Тусур) Кафедра автоматизированных систем управления (асу) Исакова А. И., Тимаков со




НазваниеТусур) Кафедра автоматизированных систем управления (асу) Исакова А. И., Тимаков со
страница1/20
Дата конвертации11.09.2012
Размер3.44 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Министерство образования Российской Федерации

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

Кафедра автоматизированных систем управления (АСУ)

Исакова А.И., Тимаков СО.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ







w+u




Учебное пособие

2001

СОДЕРЖАНИЕ




Исакова А.И., Тимаков СО.

Информационные технологии в экономике: Учебное пособие. - Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2001. - 166 с.

© Исакова А.И., Тимаков CO., 2001 © Томский межвузовский центр

дистанционного образования, 2001

РАЗДЕЛ I

ВВЕДЕНИЕ 5

1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИНФОРМАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЯХ 6

  1. Эволюция информационных технологий 6

  2. Роль ИТ в развитии экономики и общества 9

  3. Понятие информационной технологии 11

  4. Составные части информационной технологии 12

  5. Платформа информационного обеспечения 16

2 КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 24

  1. Классификация информационных технологий. Виды ИТ 24

  2. Основные процедуры преобразования информации,
    составляющие ИТ решения экономических задач 27

  3. Организация информационных процессов в системах управления 30

  4. Технология электронной обработки экономической

информации 32

3 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНЕЧНОГО
ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ 35

  1. Стандарт пользовательского интерфейса ИТ и его виды 35

  2. Технологии обработки данных и их виды 41

4 ОСНОВНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 49

  1. Офисное программное обеспечение 49

  2. Организационное программное обеспечение 83

РАЗДЕЛ II

1 ТЕХНОЛОГИИ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ 87

  1. Сетевые информационные технологии 87

  2. Электронная почта 96

  3. Авторские технологии 99

2 ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 113

  1. Распределенные системы обработки данных 113

  2. Технология «клиент-сервер» 118

  3. Информационные хранилища 121

  4. Системы электронного документооборота 125

  5. Геоинформационные системы 132

  6. Internet - глобальная система 133

3 ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ 149

3.1 АРМ - индивидуальный комплекс технических

и программных средств 149

  1. Виды решений в «Системах поддержки принятия решений» 150

  2. Системы поддержки принятия решений 153

  3. Экспертные системы 155

  4. Корпоративные информационные системы 156

  5. Технологии обеспечения безопасности в ИТ 158

  6. Тенденции и проблемы развития ИТ 161

ЛИТЕРАТУРА 165

Раздел I

ВВЕДЕНИЕ

Сфера экономики характеризуется интенсивным ростом обмена инфор­мационных потоков. Наибольший рост объема информации наблюдается в торговле, коммерческой и финансово-банковской деятельности. Современ­ный специалист должен владеть на высоком уровне теоретическими и прак­тическими знаниями в области информатики, вычислительной техники, информационных технологий [1].

Цель курса лекций «Информационные технологии в экономике» - изуче­ние теоретических основ информационных технологий для получения досту­па к экономической информации и обработки её с помощью компьютера и средств связи.

Главной задачей курса лекций является ознакомление с разными видами информационных технологий и возможностями их применения на рабочем месте экономиста.

Информационные технологии как совокупность методов сбора, обработ­ки и передачи информации присутствуют в любом виде деятельности эконо­миста. Причем часть операций пользователь может выполнять вручную, часть - только с использованием компьютера и средств телекоммуникаций.

Важное место в данном курсе отводится выработке и передаче информа­ции с использованием средств вычислительной техники.

Курс лекций состоит из двух частей и включает семь разделов, которые в свою очередь состоят из подразделов. В первом разделе даются основные понятия информационных технологий, описываются основные операции и этапы технологического процесса. Во втором разделе приводится классифи­кация информационных технологий. В третьем разделе излагаются техноло­гии конечного пользователя: стандарт пользовательского интерфейса и OLE-технология. В четвертом разделе рассматриваются основные компьютерные технологии. В пятом разделе курса лекций (часть 2) представлены техноло­гии открытых систем (сетевые информационные технологии, электронная почта, авторские технологии - гипертекст и мультимедиа). В шестом разделе курса лекций (часть 2) изложены темы по интеграции информационных тех­нологий (распределенные системы обработки данных, технология «клиент-сервер», информационные хранилища, системы электронного документообо­рота, геоинформационные системы, Internet). В седьмом разделе описываются информационные технологии на рабочем месте пользователя.

Дисциплина «Информационные технологии в экономике» предусматри­вает выполнение лабораторных работ, курсовой работы и сдачу экзамена.






1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ

1.1 Эволюция информационных технологий

Информационная технология (ИТ) в своем развитии прошла несколько этапов.

К истокам информационных технологий можно отнести пещерную и на­скальную живопись, счет, проявление искусства, письменности. Материаль­ными носителями информации были камни, кости, дерево, глина, папирус, шелк, бумага [2-4].

Ручная информационная технология. Первая информационная техно­логия заключалась в передаче знаний устно по наследству. Появились храни­тели знаний - жрецы, духовенство. Профессиональные навыки передавались личным примером. Доступ к знаниям и информации был ограничен, поэтому знания не могли существенно влиять на производственный процесс. Уровень технологии обработки данных был ручной, производство - ремесленным, уникальным и малосерийным.

Появление первого печатного станка и книгопечатания (1445 г.) произ­вело первую информационную революцию, которая длилась примерно 500 лет до середины XX века. Знания стали тиражироваться, они могли уже вли­ять на производство. Появились станки, фотография, телеграф, радио. Инст­рументом для обработки экономической информации служили перо, чернильница и бухгалтерская книга. Связь осуществлялась путем направле­ния писем (депеш).

Механическая ИТ. В конце XIX века «ручную» информационную тех­нологию стала вытеснять «механическая». Изобретение пишущей машинки, телефона, диктофона, модернизация почты и т.п. - все это стало базой прин­ципиальных изменений в технологии обработки информации. «Механиче­ская» технология, по сути, определила основные особенности организационных структур существующих сегодня учреждений.

Электрическая ИТ. 40-60-е гг. XX века ознаменовались появлением «электрических» технологий, основанных на широком использовании элек­трических пишущих машинок, копировальных аппаратов (типа ксерокса), портативных диктофонов. Они улучшили учрежденческую деятельность, по­высив качество, количество и скорость обработки экономических докумен­тов.

Электронная или компьютерная ИТ. 1946 г. - начало эры электронно вычислительных машин. Впервые в истории человечества был создан способ записи и долговременного хранения формализованных знаний, при котором эти знания могли непосредственно влиять на режим работы производственно­го оборудования.

С момента появления первой ЭВМ компьютерная информационная тех­нология прошла ряд этапов [2-4].

I этап продолжался до начала 60-х гг. Использовались ЭВМ первого и
второго поколений (ламповые и полупроводниковые). Основным критерием
создания информационных технологий являлась экономия машинных ресур­
сов. Цель - максимальная загрузка оборудования. Характерные черты этого
этапа: программирование в машинных кодах, появление блок-схем, програм­
мирование в символьных адресах, разработка библиотек стандартных про­
грамм. Были разработаны алгоритмические языки Алгол, Кобол, Фортран. В
технологии программирования использовались программы реального времени
(следили за появлением сигнала прерывания, приходящего по каналам связи
от спутника и датчиков и сразу же включали программу его обработки) и па­
кетного режима
(программы и обрабатываемые ими данные объединялись в
пакет).

II этап длился до начала 80-х гг. Появились мини-ЭВМ и ЭВМ третьего
поколения на больших интегральных схемах. Основным критерием создания
информационных технологий стала экономия труда программиста. Цель -
разработка инструментальных средств программиста. Появились операцион­
ные системы второго поколения, работающие в трех режимах: реального
времени, разделения времени и в пакетном режиме. Системы разделения
времени позволили пользователю работать в диалоговом режиме, так как ему
выделялся квант времени, в течение которого он имел доступ ко всем ресур­
сам системы. Появились языки высокого уровня (PL, Pascal и др.), пакеты
прикладных программ (ППП), системы управления базами данных (СУБД),
системы автоматизации проектирования (САПР), диалоговые средства обще­
ния с ЭВМ, новые технологии программирования (структурное и модульное),
появились глобальные сети.

Совокупность научных методов и технологических приемов, ориентиро­ванных на обработку данных, стали называть информатикой.

Для автоматизации управления экономическими объектами разрабаты­вались автоматизированные системы управления (АСУ), автоматизированные системы обработки экономической информации (СОЭИ).

III этап продолжался до начала 90-х гг. В 80-е годы начинается кризис
концепции больших корпоративных информационных систем (ИС), основан­
ных на больших ЭВМ (БЭВМ) и сети терминалов, связанный с тем, что даль­
нейшее повышение мощности БЭВМ требовало непропорционалыю больших
затрат. Начинается период застоя в развитии корпоративных ИС. В то же
время 80-е годы - начало развития персональных компьютеров, направлен­
ных на удовлетворение нужд конкретного человека, и время появления пер­
сонального программного обеспечения (ПО), настраиваемого под нужды
конкретного человека. Первый персональный компьютер - инструмент, по­
зволяющий формализовать и сделать широкодоступными для автоматизации
многие из трудноформализуемых процессов человеческой деятельности. Ос­
новной критерий создания информационных технологий - формализация
знаний, цель- проникновение информационных технологий во все сферы че­
ловеческой деятельности. Широкое распространение получили диалоговые

8

операционные системы (Unix), автоматизированные рабочие места (АРМ), экспертные системы, базы знаний, локальные вычислительные сети, распре­деленная обработка данных.

Появление персонального компьютера произвело вторую информаци­онную революцию. Стали возможными персональные вычисления - режим работы специалиста в предметной области непосредственно с персональным компьютером на своем рабочем месте. Информация становится ресурсом на­равне с материалами, энергией и капиталом. Появилась новая экономическая категория - национальные информационные ресурсы, В помощь экономи­стам разрабатываются технологии автоматизированной обработки экономи­ческой информации (ТАОЭИ).

IV этап - 90-е годы. В этот период разрабатываются информационные технологии для автоматизации знаний, цель ИТ - информатизация общества. В 90-х годах персональные компьютеры вытесняют БЭВМ как средство ав­томатизации бизнеса и порождают концепцию распределенной информаци­онной системы, принцип приближения информации к пользователю. Информационные технологии претерпели разделение труда: сложные не­срочные расчеты достались большим и малым ЭВМ, а задачи автоматизации технологических процессов, требующие динамизма и гибкости, - персональ­ным компьютерам. Появились машины с параллельной обработкой данных -транспьютеры. Для них создан новый язык параллельного программирования ОККАМ. Появились портативные ЭВМ, не уступающие по мощности боль­шим: RISC-ЭВМ, безклавиатурные компьютеры; графические операционные системы Windows, OS-2; новые технологии: объектно-ориентированные, ги­пертекст, мультимедиа, CASE-технология; новые понятия: информационная технология и платформа.

Информационная технология - умение правильно работать с информа­цией, которое обеспечивается совокупностью программно-технических средств и приемов. Платформа - тип ПК (PC, Macintosh, Atary, Sincler и т.д.) и операционной среды (Windows, OS-2 и т. д.), на которых может быть уста­новлен данный программной продукт. Например, Word не будет работ п. в среде MS-DOS, a Windows - на процессоре 286. Пользователь покупает ин­формационную технологию, ориентированную на имеющуюся у него плат­форму (тип ПК и операционной среды) [7].

Телекоммуникация становится средством общения между пользователя­ми. Начали создаваться предпосылки формирования общего рынка знаний „«осредством дистанционного обучения, электронной памяти человечества по культуре, искусству, народонаселению, науке, архивам [4-6].

Информация становится стратегическим ресурсом. Внедряются дистан­ционное обучение, автоматизированные офисы, всемирные каталоги изделий, проектируются геоинформационные системы по управлению природными богатствами, экологией, информационной политикой правительств. Создает­ся виртуальная реальность, позволяющая моделировать сложные процессы и системы. Происходит информатизация общества ~ совокупность взаимо-


связанных политических, социально-экономических, научных факторов, ко­торые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к любым источникам информации, кроме законодательно секретных. Информатизация предполагает широкое использование информационных технологий во всех сферах деятельности. В экономической сфере внедряются экономические информационные системы (ЭИС). Формируются базы данных по всем инте­ресующим человека вопросам, включая быт, игры, образование. Если в инду­стриальном обществе стратегическим ресурсом является капитал, то в информационном обществе - информация, знание, творчество. Денежный капитал уступает место информационному, идет борьба за контроль над зна­чительной частью мировых потоков информации [6].

Стратегическим ресурсом становится творческий потенциал людей, за­нятых в производственном процессе.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


Похожие:

Тусур) Кафедра автоматизированных систем управления (асу) Исакова А. И., Тимаков со iconТомский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (тусур)
Общие положения
Тусур) Кафедра автоматизированных систем управления (асу) Исакова А. И., Тимаков со iconТомский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (тусур)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тусур) Кафедра автоматизированных систем управления (асу) Исакова А. И., Тимаков со iconНазвание научной школы, направлений
Научные направления школы: проблемы теории систем, организация самоорганизующихся информационных систем, проектирование автоматизированных...
Тусур) Кафедра автоматизированных систем управления (асу) Исакова А. И., Тимаков со iconБизнес план асу ис зданий и сооружений «Беспроводная пожаро-охранная сигна- лизация и скуд» на базе технологии сенсорных сетей Название проекта: асу ис зданий и сооружений
Инициаторы проекта
Тусур) Кафедра автоматизированных систем управления (асу) Исакова А. И., Тимаков со iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы экономики»
«Правоведение» и230105. 51 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»
Тусур) Кафедра автоматизированных систем управления (асу) Исакова А. И., Тимаков со iconИсследование систем управления
Бикмухаметов И. Х. Исследование систем управления / Учебное пособие в 2-х частях. Часть Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис», 2001. –...
Тусур) Кафедра автоматизированных систем управления (асу) Исакова А. И., Тимаков со iconМосковский энергетический институт (технический университет)
Целью дисциплины является изучение новых информационно-измерительных систем и технологий для создания автоматизированных экспериментальных...
Тусур) Кафедра автоматизированных систем управления (асу) Исакова А. И., Тимаков со iconИсследование систем управления учебно-методический комплекс Для специальностей: 080507 «Менеджмент организации»
Учебно-методический комплекс исследование систем управления составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Тусур) Кафедра автоматизированных систем управления (асу) Исакова А. И., Тимаков со iconОсобенность современного этапа деятельности всех крупных организаций заключается в их переориентации на разработку систем управления качеством. Качество
В их переориентации на разработку систем управления качеством. Качество является
Тусур) Кафедра автоматизированных систем управления (асу) Исакова А. И., Тимаков со iconРоссийской федерации утверждаю
Специальность 090105 – Информационная безопасность автоматизированных систем утверждена приказом Министерства образования и науки...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница