Учебника для студентов высших учебных заведений




НазваниеУчебника для студентов высших учебных заведений
страница1/30
Дата конвертации29.08.2012
Размер3.76 Mb.
ТипУчебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


E.A. Smirnov


DEVELOPMENT OF

MANAGEMENT

DECISIONS


Textbook


ЮНИТИ

UNITY

Moscow  2002


Э.А. Смирнов


РАЗРАБОТКА

УПРАВЛЕНЧЕСКИХ

РЕШЕНИЙ


Рекомендовано Министерством образования

Российской Федерации в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальности

«Менеджмент»


ЮНИТИ

UNITY


Москва  2002


ББК 65.050.2я73 С50


Рецензенты:


кафедра менеджмента Национального института бизнеса

(зав. кафедрой д-р экон. наук, проф. В.Н. Якимов)

и д-р экон. наук, проф. С.А. Валуев


Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили


Смирнов Э.А.

С50 Разработка управленческих решений: Учебник для вузов.  М:

ЮНИТИ-ДАНА, 2002.  271 с.

ISBN 5-238-00127-4


Излагаются теоретические и практические вопросы (идеи и технологии) разработки и реализации управленческих решений. Большое внимание уделяется в учебнике целевой ориентации управленческих решений, направлению их на человека, на его права, интересы, мотивы и т.д. Акцент сделан на гуманитарный аспект — организационные, социальные и психологические подходы при разработке управленческих решений.

Материал не содержит сложных математических формул, затрудняющих понимание процесса разработки и реализации решений.

Для студентов экономических, экологических и управленческих специальностей, а также для руководителей компаний, стремящихся повысить эффективность и качество принимаемых решений.


ББК 65.050.2я73


ISBN 5-238-00127-4 © Э.А. Смирнов, 2000

© ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА», 2000

Предисловие



Вся история человечества представляется по сути набором различного рода решений и их последствий. Одни решения определяли судьбы целых народов на длительные времена, другие были менее значимые, третьи принимались человеком лично для себя. Во всех случаях было нечто общее в процедурах разработки и реализации решений. Постепенно разрабатывались приемы, методы, а затем и технологии разработки решений. Особенно в этом преуспели военные, разрабатывая военные игры, в которых основным элементом являлось стратегическое и тактическое решение. Решениями занимались математики и довели математический аппарат разработки и выбора решений до такого совершенства, что воспользоваться плодами своего творчества могли уже только они сами. Большинство же руководителей компаний относились к процедуре разработки и реализации решений как к искусству управления, используя интуицию, здравый смысл и свой опыт.

Разделение труда и выделение управленческих функций в отдельную сферу деятельности большого числа людей обусловило и дифференциацию решений — выделились управленческие решения (УР). Суть выделения была замечена не сразу, имелись попытки использовать для них методы разработки технических решений с хорошим математическим аппаратом, в том числе законы нормального распределения данных, методы математического программирования и оптимизации. Это хорошо смотрелось на бумаге, однако в практике напряженной управленческой деятельности польза от этих методов для руководителей была небольшой. Технократический подход к разработке, выбору и реализации УР исчерпал себя довольно быстро. На смену ему пришел гуманитарный подход, ориентированный прежде всего на человека, смоделировать которого очень сложно. Тем не менее разработки в области психологии, социологии и управления дают шанс сформировать новые подходы к разработке УР, которые будут использоваться и руководителями компаний, и специалистами в области теории управления.

Гуманитарный подход к разработке и реализации УР (в дальнейшем сокращенно РУР) заключается прежде всего в направлении УР на человека, на его личность, на его права, потребности, интересы, мотивы, стимулы, установки, ценности и опасения.

В учебнике большое внимание уделено целевой ориентации РУР, возможностям уменьшения неопределенностей и рисков, что особенно важно для молодых или начинающих руководителей. Рассмотрены элементы современных информационных систем поддержки решений.

Материал учебника базируется на лекционном курсе, читавшемся в течение ряда лет студентам Академии экономики и права и Государственного университета управления, а также на обширных данных, полученных автором при проведении семинаров совместно со специалистами консультационных фирм по управлению компаниями по теме «Функциональный аудит управленческой деятельности».

В учебнике сделана попытка представить современный материал, по форме и содержанию отражающий научный подход и практический опыт руководителей компаний. Вам, уважаемый читатель, судить о том, удалось ли это.

Изложенный материал отражает системный подход к изучению вопросов, включенных в образовательный стандарт по дисциплине «Разработка управленческих решений» для специальности 061100 «Менеджмент». Пользователь учебника получит сведения, достаточные для выполнения требований стандарта к данной специальности.

Логическая схема курса по дисциплине «Разработка управленческих решений» приведена на рис.1.

При изучении РУР будем рассматривать решение как результат коллективного труда, так как влияние внешней и внутренней среды на его состав и содержание всегда значительно. Один и тот же руководитель, решая одну и ту же проблему, в разных условиях будет находить разные решения.

Современные условия РУР характеризуются следующими особенностями:

 существенно усилился динамизм окружающей среды уменьшился

период времени, отведенного на РУР;

 выросла сложность обработки информации при РУР;

 возросла цена возможных отрицательных последствий от УР.





Рис. 1. Логическая схема изучения РУР


Таким образом, дисциплина «Разработка управленческих решений» весьма актуальна для современного руководителя и даже простого обывателя.

Автор благодарен ректору НОУ МАЭП проф. Огаркову Н.М., создавшему благоприятные условия для разработки курса по управленческим решениям, замечательному преподавателю ГУУ Бобылевой Н.В. и студентам за время, потраченное на обсуждение отдельных спорных материалов данной книги.


Методические рекомендации

1. Читатель, который хочет получить общее представление об управленческих решениях, может изучить семь тем: § 1.1; 1.3; 1.5; 2.2; 3.3; 4.1; 6.1. Это ключевые темы учебника, составляющие концепцию курса.

2. Заинтересованному читателю, желающему совершенствовать свои знания и выбрать интересующий его материал для дальнейшей проработки, целесообразно просмотреть резюме в конце каждой главы. Таким образом читатель сам сформирует для себя необходимый набор тем для изучения.

3. Полный курс разработки управленческих решений по образовательному стандарту изложен в гл. 1—7. Усвоение материала будет наиболее эффективным при использовании текстовой и графической информации книги, а также проведении самоконтроля по изученным темам курса.

4. Для читателя, желающего лучше разобраться в материалах по разработке управленческих решений и освоить новое направление в повышении эффективности УР, рекомендуется проработать тему § 7.3, посвященную супероптимальным решениям, и темы § 4.5, 4.6, посвященные управленческим рискам и их страхованию.

5. Данную книгу можно использовать в наборе с другими учебниками и учебными пособиями по разработке управленческих решений, теории организации, теории управления и менеджменту.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


Похожие:

Учебника для студентов высших учебных заведений iconМаркетинг
Допущен умо по образованию в области маркетинга в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
Учебника для студентов высших учебных заведений iconТ. И. Григорьева Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз
Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
Учебника для студентов высших учебных заведений iconМенеджмент высоких технологий
Допущено Учебно-методическим объединением вузов по университетскому политехническому образованию в качестве учебника для студентов...
Учебника для студентов высших учебных заведений iconУчебник Издание третье, переработанное и дополненное
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по...
Учебника для студентов высших учебных заведений iconЗайцев Н. Л. З12 Экономика промышленного предприятия: Учебник. 6-е изд., перераб и доп
Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности
Учебника для студентов высших учебных заведений iconБахрушина М. А. В22 Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. 2-е изд., доп и пер
Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям
Учебника для студентов высших учебных заведений iconУчебника для студентов высших учебных заведений
Управление персоналом: Учебник для вузов/ Пои ред. Т. Ю. Базарова, У67 бл. Еремина. 2-е изд., перераб и доп. М.: Юнити, 2002. 560...
Учебника для студентов высших учебных заведений iconФатхутдинов Р. А. Ф27 Разработка управленческого решения: Учебник для вузов. 2-е изд., доп
Рекомендовано министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших...
Учебника для студентов высших учебных заведений iconУчебник допущено Советом Учебно- методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Управление персоналом»
Учебник предназначен для студентов, обучающихся по специальности
Учебника для студентов высших учебных заведений iconПроблемно-тематический комплекс рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница