Программа учебной дисциплины




Скачать 92.52 Kb.
PDF просмотр
НазваниеПрограмма учебной дисциплины
Дата конвертации15.09.2012
Размер92.52 Kb.
ТипПрограмма



 
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 
ФГБОУ ВПО Уральский государственный лесотехнический университет 
Кафедра менеджмента и внешнеэкономической деятельности предприятия 
Одобрена: 
Утверждаю: 
кафедрой менеджмента и ВЭД предприятия   
 
протокол № 8 от 5 апреля  2012 г. 
Декан ФЭУ ____________В.П. Часовских 
Зав. Кафедрой _________________В.П. Часовских 
 
методической комиссией ФЭУ 
 
Протокол № 8 от 26 апреля 2012г. 
 
Председатель НМС ФЭУ___________  Д.Ю. Захаров 
 
 
 
 
 
 
 
Программа учебной дисциплины 
 
Б2.ДВ4     ДЕЛОВАЯ ИНФОРМАТИКА 
 
 
 
Для направления 080200.62 – менеджмент  
Трудоемкость – 3 зачетные единицы 
108 часов 
Составитель     доцент   Г.А. Акчурина  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Екатеринбург  2012 
 
 

 
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе 
На  современном  этапе  развития  рыночной  экономики  научно-
технический  прогресс  находит  свое  выражение  в  качественных  изменениях 
орудий  труда,  технологических  и  управленческих  процессов.  Одним  из 
основных  факторов  влияния  научно-технического  прогресса  на  все  сферы 
деятельности 
человека 
является 
широкое 
использование 
новых 
информационных технологий, под которыми понимается совокупность методов 
и  средств  получения  и  использования  информации  на  базе  вычислительной  и  
коммуникационной техники и широкого применения математических методов. 
Цель  курса  –  формирование  представления  о  современных  научных 
методах  познания  природы  и  владения  ими  на  уровне,  необходимом  для 
решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при 
выполнении профессиональных функций. 
Задачи курса – дать основополагающее представление о компьютерных 
методах  сбора,  хранения  и  обработки  (редактирования)  информации,  
применяемых в сфере профессиональной деятельности. 
Учебный  курс  “Информатика”  ориентирован  на  то,  чтобы  в  результате 
его  освоения  был  сформирован  фундамент  современной  информационной 
культуры, иметь четкое представление: 
–  об информации, методах ее хранения, обработки и передачи; 
–  о математическом моделировании; 
–  о проблемах искусственного интеллекта, способах представления знаний 
и манипулирования ими (об инженерии знания);  
–  о роли математики и информатики в экономических исследованиях; 
–  о структуре, принципах работы и основных возможностях ЭВМ; 
–  об основных типах алгоритмов; 
–  о языках  программирования и стандартном  программном  обеспечении,  
которое 
возможно 
использовать 
в 
своей 
профессиональной 
деятельности. 
 
 

 
Дисциплины, изучение которых основано на данной дисциплине: 
  экономико-математические методы и модели; 
  информационные технологии в управлении; 
  основы исследования операций; 
  математические модели в управлении. 
Изучение дисциплины обеспечивает формирование следующих компетенций: 
а) общекультурными (ОК)  
-  владеет  культурой  мышления,  способен  к  восприятию,  обобщению  и  
анализу информации, постановке  цели и выбору путей её достижения (ОК–
5); 
-  стремится к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10); 
-  владеет 
  методами  количественного  анализа  и  моделирования, 
теоретического и экспериментального исследования (ОК-15); 
-  имеет  представления  о  роли  и  значение  информации  и  информационных 
технологий в развитии современного общества и экономики знаний (ОК-16);  
-  владеет  основными  методами,  способами    и  средствами  получения, 
хранения,  переработки  информации,  имеет  навыки  работы  с  компьютером 
как средством управления информацией (ОК-17);  
-  способен  работать  с  информацией  в  глобальных  компьютерных  сетях  и 
корпоративных информационных системах (ОК-18); 
-  способен  осуществлять  деловое  общение:  публичные  выступления, 
переговоры,  проведение  совещаний,  деловая  переписка,  электронные 
коммуникации и т.д. (ОК-19); 
б) профессиональными (ПК):  
  организационно-управленческая деятельность 
-  готов  участвовать  во    внедрении  технологических  и  продуктовых 
инноваций (ПК-21); 
  информационно-аналитическая деятельность 
 

 
-  умеет применять количественные и качественные методы анализа при 
принятии  управленческих  решений  и  строить  экономические, 
финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31); 
-  способен  выбирать  математические  модели  организационных  систем, 
анализировать  их  адекватность,  проводить  адаптацию  моделей  к 
конкретным задачам управления (ПК-32); 
-  владеет 
средствами 
программного 
обеспечения 
анализа 
и 
количественного моделирования систем управления (ПК-33); 
-  владеет  методами  и  программными  средствами  обработки  деловой 
информации, 
способен 
взаимодействовать 
со 
службами 
информационных 
технологий 
и 
эффективно 
использовать 
корпоративные информационные системы (ПК-34). 
 

 
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 
Трудоемкост.ь (час)
р
и
.
Тема
р
т.с
о
ци
.
о
г
м
е
Лек
Лаб
Са
Вс
Информационные ресурсы в организации. 
Виды информационных потоков в 

2
4
6
организации
Классификация офисной техники. Средства
изготовления,

хранения,
обработки,
2
4
6
передачи документов.
Организация

документооборота.
Этапы
работы с документами.
2
2
6
10
Развитие
и
распространение
информационных технологий в управ-лении.
2
2
8
12
Классификация
ИС
и
тенденция
их
развития.
Заказные
и
уникальные
2
2
6
10
информационные системы.
Концепции

автоматизации
предметной
области.
2
2
8
12
Функциональная
структура
объекта
автоматизации
2
2
8
12
Управление
ИС
на
различных
этапах
жизненного цикла ИС.
2
4
8
14
Организация
планирования
ИС, анализа
требований к ИС, выбора и закупки ИС в
2
4
8
14
организации.
Организация

работы
с
документами,
содержащими конфиденциальные сведения.
2
2
8
12
Всего:
20
20
68
108
 
 
 

 
Содержание дисциплины 
 
Виды текущего, промежуточного и рубежного контроля 
знаний студентов по дисциплине 
 
Основными видами текущего контроля знаний являются:  


коллоквиумы  и  дискуссии  для  закрепления  знаний,  полученных  из 
лекционного материала;  

текущее тестирование;  

аудиторные практические задания. 
 
Основными видами рубежного контроля знаний являются:  

защита  лабораторных  работ  (и,  возможно,  курсового  проекта)  в  процессе 
изучения дисциплины; 

подготовка  эссе  (тема  задается  преподавателем  в  момент  проведения 
контрольного мероприятия.); 

итоговое тестирование; 

экзамен  (как  итоговый  контроль  знаний  по  окончании  изучения 
дисциплины). 
 
Содержание дисциплины 
 
Тема  1.  Информационные  ресурсы  в  организации.  Виды 

информационных потоков в организации 
Информационные  ресурсы  организации  как  отражение  человеческих, 
финансовых,  материальных  ресурсов.  Внутренняя  и  внешняя  информацмя. 
Информационное  окружение  (пространство)  лица,  принимающего  решение 
(ЛПР),  и  его  проблемное  поле.  Корпоративные  информационные  ресурсы  – 
качественная характеристика информационной системы предприятия. Понятие 
организационной структуры управления. 
Формирование ФИТ посредством синтеза обеспечивающей и предметной 
технологий  на  основе  совмещения  используемых  правил  преобразования  и 
ограничений.  
 
 

 
Тема  2.  Классификация  офисной  техники.  Средства  изготовления, 
хранения, обработки, передачи документов. 
Средства составления и изготовления документов. Хранение документов. 
Средства обработки и передачи документов.  
Характеристика систем административно-управленческой связи. Системы 
передачи 
недокументированной 
информации. 
Системы 
передачи 
документированной  информации.  Системы  управления  электронными 
документами. Компьютерные системы административно-управленческой связи. 
 
Тема  3.  Организация  документооборота.  Этапы  работы  с 

документами. 
Понятие документооборота и его организация на предприятиях. Порядок 
продвижения  документов:  прием,  распределение,  регистрация,  контроль  за 
исполнением,  информационно-справочная  работа.  Основные  требования  к 
организации 
документооборота: 
четкость, 
оперативность, 
скорость 
продвижения, своевременность принятия решения. 
Формы  регистрации  и  контроля  исполнения  документов.  Современные 
автоматизированные формы регистрации и контроля. 
 
Тема 4. Развитие и распространение информационных технологий в 

управлении:  
Развитие и распространение информационных технологий в управлении: 
усложнение предметных технологий, невозможность использования их без ИТ. 
Зависимость  процессов  управления  от  качества  ИТ.  Место  риска  ИТ  среди 
управленческих  рисков.  Схема  рисков  Гулда:  технологические  (риски 
эксплуатации систем) и внедренческие (проектные) риски. 
Новый  подход  –  использование  понятия  «информационного»  риска. 
Способы  классификации  рисков  ИС  и  методы  их  регулирования: 
организационные,  технические,  технологические  и  финансовые.  Риски  ИС  на 
различных  этапах  их  жизненного  цикла.  Оценка  ожидаемых  рисков  закупки 
ИС, периода внедрения ИС, периода эксплуатации ИС и управление ими.  
 
 

 
Тема  5.  Классификация  ИС    и  тенденция  их  развития.  Заказные  и 
уникальные информационные системы 
Типы  предприятий.  Виды  ИС  предприятий,  поддерживающие 
производственный  цикл:  MRP;  MRPII;  ERP;  APS;  PDM;  CRM;  SCM; 
инструментарий  управления  жизненным  циклом  продукта  PLM;  системы 
электронной коммерции (e-CS). Виды ИС, поддерживающие процесс принятия 
решений:  TPS;  MIS;  EPSS;  IPSS;  EIS;  GPSS;  DSS.  Функциональные 
возможности  и  структура  информационных  систем.  Особенности  различных 
ИС. 
Заказные,  уникальные  и  тиражируемые  информационные  системы. 
Проблема  адаптации  и  адаптируемые  информационные  системы.  Системы-
трансформеры.  
Способы приобретения ИС: покупка готовой ИС, разработка ИС, покупка 
и доработка ИС, аутсорсинг (outsourcing). Преимущества и недостатки закупки 
готовых  или  разработки  новых  ИС.  Преимущества  и  недостатки 
самостоятельной разработки ИС и разработки специализированной фирмой.  
Цена  лицензии  и  цена  приобретения  ИС.  Составляющие  совокупной 
стоимости  владения  ИС.  ABC  (Activity  Based  Costing)  –  метод  определения 
себестоимости. Этапы жизненного цикла ИС, влияющие на цену владения ИС. 
Затраты на внедрение ИС.  
Наиболее  значимые  для  фирмы-потребителя  общие  и  частные  свойства 
ИС:  мобильность;  работа  в  реальном  времени;  открытость;  адаптивность; 
масштабируемость; поддержка; надежность; безопасность. 
 
Тема 6. Концепции автоматизации предметной области 
Цели  автоматизации  предметной  области.  Масштабы  автоматизации. 
Адресация автоматизации. Понятие качества ИС. Примеры общей совокупной 
стоимости  владения  ERP-системой.  Подход  TQM  (Total  Quality  Management) 
для  управления  качеством  продукта.  Требования  CMM  (Capability  Maturity 
Model)  для  предприятий,  стремящихся  к  осуществлению  качественного 
процесса разработки и сопровождения ПО. 
Пример 
наполнения 
инструментария 
данными 
по 
правилам, 
установленными конкретной предметной областью. Анализ взаимного влияния 
ПТ и ФИТ: ресурсы и правила. Понятие бизнес-процесса. Распределение ФИТ 
 

 
между  участниками  бизнес-процесса.  Информационная  система  (ИС)  – 
совокупность ФИТ и ОИТ. 
 
Тема 7. Функциональная структура объекта автоматизации 

Функциональная  структура  объекта  автоматизации  -  состав  обеспе-
чивающих  и  функциональных  подсистем,  состоящих  из  комплексов  задач, 
отдельных  задач  и  процедур  управления.  Задачи  и  их  комплексы 
функционально и информационно взаимосвязаны друг с другом. Решение задач 
организуется  на  системных  принципах  в  составе  АИС  с  единым 
информационным,  математическим,  программным  и  другими  видами 
обеспечения.  Методы  обследования  управленческих  процедур.  Исследование 
потоков и структуры информации. Изучение структурных единиц информации. 
 
Тема 8. Управление  ИС на различных этапах жизненного цикла ИС 
Понятие  жизненного  цикла  ИС.  Существующие  модели  жизненного 
цикла  ИС:  каскадная,  поэтапная,  спиральная.  Стандарты  жизненного  цикла: 
ГОСТ-34;  ISO/IEK  12207:  1995-08-01;  методика  Oracle  CDM  (Custom 
Development  Method);  CobIT.  Жизненный  цикл  информационной  системы  по 
стандарту  CobIT:  планирование  и  организация;  приобретение  и  внедрение; 
передача  и  внедрение;  мониторинг.  Основные  этапы  жизненного  цикла  ИС: 
планирование 
ИС; 
анализ 
требований 
к 
ИС; 
проектирование, 
программирование, тестирование и отладка ИС; внедрение ИС; эксплуатация и 
сопровождение.  Особенности  управления  ИС  на  различных  этапах  их 
жизненного цикла.  
 
Тема  9.  Организация  планирования,  анализа  требований  к  ИС, 

выбора и закупки в организации 
Стратегическое  планирование  ИС:  цели,  ограничения,  технологии, 
проблемы.  Анализ  бизнеса  и  стратегии  его  развития.  Учет  и  анализ 
сложившейся ситуации в системе управления и необходимость установки ИС. 
Анализ свойств ИС фирмы-производителя, цели анализа. Модель требований к 
ИС. Планирование способа приобретения и направления развития ИС. 
Определение подходов к организации работ по автоматизации управления на 
основе  ИС:  хаотичная;  по  участкам;  по  направлениям;  полная  и  комплексная 
автоматизация. 
 

 
Определение 
информационной 
архитектуры 
ИС, 
определение 
технологического  направления,  определение  ожидаемой  организационной 
структуры  управления  (ОСУ),  предполагаемые  последствия  и  реорганизация, 
определение  стратегических  свойств  ИС.  Конструкции  ИС:  лоскутная  схема, 
схема ядро-оболочка, конструкторы. Определение эффективности инвестиций в 
ИТ.  Составление  бизнес-плана  автоматизации.  Ожидаемые  свойства  новой 
структуры управления. Оценка ожидаемых рисков ИС.  
Детальный  анализ  требований  фирмы-потребителя  (ФПТ).  Анализ 
требований фирмы-производителя (ФПР) к ИС, цели и задачи анализа. Состав 
модели  требований  к  ИС.  Проблемы  этапа  анализа  требований  к  ИС. 
Структурные  методы  анализа:  диаграммы  потоков  данных,  диаграммы 
сущность-связь  (отношение),  диаграммы  переходов  состояний.  Принципы  и 
преимущества  структурных  методов  анализа.  Объектно-ориентированные 
методы  анализа.  Принципы  и  преимущества  объектно-ориентированных 
методов анализа. 
Основные  критерии  выбора  ИС:  функциональные  возможности  ИС; 
совокупная  стоимость  владения  ИС;  перспективы  развития,  поддержки  и 
интеграции  ИС;  технические  характеристики  ИС.  Рекомендации  по  выбору 
системы.  Консультационные  услуги  по  выбору  ИС.  Содержание  договора  на 
закупку ИС.  
 
Тема 10. Управление эксплуатацией и сопровождением ИС 
Стратегии  внедрения  ИС:  параллельная,  "скачок",  "узкое  место", 
"пилотный  проект".  Управление  проектом,  проблемы  внедрения  ИС, 
перспективы  реорганизации  и  реинжиниринга  действующей  системы 
управления.  Методы  преодоления  сопротивления  инновациям.  Управление 
качеством.  Организация  бесконфликтного  внедрения  ИС.  Создание  единого 
коллектива.  Обучение  пользователей  ИС  (персонала  фирмы-потребителя  ИС). 
Проблемы выбора и контроля проекта по внедрению ИС. 
Деятельность  IT-менеджера  ФПР  по  мониторингу  соответствия  IT-
процессов  требованиям  бизнеса,  управлению  эксплуатацией  ИС  и  ее 
сопровождением. Понятие горячей линии, «скорой помощи». Распространение 
новых  версий.  Работа  IT-менеджера  ФПТ  по  поддержанию  информационной 
системы  в  рабочем  состоянии,  проблемы  эксплуатации  и  сопровождения  ИС. 
Метод качественной оценки инвестиций в ИТ. 
 

 
Поставка  и  поддержка:  управление  услугами  третьей  стороной, 
управление качеством обслуживания, IT-план непрерывного обслуживания ИС, 
обеспечение  безопасности  системы,  управление  издержками,  постоянное 
обучение пользователей, поддержка и консультирование клиентов, управление 
конфигурацией аппаратных и программных средств, управление проблемами и 
инцидентами управления данными, управление изменениями. 
 
Тема  11.  Организация        работы      с      документами,    содержащими 
конфиденциальные сведения. 
Документы  открытые  и  с  ограничением  доступа.  Структура 
конфиденциальности.  Перечень  сведений  конфиденциального  характера, 
утвержденного указом Президента РФ. 
Понятие  и  содержание  коммерческой  тайны.  Организация  защиты 
документов,  содержащих  коммерческую  тайну  на  предприятиях  нефтегазовой 
промышле1шости. 
Договоры  о  неразглашении  коммерческой  тайны,  их  содержание  и 
порядок составления. 
Правила  работы  с  документами,  содержащими  коммерческую  тайну  и  их 
хранения. 
 
Лабораторные занятия 
Занятие 1.  
1.  Выдача задания на лабораторную работу. 
2.  Выполнение лабораторной работы (см. практикум). 
 
Занятие 2.  
1.  Обсуждение  и  тестирование  по  темам:  «Понятие  информационного 
менеджмента», 
«Функциональная 
информационная 
технология 
и 
информационная система объекта управления, место ЛПР». 
2.  Выполнение лабораторной работы (см. практикум). 
 
Занятие 3.  
1.  Обсуждение  и  тестирование  по  темам:  «Риски  ИС  и  безопасность:  риск 
менеджмент ИТ», «Классификация ИС  и тенденция их развития». 
2.  Выполнение лабораторной работы (см. практикум). 
 

 
Занятие 4.  
1.  Обсуждение  и  тестирование  по  темам:  «Заказные  и  уникальные 
информационные  системы»,  «Цена  и  качество  ИС  для  фирмы-потребителя 
ИС». 
2.  Выполнение лабораторной работы (см. практикум). 
 
Занятие 5.  
1.  Обсуждение и тестирование по теме «Управление  ИС на различных этапах 
жизненного цикла ИС». 
2.  Выполнение лабораторной работы (см. практикум). 
 
Занятие 6.  
1.  Обсуждение  и  тестирование  по  темам:  «Организация  планирования  ИС  на 
фирме-потребителе  ИС»,  «Организация  выбора  и  закупки  ИС  на  фирме-
потребителе».  
2.  Выполнение лабораторной работы (см. практикум). 
 
Занятие 7.  
1.  Обсуждение и тестирование по темам: «Организация анализа требований к 
ИС»,  «Управление  проектированием  и  программированием  ИС  на  фирме-
производителе и фирме-потребителе ИС при самостоятельной разработке». 
2.  Сдача и защита лабораторной работы. 
 
Занятие 8.  
1.  Обсуждение  и  тестирование  по  темам:  «Управление  внедрением 
информационной  системы  IT-менеджерами  фирмы-производителя  и 
фирмы-потребителя  ИС»,  «Управление  эксплуатацией  и  сопровождением 
ИС». 
2.  Сдача и защита лабораторной работы. 
 
Список тем для докладов на практических занятиях 
 
1.  Оценка рынка ИС, его особенности  и тенденции развития.  
2.  Применение  инструментария  сети  Интернет  на  различных  этапах 
информационного менеджмента. 
 

 
3.  Анализ рисков, возникающих на различных этапах жизненного цикла ИС. 
4.  Выбор  информационной  стратегии  для  предприятий  малого,  среднего  и 
крупного бизнеса. 
5.  Оценка эффективности автоматизации. 
 
 
Тематика рефератов и контрольных работ 
 
1.  Управление информационными инновациями. 
2.  Корпоративные  информационные  ресурсы  в  структуре  функциональных 
информационных технологий (ФИТ).  
3.  Технология распределения ФИТ между участниками бизнес-процесса. 
4.  Особенности управления е-С системами. 
5.  Особенности жизненного цикла е-С систем. 
6.  Преимущества и недостатки заказных, уникальных и тиражируемых систем. 
7.  Стратегическое планирование е-С систем. 
8.  Оценка эффективности инвестиций в информационные технологии (ИТ). 
9.  Бизнес-план автоматизации управления предприятием. 
10. Информационный  менеджмент  на  виртуальных  предприятиях  сетевой 
экономики.  
11. Организация анализа требований к ИС. 
12. Организация выбора и закупки ИС на фирме-потребителе. 
13. Проблемы внедрения ИС и способы их решения. 
14. Организация  управления  внедрением,  эксплуатацией  и  сопровождением 
ИС. 
15. Оценка рисков на различных этапах жизненного цикла ИС. 
16. Организация  управления проектированием, тестированием, отладкой ИС. 
17. Выбор методики и организация проектирования ИС. 
18. Организация  выявления  проблем  на  объекте  управления  для  последующей 
автоматизации его деятельности. 
19. Управление 
созданием 
отдела 
информационных 
технологий 
на 
предприятии. 
20. Организация стратегического планирования ИС на предприятии. 
21. Классификация ИС  и тенденция их развития. 
 
 

 
Перечень используемых технических и программных средств 
Лекционные  занятия  должны  быть  оснащены    презентером  для  показа 
презентаций  в  системе  «Power  Point».  Для  проведения  семинарских  занятий 
требуется также презентер, компьютерный класс с доступом в сеть Интернет и 
установленной  внутренней  сетью  для  передачи  почтовых  сообщений  Outlook. 
Конфигурация  PC  должна  быть  не  ниже  Pentium  90,  16  MB,  оснащенный  OC 
Windows 95(98,2000) или Windows NT 4.0. 
В классе должен находится хотя бы 1 сетевой принтер и CD-ROM. 
Необходимым  программным  обеспечением  для  проведения  семинарских 
занятий является: Microsoft Project, Power Point.  
 
Список литературы и ссылки на ресурсы Интернет 
 
Основная  литература 
 
1.  Информатика. Базовый курс [Текст] : учеб. пособие для студентов втузов 
/ под ред. С. В. Симоновича. - 3-е изд. - Москва [и др.] : Питер, 2011. - 640 
с. : ил. - (Учебник для вузов) (Стандарт третьего поколения). - ISBN 978-
5-459-00439-7 
2.  Макарова,  Наталья  Владимировна.  Информатика  [Текст]  :  учебник  для 
студентов  вузов,  обучающихся  по  направлениям  подготовки  бакалавров 
"Системный  анализ  и  управление"  и  "Экономика  и  управление"  /  Н.  В. 
Макарова, В. Б. Волков. - Москва [и др.] : Питер, 2011. - 576 с. - (Учебник 
для  вузов)  (Стандарт  третьего  поколения).  -  Библиогр.  в  конце  глав.  - 
ISBN 978-5-496-00001-7 
3.  Саак,  Андрей  Эрнестович.  Информационные  технологии  управления 
[Текст]  :  учебник  по  специальности  "Государственное  и  муниципальное 
управление"  /  А.  Э.  Саак,  Е.  В.  Пахомов,  В.  Н.  Тюшняков  ;  [рец.:  П.  Г. 
Иванов, Ю. В. Аксенов]. - 2-е изд. - Москва [и др.] : Питер, 2012. - 320 с. : 
ил.  +  1  эл.  опт.  диск  (CD-ROM).  -  (Стандарт  третьего  поколения) 
(Учебники для вузов). - Библиогр.: с. 307. - ISBN 978-5-459-01057-2 
 

 
4.  Информационные  технологии  управления  :  учеб.  пособие  для  студентов 
фак.  экономики  и  управления  /  В.  П.  Часовских  [и  др.]  ;  рец.  :  Р.  М. 
Эйдинов  ;  Урал.  гос.  лесотехн.  ун-т.  -  Изд.  2-е,  перераб.  и  доп.  - 
Екатеринбург : УГЛТУ, 2008. - 402 с. - ISBN 5-94984-084-4  
5.  Могилев,  Александр  Владимирович.          Информатика  [Текст]  :  учеб. 
пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / А. 
В. Могилев, Е. К. Хеннер, Н. И. Пак ; под ред. А. В. Могилева. - 2-е изд., 
стер.  -  М.  :  Академия,  2008.  -  336  с.  :  ил.  -  (Высшее  профессиональное 
образование. Педагогические специальности). - Библиогр. в конце глав. - 
ISBN 978-5-7695-4771-3  
6.  Ивасенко,  Анатолий  Григорьевич.          Информационные  технологии  в 
экономике и управлении [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, 
обучающихся  по  специальностям  "Прикладная  информатика  (по 
областям)", 
"Менеджмент 
организации", 
"Государственное 
и 
муниципальное  управление"  /  А.  Г.  Ивасенко,  А.  Ю.  Гридасов,  В.  А. 
Павленко. - 3-е изд., стер. - М. : Кнорус, 2009. - 154 с. - Библиогр.: с. 153. 
- ISBN 978-5-390-00567-5  
7.  Трусов,  Александр  Филиппович.          Excel  2007  для  менеджеров  и 
экономистов.  Логистические,  производственные  и  оптимизационные 
расчеты [Текст] / А. Ф. Трусов. - Москва [и др.] : Питер, 2009. - 256 с. : 
ил. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - ISBN 978-5-388-00527-4: CD содержит 
примеры  и  программы.  Приложение:  Сопроводительный  материал  :  (эл. 
опт. диск (CD-ROM)-ЦНТЭД)УДК  681.3.066 681.3 
8.  Трусов,  Александр  Филиппович.          Excel  2007  для  менеджеров  и 
экономистов.  Логистические,  производственные  и  оптимизационные 
расчеты [Электронный ресурс] / А. Ф. Трусов. - Электрон. текстовые дан. 
-  Москва  [и  др.]  :  Питер,  2009.  -  эл.  опт.  диск  (CD-ROM)  :  цв.  -  Загл.  с 
этикетки  диска.  -  [Б.  ц.]  Издание  является  приложением  к  документу: 
Excel  2007  для  менеджеров  и  экономистов.  Логистические, 
производственные и оптимизационные расчеты / А. Ф. Трусов.  - Москва 
 

 
[и  др.]  :  Питер,  2009.  -  256  с.  -  ISBN  978-5-388-00527-4.  Шифр  681/Т 
78УДК  681.3.066 681.3:У  
9.  Уткин, Владимир Борисович.     Информационные системы в экономике : 
учебник  для  студентов  вузов,  обучающихся  по  специальности 
"Прикладная  информатика"  (по  областям)  и  др.  междисциплинар. 
специальностям  /  В.  Б.  Уткин,  К.  В.  Балдин.  -  4-е  изд.,  испр.  -  М.  : 
Академия,  2008.  -  288  с.  -  (Высшее  профессиональное  образование. 
Экономика и управление). - Библиогр.: с. 278. - ISBN 978-5-7695-5087-4  
10. Коноплева, И. А.     Информационные технологии [Электронный ресурс] : 
учебник  для  студентов,  обучающихся  по  специальностям  информ.-экон. 
направления,  специалистов-информатиков,  а  также  широкого  круга 
читателей / И. А. Коноплева, О. А. Хохлова, А. В. Денисов.  - Электрон. 
дан.  -  М.  :  Кнорус,  2009.  -  1  эл.  опт.  диск  (CD-ROM)  :  цв.,  зв.  - 
(Информационные технологии в образовании) (Электронный учебник).  - 
Систем. требования: Операционная система Microsoft Windows 2000/XP ; 
процессор  с  частотой  не  ниже  500  MHz  ;  оперативная  память  64  Mb  и 
более  ;  жесткий  диск  с  объемом  свободного  места  не  менее  40  Mb  ; 
видеокарта  с  8  Mb  памяти  или  лучше  ;  SVGA  монитор  с  поддержкой 
разрешения  1024x768  ;  CD  привод  4x  или  лучше  (рекомендуется  16х)  ; 
звуковая карта (любая). - Загл. с контейнера. - ISBN 978-5-390-00286-5 : 
390.00  р.,  450.00  р.  Объектом  электронного  учебника  является  издание: 
Коноплева, И. А. Информационные технологии : учебное пособие / И. А. 
Коноплева, О. А. Хохлова, А. В. Денисов ; под ред. И. А. Коноплевой. - 
М. : Проспект. Допущено М-вом образования и науки РФУДК  681  
11. Ивасенко,  Анатолий  Григорьевич.          Информационные  технологии  в 
экономике и управлении [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, 
обучающихся  по  специальностям  "Прикладная  информатика  (по 
областям)", 
"Менеджмент 
организации", 
"Государственное 
и 
муниципальное  управление"  /  А.  Г.  Ивасенко,  А.  Ю.  Гридасов,  В.  А. 
 

 
Павленко. - 3-е изд., стер. - М. : КноРус, 2008. - 160 с. - Библиогр.: с. 153. 
- ISBN 978-5-390-00103-5  
12. Информационные  системы  и  технологии  в  экономике  и  управлении 
[Текст]  :  учебник  по  специальности  080507  (061100)  "Менеджмент 
организации" / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов (СПбГУЭФ) ; 
под ред. В. В. Трофимова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2009. - 
521 с. - (Университеты России). - Библиогр. в конце глав.  - ISBN 978-5-
9788-0044-9  
13. Дегтярев, Владимир Михайлович.     Компьютерная геометрия и графика 
[Текст]  :  учебник  для  студентов  вузов,  обучающихся  по  специальности 
"Информац. системы и технологии" направления подготовки "Информац. 
системы" / В. М. Дегтярев. - М. : Академия, 2010. - 192 с. : ил. - (Высшее 
профессиональное  образование.  Информатика  и  вычислительная 
техника). - Библиогр.: с. 190. - ISBN 978-5-7695-5888-7 
14. Информатика  [Текст]  :  учебник /  В. В. Трофимов [и др.]  ; под ред. В. В. 
Трофимова  ;  С.-Петерб.  гос.  ун-т  экономики  и  финансов  (СПбГУЭФ).  - 
М.  :  Юрайт  :  Высшее  образование,  2010.  -  911  с.  :  ил.  -  (Университеты 
России)  (Высшее  образование).  -  Библиогр.  в  конце  разд.  -  ISBN  978-5-
9916-0255-6. - ISBN 978-5-9692-0422-5 :  
15. Информатика  [Текст]  :  учебник /  В. В. Трофимов [и др.]  ; под ред. В. В. 
Трофимова  ;  С.-Петерб.  гос.  ун-т  экономики  и  финансов.  -  М.  :  Юрайт, 
2011. - 911 с. : ил. - (Основы наук). - Библиогр. в конце разд. - ISBN 978-
5-9916-1022-3. - ISBN 978-5-9692-1052-3 : 580.00 р.УДК  681.3(075.8)  
16. Советов, Борис Яковлевич.     Представление знаний в информационных 
системах  [Текст]  :  учебник  для  студентов  вузов  /  Б.  Я.  Советов,  В.  В. 
Цехановский, В. Д. Чертовский. - М. : Академия, 2011. - 144 с. - (Высшее 
профессиональное образование. Информатика и вычислительная техника) 
(Бакалавриат).  -  Библиогр.:  с.  140.  -  ISBN  978-5-7685-6886-2  :  274.67  р., 
277.20 р., 279.40 р.УДК  681.518(075.8)  
 

 
17. Могилев,  Александр  Владимирович.          Информатика  [Текст]  :  учеб. 
пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / А. 
В. Могилев, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер ; под ред. Е. К. Хеннера.  - 7-е изд., 
стер.  -  М.  :  Академия,  2009.  -  848  с.  :  ил.  -  (Высшее  профессиональное 
образование. Педагогические специальности). - Библиогр. в конце глав. - 
ISBN 978-5-7695-6342-3 : 650.98 р.УДК  681.3(075.8)  
18. Уткин, Владимир  Борисович.        Информационные  системы  в экономике 
[Текст]  :  учебник  для  студентов  вузов,  обучающихся  по  специальности 
"Прикладная  информатика"  (по  областям)  и  др.  междисциплинар. 
специальностям  /  В.  Б.  Уткин,  К.  В.  Балдин.  -  5-е  изд.,  стер.  -  М.  : 
Академия,  2010.  -  288  с.  -  (Высшее  профессиональное  образование. 
Экономика и управление). - Библиогр.: с. 278. - ISBN 978-5-7695-6184-9 : 
361.79 р.УДК  681.3:У(075.8)  
19. Мельников, Владимир Павлович.     Информационные технологии [Текст] 
:  учебник  для  студентов  вузов,  обучающихся  по  специальностям 
"Автоматизированные  системы  обработки  информации  и  управления", 
"Информационные системы и технологии" / В. П. Мельников. - 2-е изд., 
стер.  -  М.  :  Академия,  2009.  -  432  с.  -  (Высшее  профессиональное 
образование.  Информатика  и  вычислительная  техника).  -  Библиогр.:  с. 
417. - ISBN 978-5-7695-6646-2 : 492.80 р.УДК  681.3.01(075.8)  
20. Немцова,  Тамара  Игоревна.          Компьютерная  графика  и  web-дизайн. 
Практикум  [Текст]  :  учебное  пособие  для  студентов  сред.  проф. 
образования / Т. И. Немцова, Ю. В. Назарова ; под ред. Л. Г. Гагариной. - 
М.  :  ФОРУМ  :  ИНФРА-М,  2011.  - 288  с.  +  1  эл.  опт. диск  (CD-ROM).  - 
(Профессиональное образование). - Библиогр.: с. 284. - ISBN 978-5-8199-
0343-8. - ISBN 978-5-16-003217-7 : На компакт-диске: практ. задания, ил. 
к теорет. части, работы слушателей УДК  681.3(076.5)(075.32)  
21. Немцова, Тамара Игоревна    Практикум по информатике [Текст] :  учеб. 
пособие  для  студентов  сред.  проф.  образования  /  Т.  И.  Немцова,  Ю.  В. 
Назарова ; под ред. Л. Г. Гагариной. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2011. - 
 

 
(Профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-002765-4.   Ч. 1. - 2011. 
-  320  с.  +  1  эл.  опт.  диск  (CD-ROM).  -  Библиогр.:  с.  314.  -  ISBN  978-5-
8199-0288-2  :  220.87  р.  На  обл.:  Базовая  компьютерная  подготовка.  На 
прилагаемом  компакт-диске:  примеры  и  материалы,  необходимые  для 
выполнения практических заданийУДК  681.3(076.5)(075.32)  
22. Елович,  Ирина  Владимировна.         Информатика  :  учебник  для  студентов 
вузов,  обучающихся  по  техн.  и  естеств.-науч.  направлениям  /  И.  В. 
Елович, И. В. Кулибаба ; под ред. Г. Г. Раннева. - М. : Академия, 2011. - 
400  с.  :  ил.  -  (Высшее  профессиональное  образование.  Информатика) 
(Бакалавриат).  -  ISBN  978-5-7695-7975-2  :  503.80  р.,  495.00  р.,  499.40 
р.УДК  681.3(075.8)  
23. Дегтярев, Владимир Михайлович.     Компьютерная геометрия и графика 
[Текст]  :  учебник  для  студентов  вузов,  обучающихся  по  специальности 
"Информац. системы и технологии" направления подготовки "Информац. 
системы" / В. М. Дегтярев. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2011. - 192 с. : 
ил.  -  (Высшее  профессиональное  образование.  Информатика  и 
вычислительная техника). - Библиогр.: с. 190. - ISBN 978-5-7695-8500-5 : 
330.00 р., 333.30 р.УДК  681.3.068(075.8)  
 

 
 
ВОПРОСЫ  ДЛЯ ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ КАЧЕСТВА КУРСА. 
1.  Появление и основные этапы развитие информатики. 
2.  Предмет информатики, задачи информатики, объекты информатики. 
3.  Структура  информатики  с  точки  зрения  решаемых  задач  и  подходов  к 
пониманию сущности информации. 
4.  Теоретическая  информатика  –  предмет  и  задачи.  Научные  направления  в 
рамках теоретической информатики. 
5.  Кибернетика  –  предмет  и  задачи.  Научные  направления  в  рамках 
кибернетики. 
6.  Искусственный  интеллект  –  цель  и  стратегия  исследований.  Научные 
направления в рамках искусственного  интеллекта. 
7.  Экспертные  системы: структура  и  классификация. Предметные  области для 
экспертных систем. Этапы разработки. 
8.  Информационные  системы  –  научное  направление:  цели  и  задачи.  Виды 
информационных систем. 
9.  Информатика в природе – цели и направления исследований. 
10. Понятие информации, мера информации, критерии качества информации. 
11. Основные  понятия  теории  кодирования  информации.  Цели  кодирования. 
Требования к коду. 
12. Понятие  модели,  необходимость  моделирования,  типы  моделей.  Процесс 
построения моделей. 
13. Структурирование, способы представления знаний и манипулирования ими. 
14. Стратегия 
получения 
знаний. 
Психологический, 
лингвистический, 
гносеологический  аспекты  проблемы  получения  знаний.  Практические 
методы извлечения знаний. 
 

 
15. Информационные 
системы  как  совокупность  средств  и  методов, 
используемых для хранения, обработки информации.  
16. Структура  ИС.  Классификация  ИС  по  функциональному  признаку,  по 
степени структурированности задач. 
17. Понятие  вычислительной  машины,  принцип  фон  Неймана.  Основные 
характеристики ЭВМ. Классификация  ЭВМ по этапам создания.  
18. Понятие  вычислительной  машины,  принцип  фон  Неймана.  Основные 
характеристики  ЭВМ.  Классификация  по  назначению,  классификация  по 
функциональным возможностям. 
19. Назначение 
персонального 
компьютера, 
функционально-структурная 
организация ПК.  
20. Элементы конструкции системного блока ПК ,  их назначение. 
21. Физическая структура хранения информации на долговременных носителях 
памяти.  Логическая  структура  представления  информации  на  дисках. 
Понятие файла, понятие папки. 
22. Назначение и классификация компьютерных сетей. Принципы построения и 
функционирования компьютерных сетей. 
23. Способы  передачи  информации  и  аппаратные  средства  для  обеспечения 
процесса передачи данных. 
24. Программное  обеспечение  для  компьютеров,  характеристики  качества 
программных продуктов, классификация программных продуктов. 
25. Операционные 
системы, 
назначение, 
основные 
характеристики, 
классификация. 
26. Операционные  системы  MS  DOS,  Windows’95,  их  назначение,  функции, 
сравнительные характеристики. 
27. Приложение  Microsoft  Office,  назначение.  Объекты  типовой  структуры 
интерфейса приложений Microsoft Office. 
 

 
28. Характеристики компьютерных вирусов, программы обнаружения и защиты 
от вирусов. 
29. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Основные блоки языка блок-схем. 
Типы алгоритмов. 
  
 
 



Похожие:

Программа учебной дисциплины iconПрограмма учебной дисциплины Направление подготовки 080500 «Менеджмент»
Целью освоения учебной дисциплины бизнес-планирование является формирование
Программа учебной дисциплины iconПрограмма учебной дисциплины
Цель и назначение учебной дисциплины – формирование прочных теоретических знаний и
Программа учебной дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
Программа учебной дисциплины iconПрограмма учебной дисциплины «Стратегическое управление инновациями»
Программа учебной дисциплины «Стратегическое управление инновациями» для подготовки магистров, обучающихся по направлению 080200....
Программа учебной дисциплины iconПрограмма учебной дисциплины «Система интегрированного управления рисками» для
Программа учебной дисциплины «Система интегрированного управления рисками» для подготовки магистров, обучающихся по направлению 080200....
Программа учебной дисциплины iconРабочая программа дисциплины теория и методология стратегического анализа направление подготовки: 0800100. 68 «Экономика»
Цели освоения учебной дисциплины
Программа учебной дисциплины iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины теория организации (наименование учебной дисциплины)

Программа учебной дисциплины iconПрограмма учебной дисциплины Наименование специальности (направления подготовки) 080801 «Прикладная информатика (экономика)»
Введение данной дисциплины в учебный процесс обусловлено тем, что в современных
Программа учебной дисциплины iconПрограмма учебной дисциплины

Программа учебной дисциплины iconПрограмма учебной дисциплины

Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница