Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики




НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики
страница1/5
Дата конвертации13.09.2012
Размер0.58 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5




учебно-методический комплекс дисциплины


ОСНОВЫ

ЖУРНАЛИСТИКИ


Для студентов факультета журналистики


Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2009


УТВЕРЖДЕНО

кафедрой теории и практики

периодической печати


С о с т а в и т е л и : д-р филол. наук, проф. А.С. Шилов (часть I);

доц. О.А. Воронова (часть II);

канд. филол. наук, доц. Л.Г. Свитич (часть III)


Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы журналистики» / А.С. Шилов, О.А. Воронова, Л.Г. Свитич. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2009. – 39 с.


Подготовлен на факультете журналистики.


Программа соответствует требованиям

Государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования


© Шилов А.С., Воронова О.А., Свитич Л.Г., 2009

Часть I. Введение в теорию журналистики


цели и задачи


Цель изучения первой части дисциплины: сформировать у студента представление о журналистике как единстве научной теории и социальной практики; сформировать представление о содержании и сущности основных категорий журналистики; дать представление об общих закономерностях функционирования СМИ; задать систему подходов к изучению всего спектра журналистских дисциплин.

Основные задачи:

  • раскрыть содержание и сущность основных категорий журналистики;

  • дать представление о журналистике как специфической массово-информационной деятельности;

  • выявить основы функционирования СМИ в современном обществе;

  • подготовить студентов к овладению информационными, правовыми, экономическими, социально-политическими и моральными основами деятельности СМИ;

  • показать использование функционального подхода в журналистике;

  • представить основы и сущность журналистики как области творческой деятельности;

  • проанализировать процессы формирования социальной позиции журналиста;

  • помочь осознать место и роль журналистики в системе социальных институтов;

  • научить оценивать факторы, влияющие на свободу СМИ и журналистского творчества;

  • найти критерии результативности деятельности СМИ;

  • дать практические навыки журналистской деонтологии;

  • научить видеть современную журналистику в контексте духовного развития общества.

Студент должен готовить себя к осуществлению следующих видов профессиональной деятельности:

1. Журналистская авторская (создание собственных материалов для СМИ).

2. Журналистская организаторская (привлечение к сотрудничеству со средствами массовой информации общественности и разных слоев аудитории).

3. Журналистская редакторская (приведение предназначенных к публикации материалов в соответствие с требованиями, нормами, принятыми в СМИ).

4. Программирующая (участие в информационном маркетинге, в разработке и корректировке концепции органа информации, в планировании редакционной работы и анализе ее результатов).

5. Производственно-технологическая (подготовка текстов к печати, выходу в эфир, работа с транслируемой информацией, участие в процессе выхода издания, программы «в свет»).


Программа1

Тема 1. Система понятий теории журналистики

Теория журналистики как наука: предмет изучения, специфика. Система основных категорий науки о журналистике. Компоненты системы: «учредитель», «издатель», «журналист», Взаимодействие понятия «журналистика» с понятиями «mass media», «средства массовой информации», «средства массовой коммуникации» и другими. Основные разделы и области научного знания о журналистике (газетно-журнальная, радио- и тележурналистика, редакционно-издательское дело и т. д.).

Понятие «информация»: многообразие подходов, обыденное и научное значение термина. Информация и знание. Массовая информация, ее признаки и специфика. Журналистика как носитель массовой информации. Массовая аудитория и ее характеристики.

Место и роль теоретических знаний в журналистском творчестве и практике журналистской деятельности.

Тема 2. Журналистика как сфера массово-информационной деятельности

Журналистика как массово-информационная деятельность. Массово-информационная деятельность: сбор, обработка, компоновка, передача, восприятие, трансформация, хранение и использование массовой информации. Полнота и достоверность информации. Проблема соотнесения потенциальной, принятой и реальной информации. Семантический, синтактический и прагматический аспекты массово-информационных текстов.

Основные аспекты массово-информационной деятельности. СМИ и ориентация аудитории. Информационная транспарентность. Доступность источников информации для журналистов. Информация и дезинформация. Проблема информационного порядка в обществе. Законодательные и этические нормы массово-информационной деятельности.

Массовая информация и социальная информация. Использование массовой информации в социальном управлении. Информация как фактор формирования сознания и поведения массовой аудитории.

Тема 3. Журналистика в системе социальных институтов

Институциональная организация общества и многообразие видов социальных институтов. Особенности журналистики как социального института. Социальное назначение журналистики и процесс ее функционирования в обществе. Различные секторы СМИ: государственные, государственно-обществен­ные, частные.

Журналистика в различных социальных системах. СМИ и информационный порядок в демократическом, гуманистически-ориентированном обществе. Проблемы плюрализма мнений и толерантности (терпимости) к «инакомыслию» в современном обществе. СМИ как инструмент демократии. СМИ как канал выражения и согласования социальных интересов. Социальный диалог в СМИ.

Государственная политика в области СМИ и ее проблемы. Вопрос о журналистике как «четвертой власти». Специфика и возможности реализации «властных полномочий» различных средств массовой информации. Информационная политика редакции. Сущность и формы обеспечения информационной безопасности.

Тема 4. Современная система средств массовой информации

Журналистика в информационном пространстве. Формирование единого информационного пространства региона, страны, мира. Информационное пространство – «информационные поля» различных СМИ. Информационные ниши. Обеспечение информационной безопасности и деятельность СМИ.

Обыденное и научное понимание «системы» применительно к СМИ. Структура системы СМИ. Формирование и проблемы оптимизации. Инфраструктура средств массовой информации. Основные типологические группы современной российской журналистики (качественные и массовые издания, каналы, программы; органы информации различной целевой и предметно-темати­ческой направленности; рассчитанные на определенные группы аудитории; разной периодичности и др.).

Традиционные и новые средства массовой информации. Их типология. Пресса – радио – телевидение: проблемы взаимодействия на макро- и микроуров­нях. Специфика восприятия печатной, аудио и видео информации.

Соревнование и конкуренция на рынке информации.

Тема 5. Функции и жанры журналистики

Функциональный подход к журналистской деятельности. Многообразие социальных и информационных потребностей общества – объективная основа функций журналистики. Возможные классификации функций СМИ: разница теоретических подходов.

Информация и коммуникация как основа современного массово-информационного процесса. Соотношение функций и целей в сфере производства и распространения массовой информации. Система функций журналистики: функции идеологические, непосредственно-организаторские, культурно-просветительные, рекламно-справочные, рекреативные и другие. Характеристика основных функций журналистики. Взаимодополнение функций в массово-информационном процессе. Взаимодействие журналистики с общественным мнением и массовым сознанием как механизм реализации функций.

Жанры современной журналистики, жанровая специфика различных видов журналистской деятельности.

Тема 6. Свобода печати и журналистской деятельности

Свобода журналистики как базовая основа функционирования средств массовой информации. Многозначность понятия «свобода» и проблемы, связанные с его пониманием и использованием. Свобода журналистской деятельности в общем контексте личных и социальных свобод. Становление и характер различных концепций свободы: авторитарной, либеральной (полной свободы), социальной ответственности. Современные подходы и решения.

Социально-творческий аспект свободы журналистской деятельности. Свобода выбора журналистом собственной социальной позиции. Свобода профессиональных решений и действий. Творческий потенциал журналиста и мера свободы деятельности. Злоупотребление свободы печати, подмена понятий. Цензура и самоцензура.

Юридический аспект свободы журналистики. Нормы международного права и отечественный опыт регулирования свободы печати. Проблемы современного законодательства в области СМИ.

Моральные аспекты свободы журналистского творчества. Общественная мораль и ее влияние на журналистику. Профессиональная и служебная этика журналиста как регулятор журналистской деятельности. Экономический аспект свободы журналистики. Основные источники средств: государственная поддержка, реализация продукции (подписка, розничная продажа и др.), субсидии владельца, реклама, спонсорство и т. д. Проблема экономической независимости.

«Табу» в журналистской деятельности: государственная тайна, тайна личной и семейной жизни, врачебная тайна, коммерческая тайна, тайна переписки, тайна следствия и дознания и т. д.

Тема 7. Журналистика как область творческой деятельности

Сущность творчества. Механизм творчества. Критерии творчества. Творчество как высшая форма труда. Зарождение и развитие специализированных видов творчества. Основные формы творческой деятельности: любительство и профессионализм. Единство продуктивного и репродуктивного в журналистике. Стабильное и инновационное в журналистском творчестве. Творческая одаренность как инструмент профессиональной карьеры в журналистике. Талант и гениальность. Проявление таланта в журналистике. Критерии журналистского таланта.

Виды творческой деятельности в журналистике. Журналист как редактор, организатор, автор при подготовке материала, номера, программы и т. д. Уровни творчества: технологические навыки, искусство, мастерство. Журналист как творческая личность. Развитие способностей и овладение культурой творчества журналиста. Активное взаимодействие журналиста с социальной действительностью – специфическая особенность творческого содержания журналистики. Свобода творчества в журналистике.

Редакция как творческий коллектив. Распределение обязанностей, взаимодополнение и взаимозаменяемость. Индивидуальные и коллективные формы творчества. Номер (программа) как результат труда творческого коллектива.

Использование в СМИ научного, художественного, публицистического типов творчества. Журналистское произведение: содержание (тема, проблема, идея) и форма (жанр, композиция, стиль). Процесс создания журналистского произведения. Творческая индивидуальность.

Тема 8. Социальная позиция журналиста

Социальная позиция журналиста как определенное культурно-идеологи­ческое отношение к прошлому и настоящему, представление о желаемом будущем, действующих силах, путях и средствах его достижения. Разнообразие позиций, ценностей и интересов социальных групп и их отражение в журналистике. Социальная позиция как система принципов деятельности. Объективные и субъективные основания личной позиции журналиста. Система личностных качеств журналиста: профессиональные склонности, творческие способности, мировоззренческие взгляды и социальная позиция. Проблемы конвергенции различных позиций.

Соотношение понятий «свобода», «необходимость» и «ответственность» применительно к журналистской деятельности. Социальная позиция журналиста как система принципов деятельности.

Убежденность в выборе своей социальной позиции. Толерантное отношение к другим общественным силам и их представителям в СМИ. Внимание к аудитории и учет ее особенностей.

Принципы журналистской деятельности. Историческая динамика принципов. Принципы как основа социально-политического анализа явлений жизни. Проблема верности принципам. Принципиальность и беспринципность. Принципиальность и компромиссы в деятельности журналиста.

Тема 9. Действенность и эффективность журналистики

Результативность – оценочное суждение о характере и мере выполнения СМИ своих функций в соответствии с социальными потребностями. Результативность и прагматика творческой деятельности. Оптимизация деятельности в расчете на конечный результат. Факторы создания произведений высокой результативности. Результативность СМИ в условиях рыночной экономики.

Действенность как мера результативности журналистской деятельности. Методы изучения действенности и использование их результатов. Действенность как характеристика воздействия СМИ на социальные институты.

Эффективность – мера результативности влияния на массовую аудиторию при реализации ее потребностей в информации. Закономерности информационного поведения аудитории. Знание аудитории как условие эффективности. Идея совокупного результата и концепция пофакторного определения эффективности. Взаимодополняемость подходов. Творческие факторы эффективности.

Взаимозависимость эффективности и действенности.

Тема 10. Журналистская деонтология

Журналистская деонтология как система знаний о профессиональном долге и формах поведения работников СМИ.

Профессиональный долг как регулятор журналистского поведения. Объективные и субъективные основания профессионального долга. Профессиональные кодексы о журналистском долге. Способность к самовозложению долга как аспект профессионального становления журналиста.

Внешняя и внутренняя ответственность: объективный характер и субъективное осознание. Общественный долг и социальная позиция. Категория профессиональной ответственности как отражение зависимости между журналистскими произведениями и последствиями, которые они могут вызвать в общественной жизни и жизни отдельных людей. Формы ответственности: гражданская, юридическая, этическая, служебная.

Гражданская ответственность. Сознательность и убежденность в выборе социальной позиции. Ответственность за свой профессионализм, компетентность, добросовестность поиска, обработки и предоставления информации. Внимание к аудитории, её потребностям и интересам, запросам. Учет особенностей аудитории, её характера и состава. Забота о её развитии. Охрана от деструктивных, унижающих и развращающих воздействий. Проблема отношения к низменным запросам и интересам. «Болевые точки» российской действительности в освещении журналистов различной гражданской позиции.

Юридическая ответственность журналиста. Правовые рамки функционирования СМИ. Юридическая компетентность журналиста как основа его профессиональной деятельности. Права и обязанности журналиста. Основания судебных исков к журналистам. Ответственность за злоупотребления свободой журналистской деятельности. Защита журналиста от неправомерных действий. Авторское право.

Моральная ответственность журналиста. Моральные факторы, формирующие профессиональную ответственность. Значение моральной ответственности для качественного выполнения журналистского долга. Общее и специфическое в морально-этической и правовой ответственности журналиста. Формы моральной ответственности в деятельности журналиста. Этика и право в судебных делах в области средств массовой информации. Кодексы профессиональной этики и кодексы поведения работников различных СМИ.

Совесть журналиста как выражение зависимости между профессиональным поведением и внутренним состоянием человека. Значение «голоса совести» для стимулирования волевого поведения журналиста в случаях негативного и позитивного побуждения к действиям.

Долг журналиста как члена коллектива. Устав редакции и необходимость выполнения его положений. Внутриредакционные документы, регламентирующие права и обязанности сотрудников в различных сферах их деятельности. Дисциплинарная ответственность. Разрешение творческих и трудовых споров.

Журналистский корпус и профессиональные объединения. Национальные и международные организации журналистов. Общественные организации журналистов и центры защиты журналистов.


Учебные задания к семинарским занятиям


  1   2   3   4   5


Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины Экономика и менеджмент сми для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Экономика и менеджмент сми». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова. – 10 с
Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс включает в себя программу курса
Основы журналистики. Организация работы редакции сми : учеб метод комплекс для студентов фак журналис
Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики iconПрограмма дисциплины основы журналистики : система организации и функционирования сми. Введение в специальность цикл опд специальность: 030601. 65-«Журналистика»
Утверждена Учебно-методической комиссией факультета журналистики и социологии кгу
Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины микроэкономика для студентов экономического факультета
Учебно-методический комплекс дисциплины «Микроэкономика» / сост. Т. А. Борисовская. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 10 с
Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика предприятия (организации, фирмы)» составлен в соответствии с государственными стандартами и учебными планами специальностей: «Мировая экономика»,
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов экономического факультета и факультета управления заочной формы обучения
Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом» для студентов дневной и заочной формы обучения
...
Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики iconЭкономика и менеджмент коммуникации Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
Е. В. Маевская, доцент кафедры социологии журналистики факультета журналистики Белорусского государственного университета, кандидат...
Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики iconЭкономика и менеджмент сми типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
А. В. Потребин, доцент кафедры социологии журналистики факультета журналистики Белорусского государственного университета, кандидат...
Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики iconЭкономика и менеджмент книгоиздательского дела Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
А. В. Потребин, доцент кафедры социологии журналистики факультета журналистики Белорусского государственного университета, кандидат...
Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики iconЭкономика и менеджмент средств массовой информации Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
А. В. Потребин, доцент кафедры социологии журналистики факультета журналистики Белорусского государственного университета, кандидат...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница