Рабочая программа дисциплины методы исследований в менеджменте Направление подготовки (специальность) 080200. 68 «Менеджмент»




Скачать 45.46 Kb.
PDF просмотр
НазваниеРабочая программа дисциплины методы исследований в менеджменте Направление подготовки (специальность) 080200. 68 «Менеджмент»
Дата конвертации02.09.2012
Размер45.46 Kb.
ТипРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
Государственное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
Воронежский государственный архитектурно-строительный университет 
 
СОГЛАСОВАНО 
 
УТВЕРЖДАЮ 
Руководитель магистерской программы 
Начальник управления магистратуры 
 
 
 
 
 
 
Потапов Ю.Б. 
 
 
 
 
Старцева Н.А. 
« 
» 
 
 
2011г. 
« 
» 
 
 
2011г. 
 
 
 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 
 
Методы исследований в менеджменте 
                          
                      
Направление подготовки (специальность)     080200.68 «Менеджмент» 
 
 
Магистерская программа  «Управление проектом» 
Квалификация (степень) выпускника       магистр 
 
Нормативный срок обучения      2 года 
 
Форма обучения     Очная 
 
Автор программы д.т.н., профессор 
 
 
 
 
Курочка П.Н. 
 
Программа обсуждена на заседании кафедры управления строительством  
«17» мая 2011 года  Протокол № 10 
 
Зав. кафедрой   управления строительством 
 д.т.н., проф.  
 
 
 
 
                                         Баркалов С.А. 
 
 
 
Воронеж 2011 
 

1. Цели и задачи дисциплины: 
Цель дисциплины 
выработка у студентов общего системного взгляда на проблемы управления в 
современный  период  рыночной  экономики,  обучение  методам  и  приемам  иссле-
дования систем менеджмента предприятий, развитие навыков исследовательской 
работы будущих специалистов в области менеджмента..  
 
 
Задачи дисциплины: 

  формирование научного представления об исследовательской деятельности; 
  формирование  представления  о  системе  управления  как  объекте  и  предмете 
исследования: 
  изучение методов и приемов системного анализа в исследовании управления; 
  обучение использованию на практике эвристических методов; 
  изучение логического аппарата исследования систем управления; 
  формирование навыков в подготовке социологических экспериментов в управ-
лении; 
  обучение  методам  тестирования  при  исследовании  систем  управления  пред-
приятий; 
  изучение методики диагностирования систем управления; 
  рассмотрение конкретных методов проведения исследований; 
  знакомство  с  вопросами  планирования  и  организации  исследований  систем 
управления; 
  знакомство с подходами к исследованиям, о трудностях и проблемах проведе-
ния практических исследований и возможностях преодоления этих трудностей. 
 
2. Место дисциплины в структуре ООП: 
 

Дисциплина относится к профессиональному циклу, его базовой части. 
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необ-
ходимым  для  изучения  данной  дисциплины.  Изучение  дисциплины  «Методы  ис-
следований  в  менеджменте»  требует  основных  знаний,  умений  и  компетенций 
студента  по  курсам:  «Социально-экономическая  статистика»,  «Экономико-
математические  модели  и  методы»,  «Финансовый  менеджмент»,  «Бизнес-
планирование», «Оптимизационные задачи в менеджменте», «Исследование опе-
раций при моделировании социально-экономических систем». 
 
Для изучения дисциплины студент должен:  
знать: 
- основы менеджмента; 
- систему принципов, методов и технологий управления;  
- основные понятия  социально-экономической статистики;  
- основные экономико-математические модели и методы;  
- технологии финансового менеджмента.  

 

уметь: 
-  разрабатывать бизнес-план; 
-  решать оптимизационные задачи в менеджменте; 
-  использовать  основные  инструменты  исследования  операций  при  моде-
лировании социально-экономических систем. 
Дисциплина является предшествующей для научно-исследовательской рабо-
ты и итоговой государственной аттестации 
 
 
3. Требования к результатам освоения дисциплины: 
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих 
компетенций: 
  способность развивать  свой общекультурный  и профессиональный  уро-
вень и самостоятельно осваивать новые методы исследования (ОК-1); 
  способность принимать организационно-управленческие решения и оце-
нивать их последствия (ОК-4); 
  способность управлять организациями, подразделениями, группами (ко-
мандами) сотрудников, проектами и сетями (ПК-1); 
  способность  использовать  количественные  и  качественные  методы  для 
проведения  научных  исследований  и  управления  бизнес-процессами 
(ПК-5); 
  способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные 
отечественными и зарубежными исследователями; выявлять и формули-
ровать актуальные научные проблемы (ПК-9); 
  способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую 
значимость избранной темы научного исследования (ПК-10); 
  способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с 
разработанной программой (ПК-11). 
 
В результате изучения дисциплины студент должен: 
 
Знать: 
 
-  содержание  общенаучных  и  конкретных  методов  исследования  систем 
управления; 
 
функционально-логические основы исследования систем управления; 
 
логику и порядок планирования и организации исследования систем управ-
ления; 
 
принципы оценки результатов исследования. 
 
Уметь: 
 
применять  методологию  исследования  к  решению  практических  проблем 
управления организациями; 
 
преодолевать трудности при проведения практических исследований.  
 

 

Владеть навыками: 
 
применения различных методов исследований; 
 
использования методов: 
1.  планирования,  
2.  организации,  
3.  проведения, 
4.  диагностики исследования систем управления; 
приемами проведения презентаций. 
 
4. Объем дисциплины и виды учебной работы 
Вид учебной работы 
Всего ча-
Семестры 
сов / за-
 
В
четных 
 
 
единиц 
Аудиторные занятия (всего) 
60 
60 
В том числе: 
 
Лекции 
30 
30 
Практические занятия (ПЗ) 


Лабораторные работы (ЛР) 
30 
30 
Самостоятельная работа (всего) 
84 
84 
В том числе: 
 
Курсовой проект  


Расчетно-графические работы 


Реферат 


Другие виды самостоятельной работы 


Вид промежуточной аттестации (зачет, экза-
зачет
мен)
 
зачет 
 
Общая трудоемкость   часы 
144 
144 
 
зачетные единицы 


 
5. Содержание дисциплины 
5.1. Содержание разделов дисциплины 
 

Наименование раз-
№ п/п 
Содержание раздела
дела дисциплины
 
 

Теоретические основы  
1. 
Методология исследования.  
Сущность системного подхода и системного ана-
Методология 
лиза. 
исследования систем 
 
Разработка гипотезы и концепции исследования 
менеджмента 
систем управления.  
 
Анализ данных при исследовании систем управ-
ления.  

 

Логический  аппарат  исследования  систем  управ-
ления. 
2. 
Практические разделы 
1. 
Понятие  о  моделях  познания,  их  классифика-
ция.Исследования 
посредством 
социально-
экономического  эксперимента.  Тестирование  в 
Методы  исследова- исследовании 
систем 
управле-
ния  систем  менедж- ния.Социологические  исследования  систем 
мента 
управления.  Параметрическое  исследование  и 
факторный  анализ  систем  управления.  Эксперт-
ные оценки в исследовании систем управления. 
2.  
Диагностика систем управления. Научная и прак-
Технология  проведе- тическая  эффективность  исследования  систем 
ния 
исследований управления.  Планирование  исследования  систем 
систем управления 
управления.  Организация  исследования  систем 
управления. 
 
зачет 
 
 
 
5.2.  Разделы  дисциплины  и  междисциплинарные  связи  с  обеспечиваемыми 
(последующими) дисциплинами 

 
№ № разделов данной дисциплины, необхо-
Наименование обеспечи
№ 
-
димых для изучения обеспечиваемых (по-
ваемых (последующих) дис-
п/п 
следующих) дисциплин
циплин
 
 


 
 
 
 
 
 
Дисциплины по выбору сту-
1. 
дента


 
 
 
 
 
 
 
 
 
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий 
 

№ 
Практ Лаб.  Се-
Все
п/п Наименование раздела дисциплины
СРС
 
  Лекц.  . зан.
 
  зан.  мин. 
го 
Методология исследования систем 
1.  менеджмента




12 
22 
 
Методы исследования систем ме-
2.  неджмента
20 

20 

60  100 
 
Технология проведения исследова-
3.  ний



 
12 
22 
 систем управления 

 

 
Всего 
30 

30 
 
84  144 
 
6. Лабораторный практикум 
 
№  № раздела 
Трудо-
п/п дисципли-
Наименование лабораторных работ
емкость 
 
 
ны 
(часы) 

1.1 
Сущность системного подхода и системного анализа 

Логический аппарат исследования систем управле-

1.1 
ния 

Исследования 
посредством 
социально-

2.1 
экономического эксперимента. 

Параметрическое исследование и факторный анализ 

2.1 
систем управления 

Экспертные оценки в исследовании систем управле-

2.1 
ния 


2.2 
Планирование исследования систем управления. 


2.2 
Организация исследования систем управления 

 
 

7. Примерная тематика курсовых проектов (работ) 
1) курсовые проекты (работы) не предусмотрены учебным планом 
 
8.  Оценочные  средства  для  текущего  контроля  успеваемости,  промежу-
точной аттестации по итогам освоения дисциплины 
 
 

Вопросы для подготовки к зачету  
1.  Что вы понимаете под исследованием? 
2.  Из каких этапов состоит процесс исследования? 
3.  Какие классы исследований вам известны? Расскажите о них. 
4.  Что вы понимаете под системой? Как ее можно представить? 
5.  Расскажете об основных характеристиках и свойствах систем. 
6.  Какие виды систем вам известны? Расскажите о них. 
7.  Объясните кибернетическое представление системы? 
8.  Что вы понимаете под системой управления? Какие виды связей характерны 
для нее? 
9.  Какая формула показывает связь, возникающую между состоянием выхода и 
входа регулируемой системы? 
10.  Дайте  определение  проблемы.  Как  происходит  процесс  решения  проблемы? 
Какие вам известны виды проблем? 
11.  Какие способы решения проблем вы знает? Расскажите о них. 
12.  Почему  решение  отдельной  управленческой  модели  редко  приводит  к  серь-
езному результату? 

 

13.  В  чем  заключается  функциональная  направленность  исследования?  Почему 
исследование  систем  управления  является  составной  частью  менеджмента  орга-
низации? 
14.  Каковы современные направления развития систем управления? Дайте поня-
тие «управленческое нововведение», в чем его особенность? 
15.  Что вы понимаете под методологией исследования? Что включает в себя ме-
тодология исследования? 
16.  Какие подходы к исследованию вы знаете? 
17.  Что вы понимаете под формально логическими методами? 
18.  Что вы понимаете под системным подходом? На каких принципах основыва-
ется системный подход? 
19.  В чем суть системного подхода? Что вы понимаете под системным анализом? 
Из каких этапов состоит системный анализ? 
20.  В чем преимущества и трудности использования системного подхода? 
21.  Что вы понимаете под гипотезой? Какие виды гипотез вы знаете? Как проис-
ходит построение гипотезы? 
22.  Дайте определите концепции. Каких принципов следует придерживаться при 
разработке концепции исследования? 
23.  Почему необходима концепция исследования? Что она определяет? 
24.  Что вы понимаете под проектом исследования? 
25.  Чем  данные  отличаются  от  информации?  Дайте  определение  релевантных 
данных.  Что  может  быть  источником  информации  при  анализе  систем  управле-
ния? 
26.  Что  включает  в  себя  анализ  данных  при  исследовании  систем  управления? 
Какие виды анализа вам известны? 
27.  Что вы понимаете под логикой? Какие виды операций над высказываниями 
вы знаете? 
28.  Какие вы знаете виды мышления? Расскажите о них. 
29.  Расскажите о методах, способах и приемах, которые используются исследо-
вателями в мыслительном процессе. 
30.  Что понимают под ложной аналогией? Какие виды заблуждений вам извест-
ны? 
31.  Какие способы описания процессов управления вы знаете? 
32.  Как  происходит  взаимосвязь  форм  мышления  с  их  языковым  представлени-
ем? 
33.  Дайте определение модели. Для чего ее разрабатывают? 
34.  Какие классы моделей вам известны? Чем отличаются гомоморфные модели 
от изоморфных? 
35.  Расскажите о материальных моделях. Какие классы математических моделей 
вы знаете? 
36.  Для чего строятся специальные классы математических и имитационных мо-
делей? 
37.  Что включают в себя модели управления? 
38.  Что вы понимаете под методом исследования? 

 

39.  Расскажите об эвристических методах исследования. 
 
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: 
 
а) основная литература 
1. 
Коротков  Э.М.  Исследование  систем  управления.  –  М.:  ООО  Изда-
тельско-Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2003. – 336 с. 
2. 
Антонов,  А.В.  Системный  анализ  [Текст]:  учебник:  рек.  УМО.  –  М.: 
Высш. шк., 2004 (Смоленск: Обл. тип. им. В. И. Смирнова, 2004). – 453 с. – Биб-
лиогр.: с. 446-449 (68 назв.). 
3. 
Баркалов, С.А. Исследование систем организационного управления на 
основе имитационных моделей [Текст]: моногр. / Ростов. гос. строит. ун-т. – Рос-
тов н/Д : [б. и.], 2009 (Ростов н/Д: Ред.-издат. центр РГСУ, 2009). – 459 с. 
4. 
Ползунова  Н.Н.,  Краев  В.Н.  Исследование  систем  управления:  Учеб-
ное  пособие  для  вузов.  –  М.:  Академический  Проект,  2004.  –  176  с.  – 
(«Gaudeamus»). 
5. 
Покровский А.К. Исследование систем управления (транспортная от-
расль): учебное пособие / А.К. Покровский. – М.: КНОРУС, 2010. – 360 с. 
6. 
Мотышина М.С. Исследование систем управления. Учебное пособие. 
– СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. – 224 с. 
7. 
Архипова Н.И., Кульба В.В., Косяченко С.А., Чанхиева Ф.Ю.  Иссле-
дование  систем  управления:  Учебное  пособие  для  вузов.  –  М.:  “Издательство 
ПРИОР”, 2002. – 384 с. 
8. 
Михайлов,  Л.М.  Исследование  систем  управления:  Л.М.  Михайлов, 
В.М. Мишин, А.Я. Сисюк. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 189[3] c. (Серия 
«Учебное пособие для вузов»). 
9. 
Игнатьева  А.В.  Исследование  систем  управления:  учеб.  пособие  для 
студентов  вузов,  обучающихся  по  специальности  «Государственное  и  муници-
пальное управление» и «Менеджмент» / А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов.  – 2-е 
изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. – 167 с. 
 
б) дополнительная литература 

 
1. 
Баркалов С.А., Мещерякова О.К., Курочка П.Н., Колпачев В.Н. Осно-
вы научных исследований по организации и управлению строительным производ-
ством. Часть 1 / ВГАСУ – Воронеж, 2002. – 416 с. 
2. 
Баркалов С.А., Мещерякова О.К., Курочка П.Н., Колпачев В.Н. Осно-
вы научных исследований по организации и управлению строительным производ-
ством. Часть 2 / ВГАСУ – Воронеж, 2002. – 287 с. 
3. 
Жуков,  В.А.  Совершенствование  систем  управления  в  строительстве 
[Текст]. – М.: Стройиздат, 1989 (Калуга: ПО "Полиграфист", 1989).  – 190, [3] с.: 
схем. – (Строительный комплекс страны, Рассмотрены проблемы оценки качества 
систем упраления в строительстве по критерию управляемости, дана классифика-
ция факторов, оказывающих влияние на управляемость. Обобщается отечествен-

 

ный  и  зарубежный  опыт  в  области  исследования  вопросов  управляемости.).  – 
Библиогр.: с. 192 (15 назв.). 
4. 
Чуешов  В.И.  Основы  современной  логики:  Учеб.  пособие.  –  Минск: 
Новое Знание, 2003. – 206 с. – (Социально-гуманит. образование). 
5. 
Баркалов,  С.А.  Статистика:  Учебно-методический  комплекс  /  Воро-
неж. гос. арх.-строит. ун-т.; сост.: Баркалов С.А., Курочка П.Н., Курносов В.Б.  – 
Воронеж: «Научная книга», 2010. – 728 с. 
 
         в) рекомендуемые Интернет-ресурсы 

6. 
Электронный  учебный  курс  А.Н.  Алексеева  «Исследование  систем 
управления». http://e-college.ru 
7. 
Портал «Исследование менеджмента». http://upravka.ru 
8. 
Федеральный портал «Российское образование» // http://www.edu.ru  
 
10. 
Материально-техническое обеспечение дисциплины: 
 
– ПЭВМ в количестве 12-15 единиц с содержанием программ Microsoft Of-
fice  и  других  «стандартных  программ»  с  возможностью  распечатки  данных  или 
сохранения данных на дискету; 
– Оборудование для проецирования слайдов,  подготовленных  в  различных 
программах, например, Microsoft PowerPoint . 
 
11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: 

 
Формы организации работы 
При  реализации  различных  видов  учебной  работы  могут  быть  использованы 
следующие образовательные технологии: 
Лекции: проблемная лекция, диалоговая лекция, интерактивная лекция, лекция 
с вопрошающими паузами, контекстная лекция. 
Лабораторные  работы: кейс-технология,  деловая  игра,  ролевая  игра, 
дискуссия, 
дебаты, 
мозговой 
штурм, 
проблемно-концептуальный 
доклад, аргументированное эссе. 
Самостоятельная  работа:   логический  анализ  текстов,  критический  анализ 
текстов,  формализация  текстов,  постановка  и  решение  проблем,  решение 
логических задач. 
 
Формы контроля 
Формы текущего контроля 
Дисциплина носит ознакомительный характер, в связи с этим текущий кон-
троль не требуется 
Формы промежуточного контроля 
Для  промежуточного  контроля  используется  выполнение  в  часы  самостоя-
тельной работы контрольной работы по заданной преподавателем теме.  
 

 

Формы итогового контроля 
В качестве итогового контроля предусматривается зачет. Зачет проводится в 
письменной форме или в форме опроса и общения магистранта с преподавателем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
Эксперт 

____________________            ___________________          _________________________ 
    (место работы)                                            (занимаемая должность)             (подпись)    (инициалы, фамилия) 
 
 
 
 
 
   
 
М П 
 
   
    организации 
 
 
 
10 
 



Похожие:

Рабочая программа дисциплины методы исследований в менеджменте Направление подготовки (специальность) 080200. 68 «Менеджмент» iconРабочая программа дисциплины управление инновациями о наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки 080200. 62 «Менеджмент»
Направление подготовки 080200. 62 «Менеджмент» а
Рабочая программа дисциплины методы исследований в менеджменте Направление подготовки (специальность) 080200. 68 «Менеджмент» iconРабочая программа дисциплины (модуля) производственный менеджмент направление подготовки: 080200 «Менеджмент»
В свою очередь, знания, полученные студентами при изучении данной дисциплины
Рабочая программа дисциплины методы исследований в менеджменте Направление подготовки (специальность) 080200. 68 «Менеджмент» iconРабочая программа дисциплины стратегический менеджмент наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки 080200. 62 «Менеджмент»
Цель освоения дисциплины (модуля)
Рабочая программа дисциплины методы исследований в менеджменте Направление подготовки (специальность) 080200. 68 «Менеджмент» iconОсновная образовательная программа направление 080200 «Менеджмент»
Направление подготовки бакалавров 080200 Менеджмент утверждено Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. Федеральный...
Рабочая программа дисциплины методы исследований в менеджменте Направление подготовки (специальность) 080200. 68 «Менеджмент» iconРабочая программа дисциплины (модуля) бизнес-планирование направление подготовки: 080200 «Менеджмент»
Знать экономические основы поведения предприятий, иметь представление о различных
Рабочая программа дисциплины методы исследований в менеджменте Направление подготовки (специальность) 080200. 68 «Менеджмент» iconРабочая программа дисциплины (модуля) экономика предприятия направление подготовки: 080200 «Менеджмент»
Знать экономические основы поведения предприятий, иметь представление о различных
Рабочая программа дисциплины методы исследований в менеджменте Направление подготовки (специальность) 080200. 68 «Менеджмент» iconОсновная образовательная программа Направление 080200 «Менеджмент»
Направление подготовки бакалавров 080200 «Менеджмент» утверждено Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
Рабочая программа дисциплины методы исследований в менеджменте Направление подготовки (специальность) 080200. 68 «Менеджмент» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки: 080200. 62 Менеджмент Профиль подготовки: «Производственный менеджмент»
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова (далее Университет) по направлению подготовки 080200 Менеджмент...
Рабочая программа дисциплины методы исследований в менеджменте Направление подготовки (специальность) 080200. 68 «Менеджмент» iconОсновная образовательная программа Направление 080200 "Менеджмент"
Направление подготовки бакалавров 080200 Менеджмент утверждено Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об...
Рабочая программа дисциплины методы исследований в менеджменте Направление подготовки (специальность) 080200. 68 «Менеджмент» iconОсновная образовательная программа по направлению подготовки бакалавра 080200 Менеджмент (профиль «Управление проектами») предусматривает изучение следующих
Направление подготовки бакалавров 080200 Менеджмент утверждено Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. Федеральный...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница