Курс: Ettevõtluse ja äriplaani koostamise alused Книга: От бизнес-идеи к бизнес-плану Напечатана: Olga Liventseva




Скачать 50.49 Kb.
PDF просмотр
НазваниеКурс: Ettevõtluse ja äriplaani koostamise alused Книга: От бизнес-идеи к бизнес-плану Напечатана: Olga Liventseva
Дата конвертации14.09.2012
Размер50.49 Kb.
ТипКнига
От бизнес-идеи к
бизнес-плану
Основа успешной деятельности предприятия - продуманный, реалистичный и детальный
бизнес-план.
Сайт:
e-Õppe Arenduskeskuse Moodle (ver 1.9.5+)
Курс:
Ettevõtluse ja äriplaani koostamise alused
Книга:
От бизнес-идеи к бизнес-плану
Напечатана: Olga Liventseva
Дата:
Monday 14 June 2010, 13:38

Содержание
Кому и зачем нужен бизнес-план?
Последовательность составления и подготовки бизнес-плана
Структура бизнес-плана
Советы по составлению бизнес-плана


Кому и зачем нужен бизнес-план?
Бизнес-план -плановый  документ, а  процесс
разработки  бизнес-плана  один  из  видов
планирования. Планирование -это  процесс
творческого 
осмысления 
будущего
предприятия (бизнеса).
В это время вы решаете: в каком направлении
развиваться  Вашему  бизнесу  и  как  быстро,
как  достичь  поставленных  целей  и  что
сделать, чтобы 
уменьшить 
возможные
неожиданности  и  риски, как  управлять
ситуацией в целом.
Другими словами, эффективное планирование -это процесс постановки целей (задач)
и разработки мероприятий, обеспечивающих их достижение. В таком планировании
нуждаются  как  начинающие  предприниматели, так  и  растущие  или  уже  крупные
фирмы.
Бизнес-план - обязательно  письменный  документ, суммирующий  деловые
возможности  и  перспективы  и  разъясняющий, как  эти  возможности  могут  быть
реализованы имеющейся командой управленцев (менеджеров).
Письменное  изложение  бизнес-плана  делает  процесс  его  разработки  более
эффективным, а сам план систематизированным и сжатым.
Бизнес-план является связующим звеном между организатором
производства и инвестором. Если предприниматель рассчитывает не только на свои
средства, а  хочет  привлечь  средства  со  стороны, то  есть  заинтересовать
потенциальных  инвесторов, в  том  числе  и  иностранных, вложить  деньги  в
предлагаемое  дело, необходимо  доказать  им  эффективность  такого  вложения
показать  Вашу  способность  мыслить  реалистически  и  оценить  все  возможные
аспекты  как  положительные, так  и  отрицательные, использования  инвестируемых
средств.
Если  Вы  обратитесь  за  необходимыми  средствами  в  банк. Вам  также  понадобится
бизнес-план, который  поможет  убедить  банкира  в  надежности  вложения  средств, в
реальности  возвращения  выдаваемого  Вам  кредита  и  получения  собственной
прибыли. В  этом  случае  бизнес-план  является  документом "на  продажу" для
получения капитала. В "продаваемом" бизнес-плане необходимо несколько изменить
акценты, например, обязательно  внести  основные  биографические  данные
предполагаемых  менеджеров, сведения  об  их  образовании  и  опыте  работы. Такая
информация является ключевой для потенциальных инвесторов.
Собственно, многие авторы рассматривают это предназначение
бизнес-плана как основное для любой компании, нуждающейся в
привлечении капитала. В современном высоко конкурентном
экономическом  окружении  высококачественный  квалифицированный  бизнес-план
абсолютно необходим. Любой, кто просит деньги для своего бизнеса, должен иметь
такой план. Как документ "на продажу" бизнес-план должен убедить инвесторов, что
новый  предприниматель  реально  определил  свои  возможности,
обладает

предпринимательским  и  управленческим  талантом, чтобы  использовать  эти
возможности  и  имеет  достаточно  реалистичную, согласованную  программу
получения прибылей и достижения поставленных целей во времени.
А  если  Вам  не  нужны  заемные  средства? Если  Вы  имеете  достаточный  капитал,
чтобы открыть собственное дело без привлечения инвесторов со стороны? Нужен ли
бизнес-план  в  этом  случае? Стартовой  точкой  в  любом  бизнесе  является  ситуация,
когда  некто  письменно  излагает  план  развития  дела  и  некто  дает  деньги  на
осуществление  этого  плана. Эти  двое "некто" могут  быть  одним  и  тем  же  лицом.
Однако, и в этом случае бизнес-план необходим.
Нужно разделить два процесса: планирование и инвестирование.
Предприниматель, имеющий  средства, должен  написать  бизнес-план  не "на
продажу", а для себя.
Бизнес-план  позволит, прежде  всего, Вам  самому  отчетливо  увидеть  перспективы
Вашего  бизнеса, оценить  существующую  экономическую  ситуацию  и  Ваши
возможности, определить  эффективные  направления  развития  компании  и  все
необходимые действия по достижению поставленных целей, проанализировать свои
идеи, проверить их разумность и реалистичность.
В этой связи ценным является не только конечный результат этой плановой работы -
законченный бизнес-план, но и сам процесс разработки бизнес-плана.
Все вовлеченные в него получают прекрасный опыт будущей
совместной деятельности и общения, а также обоснованный
мотивированный взгляд на перспективы развития бизнеса.
Бизнес-план будет служить для Вас и Ваших сотрудников стандартом, с которым Вы
будете сверять результаты практической деятельности по его реализации и вносить в
эту деятельность необходимые коррективы. Он  позволит сотрудникам  четко понять
свои  задачи  и  увидеть  собственные  личные  перспективы, связанные  с  общим  для
всех  бизнесом, оценить  свой  личный  вклад  в  достижение  поставленных  целей.
Бизнес-план  окажется  полезным  для  установления  приоритетов  и  индивидуальных
рабочих заданий на первый год работы предприятия.
Рассматривайте разработанный бизнес-план как "карту полета",
определяющую  наиболее  желательный, оптимальный  по  времени  и  наименее
рискованный маршрут достижения намеченных целей.
Однако, многочисленные факторы, в том числе и такие, как "неожиданное изменение
погоды" могут значительно изменить намеченные планы. Для начинающих компаний
практика  отклонения  от  намеченного  в  бизнес-плане  маршрута  является  обычной.
Постарайтесь предвидеть возможные отклонения, разработать "запасные варианты" и
подготовить "запасные пути".


Последовательность составления и подготовки бизнес-плана
Ваш  бизнес-план  должен  быть  представлен  в  форме,
позволяющей  заинтересованному  лицу  получить  четкое
представление о существе дела.
Бизнес-план должен быть написан просто и ясно, иметь
четкую  структуру. При  этом  объем  и  степень
детализации  разделов  определяются  спецификой  и
областью деятельности Вашей фирмы.
Любая  предлагаемая  форма  дает  лишь  общее
представление. Любой бизнес имеет свои особенности,
следовательно, не 
может 
существовать 
некоего "стандартного",
универсального плана, приемлемого во всех случаях.
Этапы составления и подготовки бизнес-плана




Структура бизнес-плана
Бизнес-план  описывает  предприятие, его
структуру  и  организацию, планируемую
продукцию или услуги, рынок их реализации,
финансовые  потребности  и  финансовые
результаты.
Затраты  на  бизнес-планирование - самая
выгодная инвестиция.
Бизнес-план  для  привлечения  инвестора
имеет  свою специфику. Основными  задачами
в данном случае является убедить инвестора в
выгодности для него вложений в представляемый ему инвестиционный проект.
Бизнес-план  для  получения  кредита  отличается  от  бизнес-плана  для  инвестора
несколькими моментами:
l Бизнес-план для получения кредита должен показать потребность предприятия
в финансировании в определенный момент и на точно определенный срок
l Должен показать выгодность для предприятия использования заемных
оборотных средств
l Бизнес-план для получения кредита ориентирован на то, чтобы показать банку
или другому кредитору высокий уровень платежеспособности предприятия, а
значит ? возможность погасить кредит и проценты за его использование.
Основные требования к бизнес-плану:
l Бизнес-план должен содержать только основную информацию.
l Бизнес-план инвестиционного проекта должен строиться на основе реальной,
непредвзятой информации, полученной из доступных источников и содержать
ссылки на документы, результаты исследований, источники информации,
отчеты и заключения экспертов.Очень желательны приложения в виде
графиков и диаграмм.
l В бизнес-плане нельзя делать: сомнительные или неопределенные допущения и
выводы, которые не основаны на расчетах и экспертных оценках.
l Должна быть приведена достоверная информация о рисках.
Типовая структура бизнес-плана
1. Титульная  страница. Содержит  название  компании, ее  юридическии  и
фактический  адреса, телефоны, e -mail и  адрес  сайта (если  есть), наименование  и
полные  реквизиты  собственников  компании, суть  проекта, информацию  об
исполнителях проекта и дату его составления.
2. Резюме  проекта. Резюме - первая  часть  бизнес-плана, но  составляется  она
последней. Резюме  должно  быть  кратким, 1-2 страницы. Представляет  собой
основные  положения, суть  проекта, его  выводы. Цель  резюме  заинтересовать
инвестора  и  показать  выгодность  и  перспективность  вложений  в  представляемый
инвестиционный проект.

В  резюме  должны  быть  включены  такие  данные, как  название  фирмы,
местонахождение, год  основания, род  деятельности  и  владельцы.Кратко
охарактеризованы  продукты  и  услуги, предприятия - конкуренты, каналы
сбыта, потребители.
Должны  быть  указаны  цели, перспективы  и  стратегическое  направление
развития  фирмы, а  также  изложены  основные  шаги, которые  необходимо
сделать для достижения этих целей, т.е. план инвестиций
3. Описание продукта или услуги. Включает информацию о продукте и услуге, его
основных характеристиках. Описывается программа дальнейшего развития товаров и
услуг и/или изготовление новых товаров и услуг.
4. Маркетинговый  анализ.  Самый  первый  и  важный  этап  в  написании  бизнес-
плана.Содержит  информацию  о  имеющихся  на  рынке  товарах, продукции
конкурентов, сравнение  характеристик  и  потребительских  качеств  товаров
конкурентов и предлагаемого продукта, информацию о наименовании конкурентов и
их реквизиты, цены конкурентов и их стратегию продвижения товаров.
Основная  задача  данного  раздела - дать  ответ на  вопросы: сколько  и  какого  товара
требует рынок, по какой цене и почему именно его готовы покупать потребители. В
этом  раздел  нужно  привести  анализ  состояния  и  тенденций  развития  отрасли,
средняя  прибыльность  и  объемы  производства  предприятий  отрасли, степень
развития конкуренции и барьеры вхождения в нее.
5. Стратегия продвижения товара. Здесь основным является
определение рыночной ниши. Приводится информация о стратегии рекламирования
продукта или услуги, затратах на маркетинг, ценообразовании, политике при работе
с покупателями. Этот раздел бизнес-плана часто является его самым слабым местом.
6. Производство. Если это производственное предприятие, требуется информация о
выбранной  технологии  производства, мотивации  ее  выбора, описание  основных
технологических  процессов  предприятия, схему  его  работы, расстановку
оборудования.
Если  предполагается  реконструкция-приводится  описание  технических  решений  и
расчеты затрат на реконструкцию или строительство. В разделе приводятся расчеты
потребности  в  материалах  и  сырье  на  производство  продукции, затраты  на  их
покупку, анализ  поставщиков, затраты  на  обслуживание  и  плановые  ремонты
оборудования. Если нужно, приводится информация о необходимости приобретения
лицензий и прочих разрешений, требование по технике безопасности труда.
Если  это  торговое  или  обслуживающее  предприятие, раздел  содержит  значительно
больший объем информации.
7. План по персоналу. Здесь приводится информация о потребности в персонале, его
количестве  и  квалификации, анализ  рынка  труда  по  каждой  позиции  работников,
приводятся расчеты затрат на  оплату труда персонала, его  социальное  обеспечение,
методы стимулирования и обучение.
8. Организационная структура и управление. Содержит схему
организационной 
структуры 
управления 
предприятием, информацию 
о
количественном  и  качественном  составе  подразделений  предприятия, требования  к
его  квалификации, расчет  затрат  на  оплату  труда, соц. Обеспечение  и
стимулирование труда управляющего персонала.

9. Финансовый  план. Финансовый  план  включает  расходы  на  осуществление
бизнес-плана  и  ожидаемые  доходы. Для  начинающего  предприятия  необходимо
оценить  размер  стартового  капитала  и  его  источники, спрогнозировать  доходы  и
расходы  предприятия, денежные  потоки  и  баланс. Полезно  рассчитать  точку
самофинансирования  предприятия, т.е. минимальный  объем  продаж, когда  доходы,
по крайней мере, равняются расходам
10. Анализ рисков проекта. Здесь дается описание возможных рисков проекта и их
характеристика, а  так  же  производится  стратегия  по  их  минимизации. Ни  одно
предприятие  не  обходится  без  риска. Хорошо, если  предприниматель  осознает
возможные  факторы  неопределенности, касающиеся  изменений окружающей  среды
и конкуренции, и думает, как себя вести в таких ситуациях.
Риски  могут  включать  подорожание  ресурсов, изменение  вкусов  потребителей  и
сокращение  спроса, изменения  в  технологиях, изменения  в  законодательстве
(например, поправки  налогов), неудавшееся  привлечение  заемного  капитала,
уволившийся  ключевой  работник, несоблюдение  обязательств  договора  клиентом,
общие  экономические  проблемы  в  стране, экономические  трудности  партнеров  или
изменения  в  их  поведении, истечение  срока  аренды  и  последующие  изменения  в
договоре и многое другое.
11. Приложения  к  бизнес-плану. В  этом  разделе  могут  быть  предоставлены
дополнительные  документы, поддерживащие  и  дополняющие  информацию,
представленную  в  бизнес-плане. Они  могут  включать  резюме  ключевых
сотрудников, предварительно  заключенные  договоры, рекламные  листовки,
результаты  любых  исследований  или  экспертиз, статистические  данные,
свидетельства о подготовке кадров, копии разрешения на деятельность или лицензии.








Советы по составлению бизнес-плана
Определение торгового потенциала
Ваш торговый потенциал зависит от района, который
вы  обслуживаете. При  выборе  места  расположения
имейте в виду следующее:
l Население и его рост
l Доходы, возраст и род занятий населения
l Количество конкурирующих фирм в
предполагаемом месте размещения и вокруг
него
l Местные законы и правила
l Тип торговой зоны (коммерческая,
промышленная, жилая или сезонная).
Привлечение заказчиков
Решив вопрос с местом расположения своей фирмы, вы должны продумать и другой
аспект  маркетинга. Каким  образом  вы  собираетесь  привлекать  заказчиков? Чем  вы
можете их переманить от своих конкурентов?
Имидж. Хотите вы этого или нет, но фирма должна иметь свое «лицо». Люди будут
воспринимать ее в зависимости от того, как вы ведете свое дело. Таким образом, вы
должны следить за своим имиджем. Какое бы впечатление о себе вы ни стремились
создать, вполне достаточно зафиксировать его в рекламе. Например, «обслуживаем с
улыбкой» -часто используемый имидж.
Ценообразование. Устанавливая  цены на  свою  продукцию, вы должны  учитывать 4
основных элемента:
1. Материалы и детали
2. Трудовые и производственные затраты
3. Планируемую прибыль
4. Конкуренцию
Политика  обслуживания  клиентов. Потребители  ожидают  определенных  услуг  или
удобств, например, стоянку для машин. Такие услуги должны быть бесплатными для
клиента, но не бесплатными для вас.
Реклама. Когда у вас уже есть свой имидж, диапазон цен и потребительские услуги,
вы готовы сообщить потенциальным клиентам, почему они должны воспользоваться
услугами  именно  вашей  фирмы. Если  средства  на  рекламу  ограниченны,
сомнительно, что  она  достигнет  нужной  цели. Перед  тем, как  выделить  деньги  на
рекламу, подумайте, какие  именно  услуги  следует  прорекламировать  для  пользы
общего дела.
Работа с покупателями

Чтобы  закончить  с  маркетингом, вам  необходимо  еще  подумать  о  том, что  должно
происходить  после  того, как  у  вас  появятся  клиенты. Ваша  цель – предоставить
услугу, удовлетворить  клиентов  и  положить  деньги  в  кассу. Случайный  клиент  не
делает  погоды. Вам  следует  заставить  потребителей  постоянно  создавать
прибыльный  годовой  объем продаж. Если кто-нибудь вновь  возвращается к вам, то
это, возможно, вследствие  того, что  они  остались  довольны  предыдущим  опытом.
Довольные клиенты – самая лучшая форма рекламы!
Имущество  и  оборудование. Будут  клиенты  приходить  в  вашу  фирму  или  нет, вам
требуется  определенное  оборудование  и  мебель, необходимые  для  выполнения
работы.
Накладные расходы. Аренда, коммунальные услуги, консультации,
страховка, проценты, оплата  телефона, почтовых  и  бухгалтерских  услуг, выплата
налогов и лицензий или других местных налогов.
Выполнение работ
Организация  деятельности  необходима, если  вы  хотите, чтобы  ваше  предприятие
выполняло свои задачи, т.е. приносило доход.
Организация важна еще и потому, что владелец не в состоянии делать все сам. При
увеличении штатов вы обязаны обеспечить их работой, соответствующими правами
и  обязанностями. Организационная  структура  малой  фирмы отражает  тот  факт, что
основную долю управления ею берет на себя владелец.
Затраты. В зависимости от годового денежного оборота вы должны предусмотреть и
расходы. Никогда  не  забывайте, что  прибыль  и  есть  ваша награда. И даже если  вы
можете  обеспечить  себе  зарплату  на  жизненные  нужды, то  ваш  бизнес  должен
приносить из года в год постоянную прибыль и возвращать те средства, которые вы в
него  вложили. Сокращайте  свои  расходы. Быстрый  подсчет  затрат – всего  лишь
точка  отсчета. Сравните  наличные  деньги  и  расходы. Бюджет  позволит  вам
определить  расходы  в  денежной  форме. Прогноз  поступления  денежных  средств –
один  из  методов  управления, который  может  оценить  или  исключить  те
неприятности  и  тревоги, которые  могут  мучить  вас, когда  фирма  переживает  не
лучшие  времена. Нужны  ли  дополнительные  средства? Предположим, что  на  этом
этапе вы обнаружили, что ваш бизнес-план нуждается в большем количестве средств,
чем те, что вы можете получить от продаж, то вы можете взять банковский кредит.
Контроль и обратная связь
Чтобы ваш план сработал, необходима обратная связь. Например: состояние доходов
и  расходов  на  конец  года  покажут, принесла  ли  ваша  деятельность  прибыль  или
убытки  за  прошедшие 12 месяцев. Контроль  запасов. Целью  учета  ваших  запасов
является  обеспечение  максимума  услуг  клиентам  и  подтверждение  того, что  нет
потерь товарноматериальных ценностей в результате краж, деформаций, ошибок или
порчи. Вашей целью должна стать достижение высокого оборота товаров.

Продажи. В  малом  бизнесе  учет  ошибок  в  торговле  и  суммы  на  лентах  кассовых
аппаратов  на  конец  каждого  дня  позволяет  владельцу-менеджеру  подвести  итоги
работы предприятия.
Оплата  счетов. С  помощью  учета  вы  можете  получать  информацию  и  о  расходах
вашей  фирмы. Ваша  система  проверки  также  должна  позволять  вам  судить  об
использовании денежных средств.
Равновесие. Анализ равновесия – это средство контроля управления, поскольку точка
равновесия  показывает, сколько  товара  вам  необходимо  продать  при  данных
условиях для того, чтобы покрыть ваши затраты без прибыли и без убытков.
Прибыль  зависит  от  объема  продаж, продажной  цены  и  затрат. Анализ  равновесия
позволит  установить, какой  из  этих  факторов (или  какие) необходимо  изменить,
чтобы получить прибыль.
Выполним ли ваш план?
Перепроверьте ваш план до того, как вложить в него деньги. Если он не срабатывает,
лучше  узнать  об  этом  сейчас, чем  через 6 месяцев  работы  обнаружить, что  вы
потратили деньги на убыточное рискованное предприятие.
Приступайте к выполнению вашего плана
Теперь, когда  ваш  план  наиболее  соответствует  цели, вы  готовы  приступить  к  его
выполнению. Учтите, что  действие – это  то, что  отличает  план  от  мечты. Если  по
плану не начинают работать, то --он не более, чем милая фантазия.
Обновляйте ваш план
Приступив  к  осуществлению  плана, следите  за  происходящими  переменами. Они
способны свести на  нет даже  идеально  разработанный  бизнес-план, если бизнесмен
не  обратит  на  них  внимания. Следите  за  изменением  условий  и  согласно  им
корректируйте  свой  план. Чтобы  ваш  план  всегда  был  на  уровне  требований, вы
должны использовать такой метод коррекции, чтобы перемены в сфере вашего рынка
обращались вам на пользу.



Похожие:

Курс: Ettevõtluse ja äriplaani koostamise alused Книга: От бизнес-идеи к бизнес-плану Напечатана: Olga Liventseva iconEttevõtluse ja äriplaani koostamise alused
В следующей теме мы также должны рассмотреть один важный вопрос: Риски в бизнесе
Курс: Ettevõtluse ja äriplaani koostamise alused Книга: От бизнес-идеи к бизнес-плану Напечатана: Olga Liventseva iconБизнес-идеи
Заявка должна содержать копию документа, подтверждающего обучение в одном из вузов региона, а также подробное описание бизнес-идеи,...
Курс: Ettevõtluse ja äriplaani koostamise alused Книга: От бизнес-идеи к бизнес-плану Напечатана: Olga Liventseva iconБизнес-план практическое пособие для начинающих
Бизнес-идея — это только самое начало пути к бизнес-плану, но успех бизнеса очень
Курс: Ettevõtluse ja äriplaani koostamise alused Книга: От бизнес-идеи к бизнес-плану Напечатана: Olga Liventseva iconБизнес-план за 30 дней. Пошаговое руководство по успешному бизнес-планированию и началу собственного дела
Шаговый план работы, причем разработчик обычно старается держать в голове объем каждого этапа, чтобы знать, укладывается ли он в...
Курс: Ettevõtluse ja äriplaani koostamise alused Книга: От бизнес-идеи к бизнес-плану Напечатана: Olga Liventseva iconПеречень документов, представляемых в составе
Бизнес-план (технико-экономическое обоснование по проекту) в соответствии с требованиями Банка к бизнес- плану
Курс: Ettevõtluse ja äriplaani koostamise alused Книга: От бизнес-идеи к бизнес-плану Напечатана: Olga Liventseva iconТиповой бизнес-план открытия малого производства
К готовому Бизнес-плану прилагается заполненная Финансовая модель в графическая информация
Курс: Ettevõtluse ja äriplaani koostamise alused Книга: От бизнес-идеи к бизнес-плану Напечатана: Olga Liventseva iconКнига представляет собой базовый курс дисциплины, посвященной оценке эффективности инвестиций в разные по доходности и риску ценные бумаги, проекты, программы, мероприятия
Книга представляет собой базовый курс дисциплины, посвященной оценке эффективности
Курс: Ettevõtluse ja äriplaani koostamise alused Книга: От бизнес-идеи к бизнес-плану Напечатана: Olga Liventseva iconКурс руб./$ Сохраняющаяся нервозность на мировых фондовых рынках, в первую Курс
Сибнефть 1 ноября представит бизнес план своего развития на 24/10 25/10 26/10 27/10 30/10
Курс: Ettevõtluse ja äriplaani koostamise alused Книга: От бизнес-идеи к бизнес-плану Напечатана: Olga Liventseva icon1. исполнительное резюме и описание бизнес-идеи
Данный бизнес-план представляет фирму sia „Extra Swag” для инвесторов с целью при
Курс: Ettevõtluse ja äriplaani koostamise alused Книга: От бизнес-идеи к бизнес-плану Напечатана: Olga Liventseva iconТиповой бизнес-план магазина продуктов
Типовой бизнес-план магазина продуктов. Формат: магазин у дома к данному бизнес-плану прилагается финансовая модель
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница