Негосударственные вузы. Мифы и действительность




НазваниеНегосударственные вузы. Мифы и действительность
страница1/6
Дата конвертации13.09.2012
Размер0.81 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6
Время выбирать!

(Негосударственные вузы. Мифы и действительность).

Время реформ – это всегда время потерь и приобретений. Одним из безусловных приобретений современной российской действительности можно считать свободу выбора. Выбор распространяется практически на все сферы жизни общества, затрагивает самые разные аспекты человеческой деятельности. Как сказал великий французский философ-экзистенциалист Жан-Поль Сартр: «человек осужден быть свободным». В самом деле, возможность выбирать – благо, но благо, сопряженное с ответственностью, а значит требующее особенной продуманности и взвешенности поступков. Наша жизнь – постоянный, ежесекундный выбор, но есть в ней ситуации, когда от принятого решения зависит все наше, да и не только наше, будущее. Одной из таких ситуаций для каждого молодого человека является определение жизненного пути, осознание своего призвания, выбор профессии. А выбор профессии неизбежно связан с выбором образования, с решением о том, где и чему учиться, а я считаю, что еще важнее – где из тебя могут сделать, а точнее где ты сможешь стать профессионалом. Очень важно не допустить ошибки, поскольку она может сломать всю жизнь.

Советская Россия могла по праву гордиться своей системой образования. Именно в советских вузах учились Л.Д. Ландау, Ж.И. Алферов, А.Д. Сахаров, Д.С. Лихачев. Советский диплом, особенно таких вузов, как МГУ им. М.В. Ломоносова, МВТУ им. Н.Э. Баумана, МИФИ, МФТИ пользовался, да и по сей день пользуется признанием во всем мире.

В Советском Союзе было большое количество вузов, готовивших разных специалистов. Но учебные заведения советской эпохи объединяло одно – они все были государственными.

Поэтому в СССР существовал следующий порядок формирования государственного заказа на подготовку специалистов: Госплан определял необходимое для народного хозяйства количество специалистов. От этого зависело финансирование вузов (деньги) и именно это и определяло государственный заказ, предоставляя молодежи этот, как бы «выбор», т.е. студенты шли за деньгами. Теперь Госплана нет. Вузов стало на порядок больше, в т.ч. негосударственных и платных отделений государственных. Чему и где учиться теперь выбирает не Госплан, а студент. Следовательно, теперь от выбора студента зависит куда (в какой вуз и на какую специальность) пойдут его деньги. Т.е. теперь деньги идут за студентом. И если фундамент реформы образования – это изменение форм собственности, то основное ее следствие: социальный, а не государственный заказ будущей профессии студента. Естественно, это не относится к гос. заказу на подготовку специалистов, необходимых непосредственно для нужд государства.

Сегодня «юношам, обдумывающим житье», решающим важный вопрос: какому виду образования отдать предпочтение – государственному или негосударственному, приходится взвешивать многие «за» и «против», полагаясь при этом, зачастую, на мнение людей, далеких от знания перемен, произошедших в российской высшей школе за последние годы.

Всю свою жизнь я работал в системе образования – сначала советского государственного, потом нового государственного платного, а теперь, уже около 10 лет - негосударственного. Я не понаслышке знаю все эти системы, их достоинства и недостатки.

В небольшой статье, адресованной будущим студентам, их родителям, всем, кто стоит перед выбором, где стать профессионалом, интересуется состоянием отечественного высшего образования, я бы хотел рассказать о том, что представляет собой негосударственное образование, что может дать студенту серьезный негосударственный вуз. Надеюсь, что мой рассказ расширит представления читателей об этой, не очень еще привычной для нас форме подготовки специалистов, поможет сломать стереотипы, порожденные столь свойственным советскому человеку недоверием ко всему, связанному с частной инициативой, рассеять некоторые мифы, созданные не очень компетентными или не слишком добросовестными людьми. Хочется верить, что это поможет юношам и девушкам в их выборе.

Бурное развитие негосударственного образования в современной России – процесс вполне закономерный.

Для начала позвольте немного цифр. Сейчас в России существует 654 гражданских государственных вузов. Число негосударственных вузов составляет 470, из которых 233 имеют государственную аккредитацию. При этом из общего количества студентов (4,5 млн.) в негосударственных вузах учится всего около 9% 1. О чем говорят эти данные?

Может показаться, о явном предпочтении государственному образованию перед негосударственным.

Однако вот и другие цифры. Вплоть до начала 90-х гг. в России существовала монополия государства в сфере образования. Первым из негосударственных вузов периода новейшей истории России явился Российский открытый университет (РОУ), который был зарегистрирован в сентябре 1991 г. Менее чем за десять лет существования негосударственные вузы «отвоевали» у государственных почти десятую часть студентов! Каждый год, начиная с 1991, появлялось примерно 50 негосударственных образовательных учреждений, и они находили своих студентов. При этом не стоит забывать, что конкуренция осуществляется явно не в равных условиях. Негосударственные вузы не получают ни копейки бюджетных средств, напротив, они вынуждены платить большие налоги; в них нет военных кафедр (хотя в аккредитованных вузах предоставляется отсрочка от армии); требования, предъявляемые к этим вузам со стороны государства при прохождении аккредитации гораздо более жесткие, чем требования к государственным учебным заведениям, многие из которых аккредитацию прошли «условно». Эти примеры неравноправия можно было бы продолжить, но важно, что, несмотря на все это, негосударственное образование продолжает развиваться и успешно конкурировать с образованием государственным.

И все же в общественном мнении до сих пор существует определенное недоверие к негосударственному высшему образованию, сомнения в его будущем. Чем это вызвано?

Прежде всего тем, что негосударственный вуз негосударственному вузу – рознь. Действительно, в общую категорию попадают и серьезные образовательные учреждения, ориентированные на качественную подготовку высококвалифицированных специалистов, и учреждения-однодневки, созданные ради получения быстрых, в полном смысле слова «криминальных» денег. Я хочу сразу подчеркнуть, что все сказанное ниже о негосударственных вузах будет относиться только к «серьезным» учебным заведениям.

Как же отличить «серьезный» негосударственный вуз от «лавки по продаже дипломов»?


Десять признаков хорошего негосударственного вуза


Первое. Любой вуз, будь то государственный или негосударственный, обязан иметь лицензию на право реализации определенных образовательных программ. Как гласит статья 11 Закона Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «высшее учебное заведение вправе объявлять прием граждан только при наличии лицензии». Отсутствие лицензии – самое распространенное нарушение в сфере образования. Во время проверки, проведенной министерством по антимонопольной политике и охватившей 657 вузов, школ и детских садов, выяснилось, что 102 из них не имели лицензии на осуществление соответствующей деятельности2.

Второе. «Хороший» вуз имеет не только лицензию, но и государственную аккредитацию, которая позволяет ему выдавать диплом государственного образца по определенным специальностям. Как отмечают авторы одного из трудов, посвященных проблеме негосударственного образования в современной России, А.П. Березовский и В.М. Борисов: «Распространенным нарушением негосударственных высших учебных заведений является сокрытие информации об уровне их государственного признания (т.е. наличии лицензии, аттестации, аккредитации)»3.

Третье. Хорошим показателем качества высшего учебного заведения можно считать общее количество обучающихся в нем студентов. В «хорошем» вузе их должно быть несколько тысяч. Так, например, в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов учится около 9000 студентов, в Современном гуманитарном институте – 7, 7 тыс., Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права – 6,5 тыс., Международный институт экономики и права – 5,7 тыс., Академия труда и социальных отношений – более 5 тыс., ИМПЭ им. А.С. Грибоедова более 5 тыс. студентов.

Четвертое. «Хороший» вуз, как правило, имеет развитую сеть филиалов. ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, например, имеет 7 филиалов в различных городах России, преимущественно в административных центрах субъектов Федерации.

Пятое. Существенным показателем выступает качество учебных планов образовательного учреждения. В основе учебных планов должен лежать Государственный образовательный стандарт, который устанавливает требования к подготовке специалистов по каждой специальности. Однако каждый вуз может по-разному подходить к реализации стандарта, а также предоставлять набор дополнительных образовательных услуг. Это обеспечивает студенту возможность получить более качественное и широкое образование, приобрести специальные навыки, полезные для последующей профессиональной деятельности. К таким услугам может относиться, например, углубленное изучение иностранных языков, свободное владение компьютерами, навыки деловой коммуникации, общегуманитарная подготовка и т.д.

Шестое. Следует учитывать научную деятельность учреждения, возможность получения в нем послевузовского образования, защиты диссертаций. Среди негосударственных вузов, активно занимающихся научной, учебной и методической работой выделяются Московский открытый социальный университет, Академия экономики и права, Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, Новосибирский и Смоленский гуманитарные университеты.

Седьмое. Качество получаемого образования, возможность участия в научной работе напрямую зависит от уровня преподавательского состава. Существенно соотношение количества преподавателей и студентов, доля «остепененных» преподавателей, сочетание представителей академической среды и специалистов-практиков.

Восьмое. О статусе учебного заведения свидетельствуют международные контакты, возможность получения международных образовательных сертификатов, признаваемых во всем мире. Это могут быть языковые или профессиональные сертификаты, например сертификат Лондонской торгово-промышленной палаты: «Международный менеджер».

Девятое. Для того, чтобы создать нормальные условия учебы, предоставить студентам возможность овладеть современными средствами и методами профессиональной деятельности, вуз должен обладать достаточной материально-технической базой. Не все ее существенные характеристики учитываются при государственной аттестации. Наличие специально оборудованных аудиторий, достаточное количество компьютеров, подключенных к сети Интернет, комфортность и удобство расположения учебных площадей, обеспеченность учебной и научной литературой, недорогое и качественное питание, медицинское обслуживание, спортивные залы – все это следует учитывать, определяя уровень вуза.

Десятое. Пожалуй, самое существенное. Полученный диплом, даже свидетельствующий о качественных знаниях, – это еще полдела. Предстоит найти работу, сферу, где можно реализовать приобретенные знания. «Хорошие» вузы начинают заниматься вопросом трудоустройства своего студента с самого начала его обучения. На это, в значительной мере, должна быть ориентирована практика, проходимая студентом во время учебы, профиль будущей деятельности следует учитывать при формировании спецкурсов, разработке программ дополнительных образовательных услуг, в этом направлении должна работать администрация вуза, налаживая контакты с работодателями.

Только при соблюдении этих условий можно говорить о том, что вы имеете дело с «серьезным» вузом, способным успешно конкурировать с государственными учебными заведениями.

Частное лучше!

Именно о работе таких вузов, о преимуществах обучения в них мне и хочется рассказать дальше. Надеюсь, что конкретными примерами из практики частного образования, в особенности из жизни родного Института международного права и экономики им. А.С. Грибоедова (ИМПЭ), мне удастся развеять некоторые мифы относительно негосударственного образования, до сих пор живущие в сознании наших соотечественников.

Частное надежнее!

Миф первый: негосударственное образование – явление временное, случайное, российской действительности чуждое. Родители, отдающие своих детей в негосударственный вуз, сильно рискуют - сегодня он есть, завтра – нет.

Процитирую Министра образования Российской Федерации В.М. Филиппова: «в любой стране бесплатное образование и достаточное бюджетное финансирование возможно лишь в двух случаях: либо при развитом социализме, либо при развитом капитализме»4. От «развитого социализма» мы ушли, до «развитого капитализма» нам еще далеко, значит, доля платного образования в стране будет расти. Впрочем, даже при «развитом капитализме» от платного образования отказываться не спешат. Практически в любом обществе, где монополия государства не всеобъемлюща, присутствуют те или иные формы частного финансирования образования. Причем, именно платное образование считается наиболее престижным и элитарным. Например, в США стоимость обучения в частных университетах и колледжах в 2-3 раза выше, чем в государственных, однако конкурс в них значительно выше.

Объяснение одно – высокое качество подготовки специалистов. Менеджеры по кадрам крупных фирм, госучреждений задолго до выпуска начинают рекрутировать студентов частных престижных вузов, назначая им зарплату в год в размере от $80 тыс. Выпускники же государственных университетов могут рассчитывать лишь на сумму вдвое меньшую.

Да и в России негосударственное образование имеет долгую и славную историю. Первым отечественным негосударственным учебным заведением была основанная в 1810 г. купеческим обществом любителей коммерческих знаний Московская практическая академия коммерческих наук. Ее задачей была подготовка специалистов для промышленности и торговли. А в 1815 г. в Москве открывается Лазаревский институт восточных языков. Студенты получали полный пансион и платили 300 рублей в год. Обратите внимание, кого готовят первые негосударственные учебные заведения – коммерсантов и лингвистов, то есть как и сейчас специалистов, в которых остро нуждается развивающаяся рыночная экономика.

Правительство с недоверием относилось к негосударственной высшей школе – ее выпускники не получали государственных дипломов, но все равно были востребованы обществом. Вот почему данные учебные заведения не оставались без студентов. Это свидетельствовало, в частности, о том, что негосударственная школа давала качественное, ориентированное на действительные потребности развивавшегося народного хозяйства образование. Правительство пугал вольный дух такой высшей школы. Свободная мысль, развивавшаяся в ее стенах; ее пренебрежение архаичным казенным мундиром; приверженность не бюрократическим инструкциям, а реальным нуждам страны.

В 1905 г. правительство вынуждено было признать авторитет негосударственной высшей школы, и Николай II разрешил открытие частных курсов с программой образования выше среднего. Государственное признание дало дополнительный импульс развитию этого вида высшего образования и к 1917 г. в России уже существовало несколько десятков частных вузов, из которых 29 представляли собой учебные заведения университетского типа.

Число неправительственных (именно так тогда назывались те вузы, которые теперь именуются: «негосударственными») вузов примерно сравнялось с числом государственных, а по количеству студентов соотношение достигло примерно 30% к 70%. Частные учебные заведения отличала чуждая бюрократизму гибкая структура, широкий спектр специальностей и программ, чуткая реакция на общественные запросы.

Существовала возможность привлекать к сотрудничеству лучших представителей научно-педагогической интеллигенции, которым импонировали академическая вольность и дух творчества, господствовавшие в свободной от казенщины негосударственной высшей школе.

Меньшее, чем в государственной школе, количество студентов открывало возможности для индивидуальной работы с каждым из них, что способствовало повышению качества знаний. Состав студентов отличался демократизмом, ибо при приеме в эти учебные заведения не существовало сословных привилегий, характерных для чиновничьей России.

Уровень образования в неправительственных вузах был настолько высок, что некоторые из них пережили даже революцию 1917 г., когда уничтожалось все частное, независимое от государства. Например, Московские высшие женские курсы профессора В.И. Герье были преобразованы во II Московский государственный университет, а затем в Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина (нынешний МПГУ). Видите, крупнейший государственный педагогический институт страны, да еще и удостоенный в советскую эпоху имени Ленина, имеет «частное» происхождение!

Примечательно, что становление частной высшей школы в России было теснейшим образом связано с развитием рыночной экономики и демократии. Данный вид высшего образования в наибольшей степени соответствует динамичному, свободному обществу, которому требуются творческие, профессионально компетентные, способные к эффективной реальной деятельности специалисты.

Негосударственные вузы удовлетворяют, прежде всего, потребность в тех специалистах, которые остро необходимы новой России – юристах, бизнесменах, журналистах, лингвистах, психологах, политологах.

Неудивительно, что неправительственная высшая школа возродилась за последние 10 лет как необходимая часть демократической, ориентированной на рыночную экономику России, ибо если без демократии и рынка нет частной высшей школы, то вряд ли и без частной высшей школы в России смогут успешно развиваться демократия и рынок.

Первый (примерно до 1995 г.) этап развития современной негосударственной высшей школы в России характеризовался прежде всего простым ростом количества вузов, среди которых попадались учебные заведения не слишком высокого уровня. Усиление государственного контроля за частным образованием, развитие законодательной базы, регулирующей деятельность негосударственных вузов, а также конкуренция между ними изменили ситуацию. Настоящий этап развития негосударственной высшей школы – время стабилизации и качественного совершенствования. Сегодня существенен уже не простой рост числа учебных заведений, а укрепление зарекомендовавших себя негосударственных вузов, их утверждение в качестве неотъемлемого компонента системы отечественного высшего образования.

Созданы структуры, объединяющие негосударственные вузы и позволяющие им активно сотрудничать в решении общих проблем. Прежде всего, это образованная в 1996 г. Ассоциация негосударственных высших учебных заведений (АНВУЗ). Сегодня АНВУЗ объединяет более 200 вузов. В 1999 г. возникла еще одна организация - Российская Ассоциация негосударственных образовательных учреждений (РосАНОУ), инициатором создания которой выступил Современный гуманитарный университет. Членство в этих Ассоциациях выступает дополнительной «гарантией качества» учебного заведения, превращает совокупность отдельных вузов в целостную систему.

Прислушаемся к словам одного из «столпов» системы государственного высшего образования в России, весьма критически относящегося к частной высшей школе, ректора МГУ им. М.В. Ломоносова академика В.А. Садовничего: «Необратимо деление школы на государственную и частную. Возвращение только к государственной школе просто нецелесообразно независимо от того плоха или очень плоха пока частная высшая школа. У нее есть немало шансов и возможностей стать хорошей и занять соответствующую нишу в отечественной системе образования»5.

Итак, частное образование – не случайность, не каприз «смутного времени», а естественное явление демократического общества – это доказывает и мировой опыт, и наша собственная история.

Но насколько надежно негосударственное образование, каковы гарантии того, что молодые люди, доверившие свою судьбу частному вузу, получат то, что им обещают?

Главное право студента – право на получение знаний. Надежность вуза определяется тем, насколько качественное образование он может дать. Диплом – лишь свидетельство о качестве образования.

Студент государственного вуза может быть достаточно твердо уверен только в том, что при выполнении определенных обязательств диплом он все-таки получит. Причем реальное содержание такого диплома может быть самым различным.

Как ни странно, (лично я считаю это правильным), качество образования в негосударственных вузах гораздо жестче контролируется со стороны государства, нежели чем в вузах государственных.

Государственный вуз практически не может быть ликвидирован. На моей памяти таких случаев с 1970 года было не более двух. Ни обветшавшая материально-техническая база, ни отсутствие современного оборудования и учебной литературы, ни откровенно нищенская зарплата преподавателей, – ничто не помешает государственному вузу исправно выдавать дипломы. Пусть потолки в аудиториях падают на головы студентам, пусть преподаватели, увлекшись побочными заработками, смотрят на свою «основную работу» как на досадную помеху – все равно вуз, если в его названии есть слово «государственный», продолжит выпускать «дипломированных государством специалистов». Только каково качество этого диплома и что с ним делать молодому «специалисту»?

У негосударственных вузов положение иное. Если негосударственный вуз хоть в чем-то «не дотягивает» до весьма строгих критериев, определенных государством, он моментально лишается аккредитации. Ему не простят ничего (и это, повторюсь, правильно). Негосударственное учебное заведение вынуждено постоянно «держать планку», скрупулезно выполнять все требования и нормы законов.

Права студентов негосударственного вуза не просто «охраняются действующим законодательством», но защищены договором на обучение, где зафиксированы все обязательства вуза.

И все же многие из нас готовы скорее доверять государству, чем конкретным частным лицам, стоящим во главе негосударственных вузов, хотя история новой России (за исключением последних двух лет) скорее говорит об обратном.

Давайте рассуждать логически. Допустим, собственником частного вуза является не очень порядочный корыстный человек. Процитирую Гражданский Кодекс Российской Федерации. Статья 120, посвященная деятельности учреждений, гласит, в частности: «Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества».

Итак, получается, что учредители частных вузов отвечают по обязательствам учреждения своим собственным имуществом. Значит за любые нарушения прав студентов, предусмотренных договором, собственник вуза будет расплачиваться из своего кармана.

Надежность частного образования обеспечивается жестким контролем со стороны государства, строгой определенностью прав каждого студента, закрепленной в договоре, более высокой ответственностью (в том числе и имущественной) руководителей за качество работы вуза и исполнение взятых им на себя обязательств.

Вот почему я утверждаю:
  1   2   3   4   5   6


Похожие:

Негосударственные вузы. Мифы и действительность iconДействительность и прогнозы
Глобальные проблемы современности: действительность и прогнозы: материалы докладов Между
Негосударственные вузы. Мифы и действительность iconУпоминание Замдекана юрфака спбгу вячеслав Лопатин выступил на специальном семинаре в мгюа
Но, насколько можно судить по выступлениям на специальном семинаре в мгюа, вузы оценивают скорее по качеству образовательного процесса,...
Негосударственные вузы. Мифы и действительность iconПерспективы создания в Украине государственного экспортного кредитного агентства: мифы и реальность

Негосударственные вузы. Мифы и действительность iconС. Р. Филонович, Е. И. Кушелевич теория жизненных циклов организации и. Адизеса и российская действительность
Проблема выживания организаций в быстро меняющейся окружающей среде актуальна
Негосударственные вузы. Мифы и действительность iconА. К. Макарова современные мифы
Виллиама Бугро «Амур и Психея» (1889). На наш взгляд, мифология, как установки и заблуждения, которые создаются
Негосударственные вузы. Мифы и действительность iconНовости новые правила приема в вузы
Полный переход на двухуровневую систему образования (бакалавриат – магистратура) в России
Негосударственные вузы. Мифы и действительность icon2 вечерний челябинск 2007 года
В этом году на участие было подано 55 заявок. Сре- ди победителей 16 организаций это вузы, а также
Негосударственные вузы. Мифы и действительность iconУхтинский государственный технический университет
...
Негосударственные вузы. Мифы и действительность iconМясо. Поедание животных (Eating Animals)
Мифы, фольклор, семейные традиции и даже поп-культура все эти достижения человечества непрерывно погружают нас в состояние глубокого...
Негосударственные вузы. Мифы и действительность iconКомплексный инвестиционный план развития муниципального объединения город Каменск-Уральский и программа развития малого и среднего бизнеса как одна из составляющих плана
Суровая действительность и радужные перспективы: чего ждать и на что надеяться – именно с этими вопросами наши корреспонденты отправились...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница