Рабочая программа дисциплины «Экономика и менеджмент сми»




PDF просмотр
НазваниеРабочая программа дисциплины «Экономика и менеджмент сми»
Дата конвертации02.09.2012
Размер72.3 Kb.
ТипРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 
Государственное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
Воронежский государственный архитектурно-строительный университет 
 
 
УТВЕРЖДАЮ 
Декан международного факультета  
______________________  Федорова Ю.В. 
 
«______ »________________ 2012 г. 
 
 
 
                                                     РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 
дисциплины 
«Экономика и менеджмент СМИ» 
 
Направление подготовки 
(специальность) 031300 «Журналистика» 
 
Квалификация (степень) выпускника бакалавр 
 
Нормативный срок обучения 
 4 года 
 
Форма обучения  очная 
 
Автор программы асс. Перцева Е.Н. 
 
Программа  обсуждена  на  заседании  кафедры  русского  языка  и  межкультурной       
коммуникации     
  «___»_________ 2012 года  Протокол № ________ 
 Зав. кафедрой______________________ Ковалева Л.В. 
 
 
                                                              Воронеж 2012 
 

 
2
 
                                                          
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 
 
 
1.1. Цели дисциплины:  
Формирование  у  студентов  понимания  экономических  основ  журналистики  и 
их значения в обеспечении существования средств массовой информации. Воспита-
ние  у них основ экономического мышления в области профессиональной журнали-
стской деятельности. 
1.2. Задачи освоения дисциплины:  
Обеспечить  студентов  знаниями,  необходимыми  для  решения  проблем,  свя-
занных  с  существованием  средств  массовой  информации  на  медиарынке.  Дать  им 
знания  структуры  и  особенностей  медиарынка,  представление  об  экономической 
базе  периодического  издания  и  его  редакции  и  условиях  успеха  ее  деятельности. 
Помочь  в  выработке  первичных  навыков  практической  деятельности  в  области  ре-
дакционно-издательского маркетинга и редакционного менеджмента. 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП 
Дисциплина  «Экономика и менеджмент СМИ» относится к  базовой  части профес-
сионального  цикла учебного плана.  
Курс  продолжает  цикл  дисциплин,  освоение  которых  необходимо  для  профессио-
нальной  подготовки  дипломированного  специалиста  по  специальности  «Журнали-
стика». Изучение материалов курса начинается на IV курсе обучения, в 7-м семест-
ре,  после  освоения  студентами  филологических,  правовых,  творческих  основ  жур-
налистской деятельности. 
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 
        Освоив содержание курса, студент должен свободно разбираться в системе по-
нятий и  терминов,  связанных с функционированием экономической  инфраструкту-
ры журналистики. Он должен уметь определять экономическое значение деятельно-
сти  редакционного  коллектива  и  процесса  выпуска  периодического  издания,  быть 
способным к решению простейших задач, связанных с укреплением экономической 
базы своего периодического издания. Иметь способности использовать знания в об-

 
3
ласти  социальных  и  экономических  наук  для  понимания  принципов  функциониро-
вания  современного  общества,  социальных,  экономических,  правовых,  политиче-
ских, психологических механизмов и регуляторов общественных процессов и отно-
шений,  способность  анализировать  социально  –  значимые  проблемы  и  процессы, 
умение  использовать  полученные  знания  в  контексте  своей  социальной  и  профес-
сиональной деятельности (ОК-14). 
 4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ 
Общая трудоемкость дисциплины «Экономика и менеджмент СМИ»  составляет  2 
зачетные единицы. 
 
Вид учебной работы 
Всего 
Семестры 
 часов 
__
 
 


Аудиторные занятия (всего) 
-/- 
-/- 
-/- 
 
 
В том числе: 
 
 
 
 
 
Лекции 
18 
18 
-/- 
 
 
Практические занятия (ПЗ) 
18 
18 
-/- 
 
 
Лабораторные работы (ЛР) 
-/- 
-/- 
-/- 
 
 
Самостоятельная работа (всего) 
36 
36 
-/- 
 
 
В том числе: 
 
 
 
 
 
Курсовой проект  
-/- 
-/- 
-/- 
 
 
Контрольная работа 
-/- 
-/- 
 
 
 
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) 
     экз. 
экз. 
-/- 
 
 
Общая трудоемкость                                     час 
72 
72 
__ 
 
 
                                                                       зач. ед. 


__ 
 
 
Примечание: здесь и далее числитель – очная/знаменатель – заочная формы 
обучения. 
 
 
 
 

 
4
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. 
5.1. Содержание разделов дисциплины 
Раздел 1. Средства массовой информации и рынок 
 
1.1. Введение. Журналистика и экономический фактор 
Экономика СМИ как особая область практической деятельности и связанного 
с ней научного знания. 
Роль экономического, политического и идеологического факторов в возникно-
вении журналистики и СМИ. Особенности их развития в различных общественных 
системах. 
Экономика СМИ как предмет изучения. Система экономического обеспечения 
существования и развития СМИ. Экономическая инфраструктура в системе  инфра-
структур журналистики. 
Система  понятий  и  терминов,  связанных  с  функционированием  экономиче-
ской  инфраструктуры  журналистики:  информационный  рынок,  редакционно-
издательский маркетинг, редакционный менеджмент, редакционный бюджет и др. 
 
1.2. Медиарынок в современном российском обществе 
Журналистика как разновидность духовного производства. Его продукция. Ре-
дакция  СМИ  как  предприятие,  производитель  товара,  предлагаемого  на  медиарын-
ке.  Его  разновидности. Журналистская  информация как  товар, ее особенности и  ее 
носители.  Услуги  СМИ  как  товар.  Рекламная  информация  как  товар.  Коммуника-
тивные возможности СМИ,  массовая аудитория как  товар. Имидж СМИ  как  товар. 
Товарные единицы на медиарынке. 
Медиарынок как элемент рыночной структуры в России. Развитие отечествен-
ного медиабизнеса и медиаэкономики. Возникновение медиаиндустрии. 
Начальные аспекты медиарынка в России. 
 
1.3. Аспекты и структура медиарынка в России 
Закономерности  формирования  и  развития  медиарынка.  Его  аспекты.  Ресурс-
ные рынки. Финансовый рынок. Рынок рабочей силы (труда). Издательский рынок. 

 
5
Технический  рынок.  Рынок  материалов  –  бумаги  и  др.  Рынок  информации  и  идей. 
Аспекты  рыночной  среды.  Рынок  периодических  изданий.  Рынок  распространите-
лей. Рынок продавцов и рынок покупателей. 
Структура медиарынка. Его особенности, связанные со спецификой различных 
СМИ:  рынки  периодической  печати,  телевидения,  радио,  информационных 
агентств, электронной информации. 
Аудиторные аспекты рынка. Массовый рынок, специализированные рынки: по 
возрасту,  полу,  интересам,  национальности,  социальному  положению  и  др.  Языко-
вой аспект рынка. 
Территориальные  аспекты  медиарынка.  Местный  рынок,  региональный,  меж-
региональный, общенациональный, столичный, мировой. Роль сети Интернет. 
 
1.4. Правовые и экономические формы организации медиабизнеса 
Предпосылки основания периодического издания. Правовые предпосылки. За-
кон РФ о средствах массовой информации. Регистрация СМИ. Правовые отношения 
учредителя, владельца, издателя, распространителя, редакции. 
Экономические  предпосылки.  Проблемы  собственности  в  медиабизнесе.  Вла-
дение периодическим изданием и его названием. Организационно-правовые формы 
регистрации  юридического  лица  редакции.  Государственное  (муниципальное)  уч-
реждение.  Автономная  некоммерческая  организация.  Унитарное  предприятие.  Об-
щество с ограниченной ответственностью. Общество с дополнительной ответствен-
ностью. Акционерное общество открытого и закрытого типа. 
1.5. Финансовый капитал на медиарынке 
Российский  капитал  на  медиарынке.  Процесс  концентрации  отечественных 
средств  массовой  информации.  Формы  и  методы  конкурентной  борьбы  на  медиа-
рынке.  Тенденции  использования  различных  форм  концентрации  СМИ.  Издатель-
ско-производственное 
объединение. 
Издательский 
дом. 
Информационно-
издательская  компания.  Информационный  холдинг.  Финансово-информационный 
концерн.  Особенности  и  возможности  использования  разных  форм  концентрации 
СМИ. 
Угроза монополизации медиарынка в России. Условия ее предотвращения. 

 
6
Иностранный  капитал  на  российском  медиарынке.  Правовые  основы  его  дея-
тельности. 
 
Раздел 2. Основы редакционно-издательского маркетинга 
 
2.1. Редакционно-издательский маркетинг 
Понятие  маркетинга.  Редакционно-издательский  маркетинг:  особенности,  це-
ли, задачи, направления.  
Изучение рынка периодических изданий. Сегментация рынка, выбор сегмента. 
Позиционирование  периодического  издания:  выбор  информационной  ниши,  ее  ви-
ды. 
Исследование  рынка  покупателей  (потребителей)  информации.  Изучение  це-
левой аудитории издания. Направления и методы изучения. 
Изучение рекламного рынка, его структуры, развития. 
Изучение  возможностей  продвижения  издания  на  рынок  (промоушн).  Выбор 
времени его выхода на рынок. Направления продвижения издания на рынок. Формы 
и  методы  продвижения.  Служба  продвижения  в  редакции  СМИ:  роль  и  функции. 
Промоутер, его обязанности. 
Конкуренция  на   рынке периодических  изданий. Изучение конкурентного из-
дания. Конкурентные ситуации на рынке. Наблюдение за своим изданием, его цели. 
Планирование  маркетинга  и  его  методы.  Маркетинговые  прогнозы.  Пробный 
номер. Реклама издания. PR-акции. Маркетинговая кампания. 
Служба  маркетинга:  цели,  структура,  организация  работы.  Бюджет  маркетин-
га. 
 
Раздел 3. Финансовая политика редакции 
 
3.1. Финансовая база редакции и компании 
Финансовая  база  издания,  ее  структура.  Уставный  фонд.  Стартовый  капитал. 
Основные фонды редакции. Оборотный капитал. Источники средств. Самофинанси-
рование периодического издания. Дотирование издания. Спонсирование издания.  

 
7
 
3.2. Бюджет редакции печатного периодического издания 
Бюджет  редакции,  его  структура.  Расходная  часть  бюджета.  Общередакцион-
ные  расходы.  Фонд  оплаты  труда.  Системы  оплаты  труда  журналистов.  Издатель-
ские  расходы.  Литературный  гонорар.  Производственные  расходы.  Стоимость  бу-
маги, типографских работ, распространения. Налоги. 
Доходная часть бюджета. Выручка от реализации тиража. Тиражная политика 
редакции. Оптимальный тираж издания. Структура тиража. 
Доходы от публикации рекламы, ее значение для обеспечения существования 
СМИ. Публикация частных объявлений. 
Издательская  деятельность  редакции.  Выпуск  приложений.  Издание  книжной 
литературы.  Совместные  издания.  Коммерческая  деятельность  редакции.  Аренда 
полос номера. 
Бухгалтерия  редакции,  главный  бухгалтер,  их  роль  в  контроле  бюджета,  его 
исполнении. Бюджет и баланс – финансовые документы редакции. 
 
3.3. Реклама в периодическом издании 
Реклама  и  медиабизнес.  Понятие  рекламной  информации.  Реклама  и  паблик 
рилейшнз. Рекламные издания. Бесплатная рекламная газета. Роль публикации рек-
ламы в обеспечении доходов издания. 
Рекламная  политика  редакции.  Методы  определения  количества  рекламной 
информации  в  издании.  Система  публикации  рекламных  материалов:  универсаль-
ная,  специализированная,  смешанная.  Открытая  и  скрытая  реклама.  Строчная  рек-
лама. 
Рекламная служба в редакции: задачи, функции, структура, организация рабо-
ты. Бюджет рекламной службы. 
 
3.4. Ценовая политика редакции 
Направления  ценовой  политики  редакции.  Основы  ценообразования  в  медиа-
бизнесе. Роль спроса и предложения, конкуренции на рынке маркетинговой инфор-
мации. 

 
8
Ценовая политика в процессе сбыта издания. Ценовая политика и тираж изда-
ния.  Оптимальная  цена  номера.  Отпускная,  каталожная,  подписная  цена  издания. 
Договорная, свободная цена номера. Ценовая политика и реклама. Оптимальная це-
на рекламы. Наценки и скидки на рекламу, зависимость от ее объема, размещения, 
срочности публикации, цветности и др. 
Ценовая политика в процессе производства издания. Ценовая политика в про-
цессе приобретения рабочей силы. 
 
3.5. Прибыль редакции 
Бухгалтерский  баланс  редакции.  Отчет  о  прибылях  и  убытках.  Балансовая 
прибыль. Чистая прибыль. Возможности использования прибыли. 
Бюджетный дефицит и методы его ликвидации. 
 
3.6. Бюджет телерадиокомпании и информационного агентства 
Бюджет  телерадиокомпании  –  государственной  и  негосударственной,  произ-
водящей  и  вещательной.  Расходная  часть  бюджета.  Доходная  часть,  основные  ис-
точники  доходов.  Рекламная  и  ценовая  политика  компании.  Особенности  бюджета 
общенациональной и региональной компании. 
Бюджет информационного агентства – государственного  и  негосударственно-
го, коммерческого, общенационального и регионального. Расходная часть бюджета. 
Доходная часть, основные источники доходов. 
 
Раздел 4. Основы редакционного мененджмента 
 
4.1. Экономические принципы редакционной деятельности 
Экономические принципы редакционной деятельности. Понятие редакционно-
го менеджмента. Его особенности, цели  и  задачи. Виды менеджмента: производст-
венный, финансовый. 
Служба  редакционного  менеджмента.  Его  структура  и  организация  работы. 
Требования  к  менеджеру.  Менеджер  финансовый,  по  производству,  персоналу,  по 
маркетингу (маркетолог), по распространению и др. 

 
9
 
4.2. Менеджмент и редакция 
Экономический фактор, величина и состав редакционного коллектива. Кадро-
вая  политика  редакции.  Источники  редакционных  кадров.  Трудовой  кодекс  РФ  и 
система найма работников. 
Менеджмент  и  структура  редакционного  коллектива.  Состав  редакционного 
коллектива. Кадровая политика редакции. Источники редакционных кадров. Систе-
ма найма работников. 
Менеджмент  и структура редакционного коллектива. Организационные прин-
ципы  его  деятельности.  Тенденции  изменения  структуры  редакции  и  его  экономи-
ческий эффект. Информационный центр, пресс-группа. 
Коммерческая часть редакционного коллектива, ее подразделения. Редакцион-
ные  и  приредакционные  структуры.  Редакционные:  бухгалтерия,  отделы  рекламы, 
объявлений,  распространения  и  экспедиция,  информационное  агентство,  издатель-
ство  и  др.  Приредакционные:  малые  предприятия,  совместные  предприятия.  Рек-
ламное агентство. Сервисные и производственные предприятия. Правовые и эконо-
мические основы их отношений с редакцией. 
Формы и методы коммерческой деятельности редакции. 
Экономические  основы  структуры  телерадиокомпании  и  информационного 
агентства. 
Особенности  структуры  редакции  сетевого  СМИ.  Экономические  основы  его 
деятельности. 
 
4.3. Управление редакционным коллективом 
Система методов управления редакцией как предприятием. Главный редактор, 
ответственный  секретарь  (исполнительный,  ведущий  редактор),  редакционная  кол-
легия, руководители творческих, технических и коммерческих подразделений. Эко-
номические  методы  управления  коллективом.  Направления  функционирования  ре-
дакции. Менеджмент и организация ее деятельности, особенности моделирования и 
планирования издания. Формы и методы стимулирования сотрудников редакции. 
 

 
10
4.4. Экономические основы труда журналиста 
Журналист  в  редакционном  коллективе.  Мотивация  его  труда.  Повышение 
профессиональных требований к журналистам. Сочетание  универсальности со спе-
циализацией. Новые типы журналистской специализации. Требования новой техни-
ки. Интенсификация труда журналиста. Повышение его ответственности. 
Экономические  методы  управления  трудом  журналиста.  Творческое  соревно-
вание  и  конкуренция  в  редакции.  Характер  трудовых  отношений  между  руководи-
телями  редакции  и  ее  сотрудниками.  Проблемы  социальной  защиты  журналиста  в 
рыночных условиях. 
 
4.5. Менеджмент и периодическое издание 
Имидж  и  бренд  периодического  издания.  Название  издания  –  его  фирменное 
имя.  Значение  оптимального  моделирования  издания,  соотношения  его  контента  и 
рекламной информации в конкурентной борьбе на медиарынке. Роль менеджмента в 
укреплении связей издания с его целевой аудиторией, в ее расширении и закрепле-
нии. Работа с редакционной почтой, массовые мероприятия, их экономический эф-
фект. 
Дизайн  издания  как  одна  из  предпосылок  его  популярности,  определения  его 
стоимости.  Совершенствование  процесса  подготовки,    выпуска  и  производства  но-
меров и программ. Техническая база периодического издания. Система техническо-
го оснащения редакции, выбор средств новой техники. 
 
4.6. Распространение периодического издания 
Значение  распространения  как  завершающего  этапа  процесса  подготовки  и 
выпуска  издания.  Стратегия  распространения.  Тактика  распространения.  Методы 
распространения,  их выбор  в зависимости  от типа и  уровня издания, особенностей 
его аудитории, региона, им обслуживаемого, рыночной конъюнктуры и др. Подпис-
ка,  подписная  кампания.    Розничная  продажа.  Оптовая  продажа.    Бесплатное  рас-
пространение.  Распространение  издания  за  рубежом.  Новые  технологии  распро-
странения. Особенности распространения небольших местных изданий. 
Редакционная  служба  распространения.  Организация  ее  работы.  Рынок  рас-

 
11
пространителей.  Роспечать  и  системы  альтернативного  распространения.  Распро-
странители-посредники. 
 
4.7. Менеджмент и бизнес-план редакции 
Бизнес-план  в  системе  редакционного  планирования.  Цели,  предмет  и  виды 
бизнес-плана.  Структура  бизнес-плана.  Его  значение  в  организации  работы  редак-
ции и обеспечении ее экономической базы. 
 
4.8. Менеджмент и этика 
Этические нормы реализации идей редакционного менеджмента. Главный ре-
дактор,  менеджер  и  сотрудник  редакции  –  этические  основы  их  взаимоотношений. 
Убеждение, аргументация, рекомендация – основные методы достижения целей ме-
неджмента. Повышенная требовательность менеджера в пределах его компетенции. 
Борьба с нарушениями журналистской этики: скрытой рекламой, сообщением 
искаженной информации, вторжением журналистов в частную жизнь и т. п. 
Воспитание  экономического  мышления  у  руководителей  и  сотрудников  ре-
дакции. Многофункциональность роли менеджера. Необходимость обеспечения вы-
сокого  уровня  творческой  и производственной  деятельности работников   редакции 
и  ее  экономической  эффективности.  Ответственность  менеджера  за  обеспечение 
существования издания. 
 
4.9. Менеджмент и закон 
Правовые основы редакционного менеджмента. Закон Российской Федерации 
о средствах массовой информации, дополнения и поправки к нему. Закон о государ-
ственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Фе-
дерации.  Закон  РФ  о  рекламе.  Закон РФ  об  экономической  поддержке  районных 
(городских)  газет.  Закон РФ  об  авторском  праве  и  смежных  правах.  Подзаконные 
акты. Необходимость учета в редакционной деятельности Конституции Российской 
Федерации, Гражданского и Трудового кодексов РФ и законов, определяющих дея-
тельность российских предприятий. 
Экономическая  целесообразность  и  эффективность  соблюдения  правовых 

 
12
норм  в  процессе  редакционного  менеджмента.  Отрицательные  последствия  их  на-
рушений – падение авторитета и популярности издания, формирование его отрица-
тельного имиджа, экономические потери редакции, возникновение угрозы ее суще-
ствованию. 
Необходимость изучения опыта зарубежного медиабизнеса и возможность ис-
пользования его достижений на медиарынке в России. 
 
                 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи 
      с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами 
№ Наименование  обеспе-
 №  разделов  данной  дисциплины,  необходимых  для 
 п/п  чиваемых  (последую-
изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин 
щих) дисциплин 
 
 
 
 




1. 
Экономика 




2. 
Правовые основы 




журналистики 
3. 
Региональная 
эконо-




мика и проблемы СМИ 
 
 
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий 

Наименование раздела дисцип-
Лекц. 
Практ. 
Лаб. 
СРС 
Всего 
 п/п 
лины 
зан. 
зан. 
час. 
1  СМИ и рынок 

 


15 
2  Основы  редакционно-издательского 




21 
маркетинга 
3  Финансовая политика редакции 




21 
4  Основы  редакционного  менеджмен-
 

   - 

15 
та 
 
 
 
 
 

 
13
 
6. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ 
№ 
№ раздела 
Трудо-
п/п 
дисциплины 
Наименование лабораторных работ 
емкость 
(час) 
1. 
 
Лабораторные работы отсутствуют 
 
 
 
7. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ  
№ Наименование раздела дисциплины 
Практ. зан. 
 п/п 
1  Введение.  Журналистика  и  экономический 

фактор 
2  Медиарынок в современном российском обще-

стве 
3  Аспекты и структура медиарынка в России 

4  Аспекты и структура медиарынка в России 

5  Правовые  и  экономические  формы  организа-

ции медиабизнеса 
6  Финансовый капитал на медиарынке 

7  Редакционно-издательский маркетинг 

8  Финансовая база редакции и компании 

9  Бюджет  редакции  печатного  периодического 

издания 
10 
Реклама в периодическом издании 

11 
Ценовая политика редакции 

12 
Прибыль редакции 

13 
Бюджет  телерадиокомпании  и  информацион-

ного агентства 
14 
Экономические  принципы  редакционной  дея-

тельности 
15 
Менеджмент и редакция 

16 
Управление редакционным коллективом 

17 
Экономические основы труда журналиста 

 
Менеджмент и периодическое издание 

 
14
18 
Распространение периодического издания 

 
Менеджмент и бизнес-план редакции 
Менеджмент и этика 
Менеджмент и закон  
 
 
8. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ 
И  КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 

 
9. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ 
УСПЕВАЕМОСТИ,  ПРОМЕЖУТОЧНОЙ  АТТЕСТАЦИИ  ПО  ИТОГАМ 
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 
9.1 Вопросы для подготовки к экзамену 
1. Аспекты и структура медиарынка в России. 
2. Правовые и экономические предпосылки основания периодического изда-
ния в России. 
3. Редакционно-издательский маркетинг: понятие, цели, направления. 
4. Рынок периодических изданий в России: тенденции изменения и развития. 
5. Сегментация рынка периодических изданий в России. Позиционирование 
издания: информационная ниша, ее значение, виды. 
6. Продвижение газеты на рынок периодических изданий: основные этапы, 
проблемы. 
7. Конкуренция на информационном рынке, конкурентные ситуации. 
8. Планирование и методы редакционно-издательского маркетинга. 
9. Финансовая база периодического издания: состав, источники средств. 
10. Бюджет редакции (компании): структура, тенденции изменения. 
11. Расходная часть редакционного бюджета: основные статьи. 
12. Доходная часть редакционного бюджета: основные статьи. 
13. Прибыль редакции (компании), пути ее увеличения. 
14. Тиражная политика редакции. 
15. Система методов распространения периодического издания. 
16. Рекламная политика редакции (компании). 

 
15
17. Издательская деятельность редакции. Приложения к газете и журналу. 
18. Коммерческая деятельность редакции как источник ее доходов. 
19. Редакционный менеджмент: понятие, цели, направления. 
20. Служба менеджмента в редакции (компании). 
21. Менеджмент и размеры, состав, структура редакционного коллектива. 
22. Контрактная система трудовых отношений между руководством редакции 
и ее работниками. Менеджмент и кадровая политика редакции. 
23. Проблемы редакционной собственности. Учредитель – владелец – редак-
ция. 
24. Экономические принципы редакционной деятельности. 
25. Организационно-правовые формы регистрации юридического лица редак-
ции (компании). 
26. Менеджмент и проблемы управления редакционным коллективом. 
27. Бизнес-план редакции (компании): цели, виды, структура. 
28. Менеджмент и система стимулирования труда работников редакции. 
29. Менеджмент и проблемы журналистской этики. 
30. Менеджмент и закон. 
 
10. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 
Основная рекомендуемая литература 
 
Конституция Российской Федерации. – М., 1993. 
Гуревич С. М. Экономика средств массовой информации. – М., 2004. 
Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации / 
ред.-сост. А. Г. Рихтер. – М., 1999. 
 
Дополнительная рекомендуемая литература 
Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста. – М., 2004. 
Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. – М., 2003. 
Гражданский кодекс Российской Федерации. – М., 1995. 

 
16
Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра. – М., 2004. 
Иваницкий В. Л. Бизнес-план редакции. Рабочая тетрадь главного редактора. – 
М., 1999. 
Киверин В. И. Экономика редакции газеты. – М., 2002. 
Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.,1994. 
Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. – М., 2004. 
Назайкин  А.  Н.  Рекламная  служба  газеты.  Структура.  Принципы.  Функции.  – 
М., 1996. 
Реснянская Л. Л., Фомичева И. Д. Газета для всей России. – М., 1999. 
Система средств массовой информации / под ред. Я. Н. Засурского. – М., 2001. 
Трудовой кодекс Российской Федерации. – М., 2003. 
Щепилова Г. Г. Как продать рекламу в газете. – М., 2004. 
Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы. – СПб., 2003. 
  
11. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 
 
12. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ 
 ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (образовательные технологии) 
Лекционные  курсы  желательно  сопровождать  видеопрезентациями,  использо-
вать на лекционных и практических занятиях наглядность. 
 
 
 
 
Программа  составлена  в  соответствии  с  требованиями  ФГОС  ВПО  с 
учетом  рекомендаций  и  ПрООП  ВПО  по  направлению  подготовки  031300 
«Журналистика» 

 
Руководитель основной 
образовательной программы 
                                                          ________________________________ 
                                               (занимаемая  должность,  ученая  степень  и  звание)             
(подпись)    (инициалы, фамилия) 
 
 

 
17
Рабочая  программа  одобрена  учебно-методической  комиссией  факультета 
___________________ 
_________________________________________ 
                                                                                                                                                                                                             
«_____»_________2011   г., протокол № ________. 
Председатель______________________________________      ________________          
                                                     учёная степень и звание, подпись                                                          инициалы, фа-
милия 
 
 
Эксперт 
____________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
___________________          
_________________________ 
    (место работы)                                         (занимаемая должность)        (подпись)    
(инициалы, фамилия) 
 
 
 
 
М П 
 
   
   организации 
 
 
 
 
 
 
 
 
 



Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Экономика и менеджмент сми» iconРабочая программа дисциплины «Экономика и менеджмент сми»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины «Экономика и менеджмент сми» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Экономика и менеджмент сми для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Экономика и менеджмент сми». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова. – 10 с
Рабочая программа дисциплины «Экономика и менеджмент сми» iconРабочая программа дисциплины «Экономика отрасли» для специальности
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика отрасли» предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки...
Рабочая программа дисциплины «Экономика и менеджмент сми» iconПрограмма дисциплины экономика и менеджмент сми для студентов 5 курса заочного отделения
России и за рубежом, ключевых законах медиаэкономики, экономических особенностях различных сегментов рынка сми (газетного, журнального,...
Рабочая программа дисциплины «Экономика и менеджмент сми» iconРабочая программа Наименование дисциплины экономика строительства
Профиль подготовки – Менеджмент на предприятиях по операциям с недвижимым имуществом
Рабочая программа дисциплины «Экономика и менеджмент сми» iconРабочая программа дисциплины стратегический менеджмент наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки 080200. 62 «Менеджмент»
Цель освоения дисциплины (модуля)
Рабочая программа дисциплины «Экономика и менеджмент сми» iconРабочая программа по учебной дисциплине Сетевая экономика
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Сетевая экономика» студентам очной полной формы обучения специальности...
Рабочая программа дисциплины «Экономика и менеджмент сми» iconРабочая программа дисциплины (модуля) производственный менеджмент направление подготовки: 080200 «Менеджмент»
В свою очередь, знания, полученные студентами при изучении данной дисциплины
Рабочая программа дисциплины «Экономика и менеджмент сми» iconРабочая программа дисциплины «Экономика предприятия»
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры экономики и управления
Рабочая программа дисциплины «Экономика и менеджмент сми» iconРабочая программа дисциплины (модуля) экономика предприятия направление подготовки: 080200 «Менеджмент»
Знать экономические основы поведения предприятий, иметь представление о различных
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница