Рт н р




PDF просмотр
НазваниеРт н р
страница1/133
Дата конвертации13.09.2012
Размер1.32 Mb.
ТипТезисы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   133



М
 

 
 
 РТ
Н
 
-
 
Р
 
:
   
 
Тезисы докладов Всероссийской
научно-практической конференции
(8-9 апреля 2010 года)
Набережные Челны
2010

ББК 65.011.3
Р 17
Развитие потребительского рынка: социальные и экономические аспекты.
Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции (8-9 апреля 2010 года) 
Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ, Набережночелнинский госу-
дарственный торгово-технологический институт; под ред. д-ра пед. наук В. С. Суворова
– Набережные Челны: 2010, – 280 с. 
Настоящий сборник содержит результаты исследований в области  развития потре-
бительского рынка, торговой сферы, рынка труда, профессионального образования, 
представленных на Всероссийскую конференцию «Развитие потребительского рынка: 
социальные и экономические аспекты». 
Для студентов, аспирантов, преподавателей, научных работников и всех лиц, инте-
ресующихся современными проблемами развития потребительского рынка. 
Главный редактор
В. С. Суворов,  доктор педагогических наук
Заместители главного редактора:
С. Л. Иванова, кандидат социологических наук
Н. В. Мандрикова,  кандидат экономических наук
А. В. Орехова
Ответственный за выпуск
Н. П. Алешков
ПЕЧАТАЕТСЯ ПО РЕШЕНИЮ УЧЕНОГО СОВЕТА
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
Тезисы публикуются в авторской редакции
©Набережночелнинский государственный
торгово-технологический институт, 2010
©Авторы статей, 2010
ISBN 978-5-91875-011-7

А
 
 
 
 
 
   
 
Арсланова С. К., кандидат социологических наук,
Набережночелнинский государственный торгово-
технологический институт, г. Набережные Челны
МЕНЕДЖМЕНТ КАК МЕТОД СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 
СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
Как социологический термин менеджмент объединяет различные 
значения, связанные со словом «управление». С позиции старых под-
ходов, менеджмент — это управление бизнесом, а новые подходы рас-

сматривают менеджмент как общую и главную функцию общества. 
В современных экономических условиях методы и инструменты ме-
неджмента применяются для управления территориальными образо-
ваниями. 
Например, применение принципов и технологий стратеги ческого 
планирования, риск-менеджмента, реализуемых на уровне предприятия, к 
социально-экономическим территориальным системам, что представляет собой 
и регион. Стереотипы однобокого понимания региона, как производственного 
комплекса, заменяются пониманием региона как развивающейся системы, со-
вокупности субпотенциалов территориальной общности. Сегодня важно видеть 
в потенциале каждого региона факторы саморазвития, самореализации, кото-
рые проявляются в совокупной деятельности общности, ее представителей и 
групп. От раскрытия экономического, социального, политического, духовного 
потенциала зависит развитие потенциала региона в целом.
Регион представляет собой целостную управляемую систему, обладающую 
своей структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, 
условиями жизни населения. Регион как систему, нуждающуюся в управлении, 
характеризует ряд признаков: большой размер системы; наличие большого ко-
личества взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями; 
наличие многоконтурности и иерархичности структуры; высокая динамичность 
элементов, которая требует оперативности координирующих воздействий; не-
полная определенность состояний элементов системы.
3

Актуальные проблемы управления субъектами торговой сферы и общественного питания
Основополагающим принципом регионального менеджмента является мно-
гоцелевая ориентация и комплексность, представленная предпринимательской, 
хозяйственной, производственно-сбытовой деятельностями, объединенными 
в систему, действующую в интересах региона с синергетическим эффектом. 
Ориентируясь на основной принцип регионального менеджмента, его цели 
представим следующим образом:
—  обеспечение прибыльности экономической деятельности региона посред-
ством максимально выгодного использования ресурсного, производственного 
и трудового потенциалов;
—  разработка программы эффективного производства и реализации востре-
бованных товаров и услуг, производимых в регионе и их продвижение на рынок 
(специализация региона на основе имеющихся ресурсов).
Сравнение управления хозяйственной социаль но-экономической системой, кото-
рой является предприятие, и социально-экономической территориальной системой, 
которой является регион, обращает внимание на принципиальные различия в миссии 
указанных систем. Например, применение моделей проектного управления не может 
обеспечить выполнение задач, которые стоят перед регионом, охватить все направле-
ния региональной деятельности. Потреб ность в адаптации экономики региона и его 
эф фективное функционирование и развитие объективно обу словливает необходи-
мость совершенствования механизма управления территорией.
Менеджмент — «это особая идеология и самостоятельный институт» 
[1]. В социологическом знании менеджмент представляет направление, 
олицетворяющее поиск наиболее оптимальных приемов руководства и 
управления организацией, территориальным образованием на микро- и 

макроуровне. Как социальный институт менеджмент представляет осо-
бое образование, которое обеспечивает стабильность общественных от-
ношений и связей. 
Важнейшими функциями менеджмента как социального 
института являются мобилизация человеческих ресурсов, представленных в 
рамках региона человеческим капиталом, внедрение инноваций и маркетинга. 
Реализация названных функций способствует достижению главной цели систе-
мы — удовлетворения социальных потребностей населения, общностей людей.
Современный институт менеджмента сфокусирован на профессиональном ре-
шении проблем развития общества. Применительно к уровню региона, менед-
жмент следует рассматривать как институт управления субпотенциалами региона 
в целях достижения устойчивости региона и его развития. Проникая в неком-
мерческую сферу, менеджмент перестраивает фундамент управления. 
По мнению П. Друкера, когда менеджмент выходит за рамки предпри-

ятия или отрасли, и охватывает территорию, происходят большие из-
менения. Развитие объединения людей есть следствие менеджмента [2].
Развитие региона находится под влиянием целого ряда внешних и внутренних фак-
торов. Совокупный потенциал региона находится в зависимости от географических 
4
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   133


Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница