На современном уроке




НазваниеНа современном уроке
страница1/8
Дата конвертации13.09.2012
Размер1.07 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5   6   7   8



Управление образования администрации

Златоустовского городского округа

Отдел информационно-методического обеспечения


СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ


Златоуст

2009


«СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ» / Составители: И.И. Полтава, Г.И.Козлова- Златоуст: Изд-во ММЦ № 74205, 2009 г. –35 с.


Использованы рекомендации ЧИППКРО, АПК и ППРО,

РГПУ имени А.И. Герцена


Данный сборник содержит информацию по современным педагогическим технологиям и рекомендации по их применению. Будет интересен и полезен для директоров ОУ, завучей, руководителей методических объединений, педагогических работников ОУ


СОДЕРЖАНИЕ


Что подразумеваем под понятием «педагогическая технология»


3 стр

Классификация педагогических технологий


5 стр

Критерии технологичности


8 стр

Признаки современных педагогических технологий


9 стр

Условия эффективности использования

педтехнологий на уроках


9 стр

Технология модульного обучения


10 стр

Технология развития критического мышления


13 стр


Технология анализа конкретных ситуаций


19 стр

Исследовательская технология обучения старшеклассников

22 стр

Технология педагогической мастерской


24 стр

Технология организации группового взаимодействия


26 стр

Технология проектного обучения


31 стр

Технология игрового обучения


37 стр

Технология проблемного обучения




39 стр

Технологии организации самостоятельной

работы


43 стр

Приемы и стратегии учебной

рефлексии


51 стр



Содержание образования – это король,

а технологии образования – это Бог.

В.П.Тихомиров


Педагогическая технология (гр. «технос» – искусство, мастерство, «логос» – учение) – системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)

- это системная совокупность и порядок функционирования всех методологических, инструментальных и личностных средств, используемых для достижения педагогических целей ( М.И.Кларин)

- совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств. Она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса(Б.Т. Лихачев)

- область педагогических знаний, отражающая характеристики глубинных процессов педагогической деятельности (С.А. Днепров, В.М. Кадневский)

– новое (с 50-х гг. 20 в.) направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов. Представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий (Коджаспировы)

совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели (Б.М. Бим-Бад).





Классификация педагогических технологий


Тенденция

Задача

Технологии





Переход от обучения к учению


Поиск организацион-

ных форм освоения содержания образования


Модульного обучения

Организации самостоятельной работы

Дистанционного обучения

Другие





Реализация компетент-ностного подхода



Расширение спектра

видов

продуктивной

образовательной деятельности обучающихся



Проектной,

учебно-исследовательской деятельности

Анализа конкретной ситуации

Организации творческой деятельности

Другие





Возрастание роли

субъектности и самостоятельности,

необходимость учения «через всю жизнь»


Осуществление учения

Рефлексивного обучения

оценки достижений,

самоконтроля,

Самообразовательной деятельности





Возрастание роли информации в современном мире


Организация работы с информацией


РКМЧП /развитие критического мышления через чтение и письмо/

Информационные

Проблемного обучения

Другие


Возрастание роли

командной работы

в современном мире


Организация группового взаимодействия в

образовательном

процессе


Организации группового взаимодействия

Организации дискуссии

Обучения на основе социального взаимодействия и т. д.






Некоторые классификации педагогических технологий

(по Г.К. Селевко)



По уровню и характеру применения:

1) социально-педагогические – общепедагогические;

отраслевые – частнопредметные;

модульные – локальные – узкометодические;

конкретно-личностные;

2) монотехнологии и политехнологии (интегративные).


По ориентации на сферы и структуры индивида:

информационные (сфера ЗУН),

операционные (сфера умственных действий),

эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные

(сфера эстетических и нравственных отношений),

технологии саморазвития

(формирование самоуправляющих механизмов личности),

эвристические (действенно-практическая сфера),

психофизиологические и компетентностные

(ключевые компетентности личности).


По характеру содержания и структуры:

светские и религиозные,

общеобразовательные и профессионально-ориентированные,

гуманитарные и технологические,

валеологические и экологические,

различные отраслевые (частнопредметные).


По виду педагогической деятельности:

– обучающие (дидактические), воспитательные и развивающие;

– педагогической поддержки (сопровождения), реабилитации, педагогической помощи;

– социализации, адаптации, автономизации, социального закаливания;

–управления, диагностики (мониторинга), коррекции (компенсации), манипуляции;

– психолого-педагогические, социально-педагогические, медико-педагогические, культурологические.


По типу управления учебно-воспитательным процессом:

классическое лекционное (вербальное),

классическое традиционное обучение,

система малых групп,

компьютерное индивидуальное,

программированное обучение,

взаимообучение,

массовое,

самостоятельное изучение печатной продукции (работа с книгой),

современное традиционное обучение с классическими ТСО,

индивидуальное (система «консультант»),

индивидуальное (система «репетитор»),

самоуправление,

административное управление.


По преобладающим (доминирующим) методам и способам обучения:

активные – пассивные;

догматические – продуктивные;

объяснительно-иллюстративные – проблемные;

убеждения (вербальные) – наглядные – практические;

проблемные – поисковые – исследовательские;

индивидуальные – групповые – коллективные и т.д.


По подходу к ребенку и воспитательной ориентации:

субъект-объектные и субъект-субъектные;

интерактивные – интраактивные – экстраактивные;

авторитарные – демократические – либеральные;

дидакто-, социо-, антропоцентрические;

личностно-, деятельностно-, средоориентированные;

коллективного воспитания – индивидуальные;

технологии сотрудничества – самовоспитания.


Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)

Игровые технологии

Технологии проблемного обучения

Технология проектного обучения

Технология проведения дискуссий

Технология «Дебаты»

Тренинговые технологии

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

Технология программированного обучения

Технология уровневой дифференциации

Технология дифференцированного обучения по интересам детей

Технология индивидуализации обучения

Технология коллективного способа обучения

Технология групповой деятельности

Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении

Технологии развивающего образования

Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Технология диагностического прямого развивающего обучения (авт. – А.А. Востриков)

Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (авт. – И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов)

Личностно-ориентированное развивающее обучение

Технология саморазвития личности учащегося А.А. Ухтомского – Г.К. Селевко

Школа авторизованного образования

Интегративная технология развивающего обучения Л.Г. Петерсон

Альтернативные технологии

Технология продуктивного образования

Технология вероятностного образования

Технология мастерских

Технология эвристического образования

Технология на основе дидактического и методического усовершенствования учебно-воспитательного процесса


Критерии технологичности


1.Концептуальность (опора на определенную научную концепцию).


   2.Системность (логика процесса, взаимосвязь всех частей).


3.Управляемость (диагностическое целеполагание, проектирование процесса обучения, поэтапная диагностика, коррекция учебного процесса).


4.Эффективность (эффективность по результатам; оптимальность по затратам; гарантированность достижения определенного стандарта обучения).


5. Воспроизводимость (возможность применения другими).


Признаки современных педагогических технологий:


  • единство творческого замысла и алгоритма деятельности

  • постоянное взаимодействие, требующее открытости и способности работать вместе, сообща, в команде

  • личностное отношение к познавательной деятельности




  • взаимосвязь цели, средств ее достижения и результатов

  • постоянная рефлексия над полученными результатами, выращивание «живого знания»

  • диалоговая позиция



Условия эффективности использования педагогических технологий

на занятиях

  1. Определение приоритетных целей, их соотнесенность с конечным результатом (цель над средством, а не наоборот).

  2. Моделирование педагогического процесса (действия, операции, их систематизация, упорядочивание, определение методического обеспечения, арсенала педагогических средств).

  3. Проектирование желаемого результата.

  4. Отбор наиболее значимого материала, его структурирование.

  5. Система диагностических методов (текущий, рубежный, итоговый, операциональный, промежуточный контроль). Оценка эффективности.

  6. Система коррекционных мер.

  7. Мотивация учащихся.

  8. Обязательное последовательное выполнение всех этапов.





ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ


Развитие и образование ни одному человеку не могут быть

даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться,

должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными

силами, собственным напряжением.

А.Дистервег


Авторы – Дж. Рассел (США), П. Юцевичене, М. А. Чошанов (отечественная педагогика).

Модуль – учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу материала и предписывающий обучающемуся действия (по Расселу). В основе технологии – идеи смешанного программирования, блочной подачи учебного материала, прямой и обратной связи, сочетания контроля и самоконтроля.

Учебный модуль – это относительно самостоятельный блок учебной информации, включающий в себя цели и учебные задачи, методические рекомендации, ориентировочную основу действия и средства контроля (самоконтроля) успешности выполнения учебной деятельности.

Структура модуля


Модуль выстраивается по принципу разбивки учебного материала

по учебным элементам




Достоинства модульного обучения:

  1. Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого ученика.

  2. Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками.

  3. Задается индивидуальный темп учебной деятельности.

  4. Поэтапный – модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения.

  5. Достигается определенная «технологизация» обучения. Обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства учителя.

  6. Возможность рейтингового контроля.


Модели структуры обучающего модуля

Модель 1:

– целевой блок (осознание близких, средних и отдаленных перспектив учения обучающимися, формирование положительной мотивации учения, активной позиции в учебном процессе, развитие самостоятельности);

– информационный блок (структурирование содержания учебного материала);

– методический блок (серия способов и путей усвоения содержания обучения, возможность выбора индивидуальных учебных маршрутов);

– блок контроля и оценки результатов (текущий контроль – самоконтроль и самооценка; итоговый контроль; в целом – циклическое управление).


Модель 2:

– блок «входа»/входной контроль (пропуск в модуль через актуализацию опорных компетенций, наличие ссылок к пройденному учебному материалу при выполнении контрольных заданий, учет междисциплинарных связей; может быть словесным, текстовым, тестовым и т.д.);

блок обобщения (постановка проблемы и системное представление структуры данного модуля; формы – генеалогическое дерево, фреймовая сетка, опорный конспект/блок-схема, алгоритм/инструкция);

теоретический блок (центральный, изложение основного содержания в теории вопроса и развитие культуры мышления);

блок генерализации (обобщение содержания модуля путем сжатия информации и представления ее в удобном для запоминания виде; формы – как в блоке обобщения);

– блок «выхода» (могут быть полный, сокращенный или углубленный варианты модуля).


Модель 3:

– учебные цели (сроки реализации программы, основной метод обучения/учения, используемые учебные материалы и ресурсы;

– детальное оглавление модуля (предъявление всех дидактических единиц, которые необходимо усвоить, на уровне понятий и связей между ними);

– структурная схема (указание места модуля в модульной программе);

– учебный элемент модуля (тесты, кейсы, упражнения по материалу модуля, основной текст учебного элемента, включая «боксы» с примерами и упражнениями», выводы и заключения);

– библиографический список, источники (основная и дополнительная литература);

– глоссарий (толковый словарь основных терминов и понятий, используемых в данном модуле).


Этапы технологии (этапы разработки модуля):

Шаг 1. Выдвижение целей и задач (особенность – формулирование в деятельностном аспекте).

Шаг 2. Установление контроля за усвоением этих задач (формулировка задач обучения и конструирование критериев их оценки, составление контрольных заданий с целью определения уровня усвоения, закрепления усвоенного, диагностирования трудностей; конструирование эталонного контроля).

Шаг 3. Конструирование учебного материала, помогающего обучающемуся освоить тему (идея соответствия структуры учебного материала структуре дидактических целей модуля).


Построение модуля какой-либо дисциплины:

  1. Наименование модуля.

  2. Теоретические занятия

  3. Практические занятия.

  4. Лабораторный практикум.

  5. Программное обеспечение.

  6. Самостоятельная работа учащихся.



Модель маршрутного листа освоения модуля


Название модуля

Виды деятельности

Срок исполнения

– Изучение нового учебного материала (под руководством преподавателя; самостоятельно с консультацией преподавателя; полностью самостоятельно)

– Зачет по опорному конспекту (устно, письменно, устно и письменно)

– Зачет по листу взаимоконтроля (в группе, индивидуально преподавателю, индивидуально другому ученику, сдавшему зачет на «отлично»)

– Обучающие самостоятельные работы (репродуктивного, конструктивного, творческого уровня; выполнение индивидуально/в группе; каждый день понемногу, иногда большими частями, всё к концу освоения модуля)

– Проверочные самостоятельные работы (см. прежнюю позицию)

– Консультация по самостоятельной работе (спрашивать о том, что не удалось выполнить; отвечать на вопросы/консультировать)

– Отчет о выполнении самостоятельной работы

– Контрольная работа (соответствует уровню самостоятельного задания)

– Итоговая контрольная работа по содержанию всего модуля (репродуктивного, конструктивного или творческого уровня усвоения: Р – Т, К – Т, Р – К, один уровень




Творческие задания

По желанию


Педагогический контроль в модульном обучении часто выстраивается на основе рейтинга – суммы баллов, набранной учеников в течение некоторого промежутка времени, рассчитанной по определенным формулам, не изменявшимся в течение этого промежутка.

Некоторые ученые отдельно выделяют балльно-рейтинговую технологию в оценивании достижений старшеклассников.





ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ


Постараемся мыслить достойно, - в этом основа нравственности

Паскаль Блез


Авторы – американские педагоги – Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер (90-е гг. XX века).

Критическое мышление – проверка предложенных решений с целью определения области практического применения


Фазы технологии развития критического мышления

  1. Вызов (актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к изучаемой теме)

Учащиеся «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (высказывают предположения), систематизируют информацию до ее изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируют собственные цели.

  1. Осмысление.

Учащиеся читают (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом, активно конструируют (корректируют) цели своего учения.


  1. Рефлексия.

Учащиеся соотносят получаемую информацию с уже известной, используя знания, приобретенные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для реализации сформулированной ранее индивидуально цели учения, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию.


Приемы (в соответствии с фазами)

Вызов


«Подсказка». Приводится краткая информация по теме с целью вызвать любопытство.


«Знаете ли вы, что…?». Эффективный прием фазы вызова, который позволяет настроить обучающихся на работу, заинтересовать изучаемой темой. Предполагает использование необычной, увлекательной информации, связанной с темой урока.


«Верите ли вы?». Может быть использован на стадии вызова с последующим установлением истины на стадии рефлексии. Это позволяет держать учащихся в интеллектуальном напряжении все занятие и придает ему определенную интригу. Сюда же относится прием «Да-нет-ка», используемый для проверки знаний обучающихся с возможной последующей самопроверкой:


  1. учитель задает вопросы, на которые учащиеся могут дать ответ «да» или «нет»;

  2. на стадии вызова обучающиеся заполняют первую строку таблицы:




Номер вопроса

Номер вопроса

Номер вопроса

Номер вопроса

Да

Нет

Да

Да




























  1. после осмысления информации учащиеся вновь возвращаются к данной таблице и заполняют вторую строку, проверяя свои суждения;

  2. можно предложить учащимся найти подтверждение своих мыслей в тексте;

  3. затем ответы проверяются, их можно занести в третью строку таблицы.


«Ключевые термины». Приводятся 4–5 ключевых терминов из текста. Обучающимся предлагается подумать 5 минут и дать общую трактовку этих терминов, предположить, какая между ними связь.


«Разбивка на кластеры (блоки идей)». Учащиеся высказывают свои соображения по теме, группируют их, рисуя некоторое подобие грозди винограда (работа в группах с целью вспомнить все, что школьники знают по теме. Сначала каждый вспоминал сам, потом делился информацией с соседом, а затем в группе формировалось общее мнение). Ведущий (учитель) обобщает информацию на доске.


«Свободное письменное задание» – учащимся предлагается за 5 минут, не останавливаясь, записать все, что им приходит в голову по теме.
  1   2   3   4   5   6   7   8


Похожие:

На современном уроке iconБизнес-план cодержание
Время один на один между учителем и учеником в классе на уроке в среднем сводится
На современном уроке iconПроект для контроля знаний на уроке информатике «Компьютерная фирма» Данный проект (межпредметный)
Данный проект (межпредметный) может быть использован в качестве контрольной работы по теме «Электронные таблицы» в 10-11 классах
На современном уроке iconНа уроке рационально распределять различные виды деятельнос
Одним из таких предметов является экономика. Изучая экономику, школьники узнают «пра- вила игры», действующие в рыночной системе....
На современном уроке iconМультикультурализм в современном мегаполисе
Петербургского государственного университета: В. А. Ачкасовым, Е. С. Горбатюк, А. С
На современном уроке iconА. В. Соколов Научно-техническая политика в развитых странах лить вести исследования на современном уровне по все
Научно-техническая политика в развитых странах лить вести исследования на современном уровне по все
На современном уроке iconПросвирнов С. Ю., Филиппов Н. И
Формирование населения северных территорий Амурской области на современном этапе
На современном уроке iconВ органах государственного управления
Проблема власти и лидерства актуальна в современном мире, особенно для организаций
На современном уроке iconРассматриваются вопросы существования человека в современном мире, про
Для студентов, участвующих в научно-исследовательской работе, магистрантов
На современном уроке iconРуководство по отчетности в области устойчивого развития
Будучи одной из ключевых сил в современном и общество фундаментальной компонентой резуль
На современном уроке iconНаучная сессия
Широкому кругу читателей будет доступна информация о социальной работе в современном обществе, о философии и специальной
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница