Комплексная региональная программа развития конкуренции в Тамбовской области на 2010-2012 годы




Скачать 424.38 Kb.
НазваниеКомплексная региональная программа развития конкуренции в Тамбовской области на 2010-2012 годы
страница1/2
Дата конвертации21.10.2012
Размер424.38 Kb.
ТипПрограмма
  1   2


УТВЕРЖДЕНА

постановлением администрации области


Комплексная региональная программа

развития конкуренции в Тамбовской области

на 2010-2012 годы


ПАСПОРТ

комплексной региональной программы развития конкуренции в Тамбовской области на 2010-2012 годы



Наименование программы

Комплексная региональная программа развития конкуренции в Тамбовской области на 2010-2012 годы (далее – Программа)


Заказчик-координатор Программы

Управление по развитию промышленности и предпринимательства области


Заказчики Программы



Управление по развитию промышленности и предпринимательства области;

управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (по согласованию);

управление сельского хозяйства области;

управление по развитию перерабатывающей промышленности области;

управление строительства и архитектуры области;

управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области;

управление транспорта и автомобильных дорог области;

комитет государственного заказа области;

управление здравоохранения области;

комитет по государственному регулированию тарифов области;

управление информатизации администрации области;

управление государственной службы и организационной работы администрации области


Разработчики Программы

Управление по развитию промышленности и предпринимательства области совместно с:

управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (по согласованию);

управлением сельского хозяйства области;

управлением по развитию перерабатывающей промышленности области;

управлением строительства и архитектуры области;

управлением топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области;

управлением транспорта и автомобильных дорог области;

комитетом государственного заказа области;

управлением здравоохранения области;

комитетом по государственному регулированию тарифов области;

управлением информатизации администрации области;

управлением государственной службы и организационной работы администрации области


Цели и задачи Программы



Цель:

развитие добросовестной конкуренции в приоритетных сферах экономической деятельности Тамбовской области.

Задачи:

определение обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке;

насыщение рынка области приоритетными группами товаров, повышение продовольственной безопасности региона;

создание условий для развития конкуренции на региональном строительном рынке;

содействие реформированию жилищно-коммунального хозяйства;

улучшение транспортной инфраструктуры;

совершенствование системы государственных и муниципальных закупок;

повышение доступности медицинской помощи, оказываемой населению Тамбовской области, путем включения в территориальные программы обязательного медицинского страхования негосударственных и частных учреждений здравоохранения;

организация доступа к информации о деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления;

развитие системы защиты прав потребителей


Сроки реализации Программы


2010-2012 годы

Объемы и источники финансирования



Источниками финансирования Программы являются:

средства областного и федерального бюджетов (в рамках финансирования Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на

2009-2012 годы, Программы создания и развития системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов Тамбовской области на

2009–2012 годы, Программы развития малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области на 2009-2011 годы, областной целевой программы развития свеклосахарного производства Тамбовской области на период 2009-2012 годов, Программы развития молочного скотоводства и увеличения производства молока в Тамбовской области на 2009-2012 годы, Программы государственных гарантий оказания населению Тамбовской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год», целевых программ: развития элеваторной промышленности Тамбовской области на 2010-2012 годы, «Формирование электронного правительства Тамбовской области на 2009-2012 годы», «Повышение качества государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров на 2009–2011 годы в Тамбовской области», совершенствования и развития сети автомобильных дорог Тамбовской области на 2009-2015 годы, «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2009-2011 годы»);

внебюджетные средства (собственные средства предприятий сельского хозяйства, пищевой промышленности, розничной торговли, средства частных инвесторов)





1.Характеристика проблемы

и обоснование ее решения программно-целевыми методами


1.1. Основной задачей макроэкономической политики является формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества.

Одной из главных особенностей современного этапа развития мировых товарных рынков является жесткая конкуренция и усиление влияния транснациональных компаний на экономику других стран и регионов.

Для решения этой проблемы многие страны используют в своей практике различные механизмы защиты внутреннего рынка от глобальной и, в большинстве случаев, недобросовестной конкуренции.

Уровень развития и состояния конкурентной среды варьируется в зависимости от отрасли или рынка, что связано с различными условиями функционирования, историей и этапом развития отрасли, ценовой ситуацией, ее изменениями и множеством других значимых факторов. Это требует разработки специальных мер развития конкуренции в отдельных отраслях.

Выбор отраслей обусловлен их значимостью для экономики региона в целом (доля вклада в валовой региональный продукт, включенность товаров в большое количество цепочек стоимости, инфраструктурный характер для других отраслей), а также остротой текущих проблем, связанных с конкурентной средой.

Перечень приоритетных отраслей не является исчерпывающим и будет корректироваться по мере реализации Программы развития конкуренции в Тамбовской области, в том числе на основе практики применения антимонопольного законодательства и регулярного анализа рынков, а также на основе предложений органов исполнительной власти области и федеральных органов исполнительной власти, расположенных в регионе. Также будут уточняться и совершенствоваться предложенные меры по развитию конкуренции в соответствующих отраслях экономики.

Программы и планы развития отдельных отраслей или сфер экономической деятельности могут стать эффективным инструментом конкурентной политики.

Развитие конкуренции - комплексная задача, за решение которой несут ответственность все органы государственной и муниципальной власти.


1.2. Оценка состояния конкуренции в сфере агропромышленного комплекса области


На развитие конкуренции в агропромышленном комплексе (далее –АПК) области значительное влияние оказывают специфические особенности отрасли. Природно-климатические условия Тамбовской области серьезно влияют на продуктивность земли и на предложение продукции, особенно растениеводческой.


Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль – сельское хозяйство – является ведущим сектором экономики региона, его доля в валовом региональном продукте составляет порядка 17 процентов. Экономический рост в сельском хозяйстве области продолжается в последние 8 лет.

За этот период областные сельскохозяйственные организации всех форм собственности увеличили объемы производства сахарной свеклы, подсолнечника, картофеля, овощей и плодов; увеличилось поголовье овец и коз, возросли надои молока на одну фуражную корову.

Вместе с тем сбытовая деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей в отсутствие организованных рынков сбыта до сих пор носит несколько спонтанный характер. Основная доля продукции реализуется перерабатывающим предприятиям, торговым посредникам и через собственные магазины.

Значительным сегментом на рынке сельскохозяйственной продукции являются малые формы хозяйствования. К данной категории относятся более 270 тысяч личных подсобных хозяйств с общей земельной площадью около 101,2 тыс. га и долей в общем объеме производства валовой продукции около 38 процентов. Вторыми по численности являются более 2780 крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственные угодья которых занимают 439 тыс. га. Удельный вес производимой продукции этими хозяйствами превышает 12 процентов. Третья категория малых форм – это сельскохозяйственные потребительские кооперативы в количестве 70 единиц.

В области ведется строительство семейных молочных миниферм на 24 головы коров для крестьянских (фермерских) хозяйств. Также будут построены фермы на 100 голов коров и более. Всего до 2012 года предполагается ввести не менее 60 молочных ферм. Фермы будут оснащены современным оборудованием для содержания, кормления и доения животных, что позволит достичь качества производимого молока на уровне стандартов, определенных Федеральным законом от 12.06.2008 №88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». Одновременно с этим крестьянские (фермерские) хозяйства объединяются в сельскохозяйственные потребительские кооперативы по переработке молока, что позволит выпускать продукцию с низкой себестоимостью и, соответственно, повысить конкуренцию на рынке молока.

Увеличение объемов производимой продукции малыми формами хозяйствования активизирует конкуренцию в этом сегменте экономики.

Этому также будет способствовать строительство и ввод сельскохозяйственных кооперативных рынков. В настоящее время в двух районах области уже действуют такие рынки, разработана проектная документация по строительству сельскохозяйственного кооперативного рынка в Мичуринском районе, ведется подготовительная работа по выделению земельного участка под строительство такого рынка в г.Тамбове. В перспективе каждый районный центр и город области будет иметь рынок с преобладающей долей товаров и продукции, реализуемых непосредственно производителями.

Пищевая и перерабатывающая промышленность занимает одно из ведущих мест в промышленном комплексе области по созданию валового регионального продукта (далее – ВРП), величине налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, численности занятых в ней работников. Основная доля в обеспечении населения региона продуктами питания принадлежит предприятиям по производству пищевых продуктов, включая напитки и табак.

Число действующих крупных и средних предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности по состоянию на 01.01.2010 составляет 49 единиц или 34 процента от общей численности предприятий в обрабатывающих производствах; количество малых предприятий, занятых производством продуктов питания, составило 98 единиц.

В последние 3-5 лет пищевая и перерабатывающая промышленность области становится все более привлекательной для инвестирования. В соответствии со стратегией социально-экономического развития региона данная сфера деятельности выделена в разряд приоритетных. Примерами новых объектов (дополнительных мощностей), введенных в эксплуатацию сравнительно недавно, в отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности являются - предприятие по производству концентрированных фруктовых соков общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Росконцентрат» (Мичуринский район), зерновой элеватор на 25 тыс. тонн единовременного хранения в

ООО «Агроник» (Никифоровский район), цех по производству колбасных изделий мощностью 50 тонн в смену открытого акционерного общества (далее – ОАО) «Первомайский мясоптицекомбинат», предприятие по производству замороженной плодоовощной продукции ООО «Айстек» (г.Тамбов), спиртовой завод ОАО «Талвис» мощностью 3,0 млн. декалитров этилового спирта в год (Тамбовский район), убойное производство ООО «Агропромышленный комплекс «Росмясо» мощностью до 240 тонн в месяц мяса в убойном весе (Никифоровский район), цех производства и розлива растительного, в том числе рафинированного, масла мощностью 50 тонн в смену на ООО «Кристалл» (г.Кирсанов), цех производства и розлива растительного масла ООО «Россо» (г.Тамбов), новое мукомольное производство мощностью до 550 тонн в смену по переработке зерна ОАО «Сабуровский комбинат хлебопродуктов» (Тамбовский район), хлебозавод (г.Уварово).

В настоящее время в области реализуется целый ряд инвестиционных проектов в сфере АПК. Это строительство сахарного завода в Мордовском районе мощностью по переработке сахарной свеклы 9,0 тыс. тонн в сутки, цеха по производству растительного масла на базе ОАО «Уваровский элеватор», нового молочного завода производительностью 25 тонн в сутки в с.Стрельцы Тамбовского района и хлебозавода в г.Мичуринске. В связи со значительными валовыми сборами зерна в Российской Федерации, в том числе в нашей области (2008 г. – 3,05 млн. тонн, 2009 г. – 2,715 млн. тонн), много проектов имеется в элеваторной промышленности региона. Самые значительные их них: строительство элеваторов в Никифоровском районе закрытое акционерное общество (далее – ЗАО) «Биотехнологии» на 240 тыс. тонн единовременного хранения, в Кирсановском районе ООО «Ресурс» на 100 тыс. тонн (с последующим увеличением), в Сампурском районе ООО «Вилион» на 60 тыс. тонн и в г.Котовске ООО «Русь» на 55 тыс. тонн. В ближайшее время к увеличению мощностей по приемке и хранению зерна приступят ОАО «Сабуровский комбинат хлебопродуктов», ОАО «Токаревский комбинат хлебопродуктов» и ОАО «Избердеевский элеватор».

Наряду с продукцией областных товаропроизводителей на потребительском рынке реализуется продукция пищевых предприятий Липецкой, Белгородской, Воронежской, Саратовской, Курской, Пензенской областей, Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области доля продовольственных товаров местного производства составляет около 16 процентов в областном обороте розничной торговли.

В качестве организационных и экономических мер, направленных на стимулирование развития конкуренции в отрасли и дальнейшее ее развитие, необходимо следующее:

осуществление различных форм экономической интеграции в области производства, переработки, хранения и реализации продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий перерабатывающей промышленности;

расширение практики «прямых продаж» сельскохозяйственных товаров населению, в том числе через рынки и ярмарки «выходного дня» в городах;

расширение видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в отношении которых могут проводиться закупочные и товарные интервенции;

стимулирование объединений сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающих (обслуживающих) отраслей, развитие кооперации, в том числе в целях проведения эффективного диалога с розничными торговыми сетями и упрощение входа в них со своей продукцией;

организация подготовки (переподготовки) кадров и повышение квалификации персонала предприятий отрасли с привлечением научного потенциала имеющихся в области научно-образовательных учреждений, как дополнительный элемент конкурентного преимущества организации, в том числе обучение мелких сельхозтоваропроизводителей (крестьянско-фермерское хозяйство (далее – КФХ), личное подсобное хозяйство (далее - ЛПХ) основам управления (менеджмента, маркетинга);

поддержка в вопросе кредитования новых участников рынка – предприятий (организаций), которые только создались, или тех, которые работают менее 1 – 1,5 лет.


1.3. Оценка состояния конкуренции в сфере розничной торговли области


Потребительский рынок области характеризуется как стабильно развивающийся, с соответствующим уровнем насыщенности товарами, достаточно развитой сетью предприятий торговли и общественного питания, высокой предпринимательской активностью.

В области ведется активная работа по совершенствованию организации торговли и развитию конкуренции в этой среде.

Весомую роль в развитии отрасли играют предпринимательские структуры, индивидуальные предприниматели. Сегодня практически вся сфера потребительского рынка – это частный бизнес, доля которого в обороте розничной торговле составляет более 90 процентов.

Сеть розничной торговли области насчитывает около 6 тысяч предприятий, 1,5 тысячи предприятий общественного питания, 27 розничных рынков (в том числе 2 – сельскохозяйственных кооперативных).

Формируется полный комплекс повседневных услуг. Ежегодно вводится порядка 300 объектов розничной торговли, около 100 ресторанов, кафе, закусочных, баров и других предприятий торговли и сервиса.

В рознице представлены все форматы – «магазины у дома», крупные торговые и торгово-развлекательные центры, торговые дома, гипер- и супермаркеты с широким спектром сопутствующих услуг, организованные рынки.

Развитие розничной торговли происходит, как за счет строительства и ввода крупных предприятий нового формата сетевой торговли, так и небольших магазинов эконом-класса, расположенных в пределах пешеходной (шаговой) доступности от жилых домов.

Проводимая поступательная и сбалансированная политика в области потребительского рынка не только сохранила, но и повысила инвестиционную привлекательность региона, укрепила доверие фирм, российских компаний и предпринимателей, имеющих многолетний положительный опыт работы в сфере торговли и услуг.

По оценочным данным только за последние 3 года в развитие сети торговли и общественного питания вложено более 6 млрд. рублей частного капитала.

Ведущие компании активно продолжают построение розничных торговых сетей в области, что заметно отразилось на повышении уровня конкуренции в этой среде. Сегодня наиболее заметны на нашем рынке крупные российские сетевые компании – ЗАО «Корпорация «ГРИНН», ЗАО «Тандер», ООО «Копейка-Воронеж», гипермаркет «real,-» из группы «METRO», сеть «Магнолия», «Эльдорадо», «Техносила», «М-видео», «Евросеть» и др.

Приход крупных инвестиций в торговлю из других регионов активизировал рыночную политику местных предприятий.

С 2003 года в г.Тамбове развивается сеть магазинов «Эконом», насчитывающая на сегодняшний день более 20 магазинов. Положительно зарекомендовали себя другие сети: «Мир соблазна», «Бегемот», «Любимые продукты», «Пятачок», «Пряники дешево», «Астарта» и другие.

На сегодняшний день в области работают магазины 59 непродовольственных и 11 продовольственных розничных торговых сетей.

Тенденция роста сетевой торговли создает дополнительные возможности расширения рынка и дает значительный положительный эффект. Повышается прозрачность торговых операций, выход товарооборота из тени увеличивает налоговые поступления, внедряются современные технологии. Для производителей появляются возможности увеличения объемов реализации произведенных товаров.

С приходом сетей появилась насущная необходимость бороться за покупателя, повышать качество обслуживания, развивать сервис и новые услуги.

Одновременно доминирование крупной сетевой торговли ставит в зависимость местных производителей от продавца в части ужесточения условий поставки товаров и их реализации («входной бонус», споры по возврату остатков нереализованной продукции и др.).

Сегодня в области проводится работа по экономически эффективному размещению предприятий потребительского рынка шаговой (пешеходной) доступности. Сеть таких предприятий будет развиваться в дополнение к действующим магазинам, как путем нового строительства небольших отдельно стоящих объектов, так и за счет открытия предприятий в жилых и нежилых помещениях первых этажей.

С 2002 года в администрациях городов и районов определены направления развития потребительского рынка, которые закреплены перспективными мероприятиями. Главная цель этих мероприятий – проведение качественных преобразований на потребительском рынке, направленных на повышение комфортности проживания в городах и районах области и создание здоровой конкурентной среды.

За счет частных инвестиций за 2009 год открыто 344 магазина торговой площадью 39,4 тыс. кв. м., 64 предприятия общественного питания площадью 5,8 тыс. кв.м. В целом создано более 2,5 тысячи рабочих мест.

В соответствии с областной целевой программой «Социальное развитие села до 2012 года», в целях улучшения торгового обслуживания сельского населения в 2009 году в сельской местности открыто 163 объекта торговли и общественного питания и реконструировано 26.

Внутриобластной рынок товаров формируется как за счет собственных ресурсов, так и за счет их поступления из других регионов. Барьеры, административные ограничения на реализацию товаров соответствующего качества органами государственной власти не вводятся.

В целом ситуация на потребительском рынке области с обеспечением населения продовольственными и непродовольственными товарами характеризуется как стабильная, сокращения ассортимента не наблюдается. Объем товарных запасов в организациях розничной торговли составляет от 30 до 35 дней.

Особого внимания требует обеспечение населения продуктами питания. От всех ввезенных в область потребительских товаров более 57 процентов приходится на продовольственные товары и сырье для их производства.

Для оказания поддержки областным предприятиям пищевой промышленности, сельхозпроизводителям и преодоления «входных барьеров» с крупными сетевыми предприятиями достигнута договоренность об упрощении решения вопросов по реализации товаров местного производства.

Большую помощь предпринимателям в решении возникающих проблем оказывают общественные объединения – Тамбовский региональный «Союз предпринимателей Тамбовской области», региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

Анализ средних розничных цен на отдельные виды социально значимых товаров свидетельствует, что колебания цен на основные продукты питания незначительны.

Предприятиями торговли периодически проводятся такие мероприятия, как «товары дня», лотереи, ветеранам войны предоставляются скидки в размере 10 процентов на определенный перечень продуктов питания, сложилась практика проведения совместно с поставщиками акций по временному снижению цен на отдельные наименования товаров и др.

В целях улучшения обеспечения населения области продовольственными товарами, сельскохозяйственной продукцией в городах и районах области с 2002 года практикуется проведение еженедельных розничных ярмарок, которые пользуются большой популярностью у населения.

К участию в их работе активно привлекаются предприятия пищевой промышленности и сельского хозяйства в целях реализации своей продукции по отпускным ценам.

За последние годы определились постоянные участники ярмарки – предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, потребительской кооперации, а также предприниматели, осуществляющие производственную и торговую деятельность.

Для промышленных предприятий участие в ярмарках – хорошая возможность не только увеличить объемы реализации своей продукции, но и узнать спрос непосредственного потребителя.

Вместе с тем еще недостаточно развитая конкурентная среда не позволяет эффективно использовать рыночные механизмы для повышения качества товаров и услуг, их ценовой и территориальной доступности для всех социальных групп населения.

Поэтому на потребительском рынке необходимо:

создание условий для добросовестной конкуренции, поддержки новых местных производителей конкурентоспособной продукции;

усиление контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в деятельности торговых организаций, в том числе активизация борьбы с картелями;

обеспечение эффективного контроля защиты прав и соблюдения интересов потребителей, стимулирования обновления технологий торгового процесса, развития и укрепления нормативно-правовой базы, а также поддержания требуемых товаропотоков с учетом государственных нужд;

создание условий для установления прямых связей организаций розничной торговли с товаропроизводителями и оптимизации системы товародвижения по обеспечению населения товарами местного производства;

обеспечение оптимального размещения торговой сети, обеспечивающего территориальную доступность продовольственных товаров;

привлечение крупных отечественных и зарубежных компаний, активное внедрение современных сетевых технологий (в том числе сети нового типа: гипермаркеты, супермаркеты, магазины-склады и т.д.);

формирование эффективной, отвечающей современным требованиям многоканальной системы товародвижения на основе реформирования существующего оптового звена торговли (перепрофилирование мелких предприятий в оптовые продовольственные рынки, создание логистических (торгово-распределительных) центров;

обеспечение комплексного подхода к развитию оптовой и розничной торговли за счет формирования крупных кластеров, повышающих взаимосвязи участников и способствующих развитию конкуренции в отрасли, в рамках Программы социально-экономического развития Тамбовской области на период 2007-2011 годов;

проведение пресс-конференций, телефонных опросов по вопросам развития конкуренции на продовольственных рынках, освещение в средствах массовой информации вопросов защиты прав потребителей, в том числе организация «горячих линий», «телефона доверия».

Реализация мероприятий позволит улучшить имидж и повысить привлекательность Тамбовской области среди населения, бизнес-сообщества и потенциальных инвесторов.


1.4. Оценка состояния конкуренции на строительном рынке


В области функционируют более 500 строительных организаций и 125 предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии, в которых занято 17 тысяч человек или 5,2 процента от общего числа занятых в экономике области. Все они конкурируют между собой за право получения подряда на строительно-монтажные работы и заключения договоров на поставку продукции строительного назначения.

Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», в 2009 году составил более 17,8 млрд. руб. или 101,8 процента к уровню 2008 года.

Конкурентную среду на рынке подрядных работ в регионе можно условно разделить на несколько уровней.

Первый уровень представлен строительными организациями, которые совмещают в себе функции заказчика, генподрядчика, а иногда и инвестора. Такие организации конкурируют на рынке строительных услуг только с аналогичными крупными предприятиями, поскольку борьба на подрядных торгах ведется за пользование земельным участком, а не за получение заказа на выполнение подрядных работ.

На втором уровне между собой конкурируют строительные организации, специализирующиеся на генеральных подрядах. Они борются за возможность реализации функций по управлению проектами, а также за право выполнения подрядных работ на производственных и непроизводственных объектах.

На третьем уровне конкурируют подрядчики за отдельные контракты по производству специализированных работ на строительной площадке собственными силами на условиях субподряда. Для данной ситуации характерна все возрастающая конкуренция в строительных конкурсах, в том числе значительное увеличение количества участников по государственным и муниципальным заказам.

При этом в условиях уменьшения объемов строительно-монтажных работ со стороны заказчиков и снижения спроса на жилье со стороны населения степень выживания строительных организаций существенно зависит от их конкурентоспособности.

В этих условиях в строительной отрасли преобладает жесткая ценовая конкуренция. Чтобы ее выдержать, строительным компаниям необходимо идти по пути уменьшения издержек производства готовой продукции, снижать объем непрофильных активов, находящихся на балансе предприятий.

Негативно влияет на деятельность строительных предприятий рост цен на топливо и электроэнергию, который ведет к росту себестоимости выпускаемой продукции и снижению конкурентоспособности предприятий.

Снижение затрат на производство строительной продукции является одним из важнейших факторов, влияющих на ее стоимость, а следовательно, и на конкурентоспособность как самой продукции, так и предприятия в целом.

Одним из важнейших условий для развития здоровой конкуренции на строительном рынке области является территориальное планирование и градостроительное зонирование, так как дает возможность бизнес-сообществу прогнозировать объемы строительства, потребность в тех или иных строительных материалах, а также планировать развитие предприятий.

К концу 2009 года завершены работы по согласованию проекта схемы территориального планирования Тамбовской области с федеральными органами исполнительной власти с целью его утверждения и последующей реализации.

Разработаны проекты схем территориального планирования 23 муниципальных образований области и проводится работа по их согласованию.

Решениями Тамбовской городской Думы и городских Советов городов Уварово, Моршанска, Кирсанова и Котовска утверждены генеральные планы. Ведутся работы по согласованию проекта генерального плана г. Жердевки.

На основании заключенных муниципальных контрактов продолжается разработка генеральных планов г.Рассказово, р.п.Первомайский, р.п.Знаменка, р.п.Дмитриевка, поселка совхоза «Комсомолец».

Отмечается перекос в размещении предприятий строительной индустрии, которые в большей степени сосредоточены в городе Тамбове и Тамбовском районе. Прекратили свою деятельность практически все ранее существовавшие предприятия строительной индустрии в районных центрах области.

Ощущается отсутствие производств строительных конструкций, изделий и материалов. Полностью отсутствует производство эффективных стеновых материалов, в том числе лицевого кирпича, широко используемых сегодня в строительстве гипсоволокнистых и гипсокартонных листов, ориентированно-стружечных плит, всех видов мягких кровельных материалов, строительного стекла, материалов для внутренней и наружной отделки зданий, предметов домоустройства, напольных покрытий. В результате данные материалы ввозятся из других субъектов по более высоким ценам, что ведет к удорожанию строительно-монтажных работ.

В структуре строительства жилья сохраняется высокая доля жилья с использованием мелкоштучных стеновых материалов (до 75 процентов). При этом область на протяжении последних лет остро ощущает дефицит стеновых материалов. Существующие производственные мощности покрывают потребности только в рядовом силикатном кирпиче. Лицевой кирпич и мелкие стеновые блоки ввозятся из соседних регионов (более 50 млн. шт. усл. кирпича в год).

В целях решения этого вопроса в 2010 году в Сампурском районе начата реализация инвестиционного проекта по строительству завода керамического кирпича мощностью 60 млн. шт. усл. кирпича в год на основе пластического метода формования. Ввод мощностей ожидается в 2012 году.

Кроме того, необходимо активно развивать производство высокоэффективных видов изделий широкой номенклатуры на основе полимерного сырья (пенопластов), вермикулита, перлита, пеностекла и других природных материалов с применением ресурсо- и энергосберегающих технологий, а также изделий на основе ячеистых автоклавных и безавтоклавных бетонов.

Качество и цена продукции, работ и услуг строительного комплекса области является основной составляющей конкурентной борьбы.

Существенным недостатком промышленности строительных материалов области является отсутствие собственного производства цемента, цемент ввозится из-за пределов региона, вызывая удорожание стоимости выпускаемых материалов, что делает их менее конкурентоспособными.

Притом, что в Тамбовской области имеется сырьевая база для создания цементного производства и планируется реализация инвестиционного проекта по строительству цементного завода мощностью 1,22 млн. тонн в год на базе Борисовского месторождения известняков. Однако из-за проблемы получения кредитных ресурсов работы по реализации проекта инвестором приостановлены.

Мягкие кровельные материалы в область полностью завозятся из других регионов. Необходимо принимать меры по обеспечению региона рулонными кровельными и гидроизоляционными материалами и стимулировать организацию их производств на территории области.

С 01 января 2010 г. в качестве одного из методов контроля вместо лицензирования вводится саморегулирование строительных организаций. Саморегулирование призвано улучшить положение дел в строительной сфере, повысить ответственность организаций за качество и безопасность объектов.

Однако некоторые положения нового законодательства являются спорными и могут ограничивать конкуренцию на рынке строительных услуг:

организация, которая является одновременно строителем, проектировщиком и изыскателем должна входить сразу в три саморегулируемые организации, что требует больших затрат, вследствие этого она отказывается от какого-либо вида выполняемых работ, что приведет к уменьшению конкуренции;

малые организации будут иметь равный доступ в саморегулируемые организации, однако должны будут нести бремя и по членским взносам, и по формированию компенсационного фонда, что является значительным барьером при вхождении на строительный рынок. Возможно, для этого им придется объединяться либо присоединяться к более крупным игрокам, что может привести к уменьшению конкуренции.

Определенные сложности предприятия-застройщики испытывают при подготовке, согласованиях и проведении экспертизы соответствующей документации, в результате чего возникают непроизводительные затраты еще до начала строительства объектов. В этих условиях необходимо доведение до потенциальных инвесторов нормативов градостроительного проектирования для снижения данных затрат и сокращения сроков согласования исходно-разрешительной документации.

Период спада производства в отрасли привел к снижению качества трудового потенциала, уходу профессиональных кадров в другие сферы деятельности. Объемы строительства, новые требования к качеству производимых работ, обновление предприятий строительного комплекса требуют притока квалифицированных кадров, в том числе ликвидации сложившегося дефицита специалистов-градостроителей.

Для развития конкуренции и увеличения числа участников на строительном рынке области необходимо:

обеспечение скорейшей подготовки и принятия документов территориального планирования и градостроительного зонирования, дающих возможность бизнес-сообществу прогнозировать объемы строительства, потребность в тех или иных строительных материалах, а также планировать развитие предприятий и вложение капиталов;

обеспечение внедрения прозрачных правил получения разрешений на строительство и сокращение сроков подготовки исходно-разрешительных документов для строительства;

стимулирование технического перевооружения существующих производств и создания новых предприятий с целью снижения монополизации строительного рынка, в том числе производящих современные и качественные строительные материалы на базе местных полезных ископаемых.


1.5. Оценка состояния конкуренции в сфере жилищно-коммунального комплекса


Процесс реформирования сферы жилищно-коммунального комплекса, одним из основных направлений которого является создание здоровой конкурентной среды, позволяет решать наиболее значимые задачи: обеспечение надежности работы отрасли, повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, оптимизация ценообразования, воспитание эффективного собственника жилищно-коммунального комплекса.

Ключевым направлением реформы жилищно-коммунального комплекса (далее – ЖКК) на сегодня по-прежнему остается формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом (товарищества собственников жилья (далее – ТСЖ), управляющие компании (далее - УК), создающих здоровую конкурентную среду в сфере обслуживания и управления жилищным фондом.

В Тамбовской области по итогам 2009 года в управлении товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов находятся 6,3 процента и в управлении управляющих организаций – 52,7 процента от общего объема всех многоквартирных домов.

Привлечение частного бизнеса в сферу управления многоквартирными домами, в конечном итоге, позволит достигнуть значительного повышения качества и доступности жилищно-коммунальных услуг, стимулировать создание системы самоуправления многоквартирными домами и сделать эту область жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ) открытой для потребителей и конкурентов.

В сфере управления и обслуживания многоквартирных домов (далее МКД) работает 41 управляющая организация частной формы собственности и еще 22 организации коммунального комплекса оказывают услуги управления МКД (6 - муниципальных и 16 - частных). Организаций, оказывающих услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах по состоянию на 01 января 2010 г. – 14 (муниципальных - 2, частной формы собственности - 12). На 01 января 2010 г. области зарегистрировано 687 ТСЖ и 129 жилищно-строительных кооперативов (далее – ЖСК), управляющих 1572 МКД, общей площадью 2973,4 тыс.кв.м., что составляет около 27 процентов от площади всех МКД.

Итогом конкурентных отношений между объединениями собственников жилья (ТСЖ или ЖСК) и специализированными управляющими компаниями является сбалансированный процесс ценообразования и улучшения качества услуг в сфере жилищного обслуживания.

Для комплексного решения задач, стоящих перед объединениями и организациями, управляющими МКД, в марте 2009 г. в Тамбовской области зарегистрировано некоммерческое партнерство Товариществ собственников жилья и Управляющих компаний ЖКК – «Жилищный Альянс» (далее – НП «Жилищный Альянс»), основным направлением деятельности которого является защита интересов организаций и объединений, управляющих МКД, и проведение дальнейшей реформы ЖКХ. НП «Жилищный Альянс» активно работает с управляющими организациями и ТСЖ, проводящими капитальный ремонт МКД, в плане организации и проведения технического надзора за качеством выполняемых подрядными организациями работ, совместно с управлением топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области (далее – управление ТЭК и ЖКХ) и государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Тамбовским государственным университетом им. Г.Р. Державина реализуется программа подготовки и повышения квалификации руководителей ТСЖ и УК.

Не менее значимой задачей на сегодня является коммерциализация сферы ЖКХ.

С целью снижения влияния государства в сфере жилищно-коммунального обслуживания в области разработаны мероприятия по планомерному сокращению доли государственных и муниципальных предприятий, организаций коммунального комплекса, что в значительной мере будет способствовать формированию на рынке коммунальных услуг здоровой конкурентной среды.

По состоянию на 01.01.2010 из 293 предприятий, предоставляющих услуги жилищно-коммунального назначения, муниципальных - 116 (40 процентов) и 177 (60 процентов) частной формы собственности. Стоимость коммунального комплекса, переданного организациям частной формы собственности в аренду или концессию, по состоянию на 01.01.2010 - 1524,6 млн. руб., что составляет 58 процентов от общей стоимости всего коммунального комплекса области.

Продолжается процесс развития сферы деятельности крупных сетевых операторов по предоставлению коммунальных услуг, таких как:

ОАО «Тамбовские коммунальные системы» (зона обслуживания – областной центр и 3 муниципальных района области);

ОАО «Тамбовская сетевая компания» (зона обслуживания – 5 городов районного значения и 10 муниципальных районов области);

ООО «Тамбовтеплоэнерго» (зона обслуживания – 3 муниципальных района области);

ОАО «Территориальная генерирующая компания №4» (зона обслуживания - теплоснабжение и горячее водоснабжение г.Тамбова и г.Котовска).

Общий объем инвестиций этих 4-х организаций, направленных на модернизацию объектов коммунального комплекса за период 2007-2009 годов составил более 1050 млн. руб.

В рамках реализации производственных и инвестиционных программ предприятиями топливно-энергетического комплекса и, в первую очередь, системными операторами, в 2009 году выполнен значительный объем работ по реконструкции и модернизации инженерной инфрастуктуры с применением новых материалов и технологий, позволивших повысить коэффициент полезного действия оборудования, снизить потери и удельное потребление энергоресурсов, снизить аварийность и повысить надежность и качество тепло- и электроснабжения потребителей. Всего за 2009 год было освоено 758,8 млн. руб.


1.6. Оценка состояния конкуренции в транспортной отрасли области


По территории области проходит 612 км автомобильных дорог, находящихся в федеральной собственности, и 5509,6 км автодорог общего пользования, которые делятся на межмуниципальные, соединяющие города и районные центры области, и муниципальные, соединяющие райцентры с населенными пунктами в пределах района и находящиеся на балансе муниципальных образований.

Из 5509,6 км автодорог, дорог регионального значения – 2000,3 км, муниципальных дорог – 3509,3 км.

К сожалению, только 27,2 процента - региональных и 14,3 процента - муниципальных дорог отвечают нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию.

Все автомобильные дороги, в том числе и федеральные, взаимосвязаны и представляют единую транспортную сеть области, построены автодороги в основном по нормативам III-IY категории. На таких автодорогах как Москва-Волгоград, Москва-Астрахань, Тамбов-Пенза, Тамбов-Шацк существующая интенсивность движения и осевые нагрузки значительно превышают расчетную, по которой принимались технические параметры и рассчитывалась конструкция «дорожной одежды». В связи с этим необходимо проведение реконструкции и модернизации наиболее загруженных участков и в целом дорог.

Все 23 административных района области и 7 городов областного подчинения, все центральные усадьбы сельскохозяйственных предприятий и 1130 населенных пункта из 1621, имеющихся на территории области, соединены дорогами с твердым покрытием.

Развитие транспортной отрасли области необходимо для обеспечения потребностей всех отраслей экономики и населения области в пассажирских и грузовых перевозках.

В транспортном комплексе области в настоящее время наблюдается рост основных показателей работы грузового и пассажирского транспорта.

Автотранспортные предприятия и предприниматели области, осуществляющие перевозку пассажиров, в настоящее время обслуживают 786 маршрутов: 138 городских, 289 пригородных (внутрирайонных), 280 школьных, 24 межмуниципальных, 41 междугородных и 18 межобластных маршрутов.

Рынок пассажирских перевозок в области на городских и пригородных (внутрирайонных) автобусных маршрутах организуется и регулируется органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В городах Тамбове и Мичуринске, Мичуринском районе проводятся конкурсы на право осуществления пассажирских перевозок.

Согласование и утверждение расписаний движения и паспортов маршрутов перевозки пассажиров автомобильным транспортом на межмуниципальных (междугородных, внутриобластных) автобусных маршрутах осуществляется управлением транспорта и автомобильных дорог области через административный регламент исполнения государственной функции.

Ограничения доступа перевозчиков на рынок пассажирских услуг не допускаются. С 2001 года количество автотранспортных предприятий, осуществляющих перевозки пассажиров, увеличилось с 38 до 69, из которых 60 предприятий частной формы собственности и 9 муниципальной.

Почти 77 процентов общего объема грузовых перевозок в транспортном комплексе производит ОАО «Российские железные дороги».

Удельный вес железнодорожного транспорта в общем объеме пассажирооборота составляет 98,9 процента.

В настоящее время возобновлены регулярные воздушные пассажирские авиаперевозки по маршруту Тамбов-Москва-Тамбов.

Характеристики транспортной инфраструктуры (состояние и плотность сети, регулярность, скорость и стоимость перевозок) имеют ключевое значение для конкурентной среды. Транспортные проблемы приводят к созданию изолированных рынков, сокращают возможности для расширения географии реализации товаров и прихода новых участников, способствуют повышению цен.

Для решения этих проблем принята областная целевая Программа совершенствования и развития сети автомобильных дорог Тамбовской области на 2009 2015 года, которая направлена на улучшение состояния транспортной инфраструктуры и включает в себя конкретные объекты строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог, которые могут быть скорректированы с учетом потребностей бизнеса и планов перспективного развития региона, что повысит эффективность развития отрасли и, соответственно, конкуренции, как в ней, так и в других отраслях экономики области.


1.7. Совершенствование системы государственных и муниципальных закупок


Одним из приоритетных направлений развития конкуренции в Российской Федерации является совершенствование системы государственных и муниципальных закупок за счет расширения практики размещения заказов преимущественно путем проведения открытых аукционов в электронной форме.

Размещение заказов путем проведения открытых электронных аукционов способствует формированию эффективной, максимально доступной, прозрачной и конкурентной системы размещения государственных и муниципальных заказов, расширяет возможности поиска информации о государственных и муниципальных закупках юридическими и физическими лицами – потенциальными участниками размещения заказов, создает равные условия доступа к получению государственных и муниципальных заказов всем субъектам хозяйственной деятельности, включая представителей малого и среднего предпринимательства. Кроме того, проведение электронных торгов позволяет снизить издержки «бумажных» процедур, являющихся неотъемлемой частью таких форм размещения заказа как открытый конкурс, аукцион, запрос котировок, а также свести к минимуму вероятность сговора участников торгов за счет обеспечения их анонимности электронными средствами защиты информации.

В области размещение заказов путем проведения открытых аукционов в электронной форме получило развитие с внедрением с 01.05.2009 в промышленную эксплуатацию автоматизированной электронной системы «Электронная торговая площадка» (далее – АЭС ЭТП) области, позволяющей проводить электронные аукционы в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на сумму, не превышающую трех миллионов рублей. Размещение заказов осуществляется не только для государственных нужд области, но и для нужд городских округов и муниципальных районов области.

Практика эксплуатации АЭС ЭТП области позволяет сделать определенные выводы о весомых преимуществах размещения заказов путем проведения электронных торгов по отношению к иным способам размещения заказа, а также о расширении и совершенствовании практики проведения электронных торгов на территории области:

в электронных аукционах сокращен срок размещения заказа. Интервал между опубликованием извещения и проведением аукциона составляет 7 дней, что совпадает со сроками по запросам котировок, но при этом начальная (максимальная) цена контракта в отличие от котировок составляет 3 миллиона рублей (по котировкам - 500 тысяч рублей);

при проведении электронных аукционов аукционная документация не разрабатывается, документооборот на бумажных носителях сведен к минимуму, что упрощает работу заказчиков, исключает случаи нарушения действующего законодательства при подготовке заказа к размещению и, следовательно, сводит к минимуму вероятность наложения штрафных санкций за допущенные нарушения;

при проведении аукционов в электронной форме аукционная комиссия не создается, тем самым заказчики могут сэкономить не только собственное служебное время, но и затраты на транспортные расходы;

практика показывает, что при проведении электронных аукционов достигается экономия бюджетных средств в размере от 10 до 15 процентов, что является достаточно высоким показателем эффективности использования данного метода размещения заказа. Так, за 2009 год эксплуатации АЭС ЭТП Тамбовской области было проведено 308 электронных аукционов на общую начальную (максимальную) сумму 156,9 млн. руб. По результатам проведения торгов экономия бюджетных средств составила более 18,4 млн. руб. или 141,8 процента от первоначальной суммы, что соответствует среднестатистическим показателям по Российской Федерации;

при проведении аукционов в электронной форме повышается гласность и открытость движения денежных средств, исключается возможность какого-либо влияния на ход проведение торгов, снижается коррупционная составляющая процесса размещения заказов - электронные аукционы проводятся полностью в автоматическом режиме, исключая влияние человеческого фактора на ход их проведения;

при проведении электронных аукционов значительно расширяется информационное и экономическое пространство, что способствует привлечению более широкого круга потенциальных участников размещения заказа и обеспечению здоровой конкуренции при проведении торгов. Статистика размещения заказа на АЭС ЭТП показывает, что более 90 процентов потенциальных участников электронных аукционов в области являются субъектами малого и среднего предпринимательства. Среднее число заявок, поданных для участия в электронных торгах на единицу проводимой процедуры, находится в диапазоне от 3 до 5. География местонахождения участников электронных торгов распространяется не только на г.Тамбов и Тамбовскую область, но и на Москву, Санкт-Петербург, Московскую, Ленинградскую, Волгоградскую, Воронежскую, Липецкую, Нижегородскую, Ивановскую, Ростовскую, Пермскую, Челябинскую области, Республику Удмуртия, и этот перечень постоянно пополняется.

Принимая во внимание, что неотъемлемой частью проведения электронных аукционов является электронный документооборот и электронные средства защиты информации, а также учитывая, что администрацией области в настоящее время ведется активная работа по внедрению на территории области средств криптографической защиты информации – электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП), для увеличения уровня конкуренции при размещении государственных и муниципальных заказов, существует насущная потребность модернизации существующего программного обеспечения АЭС ЭТП области для интеграции в него ЭЦП.

1.8. Оценка состояния конкуренции в сфере розничного рынка реализации нефтепродуктов


Анализ розничных рынков нефтепродуктов области ежегодно проводит управление Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Тамбовской области (далее – Тамбовское УФАС России).

В области отсутствуют нефтеперерабатывающие заводы. Ближайший нефтеперерабатывающий завод расположен в Рязанской области (около 250 км от Тамбовской области). Доставка нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов в область осуществляется железнодорожным и автомобильным транспортом. На северо-востоке области проходит нефтепровод. Транспортировку нефтепродуктов по нефтепроводу, прием нефтепродуктов, осуществление сливо-наливных операций, хранение нефтепродуктов осуществляет ОАО «Юго-Западтранснефтепродукт» (г. Самара) в лице филиала «Линейная производственно-диспетчерская станция «Никольское», расположенного в Мичуринском районе Тамбовской области.

Уровень развития конкуренции напрямую зависит от количества и потребностей розничных покупателей нефтепродуктов, поэтому наибольшее количество автозаправочных станций (далее – АЗС) сосредоточено в крупных населенных пунктах, а также по автомобильным дорогам федерального значения.

По результатам анализа розничных рынков нефтепродуктов области выявлено 65 хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов на 165 АЗС.

Основную долю (более 50 процентов) в общем объеме розничной реализации нефтепродуктов занимало ЗАО «Тамбовнефтепродукт», являющееся дочерней структурой ОАО «Нефтяная компания «ЮКОС» (в настоящее время ОАО «Нефтяная компания «Роснефть»).

Показатели рыночной концентрации, рассчитанные на основании долей участников розничных рынков нефтепродуктов, свидетельствуют о высоком уровне концентрации данного рынка и о недостаточном уровне конкуренции. Доминирующее положение на региональных розничных рынках нефтепродуктов области занимает ЗАО «Тамбовнефтепродукт».

В текущем году на розничном рынке нефтепродуктов области наблюдается развитие конкуренции и уменьшение количества локальных рынков с доминирующим положением ЗАО «Тамбовнефтепродукт».

В рамках общих мер, направленных на развитие конкуренции на розничном рынке нефтепродуктов, необходимо внедрение практики предоставления органами местного самоуправления земельных участков под строительство новых АЗС исключительно на торгах.


1.9. Оценка состояния конкуренции в сфере услуг здравоохранения


Конкуренция в здравоохранении - это состояние и процесс взаимоотношений субъектов производства и потребления медицинских услуг в рамках специфической цивилизованной формы соперничества между медицинскими работниками (врачами) по достижению наивысшей степени удовлетворения целевых потребностей пациента.

Медицинская помощь населению области оказывается в 26 государственных, 58 муниципальных учреждениях и 189 негосударственных медицинских организациях и частных кабинетах.

Участие негосударственных и частных медицинских учреждений в реализации Программы государственных гарантий оказания населению области бесплатной медицинской помощи позволит расширить конкурентную среду среди учреждений здравоохранения области различных форм собственности и повысить доступность оказываемых медицинских услуг.

Так, с 2010 года участниками Программы государственных гарантий оказания населению Тамбовской области бесплатной медицинской помощи стали ООО «Тамбовмедсервис» и Тамбовский филиал Федерального государственного учреждения межотраслевого научно-технического комплекса «Микрохирургия глаза» им. академика С.Н.Федорова, что позволит увеличить доступность населению области к таким востребованным обследованиям как магнитно-резонансная томография, суточное мониторирование электрокардиограммы и артериального давления, а также оказание высококвалифицированной офтальмологической помощи в амбулаторных условиях.

Существующее состояние системы здравоохранения с точки зрения объективной реальности не позволяет в полной мере реализовать желаемые принципы маркетинговых взаимоотношений в условиях формирующегося рынка медицинских услуг.

Основными факторами низкой конкурентоспособности в системе здравоохранении являются:

консервативная форма собственности медицинских учреждений, неопределенность становления и развития малого предпринимательства в существующей системе здравоохранения, несоответствующей действию классических экономических законов и условиям конкуренции и конкурентоспособности;

отсутствие современных менеджеров в системе общественного здоровья, способных грамотно решать организационно-технические и управленческие проблемы и задачи лечебного учреждения, функционирующего в новых экономических условиях развития общества и государства.

Кроме того, существуют факторы, порождающие обозначенные проблемы, которые мешают формированию конкурентной среды в медицине:

во-первых, многоуровневая система участников рынка (посредников) медицинских услуг:

федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, которые ограничивают объемы медицинских услуг в соответствии с финансовыми возможностями страховщиков;

страховые медицинские организации, имеющие прямую финансовую зависимость от территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

пациенты, не имеющие возможность активного влияния на качество медицинской помощи;

администрации лечебно-профилактических учреждений (бюрократическое директивно-командное регулирование взаимоотношений пациентов и медицинских работников);

врачи (принятие решений о лечении своих пациентов и обеспечение этого лечения происходит в конкурентном и экономическом вакууме);

во-вторых, противоречивые, с точки зрения экономики, интересы субъектов сферы производства и потребления медицинских услуг;

в-третьих, плательщики и посредники не несут конечной юридической ответственности за результаты лечения пациентов;

в-четвёртых, невозможность установления однозначной взаимосвязи между ценой и качеством предоставленной медицинской услуги.

Существуют противоречия, возникающие при функционировании системы конкуренции в здравоохранении:

высокие цены на медицинские услуги остаются даже при избыточном предложении;

противоречие между дорогостоящими медицинскими технологиями и всеобщей доступности в получении медицинской услуги;

противоречие между реальным наличием пациентов и высокой стоимостью медицинской услуги (без улучшения качества медицинской помощи).

Одной из основных проблем в сфере здравоохранения является низкая доступность негосударственных и частных учреждений здравоохранения к системе обязательного медицинского страхования в связи с отсутствием заинтересованности в участии в данной системе самих негосударственных и частных учреждений здравоохранения из-за высокой вероятности применения тарифов с понижающим коэффициентом, либо неполное финансирование объема оказанной медицинской помощи.

В сфере развития услуг здравоохранения важную роль играет лекарственное обеспечение. По результатам анализа состояния рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, проведённого в 2008 году, определено, что количество частных аптечных учреждений области значительно превышает количество муниципальных (226 и 29 соответственно).

В Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по товарной группе «Услуги по розничной торговле фармацевтическими и медицинскими товарами» числятся 5 хозяйствующих субъектов и 1 группа лиц.

Закупка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд учреждений здравоохранения производится в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В 2009 году управлением здравоохранения области и областными государственными учреждениями проведено 5 открытых конкурсов, 885 аукционов, 327 закупок способом запроса котировок на общую сумму 2204,8 млн. руб.

Следует отметить, что конкуренция в сфере здравоохранения наблюдается только в городах Тамбове, Мичуринске и Рассказово. В остальных муниципальных образованиях конкуренция отсутствует, так как не развита сеть негосударственных (частных) учреждений здравоохранения.

Для развития конкуренции на рынке потребления медицинских услуг необходимо:

повышение кадрового обеспечения медицинскими работниками учреждений здравоохранения области;

введение новой системы оплаты труда работникам муниципальных учреждений здравоохранения городов и районов области;

повышение доступности медицинской помощи, оказываемой населению области, путем включения в территориальные программы обязательного медицинского страхования частных учреждений здравоохранения;

дальнейшее развитие специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения области;

лекарственное обеспечение населения области в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».


  1   2


Похожие:

Комплексная региональная программа развития конкуренции в Тамбовской области на 2010-2012 годы iconРеализация мероприятий Программы развития конкуренции в Волгоградской области на 2010-2012 годы за 2011 год
Реализация мероприятий Программы развития конкуренции в Волгоградской области на 2010-2012 годы
Комплексная региональная программа развития конкуренции в Тамбовской области на 2010-2012 годы iconТамбовской области постановление
О программе развития малого и среднего предпринимательства в городе Уварово Тамбовской области на 2012-2014 годы
Комплексная региональная программа развития конкуренции в Тамбовской области на 2010-2012 годы iconПрограмма развития конкуренции в белгородской области на 2010-2012 годы
Краткая характеристика и оценка конкурентной среды в приоритетных сферах, на ключевых рынках товаров, работ, услуг Белгородской области...
Комплексная региональная программа развития конкуренции в Тамбовской области на 2010-2012 годы iconДоклад о ходе реализации в 2010 году
Плана мероприятий по реализации Программы развития конкуренции в Иркутской области на 2010-2012 годы
Комплексная региональная программа развития конкуренции в Тамбовской области на 2010-2012 годы iconРегиональная программа развития малого предпринимательства в херсонськой области
Характеристика региональной программы развития малого предпринимательства в Херсонской области на 2011 – 2012 годы
Комплексная региональная программа развития конкуренции в Тамбовской области на 2010-2012 годы iconПравительство ярославской области постановление от 28. 01. 2011 №24-п
Ярославской области на 2010-2012 годы, утверждённую постановлением Правительства области от 08. 10. 2009 №982-п «Об Областной целевой...
Комплексная региональная программа развития конкуренции в Тамбовской области на 2010-2012 годы iconПрограмма развития конкуренции в Краснодарском крае на 2010-2012 годы
Оценка (анализ) конкурентной среды на ключевых товарных рынках Краснодарского края. Меры для улучшения конкурентной среды 5
Комплексная региональная программа развития конкуренции в Тамбовской области на 2010-2012 годы iconПостановление Администрации Тамбовской области от 1 июля 2009 г. N 780 "Об утверждении Порядка проведения конкурсного отбора проектов на получение грантов субъектами малого предпринимательства в Тамбовской области" (с изменениями от 18 августа 2009 г.)
В целях реализации программы развития малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области на 2009 2011 годы, утвержденной...
Комплексная региональная программа развития конкуренции в Тамбовской области на 2010-2012 годы iconКомплексная программа социально экономического развития муниципального района салаватский район на 2011 2015 годы малояз ~ 2010
Комплексная программа социально – экономического развития муниципального района салаватский район на 2011 – 2015 годы
Комплексная региональная программа развития конкуренции в Тамбовской области на 2010-2012 годы iconОб утверждении программы "развитие конкуренции в приморском крае" на 2010 2012 годы в соответствии с
В соответствии с программой развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница