В начале XXI века экономика России была объявлена инновационной




Скачать 67.91 Kb.
PDF просмотр
НазваниеВ начале XXI века экономика России была объявлена инновационной
Дата конвертации11.09.2012
Размер67.91 Kb.
ТипДокументы



ÝÊÎ. – 2011. – ¹7
14
Â.À. ÓÇËÎÂ
В начале XXI века экономика России была объявлена инновационной.
«Модная инновационная тема» стала визитной карточкой практически всех
экономических форумов страны. Но мировой финансовый кризис расста
вил всё по своим местам – «сырьевая экономика» России остановила про
изводства, поставила на грань выживания науку и похоронила инновации.
Ключевые слова: инновации, струнные технологии, Инновационный ко
митет, Инновационная биржа
Почему инновации уходят из России?
Личный опыт
В.А. УЗЛОВ, управляющий директор компании STS Limited, Австралия.
E mail: victor@sts21.com.au

Роль инноваций в современном мире
Прошлый век наглядно продемонстрировал миру, что эпо
ха индустриализации и рынка массового потребления давно
осталась позади. Мир меняется. Казалось бы, вечные рыноч
ные инструменты – доля рынка, распределение товара и це
нообразование, дешёвое сырьё, модернизация и оптимизация,
реинжиниринг, слияния и поглощения, эффект синергии – се
годня как никогда подвержены критике. Борьба за спрос по
требителей переросла в формирование новых рынков и со
здала новые правила игры. На передний план вышли новые
технологии, компании, чьё уникальное конкурентное преиму
щество сегодня обеспечивается благодаря серьезным иннова
циям. Интеллектуальный труд победил промышленную рево
люцию.
Поразмыслите над такими фактами. Из тысячи компаний
списка Global 1000 верхние строчки занимают те, у которых
стоимость ценных бумаг в 5 раз и более превышает их вало
вую прибыль (доход). Например, капитализация  Coca Cola
при обороте компании в 18 млрд дол. оценивается более чем
в 100 млрд дол., у Microsoft – 10 и 80 млрд дол., у Intel – 16
и 62 млрд. А вот такой гигант, как Ford, – одна из компаний,
замыкающих список, имеет обратное соотношение показателей:
доход – 137 млрд дол., а капитализация – всего 43 млрд дол.
Некогда мощные промышленные технологии сегодня по праву

ÒÅÌÀ ÍÎÌÅÐÀ
15
Ïî÷åìó èííîâàöèè óõîäÿò èç Ðîññèè – ëè÷íûé îïûò
остаются уделом компаний пенсионеров. Не правда ли, на
глядные и поучительные примеры?
Все больше и больше стран внедряет налоговые льготы
для НИОКР и разработки интеллектуальной собственности
(и преференции регулярно увеличиваются). Без сомнений,
инновационная область развивается невероятными темпами.
Это требует постоянного мониторинга и оперативных изме
нений в политике внедрения инноваций – со стороны как за
конодательства, так и государства. И кто быстрее и чётче
реагирует на изменения в мире, тот и правит на сегодняш
нем политическом Олимпе.
Россия, культивируя по старинке свою «сырьевую – про
мышленную» экономику, в инновационной сфере пытается
быть похожей на другие развитые страны. Но нельзя просто
перенять передовой зарубежный опыт и, адаптировав, взять
его на вооружение. Более того, невозможно в одночасье пере
садить чужую отдельную технологию, пусть даже и успеш
ную, ничего не меняя в обществе. Похожие попытки неодно
кратно и безрезультатно предпринимались в других странах,
да и у нас тоже, – результат более чем плачевный. Если мы
хотим сохраниться как развитая и передовая страна, то нуж
но  становиться другой страной – поистине инновационной.
Россия должна заимствовать с Запада не только инноваци
онную политику и инновационные механизмы как таковые –
в стране должны меняться методы организации экономичес
кой жизни и государственное устройство. Государство обяза
но начать формировать инновационный климат не на словах,
а на деле.
В России затраты на НИОКР пока не достигают и 1% от
ВВП, а в развитых странах – более 3%. Только во времена
СССР выделялись огромные финансовые средства на науч
ные разработки и другие исследования (правда, большинство
этих разработок так и осталось на бумаге). Тем не менее ин
теллектуальный потенциал России очень велик, и его исполь
зование способно дать огромную прибыль. В стране есть не
только несметные природные ресурсы, но и высокий образо
вательный уровень населения, пока ещё развитая сеть самых
различных вузов, огромнейший потенциал для развития про
мышленности, машиностроения, энергетики.

16
Â.À. ÓÇËÎÂ
Вместо того чтобы выводить продукцию собственной эко
номики на мировые рынки, Россия покупает только второ
сортные технологии, отработавшие своё, утратившие новизну
и эксклюзивность, тем самым хороня и так бесконечно от
ставшее отечественное производство. Применяя в экономике
имитационный подход и сидя на нефтяной игле, мы вряд ли
обеспечим себе мировое лидерство и достойную жизнь хотя
бы нашим детям и внукам: ведь по уровню жизни страна уже
опустилась на 67 е место.
Увы, в России неприменим опыт ни Восточной Азии, ни
Америки, ни Европы: у нас нет дешевой рабочей силы, нет
инновационных бирж, нет неподкупной бюрократии. Россия
не имеет инновационной истории, и даже не сформировалась
инновационная культура. В российском обществе не видно
положительных примеров, показывающих, что вкладывать
деньги в новое, особенно в инновационный бизнес, – это во
обще то выгодное дело. В большинстве случаев наблюдается
ровно обратная картина – финансовые пирамиды, назойли
вый сетевой маркетинг, неэффективная, проще сказать,
«пустая» работа госкорпораций, никому не понятный и рабо
тающий в режиме административно командных условий рос
сийский фондовый рынок, а также полное отсутствие зако
нодательной базы и правовой защиты как самих технологий,
так и частных инвесторов.
Всё сказанное означает, что возрождение России и эконо
мическое чудо (а оно всё же возможно!) пойдут по собственно
му, отличному от других развитых стран пути. Мы должны
опереться на собственную культуру и свой народ. Россия, имея
уникальное геополитическое расположение, развитую науку,
энергетику и производство, обязана сегодня приступить к со
зданию здорового инновационного климата, чтобы не только
возродиться и заселить пустующие пространства Сибири
и Дальнего Востока, но и стать новым мировым центром.
Фальстарт российской инновационной политики
Зайдите в любой наш большой книжный магазин и по
дойдите к полкам отдела бизнес литературы. Вы найдёте там
сотни книг прошлого столетия: фундаментальные учения
о менеджменте, книги, посвящённые тотальному управлению

ÒÅÌÀ ÍÎÌÅÐÀ
17
Ïî÷åìó èííîâàöèè óõîäÿò èç Ðîññèè – ëè÷íûé îïûò
качеством, оргструктуре, найму и обучению персонала. В пос
леднее время сильно пополнились ряды книг по рекламе, ис
пользованию интернет технологий. А где отечественные кни
ги про инновации?!! Их просто нет. Только произведения не
скольких зарубежных признанных авторов. Почему? Ответ
прозаично прост: потому, что у нас нет инноваций… Нет от
работанных и поставленных схем по внедрению инноваций.
Так откуда же взяться книгам про это? Слово «инновация»,
к сожалению, остается красивым и модным термином, часто
звучащим с трибун.
Попробуем разобраться, почему это происходит, на конк
ретном примере. Я, как руководитель, занимающийся реаль
ными инновациями, продвигая струнные технологии в Рос
сии, прошёл все вертикали власти, испробовав все существу
ющие механизмы, постоянно сталкивался с государственной
неповоротливой и «неинновационной» машиной и каждый
раз слышал чиновничье «НЕТ». Хотя проект «Струнный
транспорт Юницкого» по итогам 2009 г. стал лауреатом На
циональной общественной премии транспортной отрасли Рос
сии «Золотая колесница» в номинации «Проект года транс
портной отрасли России», получив в декабре 2009 г. награду
в Государственном Кремлёвском дворце, а также поддержку
президента страны на Госсовете по инновациям на транспорте.
В Транспортной стратегии Российской Федерации до
2030 г. констатируется наличие целого ряда инфраструктур
ных ограничений развития транспорта. Все попытки решить
транспортную проблему традиционными методами, за счет
расширения инфраструктуры железнодорожного и автомо
бильного транспорта, постоянно упираются в высокую капи
талоемкость и энергоемкость, длительные сроки реализации
проектов, тяжелые климатические условия, низкую окупае
мость инвестиций. Декларируя «достижение передового уров
ня техники и технологий, обеспечивающих стандарты
безопасности, экологичности, экономичности и качества
транспортных услуг», Транспортная стратегия практически не
затрагивает вопросы развития принципиально новых иннова
ционных технологий.
Казалось бы, уникальный шанс для Российской Федера
ции – за счёт внедрения струнного транспорта стать лидером

18
Â.À. ÓÇËÎÂ
в новой транспортной отрасли с заделом на перспективу, ре
шить внутренние транспортные проблемы, обеспечить экспорт
отечественных высоких технологий. Увы, этого не произошло!
И не помогли уроки мировой истории. Например, первая вол
на знаменитых американских миллионеров – Рокфеллер, Кар
неги, Гульд и десяток других – сделали своё состояние, когда
экономика США в 1860–1870 гг. пережила мощнейший подъём
за счёт строительства железной дороги и появления фондово
го рынка. Все они подхватили эти две инновации, чтобы из
влечь из них максимальную выгоду. Экономику ХХ века фор
мировали автомобильные гиганты. За счёт транспортных инф
раструктурных проектов экономики развитых стран до сих пор
преодолевают последствия мировых экономических кризисов.
Сегодня в создании автодорожной сети Россию обогна
ли такие страны, как Индия (3,8 млн км), Китай (1,8), Брази
лия (1,7), Япония (1,2), Канада (1,0) и Франция (0,9 млн км).
В современном мире темпы роста дорожных сетей напря
мую говорят о развитии экономики. Так, например, Китай,
строит сегодня около 50 тыс. км автодорог в год (в России –
1,5 тыс. км). Вот и говорите после этого, что транспорт – кро
веносная система любой страны!
Новоиспечённые российские чиновники не настроены на
инновации и находятся в плену решений, принимаемых на
основе логики происходящего процесса. Как и их предшест
венники. Вспомним, что в XIX веке Министерство транспор
та России 18 раз давало отрицательное заключение императо
ру на предложение прогрессивных деловых кругов построить
Транссибирскую магистраль, чтобы соединить окраину импе
рии с Москвой, сохранить целостность страны и иметь вы
ход из Европы к Тихому океану. В качестве альтернативы
специалисты транспортники предлагали развивать более «пер
спективное» направление – гужевой транспорт в европейской
части страны. А в это время в США было построено за 1880–
1890 гг. 117,7 тыс. км железных дорог, что по протяжённости
равнялось 12 Транссибам.
Сегодня в России ровно ничего не изменилось. Все клю
чевые инновационные институты страны, в которые мы
обращались по вопросу внедрения струнного транспорта, более
чем за 10 лет не выделили на реализацию транспортной инно
вации ни рубля. Бюрократическая машина, как и в царской

ÒÅÌÀ ÍÎÌÅÐÀ
19
Ïî÷åìó èííîâàöèè óõîäÿò èç Ðîññèè – ëè÷íûé îïûò
России, в силу своей недееспособности всё «отфутболила»
в Минтранс и благополучно положила под сукно, то есть от
ложила до лучших доходных экономических времен, уповая
на высокую мировую стоимость нефти… Итог – мы были вы
нуждены уйти со струнными технологиями в Австралию и ус
пешно начать их реализацию там.
Парадокс! Но чем крупнее по своему статусу и социаль
но экономическому потенциалу инновация в России, тем она
более не востребована и отторгаема экономикой страны и бо
лее мощные барьеры встречает на своём пути. И такая карти
на – не только в транспортной отрасли, но и во всей россий
ской экономике.
Уже имея международный опыт, я сравнивал схему внед
рения инноваций на Западе с зачатками «инновационности»
в России, анализировал причины и факторы, которые заста
вили нас уйти за рубеж (и, к сожалению, утвердился во мне
нии, что этот шаг нужно было сделать намного раньше). По
лученные уроки и проведённый анализ позволяют мне сде
лать выводы о причинах неудачного старта российской
инновационной политики.
Государство и инновации
Без поддержки государства, без целенаправленной инно
вационной политики положительных результатов не добить
ся. Только поддержка должна не ограничиваться декларация
ми и обсуждением очередной «модной» темы на форумах. Она
должна стать реальной действующей схемой, отработанным
механизмом, попав в который, ни одна инновация, сулящая
экономическую выгоду стране и экономике, не выходила бы
без путёвки в жизнь.
Прежде всего, нужно сказать о юридических формах и вза
имоотношениях министерств, фондов, госкорпораций, банков
и других всевозможных ведомств. Они так и остались непри
способленными к реализации инноваций в Российской Фе
дерации. Все пробы и эксперименты государства в части
форм и механизмов оказались неработающими и недееспо
собными. Причины стары как мир: отсутствие контроля со
стороны государства, чётких целей и временных ориентиров.
Не было назначено ни одного чиновника, лично отвечающего
за результат. Изменения такого масштаба должны и могут

20
Â.À. ÓÇËÎÂ
осуществиться только под личным контролем президента
и правительства страны.
Ментальность русского народа требует порой жестких мер,
ломающих стереотипы. В России инновационная культура се
годня находится на низкой ступени развития. Требуются колос
сальные усилия для продвижения не только новых, но даже
и обычных решений. Для изменения такого положения пред
стоит разработать механизм формирования в обществе иннова
ционной восприимчивости, конструктивного отношения к но
вовведениям. Нужно не просто изменить саму финансово эко
номическую систему страны и чиновничью парадигму, а сделать
так, чтобы те, кто занимается инновациями в конкретных от
раслях, были вынуждены их внедрять (даже, возможно, против
своей воли) просто потому, что инновация имеет экономичес
кий смысл, и отвечали (по закону!) за результат. В противном
случае все благие пожелания таковыми и останутся.
В России инновациями занимаются все кому не лень –
то есть никто конкретно. Ни один чиновник не понес ответ
ственности за отрицательный результат. Федеральное агент
ство по управлению особыми экономическими зонами рас
формировали. Минэкономразвития РФ просто не знает, что
это за слово такое – «инновация». «Банк развития и внешне
экономической деятельности» открещивается от финансиро
вания инновационных проектов – дескать, это не входит в его
уставную деятельность. Российская венчурная компания во
обще не может дать определений «инновациям» и «венчур
ному финансированию». Госкорпорации за нулевой резуль
тат работы реорганизуются в ОАО, а всевозможные и мно
гочисленные фонды и комитеты «проедают» текущие активы,
ничего не выдавая на гора. Вот и получается, что на форумах
всё и у всех получается «на ура», а на практике – путь в ни
куда.
Отсутствие механизма привлечения
стартового капитала

Корень всех злоключений лежит в том, что в России нет
самого главного в инновационной внедренческой цепочке –
финансового блока. Все финансовые институты и механиз
мы непрактичны, неэффективны и пусты. В свое время я

ÒÅÌÀ ÍÎÌÅÐÀ
21
Ïî÷åìó èííîâàöèè óõîäÿò èç Ðîññèè – ëè÷íûé îïûò
(со струнными технологиями) прошёл их все, и не по одному
разу. Профильные министерства беспомощны, Минтранс,
в частности, открыто заявляет, что не хочет видеть в лице
струнного транспорта основного конкурента, прикрываясь от
рицательными заключениями «карманных» экспертов. Инно
вационные и венчурные фонды в России не работают, банки
не готовы дать и рубля на внедрение ноу хау, если оно не
обеспечено ликвидным залогом. При таких условиях эконо
мику страны сложно назвать инновационной или хотя бы взяв
шей курс на высокие технологии.
Последние мои иллюзии рассеялись, когда на Государст
венном совете РФ президент страны спросил меня (после его
поддержки), найдём ли мы деньги на внедрение инновации
самостоятельно. Или другой пример, достойный сборника
анекдотов про бизнес. ВЭБ на обращение правительства Уль
яновской области о финансировании федерального проекта
по созданию «Центра струнных технологий» (бизнес план
которого прошёл неоднократную защиту в Министерстве эко
номического развития, Министерстве регионального разви
тия и Федеральном агентстве РосОЭЗ), выдал официальное
заявление, что финансирование инновационных проектов не
входит в бизнес портфель банка.
Чтобы внедрить сколь нибудь серьезную инновацию, как
правило, необходимы приличные деньги, но нынешнее зако
нодательство не позволяет использовать ноу хау, патенты
и даже заключенные контракты как залоговую собственность.
В банковской системе отсутствует система оценки рисков
и эффективности инновационных проектов. Да и зачем бан
кам заниматься какими то сложными проектами, когда мож
но поиграть на валютном курсе или получить гарантирован
ный безрисковый доход, спекулируя на залогах с недвижи
мостью и т.п.?
Таким образом, получить деньги на внедрение инновации про
сто невозможно. Финансовые инновационные институты в на
шей стране не работают. Новаторам остаётся обращаться либо
к богатым меценатам, либо к олигархам. У тех же позиция
одна – изобретателю готовы оставить долю в 10–20%, а после
и вовсе от бизнеса «отжать». Вот и уходят инновационные
технологии за стартовым капиталом в другие страны, где
существуют реальные механизмы поддержки.

22
Â.À. ÓÇËÎÂ
Сложившаяся в нашей стране финансовая инфраструктура
не включает в себя действенные механизмы привлечения на
чального капитала в инновационные проекты. Я говорю о кон
кретных, понятных и действенных механизмах для всех – и для
инвесторов, и для инноваторов. Пока это так, не будет найден
ответ на обсуждаемые на форумах и конференциях важней
шие вопросы: «Почему инновации в России не могут самосто
ятельно пробиться на рынок?», «Почему, если инновация столь
высокоэффективна, она не признаётся отраслью?». А конст
рукторы и разработчики ноу хау так и будут шептаться в ку
луарах и курилках, подчас выдвигая кардинальные решения,
и замолкать перед грубостью и произволом чиновников. Это
неправильно, но, по видимому, многих устраивает.
Отсутствие механизма привлечения стартового капитала
для инноваций – именно та причина, по которой тормозится
их выход на рынок. Инновационному бизнесу необходимо
решать проблемы создания опытных и серийных образцов
товара, преодолевать постоянный чиновничий прессинг, про
биваться через барьеры существующих технологий, патенто
вать и защищать ноу хау. На это нужны деньги. Перед каж
дой технологией, которая хочет выйти на рынок, возникает
один и тот же вопрос – как найти стартовый капитал? При
чём чем крупнее (по своей идее) инновационный проект, тем
,
большие деньги необходимы для его реализации. Получается,
что государственная машина искусственно, как сито, забитое
неэффективными законами, финансовыми преградами и от
раслевыми барьерами, не пропускает инновации на рынок,
вынуждает их уходить за рубеж.
Социально экономическая среда
В нашей стране социально экономическая система вы
строена таким образом, что мерилом работы является про
цесс
, а не результат. Вот примеры. В промышленности про
изводственные компании не заинтересованы производить про
дукцию, срок службы которой более хотя бы 10 лет, по
банальной причине: если они сделают высоконадежный и ка
чественный продукт, то через какое то время окажутся вне
рынка. В отраслях машиностроения Россия уже давно реша
ет вопрос не модернизации, а сохранения рабочих мест для

ÒÅÌÀ ÍÎÌÅÐÀ
23
Ïî÷åìó èííîâàöèè óõîäÿò èç Ðîññèè – ëè÷íûé îïûò
оставшихся работников, по причине необходимости сдержи
вания социальных бунтов.
Доход от природных ресурсов – доминирующая статья
в бюджете РФ. На рынке услуг – полное отсутствие качествен
ного сервиса. А зачем? Народ и так всё берёт, да ещё и несёт
конвертики и пакетики в благодарность. Затраты на повыше
ние «качества» не просто не окупаются, они не востребованы,
начиная с бытового уровня: медицина зарабатывает на вымо
гательстве, сотрудникам ГИБДД проще обирать водителей, чем
заниматься безопасностью на дорогах, ЖКХ под покровитель
ством сверху просто творит беспредел. И так везде…
В органах государственной власти, в банковской среде и в
умах обычных граждан есть здравое понимание ситуации.
И происходящее никак не связано с системой научно техни
ческого анализа и научно технического поиска – в нашей стра
не не создан прецедент «инновационности». Субъекты пред
принимательской деятельности не заинтересованы в приобре
тении высоких технологий, способных развивать материальную
базу, которая находится у них в руках. «Откаты» в россий
ской экономике – это беда, во главу угла ставятся только отра
ботанные технологии (назовём их вторичными), а не передо
вые, инновационные. При данном подходе чиновники или ме
неджеры приобретают и запускают «старые» технологии, где
понятны и капитальные затраты, и операционные издержки,
потому что тут важна не экономия, а сколько можно заложить
сверху. Зачем рисковать с какой то там инновацией? Да и от
куда у инноваторов деньги на взятки?
 Руководству страны следовало бы всерьез озаботиться
разработкой новых правил получения доходов теми, кто при
нимает решения, какие технологии внедрять. Начиная с ни
зового уровня, люди должны получать деньги не за то, что
они что то там повторили, а за то, что внедрили новую тех
нологию, отработали новый процесс, добились экономии
и улучшения. Только в этом случае появится заинтересо
ванность в новых технологиях, которые экономят, которые
долго служат. Которые зарабатывают. И которые изменят
наше общество и экономику в целом.
 В действующей за
тратной экономике – чем больше затрат, тем больше у тебя
дела. И модернизация, к которой призывает нас президент,

24
Â.À. ÓÇËÎÂ
экономически объективно невыгодна очень широкому кругу.
То есть, нельзя сказать, что есть конкретный человек, кото
рый воюет против инноваций. Нет, все за инновации, но пусть
это будет где нибудь в другом колхозе – не на их стороне.
Чтобы национальная экономика России начала развивать
ся за счёт национального инновационного производства, а не
добывающих отраслей, нужно создать условия для толчка эко
номики. Не локально в одном Сколково, пряча технологии за
забором, пожалуй, в одном из лучших по инфраструктуре
уголке страны, а выгнать технологии повсеместно в реаль
ные и жесткие условия российских провинций и деревень.
Бизнес сам отремонтирует и проложит новые дороги, вос
становит и создаст производства, связь и выстроит новую
современную и необходимую инфраструктуру.

Лично мне непонятно, почему не сделать «Сколково» тер
риторией всей страны. На базе компаний, выводящих инно
вации на рынок, можно создать тысячи внедренческих инку
баторов, которые получат статус «инновационного проекта»
и налоговые льготы на местах, и не нужно будет перемещать
бизнес из регионов в центр.
Правительству страны обязательно нужно направить
часть бюджета страны от продажи углеводородов (желатель
но, львиную) на финансирование таких программ, и со сво
ей стороны обязательно требовать от таких инновационных
компаний конечного продукта и контролировать их, помо
гая изменениями в законодательстве и реальной поддерж
кой на местах. Только контроль должен быть не фиктивным,
а реальным. В стране должна, наконец, появиться уголов
ная ответственность за неэффективное и нецелевое исполь
зование государственных средств. Без этого никак. Парал
лельно должен заработать институт субсидиарной ответ
ственности. Так, как это принято на Западе, где за бизнес
несут ответственность и партнеры, и независимые экспер
ты, причём многомиллионными суммами.
Только после таких комплексных мер и создания новой
правовой базы для российской инновационной деятельности
территория всей страны превратится в зону активно расту
щей экономики.

ÒÅÌÀ ÍÎÌÅÐÀ
25
Ïî÷åìó èííîâàöèè óõîäÿò èç Ðîññèè – ëè÷íûé îïûò
Будущее российских инноваций за счёт привлечения
частного и иностранного капитала

Инновационный комитет РФ. Несколько последних лет
я постоянно участвовал в конференциях, «круглых столах»,
экономических форумах, получил опыт внедрения инноваций
в России и на Западе. Мой мозг постоянно захватывала идея
создания простой и эффективной схемы внедрения иннова
ций в России. Около полугода у меня ушло на осмысление
и описание готовой схемы. Я чётко понимаю, что самым глав
ным толчком в продвижении инноваций будет объединение
усилий государства, предпринимательства, реальной эконо
мики и науки. Всё это в целом должно совместно формиро
вать инновационную среду, отрабатывать инновации на прак
тике, создавать финансовые, юридические и только затем тех
нические возможности для их внедрения. Причем на первом
этапе стратегически важно для экономики страны обеспечить
поддержку и продвижение инноваций в тех областях, в ко
торых российская наука на сегодня мировой лидер, а на вто
ром – создать систему, обеспечивающую эффективную ком
мерциализацию всех научных разработок.
Представляю вам схему, которую я разработал (см. на сай
те журнала). Только создание новой законодательной атмос
феры свободы самовыражения тысячи внедренческих инкуба
торов – с жёстким контролем реперных точек со стороны го
сударства, имеющим надведомственный характер по отношению
к профильным министерствам и комитетам, будет способство
вать положительному эффекту внедрения и интеграции всех
технологий, имеющих положительный экономический резуль
тат. Чтобы добиться отдачи от инноваций, нужно создать сре
ду, особенно в период их апробации, в которой будут рабо
тать не столько «гении», сколько «лидеры».
 Стартовые пло
щадки – бизнес инкубаторы – должны соединиться как единый
фундамент для модернизации экономики страны и создания
истинно инновационного климата в стране.
Интересный факт по поводу разработанной мною схемы. Руководство партии «Единая
Россия», узнав о ней, пригласили меня в Государственную думу в профильный Комитет
по внедрению инноваций, который она курирует. Когда господа депутаты (не буду называть
имен) внимательно изучили мою схему, они в один голос заговорили о том, что это та
самая схема, над которой они бьются уже 2 года и которую они вот вот готовы были
создать, но не успели…

26
Â.À. ÓÇËÎÂ
С их слов я впервые узнал, что у нас в стране даже существуют два профильных
института, которые разрабатывают рабочую схему по внедрению инноваций в стране, и что
там работает много «нужных» людей. Меня пригласили внештатным консультантом в Гос
думу по вопросу внедрения инноваций, после чего мне посчастливилось побывать на од
ном из годовых собраний одного из таких институтов. Это было первое собрание в начале
года с утверждением повестки работы и бюджета на предстоящий год. Чего в этой повестке
только не было: и участие в форумах, и кадры на местах, и ещё много каких то разгово
ров. Но не было ни одного слова про реальные инновации, их проблемы, механизмы
внедрения, изучение международного опыта, ничего нужного и практичного не было вооб
ще… Вот так у нас в стране внедряются инновации. Больше я в этих дебатах никогда
в жизни не участвовал и забыл туда дорогу.
Прошло уже два года с того момента, только воз и ныне
там. Проблема не только не решена, но ещё больше запущена.
Стартовый капитал для инноваций. Куда сегодня пыта
ются вкладывать свои сбережения россияне, чтобы их приум
ножить? Выбор невелик: банковский депозит, недвижимость,
ликвидные активы. К сожалению, этот набор ограничен: не
движимость доступна немногим, и после недавнего мирового
финансового кризиса она не всегда ликвидна, а прибыль по
банковским депозитам ниже темпов инфляции. Многие вооб
ще хранят сбережения дома, ни во что не вкладывая. В Рос
сии на руках у населения сосредоточена огромная неработа
ющая денежная масса. Почему же не создать механизм, по
зволяющий использовать эти деньги, и дать возможность
заработать участникам этого процесса в среднесрочной перс
пективе прибыль, в разы и в десятки раз превышающую их
первоначальные инвестиции? Так, как это принято на запад
ном рынке, но сделать это национальной российской идеей,
обеспечив государственным контролем и страховой базой!
Я как директор публичной компании String Transport
Systems Limited (STS Limited*), которая успешно прошла пер
вые ступени капитализации в Австралии и сегодня на ста
дии Pre IPO реализует одну из уникальных российских тех
нологий за счёт поддержки и инвестиций частных, институ
ционных мировых инвесторов, с уверенностью смотрю на
создание подобного механизма реализации инноваций в Рос
сии. Для этого российское правительство должно создавать
положительные прецеденты и начать формировать инвести
ционную среду в стране.
* URL: http:// www.sts21.com.au/

ÒÅÌÀ ÍÎÌÅÐÀ
27
Ïî÷åìó èííîâàöèè óõîäÿò èç Ðîññèè – ëè÷íûé îïûò
Что для этого нужно? Ответ лежит на поверхности. Не
говоря об изменениях в законодательной системе, первое,
и самое главное – инвестировать в те проекты, которые бу
дут внедряться через Инновационный комитет РФ. Вот куда
должны быть направлены нефтедоллары. Второе – вести по
телевидению и через СМИ для населения страны ликбез в от
ношении инвестиций и фондового рынка. Третье – постоян
но информировать и отчитываться за реализацию инноваци
онных программ, рассказывать о положительных моментах
и достижениях, но и об отрицательном опыте тоже. Вот чему
должны быть посвящены экономические форумы и между
народные конференции. Должны быть назначены прямые от
ветственные лица, как от правительства страны, так и от биз
неса. И не менее важно – за результаты должен быть спрос.
Только тогда народ действительно поймёт, что происходит
в стране, и начнёт инвестировать в российскую экономику
наравне с самим государством.
Я как то летел в самолёте с одним западным банкиром.
И он пожаловался, что не может понять, как российские чи
новники, выводя активы из России и размещая их на личные
депозиты в зарубежных банках, пытаются при этом привле
кать зарубежных инвесторов в Россию. Для чего? Чтобы опять
часть этого украсть и снова вывести за границу? Действитель
но, наши чиновники пытаются обмануть весь цивилизованный
деловой мир. Так вот, только если заставить деньги страны и её
граждан работать внутри российской экономики, можно быть
уверенными, что пойдут и западные инвестиции. Причём сна
чала поток инвестиций, а чуть позже – и зарубежные техно
логии. А в то, что они пойдут, я нисколько не сомневаюсь,
потому что весь мир знает о наших русских мозгах, возможно
стях и отечественных кулибиных. Наконец, просто потому, что
это сделала моя компания STS Limited.
Приведу такой пример: наши первые вкладчики приумно
жили стоимость своих вложений за 12 месяцев на 1200%. Впе
чатляет?!! И это только начало. Пройдя путь от старта «с нуля»
до первого миллиона долларов, STS Limited подписала первые
контракты с заказчиками, а в июне 2011 г. выступает на меж
дународной конференции по проблеме оптимизации транспорт
ной индустрии. Есть зримые успехи и на фондовом рынке –

28
Â.À. ÓÇËÎÂ
подписан договор с одним из крупных инвестиционных бан
ков Гонконга об инвестициях на сумму 10 млн дол.
Для этих целей в России нужно как можно быстрее от
крывать, как это принято на западном фондовом рынке и кон
кретно в Австралии, платформы для начальной капитализа
ции, на которых любая технология может начать этот процесс
с нулевой отметки. Сегодня этими вопросами РТС и ММВБ
занимаются в России уже более трех лет, но результата нет
до сих пор. Потому что нет ни законодательной базы, ни от
лаженных схем, ни методологий. Признаюсь, топ менеджеры
этих двух российских биржевых площадок сегодня атакуют
меня как специалиста, знающего это изнутри, с просьбами
рассказать, как идут процессы начальной капитализации на
Западе. Приятно хотя бы то, что сегодня мысли наших руко
водителей и их стратегические шаги направлены на будущее
развитие страны. Но всё это идёт слишком медленно, тем вре
менем российские технологии и инновации уходят за рубеж.
Нам в нашей стране пора уже самим использовать междуна
родный опыт и выводить свои же высокоинтеллектуальные
технологии на международные отраслевые рынки.
Создание Инновационного комитета в России, основан
ного на государственных и частных инвестициях, не просто
назрело. С его формированием Россия перестанет быть «сырь
евым придатком Запада» и превратится в великую державу.
Алгоритм государственной поддержки вкупе с разработан
ной методологией привлечения частного капитала в реали
зацию инновационных технологий за счёт первичной капи
тализации придадут мощное ускорение российской эконо
мике. Государство получит социально экономический
эффект, оцениваемый десятками триллионов рублей. Повто
рю ещё раз: нужно объяснять и показывать на конкретных
примерах всем и каждому, как реальные инновационные про
екты будут приносить прибыль их инвесторам и экономике
страны, какая ответственность будет лежать на исполните
лях и на государстве, какие риски у проектов и как ими уп
равлять. В этой цепочке формирование положительного ин
вестиционного климата в стране – это первостепенная госу
дарственная задача. А задача бизнеса, инвестируемого за счёт
данного механизма, – добиваться максимального экономи
ческого эффекта.

ÒÅÌÀ ÍÎÌÅÐÀ
29
Ïî÷åìó èííîâàöèè óõîäÿò èç Ðîññèè – ëè÷íûé îïûò
Только при таких условиях техническая идея будет пре
вращаться в рыночную технологию. И только тогда террито
рия всей страны превратится в зону активно растущей эко
номики, где:
• появятся новые рабочие места, потребность в профессио
нальных кадрах и узких специалистах;
• новые продукты с уникальными характеристиками на рын
ке вытеснят «неликвид», прилавки заполнятся качествен
ным, прежде всего, уникальным отечественным товаром,
начнётся экспансия российских товаров за рубеж;
• произойдет активный рост банковской сферы – льготное
кредитование инвестиций под гарантии государства, раз
витие ипотеки и создание новых мировых финансовых
инструментов;
• подъём профессиональной образовательной системы стра
ны заставит вузы удовлетворять формирующийся спрос на
новых специалистов и специализации;
• мультипликативный эффект развития смежных отраслей
создаст принципиально новые технологии в строительстве,
машиностроении, энергетике и др.;
• новые макронаправления развития экономики заложат ос
новы стратегии мирового лидерства России, увеличатся
валовой национальный продукт и национальный доход;
•  произойдёт снижение социальной и политической напря
жённости в регионах, расширение занятости молодёжи, её
творческого потенциала, развитие спорта, туризма и, как
следствие, снижение наркомании, молодежной преступно
сти и т.д.;
•  появятся новые экономические связи между традиционно
развитыми регионами России и регионами нового освое
ния, постепенное заселение Сибирского и Дальневосточ
ного федеральных округов будет способствовать сохране
нию территориальной целостности страны и не даст пре
вратить их в анклав Китая и Японии.
И самое главное – российская экономика начнёт форми
роваться за счёт развития национального инновационного про
изводства, а не за счёт добывающих отраслей.



Похожие:

В начале XXI века экономика России была объявлена инновационной iconДиссертация Одеговой А. В
Одегова А. В. «Французская модель масс-медиа в начале XXI века»// Дисс. Канд. Фил. Наук – М., 2009
В начале XXI века экономика России была объявлена инновационной iconУказатель
Государство и развитие человеческого потенциала в конце XX – начале XXI века / Ин-т США и Канады ран; отв ред. Л. Ф. Лебедева. –...
В начале XXI века экономика России была объявлена инновационной iconБюллетень новых поступлений январь-март 2005 г
Курс физики XXI века. Базовый [Электронный ресурс] : [Обуч прогр.] / Л. Я. Боревский. М.: Медиахауз, 2002. 1 электрон опт диска (cd-rom)....
В начале XXI века экономика России была объявлена инновационной iconСергей Филин Александр Чугунов
Тенденции развития риск-менеджмента на пороге XXI века: мировой опыт и перспективы россии
В начале XXI века экономика России была объявлена инновационной iconИстория развития пауэрлифтинга в СССР и России
В конце 40-х начале 50-х годов 20 века в сша, Канаде, Англии, Австралии, Швеции, Норвегии и других странах
В начале XXI века экономика России была объявлена инновационной iconИнтервью министра промышленности и торговли Республики Татарстан А. А. Когогина журналу «Руководитель XXI века»
Александр Когогин: «Инновации – это ключ к созданию конкурентоспособной национальной экономики» (Интервью министра промышленности...
В начале XXI века экономика России была объявлена инновационной icon64 общественные и личные достижения за 2010 год
Пионеры XXI века
В начале XXI века экономика России была объявлена инновационной iconРеспублики объявлена благо- научно-практическая конференция «Роль здравсоцразвития России Евгений дарность патриотизма в культуре и экономике России» Брюн
«О награждении государственными наградами в Ижевск с рабочим визитом Российской Федерации» за до
В начале XXI века экономика России была объявлена инновационной iconНауки и кадров учреждение образования «белорусская государственная сельскохозяйственная академия» учет и анализ
«Научный поиск молодежи XXI века», посвященной 170-летию Белорусской государственной
В начале XXI века экономика России была объявлена инновационной iconЛодежь XXI века специалисты апк нового поколения 25-26 марта 2009 года чебоксары 2009
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница