Методическое пособие «Проведение образовательных программ (семинаров) по повышению готовности к предпринимательской деятельности для подростков в возрасте 14 17 лет» Составители




НазваниеМетодическое пособие «Проведение образовательных программ (семинаров) по повышению готовности к предпринимательской деятельности для подростков в возрасте 14 17 лет» Составители
страница1/45
Дата конвертации02.09.2012
Размер3.36 Mb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45






Методическое пособие

«Проведение образовательных программ (семинаров)

по повышению готовности к предпринимательской деятельности

для подростков в возрасте 14 – 17 лет»


Составители:


Сизова М.Б., кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления и экономики образования Санкт-Петербургской Академии Постдипломного Педагогического Образования;

Мургулец Л.В., кандидат психологических наук, исполнительный директор Российской Ассоциации обучения предпринимательству, Санкт-Петербург;

Куликова Н.В., кандидат психологических наук, доцент научно-методического центра РЭА им.Плеханова, вице-президент Коллегии аналитиков, действующий член Международной Академии интеграции науки и бизнеса, член Клуба стратегической элиты России;

Конотопов П.Ю., Президент Коллегии аналитиков, член экспертного совета комитета по транспорту ГД РФ;

Герасимов Д.В. заместитель руководителя программы Федерального агентства по делам молодежи «Ты – предприниматель»


Содержание

Введение 4

Модель 1. Обучение старшеклассников основам предпринимательства на основе модели SEED 7

Модель № 2. Бизнес-проектирование 23

Модель № 3 От деловой игры до бизнес-проекта 42

Модель № 4. Исследовательская работа старшеклассников 50

Модель № 5 Бизнес-трамплин 58

Модель № 6. От кейса до бизнес-проекта 72

Модель № 7. Динамичная модель обучения предпринимательству 79

ПРИЛОЖЕНИЯ 91

Приложение 1 92

Сравнительная характеристика затрат на реализацию моделей 92

Приложение 2 94

Приложение 3 107

Иллюстративные материалы 107

Интернет-ресурсы 159

Электронные издания на CD 161



Введение


Становление и развитие в России предпринимательства являются закономерным и объективным процессом реализации экономических реформ и формирования в перспективе цивилизованной рыночной экономики. Переход к рыночной экономике, юридическое признание собственности вызвали к жизни и возродили в России активную предпринимательскую деятельность. Приоритетным направлением Комплексной программы по поддержке и развитию малого предпринимательства в России является работа по развитию малого предпринимательства в молодежной среде. Развитие бизнеса требует от его участников освоения новых профессий, новых подходов к людям, к их деятельности, а самое главное — новых знаний. В этих условиях особенно важно соответствие содержания образования потребности общества в формировании нового типа работников — предприимчивых, экономически грамотных, профессионально образованных, способных быстро адаптироваться в различных рыночных ситуациях.

В связи с этим одним из приоритетных направлений современного образования является обучение учащихся основам предпринимательства, их адаптация и ориентация в рыночных условиях, формирование экономического мышления, развитие экономической культуры населения.

Данное методическое пособие призвано в некоторой степени стандартизировать процесс реализации моделей обучения, отобранных в результате проведенного в информационно-аналитическом обзоре международного и российского опыта преподавания основ предпринимательства среди старшеклассников сравнительного анализа.

Главной целью разработки данного методического пособия является обеспечение педагогов, осуществляющих практику подготовки старшеклассников по основам предпринимательства, материалами и рекомендациями, достаточными для самостоятельной организации образовательного процесса.

Предпринимательская подготовка школьников позволяет в полной мере реализовать на практике новые образовательные ориентиры, связанные с инновационной политикой в российском образовании:

  • информатизация образовательного пространства;

  • социальное партнерство;

  • компетентностный подход;

  • личностно-ориентированный подход.

Практико-ориентированное обучение школьников основам предпринимательства соответствует основным положениям программы «Школа будущего», реализуемой в рамках национального проекта «Образование»:

  • повышение качества образования через новое содержание образования (деятельностный подход, открытость, акцент на формирование способностей и компетенций, обновленное содержание знаний с учетом последних достижений в науке и технике, вариативность для разных контингентов учащихся);

  • создание вокруг школы специального пространства деятельностного взаимодействия с предприятиями и организациями науки, промышленности, финансов, власти, общественными организациями;

  • формирование детско-взрослой общности в школе (учителя, учащиеся, родители);

  • формирование нового типа образовательной успешности;

  • основной образовательный результат школы – не только предметные знания, но и ключевые компетенции.

Важным воспитательным аспектом предпринимательской подготовки молодежи является ее обязательная трудовая составляющая, формирующая не только трудовые навыки и компетенции школьников, но и уважение к труду, используемым ресурсам, собственности, успеху.

Представленные в данном методическом пособии модели обучения старшеклассников основам предпринимательской деятельности нацелены на формирование ключевых компетенций, образующих ядро компетентности школьников в сфере предпринимательства и соответствующих эталонному портрету выпускника современной общеобразовательной школы1:

  • предметная компетенция («научиться быть»), основанная на системно-личностном подходе и направленная на формирование способности критической оценки социально-экономических условий жизнедеятельности человека и их социальных, политических, правовых, технических, экологических и этических аспектов с точки зрения личности, предприятия, домохозяйства, государства, национальной экономики и мирового хозяйства;

  • методическая компетенция («научиться делать»), базирующаяся на деятельностно-ориентированном обучении и направленная на формирование способности решать возникающие в экономической сфере проблемы путем привлечения знаний, умений, собственного опыта и опыта других;

  • коммуникативная компетенция («научиться жить вместе»), формируемая путем обучения в группах с применением активных методов обучения и направленная на формирование чувства социальной ответственности как наличия собственной позиции гражданина и возможности активно участвовать в общественных процессах;

  • социальная компетенция («научиться быть ответственным»), формируемая путем обучения в группах с применением активных методов обучения и направленная на формирование чувства социальной ответственности как наличия собственной позиции гражданина и возможности активно участвовать в общественных процессах;

  • образовательная компетенция («научиться познавать») как способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, находить нужную информацию.

Начиная процесс внедрения той или иной модели в практике обучения старшеклассников основам предпринимательской деятельности, необходимо помнить о том, что реализация мероприятий модели не ставит перед собой цели всеобщего превращения школьников в предпринимателей.

Важнее то, что в процессе погружения в образовательное, социокультурное, коммуникационное и экономическое пространство (являющейся неотъемлемой частью подготовки начинающих предпринимателей) реализуется наиболее благоприятный режим подготовки выпускников к реальной жизни и только действительно психологически пригодные и способные к предпринимательской деятельности учащиеся в результате обучения их основам предпринимательства смогут начать процесс своего профессионального становления в данной области.

Вместе с тем, как можно раннее приобщение старшеклассников к содержанию и технологиям предпринимательской деятельности позволит им в дальнейшем более успешно пройти этап социализации в современном обществе, быстро адаптироваться на рынке труда и определить для себя нишу профессиональной самореализации. Своевременная же комплексная поддержка тех школьников, которые по своим личностным качествам соответствуют условиям, в которых осуществляется предпринимательская деятельность, позволит обеспечить наиболее благоприятные условия как для творческой самореализации, так и решения проблемы занятости современной молодежи.

Представленные в данном методическом пособии модели, по признанию многих учителей российских школ, реализующих их на протяжении ряда лет, адаптированы к возрасту, повышают мотивацию школьников к обучению и способствуют росту общей успеваемости, так как разработаны на основе принципов деятельностно-комптентностного подхода и позволяют учащимся старших классов общеобразовательной школы совершенствовать практические навыки по осуществлению проектной деятельности. Как правило, наиболее мотивированные к предпринимательской деятельности и способные учащиеся, после обучения начинают активно участвовать в конкурсах и олимпиадах по поддержке молодежного предпринимательства, и все большее число из них начинают создавать собственное дело.

Кроме того, предпринимательские компетенции, формируемые в процессе обучения, получают дополнительные возможности для реализации их в рамках институтов ровесничества и наставничества, позволяющих наиболее благоприятную образовательно-воспитательную среду.


Реализация каждой из представленных в данном методическом пособии моделей по своему содержанию и целевой направленности развивает комплекс различных умений и практических навыков, необходимых учащимся старших школ для успешной социализации своих компетенций, формируемых за счет специальных организационных, информационных, образовательных и иных мероприятий, составляющих технологию процесса реализации модели.

Соблюдение пошагового алгоритма выполнения отдельных видов работ (в рамках описанных мероприятий) позволит организовать процесс реализации модели обучения таким образом, чтобы достичь намеченных целевых показателей, описанных для каждой модели отдельно.

Применение для обеспечения образовательного процесса тезисов лекций и презентаций облегчит процесс подбора и отбора материалов для трансляции образовательного контента.

Тематические планы образовательных курсов, представленные в модели, позволят преподавателям правильно подобрать необходимый комплекс тем для занятий. Набор тем в моделях, безусловно отличается друг от друга, так как в каждой из них по-разному ставятся педагогические цели и в каждой предусмотрен специфический набор компетенций. Более того, преподаватель может, опираясь на примерный тематический план, каждый преподаватель может добавить в него свою творческую «изюминку». Например, для сельских школьников более актуальными вопросами могут быть вопросы организации бизнеса путем создания фермы или открытия кооператива по сбору ягод и грибов, а для городских школьников более интересными могут оказаться способы открытия по оказанию информационных и иных услуг, основанных на использовании интернет-технологий.

В пособии также представлены иллюстративные материалы от разных авторов, в которых есть примеры адаптированных для школьников вариантов программ, уроков, элективных курсов, деловых игр и внешкольных занятий, опираясь на которые преподаватель может разработать свой оригинальный вариант программы по обучению старшеклассников предпринимательству.

Кроме того, таблицы сравнительного анализа моделей с комплексом критериев оценки каждой модели позволят педагогам принять решение, какую конкретно модель выбрать для реализации на практике.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45


Похожие:

Методическое пособие «Проведение образовательных программ (семинаров) по повышению готовности к предпринимательской деятельности для подростков в возрасте 14 17 лет» Составители iconМетодическое пособие к изучению курса основы предпринимательской
М. Л. Калужским в соответствии с авторской программой спецкурса "Основы предпринимательской деятельности" для студентов неэкономических...
Методическое пособие «Проведение образовательных программ (семинаров) по повышению готовности к предпринимательской деятельности для подростков в возрасте 14 17 лет» Составители iconУчебно-методическое пособие “Бизнес-план, как начальный этап инновационного менеджмента”
Настоящее пособие предназначено для изучения основных понятий и механизмов инвестиционной деятельности, возможных путей и инструментов...
Методическое пособие «Проведение образовательных программ (семинаров) по повышению готовности к предпринимательской деятельности для подростков в возрасте 14 17 лет» Составители iconМетодическое пособие волгоградское научное издательство 2010 Разработано Управлением развития предпринимательства Администрации Волгоградской области
В пособии представлена информация об основных этапах создания бизнеса, освещены вопросы налогообложения, государственной поддержки...
Методическое пособие «Проведение образовательных программ (семинаров) по повышению готовности к предпринимательской деятельности для подростков в возрасте 14 17 лет» Составители iconМетодическое пособие Материалы методического семинара по повышению квалификации научно- педагогических работников ниу-вшэ
Методические аспекты организации проектно-учебной деятельности
Методическое пособие «Проведение образовательных программ (семинаров) по повышению готовности к предпринимательской деятельности для подростков в возрасте 14 17 лет» Составители iconМетодическое пособие по вопросам ведения предпринимательской деятельности для субъектов малого предпринимательства Красноярск
Получите информацию и оформите подписку на конкурсы, аукционы и котировки единого Красноярского края и многое другое…
Методическое пособие «Проведение образовательных программ (семинаров) по повышению готовности к предпринимательской деятельности для подростков в возрасте 14 17 лет» Составители iconУчебное пособие Москва 2008 Инновационная образовательная программа Российского университета дружбы народов «Создание комплекса инновационных образовательных программ и формирование инновационной образовательной среды,
«Создание комплекса инновационных образовательных программ и формирование инновационной образовательной среды, позволяющих эффективно...
Методическое пособие «Проведение образовательных программ (семинаров) по повышению готовности к предпринимательской деятельности для подростков в возрасте 14 17 лет» Составители iconУчебно-методическое пособие Тамбов 2002 г. Авторы составители
Тамбовского рц фио по программе «Интернет- технологии для учителя предметника», «Интернет-технологии для администратора образовательного...
Методическое пособие «Проведение образовательных программ (семинаров) по повышению готовности к предпринимательской деятельности для подростков в возрасте 14 17 лет» Составители iconМетодическое пособие по составлению и реализации программ развития регионов
Проектом «Местный и региональный потенциал по разработке и мониторингу программ развития и бюджетирования»
Методическое пособие «Проведение образовательных программ (семинаров) по повышению готовности к предпринимательской деятельности для подростков в возрасте 14 17 лет» Составители iconГрабельников А. А., Волкова И. И., Гегелова Н. С. Организация информационного производства на телевидении: Учеб пособие
«Создание комплекса инновационных образовательных программ и формирование инновационной образовательной среды, позволяющих эффективно...
Методическое пособие «Проведение образовательных программ (семинаров) по повышению готовности к предпринимательской деятельности для подростков в возрасте 14 17 лет» Составители iconПроекта
Вид деятельности: Создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, защита их интересов всемерное расширение торгово-экономических,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница