Возможности создания муниципального бизнес-инкубатора с использованием механизмов межмуниципальной




Скачать 73.29 Kb.
PDF просмотр
НазваниеВозможности создания муниципального бизнес-инкубатора с использованием механизмов межмуниципальной
Дата конвертации12.09.2012
Размер73.29 Kb.
ТипДокументы
Ладыгин В.В. Возможности создания муниципального бизнес-инкубатора...
Ладыгин В.В.
ВОЗМОЖНОСТИ СОЗДАНИЯ 
МУНИЦИПАЛЬНОГО 
БИЗНЕС-ИНКУБАТОРА 
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ 
МЕХАНИЗМОВ 
МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЙ 
КООПЕРАЦИИ
Аннотация
Межмуниципальная кооперация является достаточно эффективным спосо-
бом хозяйствования во многих странах мира. Тем не менее ее потенциал в России 
явно недооценен. В статье дается обоснование и предлагается методика созда-
ния одной из наиболее жизнеспособных инфраструктур поддержки малого бизнеса 
на муниципальном уровне – бизнес-инкубатора – на принципах межмуниципаль-
ного сотрудничества.
Ключевые слова: малый бизнес, поддержка малого предпринимательства, 
местное самоуправление, бизнес-инкубатор, межмуниципальное сотрудниче-
ство, услуги.
Анализ муниципальных практик бизнес-инкубирования1 в России по-
казывает2, что данная инфраструктура достаточно жизнеспособна, но 
не всегда эффективна и в вопросах поддержки малого бизнеса, и в содей-
ствии социально-экономическому развитию муниципальных образований 
в целом. У первых российских бизнес-инкубаторов (далее – БИ), которые 
успешно поддерживали «бизнес выживания», сейчас просто не хватает ре-
сурсов (площадей, средств, идей), чтобы перестроиться на инкубирование 
25

Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 2
«бизнеса развития». Не случайно в поисках лучших решений наиболее про-
грессивные директора БИ стремятся свернуть с тупикового пути разви-
тия в сторону коммуникации и партнерства (так, например, Серпуховский 
бизнес-инкубатор начал развивать межмуниципальное сотрудничество [3; 
9]). Те же крупномасштабные проекты по созданию БИ, которые существу-
ют в настоящее время (например, г. Заречный Свердловской области [4; 5; 
6; 7]), вряд ли послужат толчком к дальнейшему развитию муниципальных 
образований: деньги федеральные, – идеи региональные. Значит, и бизнес 
там будет поддерживаться тот, который выгоден для региона, а муниципа-
литетам достанется роль «бедного родственника».
Подобные взаимоотношения дискредитируют саму идею поддерж-
ки малого предпринимательства на местах, затрудняют создание функ-
циональной городской среды, капитализацию человеческого потенциала 
и в конечном счете – формирование гражданского общества. Устранению 
этих проблем может помочь, во-первых, их осознание как государством и 
городскими администрациями, так и местным сообществом, а во-вторых, 
попытка решить их, например, путем создания межмуниципальных бизнес-
инкубаторов (ММБИ), деятельность которых в первую очередь будет на-
правлена на инкубирование тех фирм, которые содействуют развитию 
данного «межмуниципального сообщества». Однако тут существует одно 
условие: решение о создании ММБИ должно быть не популистским, а осо-
знанным; должны существовать желание и инициатива на местах, а не ру-
ководство «сверху». Функция же государства должна ограничиваться ока-
занием помощи при необходимости, в том числе финансовой.
Существует несколько преимуществ создания бизнес-инкубаторов на 
межмуниципальном уровне. Во-первых, это возможность получения уни-
версального механизма поддержки предпринимательства на общей терри-
тории. Совместно развивая малый бизнес, муниципальные образования 
способствуют улучшению социальной обстановки, повышению занятости 
населения, формированию конкурентной среды и развитию потребитель-
ского рынка, возрождению забытых промыслов и ремесел. Помимо инку-
бирования начинающих предприятий БИ может оказывать услуги уже дей-
ствующим предприятиям, например, проводя маркетинговые исследования, 
консультации, обучение предпринимателей ведению бизнеса, составление 
бизнес-планов и т.д.
Во-вторых, этот способ поможет выделить и поддержать наиболее при-
оритетные направления развития бизнеса, которые в том числе способны 
не только решать наиболее острые проблемы местного сообщества, но и по-
могать муниципалитетам справиться с собственными функциями.
Можно выделить несколько важных направлений деятельности муни-
ципалитетов, которые легче решать сообща:
– эффективное выполнение возложенных государственных полномочий 
в условиях жесткого дефицита ресурсов;
– 
реализация потенциала территории;
– 
продвижение товаров и услуг местных производителей и т.д.
Сейчас в отдельных субъектах Российской Федерации более половины 
26

Ладыгин В.В. Возможности создания муниципального бизнес-инкубатора...
вопросов местного значения передаются поселениями на уровень районов, 
в частности: создание условий для предоставления транспортных услуг 
населению, содержание и строительство автомобильных дорог, создание 
условий для обеспечения жителей услугами связи, общепита, торговли и 
бытового обслуживания, размещение муниципального заказа на поставки 
товаров. Часть подобных функций вполне могут взять на себя малые пред-
приятия, размещенные в межмуниципальном БИ. Работы по формирова-
нию муниципального заказа также могут осуществляться в рамках данной 
структуры, где есть возможность привлечь компетентных специалистов из 
других муниципалитетов или со стороны.
Инкубируемые фирмы должны оказывать все виды услуг лучше и с 
меньшими издержками, чем муниципальные организации, что, в конечном 
счете, приведет к экономии бюджетных средств. В БИ можно также разме-
стить компании по управлению объектами коммунальной инфраструкту-
ры, что на сегодняшний день является достаточно актуальной задачей.
Реализация потенциала территории подразумевает, например, выяв-
ление и использование рекреационных зон для формирования туристиче-
ского бизнеса. Специально ориентированные малые предприятия в рамках 
межмуниципального БИ могут заняться разработкой достаточно популяр-
ного сейчас в мире экотуризма одновременно в нескольких муниципальных 
образованиях.
Одной из непосредственных задач муниципалитетов, занимающихся 
социально-экономическим развитием территории, является помощь ма-
лым предприятиям (МП) в поиске средств и создании условий для выхо-
да на внешний рынок (федеральный или региональный). Значительно эф-
фективнее оказывать такую помощь совместно и с использованием такой 
структуры поддержки, как БИ. В данном случае бизнес-инкубатор не огра-
ничивается только поддержкой МП, но в нем существует маркетинговая 
организация, которая оказывает помощь в продвижении товаров и услуг. 
Существует и целый ряд других направлений, для реализации которых эф-
фективно создание бизнес-инкубатора.
Методика создания межмуниципального 
бизнес-инкубатора
Предварительный этап работы по созданию и запуску межмуниципаль-
ного бизнес-инкубатора заключается в исследовании состояния муници-
пальных образований с целью выявления существующих проблем и опреде-
ления приоритетных направлений социально-экономического развития, в 
диагностике состояния малого предпринимательства на исследуемой терри-
тории, а также в анализе полученных результатов. Если результаты анали-
за покажут, что совместная деятельность муниципальных образований по 
поддержке малого предпринимательства будет стимулировать его развитие 
и способствовать повышению социально-экономического потенциала тер-
риторий, то может быть принято решение о создании бизнес-инкубатора в 
рамках межмуниципальной кооперации.
27

Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 2
Безусловно, при создании межмуниципального бизнес-инкубатора речь 
должна идти об инкубаторе универсального или смешанного использова-
ния, поскольку специализация несет в себе дополнительные риски, кроме 
того, достаточно сложно подобрать профиль для подобной структуры. В то 
же время всегда есть ряд общих задач, требующих решения, поэтому самый 
оптимальный вариант – это универсальный бизнес-инкубатор с приоритет-
ными направлениями инкубирования, определяемыми учредителями. Так, 
в подобной структуре поддержки МП можно выделить несколько рабочих 
мест – фирмы, в создании и функционировании которых нуждается со-
общество, будут претендовать на них по специальному конкурсу. Условия 
нахождения данных фирм в бизнес-инкубаторе должны быть льготными: 
бесплатное размещение на определенный срок (например, 1 год), дополни-
тельные бесплатные услуги и т.д. Таким образом, бизнес-инкубатор станет 
целенаправленным инструментом межмуниципальной политики.
Концепция использования площадей бизнес-инкубатора
В каждом муниципальном образовании можно найти пустые, неис-
пользуемые производственные помещения, даже частично технически осна-
щенные. Использование подобных зданий под бизнес-инкубатор позволит 
сэкономить средства муниципалитетов и эффективно использовать муни-
ципальное имущество. Возможно использование помещений в нескольких 
МО. Безусловно, проблема поиска помещений под БИ является одной из са-
мых болезненных, но чем оперативнее она будет решена, тем скорее можно 
будет приступить к дальнейшим действиям. Возможен вариант, когда поме-
щения под бизнес-инкубатор передаются одним или несколькими муници-
пальными образованиями в качестве имущественного взноса по договору 
безвозмездного пользования.
По мнению экспертов, муниципальные бизнес-инкубаторы в России мо-
гут успешно функционировать на территории 500 м2 и более [2, с. 6]. В идеале, 
здание, в котором размещается инкубатор, должно иметь как офисные, так 
и производственные помещения в пригодном для использования состоянии. 
Размер одного рабочего места производственных площадей должен состав-
лять не менее 100 м2, а офисных – 16–18 м2.
Как правило, первоначальный срок размещения предприятий состав-
ляет три года с возможной пролонгацией договора до пяти лет3. С новыми 
фирмами составляется договор об условиях инкубирования, причем обя-
зательно должен оговариваться механизм расторжения договора в том слу-
чае, если арендатор использует помещение не по назначению, частично или 
полностью прекратил свою деятельность, занимается не оговоренными в 
его уставе видами деятельности и т.п. 
Размер компенсационной платы4 за «инкубирование» должен быть диф-
ференцирован и возрастать по мере продолжительности пребывания МП в 
стенах БИ. Для расчета компенсационной платы наиболее эффективно ис-
пользовать систему коэффициентов, подразумевающую, что сумма, равная 
затратам инкубатора, поделенным на количество рабочих мест, берется за 
28

Ладыгин В.В. Возможности создания муниципального бизнес-инкубатора...
единицу (1) при расчете стоимости одного рабочего места. Предприятия в 
первый год инкубирования за рабочее место платят 0.6 (60% этого числа), 
во второй год инкубирования – 0.8 (80%), а в третий год – 1 (100%). Те же 
фирмы, которые по ряду объективных причин изъявляют желание остать-
ся в БИ еще на два года сверх положенного времени, обязаны выплачивать 
за место 1.2 и 1.5 цены за четвертый и пятый год инкубирования соответ-
ственно. В результате подобная схема позволяет компенсировать издержки 
от инкубирования новичков за счет уже развившихся фирм.
Концепция финансирования
Учредителям бизнес-инкубатора еще на стадии проектирования следу-
ет иметь четкое видение того, как должно происходить его финансирование 
на всех этапах существования БИ. Первоначальные расходы на подготовку 
здания и закупку оргтехники для совместного пользования должны покры-
ваться за счет средств учредителей. Возможно получение грантов на ремонт, 
оснащение рабочих мест, закупку оборудования по программе МЭР РФ [см., 
напр., 1], а также за счет иностранных грантов. В то же время включение 
инкубаторов в эти программы может существенно затормозить процесс их 
создания, а также осложнить дальнейшее функционирование.
Капитальный ремонт помещений, сдаваемых в аренду, могут проводить 
сами инкубируемые фирмы (на условиях зачета арендной платы). Текущие 
расходы (заработная плата директора и бухгалтера, совместное использо-
вание услуг секретаря, использование общей оргтехники и совместных по-
мещений (столовая, комната для переговоров, санузлы и т.д.), консультации 
и прочие сервисные услуги) покрываются за счет компенсационных выплат. 
Коммунальные платежи (свет, газ, вода, электроэнергия) каждый арендатор 
оплачивает дополнительно в соответствии с расходами или занимаемой 
площадью. 
При оптимальном размере помещения бизнес-инкубатора и прозрач-
ной политике по оказанию платных услуг удается в течение достаточно 
короткого времени начать самостоятельно привлекать дополнительные ре-
сурсы для обеспечения функционирования и развития БИ.
Концепция услуг, оказываемых бизнес-инкубатором
Услуги, которые оказывает межмуниципальный бизнес-инкубатор 
объектам малого предпринимательства, можно подразделить на внешние и 
внутренние. Внутренние услуги оказываются тем МП, которые на конкурс-
ной основе вошли в состав бизнес-инкубатора.
К услугам, которые оказываются инкубируемым фирмам, в обязатель-
ном порядке должны относиться следующие:
– 
гибкое, ориентированное на возможности молодого предприятия пред-
ложение по льготной аренде площадей для размещения производства и 
оказания услуг;
– 
централизованные услуги секретариата, телефон, телефакс, почта;
29

Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 2
– 
современная коммуникационная техника, компьютеры, доступ в Ин-
тернет;
– 
помещение для переговоров, конференц-залы, находящиеся в общем 
пользовании;
– 
помещения для отдыха, столовая или кухня и т.д.
Все остальные услуги следует отнести в разряд внешних. Безусловно, 
они ориентированы не только и не столько на внешних клиентов, так как 
во многих случаях оказываются на безвозмездной основе инкубируемым 
фирмам. Тем не менее, во-первых, список внешних услуг и принципы их 
оказания варьируются в зависимости от ресурсов того или иного бизнес-
инкубатора. Во-вторых, помимо поддержки малого предпринимательства 
дополнительная роль внешних услуг заключается в привлечении в БИ фи-
нансовых средств на покрытие издержек и развитие. Как показывает нако-
пленный опыт, наибольшим спросом пользуются следующие виды услуг:
– 
юридические – оказываются в рамках БИ как внутренним, так и внеш-
ним клиентам. Это юридические консультации (для инкубируемых фирм 
должны предоставляться бесплатно), услуги по предоставлению юриди-
ческого адреса, регистрации и перерегистрации организаций и т.д.;
– 
бухгалтерские – регистрация в качестве работодателя, получение меди-
цинских страховых полисов, ведение трудовых книжек, начисление за-
работной платы наемным работникам, начисление налогов по заработ-
ной плате наемных работников, ведение расчетного счета, составление 
и предоставление отчетности в налоговый орган и в фонды, заполнение 
деклараций на имущественный и социальный налоговые вычеты (жи-
лье, учеба, лечение) и т.д.;
– 
образовательные – это, во-первых, обучение населения азам предпри-
нимательства и проведение базовых курсов для безработных граждан 
(осуществляется при непосредственной помощи и сотрудничестве со 
службами занятости муниципалитетов и региона); во-вторых, прове-
дение для внутренних и внешних клиентов курсов повышения квали-
фикации, обучающих семинаров и тренингов, в том числе посвящен-
ных изменениям в законодательстве, появлению различных программ 
государственной поддержки МП и т.д.; в-третьих, предоставление сто-
ронним образовательным организациям помещений для оказания соб-
ственных образовательных услуг, связанных с поддержкой малых пред-
приятий;
– 
финансовые. – подразумевают развитие в бизнес-инкубаторе таких 
услуг, как микрокредитование (необходим значительный кредитный 
портфель), создание кредитно-потребительских кооперативов, сотруд-
ничество с банками и поручительство;
– 
консалтинг – включает целый ряд разнообразных направлений, начи-
ная от консультирования по вопросам ведения отчетности и измене-
ний в законодательстве и заканчивая предложениями по дальнейшему 
развитию бизнеса и решению нестандартных проблем;
– 
шеф-сопровождение – данный вид услуг необходим в тех случаях, когда 
у МП возникают проблемы преодоления административных барьеров 
30

Ладыгин В.В. Возможности создания муниципального бизнес-инкубатора...
как на муниципальном, так и на региональном и федеральном уровнях. 
Для того чтобы эти услуги оказывались в БИ наиболее эффективно, в 
составе его учредителей и администрации (директор), а также попечи-
тельского совета должны присутствовать достаточно известные и об-
ладающие административным ресурсом люди;
– 
маркетинговые услуги и услуги продвижения производимой продукции;
– 
формирование и сбор необходимых предпринимателю документов для 
участия в федеральных и региональных программах поддержки малого и 
среднего бизнеса;
– 
прочие виды услуг – помощь предпринимателям в составлении бизнес-
планов, подборе персонала для предприятий, поиске помещений для 
размещения после инкубации и т.д.
Выбор организационно-правовой формы ММБИ
Предпочтительно, чтобы бизнес-инкубатор имел организационно-
правовую форму некоммерческой организации – например, «фонд» или 
«некоммерческое партнерство», – так как данная структура поддержки 
малого предпринимательства не должна быть ориентирована на получе-
ние прибыли.
Нормами российского законодательства, определяющими возможность 
создания БИ в форме Фонда в рамках межмуниципальной кооперации, яв-
ляются Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих прин-
ципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 
Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ (ст. 69.1, ч. 2 ст. 78.1), Фе-
деральный закон № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях», 
Федеральный закон № 115-ФЗ от 21.07.2005 «О концессионных соглашени-
ях» (ч. 6 ст. 29), Федеральный закон № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите прав 
конкуренции» [8].
Концепция развития
Во-первых, для того чтобы эффективно развиваться, бизнес-
инкубатору необходимо иметь возможность самостоятельно решать ряд 
вопросов, касающихся перспектив собственного развития. В том случае, 
например, если решение о начале оказания нового вида услуг должно быть 
не просто одобрено директором, но еще согласовано и одобрено во всех 
муниципальных структурах, возможность БИ реагировать оперативно на 
изменение рыночного спроса будет сильно ограничена. Перечень таких 
вопросов должен быть оговорен в Учредительных документах (Уставе) 
бизнес-инкубатора.
Во-вторых, перечень осуществляемых бизнес-инкубатором функций 
не должен быть закрытым. Гибкость, постоянный «перебор» потенциаль-
ных услуг позволяют выделять наиболее перспективные из них и таким об-
разом привлекать в БИ все новые и новые средства на функционирование, 
поддержку инкубируемых фирм, стимулирование сотрудников, дальнейшее 
31

Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 2
развитие. Имеет смысл более подробное изучение и внедрение практик по 
стимулированию сотрудников на разработку и оказание новых услуг, реа-
лизуемую в рамках Серпуховского бизнес-инкубатора.
Наконец, обязательно должен существовать аналитический центр во 
главе с директором бизнес-инкубатора. К направлениям деятельности цен-
тра могут относиться:
– 
постоянный поиск потенциальных партнеров;
– 
генерация идей по организации разнообразных проектов, привлече-
нию клиентов, ресурсов, созданию положительного образа БИ в глазах 
предпринимателей и чиновников;
– 
изыскание дополнительных источников финансирования;
– 
мониторинг государственных и международных программ поддержки 
МП, в которых БИ может принять участие.
Основные шаги по созданию межмуниципального 
бизнес-инкубатора
После того как главы муниципальных образований достигают предва-
рительной договоренности и заключают соглашение о межмуниципальном 
сотрудничестве, а представительные органы этих МО принимают решение 
об утверждении ММБИ, можно приступать ко второму этапу – разработке 
документации бизнес-инкубатора. 
Представительные органы муниципальных образований, выступая от 
имени учредителей, не только принимают решение о создании данной ор-
ганизации, но и утверждают Устав ММБИ, назначают директора и бухгал-
тера. В Уставе содержатся основные положения, касающиеся деятельности 
бизнес-инкубатора, его взаимоотношений с учредителями, налоговыми ор-
ганами, органами государственной статистики и т.д.
Уставом предусматривается создание Совета учредителей, 2/  мест в ко-
3
тором занимают учредители БИ, а 1/  – его сотрудники и директор. К ком-
3
петенции Совета учредителей относится решение следующих вопросов: 
изменение Устава; определение приоритетных направлений деятельности; 
определение принципов формирования и использования имущества; обра-
зование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий; 
учреждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса; утвержде-
ние финансового плана и внесение в него изменений; реорганизация и лик-
видация организации и т.д.
В Уставе бизнес-инкубатора, созданного на основе межмуниципаль-
ной кооперации, обязательно должны оговариваться пропорции, в кото-
рых муниципалитеты вправе распоряжаться местами в БИ. Например, 
можно предложить следующую формулу расчета количества рабочих 
мест, которыми может распоряжаться самостоятельно один муниципали-
тет – учредитель БИ.
V
r
i

 ( s),
n
V
1
32

Ладыгин В.В. Возможности создания муниципального бизнес-инкубатора...
где r – искомое количество рабочих мест;
V – вклад i-того муниципалитета в деятельность БИ (в рублях);

 nV – общий вклад всех муниципалитетов в деятельность БИ (в рублях);
1
n – количество муниципалитетов, являющихся учредителями БИ;
m – общее количество мест в БИ;
s – количество мест в БИ для фирм, пользующихся особыми льготами.
Для оптимального функционирования заданного формулой принципа 
необходимо обобщение ряда дополнительных условий:
– 
через определенный срок «вклад» каждого муниципалитета в бизнес-
инкубатор пересматривается на Совете учредителей для корректиров-
ки долей;
– 
решение об инкубировании льготных фирм (s) принимает «расширен-
ная» Конкурсная комиссия;
– 
если муниципалитет полностью израсходовал положенное ему количе-
ство мест и тем не менее его фирмы все еще заинтересованы в услугах 
БИ, он вправе обратиться к другим МО с просьбой предоставить свои 
свободные места: в таком случае решение об инкубировании данных 
фирм принимается этими муниципалитетами «совместной» Конкурс-
ной комиссией.
Одновременно с формированием учредительной документации ведет-
ся работа по оформлению документов на передачу одним или несколькими 
МО помещений в безвозмездное пользование, а также начинается разра-
ботка документов, регламентирующих деятельность бизнес-инкубатора.
В число этих документов входят:
– 
положение о Конкурсной комиссии, включающее предложения по ее 
численному и персональному составу;
– 
положение о порядке проведения конкурса проектов МП, которые бу-
дут размещаться в межмуниципальном бизнес-инкубаторе, отражаю-
щее порядок приема проектов на конкурс, процедуру проведения кон-
курса и критерии отбора проектов;
–  регламент размещения малых предприятий в ММБИ, в котором 
утверждаются условия (критерии), при которых предприниматель 
может быть размещен в БИ или ему может быть отказано в таковом; 
организация и общие принципы взаимодействия бизнес-инкубатора 
и его клиентов (в том числе условия пользования помещениями, по-
рядок оказания услуг и их оплаты, механизм расторжения договора о 
размещении в БИ и т.п.); прядок и условия выхода предприятий из БИ;
–  положение о Попечительском совете (если такой орган будет об-
разован), создающемся из представителей власти и бизнеса, имею-
щих авторитет в городе и регионе, способных лоббировать бизнес-
инкубатор на различных уровнях. В этом документе должны быть 
отражены функции Совета, а также регламент работы (частота за-
седаний, динамика ротации и пр.). Состав Попечительского совета 
должен быть определен в отдельном распорядительном документе 
администрации БИ;
33

Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 2
– 
примерный договор между бизнес-инкубатором и инкубируемой ор-
ганизацией о размещении в бизнес-инкубаторе и оказании/получении 
комплекса услуг, предусматривающий варианты взаимоотношений 
бизнес-инкубатора и клиента, наиболее приемлемые для БИ и защи-
щающие обе стороны с правовой точки зрения;
–  утверждаемый администрацией БИ перечень услуг, оказываемых 
бизнес-инкубатором по всем возможным направлениям помощи с ука-
занием цены и с разъяснением ценовой политики применительно к 
различным типам внутренних и внешних клиентов бизнес-инкубатора: 
условия бесплатного предоставления услуг, льготы, преференции, пре-
доставление услуг с оплатой в рассрочку и пр.
Особенности создания Конкурсной комиссии 
для межмуниципального бизнес-инкубатора
Принцип создания и работы Конкурсной комиссии в межмуниципаль-
ном бизнес-инкубаторе имеет свою специфику. За каждым муниципаль-
ным образованием, как уже говорилось выше, закрепляется определенное 
количество рабочих мест, кроме того, существуют рабочие места для наи-
более приоритетных для территории фирм, пользующихся особыми льго-
тами. Участие в Конкурсной комиссии, решающей вопрос о размещении 
организации на закрепленном за определенным муниципальным образо-
ванием месте, представителей всех МО нелогично и связано со значитель-
ными транзакционными издержками. Поэтому в Положении о Конкурсной 
комиссии необходимо указать на различный порядок присутствия членов 
Комиссии в зависимости от типа решаемых вопросов. По сути, можно го-
ворить о существовании трех типов вопросов, выносимых на рассмотрение 
Конкурсной комиссии.
1.  Вопросы о размещении фирм на месте, закрепленном за определен-
ным муниципальным образованием. В этом случае в составе Комиссии 
должны присутствовать представители данного МО, директор и со-
трудники ММБИ. Комиссии этого типа собираются наиболее часто.
2.  Вопросы о размещении дополнительных фирм муниципального обра-
зования, если оно уже израсходовало все причитающиеся ему места. 
Как упоминалось выше, в рамках отдельного договора свободные места 
могут быть предоставлены другим муниципальным образованиям, вхо-
дящим в состав учредителей межмуниципального бизнес-инкубатора. 
В этом случае в составе Комиссии должны присутствовать представите-
ли двух муниципальных образований, директор и сотрудники ММБИ. 
МО-«проситель» не имеет права участвовать в непосредственном при-
нятии решения о размещении фирмы, его основной задачей является 
представление фирмы остальным участникам Конкурсной комиссии.
3.  Вопросы о размещении фирм с особыми льготами. Так как подразуме-
вается, что функционирование подобной фирмы будет полезно для 
всех муниципальных образований-учредителей и связано с созданием 
положительных экстерналий на общей территории, решение о разме-
34

Ладыгин В.В. Возможности создания муниципального бизнес-инкубатора...
щении принимается совместно. В составе Конкурсной комиссии в та-
ком случае должны присутствовать представители всех МО, директор 
и сотрудники межмуниципального бизнес-инкубатора. Формирование 
такой комиссии связано с высокими организационными издержками, 
что накладывает определенные ограничения на частоту сбора комис-
сий этого типа.
На этапе подготовки к регистрации и непосредственно регистрации 
межмуниципального бизнес-инкубатора проводятся также ремонт и рекон-
струкция выделенного под него помещения, закупка мебели и оргтехники. 
Ответственность за проведение работ, наём подрядных организаций для ре-
монта возлагаются на директора и бухгалтера бизнес-инкубатора.
На этом же этапе разрабатываются и утверждаются должностные ин-
струкции сотрудников бизнес-инкубатора и проводятся подбор и наём 
персонала БИ. Важным является проведение обязательного обучения 
персонала нового межмуниципального бизнес-инкубатора технологиям 
бизнес-инкубирования, специфике работы с клиентами и арендаторами, 
продвижению услуг БИ на рынке и основным навыкам взаимодействия 
с общественностью и государственными и муниципальными органа-
ми. Обучение персонала может проводиться консультантами по бизнес-
инкубированию, экспертами (например, ООО «ОСТ-ЕВРО-Консалтинг») 
и специалистами других бизнес-инкубаторов или консультантами Нацио-
нального содружества бизнес-инкубаторов (НСБИ).
После завершения работы над пакетом регламентирующих докумен-
тов, подготовкой помещений бизнес-инкубатора к приему клиентов и ком-
плектованием штата бизнес-инкубатора начинается этап работ, связанный 
с подготовкой и проведением конкурса на право размещения в ММБИ.
Проведение конкурса, в частности, подразумевает разработку и дове-
дение до сведения заинтересованных лиц условий участия в нем. Так, на-
пример, условия конкурса могут предусматривать запрет на подачу заявок, 
связанных с определенным видом бизнеса.
Информация о конкурсе должна также содержать описание процедуры 
подачи заявки, экспертизы и отбора проектов.
Критерии отбора предпринимательских проектов для инкубирования 
должны быть подробно описаны в Положении о размещении малых пред-
приятий в БИ, являющемся одним из обязательных документов, регламен-
тирующих деятельность создаваемого ММБИ.
К основным критериям отбора проектов можно отнести следующие: 
– 
юридическая чистота и прозрачность бизнеса;
– экономическая эффективность и рыночный потенциал проекта;
– 
соответствие проекта приоритетам поддержки предпринимательства в 
данных муниципальных образованиях;
– эффективность проекта с точки зрения реализации приоритетов со-
циально-экономической политики муниципалитетов;
– 
соответствие проекта внутренним требованиям деятельности ММБИ 
(размер запрашиваемых площадей, планируемый объем потребления 
услуг бизнес-инкубатора и т.д.);
35

Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 2
– 
соответствие минимальным квалификационным требованиям, опреде-
ленным для данного бизнес-инкубатора.
Представляемые на конкурс предпринимательские проекты должны 
содержать:
– обоснование 
экономической 
эффективности проекта:
1)  обоснование конкурентоспособности товаров и услуг малого пред-
приятия: описание выгод и преимуществ, возможных рынков, кон-
курентов;
2)  прогноз оборота товаров и услуг, перспективы деятельности на вы-
бранном рынке (в том числе региональном и федеральном);
– 
обоснование финансирования будущего проекта:
1)  концепция финансирования (соотношение собственных и привле-
ченных средств);
2) инвестиционный 
план;
– 
описание предпринимательской квалификации претендента.
Претенденты на размещение в бизнес-инкубаторе должны представить 
Конкурсной комиссии следующие основные документы:
– 
анкету и описание предпринимательского опыта;
– 
концепцию, которая характеризует планируемый к производству про-
дукт, его рыночную перспективу, конкурентоспособность, сбыт и по-
требность в площади;
– 
бизнес-план, планы по экономике и организации производства, в кото-
рые включены план товарооборота и затрат, а также прогноз достиже-
ния целевых показателей деятельности и т.д.
Конкурсная комиссия может также потребовать предоставления до-
полнительных документов, характеризующих проект (например, договор 
с банком о кредитовании, если проект предполагает привлечение заем-
ных средств) или претендента, исходя из специфики деятельности бизнес-
инкубатора и установленных для арендаторов БИ ограничений.
После подготовки и проведения конкурса, экспертизы и отбора проек-
тов малых предприятий на размещение в ММБИ с победителями конкурса 
заключаются соглашения о размещении их предприятий в инкубаторе, как 
уже говорилось выше. Соглашения регламентируют не только условия об-
служивания арендатора бизнес-инкубатором, но и взаимные права и обя-
занности сторон, а также (в обязательном порядке) срок действия (обычно 
не более двух-трех лет) и условия расторжения соглашения в случае выхода 
(добровольного или принудительного) малого предприятия из инкубатора.
При процедуре добровольного выхода из бизнес-инкубатора (напри-
мер, в случае досрочного достижения необходимой рыночной эффективно-
сти инкубируемого предприятия или по иным причинам) арендатор должен 
письменно уведомить о своем намерении администрацию БИ и освободить 
занимаемые им площади в течение заранее оговоренного в соглашении сро-
ка (например, месяца). В течение этого периода проводится заседание Кон-
курсной комиссии, на котором отбирается следующий претендент на разме-
щение в межмуниципальном бизнес-инкубаторе. Варианты юридического и 
бухгалтерского оформления отношений бизнес-инкубатора и клиента пере-
36

Ладыгин В.В. Возможности создания муниципального бизнес-инкубатора...
сматриваются ежегодно вместе со специалистами-юристами, исходя из дей-
ствующего законодательства. Подписание договора с бизнес-инкубатором 
является основанием для «вселения» арендаторов на предоставленные им 
площади и начала их производственной деятельности.
С этого момента межмуниципальный бизнес-инкубатор можно считать 
функционирующим, хотя некоторое время потребуется на настройку и «от-
ладку» работы всех служб и сервисов БИ.
Важно, чтобы с самого начала создания бизнес-инкубатора его персонал 
и администрация четко осознавали миссию, цели и задачи своей деятельно-
сти и следовали определенным принципам и правилам, способствующим 
созданию прозрачной, справедливой и честной среды для развития малого 
предпринимательства и установлению партнерских отношений как c арен-
даторами и клиентами БИ, так и с администрациями муниципальных обра-
зований. Как свидетельствует отечественный опыт бизнес-инкубирования, 
полноценной структурой поддержки малого предпринимательства на опре-
деленной территории может стать только тот бизнес-инкубатор, который 
не просто на должном уровне выполняет свои функции и развивается, но, 
во-первых, популярен среди предпринимателей благодаря репутации про-
фессиональной консалтинговой организации, во-вторых, располагает необ-
ходимыми ресурсами за счет тесного сотрудничества с муниципалитетами 
и, наконец, находится на хорошем счету у региональных и федеральных 
должностных лиц. А это достигается во многом благодаря заслугам сотруд-
ников бизнес-инкубатора и его директора.
ЛИТЕРАТУРА
1. 
Приказ Минэкономразвития РФ № 59 «О мерах по реализации в 2010 году 
мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предприни-
мательства» от 16.02.2010.
2. 
Бизнес-инкубаторы как инструмент содействия развитию экономике на му-
ниципальном уровне / под ред. Х.Берра и Н.Александровой. – СПб., 2000. – 
54 с.
3. 
Горбунов В.Л., Каганов В.Ш., Мартынюк В.Н. Бизнес-инкубаторы, предпри-
нимательство, экономика (Монография). – М.: Современная экономика и 
право, 2007. – 244 с.
4. 
Мучник А. Бизнес-инкубатор приглашает! URL: http://gazeta555.narod.ru/
1522/04.html.
5. 
Мучник А. Бизнес-инкубатор: не прошло и трех лет. Начало: http://gazeta555.
narod.ru/1480/09.html, продолжение: http://gazeta555.narod.ru/1480/10.html.
37

Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 2
6. 
Мучник А. В.М. Мучник: город не обеднел умными головами. URL: http://
gazeta555.narod.ru/1503/11.html.
7. 
Мучник А. К добру ли сэкономили миллион? URL: http://gazeta555.narod.ru/
1482/10.html#6.
8. 
Рагозина Л.Г. Правовое обеспечение и практика осуществления различных 
форм межмуниципальной кооперации в России и за рубежом. Институт 
экономики города, 2009 год. URL: http://www.urbaneconomics.ru/download.
php?dl_id=3077.
9. 
Создание муниципального бизнес-инкубатора, работающего по принципу 
самоокупаемости (пример г. Серпухова Московской области). – Библиоте-
ка лучшей практики в сфере муниципального управления, 2010. URL: http://
www.urbaneconomics.ru/projects/?mat_id=1&page_id=2. 
ПРИМЕЧАНИЯ

Бизнес-инкубатор (далее – БИ) – это «организация, которая создает наибо-
лее благоприятные условия для стартового развития малых предприятий. БИ 
предоставляют им комплекс услуг и ресурсов, который включает в себя обе-
спечение предприятий площадями на льготных условиях, обучение персонала, 
консалтинг, доступ к информационной базе, хорошо подобранный комплекс 
программ деловой поддержки, включая постоянную помощь в управлении 
предприятием и специализированные программы обучения, а также доступ 
к финансированию и предоставление существенных ценовых льгот» [3, с.9].

Подробный анализ деятельности бизнес-инкубаторов в городах Серпухов, 
Фрязино, Дмитров и пр. – см., например: Ладыгин В.В. Практики развития ин-
ститута бизнес-инкубирования на муниципальном уровне в регионе на приме-
ре Московской области. «Институциональное развитие регионов в условиях 
модернизации российской экономики»: материалы III молодежной научно-
практической конференции с международным участием при поддержке Окс-
фордского российского фонда, Российского гуманитарного научного фон-
да (27–29 апреля 2011 года) / отв. ред. В.Б. Акулов. – Петрозаводск: Изд-во 
ПетрГУ, 2011. – 304 с.

Срок пребывания фирмы в БИ сверх предусмотренных трех лет зависит в пер-
вую очередь от возможностей помещения бизнес-инкубатора, а также сооб-
ражений экономической рациональности.

Компенсационную плату – деньги, уплачиваемые фирмами за услуги инку-
бирования – нельзя называть «арендной платой» хотя бы даже на том осно-
вании, что помимо оборудованного помещения им на бесплатной основе 
предоставляется ряд дополнительных услуг (например, бухгалтерские услу-
ги, консалтинг и т.д.). 
38



Похожие:

Возможности создания муниципального бизнес-инкубатора с использованием механизмов межмуниципальной iconКраткий бизнес-план Строительство и эксплуатация «Инкубатора высоких технологий им. С. А. Лебедева» Содержание
Академические и отраслевые институты – платформа для создания отечественных инкубаторов высоких технологий 4
Возможности создания муниципального бизнес-инкубатора с использованием механизмов межмуниципальной icon24 марта 2012 г. Инкубатор проектов
Инкубатор проектов Сибирского института ранхигс совместно с Томским филиалом ранхигс приступили к построению экономической модели...
Возможности создания муниципального бизнес-инкубатора с использованием механизмов межмуниципальной iconСтратегия работы инкубатора: ниши, тренды и теории
Основная задача интернет-инкубатора inVenture поиск интересных идей и выращивание бизнесов на их основе. Одна из задач исследовательского...
Возможности создания муниципального бизнес-инкубатора с использованием механизмов межмуниципальной iconО порядке управления деятельностью бизнес-инкубатора в городском округе «Поселок Агинское»
Го края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 11. 09. 2008 №9 (с изменениями внесенными Постановлением...
Возможности создания муниципального бизнес-инкубатора с использованием механизмов межмуниципальной iconО порядке рассмотрения обращений о внесении изменений
В целях создания единой системы контроля за использованием находящихся в государственной
Возможности создания муниципального бизнес-инкубатора с использованием механизмов межмуниципальной iconО порядке рассмотрения обращений о внесении изменений
В целях создания единой системы контроля за использованием находящихся в государственной
Возможности создания муниципального бизнес-инкубатора с использованием механизмов межмуниципальной iconВестник любинского муниципального района постановление администрация любинского муниципального района
В целях создания условий для развития сельскохозяйственного производства, в соот
Возможности создания муниципального бизнес-инкубатора с использованием механизмов межмуниципальной iconЛ аборатория бизнес-инкубатора кафедры «Организация производства, управления и предпринимательства на предприятиях апк» Красгау составление бизнес-плана (инвестиционного проекта) для аграрного предприятия Цель предлагаемой работы и области применения
Лаборатория бизнес-инкубатора кафедры «Организация производства, управления и предпринимательства на предприятиях апк» Красгау
Возможности создания муниципального бизнес-инкубатора с использованием механизмов межмуниципальной iconПоложение о конкурсе по отбору компаний для инновационного бизнес-инкубатора оцнт. Основные понятия, как они применяются в настоящем Положении
Положение о конкурсе по отбору компаний для инновационного бизнес-инкубатора оцнт
Возможности создания муниципального бизнес-инкубатора с использованием механизмов межмуниципальной iconФинансовая политика предприятия
Основа финансовой политики – четкое определение единой концепции развития предприятия как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница