«Корпоративные стандарты логистической компании: опыт разработки и использования»




PDF просмотр
Название«Корпоративные стандарты логистической компании: опыт разработки и использования»
Дата конвертации13.09.2012
Размер49.5 Kb.
ТипДокументы
«Корпоративные стандарты логистической компании:  
опыт разработки и использования» 
 
 
Данный  материал  основан  на  опыте  разработки,  внедрения  и  использования 

корпоративных стандартов в мультимодальной транспортной компании «ЮниТранс». 
 
Как создаются компании? В общем случае, как правило, стратегия отсутствует, имеется 
лишь бизнес-план с описанием намерений заняться бизнесом в том или ином сегменте рынка. 
Потенциальные  собственники  приглашают  профессионалов  или  самостоятельно  начинают 
заниматься  организацией  работы  компании,  а  именно  решают  юридические  вопросы, 
выстраивают  технологические  процессы,  занимаются  подбором  персонала,  созданием 
инфраструктуры  компании  и  т.п.  На  свет  появляются  первые  нормативные  документы 
компании:  оргструктура,  должностные  инструкции,  описания  некоторых  технологических 
процессов,  методические  рекомендации  и  проч.  Для  чего  они  создаются?  А  для  того,  чтобы 
организовать работу компании, обучить сотрудников, очертить круг их обязанностей, описать 
взаимосвязи  в  процессах,  установить  регламенты  выполнения  операций,  определить  порядок 
работы  с  клиентами  и  т.п.  Затем,  на  первый  план,  выходят  вопросы,  связанные  с 
распределением  ответственности,  измерением  результативности  выполнения  процессов  и 
проектов,  мотивацией  сотрудников,  тиражирования  технологии  деятельности  в  филиалах  и 
представительствах, организация информационного взаимодействия с клиентами и партнерами 
и т.п. Но самое главное – это постоянная необходимость управлять компанией, а для того чтобы 
эффективно управлять, необходимо понимать не только что и как происходит в компании, но и 
в  ее  внешнем  окружении,  а  понимание  должно  основываться  на  знаниях  и  непротиворечивой 
информации, поставляемой соответствующими информационными системами. 
Знания,  аккумулированные  в  нормативной  документации  и  информационных  системах 
по сути и представляют собой стандарты организации бизнеса компании. 
 
Корпоративные стандарты (КС) – это то, что в совокупности с корпоративной культурой 
образует основу бизнеса любой компании. От прочности этого фундамента во многом зависит 
конкурентоспособность  и  безопасность  бизнеса,  т.к.  корпоративные  стандарты  по  сути 
являются  теми  сокровенными  знаниями («ноу  хау»)  о  бизнесе  компании  и  способах  его 
ведения,  обеспечивающими  стабильность  и  успешное  развитие  компании  в  выбранных 
секторах рынка. 
 
 
Что же мы понимаем под корпоративными стандартами? 
 
На рисунке 1 схематично представлено общее определение корпоративных стандартов и 
основные  вопросы,  ответив  на  которые  мы  определим  зачем  и  что  необходимо 
стандартизировать,  как  внедрять  и  управлять  корпоративными  стандартами,  а  также  как 
действительно извлечь максимальную пользу, используя стандарты в деятельности компании и 
как с наименьшими затратами поддерживать их в актуальном состоянии. 
 
Если  говорить  в  целом,  то  основной  целью  разработки  корпоративных  стандартов 
является повышение эффективности деятельности компании, обеспечение успешного развития 
ее бизнеса. 
Для  этого  необходимо  сформировать  единую  корпоративную  базу  знаний 
(информационную  среду)  для  организации,  управления  и  развития  бизнеса  компании  за  счет 
формализации и отчуждения знаний сотрудников на объективный носитель информации через 
единый  язык  и  технологию  управления  корпоративными  стандартами.  База  знаний  содержит 
описание  структур  и  процессов  деятельности  компании,  необходимых    для  обеспечения 
организации, управления и развития бизнеса компании, обучения сотрудников (тиражирования 
знаний)  и    автоматизации  процессов  компании.  Такая  формализация  знаний  в  том  числе 
снижает  затраты  на  управление  компанией,  а  также  является  предпосылкой  успешного 
построения  эффективной  системы  менеджмента  качества  и  последующей  сертификации  на 
соответствие международному стандарту ISO 9001:2000. 
 
1


 
 
Рис.1 Общее определение корпоративных стандартов (КС) 
 
 
Итак, что же необходимо стандартизировать? 
Для  ответа  на  поставленный  вопрос,  попробуем  разобраться  какие  объекты  
стандартизации  существуют  в  компании.  Обычно  руководители  сразу  вспоминают  про 
организационную  структуру,  должностные  инструкции,  номенклатуру  дел,  документооборот 
компании. Перечень объектов стандартизации зависит от уровня руководителя и определяется 
задачами,  стоящими  перед  компанией  в  целом,  что  в  свою  очередь  определяется  уровнем 
развития  организации,  как  бизнес-системы. При  системном  подходе  к управлению  компанией 
можно выделить следующие классы объекты стандартизации:  
 цели; 
 организационная структура; 
 ресурсы; 
 процессы; 
 показатели; 
 услуги; 
 финансы; 
 документы; 
 ИТ-инфраструктуру; 
 проекты. 
 
Все  перечисленные  объекты  связаны  между  собой  и  образуют  устойчивую  бизнес-
систему  компании.  Обязательными  разделами  стандарта  являются:  назначение,  область 
применения,  термины  и  сокращения,  ответственность,  ссылки  на  связанные  документы 
(внешние, внутренние стандарты или шаблоны рабочих документов), срок действия, процедуры 
внесения изменений и контроля. Стандарт описывает не только структуру и процессы объекта, 
но  и  место  (контекст)  объекта  среди  других  объектов  управления  компании.  Например, 
методологическая  инструкция  описывает  технологию  выполнения  процесса  и  его  связь  с 
другими процессами компании.  
 
2


При  описании  различных  классов  объектов  необходимо  учитывать  специфику  их 
стандартизации: 
Стандарт  на  стратегию  развития  компании  определяет    структуру  стратегических  целей, 
показателей их достижения с указанием ответственных лиц, а также  каталог услуг компании 
для клиентов и перечень стратегических проектов с указанием их приоритетов.  
Стандарт на процессы определяет место процесса в деятельности (сети процессов) компании, 
технологию  и  регламент  его  выполнения  (включая  контрольные  точки),  показатели 
результативности и эффективности, а также владельца процесса (руководителя отвечающего за 
результат процесса перед клиентом компании). 
Стандарт на проекты определяет  форму представления календарного плана его реализации, 
бюджета,  требования  к    ресурсам,  описание  возможных  рисков,  процедуры  инициации, 
планирования,  контроля,  завершения  проекта,  а  также  права  и  ответственность  менеджера 
проекта, заказчика проекта и команды проекта. 
Стандарт  на  организационную  структуру  определяет    вертикальные  связи  подчиненности 
между организационными единицами, как на уровне подразделений компании, так и на уровне 
должностей, с указанием количества сотрудников и вакансий в подразделениях. 
Стандарт  на  ИТ-инфраструктуру  определяет  структуру  и  параметры  корпоративного 
информационного комплекса с привязкой к бизнес-процессам. 
 
 
Так как основу операционной деятельности компании составляют процессы. Рассмотрим 
их  более  подробно.  Процессы  принято  делить  на  три  группы:  основные  процессы  (или 
процессы,  добавляющие  стоимость),  процессы  управления  и  обеспечивающие  процессы.  К 
основным  процессам  относятся  процессы  предварительной  работы  с  клиентами  и 
поставщиками, заключение договоров, обработки заявок клиентов, непосредственное оказание 
услуг, обработка фактической информации, окончательные расчеты и сопровождение клиентов 
и поставщиков. Основные процессы наиболее важны для стандартизации, так как именно от их 
качества зависит успешность бизнеса компании. Имеет смысл стандартизировать (описывать и 
анализировать) их в первую очередь. 
 
Из всего выше сказанного, очевидно, что корпоративные стандарты, по сути, описывают 
и регламентируют деятельность компании, ее внешнего окружения (рис. 2) и являются основой  
устойчивого и успешного  развития ее конкурентных преимуществ. 
 
Конкуренты
КОМПАНИЯ
Деятельность
компании
Потребители
Партнеры
(клиенты)
се
е
й
зн
С К 
 би
е и
 о
е знани
н е
ия
р
н
д
а
е н
Зн
В
ользовани
сп
И
Бизнес-модель
Нормативные
Формирование КС
документы
ARIS
 
Рис.2 Взаимосвязь корпоративных стандартов (КС) с деятельностью компании. 
 
3

 
 
В  какой  же  форме  лучше  разрабатывать  стандарты?  Прежде  чем  ответить  на  этот 
вопрос, определим основные требования к корпоративным стандартам: 
 актуальность; 
 согласованность с внешними стандартами; 
 связанность и непротиворечивость другим нормативным документам (НД); 
 компактность и понятность для руководителей и исполнителей; 
 единая форма представления бизнес-знаний; 
 простота и удобство сопровождения. 
 
При  формировании  корпоративных  стандартов  необходимо  учитывать  требования 
внешних  международных,  государственных  или  отраслевых  стандартов.  Одним  из  самых 
известных  международных  стандартов  является  стандарт ISO 9001:2000, который  определяет 
следующие требования к системе управления компанией: 
1)  Внимание – на заказчика (клиента); 
2)  Ведущая роль руководства в улучшении бизнеса; 
3)  Вовлечение сотрудников в процессы управления; 
4)  Процессный подход к организации деятельности; 
5)  Системный подход к управлению компанией; 
6)  Постоянное улучшение структуры и процессов компании; 
7)  Принятие решений, основанное на объективных фактах; 
8)  Взаимовыгодные отношения с поставщиками и партнерами. 
Другим  известным  стандартом,  описывающим  методику  процесса  управления 
проектами,  является PMBOK (Guide 2000), который  определяет  обязательные  этапы  проекта 
(инициация, планирование, выполнение, контроль, завершение) и задает требования к знаниям 
менеджера проекта. 
Для построения систем стратегического управления, наиболее продвинутой в настоящее 
время,  является  методология Balanced Scorecard (BSC), обеспечивающая  построение 
сбалансированной  системы  показателей  деятельности,  связь  стратегии  компании  с 
операционной деятельностью. 
 
Форма представления корпоративных стандартов определяется в шаблонах нормативных 
документов  (НД).  При  автоматизированной  технологии  формирования  корпоративных 
стандартов  наиболее  оптимальной  является  графическая  и  табличная  форма  представления 
информации.  Конкретная  структура  таблиц  и  моделей,  а  также  принципы  построения  и 
использования  бизнес-модели  определяется  в  Положении  по  моделированию  деятельности 
компании. 
Бизнес-модель  компании  представляет  собой  базу  знаний  о  деятельности, 
объединяющую  в  структурированном  виде  всю  корпоративную  нормативную  документацию. 
Бизнес-модель  компании  может  быть  построена  с  использованием  комплекса  программных 
продуктов ARIS (разработчик  компания IDS Scheer AG) и  интегрирована  в  интранет-портал 
компании. 
Вид  главной  карты  бизнес-модели  компании  представлен  на  рисунке 3. Все  модели, 
также как и соответствующие НД, сгруппированы по уровням системы управления компанией: 
уровень  стратегии,  уровень  проектов,  уровень  процессов,  уровень  ресурсов.  Карта  бизнес-
модели  обеспечивает  для  руководителей  и  сотрудников  из  обычного  интернет  браузера 
быстрый доступ к соответствующим фрагментам бизнес-знаний компании. 
 
 
4


 
 
Рис. 3. Структура бизнес-модели компании в среде ARIS, доступная из интранет-портала. 
 
Имея  единую  бизнес-модель  компании,  построенную  с  использованием  программных 
продуктов ARIS, достаточно  просто  формировать  и  поддерживать  в  актуальном  состоянии 
необходимые  для  деятельности  компании  нормативные  документы,  используя  специальные 
автоматизированные процедуры и шаблоны (рис.4). 
 
5


 
Рис.4. Схема формирования нормативных документов (НД). 
 
Структура верхнего уровня корпоративных стандартов логистической компании показана 
на рисунке 5. Основными нормативными документами являются: 
 Стратегия  развития  компании,  включающая  маркетинговую  и  финансовую  стратегию, 
организационный план, ИТ-стратегию; 
 Положение по стратегическому управлению компанией; 
 Положение по моделированию деятельности компании; 
 Положение по управлению проектами; 
 Положение по документообороту компании; 
 Политика компании в области качества; 
 Руководство по качеству; 
 Процессная модель компании; 
 Учетная политика компании, определяющая структуру и порядок ведения управленческого 
и бухгалтерского учета. 
 
 
6


 
 
Рис. 5 Корпоративные стандарты логистической компании (верхний уровень) 
 
 
Но  мало  разработать  корпоративные  стандарты,  их  необходимо  еще  и  внедрить  в 
деятельность  компании,  а  затем  контролировать  и  управлять  ими.  А  это  гораздо  сложнее  и 
ответственнее  самой  разработки.  Можно  разработать  очень  качественные  и  красивые 
документы,  но  вся  работа  будет  совершенно  напрасна,  если  не  подойти  серьезно  к  процессу 
внедрения. 
Для  успешного  внедрения  КС  в  деятельность  компании  необходима  постоянная 
поддержка со стороны руководителей и собственников компании, а при разработке некоторых 
нормативных документов, например, стратегии, необходимо их непосредственное участие. 
Надо  понимать,  что  нельзя  непосредственно  управлять  стратегией,  процессами  или 
проектами, ими можно управлять только через соответствующих людей. Поэтому критическим 
фактором успеха является  организация мотивации и непрерывного обучения всех сотрудников 
компании,  формирования  корпоративной  культуры  и  духа  непрерывного  совершенствования. 
Особое  значение  имеет  обучение  менеджмента  компании  вопросам  качества,  моделирования, 
методологии управления проектами и процессами,  принципам стратегического менеджмента. 
Использование  методологии  проектного  управления  позволит  повысить  эффективность 
процесса  разработки  и  внедрения  КС.  Например,  в  МТК  «ЮниТранс»  проектное  управление 
внедрением  КС  организовано  на  базе  программного  продукта MS Project Server, 
интегрированного в интранет-портал компании. 
 
Основными проектами компании в настоящее время являются: 
 Проекты по разработке новых для компании видов логистических услуг. 
 Проект построения и развития СМК. В настоящее время завершен второй этап – в июне 
2003 года компании успешно прошла инспекционный аудит стандарту ISO 9001:2000 и 
подтвердила сертификат качества от SGS (Швейцария). 
 Проект построения системы стратегического управления по методологии BSC. 
 Проект бизнес-моделирования компании. 
 Проекты по развитию корпоративного информационного комплекса. 
 
 
 
7

 
После внедрения важно организовать контроль, как за использованием стандартов, так и 
за  их  актуальностью.  С  целью  оценки  с  одной  стороны  работы  КС,  с  другой  стороны 
актуальности  нормативной  документации  в  компании  периодически  проводятся  внутренние 
аудиты, 
результатом 
работы 
которых 
является 
планирование 
соответствующих 
корректирующих мероприятий, направленных на оптимизацию процессов или на актуализацию 
нормативных  документов.  В  МТК  «ЮниТранс»  внутренние  аудиты  проводятся  группой 
внутренних  аудиторов  в  соответствие  с  планами,  утвержденными  на  заседаниях  Комитета  по 
качеству.  Комитет  по  качеству  был  сформирован  в  результате  проекта  построения  системы 
менеджмента качества по стандарту ISO 9001:2000 (сертификат SGS, Швейцария - июнь 2002). 
В  состав  Комитета  по  качеству  кроме  владельцев  процессов  входит  практически  все 
руководство компании, так что можно сказать, что Комитет выполняет, в том числе, и функции 
Правления компании.  
Разработка, внедрение, контроль и коррекция (актуализация) КС по 
сути  представляют  собой  цикл  управления  (рис.6),  который  включает  в  себя  проведение 
внутренних аудитов и проектов по оптимизации деятельности компании. 
 
Бизнес  постоянно  развивается,  меняются  как  внутренние,  так  и  внешние  условия 
деятельности компании и соответственно неизбежно изменяются и корпоративные стандарты. 
Очень  важно  следить  за  их  актуальностью,  чтобы  они  соответствовали  текущей  деятельности 
компании.  Стандарты  актуализируются  или  пересматриваются  либо  по  инициативе  владельца 
процесса,  менеджмента  компании,  либо  по  итогам  внутреннего  аудита,  либо  по  истечению 
срока  действия  стандарта,  указанного  в  журнале  регистрации  НД.  Здесь  важно  отметить,  что 
необходимо  актуализировать  не  только  НД,  но  и  шаблоны  записей  процессов,  т.е.  шаблоны 
рабочих  документов,  таких  как  форма  заявки,  коммерческого  предложения,  договора,  акта 
выполненных  работ  и  т.д.  Процедуры  управления  нормативными  документами  и  записями 
процессов регламентируются соответствующими методологическими инструкциями. 
 
 
 
 
Внешние стандарты
Классификатор
Список НД
нормативных документов
на актуализацию
Шаблоны
Нормативные
нормативных документов
документы
Соглашения по
Бизнес-модель
Бизнес-модель
Отчет по аудиту
моделированию
компании
компании
Формирование
требований к
Формирование
Внедрение
Аудит
Корректировка
корпоративных
корпоративных
нормативных
корпоративных
корпоративными
стандартов
стандартов
документов
стандартов
стандартам
Деятельность
Проект
План аудитов
компании
(ре) инжиниринга
Запросы от
владельцев процессов
Процессы
управления
Компанией
Изменение
стратегии Компании
Требования к
шаблонам НД
Требования к
составу КС
Требования к
технологии КС
 
Рис.6. Процесс управления корпоративными стандартами (КС). 
 
 
 
8

В условиях достаточно интенсивного развития рынка логистических услуг в России и с 
дальнейшим  развитием  технологий  роль  КС  в  деятельности  компании  на  современном  этапе 
возрастает  многократно.  На  российский  рынок  выходят  высокотехнологичные  иностранные 
компании,  что  будет  еще  более  способствовать  усилению  конкурентной  борьбы.  Так  что  без 
использования  современных  бизнес  и  информационных  технологий  делать  бизнес  на  рынке 
логистических  услуг  станет  просто  невозможно  уже  в  ближайшее  время.  Информационные 
технологии  сегодня  не  только  обеспечивают  поддержку  бизнеса,  но  и  становятся  частью 
бизнеса  логистических  компаний,  создавая  конкурентные  преимущества  в  условиях 
современного рынка. 
 
 
 
 
 
 
Бураков Сергей, Начальник Отдела развития технологий, s.burakov@utrans.ru 
Чаленко Анатолий, Директор Департамента информационных и бизнес технологий, chalenko@perevozki.ru 
 
МТК «ЮниТранс», тел.(095) 775-0025,факс (095) 775-0026, www.utrans.ru
 
 
 
9

Document Outline

  • «Корпоративные стандарты логистической компании: опыт разра



Похожие:

«Корпоративные стандарты логистической компании: опыт разработки и использования» iconКонцепция развития разработки и использования свободного программного обеспечения в Российской Федерации оглавление
...
«Корпоративные стандарты логистической компании: опыт разработки и использования» iconТиповой бизнес-план транспортно- логистической компании в региональном центре демонстрационная версия

«Корпоративные стандарты логистической компании: опыт разработки и использования» iconТиповой бизнес-план транспортно- логистической компании в региональном центре демонстрационная версия

«Корпоративные стандарты логистической компании: опыт разработки и использования» iconУ международной логистической компании Tablogix богатый
Но к капиталу и другим компетенциям фонда прямых инвестиций, работающего на российском рынке, она приобщилась не так
«Корпоративные стандарты логистической компании: опыт разработки и использования» icon1. Интегрированные системы менеджмента на мсп предпосылки создания исм принципы интеграции Требования, содержащиеся в корпоративных стандартах Процесс внедрения исм опыт разработки и внедрения исм в организациях-поставщика ОАО «Газпром»
...
«Корпоративные стандарты логистической компании: опыт разработки и использования» iconКорпоративные новости
Доходы компании в прошлом обрабатывающий комбинат в магазины «шаговой доступности»
«Корпоративные стандарты логистической компании: опыт разработки и использования» iconСтандарты юнидо (unido) для разработки бизнес-плана
По методике, предложенной юнидо, Бизнес-план должен состоять из одиннадцати глав, посвященных следующим вопросам
«Корпоративные стандарты логистической компании: опыт разработки и использования» iconПрограмма вступительного испытания собеседования для магистерской программы «корпоративные финансы»
Вступительный экзамен по магистерской программе «Корпоративные финансы» включает 2 блока дисциплин
«Корпоративные стандарты логистической компании: опыт разработки и использования» iconПовышениеквалификации скомпанией«Альт-Инвест»: семинары,тренинги,сертификация
Опыт компании в проведении семинаров
«Корпоративные стандарты логистической компании: опыт разработки и использования» iconПрезентация заказного бизнес-плана
Высокое качество. Все наши специалисты имеют внушительный опыт разработки бизнес-планов
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница