Программа дисциплины «Предпринимательство» для направления 080200. 68 «Менеджмент»




Скачать 152.59 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Предпринимательство» для направления 080200. 68 «Менеджмент»
Дата конвертации21.10.2012
Размер152.59 Kb.
ТипПрограмма дисциплины



НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Программа дисциплины «Предпринимательство» для направления 080200.68 «Менеджмент» подготовки магистра






Правительство Российской Федерации


Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет менеджмента


Программа дисциплины

«Предпринимательство»


для направления 080200.68 «Менеджмент»

для магистерской программы «Инновационный менеджмент»


Автор программы: Сидоров Дмитрий Викторович, преподаватель, dsidorov@hse.ru


Одобрена на заседании кафедры венчурного менеджмента «___»____________ 2011г.

Зав. кафедрой Э.А. Фияксель _______________________


Рекомендована секцией УМС Менеджмент «___»____________ 2011г.

Председатель Т.В. Радаев ________________________


Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2011г.

Председатель Петрухин Н.С.________________________


Нижний Новгород, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры – разработчика программы

1Область применения и нормативные ссылки



Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Учебная дисциплина является обязательной в рамках магистерской программы «Инновационный менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки  FILLIN \* MERGEFORMAT 080200.68 «Менеджмент», обучающихся по магистерской программе «Инновационный менеджмент».

Программа разработана в соответствии с:

  • ОС НИУ ВШЭ по направлению подготовки 080200.68 Менеджмент (квалификация (степень) «магистр»);

  • Образовательной программой 080200.68 Менеджмент, магистерская программа «Инновационный менеджмент».

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080200.68 Менеджмент магистерская программа «Инновационный менеджмент», утвержденным в 2011г.

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Бизнес-планирование на посевной стадии инновационного проекта» являются дать комплексные знания в области составления бизнес-планов проектов, находящихся на ранней стадии в условиях высокой неопределённости.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать

  • категории, которыми оперирует бизнес-план;

  • структуру бизнес-плана;

  • отличия бизнес-плана для проектов на ранней стадии;

  • риски проектов на ранней стадии;

  • источники финансирования проектов на ранних стадиях;

  • Уметь

  • искать информацию, необходимую для составления бизнес-плана;

  • проводить необходимые для составления бизнес-плана расчёты;

  • оценивать риски проекта на начальной стадии


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования

ОК-1

Обосновывает свою точку зрения; оценивает другие мнения по обсуждаемой теме; использует представленные инструменты.

Темы для самостоятельного изучения, задания для самостоятельного выполнения, командная аудиторная работа, разбор бизнес-кейсов, обсуждения.

Способность самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения

ОК-3

Самостоятельно осуществляет поиск информации; самостоятельно формирует решение поставленной на обсуждение проблемы; самостоятельно изучает зарубежный и российский опыт венчурного инвестирования.

Контрольная работа, разбор кейсов.

Владение методами стратегического анализа

ПК-7

Применяет методы и инструменты разработки инновационной стратегии компании

Разбор бизнес-кейсов, выполнение контрольной работы

4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к блоку дисциплин программы (по выбору).

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • «Венчурный бизнес и прямые частные инвестиции»;

  • «Организационные формы развития инновационного бизнеса»;

  • «Инновационный менеджмент»;

  • «Инвестиционная стратегия».

  • "Управление проектами"

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Знать основные положения менеджмента;

  • Понимать, как проводятся изменения в организации;

  • Понимать, как управлять инновационным процессом в организации;

  • Понимать, как осуществляется процесс управления проектами.

5Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Ауд.+ самост.

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Инновационный проект. Стадии инновационного проекта

4

2

2

-

-

2

Объективные и субъективные формы проекта. Бизнес-план.

18

2

2

-

14

3

Требования разных участников процесса коммерциализации инновации к бизнес-плану

16

2

2

-

12

4

Разделы бизнес-плана

8

2

6

-

-

5

Бизнес-моделирование

22

2

6

-

14

6

Составление финансового плана проекта

12

2

2

-

14

7

Оценка рисков проекта на посевной стадии

4

2

2

-

-

8

Особенности работы с инвесторами на посевной стадии

18

2

2

-

14




ВСЕГО

108

16

24

-

68



6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

3

4




Текущий

(неделя)

Контрольная работа


5




Письменная домашняя работа. Задание выдаётся за две недели до сдачи

Итоговый

Зачет





*

Устный зачет по вопросам, сформулированным на базе прослушанных лекций, практических занятий и семинаров.



6.1Критерии оценки знаний, навыков


При выполнении контрольной работы студент должен продемонстрировать умение самостоятельно делать подборку интересного и актуального материала на предложенные темы.

На зачете проверяются теоретические знания по рассмотренным в рамках курса темам; отличная оценка ставится при логичном изложении мыслей и материала, а также, если при ответе студент оперирует дополнительной информацией по данному вопросу (аналитика, факты, статистика, другие мнения и точки зрения на рассматриваемую проблему).

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

7Содержание дисциплины


    Раздел 1 Инновационный проект. Стадии инновационного проекта

Литература по разделу:

Базовая литература:

  1. Рогова Е.М., Ткаченко Е.А., Фияксель Э.А. Венчурный менеджмент // Учебное пособие. Изд.дом Высшей школы экономики. Москва, 2011.

Дополнительная литература:

  1. Фияксель Э.А., Теория, методы и практика венчурного бизнеса, СПб.: СПБГУЭФ , 2006, 315 с.

  2. Кэмпбелл К.,Венчурный бизнес. Новые подходы, М.: Альпина Бизнес Букс, 2004г.

Национальный доклад «Инновационное развитие – основа ускоренного роста экономики Российской Федерации». М.: Ассоциация менеджеров, 2006.

  1. Бендиков М.А., Фролов И.Э. Рынки высокотехнологичной продукции: тенденции и перспективы развития // Маркетинг в России и за рубежом. 2001.


Формы и методы проведения занятий по разделу: лекция с рассмотрением практических примеров, самостоятельная подготовка по дополнительным вопросам к лекции.


    Раздел 2. Объективные и субъективные формы проекта. Бизнес-план.

    Литература по разделу:

Базовая литература:

  1. Рогова Е.М., Ткаченко Е.А., Фияксель Э.А. Венчурный менеджмент // Учебное пособие. Изд.дом Высшей школы экономики. Москва, 2011.

  2. Возврат на инновации: практическое руководство по управлению инновациями в бизнесе / Джеймс П. Эндрю, Гарольд Л. Сиркин: пер. с англ. С.С. Гуринович; науч. ред. И.В. Лазукова. – Минск: Гревцов Паблишер, 2008. – 304 с.

Дополнительная литература:

  1. Аньшин, В.М. Инновационный менеджмент. Концепции, многоуровневые стратегии,механизмы инновационного развития / В.М. Аньшин, А.А. Дагаев. – М.:ДЕЛО. – 2006. – 244с.

  2. Бендиков М.А., Джамай Е.В. Интеллектуальный капитал развивающейся фирмы: проблемы идентификации и измерения // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 4.

  3. Дертниг Ш. Эра инноваций в России. М.: BCG СНГ, 2007.

  4. Фияксель Э.А., Теория, методы и практика венчурного бизнеса, СПб.: СПБГУЭФ

2006, 315 с.

Формы и методы проведения занятий по разделу: лекция с рассмотрением практических примеров, самостоятельная подготовка по дополнительным вопросам к лекции.


Раздел 3. Требования разных участников процесса коммерциализации инновации к бизнес-плану.

Литература по разделу:

Базовая литература:

  1. Возврат на инновации: практическое руководство по управлению инновациями в бизнесе / Джеймс П. Эндрю, Гарольд Л. Сиркин: пер. с англ. С.С. Гуринович; науч. ред. И.В. Лазукова. – Минск: Гревцов Паблишер, 2008. – 304 с.

  2. Рогова Е.М., Ткаченко Е.А., Фияксель Э.А. Венчурный менеджмент // Учебное пособие. Изд.дом Высшей школы экономики. Москва, 2011. /раздел III

Дополнительная литература:

  1. Аньшин, В.М. Инновационный менеджмент. Концепции, многоуровневые страт

гии, механизмы инновационного развития / В.М. Аньшин, А.А. Дагаев. – М.:ДЕЛО. – 2006. – 244с.

  1. Дертниг Ш. Эра инноваций в России. М.: BCG СНГ, 2007.

Формы и методы проведения занятий по разделу: лекция с рассмотрением практических примеров, самостоятельная подготовка к семинарскому занятию: выступление групп с результатами самостоятельной подготовки, обсуждение и дискуссия.


Раздел 4. Разделы бизнес-плана.


Литература по разделу:

Базовая литература:

  1. Возврат на инновации: практическое руководство по управлению инновациями в бизнесе / Джеймс П. Эндрю, Гарольд Л. Сиркин: пер. с англ. С.С. Гуринович; науч. ред. И.В. Лазукова. – Минск: Гревцов Паблишер, 2008. – 304 с.

  2. Рогова Е.М., Ткаченко Е.А., Фияксель Э.А. Венчурный менеджмент // Учебное пособие. Изд.дом Высшей школы экономики. Москва, 2011. /раздел IV

Дополнительная литература:

  1. Гулькин П.Г. Венчурные и прямые частные инвестиции в России: Теория и десятилетие практики. СПб.: Альпари СПб, 2003 г.

  2. Каширин А.И., Семенов А.С. Венчурное инвестирование в России. М.: Вершина, 2007.

Формы и методы проведения занятий по разделу: лекция с рассмотрением практических примеров, самостоятельная подготовка к семинарскому занятию: выступление групп с результатами самостоятельной подготовки, обсуждение и дискуссия.


Раздел 5. Бизнес-моделирование.

Литература по разделу:

Базовая литература:

  1. Steven Gary Blank «The Four Steps to the Epiphany» Издательство: Cafepress.com, 2005 г. Мягкая обложка, 276 стр. ISBN 0976470705 Язык: Английский

  2. Alexander Osterwalder «Business Model Generation» Мягкая обложка, 288 стр. ISBN 9780470876411 2010 г.

  3. Рогова Е.М., Ткаченко Е.А., Фияксель Э.А. Венчурный менеджмент // Учебное пособие. Изд.дом Высшей школы экономики. Москва, 2011. /раздел V

Дополнительная литература:

  1. Гулькин П.Г. Венчурные и прямые частные инвестиции в России: Теория и десятилетие практики. СПб.: Альпари СПб, 2003 г.

  2. Каширин А.И., Семенов А.С. Венчурное инвестирование в России. М.: Вершина, 2007.

  3. Инновационный продукт. Инструменты маркетинга /С. А. Стерхова. - М.: Дело АНХ, 2009. – 325 с.

  4. Инновационный бизнес. Формирование моделей коммерциализации перспективных разработок/ В. А. Антонец, Н. В. Нечаева, К. А. Хомкин, В. В. Шведова – М.: Дело, Академия народного хозяйства, 2009. – 320

Формы и методы проведения занятий по разделу: лекция с рассмотрением практических примеров, самостоятельная подготовка к семинарскому занятию: выступление групп с результатами самостоятельной подготовки, обсуждение и дискуссия.


Раздел 6. Составление финансового плана проекта.

Литература по разделу:

Базовая литература:

  1. Рогова Е.М., Ткаченко Е.А., Фияксель Э.А. Венчурный менеджмент // Учебное пособие. Изд.дом Высшей школы экономики. Москва, 2011. /раздел VI

Дополнительная литература:

1. Гулькин П.Г. Венчурные и прямые частные инвестиции в России: Теория и десятилетие практики. СПб.: Альпари СПб, 2003 г.

3. Фияксель Э.А. Теория, методы и практика венчурного бизнеса. СПб.: СПбГУЭФ, 2006.

Формы и методы проведения занятий по разделу: лекция с рассмотрением практических примеров, самостоятельная подготовка к семинарскому занятию: выступление групп с результатами самостоятельной подготовки, обсуждение и дискуссия.


Раздел 7. Оценка рисков проекта на посевной стадии.

Литература по разделу:

Базовая литература:

  1. Рогова Е.М., Ткаченко Е.А., Фияксель Э.А. Венчурный менеджмент // Учебное пособие. Изд.дом Высшей школы экономики. Москва, 2011. /раздел VII

Дополнительная литература:

  1. Фияксель Э.А. Теория, методы и практика венчурного бизнеса. СПб.: СПбГУЭФ, 2006.


Раздел 8. Особенности работы с инвесторами на посевной стадии.

Литература по разделу:

Базовая литература:

  1. Рогова Е.М., Ткаченко Е.А., Фияксель Э.А. Венчурный менеджмент // Учебное пособие. Изд.дом Высшей школы экономики. Москва, 2011. /раздел IX

Дополнительная литература:

  1. Фияксель Э.А. Теория, методы и практика венчурного бизнеса. СПб.: СПбГУЭФ, 2006.


Формы и методы проведения занятий по разделу: лекция с рассмотрением практических примеров, самостоятельная подготовка к семинарскому занятию: выступление групп с результатами самостоятельной подготовки, обсуждение и дискуссия.

Образовательные технологии

Образовательные технологии, используемые при реализации учебной работы: разбор бизнес-кейсов, просмотр и обсуждение научно-популярных фильмов, дискуссии, доклады, мозговой штурм.

8Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

8.1Тематика заданий текущего контроля


Домашняя контрольная работа: подготовка бизнес-плана инновационного проекта на посевной стадии

8.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


1. Что такое инновационный проект? Какие стадии преодолевает инновационный проект в своём развитии?

2. Что такое объективные и субъективные формы проекта? Особенности бизнес-плана.

3. В чём различия требований разных участников процесса коммерциализации инновации к бизнес-плану?

4. Перечислите разделы бизнес-плана

5. Как построить бизнес-модель?

6. Что собой представляет финансовый план проекта

7. Какие риски отличают проект на посевной стадии?

8. Каковы источники финансирования проекта на посевной стадии?

9Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: активность студентов в дискуссиях, при разборе кейсов. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на семинарских занятиях, полнота освещения темы, которую студент готовит для выступления с докладом на занятии-дискуссии. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Осам. работа.


Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Отекущий = 0,4*Оаудиторная+0,3*Осам.раб +0,3*Ок/р;

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:

Оитоговый = 0,4·Озачет + 0,6·Отекущий

Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета арифметический.

В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.

10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Базовый учебник


Рогова Е.М., Ткаченко Е.А., Фияксель Э.А. Венчурный менеджмент // Учебное пособие.

Изд.дом Высшей школы экономики. Москва, 2011

10.2Основная литература


  1. Фияксель Э.А. Теория, методы и практика венчурного бизнеса. СПб.: СПбГУЭФ, 2006.

  2. Steven Gary Blank «The Four Steps to the Epiphany» Издательство: Cafepress.com, 2005 г. Мягкая обложка, 276 стр. ISBN 0976470705 Язык: Английский

  3. Alexander Osterwalder «Business Model Generation» Мягкая обложка, 288 стр. ISBN 9780470876411 2010 г.

10.3Дополнительная литература


  1. Аммосов Ю.П. Венчурный капитализм: от истоков до современности., Спб.: Феникс, 2005. – 372 стр.

  2. Аньшин, В.М. Инновационный менеджмент. Концепции, многоуровневые стратегии, механизмы инновационного развития / В.М. Аньшин, А.А. Дагаев. – М.:ДЕЛО. – 2006. – 244с.

  3. Бендиков М.А., Джамай Е.В. Интеллектуальный капитал развивающейся фирмы: проблемы идентификации и измерения // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 4.

  4. Бендиков М.А., Фролов И.Э. Рынки высокотехнологичной продукции: тенденции и перспективы развития // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. №

  5. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. – М.: Наука, 2006. – 396 с.

  6. Девитайкин А., Попов А., Смоляренко В. Управление инновациями: оценка инноваций как объектов интеллектуальной собственности с целью возмещения инвестиционных затрат // Инвестиции в России. 2002. № 8.

  7. Инновационный продукт. Инструменты маркетинга /С. А. Стерхова. - М.: Дело АНХ, 2009. – 325 с.

  8. Инновационный бизнес. Формирование моделей коммерциализации перспективных разработок/ В. А. Антонец, Н. В. Нечаева, К. А. Хомкин, В. В. Шведова – М.: Дело, Академия народного хозяйства, 2009. – 320

  9. http://rusventure.ru

  10. http://unova.ru

11Материально-техническое обеспечение дисциплины


Аппаратура для просмотра фильма: проектор, экран, ноутбук, колонки.

Аппаратура для лекций и семинаров: проектор, экран, ноутбук.


Автор программы Д.В. Сидоров



Похожие:

Программа дисциплины «Предпринимательство» для направления 080200. 68 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Основы предпринимательство» для направления 080200 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки  fillin...
Программа дисциплины «Предпринимательство» для направления 080200. 68 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Основы предпринимательства» для направления 080200. 68 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки  fillin...
Программа дисциплины «Предпринимательство» для направления 080200. 68 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Маркетинговые исследования» для направления 080200. 68 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Программа дисциплины «Предпринимательство» для направления 080200. 68 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Венчурный бизнес и прямые частные инвестиции» для направления 080500. 68 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200...
Программа дисциплины «Предпринимательство» для направления 080200. 68 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Предпринимательские финансы» для направления 080200. 68 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500....
Программа дисциплины «Предпринимательство» для направления 080200. 68 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины Корпоративные финансы для направления 080200. 68 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных
Программа дисциплины «Предпринимательство» для направления 080200. 68 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Маркетинговые исследования» для направления 080200. 68 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных
Программа дисциплины «Предпринимательство» для направления 080200. 68 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «инвестиционный менеджмент» для направления 080200. 68 «Менеджмент»
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика...
Программа дисциплины «Предпринимательство» для направления 080200. 68 «Менеджмент» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 080200. 68 «менеджмент»
Общая характеристика магистерской программы «Управленческий учет» направления 080200. 68 «Менеджмент» 1 Цель магистерской программы...
Программа дисциплины «Предпринимательство» для направления 080200. 68 «Менеджмент» iconОсновная образовательная программа Направление 080200 Менеджмент. Магистерская программа «Производственный менеджмент (предпринимательство и управление строительством)». Выпускающая кафедра: кафедра экономика и менеджмент в строительстве
Магистерская программа «Производственный менеджмент (предпринимательство и управление строительством)»
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница