Автодорожной инфраструктуры на развитие бизнеса в регионах




Скачать 41.51 Kb.
PDF просмотр
НазваниеАвтодорожной инфраструктуры на развитие бизнеса в регионах
Дата конвертации21.10.2012
Размер41.51 Kb.
ТипДокументы







ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ 
АВТОДОРОЖНОЙ 
ИНФРАСТРУКТУРЫ 
НА РАЗВИТИЕ 
БИЗНЕСА В 
РЕГИОНАХ

г. Москва
10 июня 2008 г. 



Введение
2
1. В 2007 г. Деловая Россия запустила проект «Качество дорог России».
2. Задачи проекта:
o содействие скорейшим темпам модернизации транспортной системы 
России, а также качественному ее проведению;
o содействие повышению качественных характеристик транспортной 
системы России;
o активная защита интересов бизнеса в ходе модернизации транспортной 
системы.
3. Пути реализации задач:
проведение тематических исследований;
o взаимодействие с профильными департаментами Минтранса РФ, 
подведомственными ему федеральными агентствами,  профильными 
НИИ, региональной властью, в том числе посредством общественных 
(экспертных) советов;
o разработка соответствующих программных документов;
o проведение круглых столов, семинаров на федеральном и региональном 
уровнях.














Текущая ситуация по автодорожной 
инфраструктуре России

3
 Действия Правительства РФ:
1. ФЦП «"Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» 
2. ФЦП «Развитие транспортной системы в России на 2010 – 2015 гг.»
3. Финансирование строительства и реконструкции в 2003 – 2007 гг. – 592 млрд. 
рублей.
4. Поддержка инвестиционных проектов (Западный скоростной диаметр, скоростная 
автомагистраль Москва – Санкт-Петербург, Орловский тоннель под рекой Невой, 
дорога Краснодар-Абинск-Кабардинка и др.). 
 Фактическая ситуация:
1. 62,2 % автодорог России не соответствуют нормативным транспортным 
требованиям.
2. 50 тыс. населенных пунктов лишены дорожной сети, обеспечивающей 
круглогодичное сообщение.
3. Только 8% от общей протяженности автомобильных дорог федерального значения 
имеют многополосную проезжую часть.
4. Доля дорог I категории составляет всего 9 % (41 % дороги III категории).
5. Прирост протяженности автомобильных дорог в 5 раз ниже роста уровня 
автомобилизации в стране.




Плотность сети автодорог на 1 кв.км территории в 
4
России и некоторых странах мира
 Обеспеченность автодорогами в расчете на 10 тыс. человек в США - 2,2 км, 
Канаде – 4,5 км, Франции – 1,7 км, Финляндии – 2,0 км, Китае – 0,1 км, 
России – 0,4 км.
 Общая протяженность автомобильных дорог в России составляет 899 тыс. 
км    при потребности в 1,5 млн. км. (потребность превышает 
предложение в 1,7 раза).





Объемы инвестиций в строительство и 
5
реконструкцию автодорог в России
Объемы строительства и реконструкции 
Финансирование строительства и 
автодорог в 2003-2007, км
реконструкции в  2003-2007, млрд. руб.
По Подпрограмме 2002-2010
По Подпрограмме 2002
-16%
-2010
Отставание 
от плана

20%
13%
Отставание от плана
26%
28%
25%
32%
30%
55%
Фактическое финансирование
Факт
o Средняя текущая доля расходов в России на дороги от ВВП составляет 1,2 %  (средний 
мировой показатель 4 % от ВВП).
o Фактическое финансирование отстает от обещанного. Только в 2007 г. фактическое 
финансирование превысило план. Но даже при этом объемы строительства и 
реконструкции дорог отстали от плана на 20%.
o При больших вливаниях в крупные строительства федеральных дорог (кольцевая дорога 
вокруг Санкт-Петербурга, «Амур» Чита-Хабаровск, М-4 Дон и т.д.) не было 
пропорциональной отдачи 
в объемах строительства.







Сравнение динамики прироста автодорог в России и 
6
некоторых странах СНГ
Планы Украины по строительству и реконструкции 
основных магистральных дорог, км
В России к 2010 году по 
заявленной программе 
ожидается строительство и 
реконструкция 3000 км. 
Однако с учетом того, что за 
последние 5 лет фактические 
показатели отставали от 
Планы Казахстана по строительству и реконструкции 
плановых на 26 % , скорее всего 
автодорог, тыс. км
будет построено не более 2241
км (что на 29 % меньше, чем в 
Казахстане).




7
КАКИЕ В РОССИИ ДОРОГИ?
ПРОБЛЕМНЫЕ…
… И ДАВНО?
… Лет через пятьсот дороги верно,
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут…
… Теперь у нас дороги плохи.
Мосты забытые гниют.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
1823 г.
ПОЧЕМУ?




Цель и задачи исследования    
8
Цель:
Выявление причин сохранения критичного 
состояния автодорожной инфраструктуры 
в регионах при росте инвестиций.
Задачи:
o Изучение состояния автодорожной 
структуры в регионах РФ.
o Выявление факторов, влияющих на 
качество автодорожной 
инфраструктуры.
o Оценка влияния автодорожной 
структуры на развитие бизнеса в 
регионах. 
o Предложение основных направлений 
решения текущих проблем.
Эксперты:
o Администрация субъектов Федерации. 
o Работники дорожной отрасли. 
o Представители региональных бизнес-
сообществ.
 Протяженность федеральных дорог – 47 тыс. км
 Протяженность региональных дорог – 527 тыс.км.




География регионов 
9
Ленинградская область
Средний инвестиционный рейтинг : 
9,8 тыс. км дорог
средний потенциал – высокий риск
118 км дорог на 100 км2
6,1 км на 1 тыс. чел.
ВРП (2006) – 265 млрд. руб.
Пермский край
Инвестиционный рейтинг – 3В1
Пер
10 мский
,1 тыс. к кра
м д й
орог
10,1 
62 к тыс
м д . к
ор м д
ог  ор
на  ог
100 км2
Краснодарский край
62 к
3,7 м д
 км орог 
на 1  на 
ты 10
с.  0 к
че м2
л.
3,7
В  
Ркм 
П ( на 1 
2006ты
) – с. че
393 л.
10,2 тыс. км дорог
млрд. руб.
ВР
И П (20
нвес 06
тиц ) 
и – 393 
онныймл
  рд
рей ру
ти б
нг  .
135 км дорог на 100 км2
– 2В
Хабаровский край
1,9 км на 1 тыс. чел.
4,3 тыс. км дорог
ВРП (2006) – 465 млрд. руб.
5,4 км дорог на 100 км2
Инвестицион. рейтинг – 2А
3,1 км на 1 тыс. чел.
ВРП (2006) – 196 млрд. руб.
Инвестиционный рейтинг – 3В1
Республика Татарстан
15 тыс. км дорог
220 км дорог на 100 км2
Республика Башкортостан
3,9 км на 1 тыс. чел.
25 тыс. км дорог
ВРП (2006) – 605 млрд. руб.
Красноярский край
174 км дорог на 100 км2
Инвестиционный рейтинг – 2В
10,1 тыс. км дорог
6,1 км на 1 тыс. чел.
4,2 км дорог на 100 км2
ВРП (2006) – 505 млрд. руб.
3,5 км на 1 тыс. чел.
Инвестиционный рейтинг – 2В
ВРП (2006) – 585 млрд. руб.
Инвестиционный рейтинг – 2С





Общие критерии оценки качества автодорожной 
10
инфраструктуры
I. Качество дорожного покрытия:
o Ровность полотна (колейность, 
ямочность);
o Наличие водоотводов;
o Срок службы.
II. Система автодорожной сети:
o Плотность дорог;
o Протяженность дорог;
o Пропускная способность;
o Удобство развязок;
o Объездные дороги и дороги 
второстепенного значения.
III. Сервисная инфраструктура:
o Информационные указатели и 
дорожные знаки;
o Сервисные центры;
o Зоны отдыха. 



Различия в приоритетах экспертов при оценке качества 
дорожной инфраструктуры в регионе

11
Администрация 
Работники дорожной 
Бизнес
регионов
сферы
1. Выполнение указаний 
1. Поступление инвестиций в 
1. Легкость доступа к 
федеральных властей.
полном объеме.
производителям и 
потребителям.
2. Наличие 
2. Своевременное поступление 
инвестиционных 
инвестиций (а не в конце года).
2. Скорость доставки товара.
средств.
3. Прозрачность проведения 
3. Объем доставки за одну 
3. Экономия 
тендеров.
поездку.
инвестиционных 
4. Согласованность проекта  между  4. Снижение затрат  на 
средств
всеми структурами.
обслуживание 
5. Доступность и наличие 
автотранспорта.
дорожно-строительных 
5. Безопасность.
материалов. 
6. Информативность.
6. Расширение проектов за 
7. Комфорт.
«гостевые маршруты».
7. Модернизация 
«привлекательнее» 
строительства.
8. Невысокий уровень зарплаты.




Состояние автодорожной структуры регионов 
по оценке экспертов

12
Шкала:
– очень плохо (дорог нет)
– отличные дороги

 В Татарстане, Красноярском и Пермском крае мнения экспертов из трех групп 
полностью совпали: Татарстан  и Красноярский край – хорошее состояние 
дорог; Пермский край – плохое состояние автодорожной структуры.
 В Краснодарском крае и Башкортостане бизнес в отличии от администрации 
считает, что дороги находятся в плохом состоянии.
 В Башкортостане, Хабаровском и Краснодарском крае дорожные строители
загружены проектами и оптимистичны в оценке.




Инвестиции в дорожную инфраструктуру регионов 13
Шкала (качество дорог):
–дороги очень плохие
– отличные дороги

По оценке экспертов
Шкала (инвестиции):
– нет инвестиций
– инвестиций достаточно

Несмотря на хорошую обеспеченность инвестициями большинства регионов, 
качества автодорожной структуры не высокое.
Причины
 Высокая ресурсоемкость строительства / реконструкции дорог.
 Неэффективное использование инвестиционных средств (приоритет 
реконструкции, а не строительству; несогласованность последовательности 
выполнения проектов (по прокладке / ремонту дорог и коммуникаций); 
выполнение работ в неблагоприятный сезон).




Причины высокой ресурсоемкости российской 
14
дороги
Средняя стоимость 1 км. дороги в России по сравнению с некоторыми странам
Россия
8,3 млн. $ / км
Германия
6,9 млн. $ / км
США
6,5 млн. $ / км
Причины высокой стоимости дорог (по мнению Экспертов):
1. Низкопроизводительные технологии и устаревшие 
материалы.
2. Ограниченность объемов ДСМ .
3. Высокая цена дорожно-строительных материалов (ДСМ).
4. Система взаимоотношений «заказчик-подрядчик».
Факторы, сдерживающие развитие производства ДСМ (по мнению Экспертов):
1. Природные месторождения (отсутствие исходных материалов (щебень, песок).
2. Административный фактор (администрация региона решает вопросы о производстве 
ДСМ внутри региона или закупке из внешних источников).
3. Высокая стоимость геологических изысканий и отсутствие их финансирования.
4. Износ оборудования.
5. Непостоянный спрос.
6. Экологические ограничения (например, сокращение асфальтовых заводов в 
Краснодарском крае).




Инновационные материалы в дорожном 
15
строительстве
Информированность 
экспертов о материалах, 
в  % от опрошенных
Холодный  Технологии 
асфальто-
строитель-
бетон
ства
Дорожные инновационные материалы и технологии позволяют:

в 1,5 – 2 раза повысить качество дорожного полотна;

в 3 раза повысить срок эксплуатации дорог;

в 5 раз снизить эксплуатационные затраты.
Тем не менее, инвестиционные проекты по развитию автодорог в большинстве 
случаев разрабатываются без учета применения инновационных материалов и 
технологий строительства. По данным экспертов, применяется не более 5%
дорожных инновационных материалов.




Применение дорожных инноваций в регионах 16
Шкала (инвестиционные 
проекты):
–нет проектов
– много проектов

По оценке экспертов
Шкала (инновации):
– не запланировано 
применение инноваций
– упор на применение 
инноваций

Причины низкого внедрения инноваций:
1.
Административные преграды внедрения инноваций (затянутость процедуры, высокая 
ресурсо- и трудоемкость).
2.
Отсутствие у заказчика и исполнителя экономического стимула к применению 
инновационного материала/технологии с целью снижения цены эксплуатации дороги.
3.
Неэффективность механизма распространения положительного опыта применения 
инновации в одном регионе на другие субъекты РФ.





Международные транспортные коридоры
17
Кроме того, в программных документах Правительство отдает приоритеты 
строительству и реконструкции международных транспортных коридоров с целью 
повышения грузопотока через наши транспортные инфраструктуры 
В ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» была 
предусмотрена подпрограмма «Международные транспортные коридоры»
Строительство международный транспортных коридоров не учитывает 
интересы регионального бизнеса.
Транзитная держава БЕЗ собственного среднего и малого бизнеса 
(за исключением точек питания вдоль международных автотрасс)
Приоритетные транспортные 
коридоры:

o Коридор «Север-Юг»
o Коридор «Транссиб»
o Коридоры «Приморье – 1,2»
o Паневропейский
транспортный коридор № 
1,9





Соответствие автодорожной структуры 
18
потребностям бизнеса регионов
Перевозки грузов автотранспортом в России составляют 77% всех грузоперевозок страны. 
в % от всех опрошенных представителей бизнеса
Плохая российская автодорожная структура вызывает: 
o Размер транспортной составляющей в себестоимости продукции достигает 12—50 % 
(против 7—8 % в странах с развитой экономикой).
o Расход горючего в 1,5 раза больше, чем в промышленно развитых странах. 
o Стоимость обслуживания автомобилей возрастает в 2,5–3,4 раза, срок его службы 
сокращается на 30%, а его производительность падает более чем в 2 раза.
o Средняя скорость перемещения грузов по стране — 200−300 км / день, в то время как в 
Европе этот показатель равен 1000 км /день.



Оценка влияния автодорожной инфраструктуры на 
19
развитие бизнеса в регионах
Микроэкономи-
Наибольшая чувствительность к развитию 
ческие факторы 
автодорожной структуры – у перерабатывающего 
!
производитель-
несырьевого сектора экономики.
ности
Потребители
Прямое 
Предприниматель-
воздействие
ская активность
Деловые 
Инвестиции и 
поездки
а) Стоимость
Стоимость
инновации
Перевозка 
ТРАНСПОРТНАЯ 
поездки
РЕАКЦИЯ 
Внутренняя и 
грузов
СОСТАВЛЯЮЩАЯ
Время поездки
БИЗНЕСА
международная 
Надежность
Жители 
торговля
пригородов
б) Качество
Конкуренция
Комфорт
Туристические 
Рынок труда
Безопасность
поездки / Отдых
Защищенность
Глобальная 
миграция
o Сокращение  времени поездки через регион на 10 % повышает продуктивность 
регионального бизнеса на 1,2 %.
o Наибольший импульс получат сфера пассажирских и грузовых перевозок, 
сельское хозяйство, торговля, пищевая и легкая промышленность, туризм и 
сфера обслуживания, строительство.



Направления решения текущих проблем
20
1. Считаем, что формирование эффективной автодорожной инфраструктуры России в
долгосрочном периоде не может строиться без разработки концепции научно-технической
политики
, отвечающей современным потребностям дорожного хозяйства.
2. Приоритеты дорожной науки:
o
Выполнение фундаментальных и прикладных исследований и разработок в области 
дорожной науки.
o
Создание и развитие общих и специальных технических регламентов, а также 
документов методического характера.
o
Оптимизация механизмов взаимодействия научных организаций, профильных Вузов, 
предприятий дорожного хозяйства
o
Создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры.
3. Основные принципы дорожной науки:
o
Экономическая целесообразность, исходя из наибольшей эффективности  технических и 
конструкционных решений с учетом всего комплекса затрат и выгод за весь срок службы 
объекта.
o
Взаимная заинтересованность всех участников инвестиционного процесса во внедрении 
конкурентоспособных инновационных  технологий и материалов.
o
Соответствие международным требованиям к дорожной сети исходя из перспективы 
интеграции в международную дорожную сеть.
o
Унифицированность принципов формирования автодорожной инфракструктуры в 
регионах страны.



Выводы
21
Транспортная стратегия России на период до 2030 года должна 
дорабатываться с учетом следующих моментов:

1. Развитие дорог в регионах должна планироваться с учетом интересов 
всех категорий бизнес-сообществ.
2. Технические требования к автодорожной сети должны разрабатываться 
с учетом передового международного опыта.
3. Развитие международных транспортных коридоров должно 
осуществляться без ущерба развитию автодорожной структуры 
регионов.
4. Механизмы внедрения инноваций  в дорожное строительство должны 
быть упрощены и регламентированы:
o сокращение срока внедрения инноваций до 6 месяцев, 
o упрощение процедуры сертификации инноваций,
o обеспечение унифицированности принципов формирования 
автодорожной структуры во всех регионах страны.







22
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Проект «КАЧЕСТВО ДОРОГ РОСССИИ»
Руководитель проекта – Фахретдинов Сергей Баянович
член Генерального Совета
Россия, 123610, Москва, 
Краснопресненская набережная, 12
7 подъезд, офис  202 
Тел. 495 967 0038/41
www.deloros.ru



Похожие:

Автодорожной инфраструктуры на развитие бизнеса в регионах icon«Развитие малого и среднего предпринимательства и банковского сектора в регионах Российской Федерации»
Тельства и банковского сектора в регионах Российской Федерации инициирован предпринимательским сообществом России и направлен на...
Автодорожной инфраструктуры на развитие бизнеса в регионах iconУстойчивое и эффективное развитие внутренней торговли
А. М. Морозова. Развитие торговли в стране и отдельных регионах
Автодорожной инфраструктуры на развитие бизнеса в регионах iconДиректор программы Со-директор программы «Развитие бизнеса: «Развитие бизнеса», Энерия и Эволюция» руководитель направления открытых программ Мы находимся в ситуации, характерной для растущего рынка
Модуль посвящен введению в основы бизнеса, пониманию сути развития организации и связанных с этим решений
Автодорожной инфраструктуры на развитие бизнеса в регионах icon«развитие коммунальной инфраструктуры на основе инновационных и энергосберегающих технологий» 2
«развитие коммунальной инфраструктуры на основе инновационных и энергосберегающих технологий»
Автодорожной инфраструктуры на развитие бизнеса в регионах iconНазвание проекта
Развитие инфраструктуры федеральной автодороги а-114 (Новая Ладога-Вологда)
Автодорожной инфраструктуры на развитие бизнеса в регионах iconАнкета-опросный лист по теме «Государственно-частное партнерство: развитие местной инфраструктуры»

Автодорожной инфраструктуры на развитие бизнеса в регионах iconПостановление Правительства Свердловской области от 11. 10. 2010 n 1485-пп(ред от 18. 07. 2012)"Об утверждении областной целевой программы "Развитие инфраструктуры
Постановление Правительства Свердловской области от 11. 10. 2010 n 1485-пп(ред от 18. 07. 2012)"Об утверждении областной целевой...
Автодорожной инфраструктуры на развитие бизнеса в регионах icon1. Экономико-географическое положение
Развитие транспортно-коммуникационной инфраструктуры (внешний транспорт, улично-дорожная сеть)
Автодорожной инфраструктуры на развитие бизнеса в регионах icon«Инновационное развитие России» Обзор сми №57 (2011), 12 18 марта 2011 г
Председатель Правительства РФ в. В. Путин провёл в Томске совещание по совершенствованию инструментов инновационного развития в регионах...
Автодорожной инфраструктуры на развитие бизнеса в регионах iconРазвитие рыночной инфраструктуры подготовки конкурентоспособных работников (на примере города Кемерово)
Впо «Тюменский государственный университет»
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница