Публикации




Скачать 221.78 Kb.
НазваниеПубликации
Дата конвертации12.09.2012
Размер221.78 Kb.
ТипДокументы

Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №543

Г. Москва






Тема публикации:


«Проектная деятельность учащихся»





Содержание:


  1. Что такое метод «проектов»?




  1. Классификация проектов




  1. Формы продуктов проектной деятельности




  1. Паспорт проектной работы




  1. Виды презентаций проектов




  1. Методика организации проекта




  1. Этапы подготовки проектов




  1. ОУУН, формирующиеся в процессе проектной деятельности



1. Что такое метод «проектов»?

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода потребовали в первую очередь новых методов обучения, и школе потребовались такие методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;

  • развивали бы в первую очередь ОУУН: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

  • формировали бы не просто умения, компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

Суть метода: стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Цель метода: развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического мышления.

В основу этого проекта положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, ценности и компетенции.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

2. Классификация проектов.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.


По доминирующей деятельности учащихся


- практико-ориентированный проект.

Он нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, микрорайона, города. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета истории до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную задачу.


- исследовательский проект

По структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.


- информационный проект

Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.


- творческий проект.

Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть исторические и литературные альманахи, видео-фильмы, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства.


- ролевой проект.

Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, исследователи берут на себя роли литературных или исторический персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание над декабристами?


Конечно, все 5 перечисленных целевых направлений деятельности учащихся реализуется в каждом проекте. В этом смысле любой проект – исследовательский, точно так же как любой творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный.


По комплектности и характеру контактов можно выделить два типа проектов.


- монопроекты

Они проводятся, как правило, в рамках одного пред­мета или одной области знания, хотя и могут использовать инфор­мацию из других областей знания и деятельности.

Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины.

Такие проекты могут быть, например, литературно-творчески­ми, естественно-научными, экологическими, языковыми (лингвис­тическими), культуроведческими, историческими, географическими, музыкальными.

Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготов­ки продукта и презентации: например, компьютерная верстка лите­ратурного альманаха или музыкальное оформление исторического праздника.

,

- межпредметные

Проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по теме «Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX - XIX вв.» требует присутствия одновре­менно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.


По продолжительности

- мини-проекты, которые могут укладываться на один урок или менее


- краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков


- долгосрочные (годичные) они могут выполняться как в группах так и индивидуально


По количеству участников проекта

- индивидуальные

- парные

- групповые

- коллективные

- массовые


Что эффективней персональные или групповые проекты? Единой точки зрения на этот счет не существует.


Преимущества персональных проектов:


  • план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью

  • у учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта полностью зависит от него

  • учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта


Преимущества групповых проектов:


  • у участников проектной группы формируются навыки сотрудничества

  • проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне

  • каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и, наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы

  • в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта


3. Формы продуктов проектной деятельности

Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта. От ее решения в зна­чительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта - презентабельной и убедитель­ной, а предложенные решения - полезными для решения выбран­ной социально значимой проблемы.

Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме про­екта. Хрестоматийным является проект «Изготовление воздушного змея», выполняя который американские школьники в 1920-е гг. изу­чали важные законы физики. Но чаще всего выбор продукта - не­простая творческая задача. Проект под названием: «Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир» может завершиться защитой обыкновенного реферата, а может вы­литься в увлекательную подготовку Атласа несуществующего мате­рика.

Приведем перечень возможных выходов про­ектной деятельности:

- Web-сайт;

- Анализ данных социологического опроса;

- Атлас;

- Атрибуты несуществующего государства;

- Бизнес-план;

- Видеофильм;

- Видеоклип;

- Выставка;

- Газета;

- Действующая фирма;

- Журнал;

- Законопроект;

- Игра;

- Карта;

- Коллекция;

- Костюм;

- Макет;

- Модель;

- Музыкальное произведение;

- Мультимедийный продукт;

- Оформление кабинета;

- Пакет рекомендаций;

- Письмо в... ;

- Праздник;

- Прогноз;

- Публикация;

~ Путеводитель;

- Серия иллюстраций;

- Система школьного самоуправления;

- Сказка;

- Справочник;

- Сравнительно-сопоставительный анализ;

- Статья;

- Сценарий;

- Учебное пособие;

- Экскурсия.


4. Паспорт проектной работы.


Проектная папка (портфолио проекта) - один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта. Задача папки на защите - показать ход работы проектной группы. Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:

- четко организовать работу каждого участника проектной группы;

- стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;

- объективно оценить ход работы над завершенным проектом;

- судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;

- сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

1) паспорт проекта;

2) планы выполнения проекта и отдельных его этапов;

3) промежуточные отчеты группы; ,

4) вся собранная информация по теме проекта, в том числе необ­ходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;

5) результаты исследований и анализа;

6) записи всех идей, гипотез и решений;

7) отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях,

8) краткое описание всех проблем, с которыми приходится стал­киваться проектантам, и способов их преодоления;

9) эскизы, чертежи, наброски продукта;

10) материалы к презентации (сценарий);

11) другие рабочие материалы и черновики группы.


5. Виды презентаций проектов

Выбор формы презентации проекта - задача не менее, а то и бо­лее сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма огра­ничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов - артистических, художественных, конструкторско-­технических, организационных и т. д.).

Виды презентационных проектов могут быть различными, на­пример:

- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неоду­шевленного существа).

- Деловая игра.

- Демонстрация видеофильма - продукта, выполненного на основе информационных технологий.

- Диалог исторических или литературных персонажей.

- Игра с залом.

- Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций...

- Инсценировка реального или вымышленного историчес­кого события.

- Научная конференция.

- Научный доклад.

- Отчет исследовательской экспедиции.

- Пресс-конференция.

- Путешествие.

- Реклама.

- Ролевая игра.

- Соревнования.

- Спектакль.

- Спортивная игра.

- Телепередача.


6. Методика организации проекта


Этапы проектной деятельности

Деятельность учителя и учащихся

Планирование работы над проектом: этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами; высказывания пожеланий, вопросов

1. Обсуждение возникших идей

2. Перечисление возможных тем проектов

3. Формулирование темы проекта для класса или группы учеников

Аналитический этап:

этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний

1. Уточнение намеченных целей и задач

2. Поиск и сбор информации

3. Изучение специальной литературы


Этап обобщения:

этап структурирования полученной информации и интеграции, полученных знаний, умение и навыков

1. Систематизация полученных данных

2. Построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, докладов, конференций, видео-фильмов и т.д.)


Презентация

полученных результатов

1. Осмысление полученных данных и способов достижения результатов

2. Обмен полученной информацией, а так же накопленным опытом

3. обсуждение и совместная презентация участниками результатов работы над проектом



Этап оценивания проекта

1. Значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематики

2. Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями

3. необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему

4. Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать заключения, выводы

5. Эстетика оформления результатов

6. Умение отвечать на вопросы оппонентов

7. Корректность используемых методов исследования и получаемых результатов


Организация проекта


Цели любого проекта должны совпадать:

1. с мотивацией учащихся на проведения исследования

2. выработке навыков и умений групповой работы

3. выработке умений самостоятельно обобщать материал и делать выводы

4. с мотивацией учащихся на самостоятельное изучение и анализ отдельных фактов, тем и явлений


Для организации проекта необходимо:

  • определить цели и задачи проекта (познавательные, исследовательские, социальные и др.)

  • определить область исследования

  • обсудить это с учащимися и разбить их на группы, возможна постановка конкретных задач для индивидуальной работы отдельных учащихся

  • поставить конкретные задачи перед каждой группой

  • определить временные интервалы для выполнения каждой задачи

  • проконсультировать каждую группу по источникам информации, необходимой для выполнения их задач, по способам ее анализа, обобщения, получения конкретных результатов

  • организовать проведение промежуточных общих обсуждений и критического анализа работы каждой группы

  • откорректировать задачи групп с учетом уже полученных результатов

  • организация представления конечных результатов работы с проектом (конференции, выступления и т.д.)

  • письменное представление программы проекта для корректировки и возможного тиражирования опыта.


7. Этапы подготовки проектов


Проект как метод обучения представляет собой реально суще­ствующую проблемную ситуацию, выбранную учащимися потому, что им интересно найти пути ее решения (полного или частичного). Кардинальное отличие проективного обучения от классических ме­тодов заключается в том, что, в основном, на разных этапах уча­щиеся действуют самостоятельно (учитель может выступать в роли консультанта): самостоятельно ставят цели и определяют пути их достижения, самостоятельно осуществляют поиск, отбор, обобще­ние и анализ необходимой им информации. Основные цели, кото­рую преследует метод проектов:

. научить самостоятельному достижению намеченной цели;

. научить предвидеть мини проблемы, которые предстоит при этом решить; .

. сформировать умение работать с информацией: находить ис­точники, из которых ее можно почерпнуть; получить навыки техно­логии работы с информацией;

. сформировать навыки проведения исследований;

. сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта;

. сформировать навыки работы и делового общения в группе.


Предлагаемая методика работы над проектом включает в себя 4 этапа:

. Планирование работы над проектом

. Аналитический этап

. Этап обобщения

. Этап презентации полученных результатов работы над проектом.

. Этап оценивания проекта


Этап планирования работы над проектом

т.е. это коллективного обсуждения проекта - обмен мнениями и согласования инте­ресов учащихся, выдвижения первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения возникающих спорных вопросов, формулировка темы проектов для класса, одного ученика или группы учащихся.

Цель первичного обмена мнениями:

  • стимулирование потока идей для чего оптимален метод мозговой атаки. Учителю рекомендуется по возможности воздерживаться от комментариев и выдвижения идеи, направления работы.




  • выявление противоречий, связанных с особенностями восприятия и уровнем знаний учащихся


Аналитический этап

Это этап самостоятельного проведения исследования, самостоятельного получения и анализа информации, во время которого каждый ученик:


  1. уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности;

  2. проводит поиск и сбор информации исходя из:

- собственного опыта

- обмена информацией с другими лицами (учащимися, учителя­ми, родителями, консультантами и т.д.);

- изучения спецлитературы, общения со средствами массовой информации, через сеть Интернет и т.д.

3. анализирует и интерпретирует полученные данные.


Этап обобщения информации

Это этап структурирования полученной информации и интегра­ции полученных знаний, умений, навыков. Во время этого этапа учащиеся:

- систематизируют полученные данные;

- выстраивают общую логическую схему выводов для подведе­ния итогов (в виде рефератов, докладов, конференций, видео­фильмов, спектаклей, стенгазет, школьных журналов, презентации в Интернет и т.д.)...

Основная цель этого этапа для учащихся заключается в установ­лении связей, объединения в единое целое и обобщения информа­ции, полученной каждой группой.

Задача учителя – предоставить учащимся максимальную самостоятельность и творческую активность в выборе форм представления результатов проекта, стимулировать формы, которые дают возможность раскрыться каждому ученику.


Презентация полученных результатов


Во время этого этапа учащиеся:

- осмысливают полученные данные и способы достижения ре­зультата;

- обсуждают и организуют совместную презентацию результатов

работы над проектом (на уровне школы, округа, города и т.д.).

Подготовка и обобщение материала для презентации, как пра­вило, вызывает новые вопросы и побуждает учащихся к дискусси­ям. Здесь может быть пересмотрен ход исследований, самостоя­тельно поняты многие ошибки, допущенные в ходе проекта. Задача учителя - объяснить учащимся основные правила ведения дискуссий и делового общения; стремиться выработать навыки конструк­тивного отношения к критике своих суждений другими и к наличию в группе многих точек зрения на решение одной проблемы.


Этап оценивания проекта


  • Значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике

  • Корректность используемых методов исследования и получаемых результатов

  • Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями

  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему

  • Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать заключения, выводы

  • Эстетика оформления результатов

  • Умение отвечать на вопросы оппонентов


8. ОУУН, формирующиеся в процессе проектной деятельности


1. Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний

- умения отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле

- умение находить несколько вариантов решения проблемы

- умение выдвигать гипотезы

- умение устанавливать причинно-следственные связи

3. Умения и навыки работы в сотрудничестве

- умение коллективного планирования

- умение взаимодействия с любым партнером

- умение взаимопомощи в группе в решении общих задач

- навыки делового партнерского общения

- умения находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

4. Менеджерские умения и навыки

- умение проектировать процесс

- умение планировать деятельность, время, ресурсы

- умения принимать решения или прогнозировать их последствия

- навыки анализа собственной деятельности

5. Коммуникативные умения:

- умение вести диалог, дискуссии

- умения отстаивать свою точку зрения

- умение находить компромисс

6. Презентационные умения и навыки

- навыки монологической речи

- умение уверенно держать себя во время выступления

- артистические умения

- умения использовать различные способы наглядности

- умения отвечать на незапланированные вопросы


Похожие:

Публикации iconПубликации в серии “Интеллектуальная собственность для бизнеса”
Никакая часть настоящей публикации не может быть воспроизведена или передана в какой
Публикации iconОтчет о публикации информации на образовательном портале хмао югры москва
Отчет о публикации информации на образовательном портале хмао в период c 01. 03. 2004 г
Публикации iconОтчет о публикации информации на образовательном портале хмао югры москва
Отчет о публикации информации на образовательном портале хмао в период c 01. 04. 2004 г по 08. 04. 2004 г
Публикации iconОтчет о публикации информации на образовательном портале хмао югры москва
Отчет о публикации информации на образовательном портале хмао в период c 23. 03. 2004 г по 31. 03. 2004 г
Публикации iconОтчет о научно-исследовательской деятельности в 2011 г. Научная деятельность
Публикации
Публикации iconРуководство по вопросам эффективного
Употребляемые обозначения и изложение материала в настоящей публикации не
Публикации iconМеждународная академия наук
Редакционный Совет принимает к публикации статьи и исследования по любому из
Публикации iconДокумента
Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см в справке к этим документам
Публикации iconРеспублика беларусь
Все публикации доступны для скачивания в электронном виде на Интернет
Публикации iconПрактическое руководство по вопросам эффективного управления
Употребляемые обозначения и изложение материала в настоящей публикации не
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница