УДК 658 ББК 65.290 С13 Савченко М. А. С13 Открываем косметический кабинет. — СПб.: БХВ- Петербург, 2011. — 208 с. — (Фактор роста) ISBN 978-5-9775-0623-6 Данная книга — руководство, которое поможет начать собственное дело в области профессиональной эстетики, открыть косметический кабинет. Приводится информация о разработке бизнес-плана, делопро- изводстве молодого предприятия, оснащении кабинета, выборе услуг, поставках расходных материалов, рекламе и многом другом. В прило- жениях приведены образцы документов, необходимых для оформления отношений с сотрудниками, арендодателями и клиентами. Книга осно- вана на личном опыте открытия и ведения косметического кабинета, а также многолетнего консультирования по вопросам косметологии. Для широкого круга читателей УДК 658 ББК 65.290 ISBN 978-5-9775-0623-6 © Савченко М. А., 2011 © Фото на обложке nyul/Fotolia © Оформление, издательство "БХВ-Петербург", 2011 Оглавление К коллегам ................................................................................................... 7 ЧАСТЬ I. НАШ КАБИНЕТ....................................................................... 9 Глава 1. Требования к помещениям ..................................................... 13 1. Санитарно-эпидемиологические требования........................................ 13 2. Противопожарные требования............................................................... 15 3. Инженерно-строительные требования .................................................. 20 Глава 2. Оснащение и эксплуатация .................................................... 23 ЧАСТЬ II. НАША ДОЛЖНОСТЬ ......................................................... 29 Глава 1. Косметик..................................................................................... 31 Глава 2. Продавец-консультант............................................................. 40 Глава 3. Правила продажи косметики ................................................. 43 ЧАСТЬ III. НАША ПРАКТИКА ............................................................ 49 Глава 1. Внутренняя среда человека .................................................... 51 Глава 2. Актуальные вопросы сестринской косметологии.............. 57 1. Проблемы акне ........................................................................................ 57 2. Проблема морщин................................................................................... 64 3. Птоз .......................................................................................................... 71 4. Нежелательные волосы и их удаление .................................................. 74 4 Оглавление ЧАСТЬ IV. НАШИ ДОКУМЕНТЫ ....................................................... 79 Глава 1. Оформление отношений учреждения с сотрудником ........ 81 О бланках ..................................................................................................... 85 О составе документа ................................................................................... 85 О согласовании и ознакомлении с документом........................................ 86 Трудовой договор ....................................................................................... 86 Должностная инструкция ........................................................................... 93 Договор о материальной ответственности................................................ 93 Договор подряда ......................................................................................... 94 Договор аренды........................................................................................... 95 Трудовая книжка ......................................................................................... 99 Личная медицинская книжка ................................................................... 101 Глава 2. Оформление отношений учреждения с потребителем ........................................................................ 103 Глава 3. Общий список документов предприятия ........................... 106 ЧАСТЬ V. ОРГАНИЗАЦИЯ НАШЕГО УЧРЕЖДЕНИЯ................ 113 Глава 1. Бизнес-план .............................................................................. 117 1. Данные о предприятии ......................................................................... 118 2. Краткое описание основного необходимого оборудования и обоснование его выбора .................................................................... 121 3. Цели кредита или инвестиций.............................................................. 122 4. Необходимые средства ......................................................................... 122 5. Общие данные о проекте ...................................................................... 123 6. Первоначальные вложения................................................................... 123 7. Описание проекта ООО «Душечка» .................................................... 125 8. Хронологический план основных этапов проекта ............................. 129 9. Инвестиционно-календарный план проекта ....................................... 131 10. Персонал .............................................................................................. 133 11. Неэкономические факторы увеличения прибыльности................... 134 12. Общее описание статей доходности предприятия ........................... 136 13. Краткое резюме проекта..................................................................... 137 14. Приложения к бизнес-плану проекта ООО «Душечка»................... 137 Оглавление 5 Глава 2. «Подводные камни» ............................................................... 141 Поиск денег ............................................................................................... 141 Поиск помещения ..................................................................................... 143 Инженерная экспертиза помещения с привлечением независимого инженера-эксперта .................................................................................... 144 Экологическая экспертиза помещения.................................................... 144 Дорожное движение (если вы планируете организацию подъезда и парковки у вашего кабинета) ................................................................... 145 Поставки и поставщики ............................................................................ 145 Страхование рисков .................................................................................. 146 Проверяющие инстанции: кто имеет право проверять? ........................ 149 Тестовый день работы предприятия, открытие и презентация ............. 152 Конкуренция .............................................................................................. 153 ПРИЛОЖЕНИЯ ...................................................................................... 155 Приложение 1. Трудовой договор ........................................................ 157 Приложение 2. Должностная инструкция.......................................... 163 Приложение 3. Договор о материальной ответственности ............ 168 Приложение 4. Договор аренды ........................................................... 171 Приложения к договору аренды .............................................................. 177 Приложение 5. Договор об оказании платных услуг ....................... 181 Приложение 6. Памятка для клиента ................................................. 186 Приложение 7. Тесты по сестринской косметологии ...................... 189 Тест № 1..................................................................................................... 189 Тест № 2..................................................................................................... 191 Тест № 3..................................................................................................... 193 Приложение 8. Ответы на вопросы тестов........................................ 196 Заключение .............................................................................................. 199 Рекомендуемые материалы .................................................................. 201 К коллегам Уважаемые представители самой красивой профессии! Перед вами книга, посвященная захватывающему, многогран- ному миру профессиональной эстетики. В ней говорится о воз- можностях и «подводных камнях» эстетического бизнеса, о дело- производстве молодого предприятия, о выборе услуг, поставках расходных материалов, рекламе и многом другом. Хочется обра- тить ваше внимание на то, что акцент сделан на маленькое пред- приятие — косметический кабинет: книг о создании салонов, цен- тров спа, wellness-комплексов довольно много, а вот о частных кабинетах практически нет. Пусть будет! Моими целями также были поддержка правительственной программы укрепления малого бизнеса; содействие новичкам в индустрии красоты и уже работающим специалистам, желаю- щим начать частную практику; стремление показать, что в сфере «красивого» бизнеса могут успешно функционировать и малые форматы. Не все мы располагаем возможностями для роскошно- го старта, но наш старт возможен и в новых экономических усло- виях закономерен. Поработаем? Мария Савченко, косметик, журналист Глава 1 Требования к помещениям Специфика косметических процедур такова, что при их вы- полнении мы вступаем в контакт с кожными покровами клиен- тов, а, следовательно, должны соблюдать санитарные требования и нормы безопасности (в том числе пожарной) как в интересах клиентов, так и в собственных интересах. Согласитесь, трудно ожидать, что в случае пожара рассла- бившийся на массаже лица человек быстро оценит ситуацию, найдет свою верхнюю одежду, — а мы знаем, что в учреждениях, подобных нашему, всегда два гардероба, — и организованно по- кинет помещение. Чтобы этого не случилось, следует изучить нормы и требова- ния, предписываемые контролирующими органами. В кратком изложении список требований выглядит так: санитарно-эпидемиологические требования; противопожарные требования; инженерно-строительные требования. 1. Санитарно-эпидемиологические требования Санитарно-эпидемиологические требования к косметическому кабинету и другим помещениям салона красоты регламентирует документ «Санитарно-эпидемиологические требования к разме- щению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы 14 Часть I. Наш кабинет организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги», СанПиН 2.1.2.2631-10. Перечислим основные санитарно-эпидемиологические требо- вания. Организации коммунально-бытового назначения, оказываю- щие парикмахерские и косметические услуги, могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенном, встроен- но-пристроенном к жилым и общественным зданиям (в составе предприятий бытового обслуживания и общественных торговых центров, центров красоты и здоровья, бань, гостиниц и других). Допускается размещение на первых этажах жилых зданий при наличии изолированного входа от жилой части и автономной системы вентиляции, в подвальных и цокольных этажах зданий, в торговых центрах и комплексах без естественного освещения, при условии соблюдения гигиенических требований к воздухо- обмену помещений и параметров микроклимата, использования ламп дневного света с улучшенной цветопередачей и выполнения мероприятий, предусмотренных гигиеническими требованиями к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту. В общественных зданиях — домах отдыха, санаториях, интер- натах, организациях здравоохранения и социального обслужива- ния, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, центрах социального обслуживания, медицинских организациях, в том числе в стационарах, для обслуживания па- циентов и персонала — допускается размещение на любых эта- жах при соблюдении требований санитарного законодательства. В косметических кабинетах допускается организация до 3 ра- бочих мест при условии их изоляции перегородками высотой 1.8–2.0 м. Материалы (водостойкие краски, эмали, кафельные и глазуро- ванные плитки, материалы с ламинированным покрытием и дру- гие), используемые для отделки помещений, должны иметь документы, подтверждающие в установленном порядке безопас- ность используемой продукции. Поверхности стен, потолков и полов, наружная и внутренняя поверхность мебели должны быть гладкими, легко доступными Глава 1. Требования к помещениям 15 для влажной уборки и устойчивыми к обработке дезинфицирую- щими средствами. Рабочие места оборудуются мебелью, позволяющей прово- дить обработку моющими и дезинфицирующими средствами. Покрытие полов должно быть гладким и позволяющим прово- дить влажную уборку с использованием моющих и дезинфици- рующих средств. Организации коммунально-бытового назначения, оказываю- щие парикмахерские и косметические услуги, должны быть обо- рудованы системами централизованного водоснабжения, в том числе горячего, и канализации. Площадь косметического кабинета должна быть равна 12 м2 на одно рабочее место; каждое последующее рабочее место тре- бует дополнительных 2 м2. В пунктах 12, 13 Приложения 1 к СанПиН 2.1.2.2631-10 говорится, что площадь подсобных поме- щений (для белья, уборочного инвентаря, дезинфицирующих средств и др.) должна быть не менее 1.5 м2 на 10 рабочих мест плюс 1.0 м2 на каждое последующее. 2. Противопожарные требования Здесь мы руководствуемся Федеральным законом РФ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожар- ной безопасности» и СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», часть 6 «Требования к огнестойкости зданий и безопасности людей при пожаре». Также полезны «Общие тре- бования пожарной безопасности к помещениям парикмахер- ских», опубликованные на сайте МЧС России. Вот основные пра- вила противопожарных мер при устройстве и эксплуатации косметических кабинетов и других помещений парикмахерских, салонов красоты. При размещении в жилых домах помещения должны иметь входы и эвакуационные выходы, изолированные от жилой части здания. Допускается устройство одного эвакуационного выхо- да из помещений учреждений общественного назначения, раз- мещаемых в первом и цокольном этажах при общей площади 16 Часть I. Наш кабинет не более 300 м2 и числе работающих не более 15 человек. Двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания. В каждой организации должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности. Все работники должны допус- каться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить до- полнительное обучение по предупреждению и тушению возмож- ных пожаров в порядке, установленном руководителем. В каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности про- тивопожарный режим, в том числе: определены и оборудованы места для курения; установлен порядок уборки горючих отходов и пыли; определен порядок обесточивания электрооборудования в слу- чае пожара и по окончании рабочего дня; регламентированы: • порядок проведения временных огневых и других пожаро- опасных работ; • порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; • действия работников при обнаружении пожара; • определен порядок и сроки прохождения противопожарно- го инструктажа и занятий по пожарно-техническому мини- муму, а также назначены ответственные за их проведение. Во всех помещениях на видных местах должны быть вывеше- ны таблички с указанием номера телефона вызова пожарной ох- раны. При единовременном нахождении в помещениях более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах выве- шены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. Работники организаций должны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также со- блюдать и поддерживать противопожарный режим; выполнять меры предосторожности при пользовании газовы- ми приборами, предметами бытовой химии, проведении работ Глава 1. Требования к помещениям 17 с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, други- ми опасными в пожарном отношении веществами, материала- ми и оборудованием; в случае обнаружения пожара сообщить о нем в подразделе- ние пожарной охраны и принять возможные меры к спасению людей, имущества и ликвидации пожара. Противопожарные системы и установки (противодымная за- щита, средства пожарной автоматики, системы противопожар- ного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т. п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно со- держаться в исправном рабочем состоянии. Устройства для самозакрывания дверей должны находиться в исправном состоянии. Не допускается устанавливать какие- либо приспособления, препятствующие нормальному закрыва- нию противопожарных или противодымных дверей (устройств). В организациях запрещается: хранение и применение в подвалах и цокольных этажах легко- воспламеняющихся и горючих жидкостей, пороха, взрывча- тых веществ, баллонов с газами, товаров в аэрозольной упа- ковке, целлулоида и других взрывопожароопасных веществ и материалов, кроме случаев, оговоренных в действующих нормативных документах; производить изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуа- ции людей, ограничивается доступ к огнетушителям, пожар- ным кранам и другим средствам пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противо- пожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией). Уменьшение зоны действия автоматической по- жарной сигнализации или автоматической установки пожаро- тушения в результате перепланировки допускается только при дополнительной защите объемов помещений, исключенных из зоны действия указанных выше автоматических установок, 18 Часть I. Наш кабинет индивидуальными пожарными извещателями или модульны- ми установками пожаротушения соответственно; устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке; запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечи- вать людям, находящимся в организации, возможность сво- бодного открывания запоров изнутри без ключа. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запреща- ется: загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лест- ничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные лю- ки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предмета- ми, а также забивать двери эвакуационных выходов; устраивать в тамбурах выходов сушилки и вешалки для одеж- ды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвен- тарь и материалы; устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением поро- гов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также дру- гие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей; применять горючие материалы для отделки, облицовки и окра- ски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости); остеклять или закрывать жалюзи воздушных зон в незадым- ляемых лестничных клетках; заменять армированное стекло обычным в остеклении дверей и фрамуг. При эксплуатации действующих электроустановок запреща- ется: использовать приемники электрической энергии (электропри- емники) в условиях, не соответствующих требованиям инст- рукций организаций-изготовителей, или приемники, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по экс- Глава 1. Требования к помещениям 19 плуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей за- щитные свойства изоляцией; пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, дру- гими электроустановочными изделиями; пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайни- ками и другими электронагревательными приборами, не имею- щими устройств тепловой защиты, без подставок из негорю- чих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара; применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и корот- кого замыкания; размещать (складировать) у электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламе- няющиеся) вещества и материалы. Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на но- вую скатку. Установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответство- вать проектной документации. Помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения из расчета 1 порошко- вый двухлитровый огнетушитель на 100 м2 помещений и не ме- нее 1 на помещение. При обнаружении пожара или признаков горения (задымле- ние, запах гари, повышение температуры и т. п.) нужно: незамедлительно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, свою фамилию); принять доступные меры по эвакуации людей, тушению по- жара и сохранению материальных ценностей.
|