Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования




НазваниеГосударственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования
страница1/5
Дата конвертации21.10.2012
Размер0.82 Mb.
ТипГосударственный образовательный стандарт
  1   2   3   4   5


Министерство образования Российской Федерации




26 февраля 2003 года


Регистрационный № 04 – 0320 П


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников

по специальности

0320 Коррекционная педагогика в начальном образовании


(повышенный уровень среднего профессионального образования)


Квалификация - учитель начальных классов и

начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения


Вводится в действие с 1 сентября 2003 г.


Москва 2003


1. Общая характеристика специальности

0320 Коррекционная педагогика в начальном образовании


1.1. Специальность 0320 Коррекционная педагогика в начальном образовании утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. № 2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - Классификатора специальностей среднего профессионального образования».

1.2.Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0320 Коррекционная педагогика в начальном образовании:

очная,

очно-заочная (вечерняя),

заочная,

экстернат.


1.3. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности при очной форме обучения, образовательная база приема:

Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

  • на базе основного общего образования – 3 года 10 месяцев/ 4 года 10 месяцев;1

  • на базе среднего (полного) общего образования – 2 года 10 месяцев.

Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:

  • аттестат о среднем (полном) общем образовании;

  • аттестат об основном общем образовании;

  • диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;

  • документ об образовании более высокого уровня.


1.4. Квалификация выпускника:

  • учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения.


1.5. Квалификационная характеристика выпускника.

Выпускник готовится к работе в качестве учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе, а также к выполнению педагогических функций с детьми группы риска младшего школьного возраста (с трудностями в обучении и симптомами школьной дезадаптации) в других воспитательно-образовательных учреждениях.

Основные виды деятельности учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения:

образовательно-воспитательная – осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами начальной школы и осознанием приоритета развития и здоровья ребенка как главной ценности коррекционной и гуманистической педагогики в целом; создание гуманистической и здоровьесберегающей педагогической среды как условия успешного развития ребенка; организация внеучебной воспитательной работы как способа развития интересов, склонностей, удовлетворения запросов и потребностей детей; осуществление личностно ориентированного подхода в работе с младшими школьниками на основе изучения детей, социально-педагогической ситуации их развития, проблем, осложняющих это развитие, анализа их реальных и потенциальных учебных возможностей;

диагностическая определение с опорой на педагогические методы готовности ребенка к обучению в школе, освоению соответствующей его возрасту нормативной образовательной программы; изучение и анализ динамики личностного развития, функционального состояния здоровья детей, формирования учебной деятельности, усвоения программных знаний, умений и навыков; отражение текущих и этапных результатов педагогического анализа в различных формах качественного учета школьной успешности; разработка на основе диагностических данных основных направлений фронтальной коррекционно-развивающей работы, дифференцированных и индивидуальных коррекционно-развивающих программ; практическое взаимодействие в этих целях со школьными специалистами (психологом, логопедом, дефектологом);

коррекционно-развивающая восполнение недостатков дошкольного социального, познавательного опыта детей, дефицитов в развитии их школьно-значимых функций; обеспечение успешной адаптации детей к школе; развитие ведущих компонентов познавательной деятельности (активности, самостоятельности, произвольности) и социально-нравственных качеств обучающихся, формирование общеучебных умений и навыков и коррекция их недостатков; реализация основных направлений фронтальной коррекционно-развивающей работы, групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих программ в различных формах и видах учебной и внеучебной деятельности учащихся;

учебно-методическая – планирование педагогической работы (уроков, внеклассных мероприятий, групповых и индивидуальных занятий с детьми) на основе нормативных целей и задач образовательного процесса и с учетом диагностических данных; выбор для решения образовательных и коррекционно-развивающих задач оптимальных учебников и учебно-методических пособий, дидактических материалов, учебных, воспитательных и коррекционно-развивающих технологий;

социально-педагогическая – пристальное внимание к социально-педагогической ситуации развития ребенка, к его положению в системе семейных отношений, особенно в случаях, когда семья проблемная; своевременное и адекватное реагирование на ситуации, связанные с нарушением прав ребенка, угрозой его нравственному, психическому и физическому здоровью; помощь родителям в повышении их педагогической компетентности, в реализации их воспитательных функций; включение родителей в качестве полноправных партнеров в воспитательную, развивающую и коррекционно-развивающую работу.

Выпускник должен уметь: проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития, обученности и воспитанности детей; владеть технологиями коррекционно-развивающего обучения и воспитания; взаимодействовать с другими специалистами, работающими с детьми и с родителями, организовывать методически обоснованный учебный процесс по всем учебным предметам начальной школы; обеспечивать достижение поставленных целей обучения и воспитания младших школьников; взаимодействовать (сотрудничать) с младшим школьником; изучать на основе наблюдений личность детей, выявлять их затруднения и оказывать им содействие; обеспечивать создание гуманистической педагогической среды; вести педагогическую работу с родителями; квалифицированно владеть теми умениями и навыками, которым педагог обучает школьников (чтение, письмо, счет, рисование, музыкальная деятельность, обслуживающий труд, физкультура); пользоваться техническими средствами обучения и компьютерной техникой; владеть умениями самообразования и самовоспитания.

Выпускник должен знать: основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка; Международная конвенция о правах и основных свободах человека; Конституция Российской Федерации; Федеральный закон «Об образовании»); цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания младших школьников и детей, имеющих трудности в обучении; основы психологии человека, общую возрастную и педагогическую психологию, психологические особенности детей младшего школьного возраста и детей школьной дезадаптации; основы коррекционной педагогики; методики преподавания учебных предметов начальной школы и методики преподавания с коррекционно-развивающими технологиями; медико-биологические основы коррекционной педагогики; особенности анатомии и физиологии младшего школьника и требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий в школе; требования и способы обеспечения безопасности жизнедеятельности детей; основы организации деятельности образовательного учреждения и управления им.

1.6. Возможности продолжения образования выпускника

Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности 0320 Коррекционная педагогика в начальном образовании, подготовлен:

- к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;

- к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по специальностям: 031200 Педагогика и методика начального образования в сокращенные сроки, 031700 Олигофренопедагогика в сокращенные сроки, 031800 Логопедия, 031600 Сурдопедагогика.


2. Требования к уровню подготовки выпускника

по специальности 0320 Коррекционная педагогика в начальном образовании


2.1. Общие требования к образованности выпускника


Выпускник должен:


  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

  • иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;

  • знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач;

  • обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;

  • обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;

  • быть способным к системному действию в профессиональной ситуации; к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;

  • быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности, аргументировано обосновывать направления, формы и методы коррекционно-развивающей деятельности;

  • быть способным к своевременной диагностике, профилактике и коррекции педагогическими средствами нарушений социально-педагогической адаптации младших школьников, трудностей их в обучении и воспитании;

  • быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;

  • быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;

  • быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;

  • быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;

  • обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой самореализации;

  • знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;

  • иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями физического совершенствования.


2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам


По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам


Выпускник должен:


в области философии:

  • иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;

  • иметь представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;

  • иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;


в области права:

  • знать основные положения Конституции Российской Федерации;

  • иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации;

  • знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

  • уметь использовать необходимые нормативно-правовые документы;


в области русского языка и культуры речи:

  • знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

  • знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи; правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

  • уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

  • уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

  • уметь пользоваться словарями русского языка;


в области отечественной истории:

  • иметь представление об основных этапах истории Отечества;

  • знать тенденции становления и развития российской государственности;

  • уметь самостоятельно ориентироваться в исторических сведениях, выделять существенное в историческом процессе;


в области иностранного языка:

  • владеть лексическим (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

  • обладать элементарными умениями общения на иностранном языке;


в области физической культуры:

  • иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; знать основы здорового образа жизни;




  • уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре;


в области социальной психологии:2

  • знать закономерности общения, социально-психологические феномены группы и общества, пути социальной адаптации личности;

  • уметь пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;


в области экономики:

  • знать общие положения экономической теории;

  • иметь представление об основах микро- и макроэкономики, экономической ситуации в стране и за рубежом, о денежно-кредитной и налоговой политике;

  • уметь находить и использовать необходимую экономическую информацию;


в области социологии и политологии:

  • иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования и развития общества и личности;

  • иметь представление о социальной структуре, социальной мобильности, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;

  • иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;

  • иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом);


в области мировой художественной культуры:

  • иметь представление об основных этапах развития мировой художественной культуры, ее направлениях и стилях, о становлении современной системы искусств;

  • знать основные этапы истории отечественной художественной культуры, ее выдающиеся достижения и их связь с мировым художественным процессом;


в области литературы:

  • иметь представление о целостности мирового литературного процесса, об отечественной и зарубежной литературе в историко-культурном процессе, об основных литературных направлениях;

  • знать основные этапы истории мировой литературы.


По математическим и общим естественнонаучным дисциплинам


Выпускник должен:


в области математики:

  • иметь представление о роли и месте математики в современном мире, общности ее понятий и представлений;

  • знать и уметь использовать математические методы при решении прикладных задач;


в области информатики:

  • иметь представление о сущности информации, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации, реализуемых на ЭВМ;

  • знать и уметь использовать базовые понятия и основные методы информатики, основные этапы решения задач с помощью ЭВМ;

  • иметь опыт использования информационных технологий при решении задач в сфере профессиональной деятельности;


в области экологических основ природопользования:

  • иметь представление о взаимосвязи организма и среды обитания;

  • иметь представление об условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса;

  • иметь представление о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;

  • иметь представление об экологических принципах рационального природопользования.


По общепрофессиональным дисциплинам


Выпускник должен:


в области психолого-педагогической и медико-биологической подготовки:

  • знать основы политики государства в области образования, социальной и правовой защиты детей с проблемами в развитии; правовые акты, регулирующие защиту материнства и детства;

  • знать закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, его возрастные и индивидуальные особенности, влияние социальных факторов на развитие;

  • знать теоретические основы и ведущие тенденции развития системы образования, психологической и педагогической науки;

  • знать особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов образовательных учреждений;

  • знать основные теоретические подходы, современные концепции воспитания и обучения;

  • знать закономерности, принципы, содержание и структуру целостного педагогического процесса;

  • знать цели, задачи, содержание, формы, методы и средства воспитания и обучения;

  • знать современные инновационные технологии в сфере образования;

  • знать закономерности межличностных и внутригрупповых отношений;

  • знать возрастную периодизацию и основные ступени развития; индивидуально-типологические и индивидуальные различия в развитии детей в рамках возрастной нормы;

  • знать особенности детей с проблемами в развитии, трудностями в обучении;

  • знать содержание и формы коррекционно-развивающего образовательного процесса;

  • знать основы педагогического мастерства;

  • знать основы управления образовательными системами;

  • знать основные общенаучные характеристики исследования в области образования;

  • знать анатомо-физиологические особенности и основы гигиены детей;

  • знать основы генетики;

  • знать основополагающие принципы здорового образа жизни;

  • знать биологические и психологические факторы, лежащие в основе патологического и дисгармоничного развития;

  • знать основы невропатологии и психопатологии детского возраста;

  • знать наиболее распространенные заболевания, являющиеся главной причиной ранней инвалидности и смертности детей и подростков;

  • знать основные факторы риска и основные способы профилактики заболеваний детей с учетом анатомо-физиологических особенностей развития их организма, функциональных нарушений;

  • уметь создавать психологически комфортную развивающую среду;

  • уметь применять психолого-педагогические знания в разных видах образовательной деятельности;

  • уметь организовывать образовательно-воспитательный процесс в различных социокультурных условиях;

  • уметь анализировать, планировать (проектировать) и оценивать образовательный процесс и его результаты;

  • уметь осуществлять педагогическое общение с воспитанниками, родителями, коллегами;

  • уметь использовать современные инновационные и коррекционные технологии в сфере образования;

  • уметь осуществлять планирование повседневной учебно-воспитательной работы и вести ее в соответствии с программно-методической документацией;

  • уметь осуществлять психолого-педагогическую диагностику, анализ дезадаптаций и отклонений в развитии ребенка;

  • уметь разрабатывать индивидуальные и групповые программы коррекционно-развивающей работы с учетом данных педагогической диагностики;

  • уметь реализовывать процесс профессионального самовоспитания и самообразования;

  • уметь осуществлять самоанализ, самоконтроль собственной педагогической деятельности, уметь ее представить;

  • уметь осуществлять исследовательскую, опытно-экспериментальную работу в сфере образования;

  • уметь оказывать социальную помощь и психолого-педагогическую поддержку воспитанникам;

  • уметь создавать условия, обеспечивающие охрану жизни, здоровья и развития детей;

  • уметь оказывать первую медицинскую помощь детям и взрослым;


в области правового обеспечения профессиональной деятельности:

  • иметь представление об основах государственной политики и права в области образования;

  • знать права и обязанности работников в сфере управления образованием;

  • знать основные законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе образовательной деятельности;

  • знать аспекты регулирования трудовых отношений в области образовательного права: коллективный договор, трудовой договор;

  • знать закон Российской Федерации «Об образовании» и механизм реализации данного закона;

  • знать основы семейного права;

  • знать основное содержание международных документов и российского законодательства о правах ребенка;

  • уметь использовать нормативно-правовые документы в работе;

  • уметь осуществлять сотрудничество с органами правопорядка и социальной защиты населения;

  • уметь оказывать практическую правовую помощь ребенку в области социальной защиты;

  • уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;


в области экономики образовательного учреждения:

  • иметь представление об основных принципах рыночной экономики, аспектах экономической деятельности образовательного учреждения и его структурных подразделений;

  • знать хозяйственный механизм, формы и структуры организации экономической деятельности в образовательном учреждении;

  • знать состав и особенности сметного финансирования и бюджетного нормирования расходов на содержание образовательного учреждения;

  • знать виды внебюджетных средств, источники их поступления, формы организации предпринимательской деятельности;

  • знать методику бизнес-планирования;

  • знать организацию труда и заработной платы в образовательном учреждении, единую тарифную сетку;


в области менеджмента:

  • иметь представление о современном менеджменте;

  • знать функции, виды и психологию менеджмента;

  • знать основы организации работы коллектива исполнителей;

  • знать принципы делового общения в коллективе;

  • знать информационные технологии в сфере управления производством;

  • знать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;


в области безопасности жизнедеятельности:

  • знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

  • уметь организовывать и проводить мероприятия по защите учащихся, работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

  • знать основы военной службы и обороны государства;

  • уметь оказывать первую медицинскую помощь.


По дисциплинам предметной подготовки


Выпускник должен:

  • знать содержание основных дисциплин начального общего образования: русского языка, детской литературы, математики, естествознания, изобразительной деятельности, художественного труда (технологии), музыки, физического воспитания;

  • знать методики преподавания учебных дисциплин начальной школы с коррекционно-развивающими технологиями;

  • знать основные вариативные программы, реализуемые в начальной школе;

  • знать средства развития личности младшего школьника;

  • знать специфику обучения детей шестилетнего возраста;

  • знать основы современных методических систем обучения и воспитания детей;

  • уметь формировать у младших школьников целостное представление об окружающем мире, общечеловеческих нравственных ценностях, природных явлениях и общественных процессах;

  • уметь осуществлять личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию детей младшего школьного возраста;

  • уметь анализировать и объективно оценивать собственную педагогическую деятельности с детьми младшего школьного возраста;

  • уметь планировать и организовывать образовательную работу, направленную на формирование общей культуры личности;

  • уметь создавать и поддерживать благоприятный микроклимат, способствующий достижению задач обучения, воспитания и развития личности;

  • уметь активизировать интеллектуальную деятельность и развитие способностей детей;

  • уметь организовывать внеурочную деятельность в системе коррекционно-развивающего обучения и воспитания;

  • уметь использовать игру как средство коррекции.


2.3. Требования к уровню подготовки выпускника по профессиональной практике


В процессе профессиональной практики студент должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения по основным видам профессиональной деятельности.


2.4. Требования к выпускнику по итогам освоения основной профессиональной образовательной программы


В результате освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0320 Коррекционная педагогика в начальном образовании выпускник должен быть готов к выполнению образовательно-воспитательной, диагностической, коррекционно-развивающей, учебно-методической, социально-педагогической деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой.


3. Требования к минимуму содержания

основной профессиональной образовательной программы

по специальности 0320 Коррекционная педагогика в начальном образовании




Индекс



Наименование циклов, дисциплин,

основные дидактические единицы

Всего часов

максимальной

учебной

нагрузки

в т.ч. часов

обязательных

учебных

занятий

1

2

3

4

ТО.Ф

Теоретическое обучение – дисциплины федерального компонента

4010

3116

ОГСЭ.00

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины3

879

690

ОГСЭ.01


Основы философии:

предмет философии, основные вехи мировой философской мысли; природа человека и смысл его существования: человек и Бог; человек и космос; человек, общество, цивилизация, культура; свобода и ответственность личности; человеческое познание и деятельность; наука и ее роль; человечество перед лицом глобальных проблем




44

ОГСЭ.02

Основы права:

право: понятие, система, источники; Конституция Российской Федерации – ядро правовой системы; Всеобщая декларация прав человека; личность, право, правовое государство; юридическая ответственность и ее виды; основные отрасли права: государственное, административное, гражданское, трудовое, семейное, уголовное; судебная система Российской Федерации; правоохранительные органы




32

ОГСЭ.03


Русский язык и культура речи:

основные составляющие русского языка; язык и речь; специфика устной и письменной речи; понятие о нормах русского литературного языка; виды норм;

функциональные стили речи; специфика и жанры каждого стиля;

лексика: использование в речи изобразительно-выразительных средств; лексические нормы;

фразеология: типы фразеологических единиц, их использование в речи;

лексикография: основные типы словарей;

фонетика: основные фонетические единицы; фонетические средства языковой выразительности;

орфоэпия: орфоэпические нормы русского литературного языка; понятие о фонеме;

графика: позиционный принцип русской графики;

орфография: принципы русской орфографии;

морфемика: словообразовательные нормы;

морфология: грамматические категории и способы выражения в современном русском языке; морфологические нормы;

синтаксис: основные единицы синтаксиса;

русская пунктуация;

лингвистика текста




56

ОГСЭ.04

Отечественная история:

возникновение славянского мира; формирование государственности; древняя Русь; принятие христианства; политическая раздробленность и борьба за независимость в XIII веке; процесс становления национального самосознания и формирования самодержавия; проблема модернизации России в начале XVIII века и ее специфика; особенности модернизации России во второй половине XIX века; Россия в поисках пути развития на рубеже XIX-XX веков; революции в России в начале XX века; феномен советской модели развития; Великая Отечественная война 1941-1945 гг.; попытки модернизации советской системы в 50 - 60-е годы; СССР во второй половине 60-х – первой половине 80-х годов; перестройка: от частичных преобразований к смене модели общественного развития (1985-1991 гг.); российские реформы на современном этапе




62

ОГСЭ.05

Иностранный язык:

основы делового языка по специальности; профессиональная лексика, фразеологические обороты и термины; техника перевода (со словарем) профессионально-ориентированных текстов; профессиональное общение




182

ОГСЭ.06

Физическая культура:

роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; социально-биологические и психофизиологические основы физической культуры; основы физического и спортивного самосовершенствования; профессионально-прикладная физическая подготовка




182

ОГСЭ.07

Социальная психология:


социальная психология как наука, ее предмет и методы; типология и социально-психологические характеристики личности; социализация личности; межличностные отношения; психология общения: содержание, цели и средства общения, техника и приемы организации коммуникаций; группа как социально-психологический феномен: виды групп, групповая динамика и лидерство в группе, проблема эффективности групповой деятельности; природа конфликтов и пути их разрешения; человек и труд; человек как субъект труда; мотивы трудовой деятельности; психология профессий




64

ОГСЭ.08

Основы экономики:


экономика и ее основные проблемы; микроэкономика; ресурсы; механизмы рыночного ценообразования; конкуренция; экономические основы деятельности фирмы; антимонопольное регулирование; доходы населения; регулирование социально-экономических проблем; макроэкономика; структура экономики страны; финансы; кредитно-денежная и налоговая системы; инфляционные процессы; безработица; проблемы экономического роста; микро- и макроэкономические проблемы российской экономики; международное разделение труда; мировой рынок товаров, услуг и валют; основы бизнеса







ОГСЭ.09

Основы социологии и политологии:


социология как наука; общество как социокультурная система; социальные общности; социальные и этнонациональные отношения; социальные процессы, социальные институты и организации; личность: ее социальные роли и социальное поведение; социальные движения; социальные конфликты и способы их разрешения;

предмет политологии; политическая власть и властные отношения; политическая система; субъекты политики; политическое сознание; политическая культура; мировая политика и международные отношения; социально-экономические процессы в России







ОГСЭ.10

Мировая художественная культура:

предмет мировой художественной культуры; синтез и взаимодействие искусств; основные этапы истории развития мировой художественной культуры; направления и стили мировой художественной культуры; художественная культура XX века; новые направления (формы и жанры) отечественного и зарубежного искусства конца XX века; вклад России в мировую художественную культуру







ОГСЭ.11

Литература:

литература как вид искусства; литература и фольклор; основы теории литературы: роды и жанры художественной литературы, единство формы и содержания художественного произведения; понятие творческого метода; основные закономерности литературного процесса; основные этапы истории развития литературы (русской и зарубежной); литературные направления; творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений







ОГСЭ.ДВ

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением




68

ЕН.00

Математические и общие естественнонаучные дисциплины

165

132

ЕН.01

Математика:


роль математики в жизни общества; математические понятия, предложения, доказательства; элементы теории множеств; понятия величины и ее изменения; история создания систем единиц величины; этапы развития понятий натурального числа и нуля; системы счисления; понятие текстовой задачи и процесса ее решения; из истории развития геометрии; основные свойства геометрических фигур на плоскости и в пространстве




40

ЕН.02

Информатика:


понятие информации; основные этапы решения задач с помощью ЭВМ; понятие программного и аппаратного обеспечения вычислительной техники; операционные системы; прикладное программное обеспечение общего назначения и его использование в сфере профессиональной деятельности: системы обработки текстов; компьютерная графика; информационные модели, табличное моделирование, практикум по работе с табличным процессором и СУБД; компьютерные телекоммуникационные сети




60

ЕН. 03

Экологические основы природопользования:

особенности взаимодействия общества и природы; природоресурсный потенциал, принципы и методы рационального природопользования; размещение производства и проблема отходов; понятие мониторинга окружающей среды, экологическое регулирование, прогнозирование последствий природопользования; правовые и социальные вопросы природопользования; охраняемые природные территории; концепция устойчивого развития; международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды




32

ОПД.00

Общепрофессиональные дисциплины

1132

823

ОПД.01

Педагогика:

введение в педагогическую профессию: возникновение педагогической профессии, ее развитие; роль и место педагога в век информационного общества; педагогическая деятельность, ее аспекты; профессиональные и личностные качества и способности педагога; требования к профессиональной компетентности и мобильности; роль самообразования и самовоспитания в становлении профессионала-педагога;

общие основы педагогики: возникновение и развитие педагогики, ее место в системе гуманитарных и естественных наук; структура педагогической науки: теория образования и обучения (дидактика), теория воспитания, школоведение; основные педагогические понятия; целостный педагогический процесс – объект изучения в педагогике; ребенок как субъект целостного педагогического процесса; личностно ориентированный подход в образовании; методы педагогического исследования; развитие системы образования в России; принципы государственной образовательной политики; непрерывное образование; преемственность в работе образовательных учреждений: взаимодействие образовательных учреждений с семьей;

педагогика школы: теория образования и обучения; сущность и движущие силы развития личности, содержание обучения; современные концепции начального и среднего образования, их дидактическое и предметное наполнение; мотивы учения на разных возрастных этапах; руководство учебно-познавательной деятельностью школьников; принципы, методы и организационные формы обучения; урок в школе, типы уроков, их структура, требования к проведению и анализу; диагностика и оценка учебных достижений школьников;

теория и методика воспитания: цели и задачи воспитания; движущие силы; современные концепции воспитания, их социокультурные основания, научно-методическая обоснованность и практическая применимость; воспитание в учебной и внеучебной деятельности школьников; взаимоотношения коллектива и личности; воспитательная система школы; функции, основные направления и формы деятельности учителя - классного руководителя; оценка уровня воспитанности школьника; управление педагогическими системами




100

ОПД.02

Психология:

общие основы психологии: предмет, задачи и методы психологии; развитие психологии как науки; основные категории психологии; психика и ее развитие; деятельность; сознание и самосознание; сознательное и бессознательное; человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность; конституционные типологии; человек как субъект; мотивация; эмоции и чувства, воля; деятельность, ее психологическая структура, виды деятельности; познавательная деятельность: ощущения и восприятие, внимание, память, мышление и речь, воображение; человек как личность и индивидуальность: структура личности; направленность; самоактуализация, самосознание, самооценка, уровень притязаний, образ «Я» и его структура; индивидуально-типологические особенности человека: характер, задатки и способности и склонности; психология творчества;

возрастная и педагогическая психология: основные закономерности психического развития; предпосылки и условия; возрастная периодизация; понятие ведущей деятельности; зона ближайшего развития; возрастные кризисы;

особенности психического развития и педагогического воздействия на разных возрастных этапах;4

психология игры: роль сюжетно-ролевой игры в психическом развитии дошкольника; зарождение развития игры; развернутые формы игровой деятельности; взаимоотношения детей в игре;

психология обучения; психологические теории развивающего обучения; учебная деятельность, ее структура; психологические основы индивидуализации обучения; диагностика обучаемости; психологические аспекты компьютеризации обучения;5

психология воспитания; механизмы формирования личности; социализация; социальные установки, нормы и ценности; психология общения; особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте; психологические основы воспитательных технологий; психология педагогической деятельности: структура деятельности; диагностика и развитие педагогических способностей; педагогическое общение: функции, стили, модели; культура педагогического общения; психология педагогического взаимодействия; индивидуальные стили педагогической деятельности; психологическое содержание категории «отношение»: родительско-детские отношения;

психология общения (практикум): общение и общительность; общение и деятельность; многоплановый характер общения; роли и ролевые ожидания; эмпатия в общении; правила слушания; ведение беседы; правила убеждения; конфликты, пути выхода из них; коррекция поведения; особенности общения с детьми разного возраста; общение детей со сверстниками;

психология учебно-познавательной деятельности и проблемы развивающего обучения: сущность учения как деятельности; теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; понятие «развивающее обучение», Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов о развивающем обучении; зона ближайшего развития; концепция учебной деятельности; овладение способами умственной деятельности; место учебных задач в учебно-воспитательной деятельности; роль педагога в организации и развитии учебно-познавательной деятельности школьников




114
  1   2   3   4   5


Похожие:

Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования iconГосударственный образовательный стандарт среднего институт проблем развития среднего профессионального образования профессионального образования. Государственные требования
Российской Федерации от 2 июля 2001 г. №2572 «Об утверждении государственного образовательного стан- дарта среднего профессионального...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования iconГосударственный образовательный стандарт среднего институт проблем развития среднего профессионального образования профессионального образования. Государственные требования
Российской Федерации от 2 июля 2001 г. №2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования iconГосударственный образовательный стандарт среднего профессионального образования
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования iconГосударственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования
Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. №2572 «Об утверждении государственного...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования iconГосударственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования
Министерства образования Российской Федерации от 02. 07. 2001 №2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования iconГосударственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования
Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. №2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования iconГосударственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования
Специальность 0509 Светорежиссура утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. №2572 «Об утверждении...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования iconГосударственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования
Специальность 0303 Иностранный язык утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001г. №2572 «Об...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница