Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 августа 2001 г. N 196




Скачать 367.69 Kb.
НазваниеПостановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 августа 2001 г. N 196
страница1/2
Дата конвертации21.10.2012
Размер367.69 Kb.
ТипДокументы
  1   2
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики

от 27 августа 2001 г. N 196

"Об утверждении Порядка предоставления на конкурсной основе государственных гарантий Чувашской Республики и положения об оценке эффективности инвестиционных проектов"

(с изменениями от 29 марта, 16 мая, 20 декабря 2002 г.)


В целях стимулирования инвестиционной активности и привлечения средств инвесторов для развития экономики Чувашской Республики, реализации Программы реформирования системы управления общественными финансами в Чувашской Республике Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Порядок предоставления на конкурсной основе государственных гарантий Чувашской Республики (приложение 1);

Положение об оценке эффективности инвестиционных проектов (приложение 2).

2. Совету по инвестиционной политике, органам исполнительной власти Чувашской Республики руководствоваться указанными в пункте 1 настоящего постановления нормативными документами при рассмотрении инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.


Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики Э.Аблякимов


Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 марта 2002 г. N 78 в настоящее положение внесены изменения

См. текст положения в предыдущей редакции


Утверждено постановлением

Кабинета Министров

Чувашской Республики

от 27 августа 2001 г. N 196


Положение

об оценке эффективности инвестиционных проектов

(с изменениями от 29 марта 2002 г.)


1. Общие положения


1.1. Настоящее Положение разработано во исполнение Закона Чувашской Республики "Об инвестиционной деятельности в Чувашской Республике", устанавливает корректные методы расчета эффективности инвестиционных проектов, которые должны применяться при разработке инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.

В этих целях Положение предусматривает:

унификацию перечня показателей эффективности инвестиционных проектов и подходов к их определению;

рационализацию расчетного механизма, используемого для определения показателей эффективности, и приведение его в соответствие с нормативными требованиями и расчетными формами, принятыми в международной практике.

1.2. Положение предназначено для предприятий и организаций всех форм собственности, представляющих инвестиционные проекты (бизнес-планы) на конкурс для получения государственной поддержки.

1.3. Положение используется:

для оценки эффективности и финансовой реализуемости инвестиционных проектов;

для принятия решений о государственной поддержке инвестиционных проектов за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики;

для сравнения альтернативных инвестиционных проектов;

для подготовки заключений при проведении государственной экспертизы инвестиционных проектов;

для проведения экономического мониторинга хода реализации инвестиционных проектов.


2. Требования к составлению бизнес-плана


Инвестиционный проект, претендующий на получение государственной поддержки, обязательно сопровождается бизнес-планом, зарегистрированным в установленном порядке и подлежащим государственной экспертизе.

Структура бизнес-плана претендента должна содержать следующие разделы:

- титульный лист;

- вводная часть или резюме проекта;

- анализ положения дел в отрасли;

- инвестиционный план;

- производственный план;

- план маркетинга;

- организационный план;

- финансовый план;

- оценка рисков;

- охрана окружающей среды (при необходимости);

- выводы.

Оценка общественной значимости и общественной полезности инвестиционного проекта приводится в разделе "Вводная часть или резюме проекта".

Показатели экономической эффективности инвестиционного проекта и бюджетной эффективности инвестиционного проекта должны быть отражены в разделе "Финансовый план".


3. Основные принципы и методы оценки эффективности

и финансовой реализуемости инвестиционных проектов


3.1.Определение и виды эффективности инвестиционных проектов.

Эффективность инвестиционного проекта оценивается с целью определения потенциальной привлекательности проекта для его участников и общества в целом и определения источников финансирования. Она включает в себя:

общественную значимость инвестиционного проекта;

общественную полезность инвестиционного проекта;

экономическую эффективность инвестиционного проекта;

бюджетную эффективность инвестиционного проекта.

Общественная значимость инвестиционного проекта - социально-экономические последствия осуществления инвестиционных проектов для общества в целом, в том числе определяемые долей населения, на которую распространяются выгоды от реализации проекта.

Общественная полезность инвестиционного проекта - степень желания населения получать выгоды от реализации проекта, которая выражается в создании новых или повышении эффективности существующих услуг, предоставляемых населению, а также экономическом развитии территории или улучшении экологической обстановки. Под повышением эффективности существующих услуг понимается снижение себестоимости услуг, повышение качества услуг, обеспечение бесперебойности предоставляемых услуг, расширение круга населения, имеющего доступ к этим услугам.

Экономическая эффективность инвестиционного проекта - результативность экономической деятельности, определяемая отношением полученного экономического эффекта (результата) к затратам, обусловившим получение этого эффекта.

Бюджетная эффективность инвестиционного проекта - влияние результатов осуществляемого проекта на доходы и расходы республиканского бюджета Чувашской Республики. В качестве основного показателя бюджетной эффективности принимается бюджетный эффект за определенный период времени, который выражается в увеличении бюджетных доходов и/или снижении бюджетных расходов в результате реализации инвестиционного проекта.

3.2. Основные принципы оценки эффективности.

В основу оценки эффективности инвестиционных проектов положены следующие основные принципы:

моделирование денежных потоков, включающих все связанные с осуществлением проекта денежные поступления и расходы за расчетный период;

учет финансового состояния предприятия, претендующего на оказание государственной пяадержки в реализации инвестиционного проекта;

принцип положительности и максимума эффекта.

При сравнении альтернативных инвестиционных проектов предпочтение должно отдаваться проекту с наибольшим значением эффекта;

учет фактора времени, неравноценности разновременных затрат и результатов;

учет только предстоящих затрат и поступлений.

Ранее созданные ресурсы, используемые в проекте, оцениваются не затратами на их создание, а альтернативной стоимостью, отражающей максимальное значение упущенной выгоды, связанной с их наилучшим возможным альтернативным использованием. Прошлые, уже осуществленные затраты, не обеспечивающие возможности получения альтернативных (т.е. получаемых вне данного проекта) доходов в перспективе (невозвратные затраты), в денежных потоках не учитываются и на значение показателей эффективности не влияют;

учет всех наиболее существенных последствий реализации проекта, как экономических, так и социальных. В тex случаях, когда их влияние на эффективность допускает количественную оценку, ее следует произвести. В других случаях учет этого влияния должен осуществляться экспертно;

учет влияния инфляции;

учет влияния рисков, сопровождающих реализацию проекта.

3.3. Общая схема оценки эффективности

Перед проведением оценки эффективности экспертно определяются общественная значимость и общественная полезность инвестиционного проекта.

При неудовлетворительной общественной значимости и общественной полезности такие проекты не рекомендуются к реализации и не могут претендовать на государственную поддержку. Если же их общественная значимость и общественная полезность оказываются достаточными, оценивается их экономическая эффективность.

При недостаточной экономической эффективности общественно значимого и общественно полезного инвестиционного проекта рекомендуется рассмотреть возможность применения различных форм его поддержки, которые позволили бы повысить экономическую эффективность инвестиционного проекта до приемлемого уровня.

Далее определяется эффективность участия бюджета в реализации проекта (бюджетная эффективность).

3.4. Схема финансирования, финансовая реализуемость инвестиционного проекта.

Схема финансирования подбирается в прогнозных ценах. Цель ее подбора - обеспечение финансовой реализуемости инвестиционного проекта, то есть обеспечение такой структуры денежных потоков, при которой на каждом шаге расчета имеется достаточное количество денег для его продолжения.

Достаточным (но не необходимым) условием финансовой реализуемости инвестиционного проекта является неотрицательность на каждом шаге величины накопленного сальдо потока.

При разработке схемы финансирования определяется потребность в привлеченных средствах, указываются предлагаемые формы и объемы оказания государственной поддержки.


4. Оценка общественной значимости и общественной

полезности инвестиционного проекта


Оценка общественной значимости инвестиционного проекта осуществляется экспертным путем.

Общественная значимость инвестиционного проекта может определяться долей населения, на которую распространяются выгоды от реализации проекта.

В зависимости от значимости (масштаба) проекты подразделяются на:

глобальные, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию на Земле;

народнохозяйственные, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в стране;

крупномасштабные, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в Чувашской Республике или отдельных отраслях страны и при оценке которых можно не учитывать влияние этих проектов на ситуацию в других регионах или отраслях;

локальные, реализация которых не оказывает существенного влияния на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в Чувашской Республике и не изменяет уровень и структуру цен на товарных рынках.

Общественная полезность инвестиционного проекта, как правило, должна быть оценена в количественных показателях. Для ее оценки в зависимости от особенностей инвестиционного проекта могут применяться показатели:

социальных последствий реализации проекта, в том числе создания новых рабочих мест, улучшения условий труда;

влияния на экономическое развитие районов и городов Чувашской Республики (рост физического объема производства, развитие новых сегментов товарных рынков и др.);

создания новых услуг, снижения себестоимости оказываемых услуг, повышения качества услуг, обеспечения бесперебойности предоставляемых услуг, расширения круга населения, имеющего доступ к этим услугам.

Если количественная оценка общественной полезности инвестиционного проекта по отдельным показателям не представляется возможной, то следует провести качественную оценку.


5. Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта


Экономическая эффективность инвестиционного проекта оценивается в течение расчетного периода, охватывающего временной интервал от начала проекта до его прекращения. Начало расчетного периода рекомендуется определять как дату начала вложения средств в инвестиционный проект.

Расчетный период разбивается на шаги - отрезки времени, в пределах которых производится расчет данных, используемых для оценки финансовых показателей (например, месяцы, кварталы, годы).

Инвестиционные проекты должны содержать расчеты денежных потоков, связанных с реализацией проекта.

Денежный поток инвестиционного проекта - это зависимость от времени денежных поступлений и платежей при реализации проекта, определяемая для всего расчетного периода.

На каждом шаге значение денежного потока характеризуется:

притоком, равным размеру денежных поступлений (или результатов в стоимостном выражении) на этом шаге;

оттоком, равным платежам на этом шаге;

сальдо (активным балансом, эффектом), равным разности между притоком и оттоком.

Денежный поток состоит из потоков от отдельных видов деятельности:

денежного потока от операционной деятельности (по производству и сбыту продукции и услуг);

денежного потока от инвестиционной деятельности;

денежного потока от финансовой деятельности.

Для денежного потока от операционной деятельности:

к притокам относятся выручка от реализации, а также прочие и внереализационные доходы;

к оттокам - производственные издержки, налоги.

Для денежного потока от инвестиционной деятельности:

к притокам относятся продажа активов в течение и по окончании проекта, поступления за счет уменьшения оборотного капитала;

к оттокам - капитальные вложения, затраты на пусконаладочные работы, ликвидационные затраты в конце проекта, затраты на увеличение оборотного капитала и средства, вложенные на депозит и в ценные бумаги. В случаях, когда проект предусматривает приобретение целых предприятий, месторождений, затраты на их приобретение также относятся к инвестиционным затратам.

К финансовой деятельности относятся операции со средствами, внешними по отношению к инвестиционному проекту, т.е. поступающими не за счет осуществления проекта. Они состоят из собственного (акционерного) капитала фирмы и привлеченных средств.

Для денежного потока от финансовой деятельности:

к притокам относятся вложения собственного (акционерного) капитала и привлеченных средств: субсидий и дотаций, заемных средств, в том числе за счет бюджетных кредитов, кредитов коммерческих банков и выпуска предприятием собственных долговых ценных бумаг;

к оттокам - затраты на возврат и обслуживание займов и выпущенных предприятием долговых ценных бумаг, а также при необходимости - на выплату дивидендов по акциям предприятия.

Наряду с денежным потоком при оценке инвестиционного проекта используется также накопленный денежный поток - поток, характеристики которого: накопленный приток, накопленный отток и накопленное сальдо (накопленный эффект) определяются на каждом шаге расчетного периода как сумма соответствующих характеристик денежного потока за данный и все предшествующие шаги.

В качестве основных показателей, используемых для расчетов экономической эффективности инвестиционных проектов, применяются:

рентабельность проекта;

чистый доход;

чистый дисконтированный доход;

внутренняя норма доходности;

срок окупаемости проекта;

потребность в дополнительном финансировании;

индексы доходности затрат и инвестиций;

группа показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, представившего проект.

Важнейшим показателем эффективности проекта является рентабельность проекта, которая рассчитывается как отношение прибыли, получаемой от реализации проекта, к затратам на его реализацию.

Расчет рентабельности проекта должен осуществляться с учетом рисков, связанных с реализацией проекта. При этом рентабельность проекта с учетом рисков определяется отношением рентабельности проекта к коэффициенту, характеризующему величину поправки на риск.

Государственная поддержка оказывается общественно значимым инвестиционным проектам, имеющим норму рентабельности проекта не менее 10 процентов, рассчитанную с учетом оценки рисков.

Чистым доходом называется накопленный эффект (сальдо денежного потока) за расчетный период.

Кроме того, рассчитывается чистый дисконтированный доход - накопленный дисконтированный эффект за расчетный период, определяемый с учетом приведения разновременных (относящихся к разным шагам расчета) значений к их значению на определенный момент времени.

Чистый доход и чистый дисконтированный доход характеризуют превышение суммарных денежных поступлений над суммарными затратами для данного проекта соответственно без учета и с учетом неравноценности эффектов (а также затрат, результатов), относящихся к различным моментам времени.

Для признания проекта эффективным необходимо, чтобы чистый дисконтированный доход проекта был положительным. При сравнении альтернативных проектов предпочтение должно отдаваться проекту с наибольшим значением чистого дисконтированного дохода.

Внутренней нормой доходности называется такое положительное число, что при норме дисконта, равной этому числу, чистый дисконтированный доход проекта обращается в 0, при всех больших значениях нормы дисконта чистый дисконтированный доход отрицателен, при всех меньших значениях нормы дисконта - положителен.

Внутренняя норма доходности характеризует максимальный процент по кредиту, который предприятие может платить за финансирование инвестиционного проекта, работая при этом без прибыли и убытков.

Для оценки эффективности инвестиционного проекта значение внутренней нормы доходности необходимо сопоставлять с нормой дисконта. Инвестиционные проекты, у которых внутренняя норма доходности больше нормы дисконта, имеют положительный чистый дисконтированный доход и поэтому эффективны.

Срок окупаемости инвестиционного проекта представляет собой период времени с начала реализации проекта до момента, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретет положительное значение.

Потребность в дополнительном финансировании - максимальное значение абсолютной величины отрицательного накопленного сальдо от инвестиционной и операционной деятельности. Величина потребности в дополнительном финансировании показывает минимальный объем внешнего финансирования проекта, необходимый для обеспечения его финансовой реализуемости. Реальный объем потребного финансирования не обязан совпадать с потребностью в дополнительном финансировании и, как правило, превышает ее за счет необходимости обслуживания долга. Потребность в дополнительном финансировании рассчитывается с учетом дисконта.

Значение показателя потребности в дополнительном финансировании ненормируемо. Чем меньше абсолютная величина потребности в дополнительном финансировании, тем меньшее количество денежных средств должно привлекаться для осуществления проекта из источников финансирования, внешних по отношению к проекту.

Индексы доходности характеризуют относительную "отдачу проекта" на вложенные в него средства. Они могут рассчитываться как для дисконтированных, так и для недисконтированных денежных потоков. При оценке эффективности могут использоваться:

индекс доходности затрат - отношение суммы денежных притоков (накопленных поступлений) к сумме денежных оттоков (накопленным платежам);

индекс доходности дисконтированных затрат - отношение суммы дисконтированных денежных притоков к сумме дисконтированных денежных оттоков;

индекс доходности инвестиций - отношение суммы элементов денежного потока от операционной деятельности к абсолютной величине суммы элементов денежного потока от инвестиционной деятельности;

индекс доходности дисконтированных инвестиций - отношение суммы дисконтированных элементов денежного потока от операционной деятельности к абсолютной величине дисконтированной суммы элементов денежного потока от инвестиционной деятельности.

Индексы доходности затрат и дисконтированных затрат должны быть больше единицы. Близость индекса доходности дисконтированных затрат к единице может свидетельствовать о невысокой устойчивости проекта к возможным колебаниям доходов и расходов. Индексы доходности инвестиций и дисконтированных инвестиций также должны быть больше единицы.

В представленном на конкурс инвестиционном проекте необходимо отразить устойчивое финансовое положение участника инвестиционного проекта, его способность выполнить принимаемые на себя в соответствии с проектом финансовые обязательства.

Оценка финансового положения предприятия основывается на данных его отчетных балансов за предыдущий и текущий годы, а также иной отчетной финансово-экономической документации. Для оценки финансового состояния предприятия используются следующие четыре группы обобщающих финансовых показателей:

1. Коэффициенты ликвидности (применяются для оценки способности предприятия выполнять свои краткосрочные обязательства):

коэффициент покрытия краткосрочных обязательств (коэффициент текущей ликвидности) - отношение текущих активов к текущим пассивам. Удовлетворительному финансовому положению предприятия обычно отвечают значения этого коэффициента, превышающие 1,6-2,0;

промежуточный коэффициент ликвидности - отношение текущих активов без стоимости товарно-материальных запасов к текущим пассивам. Удовлетворительному финансовому положению предприятия обычно отвечают значения этого коэффициента, превышающие 1,0-1,2;

коэффициент абсолютной ликвидности - отношение высоко-ликвидных активов (денежных средств, ценных бумаг и счетов к получению) к текущим пассивам. Удовлетворительному финансовому положению предприятия обычно отвечают значения этого коэффициента, превышающие 0,8-1,0.

2. Показатели платежеспособности (применяются для оценки способности предприятия выполнять свои долгосрочные обязательства):

коэффициент финансовой устойчивости - отношение собственных средств предприятия и субсидий к заемным;

коэффициент платежеспособности - отношение заемных средств (общей суммы долгосрочной и краткосрочной задолженности) к собственным;

коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств - отношение долгосрочной задолженности к общему объему капитализированных средств (сумме собственных средств и долгосрочных займов);

коэффициент покрытия долгосрочных обязательств - отношение чистого прироста свободных средств (суммы чистой прибыли после уплаты налога, амортизации и чистого прироста собственных и заемных средств за вычетом осуществленных в отчетном периоде инвестиций) к величине платежей по долгосрочным обязательствам (погашению займов и процентов по ним).

3. Коэффициенты оборачиваемости (применяются для оценки эффективности операционной деятельности и политики в области цен, сбыта и закупок):

коэффициент оборачиваемости активов - отношение выручки от продаж к средней за период стоимости активов;

коэффициент оборачиваемости собственного капитала - отношение выручки от продаж к средней за период стоимости собственного капитала;

коэффициент оборачиваемости товарно-материальных запасов - отношение выручки от продаж к средней за период стоимости запасов;

коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности - отношение выручки от продаж в кредит к средней за период дебиторской задолженности. Вместо этого показателя может использоваться средний срок оборота дебиторской задолженности, рассчитываемый как отношение количества дней в отчетном периоде к коэффициенту оборачиваемости дебиторской задолженности;

средний срок оборота кредиторской задолженности - отношение краткосрочной кредиторской задолженности (счета к оплате) к расходам на закупку товаров и услуг, умноженное на количество дней в отчетном периоде.

4. Показатели рентабельности (применяются для оценки текущей прибыльности предприятия - участника инвестиционного проекта):

рентабельность продаж - отношение балансовой прибыли к сумме выручки от реализации продукции и от внереализационных операций;

рентабельность активов - отношение балансовой прибыли к стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и стоимости текущих активов);

чистая рентабельность продаж - отношение чистой прибыли (после уплаты налогов) от операционной деятельности к сумме выручки от реализации продукции и от внереализационных операций;

чистая рентабельность активов - отношение чистой прибыли к средней за период стоимости активов:

чистая рентабельность собственного капитала - отношение чистой прибыли к средней за период стоимости собственного капитала.

  1   2


Похожие:

Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 августа 2001 г. N 196 iconПостановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 августа 2010 г. N 279
Республиканской программой развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2010-2020 годы, утвержденной...
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 августа 2001 г. N 196 iconПостановление от 27 августа 2010 г. N 279 об утверждении порядка предоставления грантов молодым гражданам на поддержку проектов в сфере малого предпринимательства и о внесении изменений в постановление кабинета министров чувашской республики от 14 сентября 2007 Г.
Республиканской программой развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2010 2020 годы, утвержденной...
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 августа 2001 г. N 196 iconПостановление Кабинета Министров Чувашской Республики
В соответствии с Законом Чувашской Республики от 25 мая 2004 г. N 8 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской...
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 августа 2001 г. N 196 iconКабинета Министров Чувашской Республики
Новационных проектов, патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец, создаваемых в Чувашской Республике и за ее...
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 августа 2001 г. N 196 iconКабинет министров чувашской республики постановление от 27 августа 2007 г. N 212 о подпрограмме "развитие в чувашской республике био- и нанотехнологий" республиканской комплексной программы инновационного развития чувашской республики на 2006 2010 годы
В целях формирования и развития высокотехнологичных отраслей экономики, способствующих повышению конкурентоспособности и позиционированию...
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 августа 2001 г. N 196 iconПостановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 января 2005 г. N 3 "о совете по инвестиционной политике" (с изменениями от 24 ноября 2006 г., 13 апреля, 2 октября 2007 г., 28 марта, 11 декабря 2008 г., 25 февраля 2010 г.)
Указа Президента Чувашской Республики от 11 марта 1994 г. N 36 "о совете по инвестиционной политике", в целях стимулирования инвестиционной...
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 августа 2001 г. N 196 iconКабинета Министров Чувашской Республики от 30 июня 2008 г. №205
О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 июня 2008 г. №205
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 августа 2001 г. N 196 iconПостановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 сентября 2007 г. N 234 "Об утверждении Порядка предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса" (с изменениями от 22 февраля, 3 июля 2008 г., 29 января 2009 г.)
Тановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 февраля 2008 г. N 37 в преамбулу настоящего постановления внесены изменения,...
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 августа 2001 г. N 196 iconКабинета министров чувашской республики
Кабинета Министров Чувашской Республики от 6 ноября 2007 г. №285, от 22 февраля 2008 г. №37, от 3 июля 2008 г. №206, от 11 марта...
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 августа 2001 г. N 196 iconПостановление от 14 апреля 2006 г. N 100 о мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (в ред.
Республике, Республиканской программой государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница