Работа службы маркетинга на промышленном предприятии




Скачать 57.78 Kb.
НазваниеРабота службы маркетинга на промышленном предприятии
Дата конвертации20.10.2012
Размер57.78 Kb.
ТипДокументы
Работа службы маркетинга на промышленном предприятии

(продолжение , начало в предыдущем номере )


Продолжим начатое в предыдущем номере журнала рассмотрение работы службы маркетинга на промышленном предприятии на нескольких конкретных примерах, при этом постараемся показать в них решение стратегических задач и отдельные тактические приёмы, а так же увязать работу службу маркетинга в другими службами ( технической , коммерческой , экономической , по работе с персоналом ).

Пример 1 : на предприятии составляется или корректируется перспективный план развития . Рассмотрим, как это следует делать, опираясь на службу маркетинга , если предприятию не грозит недружественное поглощение, банкротство или просто смена по каким –либо причинам основных собственников ( т.е. когда положение его достаточно стабильное) ? Нередко эта важная процедура попросту проходит в виде обсуждения в кабинетах председателя совета директоров или генерального директора с VIP - руководителями , когда все присутствующие опираются на своё собственное понимание рынка , маркетинга , возможностей предприятия , когда иногда всё решают внезапно открывшиеся возможности перспективного сотрудничества с зарубежным или отечественным партнёром , или же наступивший « прорыв» в договорённостях с очень ёмким потребителем . Не исключая и такие процедуры в стратегическом планировании , хочется сказать , что в предверии таких обсуждений службе маркетинга должна быть заранее поставлена задача тщательно провести анализ ситуации не только на рынке , на котором работает предприятие, но и на смежных , и даже отдалённых, но возможно перспективных рынках , проанализировать работу не только своих конкурентов и лидеров своих и иных рынков , но и тенденции развития мировой и российской экономики. Подобный подход позволит шире взглянуть на потенциальные возможности фирмы , особенно на много лет вперёд. Кроме этого , должен быть сделать глубокий анализ положения самого предприятия на рынке , его ресурсов и возможностей( в литературе такой подробный анализ называется SWOT-анализом ) . Хочется подчеркнуть , что в SWOT –анализе должна участвовать вся служба маркетинга : собирается информация и предложения от оптовиков и от дилеров , коммерческих представителей и от отдалённых структурных подразделений ( представительств, филиалов и региональных представителей) , от сотрудников коммерческих подразделений , от технологов и конструкторов, от производственников и экономистов . Для проведения такой работы маркетологи разрабатывают и рассылают анкеты , сами проводят устные и письменные опросы , «лазят «по сайтам и посещают выставки и ярмарки , прочитывают много литературы , проводят конкурентную разведку и даже заказываю проведение исследований специализированным фирмам, собирают и обобщают мнения и предложения. В результате такой кропотливой работы ( на неё нужно отвести несколько месяцев) специализированным подразделением маркетинга ( отделом, бюро , управлением и т.п.) должна быть составлена основательная аналитическая записка и положена на стол «стратегам» . Из этой записки в разделе «Анализ» можно будет увидеть открывающиеся в экономике и на рынках перспективы и возможные угрозы , увидеть рыночные преимущества и слабые стороны предприятия , прочитать , что достигли конкуренты и лидеры, и что у них необходимо перенять , а в разделе « Предложения» получить разносторонние предложения по перспективному развитию . Желательно так же предоставить возможность старшему руководителю маркетингового направления ( а на предприятии, как уже говорилось в предыдущем номере, целесообразно ввести должность заместителя генерального директора по стратегическому планированию и маркетингу) эту аналитическую записку публично озвучить в кругу тех , кто при участвует в принятии стратегических решений. Что дальше решат «стратеги» - предсказывать трудно , но однозначно можно сказать , что эти «судьбоносные « решения будут приняты не только на основании эмпирики и интуиции, как это чаще всего случается. Но когда какие-то принципиальные решения о стратегии развития будут приняты , необходимо документальное оформление такого плана , что бы каждой службе был ясен «её манёвр» , за который потом будут спрошено.

Пример 2 : подготовка к выпуску новой продукции. В результате многолетних наблюдений можно сказать, что нередко решение на выпуск новой продукции принимается в результате « озарения « конструкторов ( модельеров , технологов, дизайнеров или производственников ) , либо в результате появления крупного заказчика ( разыгрывается тендер на поставки, сработали чьи-то личные связи ) …словом без участия или глубокой проработки вопроса со стороны тех , кто непосредственно соприкасается с рынком. Опять не будем исключать и такие подходы , но рассмотрим , какую нужно всё-таки выстроить систему. Как следовало бы системно подходить к выпуску новой продукции с точки зрения маркетинга ? . Во-первых , нужно иметь создать постоянно действующую систему поиска новых бизнес-идей , связанных с выпуском новой продукции : это и периодические проводимые на предприятии конкурсы , и создание «банка « новых идей , и систематически проводимые опросы коммерческих подразделений и специалистов , и опросы оптовых и розничных потребителей( и понятно, что это дело нужно поручить специализированному подразделению маркетинга !). Далее , нужно создавать Совет по рассмотрению таких поступающих идей, который должен возглавлять не «главный производственник» или главный конструктор , как это делается нередко , а главный «коммерсант» или главный маркетолог , которые в последствии будут отвечать за сбыт производимого. Просеянные предварительно бизнес-идей могут дальше подвергаться заслушиванию в достаточно большом кругу специалистов , и наиболее , на первый взгляд, жизнеспособные и эффективные подлежать передаче авторам к доработке в виде концепции будущего товара ( т.е. к его подробному описанию и даже макетированию и упрощённому изготовлению ) . В группу разработчиков концепции могут включаться представители различных служб , а маркетологи затем с помощью предварительных исследований , когда будущий товар будет уже достаточно понятен, смогут предварительно оценить спрос. Если же они дадут положительное заключение , тогда принимается решение об изготовлении пробных (опытных образцов ) и проведении их предварительных испытаний. В этой работе , как ни странно, важнейшее ( а при изготовлении товаров народного потребления - главнейшее !) место принадлежит маркетологам , поскольку именно они должны знать , за что потребители могут полюбить или начать ненавидеть новый товар , поскольку именно им предстоит «бороться » за необходимые параметры качества и потребительские свойства нового товара со своими собратьями по конструированию и производству, именно им предстоит в последствии предпринимать усилия по введению нового продукта на рынок. Когда опытные образцы оказываются отработанными до определённого уровня и окончательно становится ясно , что из себя представляет будущий товар, нередко , особенно если для его выпуска потребуются капитальные вложения и структурные изменения , пишется бизнес-план ( в написании которого участвуют представители разных служб) . И только по результатам его глубокого анализа должно приниматься принципиальное решение на производство нового товара ! Как уже говорилось в предыдущем номере , за каждый вид продукции желательно должен быть закреплён её куратор - бренд-менеджер из специализированного подразделения марктеинга. Именно он должен её сопровождать на всех этапах жизненного цикла – от «рождения» и до самой «смерти», заботиться о производстве и продвижении , постоянной модификации и сервисной поддержке.

Пример 3 : выдвижение на новые территориальные сегменты


Нередко на предприятиях бытует «чапаевский подход» со стороны руководителей : глядя на карту России или мира , хочется обеспечить присутствие «красных флажков» предприятия везде и повсюду. Однако в любом бизнесе ресурсы не бесконечны , особенно жалко их попусту бросать в «бой» с заведомо более сильным противником. Значит на первом месте при принятии наступательных решений должна стоять конкурентная разведка. Особенно она важны при выходе на зарубежные рынки , поскольку кроме обычного анализа конъюнктуры рынка приходиться делать подробный анализ и местного законодательства , и местных требований к качеству и потребительским свойствам продукции , и , наконец, того , как так или иная страна защищает собственных производителей. На вопрос , кто должен проводить конкурентную разведку , ответ однозначный : подразделение маркетинга совместно с юристами, конструкторами и технологами , специалистами по внешнеэкономической деятельности и конечно же совместно с коммерческими подразделениями. Только на основании такого предварительного анализа и должны приниматься решения о «наступлении».

В этой и предыдущей статьях мы умышленно не стали говорить об уже всем понятных маркетинговых акциях , как реклама и PR , использование не рекламных методов стимулирования сбыта , управление ценой , применение методов мерчендайзинга. Даже уже из выше сказанного , на наш взгляд очевидна очень значительная роль правильной организации службы маркетинга на промышленном предприятии.


М.А. Гольдберг, генеральный директор Центра делового обучения «Сфера».


Похожие:

Работа службы маркетинга на промышленном предприятии iconВнедрение Системы Менеджмент Качества на промышленном предприятии как один из способов реализации его экономических интересов Гарифова Л. Ф
Внедрение Системы Менеджмент Качества на промышленном предприятии как один из способов реализации его экономических интересов
Работа службы маркетинга на промышленном предприятии iconМетодические указания по выполнению и оформлению контрольной работы. Контрольная работа
В учебный план студентов заочного отделения факультета коммерции и маркетинга по курсу «Информационные системы маркетинга» включена...
Работа службы маркетинга на промышленном предприятии iconОрганизация управленческого учета и анализа инновационной деятельности на промышленном предприятии
Охватывает лишь область так называемого полного инновационного цикла. На практике же чаще всего происходит, что процесс внедрения...
Работа службы маркетинга на промышленном предприятии iconМетодические указания по проведению семинарских занятий по курсу «Организация консультационной службы в апк» для студентов экономического факультета по специальности «Экономика и управление на предприятии апк» 08050265
«Организация консультационной службы в апк» для студентов экономического факультета по специальности «Экономика и управление на предприятии...
Работа службы маркетинга на промышленном предприятии iconМетодические указания по проведению семинарских занятий по курсу «Организация консультационной службы в апк» для студентов экономического факультета по специальности «Экономика и управление на предприятии апк» 08050265 Нижний Новгород, 2009 г
Предназначены для студентов экономического факультета по дисциплине «Организация консультационной службы апк»
Работа службы маркетинга на промышленном предприятии iconДипломная работа на тему «Совершенствование кредитного менеджмента на предприятии»

Работа службы маркетинга на промышленном предприятии iconЗадачами. Задание для курсовой работы Курсовая работа по дисциплине «Планирование на предприятии»
«Планирование на предприятии» и предполагает написание курсовой работы в соответствии с нижеизложенным заданием и ее защитой. Защита...
Работа службы маркетинга на промышленном предприятии iconСамостоятельная работа студентов
Общая концепция внутрихозяйственного планирования и особенности ее применения на предприятии
Работа службы маркетинга на промышленном предприятии iconПутеводитель интервью для руководителя финансовой (планово-экономической) службы
Какова экономическая (финансовая) ситуация на Вашем предприятии с точки зрения наличия средств на производство и его развитие?
Работа службы маркетинга на промышленном предприятии iconИсследование комплекса маркетинга производственной 24 организации Общая характеристика объекта исследования 24 Состояние комплекса маркетинга ООО «Анвал»
Значимость маркетинга объясняется участием в нем двух сторон, без которых невозможен бизнес вообще клиентов и конкурентов
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница