Основы журналистики содержание




НазваниеОсновы журналистики содержание
страница1/43
Дата конвертации14.09.2012
Размер4.34 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43
С. Г. Корконосеноко


ОСНОВЫ

ЖУРНАЛИСТИКИ


СОДЕРЖАНИЕ

Введение в дисциплину................................................................................3

Предмет, задачи и терминологический аппарат курса............................ 3

Журналистское образование......................................................................9

Педагогика журналистики.........................................................................24

Происхождение, концепции и модели журналистики...............................31

Возникновение журналистики..................................................................31

Идейно-теоретические концепции журналистики..................................39

Модели журналистики и журналистской деятельности..........................57

Организация журналистской деятельности...............................................73

Журналистика как средство информации................................................73

Типология и система СМИ.......................................................................86

Журналист: социальный и должностной статус....................................108

Аудитория СМИ.......................................................................................143

Функционирование журналистики...........................................................161

Социальные роли журналистики............................................................161

Социальные функции СМИ...................................................................176

Эффективность журналистской практики.............................................197

Пресса и социальный контроль..............................................................214

Регулирование журналистской практики.................................................228

Свобода печати и журналистской деятельности....................................228

Гласность и ее проявления в журналистике..........................................252

Принципы поведения журналиста.........................................................261

Заключение................................................................................................279

Рекомендуемая литература......................................................................284


УДК 070 ББК 76.01 К 66

Рецензенты:

доктор филологических наук,

профессор Воронежского государственного университета

Л. Е. Кройчик,

кафедра журналистики Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова

I

Корконосенко Сергей Григорьевич

К 66 Основы журналистики: Учебник для вузов / С. Г. Корко-

носенко. -- М.: Аспект Пресс, 2004.— 287 с. 15ВН 5-7567-0158-3

В учебнике рассматриваются возникновение и эволюция журналис­тики как социального института и рода деятельности, ее статус в совре­менном обществе, профессиональные характеристики журналиста, воп­росы гласности и свободы прессы, система СМИ, практика их функцио­нирования и ее эффективность.

Книга предназначена для студентов, обучающихся по специальностям «Журналистика» и «Связи с общественностью».

УДК 070 ББК 76.01

18ВЫ 5-7567-0158-3 © «Аспект Пресс», 2001,2004.

Все книги издательства «Аспект Пресс» на сайте


ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ

Предмет, задачи и терминологический аппарат курса

Курс «Основы журналистики» заметно отличается от других про­фессиональных дисциплин учебного плана. Прежде всего — он фак­тически открывает собой знакомство студентов с богатым комплек­сом теоретического знания об избранной ими специальности. Поня­тия и идеи, которые осваиваются ими на этом этапе образования, будут затем уточняться и дополняться смыслами при рассмотрении других, более конкретных вопросов программы обучения. На то и разрабатываются теоретические основы профессии, чтобы отразить общие, базовые категории: журналист, роли и функции прессы, свобода печати, массовая аудитория, эффективность журналистской деятельности и др. Постепенно студенты овладеют материалом кур­сов, посвященных организации работы редакций, методике репор­терского труда, социологической и психологической культуре жур­налиста, правовым и этическим нормам в прессе, стилю публика­ций и т.д. Общим для всех названных и иных дисциплин является объект изучения — журналистика. Это понятие служит как бы смыс­ловым ядром и нашего учебного курса, и всей системы образования.

Журналистика — это общественная деятельность по сбору, обра­ботке и периодическому распространению актуальной социальной информации (через печать, радио, телевидение, кино и т.п.); еще одно значение слова — система предприятий и средств сбора и дос­тавки информации: редакции, телерадиокомпании, информацион­ные агентства и их производственно-техническая база. Этим же тер­мином обозначается продукция журналистской деятельности -- про­изведения, из которых составляются номера газет и журналов, программы радио и телевидения. Наконец, так называется опреде­ленная отрасль научного знания и образования.

3


Понятие «журналистика» не надо смешивать с другими, близ­кими к нему по содержанию, такими, например, как «печать» и «пресса», которые обозначают лишь отдельные отрасли журналис­тики, отличающиеся, к примеру, от радио. Не совпадает оно и с понятием «средства массовой информации» (СМИ). Так принято называть журналистику в социологии, политологии, правоведе­нии, где не рассматриваются ее профессионально-творческие со­ставляющие, а внимание сосредоточено на общественном значе­нии тиражируемых сведений. В Законе Российской Федерацш «О средствах массовой информации» под СМИ понимается пери­одическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, ки­нохроникальная программа, иная форма распространения массо­вой информации. Сама массовая информация трактуется как пред­назначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-,, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Таким образом, массовая информация выступает как носитель содержания журна­листики, ее тексты.

Тексты, в свою очередь, служат целям связи и общения между людьми, или массовой коммуникации. Журналистика как средство массовой коммуникации (СМК) - - посредник в общении, и в этом качестве она изучается социально-психологической наукой. Одна­ко коммуникация не заменяет собой собственно общение, взаи­модействие людей, более того -- она может быть построена таким образом, что станет препятствием к общению. По этому поводу нам надо ясно договориться, чтобы в дальнейшем не подменять содержание коллективной практики процессом передачи данных. «Прежде всего я должен оспорить широко распространенное отож­дествление двух принципиально различных форм деятельности -общения и коммуникации, - - заявляет авторитетный философ куль­туры М. С. Каган. - - Их различие на философском языке определя­ется как отличие межсубъектных отношений, имеющих целью со­вместное практическое действие или совместную выработку опре­деленной информации, от отношения субъекта к другому человеку как объекту, коему следует передать некую информацию или со­вершить над ним операцию... В ряде сфер культуры оптимальным видом информационной связи является именно коммуникация, мо­нологическое высказывание... (на этом основаны обучение основам наук, медицинская практика, военная служба), в других же сфе­рах Я обращаюсь к Другому как равному мне по самостоятельнос­ти, активности, свободе, праву на творчество субъекту, рассчиты­вая на его сотворчество...»'. Говоря на языке примеров, согласо-

КаганМ. С Философия культуры. СПб., 1996. С. 191.

ванный труд редакционного коллектива представляет собой ду­ховное и производственное общение, равно как и откровенный, неформальный диалог с аудиторией в процессе выпуска газеты иди телепрограммы. Обмен же монологами, без искреннего дви­жения навстречу собеседникам («диалог глухих»), только по внеш­нему виду напоминает общение, а по существу остается однонап­равленной трансляцией информации.

В американской и частично европейской лексике в сходном значении используется понятие mass media, массмедиа (или про­сто media, медиа). В английском словаре «Webster» мы находим сле­дующую статью: «mass media» (1923) - - средство коммуникации (газеты, радио или телевидение), предназначенное для того, что­бы обращаться к массе людей». Нетрудно заметить, что перед нами фактически то же явление, которое выше называлось СМК. Одна­ко с 20-х годов, которые упоминаются в словаре как момент вве­дения термина в употребление, его реальное содержание не могло не измениться. В новых версиях, например в американских спра­вочниках по языку СМИ, mass media толкуется как различные сред­ства, используемые для доставки информации массовой аудито­рии: радио, телевидение, кабельное ТВ, газеты, журналы, книги, диски и т.д. Очевидно, что имеется в виду не просто единичное издание, а, по меньшей мере, сочетание различных каналов, а в оптимальном варианте -- их многосоставный комплекс, включаю­щий в себя электронные средства связи и охватывающий различ­ные стороны жизни аудитории, помимо получения оперативной журналистской информации. Если в той или иной географической точке не сложилась такая система информирования (например, в провинциальном городке, где из всех СМИ наличествуют лишь одна газета да маломощное радио), то вести разговор о местных mass media будет преждевременно.

Далее в тексте мы будем употреблять все названные термины как синонимы, если не потребуется выделить какой-то смысловой оттенок процессов, протекающих в системе журналистики (напри­мер, различие между прессой и телевидением в методах деятель­ности).

Особое положение в терминологии занимает слово «публицис­тика», наверняка встречавшееся каждому студенту. У этого явле­ния нет общепризнанной «расшифровки», и о его содержании специалисты ведут нескончаемые споры. Мы возьмем за первона­чальный ориентир определение, данное Словарем иностранных слов: «Публицистика (от лат. publicus - - общественный) — вид литературы, посвященной обсуждению насущных социальных воп­росов с целью прямого воздействия на общественное мнение; пуб-

5


лицистика тесно связана с текущей прессой; произведения этого вида (статьи, очерки, памфлеты, фельетоны и др.)». В других ис*Г точниках, в частности в научных трудах, о публицистике говорит­ся как об общественно-политической деятельности, связанной с актуальным идеологическим воздействием на общественное мне­ние, сознание и поведение.

Из сравнения этих двух точек зрения (на самом деле их много­кратно больше) становится ясно, во-первых, что публицистика — это способ энергичного влияния на умы, настроения и поведение людей, во-вторых, что влияние осуществляется открыто, публич­но (о чем можно судить по звучанию самого термина), в-третьих, что источник воздействия занимает ясно выраженную позицию по предмету обсуждения, на которую и стремится привлечь общест­венность. Даже беглый обзор средств такой деятельности наводит на мысль о том, что для нее используется не одна лишь пресса. Публичным идеологическим актом становится и страстное вы­ступление оратора, и документальное кино, и агитационный пла­кат, и театрализованное представление (вспомним массовые улич­ные действа, характерные для послереволюционной России в 20-е годы). По своему содержанию идеи, которые несет в себе публи­цистика, совсем не обязательно относятся к сфере политики: он* бывают философскими, эстетическими, экологическими и т.д. Следовательно, публицистика — это явление широкое и многоли­кое, во всяком случае, она «шире» журналистики. В то же время ее полноценное бытование в современном мире совершенно немыс­лимо без использования уникальных возможностей прессы. Осоз­навая это, часть журналистов — как теоретиков, так и практичес­ких работников — считает, что всякий журналистский материал является публицистикой. Однако обратим внимание на то, что в словарном определении называются произведения особого вида — те, которые обладают качеством публицистичности. К ним, т.е. к текстам, насыщенным идейным содержанием и наступательным по манере его изложения, вряд ли следует относить простенькую заметку или информативное интервью, в которых лишь констати­руются факты. Получается, что теперь уже журналистика «шире» публицистики, поскольку в прессе появляются материалы, не об­ладающие качеством публицистичности, во всяком случае, выра­женной в явной форме. Значит, к использованию этого термина как синонима журналистики надо относиться взвешенно, оцени­вая его уместность в каждом определенном контексте.

Предметом нашего курса служат фундаментальные явления и понятия, определяющие роль и назначение журналистики в общест­ве, ее взаимоотношения с системой власти и управления, задачи

6


по достижению целей общественного прогресса, комплекс требо­ваний к личностным качествам и квалификации сотрудника ре­дакции, основы эффективности журналистской деятельности. Сту­дентам предстоит научиться видеть неразрывную связь прессы с воплощением в жизнь социальных теорий и программ, с многооб­разием существующих в обществе интересов, с динамикой соци­альной и духовной жизни, особенно на этапе ее реформирования.

Задачей курса является познавательно-методологическая ори­ентация студентов. По окончании университета напряженная слу­жебная деятельность не оставит им времени на углубленное ос­мысление ее принципиальных основ. «Очень часто я напоминаю себе трамвай, набитый пассажирами... обвисший людьми на подножках и буферах, дико трезвонящий на прохожих... Иногда же — девушку с подносом в ночной пивной, где сразу в двадцать голосов окликают посетители», — так с грустной иронией рисовал свой образ жизни выдающийся журналист М. Кольцов. Именно в годы учения важно составить себе представление о реальной сложности теоретических основ журналистики, неоднозначности их понимания и социальной предопределенности функционирования и развития прессы. Столь же важно выработать личные профессионально-мировоззренческие установки. На этой базе студенты в дальнейшем будут выбирать для себя специализацию по одной из сфер деятельности: литера­турная работа в периодической печати, телерадиовещание, газет-но-журнальный дизайн, пресс-фотография, издательское редак­тирование, пресс-службы и агентства новостей и др.

Надо обратить внимание на то, что профессиональные учеб­ные курсы (включая «Основы журналистики») представляют со­бой только одну из сторон подготовки редакционных сотрудников. Мировоззренческий и культурный кругозор публициста формиру­ется широким комплексом дисциплин социально-экономическо­го и историко-филологического циклов. Философские и психоло­гические, литературоведческие и экономические познания помо­гают студентам глубже разбираться в основах специальности, вырабатывать строгие и точные критерии оценки профессиональ­ной практики, формулировать свою позицию по сложнейшим проб­лемам, находящимся в центре внимания отечественной и миро­вой журналистики. Наш курс теснее всего соприкасается с культу­рой социального мышления. Журналистская теория формировалась в неразрывной связи с другими областями обществоведения. Эта связь не утрачена и поныне и даже стала еще прочнее. В исследова­ниях по вопросам СМИ находят применение новейшие теории, открытия, методы, появляющиеся в других отраслях знания. Отно­шения журналистики с целым рядом наук строятся как отноше-

7


I

ния частного, специального с общим, универсальным. Это можно сказать о философии, социологии, истории, филологии, кибер­нетике. В известном смысле теория журналистики является как бы мостом, соединяющим систему научного знания с редакционным производством.

Кроме учебного пособия, который сейчас находится перед их глазами, студенты должны обращаться к широкому кругу источ­ников: к произведениям выдающихся мыслителей, занимавшихся проблемами духовной жизни, и в частности прессы, к государ­ственным документам, в первую очередь к нормативно-правовым актам, к трудам исследователей журналистики и, конечно, к опы-1 ту редакций. Только использование различных источников помо­жет студентам выработать мотивированные суждения по пробле-1] мам, входящим в учебную программу. Напомнить об этом тем бо­лее важно, что многие из стоящих на библиотечных полках пособий уже не отражают реальность социальной жизни и журналистики.1 Из сказанного, однако, не следует, что не надо изучать произве-1 дения, которые несут на себе явные приметы ушедшего в историю времени. Наоборот, нужно учиться отделять неизбежные конъюн-] ктурные атрибуты от исследовательского поиска, результаты ко-1 торого не утрачивают с годами своей ценности.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43


Похожие:

Основы журналистики содержание iconОсновы журналистики содержание
Введение в дисциплину
Основы журналистики содержание iconУчебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы журналистики» / А. С. Шилов, О. А. Воронова, Л. Г. Свитич. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова,...
Основы журналистики содержание iconПрограмма дисциплины основы журналистики : система организации и функционирования сми. Введение в специальность цикл опд специальность: 030601. 65-«Журналистика»
Утверждена Учебно-методической комиссией факультета журналистики и социологии кгу
Основы журналистики содержание iconОсновы журналистики типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-23 01 08 «Журналистика (по направлениям)»
Ректор Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»
Основы журналистики содержание iconУчебно-методический комплекс включает в себя программу курса
Основы журналистики. Организация работы редакции сми : учеб метод комплекс для студентов фак журналис
Основы журналистики содержание iconУчебная программа курса «Основы экономики и предпринимательской деятельности: содержание и методика преподавания»
«Основы экономики и предпринимательской деятельности: содержание и методика преподавания» (144 часа) – эк-3
Основы журналистики содержание iconЭкономика и менеджмент коммуникации Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
Е. В. Маевская, доцент кафедры социологии журналистики факультета журналистики Белорусского государственного университета, кандидат...
Основы журналистики содержание iconЭкономика и менеджмент сми типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
А. В. Потребин, доцент кафедры социологии журналистики факультета журналистики Белорусского государственного университета, кандидат...
Основы журналистики содержание iconЭкономика и менеджмент книгоиздательского дела Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
А. В. Потребин, доцент кафедры социологии журналистики факультета журналистики Белорусского государственного университета, кандидат...
Основы журналистики содержание iconЭкономика и менеджмент средств массовой информации Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
А. В. Потребин, доцент кафедры социологии журналистики факультета журналистики Белорусского государственного университета, кандидат...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница