Учебное пособие Изд. №8685 isbn 978-5-211-05510-0 Издательство Московского университета 2008




НазваниеУчебное пособие Изд. №8685 isbn 978-5-211-05510-0 Издательство Московского университета 2008
страница1/18
Дата конвертации02.09.2012
Размер4.01 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


А.В. Колесниченко


ПРИКЛАДНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА


Учебное пособие


Изд. № 8685

ISBN 978-5-211-05510-0


Издательство Московского университета


2008

УДК 070

ББК 76.01


Колесниченко А.В.

К60 Прикладная журналистика. Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. – … с.

ISBN 978-5-211-05510-0

В пособии изложена технология журналистской работы. Рассмотрены такие ее аспекты, как выявление новости, поиск темы, сбор информации. Представлена методика написания статей в жанрах, наиболее часто используемых в современной прессе (новостная заметка, репортаж, интервью, фиче, ньюс-фиче, портрет, комментарий, аналитическая статья). Даны рекомендации по работе над отдельными элементами статей (заголовок, лид, концовка), по построению карьеры в СМИ и по управлению редакцией.

Для студентов, обучающихся по специальностям «Журналистика» и «Связи с общественностью», а также для журналистов и редакторов печатных СМИ.


УДК 070

ББК 76.01


ISBN 978-5-211-05510-0

© Издательство Московского университета, 2008

Оглавление


Предисловие

Глава 1. Жанры прикладной журналистики

Глава 2. Как писать новости

Глава 3. От «жесткой» новости к фиче

Глава 4. Ньюс-фиче и аналитическая статья

Глава 5. Репортаж

Глава 6. Интервью: стратегия вопросов

Глава 7. Интервью: тактика журналиста и уловки собеседника

Глава 8. Комментарий

Глава 9. Портрет

Глава 10. Заголовок, лид, концовка

Глава 11. Поиск темы и сбор информации

Глава 12. Язык журналистских текстов

Глава 13. Работа журналиста – методы и приемы

Глава 14. Карьера журналиста и психология журналистской работы

Глава 15. Работа редактора отдела

Глава 16. Управление редакцией

Глава 17. Содержательное наполнение издания

Заключение

Литература


Предисловие


Перед вами пособие по практической журналистике. В нем рассказывается о том, как искать тему и собирать информацию, писать и редактировать статьи, как планировать содержание издания, строить карьеру в СМИ и руководить журналистским коллективом.

Вы не найдете здесь рассуждений о теоретических аспектах журналистики, таких, как массово-информационные процессы, социальные роли журналиста, журналистский долг и журналистская этика. Всему этому посвящены традиционные учебники по журналистике. В данном же пособии внимание сосредоточено на практической работе журналиста, показано, как можно качественно и эффективно эту работу выполнять.

К сожалению, при всем многообразии учебной литературы по жكрналистикеȠни оشногоȠفистемного курса по практиччской, прикладной стороне журналистского труда в нашей стране на сегодняшний день не издано. Отсутствие такого учебного пособия и послужило мотивом написания данной книги. Помимо собственных методических разработок автора и его российских коллег в книге представлены рекомендации ведущих современных американских и немецких медиаконсультантов, таких, как Рой Питер Кларк (Roy Peter Clark), Чип Сканлан (Chip Scanlan), Михаэль Халлер (Michael Haller), Зигфрид Вайшенберг (Siegfried Weischenberg). Поэтому пособие является обобщением не только отечественного, но и наиболее передового зарубежного опыта по организации и совершенствованию журналистской работы.

По структуре пособие представляет собой учебный курс, рассчитанный на один семестр. Этим обусловлены и примерно одинаковый объем глав, и их общее число – 17, сопоставимое с числом учебных недель в семестре. Тематически главы не связаны между собой, и начинать чтение можно с любой главы, которая в данный момент интересует. Исключение составляет лишь первая, обзорная глава «Жанры прикладной журналистики», с которой рекомендуется ознакомиться перед чтением 2–8-й глав, посвященных отдельным жанрам, а также посвященные жанру «интервью» 6-я и 7-я главы, которые следует читать вместе.

Но все же советуем вначале прочесть весь текст пособия, а затем брать из различных глав отдельные рекомендации и применять их. Отработка на практике изложенных здесь методов сходна с тренировкой спортсменов, разучивающих приемы. Сама же книга претендует на то, чтобы стать настольной для практикующих журналистов, справочником, в котором они смогут найти ответы как на имеющиеся вопросы, так и на те, которые у них возникнут в ходе дальнейшей работы.

Можно ли в университете научить студента писать статьи? Некоторые журналисты и даже университетские преподаватели считают, что нет. Автор с этим мнением не согласен. Научиться писать можно точно так же, как можно научиться плавать, водить машину и разговаривать на иностранном языке. Любой человек со средними способностями может овладеть навыками любого ремесла, в том числе и журналистского, в достаточной степени, чтобы зарабатывать этим деньги. Научить студентов писать статьи, годные к публикации, – вот главная цель пособия. Еще это пособие может научить быстро и качественно редактировать статьи других журналистов, а также за считанные минуты находить тему для статьи, когда кажется, что писать вроде бы не о чем.

И тогда работа станет легкой, а зарплата – большой, потому что настоящие профессионалы на российском рынке труда крайне востребованы. Под профессионалом мы имеем в виду того, кто в состоянии на должном уровне выполнить свою работу в любой обстановке. Например, написать удовлетворительного качества статью при нехватке времени, отсутствии наработанных источников информации, недостаточном знании темы и плохом самочувствии. Таковы журналистские будни. И таков путь, ведущий к тому, чтобы стать «звездой» – популярным и высокооплачиваемым журналистом. Нужно вначале научиться писать не хуже других о том, что хочет начальник, чтобы потом писать лучше всех о том, о чем хочешь написать сам.


Глава 1. Жанры прикладной журналистики


Жанры журналистики. Жанрообразующие признаки. Жанры новостные, рациональной публицистики и эмоциональной публицистики. Тема, идея и сюжет журналистского произведения. Внешний и внутренний конфликт.


Жанры журналистики – это устойчивые формы журналистских произведений. Можно ли обойтись без жанров? Наверное, да. Только в этом случае автору статьи каждый раз пришлось бы выдумывать форму для своего произведения, а читатель затем должен был бы эту форму разгадывать, чтобы понять смысл текста. Подобные произведения «неопределенного жанра» нередко встречаются в малотиражных газетах, в которых работают не очень профессиональные журналисты. Их статьи могут представлять собой причудливое сочетание новости, репортажа, интервью и комментария. В таких текстах увиденное самим журналистом неотделимо от того, что сообщили другие люди. Факты и мнения, в свою очередь, могут быть переплетены настолько, что зачастую немалых сил стоит восстановить, что же на самом деле произошло.

Жанры необходимы и для удобства журналиста, которому достаточно всего лишь выбрать наиболее подходящую форму для своего материала, и для удобства читателя, который, идентифицировав жанр, сможет сразу же понять, что за информация ему будет предложена. Если это новость, значит, суть события окажется вначале, затем пойдут подробности, а завершат статью мнения обеих сторон конфликта и прогнозы экспертов. Если это репортаж, то журналист как очевидец события предоставит возможность читателю пережить это событие вместе с ним. Если это комментарий, то в нем не будет новых фактов, но зато будет разъяснение и оценка уже известных. Литературовед Виктор Шкловский определял жанр как «установленный обычай, этикет порядка осмотра мира, негласный договор между авторами и читателями о том, в какой системе расположены те явления, которые подвергнуты анализу». При этом «каждый жанр связан с определенным типом жизненного материала» и «каждый жанр предназначен для решения определенной информационной задачи»1.

Жанрообразующих признаков три – предмет, метод и функция. Под предметом имеется в виду ответ на вопрос «Что отображается?», под методом – «Как?», под функцией – «С какой целью?». Например, для новости предметом будет событие, методом – поиск ответов на основные шесть вопросов, о которых будет сказано ниже, а функцией – объективный рассказ о событии. Слово «объективный» здесь означает, что два разных человека при написании новости об одном и том же событии должны прийти к одинаковому результату, так как технология их работы предполагает поиск ответов на одни и те же вопросы. Различия в материалах двух журналистов об одном и том же событии могут быть обусловлены лишь разницей в ресурсах времени и доступности источников информации, а также направленностью изданий, которая определяет иерархию тем и устанавливает приоритеты в этой сфере.

Общепринятой классификации журналистских жанров не существует. На Западе жанры обычно делят на «событийные» и «комментарийные». В российских учебных пособиях встречается деление на информационные, аналитические и художественные жанры. Для прикладной журналистики, то есть ориентированной на современную практику работы в прессе, в наибольшей мере подходит классификация Татьяны Репковой, директора исследовательских и информационных проектов Всемирной газетной ассоциации. Татьяна Репкова различает следующие группы жанров: новостные; рациональная публицистика; эмоциональная публицистика2.

У новостных жанров предмет – это событие, метод – поиск ответов на шесть вопросов (Кто? Что? Где? Когда? Почему? Каким образом?), функция – объективный рассказ о событии с большим или меньшим количеством подробностей. У жанров рациональной публицистики предметом является связь события с другими событиями, его причины и возможные последствия, методом – логический анализ, функцией – вписывание уже известного события в контекст. У жанров эмоциональной публицистики в роли предмета выступает человек, который выходит на первый план, тогда как событие отходит на второй, методом является описание людей в драматических ситуациях, а функция эмоциональной публицистики – вызвать эмоциональную реакцию читателей, дать им возможность пережить то, что пережили герои материала.

Для наглядности характеристики группы жанров представлены в табл. 1.

Таблица 1

Характеристики жанров

Группа жанров

Предмет

Метод

Функция

Новостные жанры

Событие

Поиск ответов на шесть основных вопросов (Кто? Что? Где? Когда? Почему? Каким образом?)

Объективный рассказ о событии

Жанры рациональной публицистики

Связь события с другими событиями

Логический анализ

Вписывание известного события в контекст

Жанры эмоциональной публицистики

Человек за событием

Описание людей в драматических ситуациях

Вызов эмоциональной реакции читателей


Данная классификация жанров согласуется с одним из определений журналистики, которое гласит, что журналистика – это рассказ о людях, которые решают задачи, в процессе чего происходят какие-то события3. Если внимание сфокусировано на событиях, которые происходят, потому что люди решают задачи, то это новостная журналистика. Если внимание сфокусировано на задачах, то это рациональная публицистика, если на людях, то эмоциональная. Таким образом, одно и то же явление окружающей действительности может быть представлено в журналистских текстах совершенно разными способами в зависимости от того, что выходит на первый план. И на данном основании журналисту нужно сделать выбор в пользу одной из трех групп жанров.

После этого необходимо выбрать конкретный жанр для статьи. В различных пособиях по журналистике перечислены десятки самых разных жанров. В данной книге их количество будет ограничено двенадцатью наиболее часто используемыми в современной журналистской практике. Это короткая новость, расширенная новостная заметка, «песочные часы», ньюс-фиче, фиче, репортаж, информационное интервью, экспертное интервью, личностное интервью, комментарий, аналитическая статья и портрет. Прочие жанры являются производными от названных либо их гибридными формами. Например, корреспонденция – это разновидность новости, рецензия и читательское письмо – варианты комментария, некролог – вид портрета. А столь популярный в советской журналистике жанр очерка – не более чем гибрид портрета и комментария, появившийся из-за царившего во времена СССР запрета на критику, когда вместо прямого анализа и комментирования журналисты были вынуждены описывать происходящее через судьбы конкретных людей.

К новостным жанрам относятся короткая новость, расширенная новостная заметка, «песочные часы» и информационное интервью. Короткая новость – это рассказ о событии, начиная от самого важного в нем и кончая наименее важным. Эту композиционную схему называют «перевернутой пирамидой». Объем короткой новости – 10–20 машинописных строк, в которых содержатся ответы на основные шесть вопросов (Кто? Что? Где? Когда? Почему? Каким образом?). Расширенная новостная заметка также строится по схеме «перевернутой пирамиды», однако включает в себя помимо новостного ядра еще и деталь – подробный рассказ о событии и бэкграунд – дополнительную информацию, напрямую не связанную с событием, но помогающую лучше понять смысл произошедшего.

«Песочные часы» – комбинация «перевернутой пирамиды» и обычной, когда в начале текста сообщается о самом важном, а затем после слов «по свидетельству очевидцев, события развивались так» следует рассказ о случившемся в хронологическом порядке. Информационное интервью представляет собой интервью с участником или очевидцем события, посвященное исключительно событию, а не мнению респондента или его частной жизни. Особенность новостных жанров – отсутствие явно выраженной позиции журналиста и комментирующих элементов в материале. Журналист не показывает свое отношение к событию, а лишь стремится представить его с большей или меньшей полнотой.

Жанры рациональной публицистики – ньюс-фиче, комментарий, аналитическая статья и экспертное интервью. В последнем случае событие в контекст вписывает авторитетный профессионал в своей области, с которым беседует журналист. Комментарий – это расширение новости путем ее объяснения и оценки. В аналитической статье тема раскрывается посредством столкновения тезиса и антитезиса с последующим уточнением тезиса без высказывания журналистом своего мнения. Ньюс-фиче представляет собой рассказ о тенденции, которую автор увидел за событиями. Используя отдельные события как примеры, журналист показывает тренд, которого до него никто не замечал, и приходит к выводам, которые еще никто не делал.

При этом следует помнить о месте журналистики в системе общественного познания. Журналисты действуют на переднем крае познания социальной реальности. Их выводы, как правило, скороспелые, они делаются спустя считанные дни после событий. Следом идут социологи и политологи, чьи заключения появляются через недели и месяцы. И наконец, завершают познание историки и философы, которые осмысляют событие спустя годы или десятилетия после того, как оно произошло. Разумеется, их выводы будут самыми точными, а газеты и журналы, которые писали о событии по его следам, по прошествии времени могут показаться недальновидными. Откройте старые газеты и посмотрите, что они писали про исход выборов, про курс доллара, про эпидемию птичьего гриппа. В лучшем случае прогнозы журналистов сбылись «в общем», и поэтому не следует подходить к ним слишком критично. В тот момент, когда они были сделаны, других заключений и прогнозов все равно еще не было.

При проведении логического анализа самыми частыми ошибками (или уловками, если под видом журналистского текста скрывается рекламно-пропагандистский) являются «популярная индукция», подмена тезиса и «рога альтернативы».

Индукция – это заключение от частного к общему в противоположность дедукции, которая является заключением от общего к частному. Дедуктивное умозаключение верно всегда, например: если все металлы проводят электричество, а железо – металл, то железо тоже проводит электричество. Индуктивные умозаключения всегда вероятностные, например: если Иванов пишет хорошие статьи и работает в газете «Искра», Петров пишет хорошие статьи и работает в газете «Искра», то все журналисты, которые работают в газете «Искра», пишут хорошие статьи. Данный вывод может как соответствовать действительности, так и оказаться ошибочным. На практике журналист всегда вынужден делать вывод при недостатке информации. Однако когда о явлении судят по одному или двум событиям, очень легко принять частное за общее, а исключение за правило. Если после бесед с несколькими девушками, которые хотят выйти замуж исключительно по расчету, делается вывод, что для всех современных девушек любовь не играет никакой роли, то перед нами так называемая «популярная индукция» – вывод, основанный на недостаточном количестве фактов и примеров, а потому скорее всего недостоверный.

Подмена тезиса происходит в результате нарушения первого закона логики, закона тождества, согласно которому в процессе всего рассуждения речь должна идти об одном и том же предмете. Между тем нередко оказывается, особенно в гневных комментариях, что в начале текста объект критики один, а в конце – совершенно другой. Например, если политик выступает за приоритет интересов личности над интересами государства, его причисляют к либералам. Затем либералов объявляют виновниками кризиса, в котором находилась Россия в 90-е годы прошлого века, после чего между данным политиком и кризисом 90-х годов ставится знак равенства, а политического деятеля начинают критиковать за кризис, к которому ни лично он, ни его программа не имеют никакого отношения.

«Рога альтернативы» являются следствием нарушения второго и третьего законов логики. Напомним, что второй закон логики – закон противоречия – гласит, что некоторое утверждение не может быть истинным и ложным одновременно. Например, то, что вы держите в руках, не может в одно и то же время быть и не быть книгой. Третий же закон логики – закон исключения третьего – утверждает, что из двух противоположных утверждений одно истинно, второе ложно, а третьего не дано. Таким образом, вы держите в руках или книгу, или не книгу и ничто иное. Винни-Пух логику не знал и поэтому, когда готовился к полету на воздушном шаре за медом, решил, что он или медведь, или тучка, тогда как никакого взаимного противоречия эти утверждения не содержат. Винни-Пух мог быть медведем или не медведем, тучкой или не тучкой, но между собой понятия «медведь» и «тучка» не связаны никак. История про Винни-Пуха вызывает смех у детей, но тем не менее взрослые российские журналисты во время президентских выборов 1996 г. убеждали граждан, что нужно выбирать между Ельциным и возвратом к коммунизму, а не между Ельциным и не Ельциным, причем последнее с возвратом к коммунизму также никакой связи не имеет.

Жанры эмоциональной публицистики – репортаж, фиче, личностное интервью и портрет. Репортаж – рассказ очевидца, составленный так, чтобы дать возможность читателю самому почувствовать себя на месте события. Фиче – история, написанная от третьего лица, но также дающая возможность пережить случившееся. Личностное интервью ставит целью раскрыть человека через суждения и рассказанные им эпизоды из жизни. Жанр портрета также предполагает раскрытие человека, но не только через беседу, но и через поведение персонажа в характерных для него жизненных ситуациях. Особенностью жанров эмоциональной публицистики является субъективность. Если новости можно верифицировать, то есть проверить на истинность, а о достоверности выводов рациональной публицистики можно судить, исходя из весомости аргументов и соблюдения автором логических законов, то для эмоциональной публицистики факты и логика вторичны, а первичны переживания. Причем для того, чтобы читатели смогли что-то пережить, сначала пережить это должен сам журналист. А так как все люди разные, то и переживания у каждого будут свои. Отсюда следует, что, к примеру, новость об одном и том же событии журналисты напишут примерно одинаковую, а вот репортажи об одном и том же мероприятии могут быть совершенно разными, вплоть до ощущения, что авторы побывали на разных мероприятиях, а не на одном и том же.

Жанры с их кратким описанием сведены в табл. 2.

Таблица 2

Жанры прикладной журналистики

Группа жанров

Название жанра

Краткое описание

Новостные жанры

Короткая новость

Сообщение объемом 10–20 строк, содержащее ответы на шесть основных вопросов

Расширенная новость

Сообщение, содержащее помимо сути события деталь – подробный рассказ о нем и бэкграунд – дополнительную информацию

«Песочные часы»

Сочетание «перевернутой» и прямой пирамид

Информационное интервью

Интервью с участником или очевидцем события

Жанры рациональной публицистики

Ньюс-фиче

Рассказ о тенденции, которую подметил журналист за единичными событиями

Комментарий

Разъяснение и оценка уже известного события

Аналитическая статья

Представление темы в виде тезиса и антитезиса с последующим уточнением тезиса при запрете журналисту высказывать свое мнение

Экспертное интервью

Комментирование событий и явлений профессиональным экспертом

Жанры эмоциональной публицистики

Репортаж

Рассказ очевидца, позволяющий достичь «эффекта присутствия»

Фиче

История, написанная от третьего лица, но также дающая возможность пережить случившееся

Личностное интервью

Раскрытие человека через его суждения и рассказанные им эпизоды из жизни

Портрет

Раскрытие человека через его поведение в обычных жизненных ситуациях


В заключение главы рассмотрим такие понятия, как журналистская информация, тема и идея журналистского произведения, а также конфликт в журналистском тексте. Журналистская информация социальна, то есть она касается больших масс людей. Чем больше людей может заинтересовать сообщение, тем выше его пригодность к публикации. В то же время ценность журналистской информации всегда относительна, так как что-то всегда важно только в связи с чем-то еще. Поэтому ценность любого сообщения можно искусственно увеличить, связав это сообщение с беспокоящей всех проблемой либо с событиями, которые «на слуху».

Тему статьи многие неверно определяют как «то, о чем статья». Ошибочность такого определения можно продемонстрировать на простом примере. Возьмем в качестве темы для статьи фразу «город Москва». Попробуйте заявить тему в таком виде в какой-нибудь редакции, и ее отвергнут со словами: «Ну и что?» А теперь сформулируем тему для статьи вот так: «Москве грозит нехватка питьевой воды», или «Москву захлестнула волна преступлений на межнациональной почве», или «Москвичи от перенаселенности сходят с ума и кончают с собой». В таком виде вашу заявку скорее всего примут. Что же общего у этих трех формулировок? То, что все они описывают ситуацию, причем не обычную, а проблемную. Отсюда можно вывести определение, что тема журналистского произведения – это проблемная ситуация. Иногда тему статьи определяют как «против чего статья». Здесь имеется в виду не обязательно критика чьих-то действий, а любое неблагополучие нашей жизни, подмеченное журналистом. В нашем случае статьи будут против нехватки питьевой воды, против преступности на межнациональной почве, против того, чтобы сойти с ума и покончить с собой. Как только журналист найдет какое-нибудь «против», ему уже есть о чем писать. Даже статья об успехах будет «против», потому что любой успех можно было бы достичь меньшими усилиями и к тому же всегда остаются те вершины, которые еще не достигнуты.

Если тема статьи – проблемная ситуация, то идея статьи – вариант решения проблемы. Например, если проблема – грозящая Москве нехватка питьевой воды, то идеей будут действия (или бездействие) городских властей по этому поводу. Чем острее проблема, тем выразительнее будет прослеживаться идея. Написать статью о просто скучающем и недовольном жизнью человеке (тема), который от нечего делать слоняется по всевозможным развлекательным заведениям (идея), труднее, чем написать статью о смертельно больном ребенке (тема), родители которого собирают запредельную для них сумму денег на операцию (идея).

За идеей следует сюжет – действия героев материала для выхода из проблемной ситуации (тема) в связи с заданным планом (идея). Завершается сюжет кульминацией, то есть решением проблемы или провалом попытки ее решить (катастрофа). Кульминаций может быть две – ложная и истинная. Например, деньги на операцию ребенку собрать так, как планировали, не удалось (ложная кульминация), но в последний момент деньги появились оттуда, откуда их не ждали (истинная кульминация). Или деньги успешно собрали (ложная кульминация), но оказалось, что операция больному уже не поможет (катастрофа).

После кульминации следует развязка – осмысление, оценка сделанного, разработка нового плана по выходу из проблемной ситуации. В материале о нехватке питьевой воды развязкой может быть вывод о том, насколько властям удалось решить проблему. В статье про больного ребенка, которому необходимые на операцию деньги достались в последний момент, развязкой будет переосмысление отношений между людьми, подтверждение веры в то, что если помощь очень нужна, она обязательно от кого-нибудь придет.

К слову, пятичленную структуру драмы «тема–идея–сюжет–кульминация–развязка» описал еще Аристотель в IV в. до нашей эры, задолго до появления журналистики в ее нынешнем виде.

Конфликт в журналистском материале может быть внешним и внутренним. Внешний конфликт – столкновение между разными людьми или борьба людей с неблагоприятными условиями среды, внутренний – борьба между различными установками внутри одного человека. Источником конфликта является несовпадение между желаниями и возможностями людей, а также требованиями внешней среды и моральными нормами. Желания можно обозначить как «хочу», возможности – как «могу», а требования внешней среды и моральные нормы – как «должен». Тогда внешний конфликт будет конфликтом между «хочу» разных людей, между «хочу» одного человека и «должен» (или «нельзя») со стороны государства и общества, между «должен» со стороны внешних обстоятельств и «могу» («не могу») со стороны людей. Вот примеры внешних конфликтов. Два кандидата хотят занять пост президента, который только один. Человек хочет жить припеваючи, но не хочет трудиться, то есть хочет получать от общества блага, ничего не отдавая взамен, и общество начинает с ним борьбу. Альпинисты пытаются покорить неприступную горную вершину по неисследованному маршруту.

Внутренний конфликт – конфликт между «хочу», «могу» и «должен» одного человека. Например, я хочу купить машину, но не могу, потому что нет денег. Или я должен работать врачом, потому что это приносит деньги и позволяет мне кормить семью, но с детства я мечтал быть артистом и хочу выступать на сцене, а не отправляться каждое утро в больницу. Психологи утверждают, что счастливые люди все одинаковы. У них «хочу», «могу» и «должен» совпадают. А вот у несчастливых людей эти составляющие могут образовывать самые причудливые сочетания, включая конфликт между тем, что человек хочет на словах, и тем, что он хочет на самом деле. Поэтому журналистика почти всегда рассказывает о несчастливых людях, так как о счастливых рассказывать практически нечего. Внутренних конфликтов у них нет, а внешние, как правило, сводятся к преодолению ограничений для самореализации, которые накладывают обстоятельства.


Жанры журналистики – устойчивые формы журналистских произведений. Жанрообразующие признаки – предмет (что отображается), метод (как отображается) и функция (с какой целью). Новостные жанры (короткая новость, расширенная новостная заметка, «песочные часы» и информационное интервью) используются для рассказа о событии путем поиска ответов на основные шесть вопросов (Кто? Что? Где? Когда? Почему? Каким образом?). Жанры рациональной публицистики (ньюс-фиче, комментарий, аналитическая статья и экспертное интервью) применяются для вписывания уже известного события в контекст путем установления его связи с другими событиями методом логического анализа. Жанры эмоциональной публицистики (репортаж, фиче, личностное интервью и портрет) предназначены для описания людей в драматических ситуациях, чтобы вызвать эмоциональную реакцию читателей. Темой журналистского произведения является проблемная ситуация, идеей – вариант решения проблемы, сюжетом – действия героев материала, кульминацией – решение проблемы или провал попытки ее решить, развязкой – оценка сделанного. Конфликт может быть внешним, когда происходит столкновение людей друг с другом или с неблагоприятными условиями среды, и внутренним, когда происходит борьба между «хочу», «могу» и «должен» отдельного человека.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


Похожие:

Учебное пособие Изд. №8685 isbn 978-5-211-05510-0 Издательство Московского университета 2008 iconУчебное пособие / Л. П. Бойченко [и др.]. Ухта : Изд-во угту, 2011. 100 с. Isbn 978-5-88179-678-5
Колесник, О. А. Безопасность и экологичность проекта : Методические указания по дипломному проектированию для студентов специальности...
Учебное пособие Изд. №8685 isbn 978-5-211-05510-0 Издательство Московского университета 2008 iconН. Р. Шишкина Экономическая теория Учебное пособие
Экономическая теория: Учебное пособие для заочной формы обучения с применением дистанционных технологий./ Под ред проф. А. Н. Зайцевой....
Учебное пособие Изд. №8685 isbn 978-5-211-05510-0 Издательство Московского университета 2008 iconУчебное пособие Издательство Российского государственного университета им. И. Канта 2006

Учебное пособие Изд. №8685 isbn 978-5-211-05510-0 Издательство Московского университета 2008 iconУправление персоналом. Учебное пособие/Под ред. Б. Ю. Сербиновского и С. И. Самыгина. М.: «Издательство Приор», 1999 432 с. Isbn 5- 7990-0309-8

Учебное пособие Изд. №8685 isbn 978-5-211-05510-0 Издательство Московского университета 2008 iconУчебное пособие. Таганрог: Изд-во трту, 2003
Учебное пособие cодержит описание теоретических и практических подходов к разработке и отбору инвестиционных проектов в условиях...
Учебное пособие Изд. №8685 isbn 978-5-211-05510-0 Издательство Московского университета 2008 icon«Издательство альфа-книга»; М.; 2009 isbn 978-5-9922-0304-2
Мир, в котором возникла раса генетически улучшенных людей, а машина времени может
Учебное пособие Изд. №8685 isbn 978-5-211-05510-0 Издательство Московского университета 2008 iconRandy Gage. The 7 Spiritual Laws of Prosperity. And How to Manifest Them in Your Life
...
Учебное пособие Изд. №8685 isbn 978-5-211-05510-0 Издательство Московского университета 2008 iconУчебное пособие написано в соответствии с учебным планом специаль- ности «Менеджмент организации»
Экономика и организация малого предпринимательства: Учебное пособие. Спб.: Изд-во Спбгуэф, 2010. 100 с
Учебное пособие Изд. №8685 isbn 978-5-211-05510-0 Издательство Московского университета 2008 iconЛабораторный практикум по информатике учебное пособие Часть I. Windows 95 (98), Word, Excel, Access
Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей университета
Учебное пособие Изд. №8685 isbn 978-5-211-05510-0 Издательство Московского университета 2008 iconУчебное пособие Издание первое
Гараникова, Л. Ф. Оценка стоимости предприятия [Текст]: учебное пособие / Л. Ф. Гараникова. Изд. 1-е. Тверь: тгту, 2007. 140 с
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница