Лапшина Л. М. Технологии реализации экскурсионных услуг: Рабочая программа дисциплины. Направление «Туризм»




PDF просмотр
НазваниеЛапшина Л. М. Технологии реализации экскурсионных услуг: Рабочая программа дисциплины. Направление «Туризм»
Дата конвертации12.09.2012
Размер60.2 Kb.
ТипРабочая программа
Федеральное государственное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования 
«Московский государственный университет культуры и искусств» 
Институт экономики, управления и права 
Кафедра международного и внутреннего туризма 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Бизнес-план экскурсионного сервиса 
 
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 
Для студентов направления 
ТУРИЗМ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Москва 2011 

Дополнена, утверждена и  рекомендована к переизданию кафедрой международного и 
внутреннего туризма Московского государственного университета культуры и искусств 
(Протокол №1 от 01.09.2011 г.). 
 
 
 
Лапшина Л.М.  Технологии реализации экскурсионных услуг: Рабочая программа 
дисциплины. Направление «Туризм». – М.: МГУКИ, 2011. – 21 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Автор-составитель: доцент, Лапшина Л.М. 
 
 
2

 
1. Цель и задачи курса 
Курс  «Бизнес-план  экскурсионного  сервиса»  является  обязательной 
дисциплиной  специализации,  входящей  в  программу  обучения  в  МГУКИ. 
Его  цель  –  формирование  у  студентов  комплекса  знаний  и  практических 
навыков  разработки  и  применения  бизнес-планов  различных  направлений 
предпринимательской  деятельности  в  области  услуг  туроператоров, 
турагентств, экскурсионного сервиса  и других направлений бизнеса в сфере 
услуг. 
Для  достижения  поставленной  цели  в  ходе  изучения  дисциплины 
должны быть решены следующие задачи: 
•  определение  направлений  бизнес-планирования  в  экскурсионном 
сервисе и туризме, 
•  определение  вариантов  бизнес-планов,  их  структуры,  а  также 
специфики бизнес-планирования в сфере услуг; 
•  изучение бизнес-стратегий и их применения в бизнес-планах; 
•  изучение  современных  методов  маркетинга,  применяемых  в 
бизнес-планировании 
для 
повышения 
эффективности 
предпринимательской деятельности; 
•  определение  и  выбор  направлений  коммуникаций,  методов 
брэндбилдинга, организации агентских сетей и продаж; 
•  изучение  методов  финансового  планирования,  привлечения 
инвестиций, снижения коммерческих рисков; 
•  определение направлений контроля реализации бизнес-планов и их 
тактической корректировки при изменениях рыночной ситуации. 
Предметом  дисциплины  являются  процессы  разработки  и  применения 
бизнес-планов в экскурсионном сервисе и  туризме. 
 
3

2. Требования к уровню освоения дисциплины 
 
В 
результате 
изучения 
учебной 
дисциплины 
«Бизнес-план 
экскурсионного сервиса» студенты должны: 
знать: 
•  цели, задачи и структуру бизнес-планов; 
•  особенности  бизнес-планирования  в  сфере  услуг,  турбизнесе, 
гостинично-ресторанных комплексах и экскурсионном сервисе; 
•  методы  выбора  эффективных  направлений  предпринимательской 
деятельности в сервис-бизнесе; 
•  приемы маркетинга турпродукта и сервисных услуг; 
•  методы  эффективной  организации  продаж  и  обеспечения 
лояльности покупателей; 
•  организацию  агентской  сети  и  направления  эффективных 
коммуникаций на рынке услуг; 
•  методы  привлечения  инвестиций  и  финансовое  планирование  в 
бизнес-проектах; 
•  методы контроля и оценки эффективности бизнес-планов. 
уметь: 
•  применять  современные  методы  стратегического  менеджмента, 
маркетинга,  финансового  планирования, HR-менеджмента  в 
разработке 
и 
реализации 
бизнес-проектов 
на 
рынке  
экскурсионного бизнеса, туруслуг, услуг гостинично-ресторанных 
и развлекательных комплексов; 
•  определять и выбирать целевую ориентацию бизнес-плана; 
•  разрабатывать  планы  маркетинга  на  функциональном  и 
операционном уровнях; 
•  решать  проблемы  организации,  персонала,  менеджмента  и 
развития направления деятельности в бизнес-плане; 
 
4

•  выбирать  реальные  источники  финансирования,  меры  для 
снижения коммерческих рисков; 
•  разрабатывать  эффективные  методы  продвижения  услуг  и  их 
продажи; 
•  контролировать  и  оперативно  регулировать  реализацию  бизнес-
плана  в  соответствии  с  изменениями  ситуации  на  рынке 
экскурсионного сервиса  и туруслуг. 
 
3. Содержание дисциплины и рекомендуемая нагрузка по видам 
учебных занятий 
 
Программа 
соответствует 
требованиям 
Государственного 
образовательного  стандарта  высшего  профессионального  образования, 
государственной образовательной программе и учебному плану. 
Изучение  дисциплины  предусматривает  проведение  лекционных, 
семинарских и практических занятий и самостоятельную работу студентов. 
 
№ 
Тема занятия 
Количество часов 
п/п 
Очное 
Лекции  Семинары  Самост.
работа 
1. 
Бизнес-план в  экскурсионном 
4 4 - 
сервисе  
2. 
Ключи к успеху в сервис-бизнесе 

- 2 
3. 
Содержание и порядок разработки 

2 2 
бизнес-плана 
4. 
Выбор и определение цели бизнеса 

4 2 
на рынке туризма и сервиса 
5. 
Продуктовая стратегия бизнес-

- 2 
плана 
6. 
План маркетинга 

2 2 
7. 
Организация, менеджмент, 

2 2 
персонал 
 
5

8. 
План продвижения и сбыта услуг в 

2 2 
сервис-бизнесе 
9. 
Финансовое бизнес-планирование 

2 2 
10.  Инвестиционный план, 

2 2 
коммерческие и инвестиционные 
риски в бизнес-планировании 
11.  Оценка экономической 

2 2 
эффективности и контроль 
выполнения бизнес-плана 
12.  Современные методы повышения 
4 2 2 
эффективности 
предпринимательской 
деятельности в сфере 
экскурсионного  сервиса и туризма 
Итого: 
48 24 34 
106 
 
 
Форма контроля: 
Экзамен, реферат 
 
4. Содержание тем курса «Бизнес-планирование экскурсионного 
сервиса». 
 
Тема 1. Бизнес-план в туристическом бизнесе и экскурсионном 
сервисе. 
 
Цели и задачи курса. Роль бизнес-планирования в рыночной экономике. 
Основные  направления  бизнес-планирования  в  турбизнесе  и  экскурсионном 
сервисе.  Конечные  цели  бизнес-планирования.  Типология:  полный  бизнес-
план,  концептуальный  бизнес-план,  план  группы,  компании,  центра 
финансовой ответственности (ЦФО), заявки на кредит, на грант, бизнес-план 
предпринимательской  деятельности  в  сфере  услуг,  экскурсионного  сервиса,  
в  туристических  и  гостинично-ресторанных  комплексах  (ТГР-комплексах). 
Связь  «бизнес – идея – инвестор – продукт – рынок – прибыль».  Гарантии 
для  привлечения  инвестиций.  Основные  правила  бизнес-планирования. 
Структура бизнес-плана с точки зрения компонентов менеджмента. 
 
 
6

Тема 2. Ключи к успеху в сервис-бизнесе 
 
Роль  и  формирование  бизнес-идеи.  Оценка  собственных  возможностей 
турфирмы,  экскурсионного  сервиса  и  гостинично-ресторанного  комплекса - 
финансы,  персонал,  технологии,  управление  маркетингом  и  торговыми 
операциями.  Варианты  организации:  собственный  бизнес,  партнерство, 
корпорация - достоинства  и  недостатки.  Мануальные  и  аппаратные 
компании.  Покупка  бизнеса,  методы  мошенничества  на  российском  рынке, 
методы  защиты.  Цена  бизнеса.  Центры  готового  бизнеса  в  России. 
Креативные услуги. 
 
 
Тема 3. Содержание и порядок разработки бизнес-плана 
 
Основные  разделы  бизнес-плана.  Резюме.  Описание  бизнеса. 
Особенности  формирования  товарного  предложения  в  сфере  туруслуг, 
индустрии 
гостеприимства 
и 
экскурсионного 
сервиса. 
Рынок - 
индивидуальные  и  корпоративные  клиенты.  Руководство  и  персонал. 
Финансирование.  Исследование  потребностей  и  сегментация  рынка. 
Проблемы  финансирования:  объем  необходимых  средств,  источники, 
окупаемость.  Допущения  при  финансовом  планировании.  Коммерческие 
риски. Содержание полного бизнес-плана. 
 
Тема 4. Выбор и определение цели бизнеса на рынке туризма и  
экскурсионного сервиса 
 
Выбор  спектра  и  отрасли  в  сфере  экскурсионного  сервиса.  Новый 
продукт  или  диверсификация - основные  ошибки.  Потребности  клиента. 
Формулировка 
преимуществ, 
предлагаемых 
в 
бизнес-плане. 
Позиционирование услуг турфирмы и экскурсионного сервиса. Организация 
 
7

маркетинговых исследований. Сбор информации о потенциальных клиентах. 
Индивидуальный  и  корпоративный  сектор.  Интегрированные  компании. 
Позиционирование фирмы в отрасли.  
 
Тема 5. Продуктовая стратегия бизнес-плана 
 
Процесс формирования товарного предложения экскурсионного сервиса 
и  услуг  турфирм,  гостинично-ресторанных  комплексов.  Новая  парадигма 
формирования товарного предложения в сфере услуг. Оценка и отбор бизнес-
идей.  Проверка  соответствия  бизнес-идеи  ресурсам,  финансам,  персоналу 
фирмы.  Оценка  возможностей  турфирмы  по  контактам  с  контрагентами. 
Расширение рынка за счет дополнительных  экскурсионных услуг. Товарные 
стратегические  наборы.  Продуктовые  стратегии  в  условиях  сезонных 
колебаний спроса. 
 
Тема 6. План маркетинга 
 
Инфраструктура  маркетинга.  Маркетинговые  посредники,  поставщики, 
контрагенты.  Стратегический  анализ  конкурентной  среды.  Определение 
конкурентной  стратегии.  Тенденции  спроса  и  политика  маркетинга: 
развивающий, 
поддерживающий, 
противодействующий 
маркетинг. 
Латеральный  маркетинг.  Бенчмаркетинг.  Парадигма  маркетинга  в  сфере 
услуг.  Операционный  маркетинг  в  сфере  турбизнеса  и  экскурсионного 
сервиса. 
Цены  и  ценовая  политика  сервисной  фирмы.  Расчет  точки  ВР.  Расчет 
порогового  уровня  цены.  Концепция 4 «С».  Ценовая  политика  в  стратегии 
фирмы.  Виды  скидок.  Пороговые  значения  скидок.  Кумулятивные  скидки, 
продажи в кредит. Цены на основные и дополнительные услуги в турбизнесе 
и экскурсионном сервисе. 
 
 
8

Тема 7. Организация, менеджмент, персонал 
 
Организационная  структура  фирмы. HR-менеджмент.  Требования  к 
персоналу.  Подбор  персонала,  квалификация.  Структура  интервью. 
Организация  переговорных  процессов  и  заключение  контрактов  с 
контрагентами. Вертикальная и горизонтальная интеграция: преимущества и 
недостатки.  Роль  персонала  в  продаже  услуг  турфирмы,  отеля,  ресторана,  
экскурсионном  сервисе,  развлекательного  комплекса.  Личные  продажи  и 
роль  персонала  в  диверсификации  товарного  предложения.  База  данных 
персонала  Российской  ассоциации  рестораторов  и  хотельеров.  Обеспечение 
лояльности персонала к фирме. 
 
Тема 8. План продвижения и сбыта услуг в сервис-бизнесе 
 
Структура  маркетинговых  коммуникаций.  Роль  турагентов  и  сети 
посредников. Адвертайзинг, паблисити, продакт-плэйсмент, сэмплинг, спам. 
Флаерсы  и  билборды.  Услуги  рекламных  агентств.  Стратегия  работы  с 
рекламным  агентством,  план  рекламной  компании.  Прямые  коммуникации, 
интернет-магазины  продажи  туруслуг.  Креатив  брэнда,  выбор  методов 
вывода  и  продвижения  брэндов.  Основные  ошибки  российских  рекламных 
агентств. «Брэнды-паразиты» на российском рынке. 
Методы  и  приемы  эффективных  продаж.  Работа  с VIP-клиентами. 
Обеспечение  лояльности  покупателей.  Концепция  СRМ.  Обеспечение 
обратной связи. Опен-менеджмент. Трэйд-маркетинг в бизнес-планировании 
предпринимательской деятельности в сфере услуг и экскурсионного сервиса. 
 
Тема 9. Финансовое бизнес-планирование 
 
Проекты  отчетов  о  финансовых  результатах  (отчеты  о  прибылях  и 
убытках).  Сводка  финансовых  показателей  и  оценка  показателей  баланса  в 
 
9

статике  и  динамике.  Оценка  показателей  баланса  на  момент  составления 
бизнес-плана. Формула Альтмана. Формула Чоссера (вероятности невозврата 
заемных 
средств). 
Проектирование 
потоков 
денежных 
средств. 
Планирование  чистого  объема  продаж  и  погашения  производственных 
затрат.  Планирование  соотношения  собственных  и  заемных  средств. 
Рентабельность  собственного  капитала.  Планирование  сроков  погашения 
кредиторской 
задолженности. 
Планирование 
административно-
организационных расходов в российском бизнесе. 
 
 
 
Тема 10. Инвестиционный план, коммерческие и инвестиционные 
риски в бизнес-планировании 
 
Кредиты  и  инвестиции  в  бизнес-планировании.  Привлекательность  для 
кредиторов.  Методы  проверки  заемщика.  Кредитная  история.  Кредит  под 
залог.  Методы  фальш-бизнеса,  применяемые  в  России.  Привлекательность 
для инвестора, инвестиции под гарантии. Финансовые риски и их причины: 
колебания  валютных  курсов,  нестабильность  законодательства,  изменения 
учетных  банковских  ставок,  динамика  цен.  Угрозы  недофинансирования 
бизнес-проектов.  Внебалансовые  обязательства  заемщиков.  Сопоставимость 
предпринимаемых рисков с финансовыми возможностями фирмы. 
Методы снижения рисков: уклонение или избежание, предупреждение и 
контроль  возможных  потерь,  принятие  риска,  перенос  или  передача  риска, 
хеджирование.  Влияние  миграционных  факторов  на  изменение  структуры 
потребностей российского рынка услуг и экскурсионного сервиса и процессы 
бизнес-планирования. 
 
Тема 11. Оценка экономической эффективности и контроль 
выполнения бизнес-плана 
 
10

 
Блок-схема  анализа  бизнес-плана.  Анализ  титульного  листа  и  резюме. 
Возможности инвестора выдать запрашиваемый заем по срокам, по размеру 
по 
валюте. 
Право 
инвестора 
вкладывать 
средства. 
Оценка 
заинтересованности  инвестора.  Сравнение  ожидаемых  дивидендов  с 
банковской  ставкой.  Возможности  использования  административного 
ресурса для поддержки проекта. Гарантии возврата займа. Кредитная история 
и  гудвилл  фирмы.  Соответствие  стратегии  целям  проекта.  Государственный 
интерес. 
Социальные 
эффекты. 
Контроль 
патентной 
чистоты. 
Производственные 
возможности. 
Качество 
персонала. 
Налоговые, 
социальные  и  административные  отчисления.  Резерв  административно-
организационных 
расходов. 
Основные 
показатели 
экономической 
эффективности  бизнес-плана:  коэффициенты  ликвидности,  прибыльности, 
структуры капитала, безопасности акций, учетная стоимость акций, прибыль 
на дивиденды. 
 
Тема 12. Современные методы повышения эффективности 
предпринимательской деятельности в сфере экскурсионного сервиса и 
туризма 
 
Структура  и  сегментация  рынка  услуг  в  России.  Категория  «новые 
средние».  Емкость  рынка  и  покупательские  способности  индивидуальных  и 
корпоративных клиентов. Структура расходов в сфере услуг, в том числе на 
туризм,  отели  и  рестораны,  на  другие  виды  сервиса.  Схемы  лизинга, 
франчайзинга,  факторинга  в  бизнес-планах.  Методы  снижения  налогов: 
ПИФы,  ПБОЮЛ,  имиджевая  реклама.  Сбытовая  техника  в  турагентских 
сетях.  Обеспечение  лояльности  клиентов,  бизнес-туризм,  проведение 
дилерских конференций, горизонтальная и вертикальная интеграция. 
 
11

 
5. Темы семинарских занятий 
Семинар 1 
1.  Рынок  услуг  турфирм,  экскурсионного  сервиса,  культурно-
развлекательных и гостинично-рестранных комплексов в России. 
2.  Специфика услуги как товара. 
 
Семинар 2 
3.  Цели и задачи бизнес-планирования. 
4.  Оценка  привлекательности  направления  предпринимательской 
деятельности в сфере турбизнеса и экскурсионного сервиса. 
5.  Структура бизнес-плана. 
 
 
Семинар 3 
6.  Основная типология бизнес-планов. 
7.  Индивидуальные и корпоративные клиенты сервис-фирмы. 
 
Семинар 4 
1.  План маркетинга. 
2.  Новая парадигма маркетинга 
3.  Латеральный и бенч-маркетинг, трейд-маркетинг в ТГР-бизнесе. 
 
Семинар 5 
4.  Структура коммуникаций, концепция IМС. 
5.  Планирование бюджета маркетинга. 
6.  Бенч-маркетинг. 
7.  Эффективная организация агентских сетей. 
8.  HR-менеджмент  и  работа  с  контрагентами  в  турбизнесе  и 
экскурсионном сервисе. 
 
12

 
Семинар 6 
1.  Варианты  выхода  фирмы  на  рынок,  российские  схемы 
фальшбизнеса и снижение коммерческих рисков. 
2.  План рекламной компании. 
3.  Креативный менеджмент и брэнд-билдинг. 
4.  Продвижение на рынки услуг турфирм и экскурсионного сервиса. 
5.  Исследование  потребностей  и  сегментация  рынка  экскурсионного 
сервиса. 
6.  Бизнес-идея и формирования пакета предложений услуг турфирм и 
экскурсионного сервиса. 
 
Семинар 7 
1.  Оценка собственных и привлекаемых ресурсов фирмы. 
2.  Варианты выхода на рынок. 
3.  Стратегический анализ и бизнес-стратегия фирмы. 
4.  Финансовое планирование при разработке бизнес-плана. 
5.  Преимущества и недостатки кредитов и инвестиций. 
 
Семинар 8 
1.  Система контроля заемщика. 
2.  Планирование продаж, доходов и прибыли. 
 
Семинар 9 
3.  Коммерческие  и  финансовые  риски,  неформальные  расходы  в 
российском бизнесе. 
4.  Эффективность и контроль бизнес-планов в предпринимательской 
деятельности турфирм и экскурсионном сервисе. 
 
 
 
13

 
 Литература для подготовки к семинарским занятиям 
1.  Баринов  В.А.  Бизнес-планирование:  Учеб.  пособие. – М.:  ИНФРА-М, 
2004. 
2.  Богалдин-Малых  В.В.  Маркетинг  и  управление  в  сфере  туризма  и  
экскурсионном 
сервисе: 
туристические, 
гостинично-ресторанные 
и 
развлекательные комплексы. – М.: МПСИ, 2004. 
3.  Зигель  Д.  Основы  бизнес-планирования. /Пер.  с  англ. – М.:  ЮНИТИ, 
2002. 
4.  Как составить бизнес-план сервисной компании /Пер. с англ. – М.: Дело, 
2001. 
5.  Майкл Е., Гаерман У. Создание предприятия, которое бы работало. /Пер. 
с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 1999. 
6.  Муравьев  и  др.  Малый  бизнес.  Экономика,  организация,  финансы. – 
СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1999. 
6. Требования к выполнению реферата 
Разработать бизнес-план по одному из следующих вариантов: 
Бизнес-план стратегического развития фирмы. 
•  Развитие экскурсионного сервиса. 
•  Развитие турбизнеса - диверсификация видов деятельности. 
•  Итерированное направление развития турбизнеса. 
•  Развитие турбизнеса - сфокусированная стратегия. 
•  Бизнес-план развития отеля или любого другого предприятия в 
сфере гостеприимства. 
•  Бизнес-план  развития  ресторана  (бистро,  кафе,  пиццерии, 
фастфуда, кафетерия и пр.). 
•  Бизнес-план развития сервисной фирмы (любая деятельность в 
сфере экскурсионных  услуг). 
 
 
 
14

7. Задание для самостоятельной работы студентов 
Разработать бизнес-план по одному из следующих вариантов: 
Бизнес-план создания фирмы. 
•  Бизнес-план создания фирмы-туроператора. 
•  Бизнес-план создания отеля (гостиницы). 
•  Бизнес-план создания ресторана (кафе, фасфуда и пр.). 
•  Бизнес-план  создания  развлекательного  комплекса  (казино, 
боулинга, зала игровых автоматов и пр.). 
•  Бизнес-план  создания  экскурсионной  фирмы  (свободный 
выбор: любое направление в сфере  экскурсионных услуг). 
При  самостоятельной  работе  рекомендуется  использовать  современные 
направления  операционной  политики  в  сфере  экскурсионного  бизнеса: 
привлечение  корпоративных  клиентов,  агрессивные  или  защитные 
конкурентные 
стратегии, 
политику 
стратегических 
наборов 
с 
синергетическим  эффектом,  концепции  латерального  маркетинга,  оупен-
менеджмент, плейсмент  экскурсионных услуг. 
 
8.Перечень вопросов для подготовки к экзамену 
 
1.  Цели бизнес-планирования. 
2.  Типология бизнес-планов. 
3.  Специфика рынка услуг и особенности бизнес-планирования. 
4.  Структура бизнес-плана и цели основных разделов. 
5.  Формирование и отбор бизнес-идеи. 
6.  Направления и содержание бизнес-планирования услуг туроператора 
/турагента / отеля / ресторана / экскурсионных услуг. 
7.  Резюме и описание бизнеса. 
8.  Потенциальные источники финансирования. 
9.  Сегментация рынка, выбор целевых сегментов. 
 
15

10. Формирование  товарного  предложения  туроператорами  и  в  сфере 
экскурсионного сервиса. 
11. Выбор бизнес-стратегии. 
12. Выбор способа выхода на рынок. 
13. Риски покупки готового бизнеса в России и методы защиты. 
14. .Конкурентная  разведка  и  контрразведка.  Конкурентные  стратегии  в 
бизнес-планировании. 
15. Латеральный маркетинг. Бенч-маркетинг. 
16. Новая парадигма маркетинга в современных условиях. 
17. Выбор политики маркетинга в бизнес-планировании. 
18. .Ценообразование, концепция 4 «С». Ценовая политика фирмы. 
19. HR-менеджмент в бизнес-планировании. 
20. Разработка  системы  маркетинговых  коммуникаций.  Прямые 
маркетинговые коммуникации. 
21. План рекламной компании, выбор каналов рекламных сообщений. 
22. Роль турагентов и сети посредников. 
23. Брэнды и брэндбилдинг, продвижение брэндов. 
24. Методы и приемы эффективных продаж экскурсионных услуг. 
25. Трейд-менеджмент  в  продаже  услуг  турфирмы  и  в  экскурсионном 
сервисе. 
26. Распространенные ошибки российских рекламных агентств. 
27. Роль продавца в сфере  экскурсионных услуг. 
28. Ключевые факторы успеха в аппаратном и мануальном бизнесе. 
29. Структура финансового плана. 
30. Показатели финансовой устойчивости заемщика, формулы  Альтмана 
и Чоссера, кредитная история фирмы. 
31. Основные методы фальш-бизнеса, применяемые в России. 
32. Обеспечение экономической безопасности. 
33. Учет 
рисков 
в 
бизнес-планировании. 
Приемы 
снижения 
коммерческих рисков. 
 
16

34. Возможности снижения налогооблагаемой базы в ТГР-бизнесе. 
35. Методы лизинга, факторинга, франчайзинга в бизнес-планировании.  
36. Структура рынка услуг в России. 
37. Перспективные  направления  развития  турбизнеса,  экскурсионного 
сервиса,  гостинично-ресторанных и развлекательных комплексов. 
38. Перспективные направления развития сферы экскурсионного  сервиса 
в России и за рубежом. 
39. Приемы обеспечения лояльности клиентов. 
40. Технология продвижения бизнес-планов инвестиционных проектов 
 
9.Учебно-методическое обеспечение дисциплины 
Основная литература 
1.  Баринов  В.А.  Бизнес-планирование:  Учеб.  пособие. – М.:  ИНФРА-М, 
2004. 
2.  Богалдин-Малых  В.В.  Маркетинг  и  управление  в  сфере  туризма  и  
экскурсионном  сервисе:  туристические,  гостинично-ресторанные  и 
развлекательные комплексы. – М.: МПСИ, 2004. 
3.  Планирование  на  предприятии  туризма:  Учеб.  для  студентов  вузов 
/Под ред. Е.И. Богданова. – СПб.: Издат. дом «Бизнес-пресса», 2005. 
4.  Траут Дж. Маркетинговые войны /Пер. с англ. – СПб: ПИТЕР, 2004. 
5.  Шульц  Д.Е.,  Танненбаум  С.И.  Новая  парадигма  маркетинга. 
Интегрируемые  маркетинговые  коммуникации  /Пер.  с  англ. – M.: 
ИНФРА-М, 2004. 
 
Дополнительная литература 
1.  Богалдин-Малых  В.В.  Современные  методы  управления:  российская 
реальность. – М.: МПСИ, 2002. 
2.  Бондырева С.К., Колесов Д.В. Миграция. Сущность и явление. – М.: 
МПСИ, 2003. 
 
17

3.  Займан  С.  Конец  маркетинга,  каким  мы  его  знаем  /Пер.  с  англ. – 
Минск: Попурри, 2003. 
4.  Зигель Д. Основы бизнес-планирования. /Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ, 
2002. 
5.  Как  составить  бизнес-план  сервисной  компании  /Пер.  с  англ. – М.: 
Дело, 2001. 
6.  Котлер  Ф.  Маркетинг.  Менеджмент  /Пер.  с  англ. – СПб.:  ПИТЕР, 
1999. 
7.  Майкл  Е.,  Гаерман  У.  Создание  предприятия,  которое  бы  работало. 
/Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 1999. 
8.  Муравьев  и  др.  Малый  бизнес.  Экономика,  организация,  финансы. – 
СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1999. 
 
18



Похожие:

Лапшина Л. М. Технологии реализации экскурсионных услуг: Рабочая программа дисциплины. Направление «Туризм» iconРабочая программа дисциплины «Информационные технологии в науке и образовании»
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры экономики и управления
Лапшина Л. М. Технологии реализации экскурсионных услуг: Рабочая программа дисциплины. Направление «Туризм» iconРабочая программа дисциплины «Реклама в социально-культурном сервисе и туризме»
Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта по специальности 100103. 65 «Социально-культурный...
Лапшина Л. М. Технологии реализации экскурсионных услуг: Рабочая программа дисциплины. Направление «Туризм» iconОсновная образовательная программа высшего пофессионального образования направление подготовки: 100400. 62 «Туризм»
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 100400 «Туризм», профиль «Технология...
Лапшина Л. М. Технологии реализации экскурсионных услуг: Рабочая программа дисциплины. Направление «Туризм» iconРабочая программа дисциплины теория и методология стратегического анализа направление подготовки: 0800100. 68 «Экономика»
Цели освоения учебной дисциплины
Лапшина Л. М. Технологии реализации экскурсионных услуг: Рабочая программа дисциплины. Направление «Туризм» iconРабочая программа дисциплины управление инновациями о наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки 080200. 62 «Менеджмент»
Направление подготовки 080200. 62 «Менеджмент» а
Лапшина Л. М. Технологии реализации экскурсионных услуг: Рабочая программа дисциплины. Направление «Туризм» iconРабочая программа дисциплины стратегический менеджмент наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки 080200. 62 «Менеджмент»
Цель освоения дисциплины (модуля)
Лапшина Л. М. Технологии реализации экскурсионных услуг: Рабочая программа дисциплины. Направление «Туризм» iconПрограмма дисциплины «Организация инвестиционных бизнес-проектов»
...
Лапшина Л. М. Технологии реализации экскурсионных услуг: Рабочая программа дисциплины. Направление «Туризм» iconРабочая программа дисциплины «Экономика отрасли» для специальности
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика отрасли» предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки...
Лапшина Л. М. Технологии реализации экскурсионных услуг: Рабочая программа дисциплины. Направление «Туризм» iconРабочая программа дисциплины (модуля) производственный менеджмент направление подготовки: 080200 «Менеджмент»
В свою очередь, знания, полученные студентами при изучении данной дисциплины
Лапшина Л. М. Технологии реализации экскурсионных услуг: Рабочая программа дисциплины. Направление «Туризм» iconРабочая программа учебной
Рабочая программа для специальности 100103 «Социально- культурный сервис и туризм»
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница