Методические рекомендации для обеспечения в 2010/11- 2012/13 учебных годах подготовки специалистов социальной сферы




НазваниеМетодические рекомендации для обеспечения в 2010/11- 2012/13 учебных годах подготовки специалистов социальной сферы
страница1/6
Дата конвертации21.10.2012
Размер0.5 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6


Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации


Одобрено Комиссией по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации (Протокол от 18 июня 2009 г. №26)




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ В 2010/11– 2012/13 УЧЕБНЫХ ГОДАХ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЛАНА ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ






Москва, 2010

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

3. Контроль процесса и результатов обучения 12

5. Учебно-методическое обеспечение программ 14

7. Список рекомендуемой литературы 16

Приложение к методическим рекомендациям №1 19

ВВЕДЕНИЕ



Методические рекомендации подготовлены экспертным советом Комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства для обеспечения исполнения Указа Президента Российской Федерации № 774 от 23 июля 1997 г. “О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации” (в редакциях Указов Президента Российской Федерации от 16 марта 1999 г. № 351, от 15 июля 2000 г. № 1323, от
1 апреля 2003 г. № 382 и от 9 сентября 2006 г. №985, а также на основании решений Комиссии от
9 апреля 2008 г. (протокол. №24) и от 16 декабря 2008 г. (протокол №25).


Основными задачами мероприятий по реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации (далее – Государственный план) являются следующие:

  • Формирование кадрового управленческого резерва для организаций народного хозяйства Российской Федерации.

  • Подготовка управленческих кадров для социальной сферы и инновационных отраслей экономики.

  • Повышение качества управления организациями народного хозяйства Российской Федерации и эффективности использования управленческих кадров в наиболее значимых секторах экономики.

  • Поддержка внедрения проектов развития в учреждениях и организациях народного хозяйства Российской Федерации.

  • Содействие интеграции России в мировую экономику, путем подготовки специалистов, способных развить кооперацию между российскими и зарубежными организациями.

  • Введение единой системы оценки профессиональной компетентности специалистов, проходящих подготовку в рамках Государственного плана.

  • Совершенствование деятельности российских образовательных учреждений, занимающихся подготовкой управленческих кадров. Содействие распространению апробированных успешных методик обучения менеджеров среди российских образовательных учреждений, занимающихся подготовкой управленческих кадров.

Реализация Государственного плана предусматривает подготовку (обучение и стажировку) в российских образовательных учреждениях и их объединениях, ведущих российских и зарубежных организациях, в том числе в рамках взаимных обменов с иностранными государствами, прошедших конкурсный отбор специалистов для организаций народного хозяйства Российской Федерации по укрупненной группе специальностей и направлений «Экономика и управление»1.

Целевую группу для подготовки по специализированным образовательным программам в рамках Государственного плана составляют перспективные руководители высшего и среднего звена, специалисты из резерва на выдвижение на руководящие должности организаций Российской Федерации (далее – организации), отвечающие следующим требованиям:

- возраст до 40 лет (предпочтительно);

- образование - высшее;

- общий стаж работы не менее 5 лет;

- опыт работы на управленческих должностях - не менее 3 лет2;

- предпочтение отдается лицам, планирующим участие в реализации проекта развития организации, и имеющим концепцию проекта (проектную идею на базе индивидуального проектного задания) развития организации, сферы деятельности, поддержанную работодателем или иным уполномоченным вышестоящим органом.


Предполагаемый контингент слушателей

Сфера образования: руководители высшего звена государственных и негосударственных общеобразовательных школ, учреждений начального и среднего профессионального образования, специалисты из числа резерва на выдвижение.

Сфера здравоохранения: руководители высшего звена государственных и негосударственных лечебно-профилактических учреждений, специалисты из числа резерва на выдвижение.


Приоритетным направлением работы Комиссии и экспертного совета с образовательными учреждениями, участвующими в подготовке специалистов в рамках Государственного плана, является содействие внедрению компетентностного, проектного подходов и увеличению доли активных методов в обучении управленческих кадров.

Участие образовательных учреждений в реализации Государственного плана возможно только при условии соответствия программ профессиональной переподготовки (далее – образовательная программа) требованиям, изложенным в настоящих Методических рекомендациях. Это будет являться одним из критериев оценки во время отбора российских образовательных учреждений для участия в реализации Государственного плана и при проведении общественной экспертизы образовательных программ.

Условия отбора образовательных учреждений и образовательных программ определяются «Положением об отборе российских образовательных учреждений для участия в реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08 - 2012/13 учебных годах».


1. Общие положения

1. В соответствии с решением экспертного совета Комиссии обучение специалистов в российских образовательных учреждениях будет проводиться по специализированным проектно-ориентированным образовательным программам (тип А - advanced). Они предусматривают профессиональную переподготовку специалистов в рамках укрупненной группы специальностей и направлений «Экономика и управление» с ориентацией на развитие компетенций менеджера в процессе обучения, подготовки и реализации под руководством и при консультации преподавателя проекта в интересах направившей специалиста на обучение организации, реализуемого на всем протяжении образовательной программы.

2. Подготовка специалистов в рамках Государственного плана включает, помимо обучения в российских образовательных учреждениях или их объединениях, прохождение специализированной стажировки в органах исполнительной власти субъектов РФ и Федерации, ведущих зарубежных и российских организациях. Основной целью проведения стажировок является предоставление возможности специалистам: изучить практику использования современных методов организации и управления; установить деловые контакты. Стажировка должна включать в себя знакомство с инновациями, обмен опытом с коллегами, встречи с экспертами, представителями органов власти.

3. Образовательные программы должны быть направлены на развитие у специалистов компетенций (competence) – способностей применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе разработки и реализации проектов.

4. При разработке образовательных программ образовательное учреждение совместно с ведущими организациями и учреждениями, для которых предполагается проведение подготовки специалистов, определяют модель компетенций менеджера и соответствующий ей перечень результатов подготовки, набор технологий и методов развития этих компетенций.

5. Образовательное учреждение имеет право самостоятельно определять перечень образовательных результатов, соответствующих специализации образовательной программы, и методов их контроля и оценивания в ходе промежуточных и итоговых аттестаций. Следует учитывать при этом, что речь идет о компетенциях менеджеров, а не узких специалистов по здравоохранению, образованию, что влияет на глубину освоения материала и на приобретаемые компетенции, в конечном итоге, управленческого профиля, но по заданной сфере или отрасли.

6. Каждая образовательная программа должна иметь миссию, отражающую ожидаемые результаты обучения и целевую группу специалистов, способных достичь вышеуказанных результатов.

7. По окончании обучения специалистам выдается документ государственного образца - диплом о профессиональной переподготовке. Запись в документе должна полностью соответствовать названию образовательной программы. Диплом дает право заниматься профессиональной деятельностью в области избранного направления подготовки. В случае прохождения специалистами дополнительных курсов (свыше 550 ауд. часов) им может быть выдан сертификат по форме, утвержденной образовательным учреждением.

8. Специалистам, завершившим подготовку в рамках Государственного плана, при обучении по программе «Master of Business Administration» (МВА) может быть сделан перезачет курсов по усмотрению руководителя соответствующей программы МВА.

9. В целях более эффективной реализации образовательных программ за счет соединения научно-методического и материально-технического потенциала образовательные учреждения могут создавать объединения в соответствии с законодательством РФ.

10. Образовательные программы будут реализовываться в 3 этапа, каждый из которых должен представлять логически завершенный по содержанию и результатам обучения комплекс. Каждый этап должен заканчиваться контролем результатов обучения: промежуточной (1 и 2 этапы) или итоговой (3 этап) аттестацией специалистов. По итогам промежуточной аттестации производится допуск или недопуск специалистов к следующему этапу обучения.

2. Методические рекомендации по разработке проектно-ориентированных образовательных программ (Тип А)


2.1. Характеристика компетентностного подхода

На новом этапе реализации Государственного плана каждая образовательная программа должна ориентироваться на реализацию компетентностного подхода и базироваться на передовых принципах, формах и методах обучения менеджеров, а также содержать четко сформулированные конкретные результаты обучения (learning outcomes) по образовательной программе в целом и ее ключевым элементам.

Под компетентностным подходом в образовании понимается реализация образовательных программ, которые формируют способность специалиста самостоятельно применять в определенном контексте полученные в процессе прохождения подготовки знания, умения и навыки.

Компетентностный подход предполагает действенный контроль результатов обучения.

В соответствии с Европейской системой квалификаций под результатами обучения понимается набор знаний, умений, навыков или компетенций, освоенных человеком, которые он может продемонстрировать по завершении обучения. Формулировка результатов обучения показывает, что обучающийся должен знать, понимать и делать по завершении обучения.

Миссия образовательной программы определяет модель компетенций менеджера, которая используется для разработки учебных планов, программ и учебных материалов.

Модель компетенций менеджера - это набор взаимосвязанных знаний, умений, навыков и ценностей, необходимых ему для эффективной работы в организациях.

К формированию набора компетенций, являющихся основой для разработки образовательной программы (контингента специалистов, избираемой сферы деятельности и т.п.), следует подходить комплексно, сочетать различные компетенции, определенные в модели компетенций менеджера соответствующей категории.

Разработка модели компетенций менеджера подразумевает использование в процессе подготовки специалистов и оценивания образовательных результатов следующих видов компетенций3:

1) когнитивных компетенций, предполагающих освоение в аудитории и дальнейшее практическое использование теории и понятий, а также приобретение знаний на опыте (в процессе разбора кейсов, во время стажировки, при разработке и последующей реализации проекта);

2) функциональных компетенций (умений), а именно того, что человек должен уметь делать в трудовой сфере, в сфере дальнейшего обучения или в социальной деятельности (приобретается при участии специалистов в игровых имитациях, тренингах, при разработке и реализации проекта);

3) личностных компетенций, предполагающих поведенческие умения в конкретных ситуациях (приобретается специалистами в ходе участия во всех активных методах обучения);

4) этических компетенций, предполагающих наличие определенных личностных и профессиональных ценностей, а также позитивного мировоззрения. Наиболее простая и в то же время эффективная схема разработки модели компетенций предложена в рамках европейского проекта «Tuning»4. Она имеет форму таблицы.


Таблица 1. Схема модели компетенций в проекте «Tuning»



Предполагается, что столбцы этой таблицы соответствуют компетенциям с детальным их отражением, а строки – учебным дисциплинам. В клетках таблицы записываются ожидаемые результаты обучения, которые в данном контексте выступают как вклад определенной дисциплины в формирование определенной компетенции. Часть клеток таблицы (там, где нет связи – например, курс профессиональных навыков менеджера не приводит к увеличению знаний в области управления финансами организации) останется незаполненной. При этом предполагается, что не только каждая дисциплина вносит вклад в формирование нескольких компетенций (в каждой строке более одного заполненного элемента), но и каждая компетенция формируется в ходе изучения нескольких дисциплин (в каждом столбце более одного заполненного элемента). В качестве примера отметим, что курс финансового менеджмента может, в частности, способствовать росту коммуникативной компетенции и развитию навыков работы в команде, если предусматривает выполнение групповых заданий с последующей публичной презентацией и защитой результатов. Выявление и развитие подобных связей – дополнительный эффект, который вносит в образовательную деятельность компетентностный подход. Работа с этой схемой позволяет исключить декларативность в описании развиваемых программой компетенций. Наполнение соответствующего столбца ясно показывает, что делается для развития соответствующей компетенции, и как именно предполагается это делать.


2.2. Основные подходы к разработке проектно-ориентированных образовательных программ

Проектно-ориентированные образовательные программы должны быть направлены на развитие у специалистов компетенций (competence) – способностей применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе разработки и реализации проектов развития направляющих организаций.

В соответствии с миссией образовательной программы формулируется ее название, которое должно ясно определять ее характер с точки зрения:

а) направления подготовки: является ли образовательная программа общей (т.е. посвящена общему менеджменту) или функциональной, с указанием специализации, либо проблемной области;

б) отраслевой или иной специфики образовательной программы (например, название отрасли, малые и средние предприятия, муниципальное управление и т.п.).

в) категории подготавливаемых специалистов (высшее звено, среднее звено и т.п.);

При разработке проектно-ориентированных образовательных программ образовательное учреждение самостоятельно определяет модель компетенций менеджера и соответствующий ей перечень результатов подготовки, набор технологий и методов развития этих компетенций.

Является целесообразным и рекомендуется образовательным учреждениям проработка этой модели с ведущими организациями, для которых предполагается проведение подготовки специалистов.

Образовательное учреждение имеет право формировать перечень конечных образовательных результатов программы, соответствующие миссии, отраслевой, функциональной и иной специфике, а также избранной специализации. Следует учитывать при этом, что речь идет о компетенциях менеджеров, а не узких специалистов по финансам, маркетингу, управлению персоналом и т.п., что влияет на глубину освоения материала по каждому разделу и на приобретаемые компетенции, в конечном итоге, управленческого профиля.


2.3. Содержание образовательной программы и методы обучения

Реализация компетентностного подхода предусматривает доминирование в учебном процессе активных методов: использование дискуссий, имитационных, ролевых игр и тренингов в структуре аудиторных занятий в сочетании с самостоятельной работой, тьютерскими формами обучения, индивидуальной и командной (групповой) работой над проектом.

Центральное место в учебном процессе должна занимать самостоятельная работа специалистов, что может быть наиболее эффективно осуществлено на основе проектно-ориентированного обучения.

Настоящие методические указания опираются на следующее определение проекта: «Проект (Project) – целенаправленное ограниченное во времени мероприятие, направленное на создание уникального продукта или услуги»5.

При реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/2008 – 2012/2013 учебных годах в рамках компетентностного подхода специалистом должен разрабатываться взаимосвязанный, рационально организованный и управляемый комплекс действий (с описанием ресурсов на его осуществление), имеющий определенный и оцениваемый результат, направленный на:

    • решение актуальной задачи, например, внедрение инновации в деятельности и/или менеджменте организации;

    • открытие нового бизнеса или его развитие и другие.

В соответствии с условиями реализации Государственного плана каждый специалист, проходящий конкурсный отбор, должен представить индивидуальное проектное задание в рамках проекта развития организации – формулировку и первичное обоснование проекта с четкой постановкой проблемы, требующей решения, и предварительным (эскизным) описанием комплекса работ, необходимых для достижения результатов.

Формирование концепции проекта развития направляющей организации (проектной идеи) происходит до момента прохождения конкурсного отбора специалистом и предполагает первичную проработку со стороны вышеуказанной организации комплекса вопросов, касающихся: временных, финансовых, организационных и других ресурсов, а также предварительную оценку региональной значимости вышеуказанного проекта.

Образовательное учреждение, осуществляющее подготовку данного специалиста, должно создать условия для преобразования концепции проекта (проектной идеи) в проект с проработкой (желательно и с частичной реализацией) ключевых решений по проекту в процессе обучения.

В процессе подготовки специалистов по проектно-ориентированным образовательным программам необходимо использование активных методов обучения:

  • Игровые методы позволяют специалистам совершенствовать умения и навыки, компетенции, приобретать опыт управленческой работы. Выделяются следующие типы:

  • Игровые имитации (обычно с включением компьютерных имитационных моделей) используются для воспроизведения в учебном процессе сложной структуры управленческих функций, аналогичных реальной деятельности.

  • Ролевые игры представляют собой разыгрываемые участниками модели ситуаций реальной деятельности, как правило, построенные на конфликте сторон. Используются, прежде всего, для демонстрации и освоения участниками личностных и этических компетенций.

  • Тренинг – организованное многократное повторение специалистами заданных действий, анализ результатов и их совершенствование с целью формирования у них умений и навыков работы.

  • Анализ конкретных ситуаций (case study) – изучение специалистами ситуаций, основанных на описании конкретного опыта принятия управленческих решений и организация коллективного анализа специалистами возникающих проблем и предпринимаемых действий.

  • Экспертные консультации и мастер-классы – обмен опытом между самими специалистами, консультации с экспертами, приглашенными практикующими специалистами (в том числе завершившими Президентскую программу), руководителями и консультантами в сфере управления, представителями организаций-работодателей.

Наряду с активными методами в образовательной программе должны присутствовать традиционные лекционно-семинарские занятия. В том числе экспертные лекции – выступления широко известных и авторитетных бизнесменов, политиков и экспертов по новым, актуальным вопросам, которые сопровождаются дискуссией и могут трансформироваться в форму экспертных консультаций и мастер-классов.

Образовательные программы могут реализовываться в форме с отрывом от работы или с частичным отрывом от работы.

Образовательная программа с отрывом от работы осуществляется при ее общей длительности более 4-х месяцев (учитываются только аудиторные часы, время на самостоятельную подготовку выделяется сверх этого лимита).

Образовательная программа с частичным отрывом от работы предусматривает периодические очные учебные сессии (модули). Периоды между модулями устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно. Эта форма обучения предусматривает значительный объем самостоятельной работы между модулями.

По окончании обучения специалистам должен выдаваться документ государственного образца - диплом о профессиональной переподготовке. Запись в документе должна полностью соответствовать названию образовательной программы.

Структура образовательной программы должна создаваться с учетом междисциплинарного подхода, позволяющего объединить в учебные модули материал, традиционно относимый к разным академическим дисциплинам, но необходимый для формирования у специалистов компетенций.

Для обеспечения в 2009/2010– 2012/2013 учебных годах подготовки специалистов социальной сферы и специалистов, деятельность которых претерпела значительные изменения в условиях сложившейся экономической ситуации, предлагается следующая структура образовательной программы, основанная на проектно-ориентированном обучении:
  1   2   3   4   5   6


Похожие:

Методические рекомендации для обеспечения в 2010/11- 2012/13 учебных годах подготовки специалистов социальной сферы iconОдобрено Комиссией по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации
Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08 – 2012/13...
Методические рекомендации для обеспечения в 2010/11- 2012/13 учебных годах подготовки специалистов социальной сферы iconМетодические рекомендации по оценке результативности и эффективности
Основы оценки деятельности органов местного самоуправления, состояния экономики и социальной сферы муниципальных образований
Методические рекомендации для обеспечения в 2010/11- 2012/13 учебных годах подготовки специалистов социальной сферы iconМетодические рекомендации по организации обучения специалистов в российских образовательных учреждениях и разработке образовательных программ для реализации в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08 2012/13 уче
Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации
Методические рекомендации для обеспечения в 2010/11- 2012/13 учебных годах подготовки специалистов социальной сферы iconМетодические рекомендации по созданию малых предприятий в Пензенской области с использованием потенциала высших учебных заведений Пенза 2010 г
...
Методические рекомендации для обеспечения в 2010/11- 2012/13 учебных годах подготовки специалистов социальной сферы iconМетодические рекомендации и задания для контрольных работ по дисциплине «Учет за­ трат, калькулирование и бюджетирование в отраслях производственной сферы апк»
Методические рекомендации и задания для контрольных работ по дисциплине Учет за­
Методические рекомендации для обеспечения в 2010/11- 2012/13 учебных годах подготовки специалистов социальной сферы iconПроизводственной сферы
Общие методические рекомендации по изучению дисциплины дисциплина «Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях...
Методические рекомендации для обеспечения в 2010/11- 2012/13 учебных годах подготовки специалистов социальной сферы iconСамостоятельная работа студентов методические указания для подготовки дипломированных специалистов по специальности 080507 «Менеджмент организации»
Ная работа студентов : метод указания для подготовки дипломированных специалистов по
Методические рекомендации для обеспечения в 2010/11- 2012/13 учебных годах подготовки специалистов социальной сферы iconМетодические рекомендации предназначены для руководителей организаций и предприятий отраслей народного хозяйства
В основу учебных планов, программ и методических рекомендаций положены требования государственных стандартов, законодательные, нормативно-методические...
Методические рекомендации для обеспечения в 2010/11- 2012/13 учебных годах подготовки специалистов социальной сферы iconМетодические рекомендации по выполнению дипломных работ для студентов специальности
Написание и защита дипломной работы является завершающим этапом подготовки специалистов высшего учебного заведения. Уровень ее выполнения...
Методические рекомендации для обеспечения в 2010/11- 2012/13 учебных годах подготовки специалистов социальной сферы iconДолгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Рязанской области в 2010-2012 годах» паспорт
«Развитие малого и среднего предпринимательства в Рязанской области в 2010-2012 годах»
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница