Рабочая программа дисциплины




Скачать 90.81 Kb.
PDF просмотр
НазваниеРабочая программа дисциплины
Дата конвертации02.09.2012
Размер90.81 Kb.
ТипРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ 
ФЕДЕРАЦИИ 
 
Государственное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования 
Воронежский государственный архитектурно-строительный университет 
 
 
 
                                                                              УТВЕРЖДАЮ  
Начальник управления магистратуры 
 
_____________________Н.А. Старцева 
 
«_____»___________________2011г. 
 
 
тета заочного 
обРАБОЧАЯ ПРОГРАММА  
     дисциплины 
 
____________________       _«Бизнес-планирование» 
 
 «_____»___________________2008г. 
 
Направление подготовки (специальность)  080100 «Экономика» 
Программа  Экономика 
Квалификация (степень) выпускника
 магистр 
Нормативный срок обучения 2 года 
Форма обучения  очная  
Автор  программы – Анисимова Н.А. (к.э.н., доц.)     
 
Программа  обсуждена  на  заседании  кафедры  «Экономики  строительства»   
«_20__»_____мая___2011 года  Протокол № _10__ 
 
Зав. кафедрой____________________________ В.В. Гасилов  
 
 
 

 
 
 

Воронеж 2011 
                                                                                             
 
 
1  

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 
 
1.1. Цели дисциплины 
Формирование  у  магистрантов  современного  экономического  мышления, 
освоение  методологии  планирования  бизнеса  и  приобретение  практических 
навыков  по  расчету  параметров  инвестиционного  и  инновационного  проекта  с 
учетом состояния и тенденций изменения рыночной среды. 
 
 
1.2. Задачи изучения дисциплины  
- ознакомление с принципами, методами и  последовательностью бизнес-
планирования,  
- ознакомление с зарубежной практикой бизнес-планирования, 
-  изучение порядка  расчета плановых показателей с использованием 
современных методов и инструментов планирования,  
- ознакомление с системой базовых плановых форм,  
- оценка информационного обеспечения, обоснование способов  и   
приобретение навыков сбора  и систематизации   маркетинговой информации для 
планирования,   
 - оценка надежности бизнес-плана и контроль его реализации на практике. 
 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП 
 
Дисциплина  относится  к  дисциплинам  по  выбору  вариативной  части  
профессионального цикла учебного плана. 
Изучение  дисциплины  «Бизнес-планирование»  требует  основных  знаний, 
умений  и  компетенций  магистранта,  приобретенных  при  изучении  дисциплин: 
«Предпринимательство 
в 
экономической 
инфраструктуре», 
«Финансы 
предприятий»,  «Анализ  предпринимательских  рисков»,  «Инвестиционный  и 
инновационный анализ», «Моделирование бизнес-процессов»  и др. 
Дисциплина  «Бизнес-планирование»  является  предшествующей  для  
следующих  дисциплин:  «Актуальные  проблемы  современного  менеджмента»,  
«Оценка  бизнеса», «Ценообразование  и  цены»,  «Организация  бизнеса»,  «Анализ 
предпринимательских рисков», «Конкурентоспособность фирмы». 
 
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 
Процесс  освоения  дисциплины  «Бизнес-планирование»  направлен  на  
формирование  следующих  общекультурных  (ОК)  и  профессиональных  (ПК) 
компетенций: 
- способность самостоятельно приобретать (в том числе с помощью 
информационных технологий) и использовать в практической деятельности 
новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не 
связанных со сферой деятельности (ОК- 3);  
 
2  

- способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с 
разработанной программой (ПК-3);  
-  способность  самостоятельно  осуществлять  подготовку  заданий  и 
разрабатывать  проектные  решения  с  учетом  фактора  неопределенности, 
разрабатывать  соответствующие  методические  и  нормативные  документы,  а 
также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и 
программ (ПК-5); 
-  способность  оценивать  эффективность  проектов  с  учетом  фактора 
неопределенности (ПК-6); 
- способность готовить аналитические материалы для оценки мероприятий 
в  области  экономической  политики  и  принятия  стратегических  решений  на 
микро- и макроуровне (ПК-8); 
-  способность  анализировать  и  использовать  различные  источники 
информации для проведения экономических расчетов (ПК-9); 
-способность  составлять  прогноз  основных  социально-экономических 
показателей  деятельности  предприятия,  отрасли,  региона  и  экономики  в  целом 
(ПК-10);   
-  способность  разрабатывать  бизнес-планы  и  прогнозировать  развитие 
экономических  процессов  с  использованием  современного  информационного, 
методического и технического обеспечения и  оценки факторов рыночной среды 
(ПК -15 дополнительная компетенция). 
 
В результате изучения дисциплины магистрант должен: 
  
а)  знать: 
  закономерности функционирования современной экономики на макро- и микро- уровне; 
  основные  результаты  новейших  исследований  в  области  бизнес-планирования  и 
прогнозирования; 
  современные методы эконометрического анализа; 
  современные  программные  продукты,  позволяющие  осуществлять  процедуру 
планирования бизнеса и необходимые для решения экономико-статистических задач. 
 
б) уметь
  применять  современный  математический  инструментарий  для  анализа  экономической 
информации и расчета  плановых показателей   
  использовать  современное  программное  обеспечение  для  решения  экономико-
статистических и эконометрических задач; 
  разрабатывать бизнес-планы и прогнозировать развитие экономических процессов. 
 
в) владеть 
  методикой и методологией проведения научных исследований; 
  навыками самостоятельной исследовательской и плановой работы; 
  навыками 
микроэкономического 
и 
макроэкономического 
моделирования 
с       
применением  современных  инструментов,  методов,  моделей  и  программного  и       
технического обеспечения; 
  современной методикой построения эконометрических моделей. 
 
 
 
3  

4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ 
Общая  трудоемкость  дисциплины  «Бизнес-планирование»  составляет:  108  часов,  в  том 
числе: лекций-15 часов, практических занятий 15-часов, самостоятельной работы - 78 часов. 
 
 
Вид учебной работы 
Всего 
Семестры 
 часов 
1с 
2с 
3с 
4с 
Аудиторные занятия (всего) 
30 
(11 семестр, В,  
15 недель) 
В том числе: 
 
 
 
 
 
Лекции 
15 
 
 
15 
 
Практические занятия (ПЗ) 
15 
 
 
15 
 
Лабораторные работы (ЛР) 
 
 
 
 
 
Самостоятельная работа (всего) 
78 
 
 
78 
 
В том числе: 
 
 
 
 
 
Курсовой проект  
 
 
 
 
 
Вид промежуточной аттестации (контрольная 
68 
 
 
68 
 
работа, тестирование) 
Форма итогового контроля (зачет) 
10 
 
 
10 
 
Общая трудоемкость                                     час 
108 
 
 
108 
 
                                                                       зач. ед. 

 
 

 
 
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 
 
5.1. Содержание разделов дисциплины 
 
№ п/п  Наименование раздела 
Содержание раздела 
 дисциплины 

Научные основы бизнес-
Назначение  и  целевой  характер  бизнес-планирования. 
планирования 
Теоретические  и  практические  аспекты  изучения 
дисциплины. Прикладной характер дисциплины и оценка 
целесообразности  приобретения  научных  знаний  и 
практических  навыков  по  разработке  бизнес-планов. 
Роль 
бизнес-планирования 
в 
развитии 
научных 
концепций, 
предпринимательства 
и 
стабилизации 
экономической  ситуации.  Задачи  бизнес-планирования. 
Система  ограничений  и  требований  к  бизнес-
планированию. 
Обеспечение 
соответствия 
законодательным 
и 
техническим 
норматива. 
Законодательная 
и 
нормативная 
база 
бизнес-
планирования. Зарубежный опыт бизнес-планирования. 
 
4  


Функциональная 
Понятие  и  виды  бизнес-планов.    Функциональная 
ориентация и 
ориентация 
бизнес-планирования: 
организационно-
классификация бизнес-
управленческая, 
финансово-экономическая, 
планов 
инвестиционное  проектирование,  оценка  потенциальных 
возможностей предпринимательской деятельности и др. 
Классификация  и  особенности  различных  типов  бизнес-
планов.  Основные  признаки  классификации:  тип,  класс, 
масштаб,  сложность  проекта,  длительность  реализации. 
Основные 
виды 
бизнес-планов: 
инновационные, 
организационные, экономически, социальные.   

Процесс бизнес-
 Научные  основы  организации  процедуры  бизнес-
планирования 
планирования.  Определение  параметров  и  структуры 
бизнес-плана.  Содержание  разделов  бизнес-плана. 
Порядок разработки бизнес-планов. 
Отражение  специфики  и  целевого  характера  бизнес-
планирования  в  последовательности  разработки  плана. 
Задание заказчика на разработку плана. 
Этапы 
разработки 
бизнес-плана. 
Формирование 
концепции  проектного  предложения.  Предварительная 
формулировка  целей  и  задач.  Сбор  и  анализ 
маркетинговой информации. Определение отработанных 
полей  деятельности.  Компоновка  программы  развития 
бизнеса  и  расчет  основных  технико-экономических, 
маркетинговых 
и 
финансовых 
показателей. 
Последовательность 
разработки 
разделов 
плана. 
Определение  формы  представления  базовой  и  плановой 
информации.  Организационные  условия  процедуры 
бизнес-планирования.      Функциональные  обязанности 
служб и подразделений-исполнителей. 

Информационное 
Исходная информация для бизнес-планирования. 
обеспечение 
процесса  Определение  объема,  источников  и  возможностей 
бизнес-планирования 
(финансовых,  технических,  кадровых  и  времени)  для 
сбора  исходной  информации.  Внутренняя  и  внешняя 
информация.  Типы  рыночных  исследований  для  сбора 
информации.  Способы  сбора  информации:  наблюдение, 
эксперимент,  опрос.  Анкетирование.  Виды  анкет, 
принципы  построения,  выбор  типа  вопросов.  Оценка 
достаточности 
и 
надежности 
информации. 
Репрезентативность 
выборки. 
Систематизация 
и 
обработка 
информации: 
ранжирующие 
шкалы, 
рейтинговые  оценки.  Специфика  разработки  бизнес-
планов  в  условиях  ограниченного  объема  информации 
или недостаточной ее надежности. 
Программное 
обеспечение 
процесса 
бизнес-
планирования. 

Методология      бизнес-
Научные  основы  обоснования  методологии  бизнес-
планирования 
планирования.  Методы  анализа  внешней  маркетинговой 
среды.  Исследование  особенностей  и  специфики 
рыночной конъюнктуры. 
Оценка  рыночного  потенциала.  Методы  расчета 
рыночного  потенциала  и  маркетингового  прогноза. 
Анализ  конкуренции.  Методология  прогнозирования 
 
5  

доли  рынка  и  объемов  сбыта  продукции  (услуг). 
Выявление преимуществ (сильных сторон) и опасностей 
для  развития  бизнеса  (слабых  сторон).  Оценка  уровня 
конкурентоспособности  предприятия,  реализующего 
бизнес-проект. 
Оценка 
конкурентоспособности 
продукции.  Маркетинговые  модели,  используемые  в 
бизнес-планировании. 
Матрица 
конкуренции 
по 
Портеру. Матрица Анзоффа. Матрица БКГ. Методология     
вариантного 
проектирования 
развития 
рыночной 
ситуации на период реализации бизнес-плана. 
Методика планирования показателей бизнес-плана по 
основным разделам.  
Оценка рисков в бизнес-планировании. Определение и 
идентификация рисков. Классификация рисков. 
Количественный и качественный анализ рисков. Оценка 
рисков и анализ чувствительности.   Методы, 
используемые для учета факторов неопределенности и 
риска . Анализ чувствительности бизнес- проекта. 
Страхование рисков. 

Оценка эффективности  и 
Планирование затрат  и доходов от реализации бизнес-
надежности  бизнес-планов  решений. Формирование плана расходов и доходов. 
Дисконтирование капитальных вложений и прибыли. 
Расчет чистой текущей стоимости и сроков окупаемости 
проекта. Оценка чистых потоков наличности и 
возвратности заемных средств. Анализ доходности, 
рентабельности и чувствительности проекта. Расчет 
объема требуемых инвестиций, их распределение по 
периодам реализации проекта. Расчет производственных 
и финансовых показателей. Оценка рентабельности, 
внутренней нормы доходности и окупаемости проекта. 
Принципы оценки эффективности инвестиционных 
проектов. Абсолютные и сравнительные показатели 
оценки инвестиций. 
 
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с 
обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами 
№ 
Наименование обеспечиваемых 
№ № разделов данной дисциплины, необходимых 
п/п  (последующих) дисциплин 
для изучения обеспечиваемых (последующих) 
дисциплин 







Актуальные 
проблемы 






современного менеджмента 

Анализ предпринимательских 
 
 
 
 


рисков 

Организация бизнеса 
 


 



Ценообразование и цены 







Оценка бизнеса 
 
 


 


Конкурентоспособность фирмы 
 
 


 

 
 
6  

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий 
 
№ 
Наименование раздела дисциплины 
Лекц. 
Практ. 
Лаб. 
СРС 
Всего 
п/п 
зан. 
зан. 
час. 
1 .  
Научные основы бизнес-
2  
2  
-  
1 0  
1 4  
планирования 
2 .  
Функциональная ориентация и 
классификация бизнес
2  
2  
-  
1 0  
1 4  
-планов 
3 .  
Процесс бизнес-планирования 
3  
3  
-  
1 6  
2 2  
4 .  
Информационное обеспечение 
процесса бизнес
3  
3  
-  
1 6  
2 2  
-планирования 
5 .  
Методология   бизнес-планирования 
3  
3  
-  
1 6  
2 2  
6 .  
Оценка эффективности  и 
надежности  бизнес
2  
2  
-  
1 0  
1 4  
-планов 
 
6. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ 
№ 
№ раздела 
Трудо-
п/п 
дисциплины 
Наименование лабораторных работ 
емкость 
(час) 
1. 
 
не предусмотрено учебным планом 
 
 
7. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ  
№ 
№ раздела 
Трудо-
п/п 
дисциплины 
Тематика практических занятий 
емкость 
(час) 
1. 

Определение задач бизнес-планирования. Система 
2  
ограничений и требований к бизнес-планированию. 
Сравнение основных видов бизнес-планов: 
2  


инновационные, организационные, экономические, 
социальные.   


Разработки бизнес-планов по этапам и разделам 
3  
Систематизация и обработка информации для 
3  


составления бизнес-планов: ранжирующие шкалы, 
рейтинговые оценки. 


Расчет рыночного потенциала и маркетингового 
3  
прогноза для бизнес-планирования. 


Оценка эффективности  и надежности  бизнес-планов 
2  
 
 
8. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ И 
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 
(не предусмотрено учебным планом) 
 
 
7  

9.  ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ 
УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ 
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 
 
9 .1   Вопросы для подготовки к зачету 
 
1. 
Целесообразность и научные основы бизнес-планирования.  
2. 
Цели и задачи бизнес-планирования. 
3. 
Понятие бизнес-плана и его назначение. 
4. 
Основные функции бизнес-плана. 
5. 
Сферы применения бизнес-планирования. 
6. 
Специфика  бизнес-планирования.  Зарубежный  и  отечественный  опыт 
бизнес-планирования. 
7. 
Функциональная организация и классификация бизнес-планов. 
8. 
Методология разработки бизнес-плана. 
9. 
Формальная и технологическая структура бизнес плана. 
10. 
Стандартное содержание основных разделов бизнес-плана. 
11. 
Назначение  и  состав  информации,  представляемой  в  бизнес-плане. 
Подготовка и анализ информации для разработки  бизнес- плана. 
12. 
Стратегические  и  тактические  цели  бизнеса  и  их  описание  в  бизнес-
плане. 
13. 
Обоснование  стратегии развития бизнеса в бизнес-плане. 
14. 
Анализ рынка и его назначение в бизнес-планировании. 
15. 
Характеристика отличительных свойств продукции в бизнес-плане. 
16. 
Оценка инвестиционных расходов в бизнес-плане. 
17. 
Содержание  производственного  плана  и  оценка  ресурсообеспечения 
проекта. 
18. 
Содержание маркетингового раздела бизнес-плана. 
19. 
Оценка  потребностей  в  финансовых  ресурсах,  источников  и  схем 
финансирования бизнес-проекта. 
20. 
Сущность и назначение инвестиционных бизнес-планов. 
21. 
Основные задачи инвестиционного бизнес-планирования. 
22. 
Виды  и  особенности  разработки  инвестиционных  бизнес-планов. 
Методология разработки. 
23. 
Оценка эффективности бизнес – проекта. 
24. 
Показатели оценки эффективности бизнес-планов. 
25. 
Оценка  надежности  бизнес-планов.  Оценка  рисков  в  бизнес-
планировании. 
 
9 .2   Вопросы для подготовки к экзамену 
(не предусмотрен учебным планом) 
 
9 .3   Тесты контроля качества усвоения дисциплины 
 
8  

 
Задание 1. 
Вопрос 1. Для чего используется бизнес-план? 
1)       для привлечения инвестиций; 
2)       для получения кредита; 
3)       для оценки реальных возможностей; 
4)       нет правильного ответа; 
5)       все ответы верны.  
Вопрос 2. Какие макеты бизнес-планов наиболее популярны в России? 
1)        Макет  бизнес-плана  фирмы  "Goldman,  Sachs  &  Co"  (крупнейший 
банковской  дом  Уолл-стрит,  один  из  лидеров  мирового  инвестиционного 
бизнеса);  
2)        Макет  бизнес-плана  фирмы  "Ernst  &  Young"  (интернациональная 
консультационно-аудиторская фирма); 
3)        Макет  бизнес  плана,  утвержденный  Постановлением  Правительства  РФ 
№1470 22  ноября  1997  г.,  Макет  бизнес  плана, разработанный  в  рамках  проекта 
Тасис Европейского Союза для новых независимых государств;  
4)       Все ответы верны; 
5)       Нет правильного ответа. 
Вопрос 3. Какие Вы можете назвать внешние цели бизнес-плана? 
1)       самоутверждение, инструмент управления; 
2)        получение  банковского  кредита,  привлечение  инвестиций,  создание 
стратегических союзов, подписание большого контракта;  
3)        самоутверждение,  привлечение  инвестиций,  создание  стратегических 
союзов, подписание большого контракта; 
4)        инструмент  управления,  получение  банковского  кредита,  привлечение 
инвестиций; 
5)       нет правильного ответа. 
Вопрос 4. Какие Вы можете назвать внутренние цели бизнес-плана? 
1)       самоутверждение, инструмент управления;  
2)        получение  банковского  кредита,  привлечение  инвестиций,  создание 
стратегических союзов, подписание большого контракта;  
3)        самоутверждение,  привлечение  инвестиций,  создание  стратегических 
союзов, подписание большого контракта; 
4)        инструмент  управления,  получение  банковского  кредита,  привлечение 
инвестиций; 
5)       нет правильного ответа. 
Вопрос  5.  Сколько  разделов  включает  в  себя  бизнес-план,  в  соответствии  с 
Постановлением Правительства РФ №1470 от 22 ноября 1997 г.? 
1)       4; 
2)       5; 
3)       6; 
4)       7;  
5)       8. 
  
 
9  

 
Задание 2. 
Вопрос 1. Сколько этапов выделяется в истории развития бизнес-планирования в 
России? 
1)       2; 
2)       3;  
3)       4; 
4)       5; 
5)       6. 
Вопрос  2.  Как  называется  ситуационный  анализ,  который  представляет  собой 
предварительное рассмотрение и оценку сильных и слабых сторон предлагаемой 
бизнес-идеи  с  учетом  различных  существующих  и  возможных  в  будущем 
факторов и влияний? 
1)       Оценка возможностей и опасностей; 
2)       SWOT-анализ;  
3)       Комплекс исходных данных; 
4)       Нет правильного ответа; 
5)       Все ответы верны. 
Вопрос  3.  Как  называются  характеристики,  которые  находятся  вне  контроля 
предпринимателя и могут повлиять на результат в будущем? 
1)       Оценка возможностей и опасностей;  
2)       SWOT-анализ;  
3)       Комплекс исходных данных; 
4)       Нет правильного ответа; 
5)       Все ответы верны. 
Вопрос  4.  Как  называются  сбор,  подготовка  и  анализ  исходных  данных  для 
обоснования инвестиционных предложений и разработки бизнес-плана? 
1)       Оценка возможностей и опасностей;  
2)       SWOT-анализ;  
3)       Комплекс исходных данных;  
4)       Нет правильного ответа; 
5)       Все ответы верны. 
Вопрос  5.  Как  называется  искусство  руководства  и  координации  людских  и 
материальных  ресурсов  на  протяжении  “жизненного  цикла”  проекта  путем 
применения системы современных методов и техники управления для достижения 
определенных  в  проекте  результатов  по  составу  и  объему  работ,  стоимости, 
времени, качеству и удовлетворению участников проекта? 
1)       бизнес-планирование; 
2)       планирование; 
3)       контроль; 
4)       управление проектом;  
5)       бизнес-аудит. 
  
Задание 3. 
 
1 0  

Вопрос 1. Сколько Вы можете назвать основных требований к бизнес-плану для 
того, чтобы он успешно выполнял все свои функции и задачи? 
1)       5; 
2)       6; 
3)       7; 
4)       8; 
5)       9.  
Вопрос  2.  Вставьте  пропущенные  слова  в  предложение:  «Сегодняшний 
российский  рынок  интенсивно  …  и  становится  все  …  получать  сверхприбыли, 
ориентируясь на случай и импровизацию» 
1)       сокращается, легче; 
2)       развивается, легче; 
3)       развивается, труднее;  
4)       сокращается, труднее; 
5)       нет правильного ответа. 
Вопрос  3.  Что  нужно  предпринимать  руководству  фирмы,  если  оно  не  хочет 
усложнять  управленческие  системы  до  уровня,  соответствующего  условиям 
среды? 
1)        нужно  усложнять  стратегические  позиции  фирмы,  покидать  нестабильные 
сферы деятельности; 
2)        нужно  упрощать  стратегические  позиции  фирмы,  покидать  нестабильные 
сферы деятельности;  
3)       
нужно  усложнять  стратегические  позиции  фирмы,  завоевывать 
нестабильные сферы деятельности; 
4)       
нужно  упрощать  стратегические  позиции  фирмы,  завоевывать 
нестабильные сферы деятельности; 
5)       нет правильного ответа. 
Вопрос 4. Чем является бизнес план для развития бизнеса? 
1)       моделью развития бизнеса; 
2)       инструментом прогноза бизнеса; 
3)       инструментом управления бизнесом; 
4)       все ответы верны;  
5)       нет правильного ответа. 
Вопрос  5.  Каковы  основные  требования  к  бизнес-планированию,  разработанные 
мировой практикой? 
1)       полнота, доказательность,  
2)       комплексность, перспективность,  
3)       гибкость, понятность, 
4)       компактность; 
5)       все ответы верны. 
  
Задание 4. 
Вопрос  1.  По  какому  материалу  бизнес  плана  потенциальный  инвестор  будет 
судить о проекте? 
1)       по анализу рынка; 
 
1 1  

2)       по финансовому плану; 
3)       по организационному плану; 
4)       по краткому содержанию;  
5)       нет правильного ответа. 
Вопрос  2.  Какая  информация  должна  быть  представлена  в  разделе  «Анализ 
рынка»? 
1)       сведения о производимом продукте и его рынке сбыта,  
2)       сфера бизнеса и продукт, который фирма будет предлагать к продаже,  
3)       характер отрасли и конъюнктуру рынка; 
4)       все ответы верны;  
5)       нет правильного ответа. 
Вопрос 3. Какие подразделы должен включать в себя финансовый план? 
1)       прогноз прибыли и убытков; 
2)       распределение денежных потоков; 
3)       проект баланса; 
4)       все ответы верны;  
5)       нет правильного ответа. 
Вопрос 4. Каков средний процент расходов на реализацию? 
1)       25% от объема продаж; 
2)       5% от объема продаж;  
3)       50% от объема продаж; 
4)       нет правильного ответа; 
5)       80% от объема продаж.  
Вопрос  5.  Каков  норматив  постоянных  (административных  расходов)  от  объема 
общих расходов? 
1)       8% - на крупных фирмах, 22% - на мелких фирмах;  
2)       22% - на крупных фирмах, 25% - на мелких фирмах; 
3)       8% - на крупных фирмах, 40% - на мелких фирмах; 
4)       22% - на крупных фирмах, 22% - на мелких фирмах; 
5)       25% - на крупных фирмах, 22% - на мелких фирмах. 
  
Задание 5. 
Вопрос 1. В каких ценах составляется бизнес-план? 
1)       бизнес план всегда составляется без НДС; 
2)       бизнес план всегда составляется с НДС; 
3)       расчету НДС посвящен отдельный раздел бизнес-плана; 
4)       бизнес план может разрабатываться как с учетом НДС, так и без НДС;  
5)       нет правильного ответа. 
Вопрос 2. Сколько основных позиций включает в себя перечень вопросов о том, 
что спросить у заказчика? 
1)       7; 
2)       9; 
3)       12; 
4)       14; 
5)       16.  
 
1 2  

Вопрос  3.  На  сколько  групп  могут  быть  разделены  все  бизнес  процессы  на 
предприятии? 
1)       на 2; 
2)       на 3; 
3)       на 4;  
4)       на 5; 
5)       на 6. 
Вопрос  4.  Какие  бизнес  процессы  приносят  предприятию  текущую  прибыль  и 
являются центрами прибыли? 
1)       основные бизнес процессы;  
2)       обеспечивающие бизнес процессы; 
3)       бизнес процессы управления; 
4)       бизнес процессы развития; 
5)       нет правильного ответа. 
Вопрос  5.  Сколько  элементов  различия  между  бизнес  проектами  и  бизнес 
процессами вы можете назвать? 
1)       4; 
2)       5; 
3)       6;  
4)       7; 
5)       8. 
  
Задание 6. 
Вопрос  1.  Сколько  основных  этапов  содержит  в  себе  жизненный  цикл  бизнес 
проектов и бизнес процессов? 
1)       2; 
2)       3;  
3)       4; 
4)       5; 
5)       6. 
Вопрос  2.  Вставьте  пропущенные  данные  в  предложение:  «Повышение 
эффективности  реализации  проектов  с  использованием  подходов  проектного 
менеджмента объясняется тем, что в проектах … управленческой деятельности и 
сопутствующих проблем являются типовыми и только … ситуационными.»  
1)       20%, 50%; 
2)       80%, 20%;  
3)       30%, 70%; 
4)       70%, 30%; 
5)       50%, 50%. 
Вопрос 3. Каковы источники потока наличности в первый год функционирования 
предприятия, если в этот год не предполагается получение прибыли? 
1)       уставный фонд; 
2)       кредиты банка; 
3)       реализация имущества; 
4)       уставный фонд и кредиты банка;  
 
1 3  

5)       нет правильного ответа. 
Вопрос 4.  Чему  равен  размер  кредита банка  в  случае,  если  кредит  возвращается 
после  продажи  проданных  оптовикам  товаров  в  кредит,  а  задолженность 
покупателей служит залогом такого кредита? 
1)       он равен годовой потребности в оборотных средствах; 
2)       он равен квартальной потребности в оборотных средствах; 
3)       от равен месячной потребности в оборотных средствах;  
4)       нет правильного ответа; 
5)       все ответы верны. 
Вопрос  5.  Из  скольких  форм  организации  бизнеса  Вы  можете  выбирать  (дайте 
наиболее укрупненный ответ)? 
1)       из 3;  
2)       из 4; 
3)       из 5; 
4)       из 6; 
5)       из 7.  
  
Задание 7. 
Вопрос 1. Какие сценарии служат для прогноза развития бизнеса? 
1)       пессимистический и оптимистический; 
2)       пессимистический и наиболее реальный; 
3)       оптимистический и наиболее реальный; 
4)       пессимистический, оптимистический и наиболее реальный;  
5)       нет правильного ответа.  
Вопрос 2. Какие показатели включаются в критерии покупки? 
1)       цену, качество, сроки и надежность доставки,  
2)       профессионализм продавцов и управляющих,  
3)       стиль, разнообразие товаров и качество услуг,  
4)       все ответы верны;  
5)       нет правильного ответа. 
Вопрос 3. Как называется план, который указывает, какие средства, помещения и 
ресурсы вы планируете использовать для ведения своего бизнеса: здание, где вы 
собираетесь работать, мебель, машины и оборудование, которые необходимы для 
вашего  бизнеса,  а  также  сырье  и  материалы,  используемые  для  производства 
товаров или предоставления услуг? 
1)       производственный план; 
2)       финансовый план; 
3)       план по кадрам; 
4)       оперативный план;  
5)       перспективный план. 
Вопрос 4. Сколько позиций включает в себя Комментарии к отчету о прибылях и 
убытках (Notes for Income Statement)? 
1)       2; 
2)       3; 
3)       4; 
 
1 4  

4)       5; 
5)       6.  
Вопрос 5. Сколько позиций включает в себя Комментарии к балансовому отчету 
(Notes for Balance Sheet)? 
1)       число позиций закодировано от а) до з); 
2)       число позиций закодировано от а) до д); 
3)       число позиций закодировано от а) до л); 
4)       число позиций закодировано от а) до н);  
5)       нет правильного ответа. 
  
Задание 8. 
Вопрос 1. Сколько лет включает в себя перспективное планирование? 
1)       2 – 3 года; 
2)       5 — 10 лет;  
3)       2 – 10 лет; 
4)       10 – 15 лет; 
5)       все ответы верны. 
Вопрос  2.  Сколько  этапов  предусматривает  реализация  проекта  в  Красной 
Поляне? 
1)       2;  
2)       3; 
3)       4; 
4)       5; 
5)       6. 
Вопрос  3.  Сколько  позиций  (элементов)  входит  в  перечень  объектов 
предполагаемого строительного объема в Красной Поляне? 
1)       3; 
2)       4; 
3)       5; 
4)       6;  
5)       7. 
Вопрос 4. Через сколько лет окупится проект в Красной Поляне? 
1)       через 10 лет; 
2)       через 5 лет; 
3)       через 3 – 4 года;  
4)       через 2 года; 
5)       через год. 
Вопрос  5.  Во  сколько  раз  (по  мнению  авторов  проекта)  рыночная  стоимость 
комплекса  в  Красной  Поляне  будет  превышать  объем  инвестиций  в  него  к 
моменту завершения строительства? 
1)       в 10 раз; 
2)       в 5 раз; 
3)       в 2 – 2.5 раз;  
4)       рыночная стоимость не изменится; 
5)       нет правильного ответа. 
 
1 5  

 
10. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 
  
 
10.1  Основная литература
 
1. 
Н.А.  Анисимова,  М.А.  Шибаева  Инвестиционное  и  маркетинговое 
планирование/ Н.А. Анисимова, М.А. Шибаева; Воронеж. гос. арх.-строит. ун-
т. – Воронеж: изд-во «Истоки», 2008. – 109 с. 
2. 
Бизнес-планирование: Уч-к /Рос. экон. акад. Им. Г.В. Плеханова, под ред. В.М. 
Попова, С.И. Ляпунова. – М.: «Финансы и статистика», 2002 г. – 672 с. – 40 экз. 
3. 
Бизнес-план.  Общественный  и  зарубежный  опыт.  Современная  практика  и 
документ – Чебоксары, 1996 г. – 1 экз. 
4. 
Буров  В.П.  и  др.  Бизнес-план:  Методика  составления/  Буров  В.П.,  Морошкин 
В.А., Новиков О.С. – М.: Изд-во ЦИПККАП, 1995-88 с. – 2 экз.  
5. 
Экономика строительства. Учебник/Под ред.И.С. Степанова. 2-е издание доп. И 
перераб. – М.: Юрайт, 2003 – 591 с. 150 экз. 
6. 
Бринк  И.Ю.,  Савельева  Н.А.  Бизнес-план  предприятия.  Теория  и 
практика/серия «Учебники, учебные пособия» Ростов-на –Дону: Феникс, 2002 – 
384 с. –1 экз. 
7. 
Идрисов  А.Б.  Стратегическое  планирование  и  анализ  эффективности 
инвестиций  /  А.Б.  Идрисов,  С.В.  Картышеев,  А.В.  Постников.  –  2-е  изд.  стер. 
М.: Филинч, 1998-272 с. 2 экз. 
8. 
Коротеев  В.В.  Бизнес-планирование  инвестиционного  проекта.  «Экономика 
строительства», № 4, 2002 с. 44-49. 
9. 
Маркетинговое  планирование.  Учебн.  пособие/  Воронежск.  гос.-арх.-строит. 
акад. -Воронеж, 2000 г., 84 с. – 159 экз. 
 
10.2 Дополнительная литература: 
 
10. 
Гражданский кодекс РФ – М.: Юрид. Издат., 1995 
11. 
Акофф  Р.  Планирование  будущего  корпораций    пер.  с  англ.  –  М.:  Прогресс, 
1988 
12. 
Васильев  Ю.П.  Управление  развитием  производства:  опыт  США  –  М.: 
Экономика 1989 
13. 
Внутрифирменное планирование: Учеб. пособие / М.А. Дьяченко и др. МИУ – 
М.: 1992 
14. 
Горемыкин  В.А,  Бугулов  Э.В.,  Богомолов  А.Ю.  –  Планирование  на 
предприятии.  Учебник.  Издание  2-е,  стереотипное.  –  М.:  Информационно-
издательский дом «Филинъ», Рилант, 2000. – 328 с. 
15. 
Кунц  Г.,  Одоннел  С.  –  Управление:  системный  и  ситуационный  анализ 
управленческих функций / пер. с англ. – М.: Прогресс, 1981 
16. 
Монден Я. «Тоета»: методы эффективного управления. М.: Экономика, 1989 
17. 
Организация, 
планирование 
и 
управление 
машиностроительным 
производством:  Уч.  пособие  /  под  общ.  ред.  В.Н.  Родионова.  –  М.: 
Машиностроение, 1989 
18. 
Питерс  Т.,  Уотермен  Р.  –  В  поисках  эффективного  управления:  опыт  лучших 
компаний – М.: Экономика, 1986 
19. 
Сборник  задач  по  технико-экономическому  и  оперативно-производственному 
планированию  машиностроительного  предприятия  (объединения)  /  Г.А. 
Краюхин, М.С. Шкомова, Р.И. Курляндчик и др. – Л. Машиностроение, 1987 
 
1 6  

20. 
Санто  Б.  Инновация  как  средство  экономического  развития  /  пер.  с  венгер.  – 
М.: 1990 
21. 
Хомер В. Как делать бизнес в Европе – М.: Прогресс, 1990 
22. 
Черняк  В.З.,  Черняк  А.В.,  Довдиенко  И.В.  –  Бизнес-планирование.  Учебно-
практическое пособие. – М.: Издательство РДЛ, 2000. – 272 с. 
23. 
Эванс Д.Р., Берман Б. Маркетинг / Сокр. пер. с англ. – М.: Экономика, 1990. 
 
   
10.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: 
В  процессе  изучения  дисциплины  используются  информационно-
справочные  системы:  Консультант,  Гарант,  а  также  программные  продукты  по 
бизнес-планированию. 
 
11. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 
Процесс  изучения  дисциплины  обеспечен  оборудованными  учебными 
аудиториями, компьютерами, учебной литературой, раздаточными и плакатными 
материалами.  При  освоении  дисциплины  используются  мультимедийные 
средства,  наборы слайдов и т. д.  
 
12. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ 
 ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (образовательные технологии) 
При  изучении  дисциплины  выделяются  два  блока:  теоретический  и 
практический.  Магистры  осваивают  теоретические  и  методологические  основы 
бизнес-планирования в процессе лекционных занятий. В рамках самостоятельной 
работы  предполагается  использование  локальной  или  глобальной  сетей, 
электронных учебников, обучающих программ и т.д. Предполагаются активные и 
интерактивные формы взаимодействия с магистрантами, включая консультации и 
использование    макетов  бизнес-планов  российских  и  зарубежных    компаний,  
разбор конкретных ситуаций, мастер-классы экспертов и специалистов. 
 
СОГЛАСОВАНИЕ С ВЫПУСКАЮЩЕЙ КАФЕДРОЙ 

 Наименование 
Должность, фамилия,  
Подпись 
и 
дата 
выпускающей кафедры 
и.о. согласовавшего 
согласования 
 
 
 
Программа  составлена  в  соответствии  с  требованиями  ФГОС  ВПО, 
утвержденного  приказом  Минобразования  и  науки  РФ  от  20.05.2010  №543  (3 
поколение), с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 
Экономика 
Эксперт 
ВГТА кафедра «Управления,  
организации производства и  
отраслевой зкономики»                             _____проф., д.э.н., зав.каф.___          ________    _Богомолова И.П..____ 
        (место работы)                                          (занимаемая должность)              (подпись)    (инициалы, фамилия) 
 
 
   
 
                                                                                       
М П 
 
   
    организации 
 
1 7  



Похожие:

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа Дисциплины
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа Дисциплины опд. Ф. 08 «Экономический анализ»
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины «Информационные технологии в науке и образовании»
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры экономики и управления
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины «Экономика предприятия»
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры экономики и управления
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины «Инновации и инвестиции»
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры экономики и управления
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа учебной
...
Рабочая программа дисциплины iconСамостоятельная работа студентов 74 Распределение форм контроля знаний по семестрам: Экзамен 8 семестр Курсовой проект 8 семестр Курск 2009 2 Рабочая программа дисциплины «Бизнес- планирование»
...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины «Методология и методика медиаисследований»
...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа Дисциплины «Бухгалтерский управленческий учет» для специальности 080105. 65 «Финансы и кредит»
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины «Экономика отрасли» для специальности
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика отрасли» предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница