Учебно-методический комплекс по специальности




НазваниеУчебно-методический комплекс по специальности
страница1/6
Дата конвертации21.10.2012
Размер1.06 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6


Учебно-методический комплекс

по специальности:

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»


Программа итогового междисциплинарного экзамена, тематика дипломных работ, программы практик, методические указания по выполнению дипломной работы


Москва 2009

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный открытый университет


Факультет: «Бизнес и управление»


Программа

Государственной аттестации студентов специальности: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»


Москва 2009

В данный сборник учебно-методического комплекса включены программа итогового междисциплинарного экзамена, тематика дипломных работ, программы практик в соответствии с учебным планом специальности 080109 «Бухгалтерской учет, анализ и аудит», методические указания по выполнению дипломной работы

Авторы:


Фомина Валентина Павловна, д.э.н., проф.

Баркан Надежда Андреевна, к.э.н., проф.


Рецензенты:


Методические указания по подготовке и проведению итоговой Государственной аттестации содержат информацию о порядке проведения государственного итогового междисциплинарного экзамена, методические указания по написанию и защите дипломной работы и предназначены для выпускников МГОУ факультета «Бизнес и управление», завершающих обучение по специальности 080109 - «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Об итоговой государственной аттестации студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»


В соответствии с Законом РФ «Об образовании» итоговая государственная аттестация выпускников, завершающих образование в высшем учебном заведении, является обязательной.

Студенты, успешно завершившие полный курс теоретического обучения по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» допускаются к итоговой государственной аттестации, которая включает в себя проведение итогового междисциплинарного экзамена по специальности и защиту выпускной квалификационной работы.

Сроки и продолжительность сдачи междисциплинарного экзамена, выполнения выпускной квалификационной работы и ее защиты определяются учебным планом Университета по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Итоговая государственная аттестация завершается выдачей диплома государственного образца и присвоением квалификации «Экономист» по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

1. Методические указания по подготовке и проведению итогового государственного междисциплинарного экзамена.

Методические указания имеют целью определить обязательные требования, правила и рекомендации при подготовке и защите выпускных квалификационных (дипломных) работ студентами, обучающимися по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Рекомендации разработаны на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».


Цель, задачи выпускной квалификационной (дипломной работы)

Подготовка и успешная защита выпускной квалификационной (дипломной) работы наряду с итоговым квалификационным экзаменом завершает процесс освоения студентом основной образовательной программы подготовки экономиста по специальности 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», разработанной на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа представляет собой законченную разработку комплекса вопросов рациональной организации бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита по избранной теме. Она позволяет наиболее полно реализовать полученные студентом знания, его способность и творческий потенциал, накопленный в процессе обучения. Выпускная квалификационная работа призвана показать глубину усвоения выпускником теоретических и практических знаний по специальности, умение грамотно и аргументированно излагать свои мысли и формулировать конкретные предложения по улучшению ведения учетно-аналитической работы в организациях.

Важная роль и место выпускной квалификационной (дипломной) работы в учебном процессе подготовки дипломированного специалиста предопределяет ее цель и задачи. Целью выпускной квалификационной (дипломной) работы, подводящей определенный итог профессиональ­ному образованию как целостной системы подготовки высококвалифи­цированных специалистов по бухгалтерскому учету, экономическому анализу и аудиту, является комплексная проверка степени подготов­ленности студента к самостоятельному решению конкретной экономи­ческой задачи по избранной специальности на основе накопленных им теоретических знаний и методов практической работы.

Задачами выпускной квалификационной (дипломной) работы являются:

- теоретическое обоснование актуальности и значимости иссле­дуемой темы;

- раскрытие сущности экономических категорий и явлений;

- систематизация теоретических знаний и критический подход к изучению действующей практики учетно-аналитической работы в процессе исследования по теме;

- всесторонний и глубокий анализ и обобщение собранного фактического материала (в том числе полученного в период предди­пломной практики) на основе творческого использования накоплен­ных навыков аналитической работы;

- разработка и обоснование рекомендаций и конкретных прак­тических предложений по совершенствованию (изменению) методо­логии и техники ведения бухгалтерского учета, методики проведения экономического анализа и аудита.

Решение указанных задач обусловливает соответствующие тре­бования, предъявляемые к выпускной квалификационной (диплом­ной) работе. Она должна быть выполнена на высоком теоретическом уровне, отражать глубокое знание отечественных и зарубежных ли­тературных источников, а также нормативных правовых актов по исследуемой проблеме; освещать дискуссионные вопросы и сущест­вующие по ним концепции с обоснованием личной позиции автора (студента-выпускника).

Поскольку современная система управления в любой сфере деятельности строится на использовании экономико-математических методов и автоматизированных информационных систем в экономике, то в выпускной квалификационной (дипломной) работе возмож­ности их применения должны найти широкое отражение.


Выбор и утверждение темы выпускной квалификационной (дипломной) работы

Успех в подготовке выпускной квалификационной (дипломной) работы высокого качества во многом определяется правильностью выбора темы исследования.

Студенту предоставлено право самостоятельного выбора темы выпускной квалификационной (дипломной) работы на основе тематики, разработанной кафедрой, pyкoвoдcтвyяcь своими научными интереса­ми, опытом прежних учебно-исследовательских разработок (темати­ческие доклады на научных студенческих конкурсах и конференциях, рефераты, курсовые работы и т.п.), а также значением конкретной практической сферы деятельности по специальности и хорошим зна­нием учебной и научной литературы по избранной теме.

Основанием для выбора темы выпускной квалификационной (дипломной) работы может служить и специальный заказ, исходящий от предприятий и организаций, являющихся базой преддипломной и производственной практики. Выбор темы работы на основе заказа соз­дает студенту благоприятные условия для получения полной и достоверной информации, предопределяет возможность реализации выдви­нутых автором обоснованных конкретных практических рекоменда­ций и предложений по совершенствованию постановки учета, анализа и аудита на основе интеграции в национальную систему адаптирован­ных международных принципов и норм организации бухгалтерского учета и аудита, закрепленных в международных стандартах.

По согласованию с руководителем и заведующим ка­федрой студент может выбрать для дипломной работы тему, не включенную в рекомендованный перечень, но отражающую специ­фику интересов и практический опыт автора. Очень важно при выбо­ре темы учитывать ее актуальность в современных условиях и прак­тическую значимость.

Темы выпускных квалификационных (дипломных) работ по теоретическим проблемам следует выбирать лишь в том случае, если по данной теме студент уже участвовал в работе научных кружков, выступал с докладами на научных студенческих конференциях, изучил в достаточном объеме специальную учебную литературу, разобрался в спорных дискуссионных позициях разных авторов. Только в этом случае студент сможет «на равных» спорить с другими авторами по конкретным теоретическим вопросам, обоснованно излагать свою точку зрения, аргументированно критиковать сторонников противопо­ложной концепции, а значит, сумеет представить дипломную работу, характеризующуюся достаточно высоким теоретическим уровнем.

Многочисленная по количеству тем и достаточно разнообразная по направлениям исследования тематика выпускных квалификацион­ные (дипломных) работ является одной из важных предпосылок, обеспечивающих самостоятельность работы студента над избранной темой. Поэтому на одну и ту же тему могут писать выпускные квали­фикационное (дипломные) работы не более двух студентов одной академической (учебной) группы и при этом обязательным является наличие и использование различного практического материала, учи­тывая специфику организации - базы преддипломной практики сту­дента выпускника.

Закрепление за студентами избранных тем дипломных работ производится Кафедрой на основе письменного заявления студента-выпускника и оформляется приказом ГОУВПО «МГОУ». Уточнение и изменение темы с учетом имеющегося на базе практики фактического материала или других причин произво­дится только в порядке исключения и должно быть оформлено не позднее 2-х недель после начала преддипломной практики.


Руководство подготовкой выпускных квалификационных (дипломных) работ

Основные обязанности руководителя включают в себя:

- оформление задания студенту-выпускнику на подготовку выпускной Квалификационной (дипломной) работы по установленной форме;

- оказание помощи при составлении студентом плана выпуск­ной квалификационной (дипломной) работы, при подборе необходи­мой литературы и фактического материала в ходе преддипломной практики;

- регулярное консультирование по вопросам, возникающим в ходе написания квалификационной (дипломной) работы;

- постоянный контроль за выполнением графика подготовки выпускной квалификационной (дипломной) работы и за своевремен­ностью и качеством выполнения отдельных глав и разделов работы. При этом контроль за работой студента, проводимый руко­водителем, дополняется контролем со стороны руководства Кафедры. На заседаниях Кафедры периодически заслушиваются сообщения руководителей о ходе выполнения выпускных квалификаци­онных (дипломных) работ. На заседаниях Кафедры могут заслуши­ваться также отчеты студентов-выпускников, работа которых по письменным или устным заявлениям научных руководителей может быть признана неудовлетворительной;

- написание отзыва на выполненную выпускную квалификацион­ную (дипломную) работу. В отзыве научным руководителем указывают­ся характерные особенности выполненной работы; кратко излагаются наиболее важные проблемы, подвергшиеся исследованию; отмечаются практические предложения, которые содержатся в работе. Руководитель не дает оценку работы, а указывает лишь на возможность допуска ее к защите или мотивирует, почему она не удовлетворяет предъявляемым требованиям и не может быть допущена к защите. Окончательное реше­ние по работе, которая, по мнению руководителя, не отвечает предъявляемым требованиям, выносится Кафедрой;

- обязательное присутствие научного руководителя при защите студентом выпускной квалификационной (дипломной) работы на за­седании государственной аттестационной комиссии.


Подготовка выпускной квалификационной (дипломной) работы

В процессе выполнения самой выпускной квалификационной (дипломной) работы целесообразно выделить также три этапа:

1. Подготовительный.

2. Написание глав работы и представление их руководителю.

3. Доработка глав работы с учетом замечаний руководителя.

Подготовительный этап начинается с подбора и ознакомления с основными литературными источниками по теме работы и составле­ния предварительного плана выпускной квалификационной (диплом­ной) работы. При этом помощь в подборе специальной литературы могут оказать библиографические справочники, каталоги библиотек.

Предварительное ознакомление с литературой позволяет выяс­нить, насколько содержание того или иного источника соответствует избранной теме, получить более ясное представление о поставленных в выпускной квалификационной (дипломной) работе задачах и пробле­мах, а также составить обоснованный первоначальный вариант плана.

Значимость этой стадии определяется тем, что в ходе формиро­вания плана работы получают свое конкретное выражение общая на­правленность в развитии темы, вырисовываются масштабы и глубина исследования, намечаются объекты и источники получения практиче­скою материала. Именно в процессе составления плана предопреде­ляется теоретический уровень и практическое значение выпускной квалификационной (дипломной) работы в целом.

Конкретное содержание предварительного варианта плана вы­пускной квалификационной (дипломной) работы определяется ее те­мой. В то же время необходимо учитывать некоторые общие черты. В плане должны быть выделены актуальные вопросы темы. Правильно составленный перечень основных вопросов позволяет осуществить разбивку работы на главы, наметить параграфы внутри глав. Наибо­лее типичной является такая структура плана, которая включает вве­дение, четыре главы, заключение, список литературы (библеография).

В каждой главе должно быть не менее трех параграфов. При формировании плана нужно определить содержание глав и парагра­фов и дать им названия. Разграничение глав на параграфы является результатом обдумывания содержания каждой главы и определения последовательности вопросов, которые будут рассматриваться в гла­ве. Композиция выпускной квалификационной (дипломной) работы может быть и иной.

Важным условием правильности составления плана является от­сутствие дублирования названия темы в главах работы, и недопуще­ния повторения названия глав в формулировках параграфов.

Составленный студентом предварительный план выпускной квалификационной (дипломной) работы и библиография по теме представляются руководителю на согласование.

Важной задачей подготовительного этана работы является ориентировочная оценка глубины проработки темы выпускной квалифи­кационной (дипломной) работы в подобранной литературе и изучение возможностей получения дополнительной информации, а также ре­шение вопроса о сборе и обработке первичных фактических данных и статистического материала из имеющихся в распоряжении студента информационных источников.

После того, как изучены и систематизированы литературные ис­точники, собран и обработан фактический материал, формируете: окончательный вариант плана выпускной квалификационной (ди­пломной) работы. Основой формирования окончательного плана ра­боты является предварительный план. Изменения в предварительном плане могут касаться:

- во-первых, уточнения направления исследования, если студент убедился в необходимости этого после изучения существа проблемы;

- во-вторых, изменения в содержании отдельных глав и парагра­фов, вследствие того, что объем собранного фактического материала недостаточен для освещения намеченных вопросов, либо получены но­вые данные, представляющие теоретический и практический интерес.

Окончательный вариант плана работы должен быть согласован с руководителем.

Написание глав выпускной квалификационной (дипломной) ра­боты и их представление руководителю на проверку со­ставляет содержание следующей стадии подготовки работы.

В процессе этого этапа работы студент должен основательно ра­зобраться в теоретических вопросах избранной темы, проанализировать собранный практический материал, разработать и обосновать предло­жения, направленные на совершенствование механизма учетно-аналитической работы и аудита в исследуемой области деятельности.

Изложение вопросов избранной темы в работе должно быть по­следовательным, логичным, конкретным и опираться на действующую практику. При этом важно не просто описание, а критический разбор ор­ганизации учетно-аналитической работы на базовом предприятии.

Иллюстрируя отдельные положения выпускной квалификаци­онной (дипломной) работы цифровыми данными из справочников, монографий и других литературных источников, а также цитируя или свободно пересказывая принципиальные положения других авторов, необходимо делать ссылки на. соответствующие источники. Наличие подобных ссылок не только не уменьшает заслуг студента, но под­черкивает его научную добросовестность, придает работе более убе­дительный характер. Неоговоренные заимствования мыслей тех или иных авторов снижают качество работы, превращают ее из формы творчества в продукт компиляции.

Современные требования, предъявляемые к дипломной работе, исходят из того, что выпускник должен владеть навыками исследова­тельской работы. Поэтому наличие элементов исследования является обязательным в работе.

Для того чтобы дипломная работа носила исследовательский ха­рактер, в ней, во-первых, должна раскрываться социально-экономическая и правовая природа изучаемых явлений и излагаться соб­ственная позиция студента по спорным теоретическим вопросам; во-вторых, должен содержаться глубокий и всесторонний анализ дейст­вующей практики организации и методологии бухгалтерского учета, и экономического анализа и аудита; в-третьих, выдвигаться обоснованные предложения, разработанные на конкретном фактическом материале.

Раскрывая вопросы темы, следует широко использовать знания, полученные в области статистики, экономико-математического моде­лирования, права, технологии и методов обработки экономической информации и других смежных дисциплин для того, чтобы более умело обрабатывать и излагать материал. Применение в изложении материала формул, рисунков, графиков, диаграмм, таблиц является сред­ством формализации характеристик объекта исследования и самого процесса исследования, а также позволяет в лаконичной форме отра­зить полноту изучения студентом исследуемых вопросов.

Изложение вопросов избранной темы работы должно вестись в соответствии с утвержденным планом. При всем разнообразии инди­видуальных подходов к выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы в этом процессе можно выделить типичные структурные положения с довольно четко очерченным содержанием.

Во введении обосновывается выбор темы, характеризуется ее актуальность и значение, формулируются задачи работы. Здесь же оговаривается объект исследования, и даются отдельные пояснения к содержанию выпускной работы, например, чем обусловлено ограничение круга исследуемых вопросов, на каких фактических материалах строится работа и т.д. Объем введения, как правило, не должен пре­вышать трех страниц машинописного текста.

Первая глава посвящается исследованию теоретических вопро­сов, ибо глубокое изучение теории должно послужить основой для правильного решения всех практических вопросов и получения эко­номически обоснованных выводов и предложений. В ней раскрывает­ся экономическая природа и сущность того явления, исследованию которого посвящена выпускная квалификационная (дипломная) рабо­та. Показывается значение и важность правильной организации учета, анализа и аудита.

Следует помнить, что первая глава дипломной работы должна являться не самоцелью, а средством для полного и всестороннего ос­вещения избранной темы. При этом исследование теоретических во­просов первой главы должно служить базой для разработки практи­ческих вопросов в последующих главах, кроме того, следует показать корреспонденцию счетов, связанных с Вашей темой.

В первой главе рекомендуется затрагивать дискуссионные во­просы, не ограничиваясь простым пересказом существующих направлений и точек зрения. Следует творчески осмыслить теоретиче­ский материал и обосновать собственную позицию необходимой ар­гументацией, а также привести 3-5 таблиц со статистическими материалами, характеризующие Вашу тему.

Вторая глава должна носить конкретный аналитический характер и детально раскрывать суть рассматриваемой проблемы. В ней целесообразно критически показать действующую практику учетно-аналитической работы хозяйствующего субъекта, обосновать необходимость совершенствования с учётом требований развития экономики в современных условиях и международных норм организации бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита.

В третьей главе дипломной работы следует определить основные направления совершенствования Вашей проблемы. Поэтому структура третьей главы зависит от темы работы. Успешное выполнение этой части работы возможно лишь при соблюдении оп­ределенных требований: аудит и анализ должны быть направлены преимущественно на повышение эффективности информационной базы учета, на устранение имеющихся недостатков хозяйствования и выявления резервов развития экономики Вашего предприятия.

В третьей главе даются предложения по совершенствованию исследуемой проблемы с расчетом социально-экономической эффективности предлагаемых мероприятий.

Заключение является своеобразным итогом всей выпускной квалификационной (дипломной) работы. Оно должно быть четким и лаконичным по форме, содержать основные выводы и предложения, направленные на улучшение учетно-аналитической работы хозяйст­вующего субъекта. При этом выводы и предложения должны непо­средственно вытекать из решения тех вопросов и проблем, которые рассмотрены в тексте работы. Объем заключения не должен превы­шать 3-5 страниц машинописного текста.

Законченные главы выпускной квалификационной (дипломной) работы в установленные сроки должны предоставляться руководителю на проверку. Сроки представления отдельных глав и всей работы в целом устанавливаются календарном планом работы.

Предоставление для проверки законченных глав производится непосредственно руководителю.

Руководитель, проверив главу, может вернуть ее сту­денту для доработки со своими письменными замечаниями.

Доработка выпускной квалификационной (дипломной) работы, на основе замечаний руководителя, составляет содержание третьего этапа работы, в ходе которого студент углубляет исследова­ние отдельных вопросов, яснее формирует свою позицию по спорным и дискуссионным проблемам, усиливает аргументацию выводов и предложений, выдвинутых в работе и т.д.

На этой стадии подготовки выпускной квалификационной (ди­пломной) работы происходит также апробация результатов, получен­ных в ходе исследования.

Апробация может осуществляться в разных формах. Одной из них является подготовка студентом научного доклада, с которым он может выступить на заседании Кафедры, на научной студенческой конференции и прочее. Если выпускная квалификационная (дипломная), работа выполняется по специальному заказу, то формой ее апробации может являться выступление в данной организации с результатами проведенного исследования. Формой апробации вы­водов и практических предложений, содержащихся в выпускной ква­лификационной (дипломной) работе, может служить также публика­ция материалов исследования во внутривузовских сборниках науч­ных трудов, в периодических изданиях (еженедельниках, журналах)

Оформление выпускной квалификационной (дипломной) работы

К оформлению выпускной квалификационной (дипломной) рабо­ты предъявляются высокие требования. Законченная выпускная квали­фикационная (дипломная) работа должна быть выполнена на компью­тере. Объем дипломной работы не должен превышать 100-110 страниц текста напечатанного через 1,5 интервала 14 шрифтом. В этот объем не входят прило­жения и библиография (перечень использованной литературы).

Стиль изложения материала выпускной квалификационной (дипломной) работы должен быть четким, ясным, грамотным. Про­стота и доступность изложения содержания темы являются важным достоинством выпускной квалификационной (дипломной) работы и свидетельствуют о владении автором материалом исследования.

Сноски являются обязательным элементом любой научной работы. Они сообщают читателю точные сведения о заимствованных авто­ром источниках. Студент обязан сопровождать ссылками не только ци­таты, но и любое заимствование из нормативных правовых актов, по­ложений специальной литературы, статистических сборников и спра­вочников, а также приведение в работе цифрового материала. Дейст­вующими в настоящее время стандартами по оформлению ссылок на литературные источники рекомендуется в тексте указывать в квадрат­ных скобках порядковый номер источника и страницу источника по списку использованной литературы, который приводится в конце рабо­ты. Цитата в тексте выпускной квалификационной (дипломной) работы приводится в кавычках, а после нее в скобках указывается источник с указанием страницы, например, [32, с.3]. Сам этот источник с полным наименованием, указанием автора опубликованной работы в списке ис­пользованной литературы, следовательно, имеет порядковый номер 32. Такой порядок оформления ссылок на источник позволяет избегать по­вторения названий источников при многократном их использовании в тексте работы. Если дается свободный пересказ принципиальных по­ложений тех или иных авторов, то достаточно указать в скобках, после изложения позаимствованных положений, номер источника по списку использованной литературы без указания номера страницы.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа при ее оформлении и компоновке должна включать: титульный лист; зада­ние; содержание; текст работы, подразделяющийся на введение, главы внутри которых выделяются параграфы; заключение, список ис­пользованной литературы; приложения (если имеются).

Нумерация страниц, составляющих дипломную работу, начиная с титульного листа, сплошная. При этом титульный лист считается первым, но не нумеруется.

Титульный лист имеет единую форму и реквизиты для всех выпускных квалификационных (дипломных) работ. Он оформляется по установленному образцу.

Задание на дипломную работу, подписанное руководителем, располагается вслед за титульным листом.

Оглавление располагается после задания. В нем последова­тельно указываются наименования элементов выпускной квалифика­ционной (дипломной) работы: введение; названия глав и входящих в них параграфов: заключение; список использованной литературы, приложения. Против каждого наименования элемента работы в пра­вой стороне листа указывается номер страницы, с которой он начина­ется. Перед названием глав и параграфов пишутся их номера.

Текст работы по главам и параграфам должен размещаться таким об­разом, что каждая глава начиналась с новой страницы (листа). Названия глав пишутся заглавными буквами, параграфов - строчными; точки в кон­це названий глав и параграфов не ставятся. Текст параграфов в пределах главы должен располагаться сразу после конца предыдущего параграфа.

Размещение таблиц зависит от их объема. Громоздкие таблицы должны быть вынесены в приложения. В текст работы могут вво­диться небольшие таблицы. При этом важно, чтобы таблица органически была связана с текстом. Каждая таблица должна иметь назва­ние и номер. Предпочтительно, чтобы нумерация таблиц была сквоз­ной для всех глав выпускной квалификационной (дипломной) рабо­ты. Порядковый номер таблицы проставляется справа над ее названи­ем. Оформление табличного материала должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями статистической науки.

Ссылаться на таблицу нужно в том месте текста, где формирует­ся положение, ею подтверждаемое.

Наличие диаграмм, графиков и схем в выпускной квалифика­ционной (дипломной) работе способствует наглядности рассматри­ваемых положений, облегчает восприятие текста, повышает культуру изложения и позволяет в лаконичной форме отразить полноту знаний студента по исследуемому вопросу. При выполнении графического материала обязательными являются требования аккуратности и лаконизма. Для каж­дой группы графического материала применяется отдельная, само­стоятельная нумерация, которая размещается под иллюстрацией по­сле перечня условных обозначений.

Приложения состоят из таблиц, первичной документации бухгалтерского баланса, учет­ных регистров, форм отчетности, схем большого формата. Обяза­тельными приложениями являются формы бухгалтерской отчетности и приказ об учетной политике организации.

Приложения необходимо подшивать строго в той последова­тельности, в какой они рассматриваются в тексте работы. Каждое приложение должно иметь название, раскрывающее его содержание и порядковый номер. Номер приложения указывается в правом верхнем углу над названием приложения.

Список использованной литературы приводится после основной части работы. В него включают все использованные источники в сле­дующем порядке:

- Конституция РФ;

- кодексы;

- федеральные законы;

- нормативные правовые акты;

- статистические материалы;

- научные и литературные источники в алфавитном порядке по фамилии авторов.

Все источники, включаемые в список, необходимо нумеровать последовательно. Для правильного составления списка использован­ной литературы студенту полезно посмотреть, как он оформляется в какой-либо монографии по учетно-аналитическим вопросам.

Полностью завершенная и надлежащим образом оформленная выпускная квалификационная (дипломная) работа с письменным отзывом руководителя, внешней рецензией предприятия, а также актом внедрения предложений, разработанных в дипломной работе – представляются к защите.

Защита выпускной квалификационной (дипломной) работы

Завершающим этапом подготовки выпускной квалификацион­ной (дипломной) работы является ее защита на открытом заседании государственной аттестационной комиссии.

К защите выпускной квалификационной (дипломной) работы допускаются студенты, успешно завершившие в полном объеме ос­воение основной образовательной программы по подготовке специа­листов высшего профессионального образования в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высше­го профессионального образования по специальности 080109 «Бухгал­терский учет, анализ и аудит», успешно сдавшие итоговый квалифика­ционный экзамен по специальности и представившие в установлен­ный срок выпускную квалификационную (дипломную) работу с от­зывами руководителя и рецензента.

При подготовке к защите работы студенту необходимо пись­менно подготовить доклад (вступительное слово) и оформить разда­точный материал (таблицы, графики, диаграммы) для членов комис­сии. Содержание вступительного слова, раздаточного материала и 4-х чертежей формата А1 со­гласовывается с руководителем.

Защита выпускной квалификационной (дипломной) работы прохо­дит следующим образом. Студент в течение 5-10 минут излагает основ­ные положения своей работы. Выступление должно начинаться с обос­нования актуальности темы и характеристики объекта исследования. Далее следует раскрыть основное содержание работы, обращая особое внимание на освещенный в работе передовой опыт и недостатки в прак­тике учетно-аналитической работы, а также на те выводы и рекоменда­ции, которые, по мнению студента-выпускника, будут способствовать улучшению техники ведения и методологии бухгалтерского учета, эко­номического анализа и аудита. Доклад не следует перегружать цифровыми показателями, а привести лишь те данные, на которые сделаны ссылки в раздаточных материалах. Желательно, чтобы студент излагал основное содержание своей работы свободно, не читая письменного тек­ста. Выступление студента может сопровождаться показом презента­ции выпускной квалификационной (дипломной) работы.

Заканчивая выступление, студент-выпускник должен ответить на замечания рецензента, соглашаясь с ними, объясняя причину не­доработок, указывая способы их устранения, или аргументированно опровергая их, отстаивая свою точку зрения.

Важный и ответственный момент защиты работы - ответы на вопросы. Вопросы студенту задают сразу после его выступления как члены комиссии, так и другие присутствую­щие на защите работы лица. Количество вопросов, задаваемых сту­денту при защите выпускной квалификационной (дипломной) рабо­ты, не ограничивается. Вопросы могут быть заданы как непосредст­венно по теме защищаемой работы, так и по другим дисциплинам специальности.

Результаты защиты обсуждаются государственной аттестацион­ной комиссией на закрытом заседании и объявляются в тот же день после оформления протоколов работы комиссии. Решение об оконча­тельной оценке по защите выпускной квалификационной (диплом­ной) работы основывается на внешней рецензии, отзыве ру­ководителя, выступлении и ответах студента-выпускника в процессе защиты работы, уровне текущей успеваемости. Результаты защиты работы определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетвори­тельно», «неудовлетворительно».

Оценки «отлично» заслуживают работы, в которых полно и все­сторонне раскрыто теоретическое содержание темы, дан глубокий критический анализ действующей практики учетно-аналитической работы. Творчески были решены проблемные вопросы, сделаны эко­номически обоснованные предложения. Студент при защите дал ар­гументированные ответы на все вопросы членов государственной ат­тестационной комиссии, проявил творческие способности в понима­нии и изложении ответов на вопросы.

Оценки «хорошо» заслуживают работы, в которых содержание изложено на высоком теоретическом уровне, правильно сформулиро­ваны выводы и даны экономически обоснованные предложения, а на все вопросы, заданные при защите, студент дал правильные ответы, но не проявил творческие способности.

Оценки «удовлетворительно» заслуживают работы, в которых теоретические вопросы в основном раскрыты, выводы в основном правильны, предложения представляют интерес, но недостаточно убедительно аргументированы и не на все вопросы членов комиссии студент при защите дал правильные ответы.

Оценки «неудовлетворительно» заслуживают работы, которые в основном отвечают предъявляемым требованиям, но при защите сту­дент не дал правильных ответов на большинство заданных вопросов, т.е. обнаружил серьезные пробелы в профессиональных знаниях.

Студенту-выпускнику по положительным результатам сдачи итогового квалификационного экзамена по специальности и защиты выпускной квалификационной (дипломной) работы решением Госу­дарственной аттестационной комиссии присваивается квалификация «Экономист» по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» с выдачей диплома о высшем профессиональном образовании государственного образца.

Студенту, проявившему себя в научной работе, сдавшему курсо­вые экзамены с оценкой «отлично» не менее чем по 75 % всех дисцип­лин учебного плана, а. по остальным дисциплинам - с оценкой «хоро­шо», а так же сдавшему итоговый квалификационный экзамен с оцен­кой «отлично» и защитившему выпускную квалификационную (ди­пломную) работу с оценкой «отлично», выдается диплом с отличием.

Решения Государственной аттестационной комиссии принима­ются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голо­сов председатель комиссии (или заменяющий его заместитель) обла­дает правом решающего голоса. Все решения Государственной атте­стационной комиссии оформляются протоколами.

Студентам, завершившим освоение основной образовательной программы и не подтвердившим соответствие подготовки требовани­ям Государственного образовательного стандарта высшего профес­сионального образования по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» при защите выпускной квалификационной (ди­пломной) работы (получившим неудовлетворительную оценку), ди­плом о высшем профессиональном образовании не выдается.

Повторное прохождение итоговых аттестационных испытаний назначается не ранее чем через три месяца и не больше чем через пять лет после прохождения итоговой государственной аттестации впервые. Повторные итоговые аттестационные испытания не могут назначаться более двух раз.

Основное содержание дипломной работы

Написание каждой главы работы имеет свои особенности. Рассмотрим специфику подготовки основной части работы, состоящей из трех глав.

Вопросы теории, излагаемые в первой главе, являются средством для создания теоретической базы при рассмотрении практических вопросов исследуемой проблемы. Эта глава должна содержать иллюстрированный статистический материал и рисунки.

Вторая глава дипломной работы называется «Организационно-экономическая характеристика предприятия».

В параграфе 2.1 «Организационная характеристика предприятия» дается обоснование организационной структуры управления, которое необходимо начинать с формулировки характеристики хозяйствующей единицы, включающая:

  • краткую историческую справку о создании организации, установление правового статуса, т.е. организационно-правовой формы ее в зависимости от форм собственности (государственная, муниципальная, частная, индивидуальная, семейная, смешанная, общество с ограниченной ответственностью, акционерные общества закрытого или открытого типа, объединения предприятий, их филиалы и представительства, предприятия, созданные на основе аренды и выкупа имущества трудовым коллективом и др.);

  • анализ всех видов деятельности, необходимых для функционирования организации;

  • описание целей, масштаба и основного вида деятельности организации с учетом характеристики и факторов внешней среды, в которой она действует, специфику выпускаемой продукции или оказываемых услуг.

Эти данные целесообразно представить следующей табл.1.

Таблица 1

Общая характеристика объекта анализа (пример)

Наименование предприятия

ООО «Прогресс»

Форма собственности

Частная

Характер производства

Производство услуг

Год основания

1995

Зарегистрировано

Московская регистрационная палата

Юридический адрес

143530 г. Москва, ул. Вавилова,3

Реорганизация предприятия

Была в 1998 г.

Род деятельности

Оптовая торговля
  1   2   3   4   5   6


Похожие:

Учебно-методический комплекс по специальности iconМакроэкономика учебно-методический комплекс для специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (городское хозяйство)» Великий Новгород 2006 макроэкономика учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс скорректирован в соответствии с учебным планом филиала рггу в г. Великий Новгород
Учебно-методический комплекс по специальности iconОдобрено учебно-методическим советом юридического факультета бюджетное право учебно методический комплекс Для специальности: 030501 юриспруденция Москва 2008
Учебно-методический комплекс по бюджетному праву составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по специальности iconУчебно-методический комплекс предназначен в помощь преподавателям и студентам, обучающимся по специальности 030601 (021400) «Журналистика»
Давыдов Д. Г. Реклама в системе маркетинга. Учебно-методический комплекс. –М
Учебно-методический комплекс по специальности iconУчебно-методический комплекс для специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (городское хозяйство)»
Учебно-методический комплекс скорректирован в соответствии с учебным планом филиала рггу в г. Великий Новгород
Учебно-методический комплекс по специальности iconУчебно-методический комплекс Специальность 080102 Мировая экономика Москва 2008 Автор-составитель: Д. э н.,профессор Родыгина Н. Ю учебно-методический комплекс «Финансовый лизинг»
Учебно-методический комплекс «Финансовый лизинг» составлен в соответствии с основной образовательной программой по специальности...
Учебно-методический комплекс по специальности iconУчебно-методический комплекс Специальность: 080102 Мировая экономика Москва 2009 Автор-составитель: Геращенко Г. П., к э. н, доцент, профессор кафедры Международная торговля Учебно-методический комплекс «Консалтинговые услуги»
Учебно-методический комплекс «Консалтинговые услуги» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по специальности iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 080105 «Финансы и кредит»
Государственное регулирование инвестиций: Учебно-методический комплекс./ Авт и сост.: Г. Е. Покровский, В. А. Погребняк. – Омск.:...
Учебно-методический комплекс по специальности iconОдобрено учебно-методическим советом факультета коммерции и маркетинга Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации для специальности 080401 Товароведение и экспертиза товаров Москва 2009
Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации для специальности
Учебно-методический комплекс по специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организаций»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Внутрифирменное планирование» составлен в соответствии с требованиями к уровню подготовки...
Учебно-методический комплекс по специальности iconУчебно-методический комплекс Для специальности 080102 Мировая экономика Москва 2008 Автор-составитель: Д. э н., профессор Родыгина Н. Ю. Учебно-методический комплекс «Международные лизинговые операции»
Учебно-методический комплекс «Международные лизинговые операции» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница