Районный конкурс «Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе» Номинация «Экономика»




Скачать 348.42 Kb.
НазваниеРайонный конкурс «Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе» Номинация «Экономика»
страница1/4
Дата конвертации13.09.2012
Размер348.42 Kb.
ТипКонкурс
  1   2   3   4
МОУ «Таштыпская общеобразовательная средняя школа № 2»


Районный конкурс

«Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе»


Номинация «Экономика»


Методика использования ИКТ

в  преподавании экономики

в 6 -7 – 8 – 9 классах

 


учитель экономики

Орава Юлия Гавриловна

I квалификационная категория


с.Таштып, 2008,

655740, Республика Хакасия

Таштыпский район,

с.Таштып

ул.К.Маркса, 47

телефон: (8-390-46)-2-15-47


Содержание


Введение 3


  1. Цели и задачи 4




  1. Решение проблемы 5


Выводы 7

Список литературы 9


Приложение 1 - 4. Тематическое планирование 10


Приложение 5. План урока 8 класс. Обобщающий урок. Увлекательный мир экономики (урок-игра) 14


Приложение 6. План урока 7 класс. Многоликая розничная торговля. Интернет-экскурсия по магазинам 18


Приложение 7 . План урока 6 класс. Туда, где хранится история 19


 


Введение


XXI век - это век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль играет экономика в жизни человека,  и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Сегодняшний выпускник, которому жить и трудиться в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно и необходимо создать условия, способные обеспечить следующие возможности:

  • вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;

  • совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;

  • широкого общения со сверстниками из других школ, регионов, и даже стран;

  • свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.

И это задача не только содержания предмета, а и используемых технологий обучения. Поэтому и возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации использую электронные средства, в первую очередь, глобальные телекоммуникационные сети Интернет, электронный учебник «Экономика и право».

Новые педагогические технологии немыслимы без широкого применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий), именно они позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.

Для решения данной задачи для меня послужили следующие лозунги: «Компьютерная грамотность!». «Применение ИКТ при изучении различных дисциплин». На этой основе происходит интеграция меня как учителя информатики и как учителя экономики. Важной составляющей, которой является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке.  «Интегрируем ИКТ в учебный процесс». Главной моей задачей на этом этапе становится широкая межпредметная интеграция и индивидуализация обучения.

Анализируя свой опыт по использованию, ИКТ в учебном процессе могу сказать, что в нашем быстроменяющемся мире, мире экономики, который развивается порой непредсказуемо, а значит, также меняется практическое содержание курса. Поэтому программа курса экономики  постоянно дорабатывается, корректируется, сохраняя при этом обязательный минимум содержания образования. Учебная программа по экономике обязательно утверждается завучем школы.

 На мой взгляд, сегодня компьютер нужен учителю как дополнительный, а может быть и как основной инструмент в учебном процессе. Учитель должен научиться пользоваться компьютерной техникой, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока.  На протяжении пяти лет я преподаю эту дисциплину и прихожу к выводу, что компьютер сегодня необходим как ручка и мел на уроке. И эту непростую задачу приходится решать в современной школе.

1. Цели и задачи


     Использование ИКТ на школьных уроках экономики дело новое, поэтому накопление программно методических материалов для образовательного процесса школы, их совершенствование, разработка новых методик и программ – актуально на сегодняшний день.

  • Новизна  заключается в разработке и совершенствовании  форм, методов, приёмов работы по использованию новых информационных технологий в учебном процессе, в решении проблемы психолого–педагогической адаптации учащихся в процессе усвоения учебного материала с использованием компьютерных технологий.

  • Проблема  заключается в отсутствии на данный момент разработанных и апробированных методик использования новых информационных технологий в образовательном процессе школы, в отсутствии банка компьютерных программных продуктов, в недостаточно разработанных и изученных механизмах влияния компьютерной техники на психику ребёнка, его состояние здоровья.

  • Объектом является учебно-воспитательный процесс, направленный на совершенствование методики  преподавания и повышение качества знаний учащихся.

  • Предметом являются  информационно-коммуникативные  технологии,  используемые в преподавании экономики.

  • Педагогическая цель, которую я поставила перед собой, заключается в следующем:

  • повышение качества знаний  учащихся;

  • совершенствование методики проведения уроков по различным областям знаний экономики с применением ИКТ;

  • обеспечение дифференцированного подхода    к учащимся  в образовательном  процессе;

  • обеспечение условий для адаптации учащихся в современном информационном обществе.

  • Цель заключается в разработке программы с использованием компьютерного инструментария и информационно - коммуникативных технологий в преподавании экономики в нашей школе.

  • Для достижения поставленных целей  необходимо решить следующие задачи:

  • совершенствовать накопленные компьютерные программные продукты по предмету экономика. Создавать новые компьютерные программные продукты для  образовательного процесса в школе; (компьютерные тесты);

  • продолжать разработку методики использования ИКТ в преподавании экономики; совершенствовать технологию применения разработанных методик в учебном процессе;

  • широко внедрять накопленные программно – методические материалы в образовательный процесс;

  • совершенствовать профессиональную ИКТ - свою компетентность;

  • обобщать и передавать опыт работы учителям школы, района, региона;

  • Гипотеза состоит в том, что если разработать, усовершенствовать, накопить методические материалы по  использованию ИКТ и внедрить их в учебный процесс, то это должно способствовать:

  • повышению качества знаний учащихся;

  • рациональной организации учебного процесса;

  • совершенствованию методик преподавания различных предметов с использованием ИКТ;

  • совершенствованию контроля знаний;

  • формированию навыков подлинно исследовательской деятельности.

  • Методы реализации: наблюдение, анкетирование, тестирование, срезы, анализ результатов. 



2. Решение проблемы


Я считаю, что  использование ИКТ и компьютерной техники открывает огромные  возможности, что позволяет применять совершенно новую методику обучения на уроке. Компьютерные программы могут взять на себя функцию контроля знаний, самоконтроля, экономить время на уроке, иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты, показать в динамике, повторить, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся. Все эти методические проблемы можно легко решить с помощью компьютера. Поставленные передо мной задачи разрешимы в случае если:

  • создать банк учебных программ, которые можно использовать на уроке;

  • осуществить идеи индивидуализации обучения в соответствии с темпом, наиболее близким каждому ученику;

  • передать нагрузку по проверке знаний учащихся с учителя на компьютер;

  • свести к минимуму вероятность формирования у учащихся «комплекса неполноценности»;

  • повысить качество обучения.

Для достижения эффективного усвоения материала с использованием ИКТ я решаю многие проблемы, в этом мне помогает опыт работы.

 Практическая составляющая программных продуктов по экономике позволяет познакомить и научить детей работать с данными. Умения учащихся в результате практической работы становятся навыками. Метод проб и ошибок, за который никто не ругает, вызывает живой интерес к предмету. Экономика очень часто опирается на статистический материал, поэтому на уроках с использованием ИКТ можно использовать рабочую тетрадь, составленную в среде Excel. В ней можно отобразить статистический материал наглядно и в полном объеме. Можно решать экономические задачи.  

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понимается такое количество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии.  Константин Дмитриевич Ушинский когда-то сказал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.

Оказать же значительную помощь в решении этой проблемы нам могут ИКТ.  Используя ИКТ в  обучении, ставлю перед собой следующие цели:

  • эффективное обучение на основе научно-разработанной программы;

  • обучение, учитывающее индивидуальные данные ребенка.

Что же даёт изучение предмета   в компьютерном классе? Прежде всего, возможность как-то оживить урок, вызвать у учащихся интерес к изучаемому предмету.

Экономика, это предмет, в который жизнь постоянно вносит изменения.

Учебники и программы разных авторов, предлагают разную трактовку и свое видение предмета, порой учебник написан сложным, непонятным для учащегося языком.   При традиционном подходе к изучению предмета основная нагрузка падает на самый мощный слуховой канал, тогда как зрение, на которое в естественных условиях приходится 80% поступающей информации, хронически остается недогруженным, а это  важнейший вид памяти, который несет немаловажную ответственность за запоминание и усвоение материала.  Большой объем информации, который все труднее обрабатывать вручную; (один параграф может содержать от 10 до 20-25 страниц текста), падение интереса к предмету – всё это заставляет меня искать новые методы работы, и помочь в этом может использование  на уроке ИКТ.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование -  это непрерывный процесс.

Использование ИКТ на уроках позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ на уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором учащийся становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Использование ИКТ позволяет:

- активизировать познавательную деятельность учащихся

- индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование  информационно-коммуникативных технологий позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;

  • обеспечить положительную мотивацию обучения с помощью интерактивного диалогового гипертекста;

  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

  • повысить объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;

  • усовершенствовать контроль знаний;

  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Сегодня достижения в том, что наши учащиеся принимают участие в дистанционных Интернет - олимпиадах (правда, только пока как участники). Ученики принимают участие в научно-практических конференциях школы, района и республики. ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих  уроках.

Подготовка к урокам с использованием новых технологий отнимает достаточно много времени, но результат приятно радует.

Иногда в качестве выполнения домашнего задания предлагаю учащимся приготовить ответ в электронном виде: различные презентации, и даже рекламный буклет, однажды приготовили мультфильм, иногда приносят и на бумажном носителе – стихи, сказки на экономические темы.

Я пытаюсь создать систему работы ИКТ с целью создания своей авторской программы, для работы в рамках средней школы. Сознательно не делаю акцент, что сельской местности, так как считаю, что с приходом Интернет должна исчезнуть эта грань.

Знания полученные на уроках экономике реализуются в процессе работы с электронным учебником, с помощью которых, учащиеся легко справляются с поставленными задачами в бизнес-играх. И я надеюсь, что в дальнейшей самостоятельной жизни эти знания им пригодятся. Экономическая грамотность нужна современному человеку, как и умение, писать и читать.


Выводы


Наиболее важными отличительными чертами образования считаю:

1) открытость образования будущему;

2) интеграция всех способов освоения человеком мира;

3) развитие и включение в процессы образования синергетических представлений об открытости мира, целостности и взаимосвязанности человека, природы и общества;

4) свободное пользование различными информационными системами, которые сегодня играют не меньшую роль в образовании, чем непосредственный учебный процесс;

5) личностная направленность процесса обучения;

6) развитие информационной культуры;

7) психологическая установка обучающегося на сверхзадачу, в связи, с чем образование находится в процессе постоянного поиска и изменения, все время, формируя новые ориентиры и цели;

В условиях стремительного научно-технического прогресса, всеобщего стремления к интеграции во всех сферах жизни, в условиях глобализации и постоянных перемен в социальной и экономической сферах жизни, знания устаревают все быстрее. В таких условиях, когда человек вынужден учиться всю жизнь, главная цель системы образования — научить его учиться. Современное общество испытывает острую потребность в гибких, адаптивных системах образования, предусматривающих возможности достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышения квалификации, саморазвития на любом отрезке жизненного пути человека, а также в эффективном образовании, развивающем познавательную и продуктивную деятельность учащихся, их интеллектуальные навыки от преимущественно исполнительной, репродуктивной деятельности учащихся — к преобладанию творческого, поискового начала на всех этапах учебного процесса; от жесткой унификации, единообразия целей, содержания, методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития — к индивидуализации и дифференциации учебно-познавательной деятельности учащихся; свободе выбора жизненной позиции, исходных принципов миропонимания и веры, духовного становления и развития; к гармонии природосообразной образовательной и учебно-познавательной взаимодеятельности учителя и учащегося. Процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию технических и дидактических потенциалов информационных технологий для развития личности обучаемого, повышения уровня его креативности, развития способностей к альтернативному мышлению, формирования умений разработки стратегий поиска как учебных, так и практических задач. Необходима активная познавательная, самостоятельная мыслительная деятельность, владение способами познавательной деятельности, их совокупностью. Цель систем образования в современном обществе состоит в интеллектуальном и нравственном развитии человека. Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию учебной деятельности учащихся.


Список литературы


  1. Ермакова И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики: Учебное пособие для 5-6 кл.общеобразоват.учрежд. – 4-е изд. – М.: МЦЭБО – Вита-Пресс, 2005. – 112 с.: ил.

  2. Корниенко О.В. Настольная книга преподавателя экономики/О.В.Корниенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 352 с.

  3. Липсиц И.В.Преподавание курса «Введение в экономику и бизнес» : Пособие для преподавателя. – М.: Вита-Пресс, 2005. – 144 с.

  4. Опорный конспект школьника по экономике: Пособие для учителя. – 3-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2004, 96 с.

  5. Программа элективных курсов. Экономика. Предпрофильное обучение. 9 класс/авт.-сост. С.К.Семенина. – М.: Дрофа, 2006. – 142 с.

  6. Рабочая программа. Тематическое и поурочное планирование по экономике к учебнику И.Липсица «Экономика». Серия «Здравствуй, школа!». Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 64 с.

  7. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: Пособие для учителя . – М.: Вита-Пресс, 2005. – 447 с.: ил.

  8. Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений. – Автор-составитель Б.И.Мишин; Министерство образования Российской Федерации, - М.: Вита-Пресс, 2004. – 240 с.

  9. Экономика в школе. Москва, Издательский дом МПА-Пресс/ №2, 2006

  10. Экономика: моя школа: Учебное пособие для 6 класса общеобразоват.учр./Т.С.Терюкова, Е.А.Артемьева, М.В.Головин; под ред.И.А.Сасовой. – М.: Вита-Пресс, 2006. – 96 с.:ил.

  11. Экономика. 7-8 классы: поурочные планы по учебнику И.В.Липсица/авт.-сост.Г.А.Сафронова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 207 с.



Приложение 1

Утверждаю:

Завуч Канзычакова Н.П.


  1   2   3   4


Похожие:

Районный конкурс «Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе» Номинация «Экономика» iconИ. Л. Семичастный, проф., канд техн наук
Использование информационных технологий в учебном процессе в Донецком институте туристического бизнеса
Районный конкурс «Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе» Номинация «Экономика» icon«Роль экологического образования в младших классах начальной школы»
«Развитие эмоциональной сферы младших школьников в учебно-воспитательном процессе»
Районный конкурс «Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе» Номинация «Экономика» icon«Роль экологического образования в младших классах начальной школы»
«Развитие эмоциональной сферы младших школьников в учебно-воспитательном процессе»
Районный конкурс «Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе» Номинация «Экономика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Экономика бид (курс по выбору) для студентов Института интеллектуальных ресурсов и информационных технологий
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Районный конкурс «Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе» Номинация «Экономика» iconКонкурс объявляется в двух направлениях
Открытый конкурс инновационных идей «Стремление» в области информационных технологий, телекоммуникаций, экономики и маркетинга в...
Районный конкурс «Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе» Номинация «Экономика» icon72 инвестиционный и деловой климат на территории города ульяновска маг-инфо 3
«Использование информационных технологий в государственном и муниципальном управлении»
Районный конкурс «Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе» Номинация «Экономика» iconПрограмма информатизации
России на основе информатизации. При информатизации должна быть решена проблема соотношения традиционных составляющих учебного процесса...
Районный конкурс «Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе» Номинация «Экономика» iconПрограмма научной сессии по факультету информационных технологий и управления Уфа 2009
Председатель оргкомитета, декан факультета информационных технологий и управления, кандидат исторических наук, доцент
Районный конкурс «Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе» Номинация «Экономика» iconОтчёт о выполненных мероприятиях в рамках реализации Программы по противодействию коррупции в Министерстве информационных технологий Ульяновской области на 2011 и 2012 годы
Программы на заседаниях Комиссии по вопросам предупреждения коррупции в Министерстве информационных технологий Ульяновской области...
Районный конкурс «Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе» Номинация «Экономика» icon01. 10. 11. Международная научно-практическая конференция «Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий» инфо 2011(Сочи); 09. 10. 11. 31-я Международная выставка информационных технологий региона Персидского залива (Дубаи, оаэ)
Международный космический (астронавигационный) конгресс iac 2011 (Кейптаун, юар)
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница