Статья посвящена вопросам анализа бюджетно-налоговой политики в Российской Федерации




Скачать 65.99 Kb.
PDF просмотр
НазваниеСтатья посвящена вопросам анализа бюджетно-налоговой политики в Российской Федерации
Дата конвертации12.09.2012
Размер65.99 Kb.
ТипСтатья

F-XChange View
F-XChange View
D
e
D
e
P
r
P
r
w
Click to buy NOW!
w
Click to buy NOW!
w
m
w
m
w
w
.d
.
o
d
c u-track.co
o c u-track.co
Экономические
10(83)
182
Финансы, денежное обращение и кредит
науки
2011
Особенности региональных бюджетов и разработка концепции
их поддержки в условиях экономических циклов
© 2011 А.В. Швецов
кандидат экономических наук, доцент
Марийский государственный технический университет, г. Йошкар-Ола
E-mail:  shvetsoff@rambler.ru
Статья  посвящена  вопросам  анализа  бюджетно-налоговой  политики  в  Российской  Федерации,
правовым  и  экономическим  вопросам  формирования  бюджетов  территорий.  Особое  внимание
уделяется созданию резервно-инвестиционных фондов на региональном и территориальном уров-
нях. Подчеркивается, что данные фонды могут  способствовать улучшению социально-экономи-
ческого положения многих  субъектов Федерации.
Ключевые слова: экономические циклы, индекс  промышленного производства, бюджетное моде-
лирование,  территориальные  финансы,  резервно-инвестиционный  фонд.
Факт того, что российская экономика с пе-
его динамике условно можно представить воз-
реходом к рыночному типу хозяйствования ока-
действие кризиса на экономику. На рис. 2 изоб-
залась под влиянием циклов экономических кри-
ражена динамика данного показателя в период с
зисов, является неоспоримым. Однако очевид-
марта 1992 г. по ноябрь 2011 г.
но, что к кризисам можно и нужно приспосаб-
Анализ графика (см. рис. 2) показывает, что,
ливаться. С переменным успехом это удается
в отличие от экономического кризиса 1998 г.,
сделать на федеральном уровне. На рис. 1 пред-
вызвавшего существенный рост индекса цен, в

 
 
Рис. 1. Динамика изменения индекса промышленного производства
в РФ в период с 1995 по 2011 г.
ставлена кривая индекса промышленного произ-
2008 г. подобного роста не произошло. Можно
водства в Российской Федерации в период с фев-
предположить, что данный кризис “контролиро-
раля 1995 г. по ноябрь 2011 г.
вался и управлялся”. И одним из стабилизиру-
Кризисы 1998 и 2008 гг. отчетливо отмече-
ющих факторов стали финансовые резервы, на-
ны резким падением индекса. Несомненно то,
копленные государством в результате высоких
что оба эти кризиса должны были сказаться на
цен на нефть и газ. То есть мы имеем дело с
уровне и качестве жизни населения страны.
управляемой бюджетной политикой на федераль-
Одним из индикаторов качества жизни1 мож-
ном уровне. По нашему мнению, подобные бюд-
но считать уровень потребительских цен и по
жетные механизмы вполне можно реализовать



F-XChange View
F-XChange View
D
e
D
e
P
r
P
r
w
Click to buy NOW!
w
Click to buy NOW!
w
m
w
m
w
w
.d
.
o
d
c u-track.co
o c u-track.co
Экономические
10(83)
Финансы, денежное обращение и кредит
183
науки
2011

 
 
Рис. 2. Динамика изменения индекса потребительских цен в РФ в период с 1992 по 2011 г.
либо на региональном уровне (уровень субъекта
середины 90-х гг. прошлого века во время эконо-
Федерации), либо на территориальном уровне
мического кризиса 2008 г. рост данного показателя
(уровень нескольких субъектов, расположенных
произошел очень резко, но в меньших масштабах.
территориально рядом, возможно, даже не отно-
То есть дотации регионам поддержали ряд пред-
сящихся к одному федеральному округу).
приятий, не допустив массовых закрытий произ-
Другой  социальный  показатель,  который
водств и более значительного роста безработицы.
можно использовать для характеристики перио-
Эти примеры наглядно демонстрируют преимуще-
дов кризиса, - это безработица, или уровень без-
ства гибкой федеральной бюджетной политики, хотя
работицы. Динамика данного показателя пред-
на региональном уровне существует множество осо-
ставлена на рис. 3.
бенностей, которые необходимо учитывать при со-

 
 
Рис. 3. Динамика уровня безработицы в РФ в период с 1994 по 2011 г.
На рис. 3 видны пики максимальных значе-
ставлении бюджетов. В этом случае можно было
ний уровня безработицы, относящиеся к периодам
бы использовать термин “бюджетное моделирова-
экономических кризисов 1998 г. и 2008 г. Совмест-
ние”, подчеркивая тем самым перспективность при-
ный анализ рис. 2 и 3 позволяет сделать вывод и о
менения математико-статистического аппарата.
различном характере кризисов. В отличие от доста-
Бюджетная политика субъектов Российской
точно плавного повышения уровня безработицы
Федерации представляет собой совокупность от-


F-XChange View
F-XChange View
D
e
D
e
P
r
P
r
w
Click to buy NOW!
w
Click to buy NOW!
w
m
w
m
w
w
.d
.
o
d
c u-track.co
o c u-track.co
Экономические
10(83)
184
Финансы, денежное обращение и кредит
науки
2011
ношений, возникающих по поводу формирова-
кабря 2006 г.   244-ФЗ на данный вид бизнеса
ния, распределения и использования региональ-
вынуждены были сократить финансирование ряда
ных фондов финансовых ресурсов для решения
программ, в том числе социальных. Так, в Респуб-
социально-экономических задач субъектов РФ.
лике Марий Эл республиканский бюджет 2009 г.
Правовой основой функционирования тер-
недополучил  157  млн.  руб.  “игорных” денег3.
риториальных финансов являются законодатель-
Изменение порядка взимания транспортного на-
ные акты, изданные в России за период с 1991 г.
лога в данной республике в соответствии с при-
по настоящее время2.
нятым Законом Республики Марий Эл от 4 ав-
Основным источником формирования бюд-
густа 2008 г.   32-З привело к потере для рес-
жетов субъектов выступают региональные нало-
публиканского бюджета 2009 г. 85,3 млн. руб.
ги. В настоящее время каждый субъект РФ са-
Таким  образом,  особенности  финансов
мостоятельно устанавливает и вводит своими за-
субъектов РФ свидетельствуют о том, что в рам-
конами региональные налоги и сборы в соответ-
ках федеративного устройства государства они
ствии с общими принципами налогообложения
имеют единую законодательную базу и к ним
и сборов, установленными Конституцией РФ и
применяются единые инструменты государствен-
федеральным законодательством.
ного регулирования. В то  же время в рамках
Данные законы носят общий для всех субъек-
финансов каждого субъекта РФ имеются осо-
тов РФ характер, определяют взаимоотношения
бенности, характер которых вытекает из законо-
региональных и федеральных властей, в том числе
дательных актов субъектов РФ и применяемых
по разграничению предметов ведения и полно-
инструментов регионального регулирования. Ре-
мочий между органами власти РФ и субъектами
гионы пытаются собственными силами, методом
РФ в финансовой сфере. Большинство регио-
проб и ошибок решить вопросы наполняемости
нальных особенностей по ведению финансов
бюджетов, что важно для решения множества
носит территориально-географический характер.
социальных задач. Проблемы усугубляются воз-
Особенностью бюджетов некоторых субъек-
действием не постоянных факторов, а появляю-
тов следует считать применение механизма сек-
щихся периодически с интервалом в несколько
вестрования бюджета региона при необходимос-
лет. Решив бюджетные проблемы на коротком
ти. Данный механизм может  быть запущен в
временном интервале, мы не учитываем влия-
случае недостатка бюджетных средств на реали-
ние циклической компоненты, и “неожиданно”
зацию всех намеченных программ. При этом ре-
возникающие экономические кризисы очень бы-
гиональным властям придется отказаться от ряда
стро опустошают бюджеты.
инвестиционных программ.
Экономические кризисы последних лет, а
Многие субъекты РФ значительные влива-
также последствия этих кризисов сильно сказы-
ния в бюджеты получали в качестве налогов на
ваются на российской экономике, в том числе
игорный бизнес, но после введения запрета в
на региональном уровне. Многие предприятия
соответствии с Федеральным законом от 29 де-
сокращают объемы производства, повышается
 
б.
у
 р
д.
р
л
М
 
 
Рис. 4. Динамика изменения объема Резервного фонда РФ


F-XChange View
F-XChange View
D
e
D
e
P
r
P
r
w
Click to buy NOW!
w
Click to buy NOW!
w
m
w
m
w
w
.d
.
o
d
c u-track.co
o c u-track.co
Экономические
10(83)
Финансы, денежное обращение и кредит
185
науки
2011
уровень  безработицы, т.е.  снижается  уровень
обеспечивает софинансирование добровольных
жизни,  усиливается  социальное  напряжение.
пенсионных накоплений граждан Российской
Федеральное правительство посредством специ-
Федерации и покрытие дефицита бюджета Пен-
ально созданного стабилизационного фонда стре-
сионного фонда Российской Федерации, не рас-
милось поддержать региональные бюджеты до-
считан на использование в качестве финансовой
полнительными дотациями, что, например, было
“подушки”. Кроме того, нагрузка на него будет
заметно по последнему экономическому кризису
увеличиваться в связи с проблемой старения на-
2008-2009 гг. При реорганизации Стабилизаци-
селения и нехваткой средств Пенсионного фонда.
онного фонда в 2008 г.4 его средства перечислены
Данные факты говорят о том, что региональ-
на счета Федерального казначейства в Банке Рос-
ным властям необходимо в срочном порядке про-
сии по учету средств Резервного фонда (3,069 трлн.
работать пути повышения наполняемости бюд-
руб.) и Фонда национального благосостояния
жетов регионов. При этом следует объединить
(782,8 млрд. руб.) (рис. 4). Согласно концепции
усилия не только государства, но и частного биз-
существования  этих двух  фондов,  Резервный
неса. Проблема усугубляется и тем, что вступле-
фонд должен пополняться за счет нефтегазовых
ние России в ВТО может привести к банкрот-
трансфертов.  Однако  с  1  января  2010  г.  до
ству части неконкурентоспособных промышлен-
1 января 2014 г. нормативная величина Резерв-
ных и сельскохозяйственных предприятий, а это,
ного фонда не определяется, нефтегазовые до-
в свою очередь, грозит осложнением социаль-
ходы федерального бюджета не используются для
ной обстановки в слаборазвитых с экономичес-
финансового обеспечения нефтегазового транс-
кой точки зрения регионах. Дополнительные
ферта и для формирования Резервного фонда и
дивиденды, по нашему мнению, смогут полу-
Фонда национального благосостояния, а направ-
чить только территории, добывающие и перера-
ляются на финансовое обеспечение расходов фе-
батывающие сырье, ориентированное на экспорт.
дерального бюджета. Остаток средств на счетах
Одним из инструментов, с помощью кото-
Резервного фонда РФ по состоянию на 1 декаб-
рого можно частично либо полностью решить
ря 2011 г. составляет 802 млрд. руб.; очевидно,
данную проблему, на наш взгляд, является со-
что этих средств будет недостаточно для поддер-
здание региональных фондов поддержки инвес-
жки бюджетных обязательств в случае возник-
тиционных проектов.
новения нового кризиса (рис. 5).
Под поддержкой может иметься в виду либо
Фонд национального благосостояния, явля-
участие в уставном капитале, либо предоставле-
ющийся частью средств федерального бюджета,
ние займа, лизинг, т.е. финансовая поддержка.
 
б.
у
. р
д
р
л
М
 
 
Рис. 5. Динамика изменения объема Фонда национального благосостояния РФ

F-XChange View
F-XChange View
D
e
D
e
P
r
P
r
w
Click to buy NOW!
w
Click to buy NOW!
w
m
w
m
w
w
.d
.
o
d
c u-track.co
o c u-track.co
Экономические
10(83)
186
Финансы, денежное обращение и кредит
науки
2011
К основным задачам таких фондов следует
оказывать инвесторам практическую помощь и
отнести:
поддержку, например в части отвода земли, пре-
 содействие организации и реализации ин-
одоления административных барьеров, получе-
вестиционных проектов, направленных на по-
ния господдержки, получения финансирования,
вышение уровня социально-экономического раз-
если это необходимо.
вития территорий, осуществление которых пре-
В силу того что в задачи Фонда не должно
дусматривает применение инструментов и меха-
входить простое финансирование любых проек-
низмов государственно-частного партнерства;
тов, а только стратегических, структурных, Фонд
 стимулирование инвестиционной деятель-
должен предложить различные виды поддерж-
ности, способствующей повышению уровня со-
ки, а также разработать методики отбора проек-
циально-экономического развития регионов, в
тов. Так, проекты соинвестирования могут быть
том числе:
поддержаны при участии не менее 40 % соб-
формирование благоприятного инвестици-
ственных средств заявителя, что существенно
онного климата;
снизит риски Фонда и повысит ответственность
диверсификация и рост конкурентоспособ-
партнерской организации.
ности экономики регионов;
Еще одним условием должно стать наличие
стимулирование инвестиционной деятель-
технико-экономического обоснования, если про-
ности;
ект имеет срок окупаемости до трех лет и убеди-
финансовая и иная поддержка отраслей,
тельный и хорошо проработанный бизнес-план
которые не очень охотно поддерживаются бан-
для проекта свыше трех лет. Следует отметить,
ковским сектором, другими финансовыми ин-
что наиболее привлекательными с точки зрения
ститутами, а также более длинные и не столь
фонда должны стать крупные проекты, сметная
доходные проекты, но очень нужные государ-
стоимость которых составляет десятки миллионов
ству или в частности экономике и социальной
рублей. Однако в общем порядке Фонд должен
сфере того или иного региона. Это могут быть
рассматривать проектные решения, признанные
проекты в сфере промышленности, сельского
приоритетными на региональном уровне. В этом
хозяйства, инновационных секторов, особенно
случае при реализации могут быть предусмотре-
там, где нужны длинные, дешевые деньги.
ны налоговые льготы.
Основой фонда (регионального или террито-
Еще одним направлением, которое может
риального) может быть группа компаний, состоя-
курировать Фонд, должно стать создание осо-
щая из самого фонда, дочерних структур, участия
бых экономических зон (технопарков) внутри
в капитале крупных предприятий. Это должен быть
субъектов. Технопарки формируются с целью раз-
государственный фонд, 100 % акций которого при-
вития сопутствующих бизнесов, которые бы пе-
надлежит субъекту или группе субъектов Федера-
рерабатывали продукцию либо отходы от боль-
ции в лице их правительств и который не рассчи-
ших производств, находящихся поблизости. То
тан на массовое финансирование предприятий и
есть это предприятия-спутники, или предприя-
работу с физическими лицами.
тия-поставщики, или предприятия, потребляю-
Работа фонда должна заключаться в поддер-
щие сырье. Таким образом, будут создаваться
жке крупных структурных и инвестиционных
кластеры (группы предприятий), находящиеся на
проектов. Основными принципами должны стать
одной территории и технологически связанные
открытость и понятность обществу. Фонд может
между собой. Это создаст мультипликационный
создавать новые предприятия - корпорации раз-
эффект, который позволит быстро развиваться
вития субъекта Федерации, развитие технологи-
всем участникам данного кластера.
ческих и индустриальных парков, создание со-
Кроме поддержки проектов в промышлен-
вместных фондов с целью поддержки инвести-
ности, Фонд способен участвовать в программе
ционных проектов в различных областях эконо-
развития и поддержки АПК, в частности, может
мики.
предоставить залоговое обеспечение для креди-
В структуру фонда можно включить Корпо-
тов сельскохозяйственным товаропроизводите-
рацию развития, в задачи которой будет входить
лям, создание товарно-молочных и свиноферм,
проведение мероприятий по активизации при-
птицеферм. Если проект соответствует требова-
тока иностранных и российских инвестиций в
ниям фонда, поддержка может оказываться не
республику, край, область или группу субъек-
только залогами, но и прямыми займами, т.е. он
тов, проведение кампаний или постоянной ра-
может быть профинансирован напрямую из Фон-
боты с инвесторами. Корпорация должна пока-
да без участия банка.
зать, что данная территория является комфорт-
Фонд может участвовать в создании терри-
ной для инвестиций. Кроме того, она должна
ториального или регионального фонда зерна,

F-XChange View
F-XChange View
D
e
D
e
P
r
P
r
w
Click to buy NOW!
w
Click to buy NOW!
w
m
w
m
w
w
.d
.
o
d
c u-track.co
o c u-track.co
Экономические
10(83)
Финансы, денежное обращение и кредит
187
науки
2011
который позволит поддержать цены на доста-
При привлечении инвестиций в экономику
точном уровне в период снижения цен на зерно
субъектов существует ряд проблем. Например, на-
и дать возможность производителям зерна пе-
правления, которые интересуют иностранных ин-
реждать период низких закупочных цен до на-
весторов - это в основном ресурсы - природные
ступления благоприятного момента. Возможно
ископаемые и производства, связанные с их пере-
использование и других механизмов поддержки
работкой (гипс, керамическая плитка, обработка ме-
сельхозпроизводителей (например, бесплатное
таллов, освоение лесных ресурсов, размещение сбо-
хранение зерна до нового урожая, минимизация
рочных производств). Немаловажное значение при
издержек по обслуживанию займа (установле-
этом имеет территориальное размещение, поэтому
ние низких процентов)). Сдерживающим фак-
большинство сборочных производств находится в
тором использования данного подхода для сель-
Московской, Калужской, Ленинградской областях.
ского хозяйства являются относительно высокие
Как показывает практика, инвесторы при-
риски. С другой стороны, его следует отнести к
ходят охотнее в те отрасли, которые дают быст-
перспективным, так как в ближайшие годы про-
рую окупаемость. Это, в первую очередь, тор-
гнозируется высокий спрос на продовольствие,
говля, общепит, производство продуктов пита-
а в Российской Федерации много брошеных,
ния, добыча и переработка полезных ископае-
пустующих земель, при необходимой обработке
мых. В высокотехнологичные и капиталоемкие
которых можно получать хорошие урожаи, соот-
отрасли, такие как станко- и машиностроение,
ветствующие условиям роста сельскохозяйствен-
инвесторы приходят позже.
ных культур.
Развитие регионов в соответствии с данной кон-
В мировой практике есть примеры создания
цепцией потребует пересмотра отношений между
подобных фондов, однако предлагаемая концеп-
властью и бизнесом. Необходимо выстроить новые
ция имеет существенные отличия. В экономи-
типы связей, более понятные и прозрачные для обе-
чески-развитых капиталистических странах та-
их сторон, а принятие решения по инвестированию
кие фонды создаются, как правило, на государ-
проекта должно зависеть не от пробивных способ-
ственном уровне - Сингапур, Малайзия, фонд
ностей претендентов, а от качества их бизнес-проек-
развития Аляски в США или фонд будущих по-
та на условиях объективности и конкурсности. Для
колений  в  Норвегии. Подобный  фонд  есть  в
решения поставленных задач, взаимоотношения биз-
Казахстане - “Самрук Казына”. По аналогии с
неса и правительства следует формализовать, про-
ними летом 2011 г. создан Российский фонд пря-
писав четкие процедуры и правила, принципы взаи-
мых инвестиций, который будет поддерживать
модействия и правовые особенности.
проекты на федеральном уровне. На уровне ре-
Деятельность территориального фонда необ-
гионов в Российской Федерации больше разви-
ходимо строить на основе следующих концепту-
ты не фонды, а корпорации развития, это струк-
альных  принципов:  государственно-частное
туры, которые привлекают инвесторов и софи-
партнерство, оптимальный объем, законность,
нансируют их проекты, есть корпорации разви-
прибыльность, открытость (публичность), уни-
тия в Калужской области, в Красноярском крае,
версальность, экологическая ответственность, со-
Самарской области.
циальная эффективность, результативность.
Не слишком распространенная география
Эффективность деятельности Фонда будет
фондов вызвана тем, что для их успешного фун-
оцениваться на основе системы показателей (ин-
кционирования нужны серьезные ресурсы - мил-
дикаторов экономической, финансовой и соци-
лиарды рублей, и не у каждого региона есть та-
альной эффективности), отражающих непосред-
кие ресурсы. Поэтому нами может быть предло-
ственные результаты (запланированные цели) и
жена концепция создания не региональных, а тер-
общую эффективность как деятельности Фонда
риториальных фондов. В этом случае проект не
в целом, так и реализации отдельных инвести-
ограничен рамками одного субъекта Федерации, а
ционных проектов в частности.
в  нем  могут  участвовать  несколько  регионов.
Работа Фонда может осложняться рисками
Желательно, чтобы эти регионы имели общие гра-
различной природы, которые могут влиять на
ницы, т.е. территориально находились недалеко
деятельность Фонда и его структурных подраз-
друг от друга. В этом есть практический смысл,
делений. Указанные риски могут существенно
так как находящиеся рядом производственные
повлиять на операционную деятельность, про-
мощности (добывающие, обрабатывающие, пере-
дажи, прибыль, активы, ликвидность и капи-
рабатывающие отходы производства) могут обра-
тальные ресурсы:
зовывать экономический кластер, имеющий мень-
1) макроэкономические риски (например,
шие транспортные издержки, повышающие кон-
замедленное восстановление мировой и нацио-
курентоспособность продукции.
нальной экономики);



















F-XChange View
F-XChange View
D
e
D
e
P
r
P
r
w
Click to buy NOW!
w
Click to buy NOW!
w
m
w
m
w
w
.d
.
o
d
c u-track.co
o c u-track.co
Экономические
10(83)
188
Финансы, денежное обращение и кредит
науки
2011
2) отраслевые риски;
инвестированные в периоды благоприятной эко-
3) риски, связанные с инфляционными про-
номической ситуации средства фондов в перио-
цессами;
ды рецессий или кризисов можно пускать на
4) правовые риски;
экономические и социальные программы, что
5) риски, связанные с деятельностью эми-
поддержит и бизнес и не даст резко снизиться
тента;
уровню жизни населения регионов.
6) риски, связанные с изменениями курсов
На рис. 6 изображен график динамики из-
валют;
менения индекса промышленного производства
7) риски, связанные с изменениями процент-
по разделам C, D, E по Республике Марий Эл за
ных ставок;
период с ноября 1999 г. по октябрь 2011 г. Для
8) операционные риски;
правильности интерпретации результатов графи-
9) безопасность труда, защита окружающей
ческого представления из исходного временного
среды.
ряда была исключена сезонность. Визуальный
Таким образом, создание резервно-инвести-
анализ полученного ряда позволяет выделить
ционных фондов в регионах может служить при-
следующие периоды:
мером комплексного подхода в решении соци-
I - период выхода из кризиса 1998 г.
ально-экономических проблем. Комплексность
II -этап  устойчивого  развития  середины
при этом заключается в разнонаправленности
2000-х  гг.
работы фондов с точки зрения объекта воздей-
III - период финансово-экономического кри-
ствия, а также в решении не только экономичес-
зиса 2008-2009 гг. по настоящее время.
ких, но и социальных и экологических вопро-
Период относительно равномерного развития
сов, стоящих перед регионами.
рассмотренных отраслей (с 2005 г. по 2008 г.) для
Значимость данной проблемы усиливается
Республики Марий Эл оказался слишком корот-
негативным воздействием мировых финансово-
ким для модернизации промышленности. Отсут-
экономических кризисов на отечественную эко-
ствие дополнительной финансовой “подушки”
номику. Накопленные (аккумулированные) или
и диверсифицированной экономики сказалось на
Рис. 6. Динамика изменения индекса промышленного производства по разделам C, D, E
по Республике Марий Эл за период с ноября 1999 г. по октябрь 2011 г.





















F-XChange View
F-XChange View
D
e
D
e
P
r
P
r
w
Click to buy NOW!
w
Click to buy NOW!
w
m
w
m
w
w
.d
.
o
d
c u-track.co
o c u-track.co
Экономические
10(83)
Финансы, денежное обращение и кредит
189
науки
2011
устойчивости промышленности республики в
зовать полученные знания для построения моде-
период мирового экономического кризиса.
лей развития регионов. Это должно послужить
Аналогичные процедуры анализа были сде-
основой разработки новых бюджетных и налого-
ланы для Республики Башкортостан, как одного
вых механизмов, новой экономической полити-
из наиболее мощных в экономическом смысле
ки, основанной на теории циклов. Цикличность
регионов Приволжского федерального округа
можно использовать во благо развития российс-
(рис. 7).
ких регионов, накапливая потенциал в период
Рис. 7. Динамика изменения индекса промышленного производства по разделам C, D, E
по Республике Башкортостан за период с ноября 1999 г. по октябрь 2011 г.
Совместный анализ диаграмм показывает, что
роста экономики и используя его для поддержки
динамика отраслей в Республике Башкортостан
социально-экономического положения и уровня
более устойчива, амплитуда и частота отклоне-
жизни населения в период кризисов.
ний меньше, чем в Республике Марий Эл.
Таким образом, можно сделать вывод о том,
1  Швецов  А.В.,  Швецова  Н.К.  Статистический
что в сложных экономических условия, когда сред-
анализ  индикаторов  качества  жизни  в  Российской
ства федерального бюджета, направляемые в ре-
Федерации: монография. Йошкар-Ола, 2008.
2
гионы в качестве дотаций, будут сокращаться,
  Уставы  и  Конституции  cубъектов  РФ.  URL:
http://www.humanities.edu.ru/db/sect/186.
необходимо менять бюджетно-налоговую и эко-
3  Министерство  финансов  Республики  Марий
номическую политику регионов. Субъекты РФ
Эл. URL:  http://portal.mari.ru/minfin.
самостоятельно могут образовывать фонды раз-
4 О  внесении  изменений  в Бюджетный  кодекс
вития, способные стать точками роста региональ-
Российской Федерации в части регулирования бюд-
ных экономик. Кроме того, субъекты РФ могут
жетного  процесса  и  приведении  в  соответствие  с
образовывать территориальные фонды развития
бюджетным  законодательством  Российской  Феде-
на основе использования совместного капитала
рации  отдельных  законодательных  актов  Российс-
нескольких республик, краев или областей.
кой  Федерации:  федер.  закон  от  26  апреля  2007  г.
Явление цикличности в социально-экономи-
 63-ФЗ. Ст. 5 // Собр. законодательства Рос. Фе-
дерации. 2007. 30 апр. (  18). Ст. 2117.
ческом развитии необходимо изучать и исполь-
Поступила в редакцию 06.09.2011 г.



Похожие:

Статья посвящена вопросам анализа бюджетно-налоговой политики в Российской Федерации iconБизнес план? Это просто!Статья посвящена общим вопросам, касающимся составления
Кроме того, в статье приведен пример удачного привлечения инвестиций с помощью бизнес
Статья посвящена вопросам анализа бюджетно-налоговой политики в Российской Федерации iconСтатья Понятие особой экономической зоны Статья Цели создания особых экономических зон
Общие положения Статья Законодательство Российской Федерации об особых
Статья посвящена вопросам анализа бюджетно-налоговой политики в Российской Федерации iconСтатья Понятие особой экономической зоны Особая экономическая зона определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности
Законодательство Российской Федерации об особых экономических зонах состоит из настоящего Федерального закона, указов Президента...
Статья посвящена вопросам анализа бюджетно-налоговой политики в Российской Федерации iconСтатья тпп янао действует на основе Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»
Законом Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» инастоящим Уставом
Статья посвящена вопросам анализа бюджетно-налоговой политики в Российской Федерации iconСтатья 1 Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»
Таблица-пояснение к Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросам...
Статья посвящена вопросам анализа бюджетно-налоговой политики в Российской Федерации iconТ. А. Прохорова Статья посвящена анализу развития системы управления персоналом ОАО «Алтай- энерго» в условиях реформирования электроэнергетики. Изложены подходы к организации службы управления персон
Статья посвящена анализу развития системы управления персоналом ОАО алтай
Статья посвящена вопросам анализа бюджетно-налоговой политики в Российской Федерации iconСтатья 1
Законодательство Российской Федерации об особых экономических зонах состоит из настоящего Федерального закона, указов Президента...
Статья посвящена вопросам анализа бюджетно-налоговой политики в Российской Федерации iconСтатья посвящена тому, каким требованиям должен отвечать бизнес план, чтобы с его помощью можно было привлечь инвестиции. Приведен реальный пример
Статья посвящена тому, каким требованиям должен отвечать бизнес план, чтобы с его
Статья посвящена вопросам анализа бюджетно-налоговой политики в Российской Федерации iconСтатья Палата в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом РФ " о торгово-промышленных палатах в Российской Федерации",Федеральным законом «О некоммерческих организациях»
Устава – организации и предприниматели, объединяющей своих членов для реализации целей и задач, определенных Законом Российской Федерации...
Статья посвящена вопросам анализа бюджетно-налоговой политики в Российской Федерации iconСтатья посвящена состоянию и вопросам повышения эффективности деятельности в малом и среднем бизнесе, в том, который в международных экономических аббревиатурах обозначается как smb (Small & Medium Business). В основном речь будет идти о «среднем бизнесе»
Вложений в последние годы на- может, ведь продукт этот на ры- ний бизнес в Украине начинается с
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница