектов, Яровое готово
С. Б. Авдашева : Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Авдашева Светлана Борисовна. И я очень рада приветствовать участников нашей сегодняшней сессии iconТверская областная универсальная
Уважаемые коллеги и читатели!
С. Б. Авдашева : Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Авдашева Светлана Борисовна. И я очень рада приветствовать участников нашей сегодняшней сессии iconОрганизационно методические указания по освоению дисциплины «планирование на предприятиях строительного комплекса» Авторы Глоба Светлана Борисовна
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
С. Б. Авдашева : Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Авдашева Светлана Борисовна. И я очень рада приветствовать участников нашей сегодняшней сессии iconДействительный член Российской академии наук
Уважаемые коллеги, большое спасибо за возможность поделиться с вами отдельными соображениями
С. Б. Авдашева : Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Авдашева Светлана Борисовна. И я очень рада приветствовать участников нашей сегодняшней сессии iconУважаемые коллеги!
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница