Экономика предприятий туризма




Скачать 80.64 Kb.
PDF просмотр
НазваниеЭкономика предприятий туризма
Дата конвертации13.09.2012
Размер80.64 Kb.
ТипДокументы
Министерство образования Российской Федерации 
Владимирский государственный университет 
Кафедра экономики и управления на предприятиях 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ 
ТУРИЗМА 
 
 
Методические указания к курсовой работе 
 
 
 
 
 
 
Составитель 
Л.В. КОРОВИН 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Владимир 2003 
 
1

ББК 75.814 
УДК 338.48 
Рецензент 
Кандидат экономических наук, 
 доцент Владимирского государственного университета 
Е.П. Ломов 
 
 
 
 
 
 
 
 
Печатается по решению редакционно-издательского совета 
Владимирского государственного университета 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Экономика предприятий туризма: Метод. указания к курсовой рабо-
те / Владим. гос. ун-т.; Сост. Л.В. Коровин. Владимир, 2003. 24 с. 
 
Изложены основные требования к выполнению курсовой работы по дисциплине 
«Экономика предприятий туризма». Приведены рекомендуемые формы таблиц, графи-
ков и способы выбора эффективной формы хозяйствования в условиях рыночной эко-
номики  на  основе  анализа  хозяйственной  деятельности  гостинично-туристского  ком-
плекса. 
Рекомендуется  для  студентов  специальности 060817 «Экономика  и  управление 
туризмом и гостиничным хозяйством». 
 
Библиогр.: 12 назв. 
 
ББК 75.814 
УДК 338.48 
 


  
 
 
 
1.  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 
На всех этапах развития экономики основным звеном является пред-
приятие.  Именно  на  предприятии  осуществляется  производство  продук-
ции и услуг, происходит непосредственная связь работника со средствами 
производства. 
Целью  любого  предприятия  является  удовлетворение  общественных 
потребностей  и  получение  прибыли.  Поэтому,  чтобы  успешно  функцио-
нировать  в  условиях  рынка,  необходимо  уяснить,  что  на  уровень  цен,  а 
следовательно    и  прибыль,  оказывают  влияние  не  только  себестоимость 
услуги, но и уровень цен у конкурентов, соотношение спроса и предложе-
ния, уровень заработной платы и др. 
Цель  выполнения  данной  курсовой  работы  заключается  в  закрепле-
нии  знаний,  полученных  студентами  при  изучении  дисциплины  «Эконо-
мика предприятий туризма». 
В частности, в ходе выполнения курсовой работы слушатель должен 
выполнить следующие задачи: 
-  достаточно полно раскрыть тему; 
-  дать содержательную характеристику темы (в многообразии ее  
аспектов и их взаимосвязи); 
-  проанализировать  конкретные  организационно-технологические 
и экономические ситуации и явления, относящиеся к данной теме; 
-  сформулировать выводы и дать предложения по результатам  
самостоятельного анализа; 
-  экономически обосновать (по возможности)  конкретные пути  
решения проблемных ситуаций. 
Курсовая  работа  базируется  на  практических  материалах  предпри-
ятий отрасли и требует от студента не только знаний общей и специальной 
литературы по теме, но и умения увязывать вопросы теории с практикой 
социально-экономического развития предприятия, делать выводы и давать 
предложения  по  улучшению  работы  конкретных  предприятий  отрасли  в 
соответствии с новыми формами хозяйствования, наиболее эффективными 
в условиях рыночной экономики. 
 
3

Курсовая  работа  должна  быть  результатом  экономического  анализа 
практических  данных  и  литературных  источников.  Ее  следует  иллюстри-
ровать соответствующими схемами, графиками, таблицами, диаграммами. 
В приложении привести баланс и бизнес-план предприятия. Курсовая ра-
бота должна иметь введение, отражающее актуальность темы, и заключе-
ние,  содержащее  обобщающие  выводы  о  курсовой  работе.  Полный  пере-
чень  используемой  литературы  должен  содержать  новейшую  периодиче-
скую литературу,  нормативные отраслевые и законодательные документы. 
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 
 
Процесс  выполнения  курсовой  работы  состоит  из  реализации  ряда 
последовательных и взаимосвязанных этапов: 
-  выбор темы; 
-  составление рабочего плана; 
-  сбор, анализ и обобщение материалов исследования; 
-  формулирование основных положений, выводов и рекомендаций; 
-  оформление курсовой работы; 
-  рецензирование научным руководителем; 
-  защита на кафедре. 
В состав курсовой работы включены следующие разделы, характери-
зующие производственно-хозяйственную деятельность предприятия: 
- общая характеристика предприятия; 
- анализ хозяйственной деятельности предприятия; 
-  выбор  эффективной  формы  хозяйствования  в  условиях  рыночной 
экономики; 
- расчет экономической эффективности организационно-технических 
мероприятий. 
Содержание упомянутых разделов раскрывается далее. 
2.1. Общая характеристика предприятия 
       гостинично-туристского комплекса (ГТК) 

Раздел включает следующие вопросы: 
2.1.1. Цели и задачи предприятия; 
2.1.2. Способы производства и реализации основных и дополнитель-
ных услуг и товаров предприятием ГТК; 
2.1.3. Транспортное обеспечение туристов; 
 


2.1.4. Управление в размещении туристов; 
2.1.5. Организация питания туристов; 
2.1.6.  Экономические  службы  и  финансовый  менеджмент.  По  этому 
вопросу необходимо в курсовой работе отразить: 
- структуру и содержание деятельности экономических служб; 
-  систему  цен  на  оказываемые  услуги  и  выпускаемую  продукцию  и 
методику их формирования; 
-  особенности  составления  финансового  плана,  баланса  доходов  и 
расходов предприятия; 
- механизм формирования, распределения и использования прибыли, 
а также резервы увеличения прибыли и рентабельности; 
-  комплексную оценку финансового положения предприятия. 
2.2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия ГТК 
Раздел включает следующие вопросы: 
2.2.1. Изменение объема производства и реализации услуг и продукции.  
Необходимо выразить в натуральных и стоимостных показателях по 
отчетным данным предприятия за три года в виде таблиц и графиков объ-
емы производства и реализации услуг и продукции (табл. 1,2 прил.). Ука-
зать основные причины их изменения. 
2.2.2.  Использование  основных  фондов  и  оборотных  средств 
предприятия. 
Объем реализации услуг и продукции на предприятиях ГТК в значи-
тельной  степени  зависит  от  величины  технического  состояния  основных 
фондов,  эффективности  их  использования,  а  также  обеспеченности  мате-
риальными ресурсами и рационального их использования. Анализ исполь-
зования  основных  фондов  и  оборотных  средств  предприятия  ГТК  позво-
ляет решать целый ряд вопросов: 
-  установление  обеспеченности  предприятия  основными  фондами, 
их состава и движения; 
-  анализ технического состояния основных фондов; 
-  оценка  степени  использования  основных  фондов,  выявление  фак-
торов, повлиявших на их использование; 
-  анализ  влияния  использования  основных  фондов  на  выпуск  про-
дукции и услуг; 
 
5

- выявление резервов роста фондоотдачи и повышение на этой осно-
ве выпуска продукции и услуг; 
-  оценка  правильности  установления  потребности  в  материальных 
ресурсах; 
-  установление  соответствия  фактического  наличия  материальных 
ресурсов потребности в них; 
-  оценка  использования  материальных  ресурсов  и  их  влияния  на 
объем продукции и услуг; 
-  выявление  резервов  улучшения  использования  материальных  ре-
сурсов и увеличение на этой основе выпуска продукции и услуг. 
Результаты анализа за три последних года сводятся в таблицы (табл. 
3, 4, 5, 6, 7, 8 прил.). 
2.2.3. Изменение показателей по труду и заработной плате 
Анализ наличия и использования трудовых ресурсов необходим для 
того,  чтобы  определить,  насколько  правильно  используются  на  предпри-
ятии ГТК трудовые ресурсы, рабочее время, каковы резервы роста произ-
водительности труда. 
В курсовой работе необходимо рассмотреть следующие задачи: 
-  дать  оценку  выполнению  плана  по  труду,  отклонению  трудовых 
показателей от уровня прошлого года; 
-  определить  факторы,  повлиявшие  на  данные  отклонения,  рассчи-
тать их влияние; 
- оценить полноту и эффективность использования трудовых ресурсов; 
-  рассчитать  влияние  трудовых  ресурсов  и  эффективность  их  ис-
пользования на выпуск продукции и услуг; 
- выявить резервы роста производительности труда и увеличения на 
этой основе выпуска продукции и услуг. 
Данные анализа выносятся в таблицу (табл. 9 прил.). 
2.2.4. Изменение затрат на производство услуг и продукции 
Затраты на производство и реализацию  услуг и продукции предпри-
ятий ГТК представляют собой выраженную в стоимостном выражении со-
вокупность потребленных в процессе производства затрат на оплату тру-
да, материальных ресурсов и др. 
 


В курсовой работе решаются следующие задачи: 
- общая оценка выполнения плана затрат и изменения их по сравне-
нию с прошлым годом; 
- выявление факторов, повлиявших на изменение затрат; 
- вскрытие резервов снижения затрат; 
-  разработка  предложений  по  мобилизации  резервов  с  целью  даль-
нейшего снижения затрат и повышения рентабельности производства. 
Результаты анализа представим в таблице (табл. 10 прил.). 
2.2.5. Изменение прибыли и рентабельности предприятия ГТК 
Финансовый результат, выраженный в форме прибыли, является ко-
нечным  итогом  работы  предприятия.  Прибыль  является  одним  из  основ-
ных источников расширения производства, финансирования затрат на со-
циальное развитие предприятия, формирования доходов государственного 
бюджета. 
Задачами анализа являются следующие: 
-   оценка выполнения плана прибыли и изменения ее по сравнению 
с прошлым годом; 
-   выявление факторов, повлиявших на ее изменение и определение 
их влияния; 
-  определение  резервов  увеличения  прибыли  и  повышения  рента-
бельности; 
-   разработка организационно-технических мероприятий по исполь-
зованию выявленных резервов для увеличения прибыли и повышения рен-
табельности. 
Результаты анализа сводятся в таблице (табл. 11 прил.). 
Изменение  объемов  услуг,  номенклатуры  выпускаемой  продукции, 
структуры основных производственных фондов, оборотных средств и се-
бестоимости услуг и продукции графически проиллюстрировать круговы-
ми диаграммами; динамику изменения всех показателей производственно-
хозяйственной деятельности отразить на графиках в виде столбчатых диа-
грамм. При характеристике производственно-хозяйственной деятельности 
предприятия  проанализировать  причины,  влияющие  на  изменение  того 
или иного показателя. 
В выводах по второму разделу курсовой работы обобщить состояние 
производственно-финансовой деятельности предприятия за последние три 
года. 
 
7

2.3. Организация предпринимательской деятельности 
       на предприятии ГТК 

Характеризуя  существующую  организацию  предпринимательства, 
необходимо в курсовой работе отразить следующие аспекты: 
2.3.1. Формы организации хозяйственной деятельности: 
- формы собственности: частная, коллективная, государственная (об-
щегосударственная, коммунальная), смешанная; 
-  формы  предпринимательства:  индивидуальная,  семейная,  товари-
щество (с полной, ограниченной, дополнительной ответственностью),  ак-
ционерная, кооператив; 
- разновидности: малое, совместное, арендное предприятие. 
Представить организационную структуру предприятия в виде схемы. 
2.3.2.  Вид  предпринимательской  деятельности  (производственная, 
коммерческая,  финансовая  или  их  сочетание),  сфера  деятельности  (от-
расль, выпускаемая продукция и услуги). 
2.3.3. Характеристика внешней среды предприятия (экономическая, 
политическая,  правовая,  техническая,  географическая,  социально-
культурная).  При  этом  отметить  трудности  и  проблемы  деятельности 
предприятия, обусловленные внешней средой. 
2.3.4.  Опираясь  на  анализ  данных  второго  раздела  работы,  дать 
характеристику выполнения функций бизнеса: 
 а) введение финансов и учета (финансовое положение предприятий, 
источники финансирования, распределение прибыли на инвестиции и по-
требление); 
б) кадровой (проблемы подбора, расстановка и квалификация кадров); 
в) материально-технического снабжения (связи с поставщиками, ка-
чество сырья, уровень кооперирования); 
г)  производственной  (состояние  основных  фондов,  оценка  приме-
няемой технологии и методов труда); 
д) маркетинга: 
-  положение  предприятия  на  рынке  (монополизм,  наличие  конку-
ренции); 
- связи с потребителями; 
- процент охвата рынка (доля услуг и продукции в общем объеме); 
- конкурентность услуг и продукции; 
- наличие рекламы; 
 


- организация работы по изучению рынка, рекламе и сбыту (исполь-
зование услуг специализированных фирм по маркетингу и сбыту, фирмен-
ная торговля, торговые агенты и т.д.). 
2.3.5.  В  итоге  изучения  экономических  показателей  и  организации 
предпринимательской деятельности выявляются проблемы и недостатки в 
работе предприятия. 
Например: 
-  нехватка  финансовых  средств,  неплатежеспособность  предпри-
ятия; 
- разрыв хозяйственных связей, отсутствие достаточного спроса; 
- конкуренция со стороны зарубежных и российских туристических 
центров; 
- нехватка квалифицированных специалистов-исполнителей; 
- изношенное устаревшее оборудование, неэффективная технология; 
- отсутствие или снижение спроса на услуги из-за их низкого каче-
ства, несоответствия запросам потребителя, высоких цен (в частности, из-
за высоких издержек производства), плохой организации услуг и продук-
ции (рекламы, торговли, доставки). 
Все  эти  отрицательно  влияющие  на  результаты  хозяйственной  дея-
тельности факторы необходимо рассматривать во взаимосвязи. 
Например: 
-  снижение  спроса  на  услуги  предприятий  ГТК  и  несвоевременные 
платежи  при  расчетах  приводят  к  нехватке  финансовых  средств  и  непла-
тежеспособности предприятия, что является одной из причин недополуче-
ния прибыли. Здесь же следует указать возможные пути преодоления вы-
явленных трудностей, которые послужат основой выполнения следующе-
го подраздела работы. 
2.3.6.  Направление  дальнейшего  развития  предприятия.  Данный 
подраздел выполняется с учетом решения выявленных проблем и устране-
ния недостатков в работе предприятия, опираясь на законы и постановле-
ния правительства, государственные программы развития экономики России. 
Во-первых, исходя из прогнозируемых изменений во внешней среде, 
целей  и  ресурсов  данного  предприятия,  определить  стратегию  его  дея-
тельности на перспективу (сферу деятельности, целевые рынки, направле-
ние стратегии). 
 
9

Указать  источники  необходимых  финансовых  средств,  дополни-
тельного привлечения клиентов и материальных ресурсов. 
При  выполнении  работы  следует  использовать  данные  разработан-
ного на предприятии бизнес-плана. 
Во-вторых,  обосновать  изменения  организационной  формы  пред-
принимательства. 
При этом может быть предложено: 
а) Изменение форм собственности. 
Например:  приватизация  государственного  предприятия  с  описани-
ем способа и порядка приватизации. 
б) Изменение организационно-правовой формы предприятия. 
Например:  преобразование  товарищества  или  индивидуального 
предприятия в акционерное общество. 
в) Создание объединений (концернов, ассоциаций, холдингов, финан-
сово-промышленных групп и т.п.) или развитие кооперативных связей (на-
пример, передача клиентов для обслуживания специализированному пред-
приятию).     
г) Внутренняя структура реорганизации предприятия, децентрализа-
ция  управления  путей  создания  хозрасчетных  подрядных,  арендных  под-
разделений,  дочерних  специализированных  предприятий.  Можно  предло-
жить несколько вариантов развития предприятия. При обосновании пред-
лагаемой формы организации предпринимательства: 
- указать ее преимущество по сравнению с существующей формой; 
- дать ссылку на законы и постановления правительства; 
-  выполнить  расчеты  арендной  платы  или  уставного  фонда  и  коли-
чества акций; 
-  представить  учредительные  документы  (учредительный  договор, 
Устав, договор об аренде, подряд, лицевой счет и т.д.); 
по акционерному обществу представить публикации – публикуемые 
сведения  при  выпуске  (фирменное  название,  предмет  деятельности, 
учредителей, план размещения акций, права акционеров, факторы риска); 
- новую структуру управления предприятием; 
-  дать  экономическое  обоснование  предлагаемой  организационной 
формы (рассчитать дополнительную прибыль и ее распределение), баланс 
доходов и расходов представить в приложении. 
 
10 

2.4. Расчет экономической эффективности 
       организационно-технических мероприятий (ОТМ) 
Главными  принципами  организации  и  управления  деятельностью 
предприятий  гостинично-туристской  сферы  в  условиях  рыночной  эконо-
мики  являются:  адаптивность,  гибкость,  синхронизация,  автономизация, 
коммерциализация,  интеграция,  автоматизация.  В  мировой  практике  ис-
пользуют три составные характеристики понятия успешной деятельности 
предприятия ГТК: эффективность, производительность и адаптивность. 
При расчете экономической эффективности ОТМ необходимо исхо-
дить  из  того,  что  основными  общими  показателями,  определяющими  це-
лесообразность их осуществления, являются: 
- рост производительности труда; 
- годовой экономический эффект (экономия приведенных затрат). 
Наряду с основными показателями используются и частные показа-
тели: 
- снижение трудоемкости продукции; 
- прирост объема производства; 
- относительная экономия численности работников; 
- экономия рабочего времени; 
- экономия по элементам себестоимости продукции; 
- срок окупаемости единовременных затрат. 
Прирост  производительности  труда  рассчитывается  по  следующим 
направлениям: 
а) в результате экономии численности работников 
Эч *
П =
100 , 
Чср − Эч
где Эч – относительная экономия численности работающих (рабочих) по-
сле выполнения мероприятий, чел.; 
Чср – расчетная среднесписочная численность работающих до про-
ведения мероприятий, чел.; 
б) в результате снижения трудоемкости 
100 *Т
П =

100 − Т
где Т – процент снижения трудоемкости продукции после осуществления 
мероприятия 
 Т1

Т =
−1 *100



 Т2

где Т1 и Т2 – трудоемкость продукции до и после проведения мероприятия, 
нормо-ч. 
 
11

Прирост  производительности  труда  по  всем  мероприятиям  опреде-
ляется по формуле 
n
Эч *100
i=
П =
1

n
Чср − ∑Эч
i=1
n
где  ∑ Эч- сумма относительной экономии численности работающих (ра-
i=1
бочих) по всем мероприятиям; 
n – количество мероприятий. 
Годовой экономический эффект Эг (в рублях) от выполнения меро-
приятий, обеспечивающих экономию при выпуске одной и той же продук-
ции, определятся по формуле 
Эг = (С − С
1
2 )* В − Ен Зед
2

где С1 и С2 – себестоимость единицы продукции до и после осуществле-
ния мероприятия (текущие затраты), руб.; 
В2 – годовой объем продукции после проведения мероприятия в на-
туральном выражении; 
Ен – нормативный  коэффициент  сравнительной  экономической  эф-
фективности (величина, обратная нормативному сроку окупаемости Тн); 
Зед – единовременные затраты, связанные с разработкой и проведе-
нием мероприятий, руб. 
При  определении  экономической  целесообразности  мероприятий 
необходимо учитывать время, за которое окупаются затраты на их осуще-
ствление. 
Мероприятия  считаются  экономически  эффективными,  если  срок 
окупаемости единовременных затрат (Тед) определяется по формуле 
Зед
Тед = (

1
С − С2 )* 2
В
Величина, обратная сроку окупаемости, – коэффициент эффективности (Е) 
(С − С
1
2 )* В
1
Е
2
=
=

Зед
Тед
 
12 

2.5. Оформление курсовой работы 
Курсовая  работа  должна  быть  сдана  в  машинописном  виде  (на  пи-
шущей  машинке  или  компьютере).  Объем  работы  должен  составлять 25-
30 страниц  текста,  выполненного  на  компьютере  в  редакторе  типа Word 
шрифтом «Times New Roman» (по 29-30 строк на странице; размер шриф-
та 14, через 1.5 интервала).  В  упомянутый  объем  работы  не  включаются 
титульный  лист,  задание  на  выполнение  курсовой  работы,  оглавление, 
список использованной литературы и приложения. 
Рукопись курсовой работы должна соответствовать требованиям по 
оформлению.  Текст  курсовой  работы  должен  размещаться  на  одной  сто-
роне  белого  листа  бумаги  формата  А4.  Размер  левого  поля – 3 см,         
правого – 1 см, нижнего и верхнего – по 2 см. 
Оглавление (содержание) работы (номер раздела, название раздела, 
номер  страницы,  с  которой  он  начинается)  и  список  рекомендуемой 
литературы оформляются на отдельных листах. 
Каждый раздел курсовой работы (Введение. Основная часть. Заклю-
чение)  начинается  с  новой  страницы.  Каждый  самостоятельный  раздел 
нумеруется  и  озаглавливается  аналогично  тому,  как  это  сделано  в  оглав-
лении (содержании).  
Список использованной литературы располагается непосредственно 
за последним листом основного текста, т.е. после заключения. Список ли-
тературы  должен  содержать  перечень  всех  источников,  использованных 
при написании курсовой работы. Источники располагаются в алфавитном 
порядке (по первой букве первого слова названия. В авторских источниках 
первым  словом  считается  фамилия  автора).  Все  источники  в  перечне  ну-
меруются. 
Помимо основного текста курсовая работа может содержать прило-
жения. В качестве приложений целесообразно оформлять документы (час-
ти  документов),  содержащие  фактические  данные  о  работе  конкретных 
предприятий,  которые  иллюстрируют  основное  содержание  курсовой  ра-
боты (например, части бухгалтерского баланса, формы статистической от-
четности и т.п.). В этом случае в основном тексте в необходимых местах 
должны содержаться ссылки на конкретное приложение. 
 
13

Приложения  располагаются  непосредственно  за  списком  литерату-
ры.  Все  приложения  должны  иметь  свой  номер,  название,  поясняющие 
надписи (при необходимости), источник использованных данных. 
На последнем листе курсовой работы (после выводов) студент дол-
жен поставить подпись и дату окончания работы. Курсовая работа должна 
быть сброшюрована и прочно скреплена. 
 
3. ПЕРЕЧЕНЬ ДАННЫХ ДЛЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 
1.  Характеристика  предприятия,  номенклатура  выпускаемой  про-
дукции и услуг. 
2.  Объемы  производства  продукции  и  услуг  в  натуральном  и  стои-
мостном  выражении  в  действующих  и  сопоставимых  ценах  за  последние 
три года. 
3. Объем реализации продукции и услуг в действующих и сопоста-
вимых ценах за последние три года. 
4. Стоимость основных производственных фондов за последние три 
года по элементам их структуры. 
5. Нормативы оборотных средств за последние три года по элемен-
там их структуры. 
6.  Коэффициенты  приведения  стоимости  основных  фондов  и  обо-
ротных средств для сопоставимости с учетом инфляции. 
7.  Численность  работающих  на  предприятии  по  категориям  за  по-
следние три года. 
8. Зарплата работающих на предприятии по категориям за последние 
три года. 
9. Себестоимость продукции и услуг по экономическим элементам в 
действующих и сопоставимых ценах за последние три года. 
10. Баланс доходов и расходов предприятия. 
11. Отчет о финансовой деятельности предприятия. 
12. Характеристика  организационной  формы  хозяйственной  деятель-
ности предприятия. 
 
14 

13.  Описание  функций  предпринимательской  деятельности  предпри-
ятия. 
14. Бизнес-план предприятия.  
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 
1.  Бородина  В.В.  Ресторанно-гостиничный  бизнес:  учет,  налоги, 
маркетинг, менеджмент. - М.: Кн.мир, 2001. 
2. Бургонова Г.Н.  и др. Гостиничный и туристический бизнес: осо-
бенности бухгалтерского учета и налогообложения. - М.: Финансы и ста-
тистика, 2000. 
3. Гостиничный и туристический бизнес / Под ред. А.Д. Чудновско-
го - М.: «Тандем», 1998. 
4.  Гуляев  В.Г.  Организация  туристской  деятельности:  Учеб.  посо-
бие. - М.: Нолидж, 1996. 
5.  Ефремова  М.В.  Основы  технологии  туристского  бизнеса. - М.: 
«Ось-89», 2001. 
6.  Кабушкин  Н.И.  Менеджмент  туризма:  Учеб.  пособие. - Минск: 
Новое знание, 2001. 
7.  Котлер  Ф.  Маркетинг,  гостеприимство  и  туризм. - М.:  ЮНИТИ, 
1998. 
8.  Менеджмент.  Экономика  туризма:  Учеб. - М.:  Финансы  и  стати-
стика, 2001. 
9.  Папирян  Г.А.  МЭО:  Экономика  туризма. - М.:  Финансы  и 
статистика, 2000. 
10.  Сапрунова  В.Б.  Туризм:  эволюция,  структура,  маркетинг. - М.: 
«Ось-89», 1997. 
11. Туризм и гостиничное хозяйство. Учеб. / Под ред. А.Д. Чуднов-
ского. -  М.: «Тандем», 2000. 
12. Экономика современного туризма / Под ред. Г.А. Карповой. - М.-
СПб.: «Горда», 1998. 
 
 
15

ПРИЛОЖЕНИЕ 
Таблица 1 
Изменение объема производства 
Наименование  Един. 
2000 г. 2001 
г. 2002 
г. 
показателя 
измер.  План  Факт

План Факт

План  Факт % 
вып.
вып.
вып.
1. Товарная 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
продукция и 
услуги: в со-
поставимых 
ценах 
в действующих 
ценах 
в том числе 
основная но-
менклатура: 



2.  Реализован-
ная  продукция 
и  услуги:  в  со-
поставимых 
ценах 
в действующих 
ценах 
 
Таблица 2 
Динамика прироста (падения) объемов производства 
и реализации продукции и услуг 
Наименование 
Един. 
Производство и реа-
Рост (падение) объема 
показателя 
измер.  лизация продукции и 
производства и реализации 
услуг 
продукции и услуг 
2000 г. 2001 г. 2002 г. 2001 в % 
2002 в %  2002 в % 
 к 2000 г. 
к 2000 г. 
к 2001 г. 
1. Товарная 
 
 
 
 
 
 
 
продукция и ус-
луги в сопоста-
вимых ценах 
2. Реализован-
ная продукция и 
услуги в сопос-
тавимых ценах 
3. Объем реали-
зации продук-
ции и услуг 
 
16 

Таблица 3 
Наличие основных производственных фондов (ОФ) предприятия 
Основные про- на 01.01.00  на 01.01.01 на 01.01.02  Поступило 
Выбыло 
изводственные 
в 2002 г. 
в 2002 г. 
фонды 
1. Здания и со-
 
 
 
 
 
оружения 
2. Силовые 
машины и обо-
рудование 
3. Рабочие ма-
шины и обору-
дование 
4. Измеритель-
ные приборы 
5. Инструмент 
6. Транспорт-
ные средства 
7. Вычисли-
тельная техника 
8. Хозяйствен-
ный инвентарь 
9. Другие ОФ 
Всего ОФ 
 
 
 
 
 
 
Таблица 4 
Изменение структуры основных производственных фондов 
Основные производст-
2000 г. 2001 
г. 2002 
г. 
венные фонды 
 %  %  % 
1. Здания и сооружения 
 
 
 
 
 
 
2. Силовые машины и 
оборудование 
... 
Всего ОФ 
 
 
 
 
 
 
 
17

Таблица 5 
Показатели использования основных производственных фондов 
Наименование 
Един.  Абсолютная величина 
Изменение показателей 
показателя ис-
измер. 
показателей 
использования ОФ 
пользования ОФ 
2000 г. 2001 г. 2002 г. 2001 в %  2002 в %  2002 в % 
к 2000 г. 
к 2000 г. 
к 2001 г. 
1. Фондоотдача 
 
 
 
 
 
 
2. Фондоемкость 
3. Фондовоору-
женность 
 
Таблица 6 
Нормативы собственных оборотных средств (ОС) предприятия 
Оборотные 
на 01.01.00 
на 01.01.01. 
на 01.01.02 
на 01.01.03 
средства 
 
одно- норма-
одно-
норма-  одно-
норма- 
одно- норма- 
днев-
тив 
дневная 
тив 
дневная 
тив 
дневная  тив 
ная 
 
  потреб-
 
 
потреб
 
  потреб-  
 
потреб
ность 
ность 
ность 
ность 
1. Сырье и 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
материалы 
2. Покуп-
ные изде-
лия 
3. Тара 
4. Топливо 
5. Запчасти 
6. Мало-
ценная ос-
настка и 
инструмент 
Итого 
7. Неза-
вершенное 
производ-
ство 
8. Готовая 
продукция 
Всего ОС 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
18 

Таблица 7 
Источник пополнения оборотных средств предприятия 
Годы 
Источник пополнения 
2000 
2001          
2002 
1. Наличие собственных ОС 
 
 
 
2. Отчисления от прибыли 
3. Дооценка материалов 
4. Авансы заказчиков 
5. Кредитные ресурсы 
 
Таблица 8 
Показатели оборачиваемости оборотных средств 
Абсолютная величина 
Един. 
показателей 
Изменение показателей 
Наименование 
показателя 
измер.  1999 г. 2000 г. 2001 г.  2000 в %  2001 в %  2002 в % 
к 1999 г.  к 2000 г.  к 1999 г. 
1. Оборотные 
средства 
об. 
2. Скорость 
 
оборачиваемо-
об. 
 
 
 
 
 
 
сти 
 
3. Длительность 
 
одного оборота 
дн. 
 
 
Таблица 9 
Изменение показателей по труду и заработной плате (ЗП) 
Наименование 
Един.  Абсолютная величина 
Изменение показателей  
показателя  
измер. 
показателей 
 2000 г.  2001 г.  2002 г. 2001 в % к  2002 в % к  2002 в % к 
2000 г. 
2001 г. 
2001 г. 
1. Численность 
 
 
 
 
 
 
 
персонала 
в том числе: 
- рабочие 
- руководители 
- специалисты 
- МОП 
... 
2. Выработка: 
- одного рабочего 
- одного рабо-
тающего 
 
19

Окончание табл. 9 
Наименование 
Един.  Абсолютная величина 
Изменение показателей  
показателя  
измер. 
показателей 
 2000 г.  2001 г.  2002 г. 2001 в % к  2002 в % к  2002 в % к 
2000 г. 
2000 г. 
2001 г. 
3. Годовой фонд   
 
 
 
 
 
 
заработной пла-
ты ППП 
в том числе: 
- рабочих 
- руководителей 
... 
4. Среднегодо-
вая ЗП 
- одного рабоче-
го 
- одного рабо-
тающего 
5. Зарплатоем-
кость 
 
Таблица 10 
Структура себестоимости товарной продукции и услуг 
по экономическим элементам 
Экономические 
2000 г. 2001 
г. 2002 
г. 
элементы себе-
стоимости 
1.Материальные 
 
 
 
затраты 
2. Заработная пла-
та 
3. Отчисления на 
соц. нужды 
4. Амортизация 
5. Прочие 
Итого с/с 
 
 
 
 
20 

Таблица 11 
Динамика изменения себестоимости, прибыли, рентабельности 
Наименование 
Един. 
Абсолютная величина 
Изменение показателей  
показателя  
измер. 
показателей 
2000 г. 2001 г.  2002 г.  2001 в %   2002 в %  2002 в % 
к 2000 г.  к 2000 г.  к 2001 г. 
1. Себестои-
 
 
 
 
 
 
 
мость товарной 
продукции и ус-
луг 
2. Товарная 
продукция и ус-
луги в оптовых 
ценах 
3. Затраты на 1 
руб. товарной 
продукции и ус-
луг 
4. Прибыль 
5. Рентабель-
ность предпри-
ятия 
 
 
 
 
21

 
ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
1. Цель и задачи курсовой работы .................................................................... 3 
2. Организация выполнения курсовой работы ................................................ 4 
2.1. Общая характеристика предприятия 
       гостинично-туристского комплекса (ГТК) ......................................... 4 
2.2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия ГТК................... 5 
2.3. Организация предпринимательской деятельности 
       на предприятии ГТК.............................................................................. 8 
2.4. Расчет экономической эффективности 
       организационно-технических мероприятий (ОТМ) ........................ 11 
2.5. Оформление курсовой работы ........................................................... 13 
3. Перечень данных для курсовой работы ..................................................... 14 
4. Библиографический список......................................................................... 15 
5. Приложение................................................................................................... 16 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
22 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИЗМА 
Методические указания к курсовой работе 
 
Составитель 
КОРОВИН Леонид Васильевич 
 
Ответственный за выпуск – зав.кафедрой доктор экономических наук, 
профессор В.Ф. Архипова 
 
Редактор Е.В. Невская 
Компьютерная верстка Е.Г. Радченко 
ЛР № 020275. Подписано в печать 27.06.03. 
Формат 60x84/16. Бумага для множит. техники. Гарнитура Taймс. 
Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,39. Уч.-изд. л. 1,28. Тираж  100 экз. 
Заказ 
Редакционно-издательский комплекс 
Владимирского государственного университета. 
600000, Владимир, ул. Горького, 87. 
 
 
23



Похожие:

Экономика предприятий туризма iconР. С. Ладыженская экономика туризма учебное пособие Харьков – 2003
Р. С. Ладыженская. Экономика туризма: Учебное пособие для студентов специальностей гостиничного хозяйства и туризма. – Харьков, 2003....
Экономика предприятий туризма iconПрограмма учебной дисциплины «экономика организаций ( предприятий)»
Опд. Ф. 01. Экономика организаций (предприятий)Структура национальной экономики
Экономика предприятий туризма iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экономика организации (предприятий)»
«Экономика организации (предприятий)» для специальности: 080106. 51 «Финансы» (по отраслям)
Экономика предприятий туризма iconУчебно-методическое обеспечение дисциплины «Экономика организаций ( предприятий )»
Разработка учебно – методических материалов по дисциплине «экономика организаций ( предприятий )». 37
Экономика предприятий туризма icon«Экономика организаций (предприятий)»
В дисциплине «Экономика организаций (предприятий)» сочетаются теоретический и
Экономика предприятий туризма iconРабочая программа по учебной дисциплине Экономика предприятий связи
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Экономика предприятий связи» студентам очной полной формы обучения специальности...
Экономика предприятий туризма iconОсновные образовательные программы Направление 080100 "Экономика" Профиль Экономика предприятий и организаций (туризм и гостинично ресторанный бизнес) Разработала кафедра
Профиль Экономика предприятий и организаций (туризм и гостинично ресторанный бизнес)
Экономика предприятий туризма iconЯковлев Г. А. Экономика и статистика туризма: Учебное пособие. 2-е изд., перераб и доп
Предшествующие курсы, обязательные для изучения данной дисциплины: Изучение дисциплины «Экономика предприятия в игиТ» базируется...
Экономика предприятий туризма iconТематика выпускных квалификационных работ по специальности «Национальная экономика» специализация «Экономика фирмы»
Использование методов финансовой диагностики в целях предотвращения банкротства предприятий (фирм)
Экономика предприятий туризма icon«Экономика предприятий и организаций». Блок/компонент
Аннотации рабочих программ ооп подготовки бакалавра по направлению подготовки 080100. 62 «Экономика» для профиля
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница