Программа коррекционной работы




Скачать 153.56 Kb.
НазваниеПрограмма коррекционной работы
Дата конвертации13.09.2012
Размер153.56 Kb.
ТипПрограмма




программа коррекционной работы

с младшими школьниками гоу сош № 741


Программа коррекционной работы ГОУ СОШ № 741 разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК «Школа России», а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике.

Программа коррекционной работы направлена на:

  • преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности (психолого-педагогическое сопровождение для каждого ученика путем использования вариативной части учебного плана);

  • овладение навыками адаптации учащихся к социуму (социальные и средовые воспитательные проекты)

  • психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении (психологическое и логопедическое сопровождение);

  • развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей) (широкое использование очных и дистанционных конкурсов и олимпиад);

  • развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями.

1) Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности

Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности проводится педагогами на уроках, чему способствует использование в учебном процессе УМК «Школа России».

Методический аппарат системы учебников «Школа России» представлен заданиями, которые требуют: выбора наиболее эффективных способов выполнения и проверки; осознания причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают задания для групповой и коллективной работы, когда общий успех работы поглощает чью-то неудачу и способствуя пониманию результата. В учебниках представлена система таких работ, позволяющих каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей и способностей

В учебниках курса «Математика» в конце каждого урока представлены задания для самопроверки. Каждая тема во всех учебниках заканчивается разделами; «Что узнали. Чему научились» и «Проверим себя и оценим свои достижения», которые согласуются с целями, сформулированными на шмуцтитуле. Этот материал позволяет учащимся сделать вывод о достижении целей, поставленных в начале изучения темы. В учебниках 1 — 4 классов в конце каждого года обучения приводятся «Тексты для контрольных работ», представленные на двух уровнях: базовом и на уровне повышенной сложности.

В учебниках 1—4 классов представлен материал, направленный на формирование умений планировать учебные действия: учащиеся составляют план учебных действий при решении текстовых задач, при применении алгоритмов вычислений, при составлении плана успешного ведения математической игры, при работе над учебными проектами.

Всё это создаёт условия для формирования умений проводить пошаговый, тематический и итоговый контроль полученных знаний и освоенных способов действий.

В курсе «Изобразительное искусство», начиная с первого класса, формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу. В каждом учебнике курса «Изобразительное искусство» представлены детские работы, которые тематически связаны с предлагаемыми практическими заданиями. Рассмотрение работ ребят-одноклассников помогает понять, насколько удачно выполнил творческую работу сам ученик.

В курсе «Технология» составление плана является основой обучения предмету. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, в учебниках (1—4 кл.) планы изготовления изделий представлены в двух видах: тестовом и иллюстративном (в виде слайдов). Каждому пункту текстового плана соответствуют один или несколько слайдов, которые позволяют продемонстрировать использование специальных приемов, способов и техник изготовления изделий.

В учебниках курса «Литературное чтение» в методическом аппарате каждой темы выстроена система вопросов и заданий для планирования и осуществления контрольно-оценочной деятельности.

В конце каждого раздела помещен материал «Наши достижения. Проверь себя». Задания этого раздела включают вопросы как базового уровня (планируемые результаты ФГОС на базовом уровне освоения), так и повышенного уровня, которые позволяют учащимся сделать вывод о достижении поставленных в начале изучения раздела целей и задач.

В курсе «Русский язык», в 1 классе, сопоставляя рисунки с изображением детей разных национальностей и предложения, написанные на разных языках, первоклассники, прочитав запись на русском языке, задумываются над тем, что, не зная чужой язык, невозможно и прочитать и понять написанное. Или, решая орфографические задачи, при постановке вопроса: «В каких словах выбор буквы вызывает у тебя затруднение…» — ученик задумывается над причиной этого явления; либо он не знает правило, либо не понял значение слова, либо не может найти проверочное слово и т.п.

В курсе «Испанский язык» содержание и структура учебников (2-4 классы) отвечают задаче максимально увеличить самостоятельную деятельность учащихся, а также развить у них интерес к испанскому языку, культуре Испании, стимулировать коммуникативно- речевую активность.

С этой целью определённый блок уроков учебника (примерно соответствующий учебной четверти) завершается разделом «Проверь себя» (2 класс), “Repaso y evaluación” (3 класс), “Evaluación” (4 класс), в котором учащиеся имеют возможность оценить и проверить свои знания по изученной лексике и грамматике, а также умения слушать, читать, писать и способность к коммуникации.

В курсе «Информатика» действие планирования в наиболее развернутом виде формируется в проектной деятельности.


2) Овладение навыками адаптации учащихся к социуму

На уроках с использованием УМК «Школа России» педагоги имеют возможность формировать начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Учебники содержат задания, тексты, проекты, практические работы, направленные на осмысление норм и правил поведения в жизни (на это работает, практически, весь курс «Окружающий мир»).

Курс «Математика» формирует у ребенка первые пространственные и временные ориентиры, знакомит с миром величин, скоростей, с разными способами отображения и чтения информации и пр.

Курсы «Литературное чтение», «Русский язык», «Иностранные языки» формируют нормы и правила произношения, использования слов в речи, вводит ребенка в мир русского и иностранных языков, литературы.

Курсы «Изобразительное искусство, «Музыка» знакомят школьника с миром прекрасного

. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» формирует у младших школьников понимание значения нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества

.

.

Важным объединяющим компонентом предметных линий системы учебников является творческий характер заданий, материал для организации учебной деятельности, в том числе проектной, на уроках и во внеурочной работе. Формирование умения решать поставленные задачи в «условиях неизвестности», то есть, когда нет и не может быть единственного правильного ответа, когда задан алгоритм действия, но нет образца, способствует развитию навыков адаптации к изменяющемуся миру, умению действовать самостоятельно.


3) Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении

В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение.

Начальное общее образование - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и умения учиться, развитие творческих способностей.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе ГОУ СОШ № 741 является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

- психологическое обеспечение образовательных программ;

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Виды работ по психолого-педагогическому сопровождению:

- профилактика;

- диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);

- консультирование (индивидуальное и групповое);

- развивающая работа (индивидуальная и групповая);

- коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

-психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

Формирование психологической основы ученика, направление его развития в соответствии с созданным психологическим портретом являются основными задачами психологической службы, которые реализуются во всех направлениях работы.

Именно в начальной школе проявляются первые способности, склонности, интересы, резервные возможности ребенка, поэтому очень важно именно на этом этапе создать для каждого ребенка ситуацию успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой, необходима положительная эмоциональная оценка любого достижения ученика. В связи с этим возникает необходимость расширения и внедрения различных психологических программ в рамках дополнительного образования, способствующих максимальному раскрытию личности каждого ученика, где он мог бы по-настоящему почувствовать себя успешным.

В работе необходимо ориентироваться на следующие наиболее важные новообразования младшего школьника:

• перестройка познавательных процессов - формирование произвольности, продуктивности и устойчивости –развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической);

• развитие мышления – переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому и рассуждающему мышлению на уровне конкретных понятий;

• усвоение общеучебных навыков, умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний;

• развитие саморегуляции поведения, воли;

• формирование адекватной самооценки;

• расширение сферы общения, появление в ученическом коллективе;

• развитие рефлексии – способности ребенка осознавать, что он делает, зачем и правильно ли делает.

Таким образом, у выпускника начальной школы ГОУ СОШ № 741, к концу его обучения в начальном звене, должны быть сформированы следующие основные компоненты его ведущей деятельности – учебной:

• достаточно высокий уровень овладения учебными навыками и действиями;

• развитие познавательной сферы должно соответствовать уровню актуальному возрастным нормам;

• обладать достаточно развитым мышлением и нормальным уровнем интеллектуального развития

• нормальный или высокий уровень учебной мотивации, сформированные учебно-познавательные мотивы;

• наличие сформированного контроля и самоконтроля

• наличие положительной самооценки

• хорошо развитую и в соответствии с возрастом стабильную эмоциональную сферу.

Особое место в психологическом портрете выпускника начальной школы занимает формирование его коммуникативной компетентности, так как при переходе в среднее звено ведущей деятельностью становится общение. Поэтому важно, чтобы выпускник начальной школы имел опыт успешных коммуникативных действий и развитую способность к рефлексии.

Программа развивающих психологических занятий для учащихся начальной школы ГОУ СОШ № 741 учитывает этапы социализации ученика и поэтому разбита на три цикла:

1 класс — адаптация. Для учащихся 1-х классов на первый план выходят проблемы адаптации в новых социальных условиях, освоение роли и статуса ученика, формирование мотивации, а также, при наличии разного уровня готовности к школьному обучению, развитие основных психических функций.

2 класс — социализация. Для учащихся 2-х классов, направлен на формирование творческого подхода в усвоении школьных знаний, умений и навыков, развитие творческого мышления, высвобождение естественного интереса к познанию нового. Выбор данного направления обусловлен тем, что ко второму классу ребенок полностью осваивает роль ученика, его познавательная активность становится более ригидной, появляется стремление опираться на усвоенные алгоритмы в обучении.

3—4 классы — интеграция в разновозрастной социум. Основывается на необходимости формирования коммуникативных навыков учащихся. Предподростковый возраст характеризуется возрастающим интересом к взаимодействию со сверстниками, значимостью их мнения. В этот период особенно важными становятся способность понять другого, поставить себя на место партнера, умение давать конструктивную обратную связь, находить компромиссные решения в возникающих конфликтных ситуациях. Особенно ценным становится в этот период опыт партнерского и коллективного сотрудничества.

Каждый цикл программы учитывает возрастные особенности и интересы учащихся.

Психологическое сопровождение ребенка представлено множеством разнообразных форм работы. Это коллективные развивающие занятия, занятия, направленные на адаптацию первоклассника в школе, индивидуальные коррекционные занятия, программа которых разрабатывается с учетом конкретных затруднений каждого ребенка. Сюда же относятся индивидуальные и групповые консультации для родителей, позволяющие согласовывать помощь ребенку, исходящую от семьи и школы. А также множество других форм.


4) Развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей)

Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности. Использование на уроках УМК «Школа России»

Формирование и освоение творческих способов и приёмов действий основывается на разработанной в учебниках системе заданий творческого и поискового характера, направленных на развитие у учащихся познаватель-ных УУД и творческих способностей. В учебниках «Школы России» в каждой теме формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации.

В курсе «Русский язык» одним из приёмов решения учебных проблем является языковой эксперимент, который представлен в учебнике под рубрикой «Проведи опыт». Проводя исследование, дети, например, узнают, как можно определить слоги в слове, основу слова; убеждаются, что слов без корня не бывает; определяют, какие глаголы спрягаются, а какие — нет. Учащиеся включаются в поиск ответа, выдвигая предположения, обсуждая их, находя с помощью учебника необходимую информацию, делая выводы и таким образом, овладевают новыми знаниями.

Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами и проектными задачами, которые предусмотрены в каждом классе предметных линий комплекса учебников «Школа России».

В курсе «Математика» освоение указанных способов основывается на представленной в учебниках 1—4 классов серии заданий творческого и поискового характера, например, предлагающих:

  • продолжить (дополнить) ряд чисел, числовых выражений, равенств, значений величин, геометрических фигур и др., записанных по определённому правилу;

  • провести классификацию объектов, чисел, равенств, значений величин, геометрических фигур и др. по заданному признаку;

  • провести логические рассуждения, использовать знания в новых условиях при выполнении заданий поискового характера.

В учебниках предлагаются «Странички для любознательных» с заданиями творческого характера, начиная со 2 класса, добавляются странички «Готовимся к олимпиаде», задания конкурса «Смекалка».

С первого класса младшие школьники учатся не только наблюдать, сравнивать, выполнять классификацию объектов, рассуждать, проводить обобщения и др., но и фиксировать результаты своих наблюдений и действий разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими). Всё это формирует умения решать задачи творческого и поискового характера.

Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии, иностранным языкам, информатики, которые предусмотрены в каждом учебнике с 1 по 4 класс.

Во внеурочной работе организуются творческие конкурсы, предметные олимпиады.

                   Формы работы в направлении «Интеллект»:

  • внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;

  • интеллектуальные марафоны;

  • школы интеллектуального развития;

  • тренинги интеллектуальных умений;

  • конкурс научно-исследовательских работ;

  • предметные олимпиады.

Конкурс Эму, конкурс «Я – исследователь», конкурс «Эврика», сетевые олимпиады и конкурсы, стендовые школьные проекты и др.

В ГОУ СОШ №741 в течение ряда лет сформировался опыт проведения Предметных недель в начальной школе в виде краткосрочных учебных и воспитательных проектов: «Растем вместе с Москвой», «Творческая мастерская», «Загляните в семейный альбом».

Новый этап - апробация и внедрение использования долгосрочных и дистанционных проектов в системе обучения и воспитания. 

Задачи:

· использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и социализации учащихся в рамках духовно-нравственного развития;

· возможность адаптировать традиционные формы работы к современным требованиям,

целям личностно-ориентированного воспитания.

Начиная внедрение метода проектов на первом этапе определим отдельные конкурсы-проекты, которые объединены основными целями и задачами формирования УУД.

1.Долгосрочный проект Центра Развития Молодежи «Первоклассная Газета».(в течение года)

Проект направлены на формирование разных аспектов читательской компетентности. Вместе с учебными навыками учащиеся расширят свой кругозор, способность к эстетическому, Проект способствует восприятию отечественной и мировой культуры сближению интересов детей и родителей через организацию и совместное проведение досуга.

«Первоклассная Газета» содержит следующие темы:

  • Общество (события в мире и принципы современного мироустройства)

  • Экстремальные природные явления (и советы, как вести себя в опасных ситуациях)

  • Спорт (сведения о редких видах спорта и спортивных событиях)

  • Краеведение (города и регионы России)

  • Страноведение (информация об экзотических странах)

  • Современная наука (сообщения о современных учёных и их изобретениях)

  • Экология (как следует заботиться об окружающем мире)

  • Этикет (правила хорошего тона для любых ситуаций

  • Бизнес (что требуется знать будущему руководителю)



2.Долгосрочный дистанционный проект «Конкурс творческих команд»

Проект предоставляет учащимся, учителям и родителям возможность проявить себя на творческом и эвристическом уровне, предоставить детям и педагогам шанс показать себя в новом качестве, продемонстрировать свои креативные способности. Формирует осознанную принадлежность к коллективу, понимание его роли в жизни человека, умение сочетать личные и общественные интересы, работать в команде.

3.Долгосрочный дистанционный проект «Мир русского слова»

Цель конкурса – продемонстрировать детям силу и красоту русского слова и показать, что не язык разъединяет людей, а человеческие поступки ведут к разобщению или слиянию наций.
Девиз конкурса: «Давайте сохраним русский язык во всем его богатстве и разнообразии – как язык МИРА и МiРА!»
Участниками конкурса могут быть русскоговорящие дети и подростки в возрасте 7 – 21 года без территориальных ограничений.


5)Развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб - ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.

Ребенок - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве;

Социально-педагогическая деятельность по развития социального потенциала ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на его успешную социализацию, включает1:

- развитие духовных и физических способностей ребенка;

- содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку к нему;

- обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны, как допускающие обучение лишь практическим навыкам.

- установление реального и более комфортного контакта с внешним миром;

- поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия;

- облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни.

В настоящее время в России развивается две основные модели педагогической интеграции:

- интерналъная (интеграция внутри системы специального образования);

- экстернальная (предполагающая взаимодействие специального и массового образования)2.

Формами экстернальной интеграции являются специальные классы в общеобразовательной школе и совместное обучение в одном классе.
Специальные классы могут быть созданы для определенной категории детей.
Совместное обучение в одном классе более эффективно для детей с небольшими нарушениями развития. Наш педагогический коллектив готов работать по модели второго типа, рассчитанную на реализацию в рамках общеобразовательной школы.

Основные принципы:

Ребенок, имеющий инвалидность - часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни.

Ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.

Ребенок - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.


К сожалению, материально-техническая база ГОУ СОШ №741 пока не достаточно готова к приему детей с ограниченными возможностями. Здание 5-ти этажное, без лифтов. Но в школе уже сейчас обучаются дети- инвалиды по слуху и зрению. Адаптация их к к обучению проходит вполне успешно.



1


2 Основы специальной психологии //Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002. С. 214.


Похожие:

Программа коррекционной работы iconПояснительная записка данная программа делает акцент на личностно ориентированный подход к каждому
Программа предназначена для учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной)
Программа коррекционной работы iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование утверждено приказом Минобрнауки России от 18 января 2010 г. №49 Профиль «Логопедия»
...
Программа коррекционной работы iconПрограмма дисциплины Экономика финансового посредничества для направления 080100. 68 «Экономика» подготовки магистра программа «Финансовые рынки»
Ведущий курса обладает 25-летним опытом практической работы государственных
Программа коррекционной работы iconПрограмма ков, выпускных, юбилеев и Земляные работы. Переве- териалы, вывезут строитель- ка, сопромат, теор механи
Ассенизация. Программа ков, выпускных, юбилеев и Земляные работы. Переве- териалы, вывезут строитель
Программа коррекционной работы iconКурсовая работа по дисциплине
Страницы работы нумеруют, начиная с третьей. В конце работы указывают библиографический список. Объём курсовой работы должен быть...
Программа коррекционной работы iconПримерная программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд.»
Данная программа рассчитана на учащихся 5-11 класса, с учебной нагрузкой 2 часа в неделю. Всего за учебный год 5,6 классы 70;7-8,11-68;...
Программа коррекционной работы iconПрограмма развития
Настоящая программа определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по ее реализации, меняющие характер педагогических...
Программа коррекционной работы iconЕжедневный медиа-мониторинг «Сколково» 21. 12. 2011 года
Фонда "Сколково", на котором были подведены итоги работы инновационного центра в уходящем году, принят бюджет и сформирована целевая...
Программа коррекционной работы iconПрограмма "Бизнес План pl" предназначена для разработки бизнес планов и тэо на
Программа предназначена для работы в операционной среде Windows и полностью совместима с Microsoft Оffice 95 и выше
Программа коррекционной работы iconМетодические указания по подготовке курсовой работы по дисциплине «Планирование на предприятии»
Целью работы является закрепление теоретических знаний и практических навыков самостоятельной работы по осуществлению планирования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница