Анализ состояния деятельности с одаренными детьми в лицее




Скачать 182.85 Kb.
НазваниеАнализ состояния деятельности с одаренными детьми в лицее
Дата конвертации13.09.2012
Размер182.85 Kb.
ТипАнализ
Проект: «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ: новые шаги»


Актуальность проекта: Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. В настоящее время интерес к проблеме особенно высок, что объясняется общественными потребностями в неординарной творческой личности, с одной стороны, и проблемами социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей, с другой. Именно одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. В связи с этим, процесс воспитания одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются: вопросы выявления одаренных детей, создание оптимально комфортной среды для развития одаренного ребенка, а также проблемы профессиональной личностной подготовки педагогов, психологов и родителей для работы с одаренными детьми.

Терминология, используемая при характеристике одаренности, включает такие понятия как способности, талант, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Анализ состояния деятельности с одаренными детьми в лицее.

(S W O T – А Н А Л И З)

Сильные стороны – внутренние положительные факторы

для оптимизации деятельности с одаренными учащимися в лицее:

  • Успешно завершены программа развития лицея «Реализация компетентностного подхода в обучении» (2005-2010гг.), проект «Информатизация образовательного процесса в лицее» (2006-2007; 2008-2010гг.), программа «Одаренные дети»; идет процесс их модернизации в условиях перехода на новые образовательные стандарты. Результаты проанализированы и обобщены на педсовете ««Реализация компетентностного подхода в обучении»»: опыт и перспективы (ноябрь 2010г.)

  • Научно-методическая проблема формирования исследовательской компетентности учащихся органично входит в содержание экспериментальной работы лицея в рамках программы развития.

  • Педагогический состав - высокопрофессионален, нацелен на проведение научно-исследовательской деятельности с учащимися лицея.

  • Лицей имеет научную поддержку в лице научного руководителя лицея, преподавателей ПГПУ.

  • Для учеников лицея характерна положительная мотивация на участие в проектной, научно-исследовательской, интеллектуальной, телекоммуникационной, творческой деятельности.

  • В лицее созданы: материально-техническая база, компьютеризация учебных кабинетов, библиотеки, психологической и административной служб, школьная локальная сеть. Имеется высокоскоростной Интернет, Веб-сайт. Осуществляется деятельность в школьной социальной сети «Дневник.ру. Педагогический состав и учащиеся лицея отличаются компьютерной грамотностью.

  • Накоплен значительный деятельности с одаренными школьниками, опыт участия обучающихся и их руководителей в олимпиадах, конкурсах, научно-исследовательских конференциях городского, регионального, всероссийского уровней; имеется достаточно большое количество победителей и призеров вышеобозначенных интеллектуальных мероприятий.

  • Благодаря эффективной деятельности Управляющего совета, материальной поддержки семьи коллектив лицея имеет возможность финансирования участия лицеистов в платных интеллектуальных научно-практических конференциях и конкурсах; а также возможность осуществления деятельности по стимулированию одаренных школьников, их руководителей.


Слабые стороны – внутренние отрицательные факторы

для осуществления деятельности с одаренными школьниками.

  • Вызывают перегрузку (физическую и эмоциональную) педагогов и учащихся существенные временные затраты на подготовку и участие в научно-практической деятельности, олимпиадах и конкурсах.

  • Не оборудованы лаборатории для проведения научно-практической, экспериментальной деятельности по предметам естественно-физического цикла.

  • Ограничены возможности финансирования широкого участия лицеистов в платных проектах, конкурсах, конференциях.


Возможности – внешние факторы, улучшающие перспективы

деятельности с одаренными школьниками:

  • Приоритетный национальный проект «Образование» (конкурс «Талантливая молодежь»), президентская инициатива «Наша новая школа» выделяют в качестве одного из пяти основных направлений модернизации образовательного процесса деятельность по выявлению, поддержке и развитию одаренных школьников.

  • В РФ принята Концепция федеральной целевой программы "Дети России" на 2007 - 2010 годы, включающую подпрограмму "Одаренные дети; высказываются предложения по ее продлению и модернизации; действуют областная и городская программы «Одаренные дети».

  • " Растет интерес интеллектуального сообщества как к проведению, так и участию в проектной и исследовательской деятельности, дающих возможность быть конкурентоспособными на рынке услуг и труда отдельным личностям, трудовым коллективам.

  • Созданы интегрированные информационные продукты для учебных заведений, способствующие осуществлению деятельности с одаренными детьми (мультимедиа-проекты, тренажеры, тесты, презентации, модели экспериментов и опытов, коллекции мультимедиа-объектов, медиатека, электронная библиотека и т.д.).


Угрозы – внешние факторы, которые могут подорвать будущий успех

деятельности с одаренными школьниками в лицее:

  • Ограниченность финансирования деятельности научных руководителей, специалистов, которые могут осуществлять профессиональное руководство деятельности с одаренными школьниками.

  • Угрозы здоровью детей, cвязанные с учебной перегрузкой.

  • Недостаточность финансирования исследовательской базы в школах.



Цели проекта:


создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, максимальной самореализации личности лицеиста и построения индивидуальной траектории его развития в интересах обучающегося, общества, государства.

Задачи:


  1. Организовать научно-методические семинары для преподавателей лицея по проблемам обучения и развития одаренных детей

  2. Систематизировать применение учителями лицея педагогических технологий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей учащихся, приемов диагностики одаренных учащихся.

  3. Развивать возможности сети дополнительного образования (в том числе дополнительных платных образовательных услуг) и совершенствовать его организационно-методическое и материально-техническое обеспечение.

  4. Популяризировать научно-исследовательский опыт учащихся через проведение ежегодных Лицейских чтений, вовлечение лицеистов в научно-исследовательскую деятельность посредством участия в научно-практических конференциях разного уровня (городская конференция «Старт в науку», областные конференции «Шаг в науку, юниоры Псковщины», «Шаг в будущее», областная выставка научно-практических работ школьников «Шаг в науку», Всероссийские конференции «Шаг в науку», «Шаг в будущее», «Юность, Наука, Культура»); активизировать деятельность научного общества лицеистов.

  5. Осуществлять поддержку участия детей в интеллектуальных конкурсных состязаниях регионального и всероссийского уровня (интеллектуальной игре по русскому языку «Русский Медвежонок», по иностранному языку «Английский бульдог», по биологии «ЧИП», по технологии «Пчелка», международной математической игре «Кенгуру», предметных олимпиадах, областном конкурсе «Юные дарования», всероссийских конкурсах «Познание и творчество», «Голос ребенка», «Письмо президенту» и т.д.

  6. Привлекать учащихся к проектной деятельности: от учебных проектов на уроках – к научным, социальным и телекоммуникационным во внеурочной деятельности.

  7. Развивать систему материального и морального поощрения одаренных детей в области науки, искусства, спорта и технического творчества; повышать роль традиционной ежегодной церемонии награждения «Звездный час» при непосредственном участии Управляющего совета.

  8. Пропагандировать творческие, спортивные достижения учащихся посредством проведения индивидуальных выставок, бенефисов, концертов, спортивных праздников, создание художественной Галереи рисунков учащихся, печатной лицейской газеты, лицейского видео.

  9. Систематизировать методы работы с семьей одаренных детей по оказанию психолого-педагогической помощи в воспитании и развитии одаренного ребенка.



Сроки реализации проекта 2011-2015гг.


Условия результативности проекта.

Проект можно считать успешным, если будет:

  1. обеспечена устойчивость деятельности с одаренными школьниками;

  2. разработана система метапредметных курсов для развития образовательных компетентностей учащихся лицея;

  3. внедрена система индивидуальных образовательных маршрутов для отдельных одаренных учащихся;

  4. вестись деятельность по популяризации научно-исследовательской, творческой, проектной, спортивной деятельности учащихся; осуществляться моральное и материальное стимулирование педагогов, психолого-педагогическая и финансовая поддержка отдельных семей по развитию одаренных школьников;

  5. проведена работа по дальнейшему совершенствованию материально-технической базы: оборудованы лаборатории, дающие возможность проведения научно-исследовательской деятельности школьников по предметам естественно-физического цикла, отвечающие современным требованиям;

  6. целенаправленное формирование компетентностей личностного самоусовершенствования учащихся не вызовет ухудшение показателей их здоровья;



Этапы деятельности в рамках проекта


I этап Подготовительно-организационный. 2005-2010гг.


Цели: разработка и создание Программы «Одаренные дети», поиск партнеров по ее осуществлению и источников ресурсного обеспечения, организации работы с одаренными школьниками, создание диагностического инструментария, проведение мониторинга достижений

В ходе экспериментальной деятельности по программе развития лицея в 2005-2010гг. была разработана и успешно внедрена Программа «Одаренные дети» - целевая интегративная программа, направлен­ная на создание условий для максимальной самореализации личности лицеиста. Успешной реализации способствовала деятельность педагогического коллектива по освоению и внедрению современных педагогических технологий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей учащихся; организация научно-методической работы преподавателей лицея по проблемам обучения и развития одаренных детей (педагогические советы «Работа с одаренными детьми», «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся», семинар по проблемам организации научно-исследовательской деятельности учащихся с участием представителей организаторов Всероссийской научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее» - Москва); развитие сети дополнительного образования (кружки, клубы, «Школа европейских языков», элективные курсы для учащихся 8-9 классов, платные дополнительные образовательные услуги) и совершенствование его организационно-методического и материально-технического обеспечения; вовлечение лицеистов в научно-исследовательскую деятельность посредством организации работы научного общества лицеистов, проведения лицейских чтений, участия в научно-практических конференциях разного уровня, поддержка участия детей в интеллектуальных конкурсных состязаниях регионального и всероссийского уровня: интеллектуальной игре по русскому языку «Русский Медвежонок», по иностранному языку «Английский бульдог», по искусству «Золотое руно», по технологии «Пчелка», по биологии «ЧИП», международной математической игре «Кенгуру», предметных олимпиадах, областном конкурсе «Юные дарования», областной научно-практической конференции «Шаг в будущее», областной научно-практической выставке «Шаг в науку», городской конференции «Старт в науку», и в других смотрах и конкурсах. Перечень конкурсов, в которых учащиеся лицея приняли участие за годы внедрения целевой программы, существенно расширился. В ходе реализации программы «Одаренные дети» получила широкое распространение проектная деятельность учащихся, как в учебной, так и внеурочной деятельности, имеющая социальную, творческую направленность. Результативно участие команд лицея во всероссийской телекоммуникационной викторине Воронежского университета по русскому языку, литературе, биологии, психологии, химии, истории, обществознанию, физике, математике, географии, задания которой предполагают развитие творческих и исследовательских компетентностей учащихся, овладение ими проектной деятельностью.

Система дополнительного образования лицея и внеурочная деятельность были направлены на развитие познавательных, коммуникативных, творческих компетентностей учащихся. Традиционно проведение театрализованных лицейских праздников и мероприятий, организация выставок художественного творчества учащихся, проведение спортивных и спортивно-туристических мероприятий. В ходе реализации программы выпускались классные и школьные газеты, в том числе печатная газета «Лицеист», как средства стимулирования и совершенствования литературного и художественно-оформительского творчества детей.

В лицее разработка система материального и морального поощрения одаренных детей в области науки, искусства, спорта и технического творчества. Оформлены постоянные и сменные стенды, проводятся линейки награждения грамотами с вручением подарков призеров олимпиад, конкурсов, конференций. Итоги деятельности учащихся за учебный год отмечаются на традиционной церемонии «Звездный час», ориентированной на оценку и пропаганду достижений лицеистов.


В рамках программы «Одаренные дети» проведено исследование по диагностике способностей учащихся, проводился мониторинг достижений учащихся, который складывается из результативности обучения (успеваемость учащихся, качество обучения), данных муниципальных экзаменов 9-х классах и РКМ, качества сдачи ЕГЭ, наличия «стобалльников», поступления выпускников (бюджетные места и платные, Вузы Москвы и Санкт-Петербурга), количества золотых и серебряных медалей, а также результатов участия в олимпиадах, научно-практических конференциях школьников, интеллектуальных, творческих и спортивных конкурсах, конкурсе «Поддержка талантливой молодежи» приоритетного национального проекта «Образование». Так, в 2009-2010 учебном году двадцать пять учащихся лицея стали победителями и призерами муниципального и областного этапов Всероссийской олимпиады, двадцать два – получили дипломы победителей и призеров городских и областных научно-практических конференций школьников, пятьдесят - победителей призеров интеллектуальных и творческих конкурсах разного уровня. Десять учащихся лицея являются победителями конкурса «Поддержка талантливой молодежи» приоритетного национального проекта «Образование»: Лизункова Ольга, Михайлова Екатерина, Данилов Максим, Никитин Глеб, Клосс Екатерина, Колтунова Ева, Дубянский Роман, Цветкова Василиса, Сосницкая Полина, Сидорова Наталья. Наивысшим достижением считаем участие Никитина Глеба – победителя международного проекта «Мир глазами молодых», который стал участником «юношеской восьмерки» и представлял Россию на встрече глав «Большой восьмерки» со школьниками в Хайлигендамме, Германия, летом 2007г.


II этап. Практический. 2011-май 2015г.

Цели: деятельность по реализации задач проекта.


Содержание деятельности

Управление проектом, ответственные

Оценка результативности

1 Планирование, организация и проведение цикла методических семинаров – практикумов по использованию технологий работы с одаренными школьниками, ИКТ, дистанционному обучению.

2. Составление бизнес-плана по модернизации компьютерной техники, приобретению и установке нового оборудования, обеспечивающих организацию научно-исследовательской деятельности учащихся.


3. Активизация деятельности с сайтом лицея, привлечение к работе старшеклассников.


4. Активизация деятельности по использованию возможностей школьной социальной сети «Дневник.ру» для организации работы с одаренными школьниками


5. Разработка индивидуальных маршрутов для отдельных одаренных учащихся


6. Создание ситуации выбора для участия в интеллектуальных мероприятиях ха счет расширения перечня конкурсных мероприятий для одаренных школьников (в том числе дистанционных); привлечение к участию одаренных детей


7. Развитие системы морального и материального поощрения

одаренных школьников, их руководителей


8. Систематизация и оптимизация психолого-диагностической деятельности с одаренными детьми, установление тесной связи с родителями одаренных школьников


9. Развитие системы дополнительного образования за счет платных образовательных услуг.


10. Введение элементов проектной исследовательской деятельности в работу с младшими школьниками и учащимися средней ступени


11. Осуществление мониторинга достижений одаренных учащихся; популяризация его через школьные СМИ, социальную сеть «Дневник.ру»



1. Составление тематического плана методического семинара.

Отв.: зам дир-ра, курирующий научно-методическую работу


2. Отв. директор лицея


3. отв. за Ресурсный центр


4. Отв. Администрация,

учителя-предметники, педагоги дополнительного образования


5. Отв. зав. предметными Кафедрами


6. Отв. завуч, курирующий работу с одаренными детьми, учителя-предметники


7. Совещания при директоре с участием представителей управляющего совета Отв.: директор


8. Отв.: психолог, завучи


9. Отв. за организацию платных услуг


10. Отв. завуч 1-6 классов, учителя-предметники


11. Отв. завуч, курирующий работу с одаренными школьниками

1. Разработан тематический план методического семинара, регулярно проводятся занятия семинара.


2. В соответствии с бизнес-планом приобретается и устанавливается новое оборудование.


3. Создан сайт лицея, пополняется информация усилиями учителей и старшеклассников


4. Школьная социальная сеть «Дневник.ру» стала образом жизни лицея


5. Созданы экспериментальные индивидуальные маршруты для отдельных учащихся


8. Расширены возможности участия одаренных детей в различных интеллектуальных и творческих конкурсах. Стабильны результаты участия.


7. Расширены возможности морального и материального стимулирования одаренных школьников и их руководителей


8. Составлен методический банк диагностики выявления, поддержки, сопровождения одаренных школьников


9. Открыты современные курсы, кружки на платной основе для одаренных школьников


10. Приобретен опыт организации исследовательской деятельности младших школьников, учащихся среднего звена.


11. Имеется и используется банк данных о достижениях одаренных учащихся с целью коррекции и модернизации деятельности лицея с одаренными школьниками


Ш этап. Контрольно-обобщающий. Сентябрь – декабрь 2015 гг.


Цели: Анализ, обобщение и оценка результатов, их социализация.


Содержание деятельности

Управление проектом, ответственные

Оценка результативности

1. Анализ удовлетворенности учителей, учащихся, их родителей деятельностью лицея с одаренными школьниками


2. Обобщение опыта деятельности лицея по проекту «Одаренные дети» и подведение итогов работы по проекту



1. Анкетирование учащихся, учителей, родителей.

Отв.: завуч, курирующий работу с одаренными школьниками


2. Проведение педагогического совета; организация городского семинара из опыта работы для завучей, курирующих работу с одаренными школьниками;

издание сборника исследовательских и творческих работ одаренных школьников; открытие Галереи художественных работ одаренных школьников


Отв.: зав. кафедрами, администрация


1. Проведено анкетирование и обобщены его результаты


2. Пополнение банка методических разработок по работе с одаренными детьми, имеются публикации и выступления учителей с анализом опыта работы, создан банк данных педагогического опыта на электронных носителях; представлены результаты работы по проекту, дана оценка выполнению задач проекта, проведен анализ причин неудач проекта, обеспечен переход на новую ступень качества деятельности с одаренными школьниками.


Ресурсное обеспечение проекта

Кадры. Предполагается использование вариативной системы стимулирования проектной деятельности учителей, занимающихся организацией исследовательской деятельности одаренных школьников:

  • рациональное расписание уроков с выделением методического дня в неделю;

  • предоставление возможности использовать каникулярное время для научно-методической деятельности в рамках проекта;

  • доступ к Интернет-ресурсам;

  • материальное поощрение и премирование (за счет средств надтарифного фонда и средств спонсоров).


Материально-техническая база.

Развитие материально-технической базы – в соответствии с бизнес-планом проекта «Информатизации лицея+».

Государственно-общественное управление проектом

  • Контроль за выполнением проектных мероприятий осуществляет Управляющий совет лицея, Научно-методический совет и администрация лицея.

  • Пресс-центр лицея привлекается к работе по пополнению сайта лицея, школьной социальной сети «Дневник.ру» оперативной информациейНаучное общество лицеистов инициирует и организует участие школьников в сетевых и дистанционных проектах и викторинах, различных интеллектуальных и творческих конкурсах, научно-практических конференциях.


Ожидаемые результаты:


  1. рост показателей успешности деятельности лицея с одаренными школьниками (результаты участия учащихся лицея в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, конференциях); повышение уровня индивидуальных достижений одаренных учащихся в образовательной, творческой деятельности;

  2. развитие познавательных, информационных, исследовательских компетенций, компетенций личностного самоусовершенствования;

  3. расширение географии поступления выпускников лицея в ВУЗЫ города и страны; профессиональная и личностная самореализация выпускников лицея;

  4. создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей;

  5. обогащение психодиагностического инструментария, методической базы, направленных на выявление, деятельность, поддержку одаренных детей;

  6. высокий уровень удовлетворенности учащихся, педагогов, родителей характером деятельностью с одаренными школьниками;

  7. обеспечение преемственности в работе с одаренными школьниками на всех ступенях обучения;

  8. высокий уровень качества образования, в том числе дополнительного, в лицее



5. Профилактические мероприятия по охране здоровья одаренных детей:

- ежегодная диспансеризация на базе центральной районной больницы;

- организация отдыха в базах отдыха, детского оздоровительного лагеря при школе.

5. Создание банка данных по учителям, работающим с одаренными детьми, психодиагностических методик, направленных на выявление одаренности, данных по новым формам и методам работы с одаренными детьми.



Похожие:

Анализ состояния деятельности с одаренными детьми в лицее iconАнализ состояния, проблем и перспектив комплексного развития территории (включая анализ основных фактов рискавозникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, анализ и оценку состояния окружающей среды)
Историко-культурный потенциал
Анализ состояния деятельности с одаренными детьми в лицее iconТеоретические и методологические основы бизнес-планирования в апк
Анализ производственно-хозяйственной деятельности и финансового состояния сха «Бережки» 14
Анализ состояния деятельности с одаренными детьми в лицее iconРазработка и применение методики дистанционного анализа финансового состояния коммерческого банка-контрагента
Анализ финансового состояния контрагентов банка, включая его заемщиков
Анализ состояния деятельности с одаренными детьми в лицее iconДипломная работа анализ финансового состояния предприятия на примере ООО «директ стар»
Теоретические и методологические аспекты анализа финансовой деятельности предприятия 11
Анализ состояния деятельности с одаренными детьми в лицее iconДоклад о результатах образовательной деятельности за 2008-2009 учебный год Утвержден Управляющим Советом Лицея Протокол №54 от 15 июня 2009 года Структура доклада
Цель доклада: представить анализ состояния образовательной деятельности моу «Лицей №2» за 2008-2009 учебный год, показать результативность...
Анализ состояния деятельности с одаренными детьми в лицее iconОтчет о деятельности Комитета тпп РФ по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности
Комитет осуществлял анализ состояния и развития текстильной и легкой промышленности, выявление наиболее острых проблем и поиск путей...
Анализ состояния деятельности с одаренными детьми в лицее iconСубсидии на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности по уходу присмотру за детьми Центр
Субсидии на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности по уходу...
Анализ состояния деятельности с одаренными детьми в лицее iconОбсуждение итогов социологического исследования «Вопросы бедности семей с детьми в городе Москве»
«О деятельности Международной ассамблеи столиц и крупных городов по проблеме поддержки семьи, молодёжи и детей»
Анализ состояния деятельности с одаренными детьми в лицее iconТеоретические основы информации
Анализ состояния организации информационного обеспечения ОАО «Ресо-Гарантия»
Анализ состояния деятельности с одаренными детьми в лицее iconОтчет об исследовании состоит из 11 частей
Цель исследования анализ состояния отрасли геотермальной энергетики в России, изучение
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница