Среднесрочный прогноз социально-экономического развития Кыргызской Республики на 2013-2015 годы




НазваниеСреднесрочный прогноз социально-экономического развития Кыргызской Республики на 2013-2015 годы
страница1/5
Дата конвертации13.09.2012
Размер0.73 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5
Приложение


Среднесрочный прогноз социально-экономического развития

Кыргызской Республики на 2013-2015 годы


1. Введение

2. Краткий обзор макроэкономической ситуации за 2009-2011 годы

3. Макроэкономические показатели, ожидаемые в 2012 году

4. Макроэкономический прогноз на 2013-2015 годы

5. Заключение



Приложение 1.

Основные социально-экономические показатели развития Кыргызской Республики на 2013-2015 годы

Приложение 2.

Структура производства и конечного использования ВВП на 2013-2015 годы

Приложение 2а.

Прогноз налоговых поступлений ГНС и ГТС на 2013-2015 годы

Приложение 3.

Валовая продукция и темпы роста в секторах, формирующих ВВП, на 2013-2015 годы

Приложение 4.

Среднесрочный прогноз развития сельского хозяйства Кыргызской Республики на 2013-2015 годы

Приложение 5.

Среднесрочный прогноз развития промышленности Кыргызской Республики на 2013-2015 годы с учетом давальческого сырья за минусом стоимости покупной электроэнергии

Приложение 6.

Среднесрочный прогноз развития промышленности Кыргызской Республики на 2013-2015 годы без учета давальческого сырья

Приложение 7.

Прогноз производства натуральных видов продукции на 2013-2015 годы

Приложение 8.

Производство золота

Приложение 9.

Среднесрочный прогноз развития сферы услуг Кыргызской Республики на 2013-2015 годы

Приложение 9А.

Объем оказанных рыночных услуг Кыргызской Республики на 2013-2015 годы

Приложение 10.

Среднесрочный прогноз инвестиций в основной капитал на 2013-2015 годы

Приложение 11.

Среднесрочный прогноз экспорта и импорта товаров на 2013-2015 годы

Приложение 12.

Среднесрочный прогноз экспорта основных видов продукции на 2013-2015 годы

Приложение 13.

Среднесрочный прогноз импорта основных товаров в Кыргызскую Республику на 2013-2015 годы

Приложение 14.

Среднесрочный прогноз развития регионов на 2013-2015 годы

  1. Введение


В данном документе приведены макроэкономические результаты за 2009-2011 годы, ожидаемые показатели социально-экономического развития Кыргызской Республики в 2012 году и прогнозируемые макроэкономические параметры на среднесрочную перспективу (2013-2015 годы).

Макроэкономический прогноз на 2013-2015 годы подготовлен по базовому сценарию при условии стабильного развития отраслей экономики в отсутствии глобальных экономических катаклизмов и внутренних политических потрясений, параметры которого должны стать основой для формирования среднесрочного прогноза бюджета (СПБ) на этот период.


2. Краткий обзор макроэкономической ситуации за 2009-2011 годы


Социально-экономическое развитие Кыргызской Республики в 2009-2011 годах происходило в условиях усиления воздействия продолжающегося мирового финансового кризиса на экономику страны и ее зависимость от внешних и внутренних факторов возросла. Причем, негативное влияние внутриполитических событий на экономику страны в 2010 году оказалось более значимым, чем воздействие мирового кризиса 2008-2009 годов, а 2011 год стал годом восстановительных процессов в экономике после разрушительных событий в апреле и июне 2010 года.


Таблица 1

Динамика показателей социально-экономического

развития Кыргызской Республики за 2009-2011 годы (в %)



Показатели

2009 г.

факт.


2010 г.

факт.

2011 г. пред.факт.

Темпы реального роста ВВП

102,9

99,5

105,7

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

107,0

97,4

102,3

Промышленность

93,6

109,8

111,9

в том числе:










горнодобывающая промышленность

104,7

99,6

124,6

обрабатывающая промышленность

92,2

110,1

109,8

производство и распределение электроэнергии,

газа и воды

98,7

111,0

122,4

Строительство

122,1

81,5

96,1

Инвестиции в основной капитал

130,8

90,8

93,4

Услуги

102,2

99,1

105,6

Индекс потребительских цен, в % к декабрю предыдущего года

100,0

119,2

105,7


В 2009 году, в условиях негативного воздействия мирового финансового кризиса на экономику страны, удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и на фоне резкого падения совокупного спроса сохранить положительные темпы экономического роста на уровне 2,9%. Экономическая ситуация в течение года складывалась неоднозначно. Особенно тревожной она была в первом полугодии, когда отмечалось снижение уровня ВВП (с февраля по июнь падение составило на уровне 1-3%). Однако, уже со второго полугодия обозначились устойчивые тенденции к постепенному оздоровлению экономики страны после кризиса, с реальным ростом ВВП на уровне 0,4%-2,9%.

В результате проведения согласованной денежно-кредитной и бюджетной политики уровень инфляции по итогам 2009 года сложился на нулевой отметке. Цены на потребительские товары и услуги остались без изменений по сравнению с декабрем 2008 года. В отдельных странах мира дефляционный процесс оказался гораздо глубже, например, в США (-2,7%), Японии (-1,7%), в странах Евросоюза (-2,2%). В отдельных странах СНГ этот показатель составил: в Казахстане (6,2%), Азербайджане (0,7%), Молдове (0,4%), России (8,8%), Таджикистане (5,0%).

Основными факторами, повлиявшими на инфляционные процессы, стали снижение цен на товары первой необходимости, такие как мука, хлеб, масла и жиры, молочные продукты, овощи и фрукты, а также предпринимаемые Правительством Кыргызской Республики и Национальным банком Кыргызской Республики антиинфляционные меры.

2010 год, наполненный трагическими событиями, стал временем испытаний на прочность и обозначил новую веху в истории развития Кыргызстана, экономической системы страны. Пессимистичные ожидания после апрельских и июньских событий уже к сентябрю уступили место более позитивным прогнозам.

Главным результатом 2010 года стало преодоление непредсказуемого «обвала» экономики страны на фоне последствий политических событий в апреле и июне 2010 года. И, несмотря на глубокие потрясения, благодаря усилиям Правительства Кыргызской Республики, реальное сокращение объема экономики в 2010 году оказалось умеренным и составило лишь 0,5%. К числу основных факторов, которые негативно повлияли на показатели экономического роста в отчётном периоде, надо отнести: а) напряжённость социально-политической ситуации, особенно в южных регионах страны; б) сокращение совокупного спроса; в) отток капитала из страны, спровоцированного нестабильной ситуацией в республике; г) прямое разрушение и простои предприятий из-за событий в апреле и июне на юге страны; д) сложности с поставками ГСМ и рост цен на них; е) закрытие границы с Казахстаном и Узбекистаном.

Реально экономическая база в 2010 году возросла на 24,2% относительно 2005 года (в ценах 2005 года, только за счёт кумулятивного реального темпа). И экономический спад на 0,5% в 2010 году выглядит более удручающим на фоне экономического роста в 2009 году на 2,9% в условиях влияния мирового финансового кризиса. При этом, показатели развития мировой экономики, стран Еврозоны, СНГ, включая Россию и Казахстан, демонстрируют выход из кризиса 2008 -2009 годов. В частности, кумулятивный показатель уровня развития мировой экономики составил 3,4%, в основном, за счёт положительных вкладов Китая и Индии с ростом ВВП на уровне 9% и 9,7%, соответственно. Россия завершила год с ростом ВВП на 3,8%, а Казахстан – с ростом ВВП на 7%.

Уровень инфляции, в декабре 2010 года по сравнению с декабрем 2009 года составил 119,2%, при котором основными факторами, влияющим на повышение общего уровня цен, были рост цен на хлеб и муку, обусловленный неблагоприятными мировыми тенденциями на зерновом рынке из-за засухи в России и запретом экспорта зерна из России и подсолнечного масла и круп из Казахстана; удорожание ГСМ на внутреннем рынке в результате введения с 1 апреля 2010 года экспортных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, экспортируемых из России в Кыргызстан, и рост мировых цен.

Экономическая и социальная политика Кыргызской Республики после событий 2010 года была ориентирована на преодоление социальных последствий и выведение экономики страны на устойчивый вектор развития, улучшение состояния бюджета.

Основным результатом итогов 2011 года стало преодоление угрозы спада экономического роста и выход на устойчивые тенденции в социально-экономическом развитии на фоне улучшения параметров макроэкономической стабильности и снижения внутриполитической напряженности в стране. В 2011 году удалось достигнуть роста экономики, когда реальный рост составил 105,7%. Одновременно произошло заметное снижение темпов роста общего уровня цен. Уровень инфляции за 2011 год (декабрь 2011 года к декабрю 2010 года) сложился на уровне 5,7%, тогда как за 2010 год данный показатель составил 19,2%.

Основными факторами, повлиявшими на улучшение экономической ситуации в стране, стали: а) устойчивый экономический рост в странах - основных торговых партнерах Кыргызской Республики (Россия – 4,2%, Казахстан – 7,5%, Китай – 9,2%); б) умеренные показатели инфляции в странах - основных торговых партнерах (Россия, Казахстан); в) умеренная динамика цен на мировых товарно-сырьевых рынках (продовольствие, энергоносители); г) налоговые преференции для субъектов предпринимательства; д) упрощение условий ведения бизнеса через сокращение проверок, количества выдаваемых лицензий на виды предпринимательской деятельности и других мер государственного регулирования в целях снижения коррупции и теневой экономики; е) рост цен на золото; ж) отмена экспортных пошлин на нефтепродукты, поставляемые в Кыргызстан, со стороны России; з) рост кредитов в экономику и приток инвестиций в обрабатывающую и горнодобывающую промышленность.

Реально экономическая база в 2011 году возросла на 8,2% относительно 2008 года (в ценах 2008 года, за счёт кумулятивного реального темпа), когда в начале мирового финансового кризиса экономический рост составлял 8,4%. И экономический рост на 5,7% в 2011 году приблизился к уровню 2008 года.

Уровень капитализации (инвестиции в основной капитал в % к ВВП) экономики сократился с 21,1% в 2009 году до 17,4% в 2011 году, в основном, за счет снижения объемов кредитов банков, средств населения, а также частных инвестиций, связанных с оттоком капитала из страны в 2009-2010 годы.

Удельный вес государственного потребления в структуре использования ВВП в этот период снизился с 18,4% до 17,5% относительно увеличения доли частного потребления с 78,3% до 84,8%. Эти данные демонстрируют постепенное сокращение государственных расходов на содержание системы государственного управления, связанное с ее оптимизацией. Кроме того, был принят ряд нормативных правовых актов, предусматривающих сокращение бюджета с целью соблюдения жесткой бюджетной дисциплины. Рост частного потребления в основном связан с повышением оплаты труда работникам социальной сферы, силовых структур.

Таблица 2

Структура ВВП по компонентам конечного использования

(в % к ВВП)


 Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

факт

факт

предв. факт

Потребление

96,7

102,7

102,3

государственное

18,4

18,1

17,5

частное

78,3

84,6

84,8

Валовые инвестиции

27,3

27,4

28,1

государственные инвестиции

4,3

4,4

5,1

из них ПГИ (внешние)

1,5

2,7

3,1

частные инвестиции

23,0

23,0

23,1

Экспорт (товары и услуги)

54,7

51,6

53,7

Импорт (товары и услуги)

78,7

81,7

84,2

Чистый экспорт

-24,0

-30,1

-30,5


Что касается показателя открытости экономики, то он повысился с 96,6% в 2009 году до 109,2% в 2011 году. Объем внешнеторгового оборота увеличился с номинальным превышением уровня 2009 года на 44,8%, составив в 2011 году 6488,6 млн. долл. США.

В целом, следует отметить устойчивые тенденции роста отрицательного сальдо торгового баланса за эти годы. Это обусловлено возрастающими потребностями экономики в импорте инвестиционных товаров, сырья и материалов, удельный вес которых в совокупности составляет более 70%. Вместе с тем, экспортный потенциал страны продолжает оставаться невысоким, а структура экспорта не диверсифицирована. Экспорт в 2011 году представлен 7-9 базовыми позициями, из которых 44,9% - золото.

Из-за опережающей динамики роста импорта над экспортом, отрицательное сальдо чистого экспорта товаров и услуг к ВВП увеличилось с (-)24,0% 2009 году до (-)30,5% в 2011 году.

В этот период удалось сохранить устойчивость финансового сектора Кыргызской Республики. Банковская система и небанковские финансово-кредитные учреждения в условиях глобального финансово-экономического кризиса и внутриполитических событий продемонстрировали достаточный запас прочности. Национальным банком Кыргызской Республики была снижена учетная ставка до исторически минимального уровня (0,72% в марте 2010 года), был также уменьшен размер обязательных резервов.

Основным достижением фискальной политики за рассматриваемый период было введение нового Налогового Кодекса Кыргызской Республики, согласно которому были созданы достаточно благоприятные условия для ведения бизнеса на территории Кыргызской Республики. Основными достижениями нового Кодекса стали снижение ставок основных налогов, снижение общего количества налогов и сборов с 16 до 8, ликвидация каскадных нерыночных налогов, либерализация налогового администрирования по отношению к добросовестному налогоплательщику, введение механизмов партнерства государства и бизнеса по установлению ставок налога, установление ограничения на количество проводимых рейдовых проверок.

В целях поддержки субъектов предпринимательства, пострадавших во время апрельских и июньских событий, и обеспечения гарантии инвесторам, улучшения бизнес-среды в Кыргызской Республике, а также дальнейшего проведения эффективной политики устойчивого экономического развития в 2010 году был принят ряд декретов, направленных на фискальные преференции предпринимателям, пострадавшим в ходе апрельских и июньских событий, и в целом всем субъектам предпринимательства Кыргызской Республики.

Достижением республики за рассматриваемый период является улучшение индикаторов по проекту Всемирного банка «Ведение бизнеса», благодаря которому была запущена широкая программа инвестиционных реформ. Реформы были проведены в сферах открытия бизнеса, получения разрешительных документов в сфере строительства, защиты инвесторов, международной торговли и получения кредитов, в результате которых в республике были проведены реформы в системах нормативно-правового регулирования инвестиционной и предпринимательской деятельности.

Произошедшие апрельские и июньские события 2010 года способствовали ухудшению положения активной части населения и инвестиционного климата. В связи с политической нестабильностью инвесторы заняли выжидательную позицию, что привело к снижению поступления иностранных инвестиций почти во все сектора экономики. Были предприняты определенные усилия для восстановления деловой активности в стране. На основе проведения неоднократных переговоров, открыты границы с соседними республиками. В целях развития предпринимательства и создания условий для минимизации потерь, вызванных событиями, а также восстановления деловой активности и дальнейшего улучшения бизнес-среды приняты «Основные направления по восстановлению бизнес-среды и улучшению инвестиционного климата («Дорожная карта»)», декреты Временного Правительства Кыргызской Республики «О защите инвестиций» от 26 апреля 2010 года № 23 и «Об ограничении проверок, проводимых правоохранительными, налоговыми и другими уполномоченными органами, имеющими право на проведение проверок субъектов предпринимательства» от 13 мая 2010 года № 35, которые сыграли положительную роль в стабилизации экономической ситуации.

В условиях негативного воздействия мирового финансового кризиса на экономику, несмотря на глубокие потрясения в стране в 2010 году, социальная политика была неизменно направлена на выполнение в полном объёме гарантированных социальных обязательств со стороны государства. Поэтому одним из главных достижений в 2010 году, несмотря на рост дефицита государственного бюджета и бюджета Социального фонда, стало своевременное финансирование выплат пенсий, пособий, заработной платы. Более того, в целях повышения наименьших размеров оплаты труда работникам социальной сферы с 2010 года размер заработной платы увеличен почти на 30%. Была повышена заработная плата сотрудникам Министерства обороны и государственной безопасности. Только в 2010 году четыре раза увеличивали размер пенсионных начислений и компенсаций (компенсация за электроэнергию, дифференцировано увеличена страховая часть пенсий, были увеличены в 1,4 раза поправочные коэффициенты к пенсиям для лиц, которые не попали под 40% - ное повышение пенсий в 2009 году, увеличение базовой части пенсий на 200 сомов, которая составила 1000 сомов). Среднемесячный размер пенсии увеличился с 2131 сома в 2009 году до 3760 сомов в 2011 году, а реальный рост составил 112,9% в среднем за год.

Государственные расходы на финансирование социальной сферы и социальной защиты в этот период существенно повысились, их удельный вес от общего объема государственных расходов увеличился с 44,7% в 2009 году до 50,3% в 2011 году.

За последние годы в социальной сфере государства прослеживается заметный рост основных индикаторов уровня жизни населения. Так, в 2009-2010 годы среднедушевые денежные доходы населения возросли с 2311,9 сома до 2494,4 сома. В 2011 году темп реального роста составил 106,4%.

Среднемесячная заработная плата (СЗП) увеличилась с 6161,0 сома в 2009 году до 9352,0 сомов в 2011 году, а реальный рост составил 109,2% в среднем за год. Размер прожиточного минимума (ПМ) увеличился с 3263,2 сомов в месяц в 2009 году до 4390,0 сомов в 2011 году. Коэффициент отношения СЗП к ПМ трудоспособного населения сложился почти на уровне 1,8.

Уровень бедности возрос с 31,7% в 2009 году до 33,7% в 2010 году. За чертой бедности в 2010 году проживали 1846,2 тыс. человек, среди которых 74,4% - жители сельской местности. В качестве порогового значения для оценки уровня бедности была применена черта бедности 2008 года проиндексированная на среднегодовой индекс потребительских цен. Стоимостная величина общей черты бедности в 2010 году составила 20937,1 сома в год на душу населения, крайней – 12608,4 сома. По предварительным данным, в 2011 году уровень бедности составил 31,6%1, снизившись на 2,1 процентных пункта.

Общая безработица за этот период в среднем оставалась на уровне 8,5%.

В последние годы усилился миграционный отток населения как внутри страны, так и за ее пределы. В Кыргызстане экспорт рабочей силы является распространенным явлением, где каждое четвертое домохозяйство (более 26%) имеет хотя бы одного трудового мигранта. Сегодня, по оценкам из различных источников, количество мигрантов, работающих в России и Казахстане, составляет порядка 700-850 тыс. человек. Объем трансфертов от деятельности трудовых мигрантов в 2009 году имел тенденцию к сокращению, составив 966,7 млн. долл. США, тогда как в 2008 году составил 1205,5 млн. долл. США. Однако в 2010 году их объем вновь возрос и составил 1252,6 млн. долл. США. По предварительным данным, в 2011 году приток денежных переводов составил 1669,1 млн. долл. США.2 При этом, как и прежде, подавляющий объем притока денежных средств приходится на Россию (93,7%), где сосредоточено основное количество трудовых мигрантов. По данным Федеральной миграционной службы России, за последние годы наблюдается тенденция к снижению численности трудовых мигрантов из Кыргызской Республики в Россию, это обусловлено тем, что начиная с 2009 года несколько ужесточилось российское миграционное законодательство.

  1   2   3   4   5


Похожие:

Среднесрочный прогноз социально-экономического развития Кыргызской Республики на 2013-2015 годы iconЗакона Республики Бурятия «о программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011 2015 годы» за 2011 год
«о программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011 – 2015 годы» за 2011 год (Собрание законодательства Республики...
Среднесрочный прогноз социально-экономического развития Кыргызской Республики на 2013-2015 годы iconРеспублика бурятия закон
Настоящий Закон определяет содержание и порядок реализации Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011...
Среднесрочный прогноз социально-экономического развития Кыргызской Республики на 2013-2015 годы iconПрограмма социально экономического
Введение. Прогноз социально – экономического развития Республики Саха (Якутия) и Момского района
Среднесрочный прогноз социально-экономического развития Кыргызской Республики на 2013-2015 годы iconО среднесрочной комплексной программе экономического развития зауралья на 2011 2015 годы
В целях обеспечения устойчивого социально-эколого-экономического развития Зауралья и создания благоприятных условий для повышения...
Среднесрочный прогноз социально-экономического развития Кыргызской Республики на 2013-2015 годы iconОб утверждении подпрограммы "комплексная программа модернизации системы профессионального образования республики башкортостан на 2011 2015 годы" долгосрочной
В целях обеспечения социально-экономического развития Республики Башкортостан Правительство Республики Башкортостан постановляет
Среднесрочный прогноз социально-экономического развития Кыргызской Республики на 2013-2015 годы iconПрограмма социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 2015 годы
Целью Программы является повышение качества Программы жизни населения Республики Татарстан на основе устойчивого, динамичного развития...
Среднесрочный прогноз социально-экономического развития Кыргызской Республики на 2013-2015 годы iconОб основных направлениях социально-экономического развития
«Об утверждении Стратегии социально-экономичес-кого развития Ставропольского края на период до 2020 года» и Законом Ставропольского...
Среднесрочный прогноз социально-экономического развития Кыргызской Республики на 2013-2015 годы iconКомплексная программа социально экономического развития муниципального района салаватский район на 2011 2015 годы малояз ~ 2010
Комплексная программа социально – экономического развития муниципального района салаватский район на 2011 – 2015 годы
Среднесрочный прогноз социально-экономического развития Кыргызской Республики на 2013-2015 годы iconПрограмма социально 2 экономического развития северо-восточных районов Республики Башкортостан на 2011- 2015 годы. Отмечу, что при всей их насыщенности (объемности), как по содержанию, так и по «желаемому»
Уфа 27 марта 2012 года
Среднесрочный прогноз социально-экономического развития Кыргызской Республики на 2013-2015 годы iconГосударственной программы по развитию кооперативного движения в кыргызской республике на 2011-2015 годы (с Планом мероприятий по реализации данной программы)
Цель и задачи Государственной программы развития кооперативного движения в Кыргызской Республике
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница