Пояснительная записка. Введение в условиях рыночных отношений коммерческая деятельность является одним из основных звеном экономической системы государства




Скачать 83.86 Kb.
PDF просмотр
НазваниеПояснительная записка. Введение в условиях рыночных отношений коммерческая деятельность является одним из основных звеном экономической системы государства
Дата конвертации15.09.2012
Размер83.86 Kb.
ТипПояснительная записка



 
1
 

 
4.1. Пояснительная записка. 
Введение 
В  условиях  рыночных  отношений  коммерческая  деятельность  является  одним  из 
основных звеном экономической системы государства. 
Предпринимательская  деятельность  представлена  совокупностью  правовых  и  эко-
номических факторов, которые  тесно взаимосвязаны между собой. Сущность этой вза-
имной связи и взаимовлияния выражают определенные экономические понятия и кате-
гории, закономерности и законы, которые изучает предпринимательская деятельность. 
Успешность и эффективность работы любого бизнеса в условиях рынка во многом 
зависит  от  экономической  грамотности  и  компетентности  руководителей  и  специали-
стов,  перед  которыми  постоянно  возникают  вопросы,  требующие  своего  решения:  как 
правильно выбрать сферу деятельности, организационно-правовую форму предприятия; 
организовать  производство  и  стимулировать  высокопроизводительный  труд;  какую 
стратегию  развития  организации  разработать  для  достижения  поставленной  цели;  как 
работать  с  поставщиками  и  потребителями;  как  обеспечить  минимальные  издержки 
производства и максимальную прибыль; как эффективно управлять инвестициями. Эти 
и  другие  вопросы  рассматриваются  в  курсе  «Организация  предпринимательской  дея-
тельности».  Знания,  полученные  при  изучении  указанной  дисциплины  обеспечивают 
системное  ведение  того,  как  сделать  работу  предприятия  более  эффективной,  опреде-
лить резервы и возможности роста эффективности развития и обеспечить успешную ра-
боту бизнеса в перспективе. 
Цель и задачи преподавания учебной дисциплины. 
Цель – сформировать у обучающихся знания и практические навыки по основам пред-
принимательской  деятельности;  применять  полученные  знания  в  соответствии  с  зако-
нами и постановлениями правительства и руководящих органов. 
 
Задачи – освоить теоретические основы данной дисциплины; изучить проблемы разви-
тия бизнеса в нашей стране и за рубежом; понять механизм функционирования  рыноч-
ной структуры; приобрести  необходимые навыки предпринимательской деятельности в 
условиях рыночной экономики. 
Место дисциплины в учебном процессе 
.Обеспечивающие 
Сопутствующие 
Обеспечиваемые 
1.  Экономическая  1.  Правоведение 
1. Деньги, кредит, банки 
теория (ключевая)  2.  Менеджмент 
2. Финансы 
2.  Информатика 
3.  Статистика 
3. Налоги и налогообложение 
3.  Русский язык и  4.  Основы и технологии в  4. Теория бухгалтерского учета 
культура речи 
организации деревообра-
5. Маркетинг 
4.  Математика 
батывающих производств  6. ВЭД предприятия 
5.  Экономическая  5.  Основы  технологии и 
7.  Комплексный экономиче-
география и  ре-
организации лесопро-
ский анализ ПХД 
гионалистика 
мышленных производств 
8.  Инвестиционный анализ 
6.  Средства и 
6.  Планирование на пред-
 
технологии Inter-
приятии 
net 
 
Требования к знаниям, умениям и навыкам 

 
2

 
До начала изучения дисциплины студент должен: 

  знать: общие законы рыночной экономики и рыночных отношений; общие свой-
ства  и  структуру  научной  информации,  а  также  закономерности  и  принципы  её  созда-
ния,  преобразования,  накопления,  передачи  и  использования  в  различных  отраслях  че-
ловеческой  деятельности;  нормы  современного  русского  литературного  языка;  основ-
ные  принципы  составления  текстов;  принципы  распределения  ресурсов  и  формирова-
ния  пропорций,  соответствующих  потребностям  на  данном  этапе  развития  националь-
ной экономики; организационно – правовые формы информационной системы; средства 
и технологии Internet; 
  уметь:    оперировать  макроэкономическими  агрегированными  категориями:  на-
циональный доход ВВП, совокупный спрос, уровень инфляции и т.д.; разбираться в ме-
тодах  экономического  анализа,  основанных  на  оценке  агрегированных  показателей; 
синтезировать современные компьютерные технологии; владеть новыми информацион-
ными  технологиями,  основанными  на  использовании  компьютерной  техники  и  теле-
коммуникаций;  свободно  владеть  средствами  и  технологиями  Internet;  пользоваться 
статистическими методами; 
  иметь  навыки:  устного  и  письменного  речевого  общения  в  соответствии  с  нор-
мами  современного  литературного  языка;  анализа  и  оценки  обобщающих  показателей 
функционирования экономической системы; подхода к изучению экономики с позиций 
макроэкономической  науки;  сбора,  обработки  и  анализа  данных,  характеризующих  ко-
личественные  закономерности  в  развитии  экономических  явлений  с  использованием 
математических  и  статистических  методов;  пользованием  программно-техническими 
средствами  и  нормативными  документами,  обеспечивающими  доступ  к  информацион-
ным  ресурсам  с  помощью  соответствующих  информационных  и  Internet  технологий; 
работы с компьютером как средством управления информацией и работы с информаци-
ей в глобальных компьютерных сетях; 
  иметь представление: о современной экономической ситуации в России и за ру-
бежом; об основных факторах, видах и методах планирования; об основах технологии и 
организации  лесопромышленных  производств;  об  организационно-экономической  сис-
теме, обслуживающей  комплексы  территориально и способствующей их адаптации из-
менениям  рыночной  конъюнктуры,  обеспечивающей  свободное  внутри-  и  межрегио-
нальное  перемещение  товарных,  сырьевых,  трудовых,  финансовых,  инвестиционных  и 
информационных ресурсов. 
 
 
После окончания изучения дисциплины студент должен: 
знать: понятие предпринимательской деятельности, ее связь с экономикой, политикой, 
законодательством, экономическими интересами, этапы развития предпринимательства 
в  нашей  стране,  организационно-правовые  формы  предпринимательских  фирм  в  Рос-
сии, окружающую среду и ресурсы фирмы, порядок организации, регистрации, сущест-
вования  и  ликвидации  предпринимательской  фирмы,  конкуренцию  в  системе  бизнеса, 
порядок  заключения  коммерческих  сделок  и  контрактов,  инфраструктуру  бизнеса,  ме-
неджмент и  маркетинг в системе бизнеса. 
уметь:  разбираться в типах и формах организации бизнеса, создать свою собственную 
фирму, включая ее государственную регистрацию, составить бизнес-план, подготовить 
инвестиционные проекты, проводить деловые переговоры и заключать договоры. 
 
3

  иметь  навыки:    определения  и  анализа  экономических  характеристик  предпри-
ятия  на  основе  типовых  методик  и  действующей  нормативно  -  правовой  базы  с  целью 
выявления  резервов  и  возможностей  роста  эффективности  производства  и  представле-
ния результатов работы в соответствии с принятыми в организации стандартами; разра-
ботки экономических разделов планов предприятий и организаций; смет доходов и рас-
ходов учреждений лесного сектора экономики. 
иметь  представление:  
  о  хозяйственном  праве,  антимонопольном  законодательстве, 
управлении  финансами  фирмы,  распределении  прибыли,  механизме  налогообложения 
фирмы,  существовании  свободных  экономических  и  оффшорных  зон,  механизме  рабо-
ты банковской системы РФ, торговых и фондовых бирж, страховых, информационных и 
других компаний, особенностях международного бизнеса. 
 
4.2. Перечень и содержание разделов дисциплины 
№ 
Содержание 
Количество часов 
Рекомен-
п/п 
Аудиторная  
Самостоя-
дуемая  
работа 
тельная работа 
литература 
 
 
 
 
(примеча-
е
м
е
-
и
-
е

-
м
-
ы
е
и
е
ы
е
ние) 
н
е

н
н
е

н
 
н
буч
  н
 
 обуч
е
е
я
и
 обуч
  о
и
 обуч
и
  обуч
ое
н
аще
 обуч
ое
н аще
н
н
р
ом
н
р
ом
ое
ое
н
ок
ок
ок
р
н
ок
 с

р
оч
заоч
  с
с
с
с
оч
заоч
с
1. 
Содержание предприни-




 
 
 
мательской деятельности 
1.1.  Сущность  и  значение  пред-

0,5 
0,5 

 
 
1-7, 15-19, 
принимательской  деятель-
26 
ности. 
  Принципиальные  отличия 
предпринимательства 
от 
других  видов  деятельности 
в условиях 
рыночной 
экономики. 
Предпосылки,  цели  пред-
принимательской  деятель-
ности,  их  формирование  с 
учетом  интересов  объектов 
предпринимательской  дея-
тельности.  Задачи  предпри-
нимателя 
на 
различных 
этапах 
осуществления 
предпринимательской  дея-
тельности.  Формы  пред-
принимательской  деятель-
ности.  Индивидуальные  и 
коллективные  предприни-
матели,  их  объединения  и 
 
4

союзы.  Оценка  и  выбор  ор-
ганизационно-правовой 
формы 
предприниматель-
ской деятельности с учетом 
преимуществ и недостатков 
каждой формы. 
Государственная  регистра-
ция  предпринимателей  как 
непременное  условие  нача-
ла их предпринимательской 
деятельности. 
Основные 
документы 
государствен-
ной  регистрации  предпри-
нимателей.  Порядок  про-
хождения  государственной 
регистрации.  Лицензируе-
мые  виды  предпринима-
тельской деятельности. 
1.2.  Объекты 
и 
субъекты  
0,5 
0,5 

 
 
2,7, 26 
предпринимательской 
деятельности 
  Субъекты 
предпринима-
тельской 
деятельности: 
предприниматели, потре- 
бители,  партнеры  по  бизне-
су,  наемные  работники  го-
сударство, их интересы, 
цели  и  задачи.  Основные 
правовые  нормы  деятель-
ности 
предпринимателей: 
их  права, обязанности и от-
ветственность. 
Критерии 
признания  граждан  и  юри-
дических  лиц  предприни-
мателями.  Стимулы  пред-
принимательства. 
1.3.  Виды  предприниматель-
 
 
 
 
 
 
 
ской деятельности 
Производственное 
пред-
принимательство. 
Тради-
ционалистское и иннова- 
ционное  предприниматель-
ство.  Основные  и  вспомо-
гательные  виды  производ-
ственной 
предпринималь-
ской деятельности. 
Коммерческое  предприни-
 
5

мательство: посредническая 
деятельность, 
агентирова-
ние,  брокерство,  комиссия, 
консигнация, 
дистрибью-
терство,  дилерство,  торго-
вое 
представительство, 
биржевое 
предпринима-
тельство. 
Финансовое  предпринима-
тельство.  Финансовые  ин-
ституты как основа пред- 
принимательской 
инфра-
структуры:  банки,  инвести-
ционные  компании  и  фон-
ды. 
Консультационное 
предпринимательство. 
2. 
Предпринимательская 



13 
 
 
 
среда 
2.1.  Внутренняя 
и 
внешняя  2 


11 
 
 
1-7, 15-19, 
предпринимательская  сре-
26 
да. 
  Оценка  влияния  макро-, 
микро-,  и  медиосреды  на 
условия  и  результаты  дея-
тельности  предпринимате-
ля.  Условия  становления  и 
развития  предприниматель-
ской  деятельности:  геогра-
фические, технологические, 
социально-культурные, 
экономические и др. 
3. 
Обоснование и принятие 
20 


19 
 
 
 
предпринимательского 
решения 

3.1.  Предпринимательская идея. 




 
 
2, 7, 8, 14, 
  Выбор  предприниматель-
15, 26 
ской  идеи,  ее  обоснование. 
Концепция  отбора  и  анали-
за 
предпринимательской 
идеи. 
3.2.  Предпринимательские 
ре-




 
 
1-7, 15-19, 
шения. 
26 
  Типы 
предприниматель-
ских  решений.  Технология 
их  принятия.  Порог  рента-
бельности  продаж.  Запас 
финансовой 
прочности 
 
6

предприятия.  Сила  опера-
ционного  рычага.  Выбор 
эффективной  заемной  по-
литики.  Сила  финансового 
рычага. 
3.3.  Бизнес-планирование. 



11 
 
 
1-9, 14-19, 
  Бизнес-план 
предприни-
26 
мателя 
как 
инструмент 
обоснования и принятия 
предпринимательского  ре-
шения.  Назначение  бизнес-
плана, порядок его разра- 
ботки,  продолжительность 
действия,  степень  детали-
зации по годам планового 
периода.  Участие  предпри-
нимателя  и  консультантов 
со стороны (экспертов) в 
разработке  бизнес  плана. 
Разделы  стандартного  биз-
нес-плана  :  резюме,  харак-
теристика  предприятия,  ха-
рактеристика  товаров  и  ус-
луг,  рынки  сбыта  товара, 
конкуренция 
и 
другие 
внешние  факторы,  страте-
гия  маркетинга,  производ-
ственный  план,  организа-
ционный  план,  оценка  рис-
ков  и  управление  ими,  фи-
нансовый  план,  стратегия 
финансирования,  их  содер-
жание  и  порядок  разработ-
ки. 
4. 
Внутрифирменное пред-
18 


12 
 
 
 
принимательство 
4.1.  Понятие  внутрифирменно-



11 
 
 
1-9, 12, 14-
го предпринимательства. 
19, 26 
Содержание  и  организация 
внутрифирменных 
эконо-
мических  отношений,  усло-
вия  их  организации.  Отно-
сительная  имущественная, 
организационная,  экономи-
ческая,  финансовая  само-
стоятельность  подразделе-
ний  предприятия.  Органи-
 
7

зация  договорных  отноше-
ний  между  предприятием  и 
его  подразделениями  и  ме-
жду  отдельными  подразде-
лениями. 
Механизм  распределения-
части  прибыли  предпри-
ятия  между  подразделе-
ниями.  Добавленные  из-
держки  производства  под-
разделения. 
Планово-
расчетные  цены  как  эле-
мент  организации  внутри-
фирменных  экономических 
отношений, 
порядок 
их 
расчета 
и 
применения. 
Прибыль 
производствен-
ных  подразделений,  поря-
док  ее  образования  и  ис-
пользования. 
Организация 
внутренних 
претензий  в  рамках  систе-
мы внутрифирменных 
экономических  отношений. 
Источники 
возмещения 
экономического ущерба. 
4.2.  Основы  построения  опти-



10 
 
 
2, 4, 7, 13,      
мальной  структуры  пред-
14-19, 26 
принимательской  деятель-
ности.   
Виды  структур  управления, 
их  различия,  преимущества 
и 
недостатки. 
Критерии 
формирования  структуры. 
Выбор  оптимальной  струк-
туры в зависимости от вида 
деятельности фирмы. 
5. 
Культура предпринима-
 
 
 
 
 
 
 
тельства. 
5.1.  Социально-экономическая 




 
 
2, 6, 7, 10, 
роль  предпринимательства 
11,  14-19, 26 
в обществе. 
Формы  социальной  ответ-
ственности 
предпринима-
теля, мотивы социально-от- 
ветственного 
поведения 
предпринимателя  в  обще-
 
8

стве. Качества предприни- 
мателя  для  работы  в  усло-
виях  рынка.  Методы  оцен-
ки качеств и способностей 
предпринимателей. 
Прак-
тическая  самооценка  чело-
века при желании стать 
предпринимателем. 
Социально-
психологические 
мотивы 
предпринимательства.  Ха-
рактерные  черты  психоло-
гии  предпринимателя.  Тра-
диционные 
особенности 
психологии 
российского 
предпринимателя,  их  ис-
пользование в современных 
условиях.  Типичные  черты 
современного 
западного 
предпринимателя,  их  ис-
пользование  с  учетом  рос-
сийского менталитета. 
5.2.  Этика  и  этикет  предприни-




 
 
2, 6, 7, 11,     
мательства. 
14-19, 21,26 
Сущность  и  нормы  этики 
предпринимателя. 
Этиче-
ский  кодекс  предпринима-
теля,  создание  и  поддержа-
ние 
привлекательного 
имиджа  предпринимателя, 
основные  этические  прави-
ла  его  поведения.  Предпри-
нимательский этикет.   
6. 
Оценка эффективности 
 
 
 
 
 
 
 
предпринимательской 
деятельности
 
6.1.  Необходимость,  цели  и  за-
 
 
 
 
 
 
 
дачи оценки. 
Итоговая  оценка  эффектив-
ности  деятельности  пред-
приятия:  система  показате-
лей,  методика  их  расчета  и 
анализа.  Анализ  состояния 
рыночного  спроса  и  воз-
можностей 
предпринима-
тельского 
формирования. 
Анализ  ассортимента  и  по-
 
9

требительских  свойств  про-
дукции,  работ,  услуг,  спро-
са  и  поведения  потребите-
лей. 
Основные  критерии  оценки 
эффективности  предприни-
мательской деятельности на 
предприятиях  с  точки  зре-
ния  различных  субъектов 
предпринимательства: 
на-
логовых  органов,  креди-
тующих  банков,  партнеров 
по  договорным  отношени-
ям,  акционеров,  инвесто-
ров.  Прогноз  несостоятель-
ности  (банкротства)  пред-
принимателя:  система  кри-
териев, методика их расчета 
и  анализа.  Варианты  воз-
можных  решений  по  ре-
зультатам анализа платеже- 
способности  и  структуры 
баланса  предприниматель-
ского формирования. 
Анализ  зависимости  плате-
жеспособности  предприни-
мателя  от  задолженностей 
государства  перед  ним.  Се-
лективная  политика  госу-
дарства в отношении 
неплатежеспособных  орга-
низаций. 
ИТОГО: 
42 
18 

42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4.3. Примерный перечень и содержание практических занятий 

Наименование практических  
Количество 
Рекомендуемая 
 
занятий 
  часов 
литература 
 
10

п/
(примечание) 
п 
 
 
 
   
е
е
м
я
и
и
и
ы
ен
ен
н
ен
ен
обуч
 обуч
 обуч
ое 
ращ
ое 
н
ом
н
 сок
оч
заоч
с 
срок
1.  Организационно-правовые  формы  предпри-

0,6 
0,3 
2, 7, 15, 22, 24-
нимательской 
деятельностиситуационный 
26 
анализ.  Рассмотрение  учредительных  доку-
ментов  и  их  составление:  устав,  учредитель-
ный договор и д.р. 
2.  1.Обоснование  предпринимательских  реше-

0,6 
0,3 
2, 7, 15, 22, 24-
ний  на  предприятиях  на  основе  управления 
26 
издержками производства - деловая игра. Со-
держание и методика разработки стандартно-
го (классического) бизнес-плана. 
3.  Виды  договоров,  содержание  и  порядок  раз-

0,8 
0,4 
2, 7, 15, 22, 24-
работки.  Деловая  игра  «заключение  коммер-
26 
ческой  сделки».  Расчет  размера  ущерба,  при-
чиненного  нарушениями  хозяйственных  до-
говоров. 
4.  Выявление  возможных  рисков  при  производ-

0,7 
0,3 
2,  6,  9,  15-19, 
стве  и  реализации  отдельных  видов  продук-
22, 24-26 
ции,  прогноз  их  вероятности  и  возможных 
потерь,  разработка  мер  защиты,  обоснование 
товарной  (рыночной),  ценовой  и  финансовой 
стратегии  товаропроизводителя  -  разбор  про-
изводственных ситуаций. 
5.  Деловая игра «Партнерство в бизнесе». 

0,6 
0,3 
2, 9, 15-19, 22 
6.  Предпринимательский этикет - ситуационный  2 
0,6 
0,3 
1,  2,  7,  15-19, 
анализ  поведения  предпринимателя.  Этиче-
22, 24-26 
ское  и  неэтическое  поведение  предпринима-
телей на рынке. 
7.  Оценка эффективности предпринимательской  2 
0,6 
0,3 
1-9,  14-19,  22,    
деятельности  предприятий  с  позиций  пред-
24-26 
принимателя  и  других  субъектов  предприни-
мательства.  «Точка  безубыточности  и  макси-
мизация  прибыли»  -  анализ  конкретной  си-
туации. 
ИТОГО: 
12 
 
 
 
 
 
11

4.4. Перечень самостоятельной работы студентов и график ее выполнения 
№ 
Вид (тема)  
Содержание  
о 
 

Учебно-
п/п 
работы 
работы 
 
ы-
я
методиче-
еств
 в
ения
ел
ское обес-
ич
асов
н
ч
рок
ед
печение 
ол
С
пол

К
1. 
Текущая прора-
Осмысление 
и 
закрепление 

1-17 
1-9, 14-19, 
ботка курса 
теоретического материала 
26 
2. 
Подготовка к 
Изучение  лекционного  мате-

1-17 
1-9, 15, 22, 
практическим за-
риала и литературных источни-
24-26 
нятиям 
ков по заданной тематике 
3. 
Подготовка к кон-
Изучение лекционного мате-

1-17 
2, 7, 15, 22, 
трольным работам  риала, литературных источни-
24-26 
и тестированному 
ков и учебно-методических 
контролю 
указаний по заданной тематике 
4.   Выполнение домашних заданий 
 
 
 
4.1.  Обоснование про-
Расчет производственной мощ-


20, 26 
изводственной 
ности по фазам производствен-
мощности лесоза-
ного процесса и обоснование 
готовительного 
оптимальной производствен-
предприятия 
ной мощности предприятия в 
целом 
4.2.  Эффективность 
Определение возможного уве-


2, 7, 26 
использования 
личения объема продаж про-
оборотных средств  дукции в условиях расширения 
рынка сбыта и сокращения 
длительности оборотного цик-
ла 
4.3.  Влияние способа 
Определение себестоимости 

12 
2, 7, 26 
распределения 
единицы продукции и полной 
косвенных расхо-
себестоимости при различных 
дов на формиро-
вариантах распределения кос-
вание себестоимо-
венных расходов 
сти продукции 
4.4.  Влияние ценовой 
Определение прироста объема 

15 
2, 7, 22, 26 
политики на эко-
производства, обеспечивающе-
номические пока-
го получение заданной прибы-
затели 
ли при снижении цены на про-
дукцию 
4.5.  Анализ влияния 
Определение и оценка уровня 

17 
2, 7, 15, 26 
технико-
рентабельности производства и 
экономических 
продаж к концу года при изме-
показателей на 
нении выручки от реализации, 
рентабельность 
длительности оборотного цик-
ла и стоимости основных фон-
дов 
ИТОГО: 
42 


 
 
 
12

 
4.5. Контроль результативности учебного процесса по дисциплине 
 
Виды, формы и сфера контроля 

№ 
Вид 
Форма  
Средства  
График прове-
п/п 
 контроля 
контроля 
для   
дения контроля  
проведения  контроля 
(неделя) 
1. 
Текущий 
Опрос,  
Вопросы для  
1-17 
рейтинговая 
самоконтроля 
оценка 
  
2. 
Промежуточный 
Рейтинговая 
Тесты 
6, 8, 10, 12, 14, 
оценка 
16 
3. 
Итоговый 
зачет 
Вопросы к зачету 
21-23 
 
Текущий контроль результативности учебного процесса по дисциплине: 
  вопросы  для текущего самоконтроля  
1.  Темы: Бизнес и экономическая среда, Формы организации бизнеса, Порядок созда-
ния и регистрации организации (предприятия), Виды организационно-правовых 
форм 
 
Контрольная работа. 
Задание 1.Рассмотрите один из видов организационно-правовых форм (выдает препода-
ватель) и заполните следующие данные: 
 
Критерии ОПФ 
Организационно-правовая форма: 
Является ли юридическим лицом ? 
Фирменное наименование 
Учредители 
Ответственность учредителей 
Учредительные документы 
Складочный капитал 
Выпуск ценных бумаг 
Голосование (управление) 
Распределение прибыли 
Выход участников 
Исключение из членов 
Наследование 
Ликвидация 
Реорганизация 
 
Задание 2. Ответе на вопросы. 
1. Что понимают под объектом и субъектом предпринимательской деятельности? 
2. Назовите основные виды товаров как объектов предпринимательской деятельности. 
Охарактеризуйте их особенности. 
3. Дайте характеристику субъектов предпринимательской деятельности. В чем 
специфика целей, которые они преследуют в экономическом процессе? 
 
13

4. Каковы основные права предпринимателей? В чем заключаются обязанности 
и ответственность предпринимателей? 
5. Что означает понятие "организационно-правовая форма предпринимательства"? 
6. Какие виды хозяйственных товариществ вы знаете? Расскажите о порядке создания и 
деятельности хозяйственных товариществ. 
7. Какое место занимают хозяйственные общества в предпринимательской деятельно-
сти? Какие виды хозяйственных обществ вы знаете, в чем их отличительные особенно-
сти? 
8. Как бы вы провели акционирование организации? 
9. Какие отличительные особенности имеют производственный кооперативы? В 
чем отличие производственных и потребительских кооперативов? 
10. Какие виды унитарных предприятий вы знаете? Каковы особенности их функциони-
рования и место в экономике? 
11. Какие существуют виды объединений предпринимателей? 
12. Каков порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и 
юридических лиц? 
14. В чем смысл лицензирования отдельных видов деятельности? 
 
Задание 3. 
Применительно к модельным условиям хозяйствующего субъекта (выдает преподава-
тель) обосновать наиболее приемлемую организационно-правовую форму предприни-
мательства (какая форма предлагается при создании новой организации или реоргани-
зации действующей, почему в данных условиях именно она будет наиболее приемле-
мой, в чем ее преимущества перед действующей и другими возможными формами, ка-
ковы возможные недостатки и как их нейтрализовать в конкретных условиях. 
 
2. Темы: 
Бизнес-план, Налогообложение бизнеса, Предпринимательство по законам 
России, Точка безубыточности и максимизация прибыли, Партнерство в бизнесе 
 
1. Экономическая сущность налогов 
2. Виды налогов 
3. Выбор системы налогообложения 
4. Общие положения бизнес-планирования. 
5. Цель организации учета. 
6. Общие правила ведения бухгалтерского учета. 
7. Отчетность фирмы. 
8. Сущность менеджмента 
9. Управленческие структуры и их организация 
10.Система работы с персоналом 
11.Понятие маркетинга. 
12.Основные направления маркетинговой деятельности 
13.Сегментирование рынка 
14.Методика ценообразования. 
15.Реклама и стимулирование сбыта. 
16.Причины экономических рисков в рыночной экономике 
17.Понятие и виды экономических рисков 
18.Оценка риска 
 
14

19.Рисковая политика. 
 
Образец тестовых заданий по теме 
 
Промежуточный контроль результативности учебного процесса 
 по дисциплине: 
тестовые задания и порядок формирования тестов по вариантам  
1. Является ли предпринимательской деятельностью: 
а) ремонт квартиры собственными силами, 
б) государственная почтовая служба, 
в) торговля оружием, 
г) организация вами продажи бутербродов собственного производства в группе. 
 
2. Предприниматель — это 
а) всегда новатор, 
б) всегда собственник средств производства, 
в) и собственник, и организатор, и управляющий. 
 
3. Спекуляция – это: 
а) получение материальной выгоды, за счет создания товаров или услуг, 
б) получение материальной выгоды, не создавая ни товаров, ни услуг. 
 
4. Бизнес – это: 
а) любой вид экономической деятельности, приносящий материальную выгоду, 
б) коммерческая деятельность, 
в) производственная деятельность, 
г) все перечисленные выше. 
 
5. Предпринимательские функции состоят в следующем: 
а) организация производства и управления, 
б) взятие на себя риска и материальной ответственности за результаты, 
в) полная занятость трудоспособного населения, 
г) все перечисленные. 
 
6. Выберите правильное определение «домохозяйства» 
а) экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая само- 
стоятельно принимает решения, является собственником какого-либо фактора 
производства, стремится к максимальному удовлетворению своих потребно- 
стей, к максимальной полезности в рамках имеющихся ресурсов. 
б) экономическая единица, которая самостоятельно принимает решения, стре- 
мится к максимизации прибыли, использует факторы производства для изготов- 
ления продукции (оказания услуг) фирмам, домохозяйствам и государству. 
в) все правительственные учреждения, имеющие юридическую власть для осу- 
ществления контроля над хозяйственными субъектами и рынком для достиже- 
ния общественных целей. 
 
7. Фирма, заботящаяся о своей репутации, заинтересована: 
 
15

а) в том, чтобы найти самый легкий и быстрый путь увеличения прибыли, 
б) в качестве, упаковке и маркировке продукта, в безопасности потребителя, 
в) в сокращении себестоимости производства, даже если при этом пострадает 
качество. 
 
8. Выберите наиболее полное и корректное определение рынка: 
а) место купли-продажи товаров и услуг, заключение торговых сделок; 
б) экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результа- 
те которых формируются спрос, предложение и цена; 
в) совокупность экономических отношений между продавцами и покупателями 
ценных бумаг. 
 
9. Кому на ваш взгляд нужен бизнес? 
а) классу людей, для которых бизнес основной вид деятельности; 
б) потребителям и покупателям; 
в) государству; 
г) наемным работникам. 
 
10. Конечная цель предпринимательской деятельности – 
а) удовлетворение личных потребностей; 
б) удовлетворение общественных потребностей; 
в) удовлетворение личных амбиций; 
г) получение прибыли. 
 
Итоговый контроль результативности учебного процесса по дисциплине 
  Вопросы для зачета 
1. Бизнес и предпринимательство. 
2. Понятие рынка. 
3. Экономические субъекты рыночной экономики. 
4. Механизм функционирования рынка. 
5. Преимущества и недостатки рынка. 
6. Классификация предпринимательства. 
7. Виды предпринимательства. 
8. Предпринимательская среда 
9. Субъекты предпринимательской деятельности 
10.Виды организационно-правовых форм. 
11.Хозяйственные товарищества. 
12.Общества. 
13.Акционерные общества. 
14.Производственные кооперативы. 
15.Условия, необходимые для создания собственного дела. 
16.Регистрация предприятий (учредительные документы, юридический адрес, расчет-
ный счет). 
17.Регистрация предприятий (основные этапы регистрации). 
18.Регистрация ПБОЮЛ 
19. Порядок постановки индивидуального предпринимателя на налоговый учет. 
20.Возможные проблемы при регистрации предприятия и ПБОЮЛ 
 
16

21.Экономическая сущность налогов 
22.Виды налогов 
23.Выбор системы налогообложения 
24. Специальные налоговые режимы (УСН 6% и УСН 15%) 
25.Специальные налоговые режимы (ЕНВД) 
26.Общие положения бизнес-планирования. 
27.Бизнес-план. Общая характеристика организации (резюме). 
28.Бизнес-план. Характеристика товаров (услуг) 
29.Бизнес-план. Рынок сбыта товаров (услуг) 
30.Бизнес-план. Конкуренция на рынках сбыта 
31.Бизнес-план. План маркетинга 
32.Бизнес-план. План производства 
33.Бизнес-план. Организационный план 
34.Бизнес-план. Риски в деятельности 
35.Бизнес-план. Финансовый план 
36.Цель организации учета. 
37.Общие правила ведения бухгалтерского учета. 
38.Книга учета доходов и расходов. 
39.Отчетность фирмы. 
40.Сущность менеджмента 
41. Управленческие структуры и их организация 
42.Система работы с персоналом 
43.Понятие маркетинга. 
44. Функции и типы маркетинга. 
45.Основные направления маркетинговой деятельности 
46.Сегментирование рынка 
47.Методика ценообразования. 
48.Реклама и стимулирование сбыта. 
49.Причины экономических рисков в рыночной экономике 
50.Понятие и виды экономических рисков 
51.Оценка риска 
52.Рисковая политика 
53.Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя 
54.Реорганизация юридических лиц 
55.Ликвидация юридических лиц 
56.Понятие и процедура банкротства 
 
 
4.6. Требования к ресурсам.  
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета и компьютер-
ного класса. 
 
 
 
 
 
 
 
17

4.7. Учебно – методическое обеспечение. 
Учебная литература: 
основная литература: 
1.  Лапуста, М. Г. Предпринимательство [Текст]: учеб. пособие / М. Г. Лапуста. – М.: 
Инфра-М, 2008. –  224 с. 
2.  Предпринимательство  [Текст]:  учебник.  /  В.  Я.  Горфинкель,    Г.  Б.  Поляк,  В.  А. 
Швандар и др. –  М.: ЮНИТИ, 2010. – 475 с. 
3.  Лапуста, М. Т. Предпринимательство [Текст]: учебник/         М. Т. Лапуста. – М.: 
ИНФРА-М, 2010. – 368 с. 
4.  Бусыгин, А. В. Предпринимательство [Текст] / А. В. Бусыгин.       – М.: Дело, 2010. 
– 640 с. 
 
дополнительная: 
1.  Лапуста,  М.  Г.  Малое  предпринимательство  [Текст]:  учеб.  пособие  /  М.  Г.  Лапуста, 
Ю. Л. Старостин. – М.:                 ИНФРА-М, 2012. – 272 с.  
2.  Анискин, Ю. П. Организация и управление малым бизнесом: [Текст]: учеб. пособие / 
Ю. П. Анискин. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 160 с.  
3.  Пивоваров, К. В. Бизнес-планирование [Текст]/                       К. В. Пивоваров. – М.: 
Дашков и К, 2008. – 164 с.  
4.  Баяндин, Н. И. Технологии безопасности бизнеса: введение в конкурентную разведку 
[Текст]: учеб.-практ. пособие / Н. И. Баяндин. – М.: Юристъ, 2002. –  320 с.  
5.  Траут, Дж. Волшебная лампа бизнесмена: Как стать маркетинговым гением [Текст] / 
Траут Дж. – СПб.: ПИТЕР,     2003. – 176 c. 
6.  Омельченко, Е. В. Производственное предпринимательство в России: оценка эффек-
тивности [Текст] / Е. В. Омельченко. –  М.: Экономика, 2002. – 189 с.  
7.  Земляков, Д. Н. Франчайзинг: Интегрированные формы организации бизнеса [Текст]: 
учеб. пособие / Д. Н. Земляков,      М. О. Макашев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 142 
с.  
8.  Оценка бизнеса [Текст]: учебник / А. Г. Грязнова, М. А. Федотова, С. А. Ленская и др. 
– М.: Финансы и статистика,      2003. – 512 с.  
9.  Деньги. Кредит. Банки [Текст]: учебник / Е. Ф. Жуков, Л. М. Максимова, А. В. Печ-
никова и др. –  М.: ЮНИТИ, 2002. – 623 с.  
10. Килячков, А. А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело [Текст]: учеб. пособие / А. А. 
Килячков, Л. А. Чалдаева. – М.: ЮРИСТЪ, 2001. – 704 с.  
11. Шейнин, Э. Я. Предпринимательство и бизнес [Текст]: учеб. пособие / Э. Я. Шейнин. 
– Ростов н/Д.: Феникс, 2003. –   352 с. 
12. Юртайкин, Е. Гибкий профиль бизнеса / Е. Юртайкин // Российская торговля. – 2004. 
– № 5. – С. 14 –17. 
13. Гражданский Кодекс Российской Федерации [Текст]: офиц. текст : в 2 т. – М.: Юрайт 
– М, 2003. – 404 с. 
14. Газеты:  "Российская  газета",  "Финансовая  газета",  "Налоги",  "Экономика  и  жизнь", 
"Финансовая Россия". 
15. Журналы: "Вопросы экономики", "Экономист" "Российский экономический журнал", 
"Маркетинг",  "Маркетинг  в  России  и  за  рубежом",  "Финансы",  "Деньги  и  кредит", 
"Налоговый вестник", "Спрос", "Современная торговля", "Российская торговля"  и др.  
16. Законы Российской Федерации, Указы президента Российской Федерации, Постанов-
ления Правительства Российской Федерации, Инструкции Министерств и др. 
 
18



Похожие:

Пояснительная записка. Введение в условиях рыночных отношений коммерческая деятельность является одним из основных звеном экономической системы государства iconКонспект лекций по курсу «экономика предприятия» Содержание: Тема предприятие в условиях рыночной экономики 3
В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная...
Пояснительная записка. Введение в условиях рыночных отношений коммерческая деятельность является одним из основных звеном экономической системы государства iconКонспект лекций по курсу «экономика предприятия» содержание: Тема предприятие в условиях рыночной экономики 3
В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная...
Пояснительная записка. Введение в условиях рыночных отношений коммерческая деятельность является одним из основных звеном экономической системы государства iconХакасский филиал
Формирование инвестиционной политики государства в условиях развития рыночных отношений в России
Пояснительная записка. Введение в условиях рыночных отношений коммерческая деятельность является одним из основных звеном экономической системы государства iconПояснительная записка Введение Учебная программа составлена на основе: Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (гос
Пояснительная записка
Пояснительная записка. Введение в условиях рыночных отношений коммерческая деятельность является одним из основных звеном экономической системы государства iconПояснительная записка Введение Учебная программа составлена на основе: Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (гос
Пояснительная записка
Пояснительная записка. Введение в условиях рыночных отношений коммерческая деятельность является одним из основных звеном экономической системы государства iconПояснительная записка Введение Учебная программа составлена на основе: Государственного образовательного стандарта высшего профессиональ- ного образования (гос
Пояснительная записка
Пояснительная записка. Введение в условиях рыночных отношений коммерческая деятельность является одним из основных звеном экономической системы государства iconПояснительная записка Введение Учебная программа составлена на основе: Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (гос впо) направления подготовки бакалавра 080100 «Экономика»
Пояснительная записка
Пояснительная записка. Введение в условиях рыночных отношений коммерческая деятельность является одним из основных звеном экономической системы государства iconПояснительная записка Введение Учебная программа составлена на основе: Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (гос впо) направления подготовки бакалавра 080100 «Экономика»
Пояснительная записка
Пояснительная записка. Введение в условиях рыночных отношений коммерческая деятельность является одним из основных звеном экономической системы государства iconРабочая программа Наименование дисциплины Коммерческая деятельность
Целью учебной дисциплины Коммерческая деятельность является освоение теоретических знаний в области методологии и организации коммерческой...
Пояснительная записка. Введение в условиях рыночных отношений коммерческая деятельность является одним из основных звеном экономической системы государства iconПояснительная записка цели и задачи учебной дисциплины Экономика и социология труда является одной из важных дисциплин в систе- ме подготовки менеджера по специальности 080507. 65. Цель дисциплины «Экономика и социология труда»
Пояснительная записка
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница