Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии




НазваниеПримерная программа среднего (полного) общего образования по технологии
страница1/3
Дата конвертации21.10.2012
Размер309 Kb.
ТипПримерная программа
  1   2   3
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


ПО ТЕХНОЛОГИИ


(базовый уровень)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа


Примерная программа по технологии для базового уровня составлена на основе федерального

компонента государственного стандарта основного общего образования.


Примерная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление

о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами

данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта,

дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность

изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики

учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.


Материал, который в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ

стандарта выделен курсивом, то есть подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки

выпускников, введен в основное содержание примерной программы с выделением курсивом.


Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и

учебников (может использоваться при тематическом планировании курса учителем). При этом авторы

учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования

учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, распределения часов

по разделам и темам, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности,

развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого

образовательного пространства не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие

возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом индивидуальных

способностей и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных

социально-экономических условий и национальных традиций.


Структура документа


Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с

примерным (в модальности «неменее») распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую

последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.


Общая характеристика учебного предмета


Примерная программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного

учащимися при обучении в основной школе.


Примерная программа по технологии для базового уровня обучения может реализовываться в

учебных заведениях с базовым уровнем подготовки или с не технологическими профилями подготовки.

На не технологических профилях подготовки изучение технологии дает учащимся возможность приобретать

и совершенствовать умения применять знания основ наук в практической деятельности по выбранному

направлению профильной подготовки.


Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на базовом

уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических

знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его

личности; уточнение профессиональных и жизненных плановвусловиях рынка труда.


Программа включают в себя также разделы «Производство, труд и технологии», «Технологии проектирования

и создания материальных объектов и услуг», «Профессиональное самоопределение и карьера

», «Проектная деятельность».


Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования

и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо

от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение

материала по следующим сквозным образовательным линиям:


• культураи эстетика труда;

• получение, обработка, хранение и использование информации;

• основы черчения, графики, дизайна;

• творческая, проектная деятельность;

• знакомство смиром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов;

• влияние технологических процессов наокружающую среду и здоровье человека;

• перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Исходя из необходимости учета образовательных потребностей личности школьника, его семьи и

общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу

должен отбираться с учетом следующих положений:

• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства

и отражение в них современных научно-технических достижений;

• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической

деятельности, имеющих практическую направленность;

• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных,

групповых или индивидуальных потребностей;

• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения,

наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического

и физического развития учащихся.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы

и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала

программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом

теоретических сведений.


Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической

деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников. Основными методами обучения

являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы,

моделирование и конструирование, экскурсии.


В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая

тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем,

методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной

деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой

или проектной деятельности учащихся очень важно связать эту деятельность с их познавательными потребностями.


Занятия по технологии проводятся на базе школьных мастерских или в межшкольных учебных

комбинатах. Они должны иметь рекомендованный Министерством образования РФ набор инструментов,

приборов, станков и оборудования.


Большое внимание должно быть обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при

выполнении технологических операций. Особое внимание следует обратить на соблюдение правил электробезопасности.

Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, не включенным

в перечень оборудования, разрешенного к использованию в образовательных учреждениях. Не допускается

применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и машин. Также не

разрешается применять на практических занятиях самодельные электрифицированные приборы и аппараты,

рассчитанные на напряжение более 42 В.


Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного

процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией

при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при выполнении проектов, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов.


При изучении раздела «Производство, труд и технологии» целесообразно организовать экскурсии

школьников на производство с передовыми технологиями и высоким уровнем организации труда, а

при изучении раздела «Профессиональное самоопределение и карьера» -в Центры трудоустройства и

профконсультационной помощи. При отсутствии возможностей для проведения экскурсий необходимо

активно использовать технические средства обучения для показа современных достижений техники и

технологий: видеозаписи, мультимедиа продукты, ресурсы Интернет.

Основными результатами освоения учащимися образовательной области “Технология” являются:

• овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного

производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате

труда, спросе на рынке труда.

• овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования

и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными

и эстетическими свойствами;

• умения ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и

склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные

планы;

• формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда,

самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;

• развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых

для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.


Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:


• освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии;

научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности;

способах снижения негативных последствий производственной деятельности на

окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной

карьеры;

• овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования

и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических

и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием

здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

• развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному

поиску и использованию информации для решения практических задач в

сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования

материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной

деятельности;

• воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры,

ответственного отношения к труду и результатам труда;

• формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда,

товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального

образования.


Место предмета в базисном учебном плане


В базисном учебном плане образовательная область «Технология» не входит в число обязательных

учебных предметов на базовом уровне федерального компонента. Она входит в учебные предметы по

выбору на базовом и профильном уровне, где на ее изучение в X и XI классах отводится 70 часов. Учитывая

значение технологического образования для профессиональной ориентации учащихся, успешной

социализации в обществе, для обеспечения непрерывности технологической подготовки в системе общего

и профессионального образования рекомендовано дополнительно выделить из регионального компонента

и компонента образовательного учреждения дополнительно 1 час в неделю в X и XI классах. При

этом национально-региональные особенности содержания могут быть представлены в программе соответствующими

технологиями, видами и объектами труда.


Примерная программа разработана для обучения школьников X и XI классов с учетом использования

времени национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения (35

часов в восьмом классе и 35 часов в девятом классе) и рассчитана на 140 часов. (Часы, выделяемые из

национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения, представлены в

примерном тематическом плане числом в скобках). В примерной программе выделен резерв свободного

учебного времени в объеме 16 учебных часов или 12,5% учебного времени для учета местных условий

реализации программы.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,

универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами

общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе

среднего полного общего образования являются:

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное

применение одного из них.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от

образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.


Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение вустной или

письменной форме результатов своей деятельности.


Выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж,

технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.


Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников

информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных.


Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с

другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива.


Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических

ценностей.


Результаты обучения


Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента:

знать/понимать -перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение

конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения,

ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы

в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к изучаемым технологиям и объектам труда.

Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее обобщенном виде могут

быть сформулированы как овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда; трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению; развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

  1   2   3


Похожие:

Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по технологии
Примерная программа по технологии для базового уровня составлена на основе федерального компо­нента государственного стандарта основного...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по технологии
Примерная программа по технологии для базового уровня составлена на основе федерального компо­нента государственного стандарта основного...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по технологии
Примерная программа по технологии для профильного уровня составлена на основе федерального компо­нента государственного стандарта...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по технологии
Примерная программа по технологии для базового уровня составлена на основе федерального компо­нента государственного стандарта основного...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по технологии
Примерная программа по технологии для профильного уровня составлена на основе федерального компо­нента государственного стандарта...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по технологии
Примерная программа по технологии для базового уровня составлена на основе федерального
Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по технологии
Примерная программа по технологии для профильного уровня составлена на основе федерального
Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по «технологии» (базовый уровень) пояснительная записка
Среднего (полного) общего образования по «технологии» (базовый уровень) пояснительная записка
Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень)
Примерная программа предназначена для учащихся старшей школы изучающих профильный курс экономики
Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень)
Примерная программа предназначена для учащихся старшей школы изучающих профильный курс экономики
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница