А. В. Данильцев: Добрый день, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем мероприятии, которое проводят совместно Центр атэс и Институт торговой политики Высшей школы экономики. Мы рады вас всех вид




НазваниеА. В. Данильцев: Добрый день, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем мероприятии, которое проводят совместно Центр атэс и Институт торговой политики Высшей школы экономики. Мы рады вас всех вид
страница1/9
Дата конвертации13.09.2012
Размер0.95 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Стенограмма заседания ЭГ 20 от 26 апреля


А.В. Данильцев:

Добрый день, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем мероприятии, которое проводят совместно Центр АТЭС и Институт торговой политики Высшей школы экономики. Мы рады вас всех видеть, и надеемся на нашу с вами плодотворную работу. Слово предоставляется Директору центра АТЭС Кадочникову Павлу Анатольевичу.


П.А.Кадочников:

Спасибо большое, Александр Владимирович. Как вы все знаете, в двенадцатом году Россия принимает председательство в АТЭС. И в предварительном варианте, в той концепции председательства, которая сейчас утверждена Президентом Российской Федерации в январе этого года, одним из четырех приоритетов записана региональная экономическая интеграция. Понятно, что с учетом того, что Россия пока еще не член ВТО, с учетом того, что мы обычно не очень активны в обсуждении этой темы, другими экономиками тема считается для России неудобной. И здесь одна из идей руководителей, когда эта тема декларировалась в качестве одной из основных тем председательства, была в том, что, во-первых, у нас довольно высокие шансы присоединиться к ВТО в этом году или в начале следующего, а во-вторых, все-таки у нас в стране, и в нашей науке, и в экономической политике, и просто в политике, накоплен достаточный опыт для того, чтобы эту тему сделать удобной, то есть проявить определенные компетенции, увлечь страны АТЭС общими инициативами и этот вопрос на серьезном уровне в период российского председательства обсудить. Для содержательного наполнения и организации подобных дискуссий по поручению Игоря Ивановича Шувалова в конце прошлого года в Российской Академии Народного хозяйства и госслужбы был создан Центр исследований АТЭС. Директором центра является Игорь Сергеевич Иванов, наш бывший министр иностранных дел, я являюсь исполнительным директором Центра. И нашей задачей помимо поддержки исследований, помимо подготовки аналитических материалов для наших официальных представителей в рабочих органах и в мероприятиях АТЭС, является проведение подобных совещаний, обсуждение в экспертном кругу текущих и перспективных вопросов Российского председательства.

Это уже наш четвертый стол. Мы уже проводили круглые столы по трем остальным приоритетам: по модернизации, по транспорту, по продовольственной безопасности. Опыт показывает, что дискуссию правильней строить из двух частей. Первая - это, все-таки, обсуждать интересы России в регионе. И второе - как мы эти интересы будем реализовывать, достигать наших целей при помощи инструментов, которые заложены в АТЭС. И в соответствии с этим, уважаемые коллеги, просьба высказываться именно в таком ключе. Потому что в перечне наших интересов в регионе не все наши интересы могут быть явным образом озвучены в АТЭС. АТЭС - это специфическая международная организация, консенсусный форум. Это форум со своими традициями, и то, как там обсуждается вопросы, накладывает определенные обязательства, ограничения на его участников. Поэтому интересы России - это большой сложный важный вопрос, по которому надо определиться. И использование механизмов в АТЭС для достижения этих интересов - это вторая часть.

Регион достаточно интенсивно развивается. Оценки за 2010 год, даже по сравнению с 2008, то есть со спадом в 2009 и с восстановлением после кризиса в 2010, показывают, что если у нас Европейский союз по ВВП упал на 2%, по экспорту на 3% с небольшим, Северная Америка вышла примерно в ноль и по ВВП, и по объему экспорта, то в АТЭС общий рост за два года с учетом падений и последующего роста составил больше шести процентов, по экспорту почти двенадцать процентов роста за два года. Это, конечно, сильно смещает и экономический центр, и центр влияния в сторону азиатского региона. И поэтому только дополнительно усиливает роль этого вектора и в наших интересах, и в том, как вообще в мире выстраивается глобальная торговля, как происходит глобализация.

Понятно, что в интересах России, АТЭС и азиатско-тихоокеанские регионы только один из векторов интеграции. У нас есть своя достаточно интенсивная история на постсоветском пространстве. У нас есть давняя с разной степенью интенсивности возобновляющаяся дискуссия с интеграцией на европейском векторе. И понятно, что мы, в целом, хотели бы эти форматы совмещать, но, по-видимому, это не получится на всех направлениях. И вот как раз одна из целей сегодняшнего обсуждения - это понять, если мы говорим про АТЭС, то на каких направлениях интеграция целесообразна и, соответственно, в какой степени и по каким вопросам. И, учитывая, что сам регион занимает важную роль, и вообще эти обсуждения в формировании перспективной международной позиции России, мы сегодня это заседание круглого стола специально совместили с приглашением участников экспертной группы международной позиции России, которая работает над целевым видением двадцатого года по поручению Председателя Правительства.

Круглый стол наш, помимо научного любопытства, которое как показали обсуждения очень велико, носит и практическую направленность. Уже в последней декаде мая будет встреча министров торговли стран АТЭС, где будет присутствовать наш Министр экономического развития Набиуллина Эльвира Сахипзадовна. И ясно, что та повестка, которую предложили Соединенные Штаты, о ней я чуть позже скажу, как раз она будет получать развитие. И в этом смысле нам, конечно, уже сейчас нужно и критически важно понимать, что мы хотим в АТЭС, какие интересы мы должны отстаивать в АТЭС и по поводу каких вопросов мы должны возражать. Ясно, что набор вопросов, которые сегодня предлагается обсудить, которые сейчас являются текущей повесткой для АТЭС определен. Первое - это, как я уже сказал, желание России, в связи с присоединением ВТО с новых горизонтов взглянуть на то, что происходит в мире в части глобальной региональной интеграции. Понятно, что есть проблемы с переговорами по дохийскому раунду ВТО. Понятно, что есть усиливающиеся тренды по региональной интеграции в мире. Понятно, что есть политическая поддержка дохийского раунда и декларации о том, что все страны всячески поддерживают скорейшее завершение переговоров, но, вместе с тем, уже сейчас возникают инициативы и вопросы «А что дальше? И в каком формате это обсуждать?». И поэтому та инициатива, которая прозвучала в виде буквально двух слов в Декларации лидеров - это инструменты интеграции и торговой политики следующего поколения, Next Generation. Вот сейчас, буквально в ближайшие недели, она будет получать развитие и наполнение. И поэтому предложение по тому, что включать в это понимание «инструментов следующего поколения» чрезвычайно важно. Коллег просим по этому поводу высказываться.


Есть набор традиционных вопросов для АТЭС. Либерализация торговли и инвестиций – сегодня по ним, я так понимаю, у нас есть заранее подготовленные доклады. Интеллектуальная собственность, инвестиции, торговля услугами. Есть важный, очень сложный содержательный вопрос - это инициатива Соединенных Штатов этого года по сближению норм регулирования. Тоже не вполне понятно как нам реагировать на эту инициативу, и в какой степени мы хотели бы сближать нормы регулирования по разным вопросам со странами из азиатско-тихоокеанского региона. Понятно, что за этой инициативой лежат конкретные интересы Соединенных Штатов, бизнеса Соединенных Штатов. Понятно, что эти инициативы по-разному воспринимаются экономиками АТЭС. Понятно, что ответы на то, насколько нам это интересно зависит от конкретных вопросов, но темнее менее, вот это то, по поводу чего нам надо формировать позицию и высказываться.

И буквально последний вопрос, который также заслуживает внимания, сегодня тоже надеемся его обсудить, это усиление интенсивности обсуждения вопросов, связанных с экологией. Стратегия роста, которую подписали лидеры стран АТЭС в прошлом году, «зеленый рост» - это одна из неотъемлемых компонент. Присутствует вопрос обсуждения экологических товаров и услуг, присутствуют вопросы поддержки и выделение, скажем, зеленых предприятий в части малого бизнеса, те вопросы, которые активно обсуждаются. И здесь тот контекст обсуждений, который сейчас складывается, если я правильно понимаю, у нас вызывает скорее опасения, чтобы этот зеленый рост не превратился в зеленый протекционизм, защиту рынков развитых стран от товаров развивающихся стран. Вот это тоже требует обсуждения, выработки позиции. И повестка вопросов, которые в формате АТЭС могут быть достаточно общими, а на самом деле влекут за собой вполне четкие конкретные последствия для России, для наших компаний, для нашей внешней торговли.

Вот, примерно те задачи как мы их видим сейчас. И я не хочу отнимать время, а хочется поговорить содержательно. Предлагаю сегодняшний круглый стол сделать максимально живым, высказываться помимо формата заготовленных докладов живыми соображениями относительно того, что важно, что нужно обсуждать, какие интересы отстаивать и в чем, все-таки, может быть позиция России в обсуждении этих вопросов в АТЭС. Спасибо большое.

А.В. Данильцев: Большое спасибо. Уважаемые коллеги, предлагается в связи с тем, что было сказано, чтобы те, кто будет выступать, заранее приготовленными выступлениями в основном постарались кратко поставить проблемы, которые их волнуют и которые были озвучены и не столько информировать, сколько создать почву для дискуссии. А затем мы приглашаем всех остальных участников, естественно, высказываться, вносить свои предложения замечания и так далее. То есть наша цель, конечно, прежде всего - это создать возможность для дискуссии, а не использовать режим брифинга. Сейчас мне хотелось бы предоставить слово нашему уважаемому участнику мероприятия Директору Департамента Стран Азии и Африки Минэкономразвития Чернышеву Сергею Владимировичу.

С.В.Чернышев: Спасибо, Александр Владимирович. Статус участника мероприятия ко многому обязывает, поэтому я себе позволю высказать несколько соображений. Не заявлены экономические интересы России в АТР. В принципе, это сквозная тема, наверное, потому что мы как раз попытаемся сформулировать интересы и потом предложить какие-то инструменты как их реализовать. Но я хотел не с этого начать, а сказать следующее. У нас ключевой вопрос: в этой части повестки АТЭС для себя мы должны разрешить - какая конфигурация участия России, точнее уже России, Белоруссии, Казахстана, может быть в интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе? При этом для начала надо понять, тоже до конца не ясно, каковы именно эти интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Потому что до сих пор здесь какая-то формула тоже не сложилась. Она вырабатывается сейчас на наших глазах и пока носит смешанный характер, то есть это комбинация всяких диагональных двусторонних или более чем, двусторонних, но не многосторонних зон свободной торговли. И попытки создания более широкой интеграционной группировки, которую сейчас чаще всего называют Транс-Тихоокеанским партнерством, с которой в свою очередь конкурируют параллельные попытки работы по либерализации торговли инвестициях в различных форматах – АСЕАН, плюс три или шесть. Это все похожие процессы. Они различаются степенью возможных обязательств сторон и, как всегда, двусторонние зоны свободной торговли или трех-, четырехсторонние они носят более конкретный характер, с большим пониманием для наблюдателей о чем, собственно, договариваются.

Перспективные многосторонние комбинации менее понятны. И даже сейчас, когда с одной стороны, уже американское председательство на дворе, и в ноябре в Гонолулу состоится саммит, на который анонсированы какие-то заявления об успехах этого Транс-Тихоокеанского партнерства, заключение обязывающих договоренностей, совершенно неочевидно, что это удастся сделать. Вот это констатация номер один, что сами интеграционные процессы в этом регионе, условно регион АТЭС, они не носят до конца сложившийся характер. Здесь конкурируют несколько проектов. Многие из них до сих пор носят еще декларативный характер. И большее развитие приобрели двусторонние договоренности по отношению к договоренностям с большим числом участников, назовем это так.

Роль России очень мала во всех этих процессах. Она вообще в интеграционных процессах очень мала, как мы знаем с вами, если сравнивать с другими государствами - членами восьмерки, например. Но в этом регионе она особенно мала. Центр тяжести интеграционных усилий России в последние годы был ориентирован на своих соседей. Мы с полным основанием пытались воссоздать экономическое пространство в ядре бывшего СССР и, в общем, это сейчас вроде бы удается. К середине года должны быть достигнуты обязывающие договоренности по единому экономическому пространству и тем самым в тройке сложатся условия для такого единого экономического поля. Будем надеяться, что это будет реализовано. Украина, по-видимому, не будет тут в полном масштабе участником этого процесса. Мы находимся в переговорах с Европейской Ассоциацией свободной торговли, и все время речь идет о том, что в случае присоединения к ВТО форсируем процессы аналогичных консультаций с Европейским союзом. Там у нас, как уже многократно в различных экспертных форматах было констатировано, очень много стягивающих факторов - и близость регулятивной среды, и целый ряд факторов, на которые не будем время сейчас тратить, чтобы в очередной раз констатировать, что есть много факторов интеграции, лежащих как в чисто экономической, так и в идеологической, в культурно-социологической, цивилизационной, политической плоскостях, которые нас объединяют на европейском направлении.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе мы ведем сейчас консультации о создании зоны свободной торговли со второстепенными торговыми партнерами, которые, однако, могут в будущем стать более активными нашими партнерами - это с Вьетнамом и с Новой Зеландией. Там у нас пока точечные взаимные интересы. Не просматриваются какие-то риски от либерализации торговли, от снятия таможенных пошлин. Нет ощущения, что возникнут какие-то масштабные потоки инвестиций взаимных с этими государствами. То есть, иными словами, это как удачные возможности для экспериментов без особых рисков понести в случае неуспеха, экономический ущерб. То есть, это такие осторожные шаги в этом направлении. То, что будет востребовано политическим руководством страны в будущем году, носит радикально другой характер. Я просто хотел это подчеркнуть. Ожидания руководства состоят в том, что экспертное сообщество, а затем и совокупность ведомств, отвечающих за эти вопросы. Смогут предложить для анонсирования России как председателя в АТЭС целую повестку дня области, региональные интеграции, которые по своему уровню проработки, по амбициозности будут соответствовать тому, что обсуждается в АТЭС сейчас.

То, что обсуждается я коротко упомянул, я уверен здесь еще об этом будут много говорить, но в любом случае, та степень интеграции, которая обсуждается в АТЭС значительно отличается и отличается в сторону проработанности и амбициозности по сравнению с тем, что на этом географическом направлении мы были пока в состоянии аккумулировать. Вот этот разрыв между уровнем проработки вопросов интеграции на Азиатско-Тихоокеанском направлении, который у нас имеется, и теми ожиданиями, которые в течение даже не лет, а месяцев нам придется так или иначе саккумулировать, очень большой. И я должен при этом сказать, что первые заявления, достаточно весомые, мы обязаны просто уже по практике АТЭС, если мы хотим, чтобы нас серьезно воспринимали как участника диалога по вопросам интеграции, откровенно сказать, меньше чем через месяц в Соединенных Штатах. И эти заявления должны сделать наши министры – Эльвира Сахипзадовна Набиуллина, которая возглавит российскую делегацию на переговорах в Монтане, девятнадцатого - двадцатого мая. Поэтому у нас стоят достаточно серьезные задачи. Я для себя, например, думаю следующим образом, что так или иначе нам не уйти. Естественно, что интеграционные процессы всегда, так сказать, рассматриваются в двух плоскостях. Тоже понятно - набор торгово-политических обязательств, взаимных по либерализации рынков товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, с одной стороны. И с другой стороны, создание более однородной экономической среды через гармонизацию законодательства. Понятно, что всегда проще говорить о втором, чем о первом, потому, что первое сопряжено с политическими рисками.

Тут кто-то заявил о том, что хочешь интегрироваться скорее и снять пошлины на автомобили. Как бы не возникли большие проблемы в национальном сообществе заинтересованных сторон. А если ты просто сказал, что ты изучил корейский опыт технического регулирования в области выбросов двигателей внутреннего сгорания, он тебе показался похожим на то, что у тебя есть у самого и, в общем, привести это к единому знаменателю потребуется таких-то, таких-то небольших инвестиций, а потом воспоследуют большие преимущества для твоей собственной промышленности и показать почему. Это процесс более растянутый во времени, более мягкий политически. Поэтому, конечно, есть большое желание и, честно говоря, у нас оно в министерстве тоже есть. Чтобы как-то перевести дискуссию больше в плоскость обсуждения существующих препятствий для взаимной торговли вот этого нетарифного характера, а именно там различия в технических требованиях продукции. Да и что там технические требования, начать с таможенного регулирования и всех сложностей, которые в этой части возникают. Соответственно, электронные декларации надо обсудить, электронные подписи, предварительное декларирование. Ну, то, что мы уже имеем опыт обсуждать.

А американцы нам подкидывают другие сюжеты в этой части. Павел Анатольевич сказал, еще до их председательства, а сейчас они активно развивают дискуссию о том, что есть, оказывается, некие инструменты следующего поколения. Очень хочется в эту дискуссию втянуться и как-то в таком квазиакадемическом ключе продолжать. Но, боюсь, этого будет недостаточно. Боюсь, что нам нужно будет определиться все-таки по ключевым вопросам и заявить некую повестку того, как мы видим построение, собственно, самой, региональной интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И боюсь, что в этом плане нам придется отвечать на вопросы о том, в какой степени, в каком объеме и в каком периоде мы готовы с вами в этом участвовать. Если события в Женеве будут развиваться благоприятным образом, то сначала следующего года мы можем еще и оказаться членами ВТО. И тогда у нас исчезнет возможность делать традиционную оговорку о том, что нам трудно обсуждать вопрос региональной интеграции пока мы не являемся членами ВТО. Как раз на период двенадцатого года при таком развитии событий придется очень ответственное время, когда мы окажемся внутри ВТО, там тоже будут от нас ждать того, как мы позиционируемся: как активный участник ВТО или как реагирующий на тенденции, которые внутри организации развиваются. Поэтому учитывая, что вероятность все-таки членства в ВТО достаточно велика, нам, скорее всего, нужно будет готовить, и мы сейчас этим занимаемся, надеемся, что сегодняшний семинар этому тоже послужит, готовить концепцию нашего участия в региональной интеграции в АТР выходящую за рамки просто гармонизации законодательства, а предполагающей конкретные предложения о том, как мы готовы с вами и в каком составе либерализовать наш режим импорта, наш доступ на рынки услуг, режим инвестиций и перемещения рабочей силы. Вот это вот я хотел сказать и оставляю за собой возможность прокомментировать еще по ходу дискуссии. Спасибо.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Похожие:

А. В. Данильцев: Добрый день, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем мероприятии, которое проводят совместно Центр атэс и Институт торговой политики Высшей школы экономики. Мы рады вас всех вид iconБизнес-планирование проектов
Мы рады приветствовать вас и представить руководство по подготовке проектов в области
А. В. Данильцев: Добрый день, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем мероприятии, которое проводят совместно Центр атэс и Институт торговой политики Высшей школы экономики. Мы рады вас всех вид iconС. Б. Авдашева : Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Авдашева Светлана Борисовна. И я очень рада приветствовать участников нашей сегодняшней сессии
С. Б. Авдашева: Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Авдашева Светлана Борисовна. И я очень рада приветствовать участников...
А. В. Данильцев: Добрый день, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем мероприятии, которое проводят совместно Центр атэс и Институт торговой политики Высшей школы экономики. Мы рады вас всех вид iconДенис Долдо Пардон, но кому можно позадавать вопросы по регистрации, допуску и иже с ними?
Приглашаем вас на военно исторический фестиваль Мстиславский фэст,который состоится 28-29 июля в г. Мстиславле Будем рады вас видеть!подробнее...
А. В. Данильцев: Добрый день, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем мероприятии, которое проводят совместно Центр атэс и Институт торговой политики Высшей школы экономики. Мы рады вас всех вид iconДобрый день, Уважаемые коллеги!
Мы являемся производителем этого материала. Практическое застывание, которого 36 часов!
А. В. Данильцев: Добрый день, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем мероприятии, которое проводят совместно Центр атэс и Институт торговой политики Высшей школы экономики. Мы рады вас всех вид iconМосква, Кремль, Круглый зал
Спасибо за теплый прием. А я со своей стороны хочу всех вас поблагодарить за огромное внимание, которое вы проявили к сегодняшней...
А. В. Данильцев: Добрый день, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем мероприятии, которое проводят совместно Центр атэс и Институт торговой политики Высшей школы экономики. Мы рады вас всех вид iconНовости Наши уважаемые и любимые женщины!
От всей души поздравляю вас с первым весенним праздником — 8 Марта! Без вас мы не пред
А. В. Данильцев: Добрый день, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем мероприятии, которое проводят совместно Центр атэс и Институт торговой политики Высшей школы экономики. Мы рады вас всех вид iconУ каждого из нас есть день, когда
Вами есть общий День Рождения. Уже седьмой раз мы собрались, чтобы отпраздновать его вместе и порадоваться тем новым нашим партнерам,...
А. В. Данильцев: Добрый день, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем мероприятии, которое проводят совместно Центр атэс и Институт торговой политики Высшей школы экономики. Мы рады вас всех вид iconМеждународная академия наук высшей школы международный банковский институт
«актуальные проблемы экономики и новые технологии преподавания (Смирновские чтения)»
А. В. Данильцев: Добрый день, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем мероприятии, которое проводят совместно Центр атэс и Институт торговой политики Высшей школы экономики. Мы рады вас всех вид iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Национальный исследовательский университет «миэт» Информационное письмо Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие в 4-й Всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы информатизации...
А. В. Данильцев: Добрый день, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем мероприятии, которое проводят совместно Центр атэс и Институт торговой политики Высшей школы экономики. Мы рады вас всех вид iconЯ рада приветствовать Вас
В инвестиционном портфеле курорта много интересных проектов, Яровое готово
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница