Регламентация стандарта в отношении набора обязательных дисциплин и строгой фикса




Скачать 79.57 Kb.
PDF просмотр
НазваниеРегламентация стандарта в отношении набора обязательных дисциплин и строгой фикса
Дата конвертации21.10.2012
Размер79.57 Kb.
ТипРегламент
задействовать процессы реальной конкуренции в образовании, позволяет переориентиро-
вать учебный процесс на результат. 
Однако  «введение  системы  зачетных  единиц  предполагает  существенное  изменение 
организации учебного процесса и определенную реструктуризацию его содержания»4. Яс-
но, в каком направлении должна пойти эта реструктуризация, – должен быть усилен меж-
дисциплинарный  характер  курсов,  модульный  характер  образовательных  программ,  при-
кладной их характер, должна быть повышена свобода выбора субъектов образования в оп-
ределении его содержания. 
Возникает вопрос: помогает ли действующий журналистский ГОС вузам соответство-
вать запросам времени? Тем запросам, которые могут оказаться решающими, если собы-
тия будут развиваться в сторону сближения нашей системы высшего образования с запад-
ной? Как мы видели, не во всем и не всегда. 
Нам  кажутся  оправданными  все  требования  стандарта,  вытекающие  из  прикладного 
характера специальности, как бы строги они ни были (требования к организации практик, 
к выпускной квалификационной работе специалиста, к профессиональной подготовленно-
сти специалиста, даже к материально-техническому обеспечению учебного процесса), по-
скольку это в конечном итоге направлено на развитие учебно-производственных комплек-
сов, т.е. учебных редакций, а без развитой инфраструктуры журналистская образователь-
ная программа не может быть конкурентоспособной именно в силу прикладного характера 
специальности.  
Но мы считаем спорными усилия разработчиков стандарта, направленные на унифика-
цию  содержания  журналистского  образования  в  разных  вузах.  Этому  служит  излишняя 
регламентация стандарта в отношении набора обязательных дисциплин и строгой фикса-
ции выделяемых на них часов, дробление курсов общей тематики, отсутствие междисцип-
линарного подхода, излишняя энциклопедичность, неизбежно ведущая к информационной 
перенасыщенности  программы,  а  также  сравнительно  малые  объемы  часов,  выделяемые 
на элективные курсы.  
 
Примечания 
 
1  См.:  Государственный  образовательный  стандарт  высшего  профессионального  образования.  Специаль-
ность 021400 «Журналистика». М., 2000. 
2  Там же. С. 49. 
3  Татур Ю.Г. Образовательная система России: высшая школа. М., 1999. С. 54. 
4  Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное об-
разование. 2003. № 9. С.17. 
 
 
Л.Г. Александров 
 
MASS-MEDIA И PUBLIC RELATIONS:  
ПРОБЛЕМНЫЕ ТОЧКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  
В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ  
СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 
В  современном  коммуникативном  пространстве  существует  весьма  серьезная  пробле-
ма, связанная с необходимостью размежевания таких сфер профессиональной деятельно-
сти,  как  журналистика  и PR. Это  размежевание  ведется  по  нескольким  направлениям,  в 
том  числе и  в  сфере  образования,  и  процесс этот  сопровождается  культурными  и  «анти-
 
14

культурными»  тенденциями,  каждый  раз  нуждаясь  в  соответствующей  корректировке, 
разъяснении и анализе. Проблему актуализирует и сама общественная жизнь, сегодня все 
больше размывающая понятия о познавательной и коммуникативной ценности, делающая 
нормативные рамки и границы профессиональной деятельности СМИ и PR весьма относи-
тельными. 
С  теоретической  точки  зрения  разрешение  этой  насущной  проблемы  требует  выделе-
ния, по крайней мере, нескольких ее аспектов. Мы рассмотрим их в кратком  обзоре, ис-
пользуя  преимущественно  положения,  выработанные  в  образовательной  практике  регио-
нального уровня. Столичные университеты на сегодняшний момент попадают в еще более 
запутанную  и  сложную  коммуникативную  ситуацию:  новые  и  новейшие  методы  образо-
вания  внедряются  в  практику  очень  интенсивно,  причем  в  таких  сложных  пропорциях  и 
комбинациях  «журнализма»  и  «пиарщины»,  что  классическая  наука  просто  не  успевает 
отследить все эти тенденции. Дискуссионным материалом послужат тезисы и положения, 
вынесенные на обсуждение преподавателями региональных российских вузов – из Нижне-
го Новгорода, Ростова-на-Дону, Ижевска, Челябинска, Барнаула, Улан-Удэ и других горо-
дов, а также методы и формы, выработанные практикой деятельности самих региональных 
СМИ. 
Внутреннее  смысловое  содержание  вышеуказанных  профессиональных  комплексов 
очень  сходно,  поэтому  обыденное  сознание  часто  их  путает.  Компоненты  определений, 
составляющих  предмет  профессии,  кажутся  синонимичными:  например, «массовый»  и 
«общественный», «коммуникация»  и  «связи».  Главное,  что  может  смутить  человека,  ос-
мысливающего основное определение, – это разница происхождения термина, в остальном 
же – нет сложности выдать одно за другое. Предназначение современных СМИ мыслится 
как важнейшая сила взаимодействия с массовым сознанием и общественным мнением, яд-
ро которых – мировоззрение и миросозерцание. СМИ формируют панораму современно-
сти  и  являются  общественным  экспертом.  Е. Прохоров,  моделируя  современную  функ-
циональную систему СМИ, замечает, что рекламно-справочная и культуроформирующая 
функции  соприкасаются,  а  в  действительности  это  выражается  в  устойчивой  тенденции: 
каждая  социально-политическая  сила  стремится  присутствовать  в СМИ непосредственно 
или  косвенно  влиять  на  них1.  Последнее  является  также  и  одной  из  кардинальных  задач 
PR-деятельности, в результате чего в каждой профессии важны навыки социального ана-
лиза и представления о политической культуре современного общества. 
Что  же  касается  науки  и  образования,  то  и  здесь  существует  единая  познавательная 
модель, по которой действует система подготовки специалистов для СМИ и PR. Эта мо-
дель  сводится  к  трем  основным  фундаментальным  направлениям:  истории,  теории  и  со-
временной  методологии2.  Каждое  направление  согласовано  со  стандартом  соответствую-
щей специальности. Полнота и специализация каждой фундаментальной базы варьирует-
ся,  но,  если  отсутствует  хотя  бы  один  из  трех  компонентов,  вряд  ли  можно  говорить  о 
полноценной подготовке специалистов. 
В качестве примера рассмотрим структуру ряда образовательных учреждений, которая, 
по-видимому, и должна базироваться на трех профильных учебных подразделениях, соот-
ветствующих  вышеуказанному  принципу.  Так,  структура  журналистского  образования 
Челябинского государственного университета по дисциплинам государственного стандар-
та в перспективе мыслится преобразованной. Уместной, например, представляется кафед-
ра  истории  журналистики  и  кафедра  методологии  журналистского  творчества.  Пока  эти 
направления  совмещаются  на  кафедре  журналистики,  функционирование  которой  на  од-
ноименном факультете выглядит даже несколько парадоксально. И в то же время органи-
зация  журналистского  образования  в  ЧелГУ  способствует  внедрению  предметов,  пред-
ставляющих определенный интерес у их слушателей именно в плане выяснения специфи-
 
15

ки СМИ и PR, например, «Политическая структура СМИ», «Социальная ответственность 
тележурналиста», «Актуальные  проблемы  современности  и  журналистика».  Предполага-
лась ранее и разрабатывается сегодня тематика других подобных курсов – «Методика об-
щения  журналиста», «Периодическая  печать  в  условиях  рынка», «Язык  рекламы», «Со-
циология печатных и электронных СМИ», «Маркетинг в СМИ». И это устойчивая тенден-
ция  университетского  образования:  на  отделениях  журналистики  в  вузах  Новосибирска, 
Барнаула  в  этом  междисциплинарном  пространстве  разрабатываются  такие  курсы,  как, 
например, «Журналистика  новостей  и  журналистика  проблем», «Этнопсихология  журна-
листики», «Геополитика и коммуникация» и др. Подготовка журналистов редко обходится 
без обучения тому, что специфично для работников в сфере общественных связей. 
Структурные преобразования и перетряски затрагивают сегодня и вузы, ведущие под-
готовку по специальности «Общественные связи». Так, в Челябинском филиале универси-
тета  Российской  академии  образования,  впервые  осуществляющем  в  городе  выпуск  сту-
дентов по этой специальности, структура и состав учебных подразделений также меняют-
ся достаточно часто, а сама специальность меняет свою факультетскую базу, привязываясь 
то  к  лингвистике,  то  к  экономике.  При  этом  образовательный  комплекс,  тем  не  менее, 
представлен  уже  упомянутой  классической  логической  схемой:  например,  преподавание 
специализированных  предметов,  составляющих  комплекс  взаимодействия  со  СМИ,  про-
ходит от истории через теорию к практическим методам и технологиям3. 
Сходные процессы замечаются, например, и в Удмуртском государственном универси-
тете,  который,  концентрируя  в  своих  стенах  многие  научно-образовательные  структуры, 
является  в  республике  своеобразным  монополистом  на  подготовку  студентов  по  обеим 
специальностям.  Однако  разница  профессиональной  специфики  создала  естественную 
конкуренцию внутри самого вуза. Так, факультет журналистики, образовавшийся на базе 
филологического  факультета  в 1998 году  (специальность  введена  в 1994 году),  сегодня 
имеет  серьезные  организационные  и  аттестационные  проблемы,  несмотря  на  качествен-
ную подготовку необходимых в СМИ специалистов. Более 10 лет по смежному профилю 
готовили специалистов и на факультете философии и социологии, постепенно внедряя та-
кие направления, как социальная работа, маркетинг, менеджмент, аналитика и консульти-
рование, управление и прогнозирование, сопровождение избирательных кампаний, поли-
тических  и  общественных  движений4.  Сегодня  у  обеих  этих  образовательных  структур 
возникают некоторые трения с престижным в университете Институтом социальной ком-
муникации,  возглавляемым  депутатом  Г.В.  Мерзляковой.  Возникший  на  базе  историче-
ского факультета позже вышеназванных структур, он, тем не менее, интенсивно расширя-
ет сферу влияния, вводя специальности «PR», «Социально-культурный сервис и туризм», 
«Культурология», «Издательское  дело  и  редактирование», «Реклама».  Структура  имеет 
особый статус института, поскольку выходит за рамки образовательного стандарта, на ее 
базе существуют курсы дополнительного образования, центры досуга и туризма, реклам-
но-информационное  агентство.  Будучи  выгодной  университету,  она  считается  руково-
дством приоритетной. 
Естественно, смежность профессий, построенных на принципах социальной коммуни-
кации, требует общей культурной подготовки. Но сходств больше, чем различий, и обра-
зовательный комплекс не позволяет решить дилемму, заявленную в данной теме. Остают-
ся открытыми многие вопросы. До сих пор обсуждается вопрос: насколько опыт истории 
зарубежной коммуникации (напомним, что PR – все-таки продукт западного менталитета) 
переносим в практику изучения отечественных СМИ? Ответ на него дают некоторые со-
временные принципы изучения мировой журналистики: конкретного историзма, репрезен-
тативности  знания,  синхронности  и  диахронности  изучения  истории  разных  стран  и  др.5 
Подразумевается  наличие  отдельных  внутренних  явлений  и  проблем,  присущих  самому 
 
16

феномену  коммуникации.  Объективирует  изучение  истории  журналистики  типологиче-
ский,  системный  принцип  как  имманентный  самой  сути  феномена.  Деидеологизация  со-
временной  науки  о  журналистике  признается  весьма  актуальной.  Но  это  идет  вразрез  с 
общими  принципами  методологии  разработки  специалистами  по  общественным  связям 
комплексных  целевых  программ,  так  или  иначе  попадающих  в  социально-политический 
контекст жизненного пространства, что приводит, в частности, к необходимости изучения 
истории коммуникации в обзорно-ознакомительном режиме, привязывая его к общей ис-
тории культуры. 
Изучение  отечественных  СМИ,  обязательное  в  государственном  стандарте  по  обеим 
специальностям,  подразумевает  выявление  каких-либо  особых  факторов  национальной 
журналистики. Типологический принцип оценки изданий остается основным, но идейный 
принцип, тем не менее, уместен при оценке направления издания, поскольку это входит в 
резонанс с актуальными на всем протяжении истории проблемами свободы слова и цензу-
ры  в  России.  Необходимость  социально-политического  принципа  дифференциации  изда-
ний  обусловлена  и  быстрой  реакцией  журналистики  на  изменение  характера  общества. 
Иными словами, СМИ всегда соответствуют социально-политическому типу общества, в 
котором  они  существуют.  В  отечественной  типологии  печати,  в  частности,  до  сих  пор 
многопрофильные  издания  классифицируются  как  общественно-политические,  противо-
поставляясь  по  сути  специализированным  изданиям6.  В  этом  смысле  можно  говорить  об 
известной  политизации истории,  которая неминуемо становится предметом особого вни-
мания для тех, кто готовит специалистов по общественным связям. 
Открытой до сих пор остается также проблема различий общественного устройства и 
правомерности  перенесения  западной  коммуникативно-идеологической  модели  на  отече-
ственную почву. Этот момент простого «пересаживания» концепций, понятий и методов 
проблематичен и в связи с недостаточностью опыта PR-деятельности в России (по сравне-
нию с западной коммуникативной традицией), не говоря уже о том, что не так давно сама 
возможность  такого  прямого  перенесения  активно  отторгалась  отечественной  наукой,  в 
том числе весьма авторитетными, объективными и тонко мыслящими исследователями, в 
частности Ю. Шерковиным, Т. Лебедевой и др. Сейчас это имеет место потому, что преж-
де всего модно и престижно, а не потому, что менталитет российских коммуникаторов и 
исследователей коммуникации полностью изменился за столь недолгое время. 
Справедливости ради следует добавить: в то время, когда отечественная журналистика 
развивалась самостоятельно, было модно и «стильно» употребление иноязычной термино-
логии,  владение  которой  становилось  иногда  профессионально  необходимым.  Термины 
«лид», «клип», «имидж», «бренд», «слоган», «маркетинг» и другие прочно вошли в обиход 
и уже не требуют смыслового объяснения, «перевода» на русский язык. К созданию ино-
язычных неологизмов приложила руку и отечественная коммуникативистика. Исследова-
тели активно вводят в методологию такие, например, сложносоставные определения, как: 
«финишинг» – доведение  темы  до  логического  завершения; «инфотейтмент» – развлече-
ние  через  информацию, «бильдизация» – наглядность  подачи  текста, «глокализация» – 
глобальные проблемы, поданные в «местном» измерении, «хеппенинг» – вовлечение зри-
теля в телевизионное представление, «сейлз промоушн» – побуждение к совершению по-
купок, «таргетинг» – целевая  акция7.  Хотя  эта  терминология  пока  не  распространена  в 
массовом масштабе, но тенденция очевидна. Поэтому неудивительно, что концепции PR-
образования распространяются такими же темпами. 
В рамках теории способны выявляться социально-методологические основы журнали-
стики как специфического феномена современности, в их соотнесении со специфическими 
задачами PR-деятельности. Научно-теоретические обобщения журналистского опыта спо-
собствуют выделению понятий и категорий, общих закономерностей, логических связей, 
 
17

тенденций, которые определяют суть массово-информационных процессов, но также час-
то не дают достаточных оснований для дифференциации двух профессий. Образователь-
ная же практика порой вообще акцентирует именно PR как универсальный феномен раз-
вития коммуникации, а СМИ выступают как некоторое техническое или коммуникативное 
обеспечение этого рода деятельности. В частности, известный исследователь культуроло-
гических основ коммуникации В.Ученова8, чьи работы впервые заявили о наличии в соци-
альной практике так называемых пражурналистских феноменов, вначале определяла неко-
торые древние формы коммуникации как элементы публицистики, а затем, изменив угол 
зрения, – как элементы проторекламы. Результаты первой работы оказались как бы введе-
нием к более серьезному и широкому предметному пространству. 
Психологические  аспекты  проблемы  сводятся  к  тому  неоспоримому  положению,  что 
специальности  «Журналистика»  и «PR» изначально  различаются  в  некоторых  критериях 
отношения  к  информации – объективно-субъективному  феномену  современной  жизни. 
Построение теоретических гипотез и моделей СМИ на данном этапе, в связи с этим, ока-
зывается наиболее важным. Как для журналиста, так и для пиарщика сегодня весьма акту-
ально вступление в неоднозначный творческий процесс взаимодействия с массовой ауди-
торией, чьи коммуникационные функции сегодня признаются психологами весьма «опас-
ными». Деятельность в сфере социальной коммуникации чревата для аудитории «мазохи-
стской  зависимостью  от  СМИ,  конформизмом,  аффектацией  и  “игрореализацией”»9.  В 
равной степени отторгаются и бесконечный поток новостей, и слащавая реклама, и явно 
«заказанная»  информация.  В  этом  аспекте  нужно  признать  важным  изучение  системы 
журналистских жанров и методов в их стилистических и нормативных рамках.  
Однако  именно  категории  структурно-содержательного  творческого  плана,  органи-
зующие  текст,  сегодня  вряд  ли  могут  стать  принципом  размежевания  двух  сфер.  Их  со-
временные  модификации  расширяют  потенциальную  сферу  деятельности  их  обладателя, 
но отнюдь не делают ее более четкой. В развернутую систему журналистской аналитики, 
например, попадают формы, напоминающие PR по предмету отображения, целям творче-
ства и методам исследования: комментарий, мониторинг, рейтинг, прогноз, версия, реко-
мендация, дискуссия, пресс-конференция, пресс-релиз10. Как полагает Л. Кройчик, именно 
ангажированность  публициста  в  современном  российском  обществе  меняет  жанровую  и 
текстовую систему11. От морфологии жанра пресса переходит к содержанию текста – со-
единению объективно существующего факта с субъективной его оценкой, поскольку жанр – 
это оптимальная форма решения творческой задачи. Только одна из пяти групп жанров в 
ее  классификации  называется  оперативно-новостной,  то  есть  характерной  для  журнали-
стики, да и в нее попадает, по сути, лишь жанр заметки. Остальные группы коррелируют с 
PR,  рекламой,  культуроформирующими  функциями  массовой  коммуникации,  выполняя 
смежные с журналистикой функции. 
Именно жанровая и методологическая неоднозначность специфики современных СМИ 
позволяет  обществу  воспринимать  журналистов  не  как  репортеров,  а  в  других образах  и 
ипостасях – обозреватель, эксперт, социолог, шоумен. Эта позитивная тенденция намети-
лась довольно давно, когда журналистика мыслилась как прогрессивная, недогматическая 
сфера деятельности. Критика и полемика были уже с эпохи Просвещения типичной фор-
мой воздействия на общественное мнение. СМИ никогда не избегали соблазна тенденци-
озной подачи информации. Если издание отказывалось от оценочной функции и оставляло 
за собой только право на освещение хроники событий, как правило, интерес к нему терял-
ся. Поэтому, когда А. Герцен, например, говорил, что его призвание – «писать без всякой 
формы»,  это  означало  не  только  смешение  жанров  публицистики,  с  которыми  он  часто 
экспериментировал, но и ту максимально возможную на тот момент времени степень сво-
боды  мнения,  которую  имел  публицист  за  границей.  Напротив,  отечественные  издания 
 
18

второй  половины XIX века,  находясь  под  жестким  прессом  цензурных  циркуляров,  при-
меняли  все  изысканные  стилистические  приемы,  особенно  в  описании  политически  зна-
чимых  событий,  памятуя  официальную  установку: «неопытный  читатель  легко  может 
применять к положению своей страны действительные  или мнимые недостатки управле-
ния, описанные с желанием сделать из них факты всеобщего значения»12. 
Следовательно, проблема жанров и методов работы в СМИ – это не только проблема 
усложнения  композиции  и  творческой  обработки  фактов,  а  согласующаяся  с  нашей  ди-
леммой  тенденция  подмены  фактов – мнениями,  социально  выверенных  статистических 
данных – мировоззренческой или заказанной извне позицией. Представители социальных 
институтов и аудитории часто вообще не вникают в проблемы творческого плана, не по-
нимают жанровой специфики публицистической деятельности, полагая, по словам одного 
журналиста из Таганрога, что есть только два жанра – «отпиарить» и «замочить» (в смыс-
ле  подать  сенсацию,  особенно  криминального  характера).  Работая  на  аудиторию,  совре-
менные редакции вынуждены видоизменять как жанрово-стилистический фон своих тек-
стов, так и общие организационные принципы. Исследователи полагают, что современная 
редакция – это уже не СМИ и не PR, а особый тип организации, одновременно коммерче-
ской  и  некоммерческой.  Условия  развития  информационного  рынка  и  маркетинговых 
коммуникаций  создали  в  сфере  пересечения  журналистики,  рекламы  и PR многоуровне-
вую  зависимость,  где  выделяются  предметно-отраслевой,  международно-глобальный, 
структурно-управленческий уровни, а также интеграция в области информационных носи-
телей13.  
Отечественная журналистика и PR одновременно стартовали в новые условия постсо-
ветской  эпохи,  движимые,  однако,  разными  мотивами.  Первая  профессия  стремилась  за-
полнить информационный вакуум, вторая – на волне отмены цензурных ограничений пе-
рейти на новые, экономические принципы регулирования потока идей. При этом в обще-
стве  постиндустриальной  эпохи  происходил  определенный  сдвиг  экономики  от  техниче-
ских навыков к интеллектуальным, от физической к умственной деятельности, от манипу-
лирования  материальными  предметами  к  обработке  символов.  Журналистская  информа-
ция  становится  товаром.  Рекламная  кампания  становится услугой. Возникает  понятие  об 
открытой  и  скрытой  рекламе.  Развивается  редакционно-издательский  маркетинг,  сегмен-
тация и позиционирование, бизнес-план входит в систему менеджмента редакций14. Про-
исходит смещение ценностей в журналистской деятельности. Как показывают исследова-
ния, проведенные в Восточно-Сибирском государственном технологическом университете 
на отделении PR, в Улан-Удэ сегодня редакционная политика упрощается именно по это-
му принципу: «привлечением рекламы занимаются сами журналисты, поэтому причин для 
конфликтов  между  рекламными  агентами  и творческими  коллективами  редакций  не  воз-
никает»15. 
Однако при этом современная система образования, как среднего, так и высшего, ори-
ентируется на уровень индустриального общества еще советского образца. Уровень обра-
зования,  по  всей  видимости,  еще  не  стал  экономической  силой,  включенной  в  процесс 
роста экономики. Западная наука ориентируется именно на это, отечественная же практи-
ка  образования,  особенно  на  уровне  регионов,  пока  не  отслеживает  или  не  способна  по-
нять  этой  зависимости.  Информационная  и  интеллектуальная  деятельность  включается  в 
общий процесс развития. Однако, как полагает, например, проректор Нижегородского ин-
ститута развития образования А.Б. Вифлеемский16, это всегда чревато обратной стороной – вы-
рабатываются  технологии  дискредитации  образовательных  учреждений,  составляя  «чер-
ный» PR самого образования. Это показывают типичные примеры из практики одного из 
местных  университетов,  который  монополизировал  ряд  специальностей,  устанавливает 
произвольные  цены  за  обучение,  при  этом  наталкивается  на  сопротивление  родителей  и 
 
19

шантажирует их отчислением студентов. И это, по мнению автора, еще не беспредельная, 
а юридически закономерная система. 
Особой темой становится изменение менталитета общества, его духовной жизни, под-
разумевающей  диалоговое  начало  как  основу  социальной  коммуникации.  Все  это  обу-
словлено междисциплинарностью феномена СМИ, но и представители PR с готовностью 
идут  на  диалог  с  обществом.  Бесконечность  же  диалогового  процесса  не  позволяет  до 
конца провести это территориальное и функциональное размежевание двух сфер деятель-
ности. Коммуникация становится все более интерактивной, а вместо терминов «объектив-
ность» и «субъективность» сегодня все чаще говорят о типичном для социологических ис-
следований  принципе  «интерсубъективности»  информации.  Он  может  быть  реализован 
только  в  ходе  многоуровневой  структурной  обработки  мнений  (по  возможности,  опера-
тивной), в результате которой картина действительности приблизится к реальной. 
Что же касается нормативного подхода к проблеме, очевидно, что в ходе взаимодейст-
вия  со  своей  аудиторией  каждая  профессия  по-своему  отрабатывает  социально  неодно-
значные трактовки современных понятий об этике. Возникает необходимость техники ин-
формационной безопасности, одной и составных частей которой мыслится отделение ме-
тодов СМИ от методов PR, поскольку и те и другие в равной степени плодят «массовое 
сознание».  Еще  в  середине XIX века  утилитарист,  классик  буржуазного  либерализма 
Д.С. Милль  отмечал,  что  «срединного  человека»  характеризует  умственная  умеренность, 
так же как и умеренность в склонностях: желания, потребности такого человека всегда со-
ответствуют тому, что общепринято. Люди становятся все более похожими друг на друга, 
а общество заражается стремлением подчинить всех своих членов единым правилам пове-
дения и тем самым подвести всех людей под один тип: «Они любят массой. Их выбор ог-
раничивается тем, что освящено обычаем: всякой оригинальности во вкусе они избегают 
как преступления. Отказываясь следовать указаниям своей собственной природы, они до-
вели себя до того, что утратили в себе всякую природу: их человеческие способности за-
чахли  и  заморены,  они  не  способны  ни  к  какому  естественному  удовольствию,  они  не 
имеют ни одного мнения, ни одного чувства, которое было бы их собственное, родилось 
бы в них самих»17.  
Современные исследователи давно указывают на мифотворчество в сфере коммуника-
ции,  на  «обожествление»  информации,  в  результате  которого  новое  «виртуальное»,  ин-
формационное пространство заселяется людьми-роботами, заложниками экспансии массо-
вой культуры. Все тенденциозные функции создают в этом пространстве условия, при ко-
торых аудитория уделяет информации «мерцающее внимание», не включаясь полностью в 
акт  коммуникации18.  А  следовательно,  главная  проблема  не  в  размежевании  коммуника-
ционных  видов  деятельности,  а  в  степени  массовости  коммуникации,  повышающей  у 
представителей обеих профессий планку ответственности. 
Правда,  профессиональные  «опасности»  пиарщиков  и  журналистов  тоже  неодинако-
вые. «Политическая коммуникация, – считает, например, В. Березин, всегда балансирует 
на грани дозволенного в своих отношениях с истиной, с достоверным, правдивым отраже-
нием действительности»19, причем нейтральная позиция не приближает политика к исти-
не.  Многофункциональное  же  пространство  журналистики  лишь  создает  потенциальный 
выход на смешение жанров и функций, на создание условных обозначений в пространстве 
журналистского текста. Поэтому можно говорить не о нарушении коммуникативного про-
цесса, а о его относительном характере. Создающиеся в профессиональной журналистской 
деятельности условности «находятся под влиянием и оказывают влияние на политические, 
культурные и технологические конфигурации в обществе»20, как бы характеризуя соотно-
шение сил между участниками коммуникационной игры. 
 
20

Таким образом, дискуссия о взаимодействии СМИ и PR продолжается, и исследовате-
ли пытаются объяснить профессиональные различия в общем коммуникативном процессе. 
Преимущественно  это  представители  школ  культурного  диалога,  часто  использующие 
междисциплинарный  и  межфункциональный  подходы  к  изучению  социальных  явлений. 
Среди  множества  теоретических  понятий  и  категорий,  способных  прояснить  проблему, 
выделяется  идея  толерантности,  имеющая  корни  в  западной  демократии,  но  актуальная 
сегодня  для  любого  представителя  мирового  сообщества.  Это  понятие,  являясь  основой 
социально-политической корректности, не позволяет игнорировать специфику любой дея-
тельности,  любого  вида  познания,  любых  культурных  проявлений.  Однако  и  у  него  есть 
оборотная сторона, в связи с чем часто указывают на нечеткие границы толерантности, на 
естественные  сложности,  возникающие  в  ходе  достижения  общественного  согласия,  а 
также на некоторую коммуникативную проблему стандартизации мнений представителей 
аудитории, вовлеченных в этот процесс21. Как бы то ни было, это сегодня остается одной 
из  насущных  задач  регионального  журналистского  образования,  для  которого  актуальна 
подготовка специалистов, способных работать в режиме диалога в любой сфере социаль-
ной  коммуникации,  зная  особенности  предмета  своей  деятельности  и  умея  сориентиро-
ваться  в  новых  акцентах  информационного  пространства,  которые  расставляет  сама 
жизнь. 
  
Примечания 
 
1  См.: Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2001. С. 65, 167. 
2  См.: Дзялошинский И.М. Информационное пространство России: структура, особенности функционирова-
ния, перспективы эволюции. М., 2001. 
3  См.: Александров Л.Г. Особенности преподавания журналистских дисциплин на отделении «PR» // Гума-
нистические основы преподавания гуманитарных дисциплин в вузе: Материалы междунар. конф., 28 нояб. 
2003 г. Челябинск, 2003. С. 10 – 14. 
4  См.: Жуковский К. Жить в обществе – и быть свободным // Работа сегодня. Ижев. вып. 2003. № 29. С. 30.  
5  См.: История мировой журналистики. Учеб. пособие. Ростов н/Д., 2000. С. 4. 
6  См.: Типология печати: проблемы теории и практики / Под ред. Б.Я. Мисонжникова. СПб., 1999. 
7  См.: Олешко В.Ф. Журналистика как творчество, или Что нужно делать, чтобы читатели, телезрители, радио-
слушатели тебя понимали и вступали в диалог. Екатеринбург, 2002. С. 98–99, 146–147; Бороноева Т.А. Совре-
менный рекламный менеджмент. М., 2002. С. 108. 
8  См.: Ученова В.В. У истоков публицистики. М., 1989; Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы, или 
Метаморфозы рекламного образа. М., 1999. 
9  Олешко В.Ф. Указ. соч. С. 27–28. 
10  См.: Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2000. 
11  См.: Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 
2000. С. 132, 136. 
12  Жирков Г.В. История цензуры в России XIX–XX веков. М., 2001. С. 114. 
13  См.: Давтян С.Л. Правовые основы функционирования редакции. М., 2002; Горохов В. М., Федотова Л. Н., Кузь-
менкова М.А. Интегративная модель массовых коммуникаций: К проблеме взаимодействия СМИ, рекла-
мы и PR // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2003. № 4. 
14  См.: Гуревич С.М. Экономика СМИ. М., 2001. С. 12. 
15  Бороноева Т.А. Указ. соч. С. 108. 
16  См.: Вифлеемский А.Б. PR образования // PR в образовании. 2003. № 6. С.19–23, 32. 
17  Милль Д.С. О свободе. СПб., 1966. С. 284. 
18  См.: Митрофанов С. Лед обреченных // Среда. 1995. № 3. С. 46–50.  
19  Березин  В.М.  Политическая  коммуникация  в  современных  российских  СМИ // Вестн.  Моск.  ун-та. 
Сер. 10. Журналистика. 2003. № 1. С. 106. 
20  См.: Землянова Л.М. Журналистские условности в прессе: принципы теоретического анализа // Там же. № 3. 
21  См.: Роль СМИ в достижении социальной толерантности и общественного согласия. Екатеринбург, 2002. 
С. 63–66. 
 
 

 
21



Похожие:

Регламентация стандарта в отношении набора обязательных дисциплин и строгой фикса iconПриказ №297 от 26. 05. 2000 о проведении обязательных энергетических обследований
России от 18. 05. 99 N 161 Департаментом Государственного энергетического надзора и энергосбережения и территориальными органами...
Регламентация стандарта в отношении набора обязательных дисциплин и строгой фикса iconОдобрено кафедрой «Оценка и управление собственностью» (протокол №14 от 23 июня 2010 г.) Москва 2010
Магистерская программа «Оценка инвестиций и корпоративные финансы». Сборник рабочих программ обязательных дисциплин профессионального...
Регламентация стандарта в отношении набора обязательных дисциплин и строгой фикса iconУчебное пособие по дисциплине «Методы и методика отбора и набора персонала»
Учебное пособие по дисциплине «Методы и методика отбора и набора персонала» по специальности «Управление персоналом»: учеб пособие....
Регламентация стандарта в отношении набора обязательных дисциплин и строгой фикса iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Планирование на предприятии составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения
Регламентация стандарта в отношении набора обязательных дисциплин и строгой фикса iconРегламентация и правоприменительная практика
Удержание властии
Регламентация стандарта в отношении набора обязательных дисциплин и строгой фикса iconПрактические аспекты мсфо и практика применения
Целью данной программы является подробный анализ мсфо (ifrs), изучение некоторых операций на предмет их соответствия требованиям...
Регламентация стандарта в отношении набора обязательных дисциплин и строгой фикса iconНомер государственной регистрации
Мировая экономика” состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин регио
Регламентация стандарта в отношении набора обязательных дисциплин и строгой фикса iconГосударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
Мировая экономика” состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин
Регламентация стандарта в отношении набора обязательных дисциплин и строгой фикса iconРегламентация бизнес
России и стран снг: энергетике и жкх, строительстве, машиностроении, в финансовом
Регламентация стандарта в отношении набора обязательных дисциплин и строгой фикса iconКафедра финансов и валютно-кредитных отношений
«Финансовый менеджмент», входящей в число базовых дисциплин профессиональной подготовки студентов по специальности «Финансы и кредит»,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница