Программа комплексного государственного экзамена «менеджмент»




Скачать 386.43 Kb.
НазваниеПрограмма комплексного государственного экзамена «менеджмент»
страница1/4
Дата конвертации02.09.2012
Размер386.43 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ


при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ФИЛИАЛ


УТВЕРЖДЕНО

Решением Ученого совета

Тольяттинского филиала РАНХиГС

от «__»______ 20__ г., протокол №_


Итоговая государственная аттестация

ПРОГРАММА


КОМПЛЕКСНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

«МЕНЕДЖМЕНТ»

И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

(ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ)


по специальности 080507.65 Менеджмент организации


Тольятти

2011

Составители:

А.М. Чупайда, канд. экон. наук, доцент;

В.И. Макарова, д-р экон. наук, доцент;

В.А.Бердников, д-р экон. наук;

А.Н. Романцов, д-р экон. наук, профессор;

Т.И. Черняева, д-р социол. наук, профессор;

О.И. Бондаренко, канд. социол. наук, доцент;

Г.В. Игнатьева, канд. экон. наук, профессор;

Л.Н. Букатина, канд. экон. наук, доцент;

В.С. Грачев, канд. экон. наук;

В.А. Обрубов, канд. техн. наук, доцент;

А.Н. Федорова, канд. юр. нук., доцент;

Р.В. Мережко, канд. экон. наук, доцент.


Итоговая государственная аттестация. Программа комплексного государственного экзамена «Менеджмент» и критерии оценки выпускных квалификационных работ по специальности 080507.65 Менеджмент организации / Сост. А.М. Чупайда и др. Тольятти: Тольяттинский филиал РАНХиГС, 2011. -29 с.


Учебно-методическое пособие содержит программу комплексного государственного экзамена «Менеджмент» по специальности «Менеджмент организации», критерии оценки выпускных квалификационных работ, а также библиографический список.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по данной специальности в программу включены наиболее значимые темы по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки.

Для студентов всех форм обучения специальности 080507.65 «Менеджмент организации».


ПРЕДИСЛОВИЕ



В современном мире менеджмент выступает в качестве основного ресурса стран, ставших на путь модернизации экономики в целях повышения результативности производства, укрепления благополучия и благосостояния граждан. Менеджмент является одним из главных факторов, обеспечивающих эффективность рыночной экономики. В ходе развития новых экономических отношений постоянно возникают проблемы, требующие принятия эффективных управленческих решений, основанных на глубоких знаниях теории и современной практики менеджмента.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом студенты всех форм обучения специальности 080507.65 сдают комплексный государственный экзамен «Менеджмент». Комплексный государственный экзамен позволяет выявить и оценить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач, готовность к основным видам профессиональной деятельности. Он проводится на заключительном этапе учебного процесса, включает ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки. Экзамен проводится в устной форме.

Программа итоговой государственной аттестации поможет студентам в подготовке и сдаче государственного экзамена. Знание критериев оценки выпускных квалификационных работ позволит осуществить разработку и защиту дипломных проектов с учетом требований к их теоретическому уровню и практической направленности.


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


Тема 1. Теоретические основы менеджмента

Менеджмент как наука и искусство, практика эффективного управления. Формы и виды менеджмента. Субъект и объект управления. Менеджмент, предпринимательство, бизнес: взаимосвязь понятий.

Условия и факторы возникновения и развития менеджмента. Школы и течения управленческой мысли. Подходы в менеджменте: количественный, процессный, системный, ситуационный,

Разнообразие национальных моделей менеджмента (американская, японская и российская) их специфика.


Тема 2. Закономерности и принципы менеджмента

Экономические законы общественного развития как основа научного управления производством.

Основные закономерности менеджмента, их объективный характер. Роль человеческого фактора в реализации закономерностей менеджмента.

Принципы менеджмента как важнейшая составная часть теории управления, их содержание и значение. Взаимосвязь принципов с закономерностями менеджмента.


Тема 3. Технологии менеджмента и его системность

Понятие процесса управления. Уровни и элементы процесса управления.

Содержание процесса управления, операции, процедуры, работы.

Технология процесса управления как система творческих, информационных, логических, организационных, вычислительных операций и процедур, выполненных в логической последовательности.

Инструменты, квалификационные навыки, технические знания в технологиях управления. Виды технологий и основные этапы в развитии технологий производства и управленческих практик как способа преобразования материалов, информации и человека.


Тема 4. Функции менеджмента

Сущность и значение функций менеджмента. Разделение и кооперация труда. Сущность процессного подхода в менеджменте. Основные функции менеджмента: целеполагание, планирование, организация, мотивация, контроль, координация.

Цели как системообразующий фактор в управленческой деятельности. Виды целей. Требования к постановке целей.

Сущность планирования, виды планирования. Стратегические и тактические планы в менеджменте. Оперативное планирование.

Организация как функция управления. Организация взаимодействия и полномочия. Построение организации.

Мотивация как функция управления. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Применение теорий мотивации в практике управления организацией.

Контролирующая функция менеджмента. Процедура контроля. Характеристики эффективного контроля. Поведенческие аспекты контроля.

Частные и специфические функции менеджмента.


Тема 5. Методы управления организацией

Понятие, сущность и значение системы методов менеджмента. Взаимосвязь методов и функций менеджмента. Классификация методов менеджмента. Взаимосвязь и взаимозависимость методов управления.

Экономические методы менеджмента, сущность, значение в современных условиях, область применения. Экономические рычаги и стимулы, используемые в управлении организацией.

Организационные методы: состав и значение методов. Организационное воздействие и его формы: регламентирование, нормирование, методическое инструктирование, распорядительное воздействие.

Сущность социально-психологических методов менеджмента. Виды социальных методов управления. Использование инструментария поведенческих наук в менеджменте.


Тема 6. Система принятия управленческих решений

Управленческие решения, их тип и характеристики. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.

Нормативно-организационный и дескриптивно-психологический подходы к процессу принятия управленческих решения. Системный подход к принятию решений в организации.

Управление процессом принятия организационных решений. Структура и этапы процесса принятия управленческих решений. Процедура подготовки, принятия и реализации управленческих решений. Роль постановки задачи и уяснения проблемы для качества принимаемого решения. Выработка вариантов решения и принятие оптимального из них. Использование методов интуитивного мышления, экспертных оценок, мозгового штурма, теории игр, социального игрового моделирования.

Методы оптимизации управленческих решений.

Организация выполнения управленческих решений.

Моделирование управленческих решений. Модели принятия решений: физические, математические и аналоговые.

Ответственность при разработке и реализации управленческих решений. Оценка качества и эффективности управленческих решений.


Тема 7. Организация как экономический субъект рыночной системы хозяйствования

Понятие организации как социально-экономической системы. Ее сущность и компоненты. Факторы, влияющие на поведение организации в условиях рынка. Стадии жизненного цикла организации. Движущие мотивы развития организации.

Внутренняя среда организации. Характеристика факторов внутренней среды: цели, задачи, структура, технология и персонал.

Ее сущность и назначение. Основные принципы формирования эффективной системы хозяйствования.

Производственный процесс и производственная структура. Основные, вспомогательные и обслуживающие процессы. Организация производства во времени и в пространстве.

Внешняя среда организации. Понятие внешней среды и ее основные компоненты. Взаимозависимость, сложность, подвижность и неопределенность факторов внешней среды. Факторы внешней среды прямого и косвенного воздействия: их характеристика.


Тема 8. Поведение организации на потребительском рынке

Потребительский спрос и его факторы. Объем, шкала и кривая спроса. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса: ее виды, кривая эластичности. Факторы ценовой эластичности спроса. Влияние ценовой эластичности спроса на изменение валового дохода.

Предложение и факторы, его определяющие. Объем, шкала и кривая предложения. Закон предложения. Эластичность предложения: ее виды, кривые эластичности.

Взаимодействие спроса и предложения. Рыночная цена. Равновесная цена и ее функции. Виды равновесия спроса и предложения. Экономическая природа дефицита и избытка товара.

Поведение организации на рынках совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, монополии.


Тема 9. Издержки, доход и прибыль организации

Издержки производства: понятие, виды. Бухгалтерские издержки. Экономические издержки. Альтернативные издержки. Явные и неявные предпринимательские издержки.

Структура издержек. Постоянные издержки. Переменные издержки. Средние издержки. Предельные издержки. Общие издержки. Точка безубыточности. Изменение издержек в краткосрочном и долгосрочном периоде. Эффект масштаба.

Себестоимость. Структура полной себестоимости. Амортизационные затраты. Величина годовых амортизационных отчислений. Калькуляция состава затрат.

Основные фонды организации, их структура и оценка. Показатели использования.

Оборотные средства, их составляющие, показатели оборачиваемости. Затраты на оплату труда.

Доходы предприятия. Выручка, объем реализованной продукции. Валовой доход. Предельный доход. Прибыль, ее сущность, функции. Валовая, балансовая прибыль. Виды рентабельности. Правило максимизации прибыли. Оценка эффективности хозяйственной деятельности организации.


Тема 10. Определение цен организациями

Цена, виды цен. Ценообразующие факторы. Структура цены. Оптовые и розничные цены. Факторы ценообразования. Методы ценообразования: ориентация на издержки, ориентация на конкурентов, ориентация на рынок. Преимущества и недостатки каждого метода. Стратегии ценообразования. Демпинг.

Государственное регулирование цен.


Тема 11. Планирование деятельности организации

Содержание и виды планирования. Система планов организации. Методы разработки планов развития организации в условиях рыночной экономики.

Виды, системы и задачи оперативно-производственного планирования для различных типов производства. Выбор системы ОППиУ. Календарно-плановые нормативы и их расчет. Организация ритмичной работы.

Особенности стратегического планирования, основные разделы и показатели плана развития организации. Текущее планирование деятельности организации.


Тема 12. Предпринимательская компонента в системе менеджмента

Предпринимательство и бизнес. Виды организации бизнеса.

Разработка учредительных документов. Специфика управления бизнесом на различных стадиях: подготовительный этап, регистрационный, начала работы, конкурентной борьбы, выхода на внешний рынок. Понятие корпоративного управления. Бизнес-план и его разработка. Содержание бизнес-плана.


Тема 13. Организационные структуры менеджмента

Структура как основа функционирования системы менеджмента. Воздействие структуры на эффективность процессов управления и эффективность хозяйствования.

Классификация организационных структур управления. Механистические и органические структуры и их виды. Централизованные и децентрализованные структуры управления.

Адаптивные органические структуры организации, их особенности. Проектная организация, матричная, программно-целевая структура. Новые формы органических структур.

Основные этапы организационного проектирования. Определение состава и связей структурных подразделений организации. Положения о структурных подразделениях организации, порядок их разработки. Должностные инструкции работников аппарата управления.

Основные направления совершенствования организационных структур управления.


Тема 14. Организационное поведение

Понятие организационного поведения, его назначение в подготовке менеджеров.

Теории поведения человека в организации. Бихевиористические теории: классическое и оперантное обусловливание. Когнитивные теории. Теория социального научения. Позитивное и негативное подкрепление.

Категория личности в организационном поведении. Социализация личности. Персональное развитие и поведенческий маркетинг в организации. Мотивация и результативность организации.

Природа групп и механизм их формирования. Лидерство в организации. Власть и влияние как факторы организационного поведения.

Анализ и конструирование организации. Управление поведением в организации: сущность, стадии. Разновидности управления поведением в организации. Управление нововведениями в организации.

Организационное поведение в системе международного бизнеса.

Тема 15. Управление как сфера профессиональной деятельности

Современные требования к менеджеру как субъекту управления. Профессиональные качества менеджера. Профессиограмма менеджера и ее структура. Компетентность, квалификация, образование, личные качества менеджера. Типы менеджеров.

Руководство в организации. Современные требования к руководителю.

Лидерство. Ситуационные модели лидерства. Ситуационная модель Ф. Фидлера. Теория жизненного цикла П. Херси и К. Бланчарда. Теория «Путь-цель» М. Эванса и Р. Хауса.

Управленческое влияние. Эмоциональное и рассудочное управленческое влияние. Понятие власти. Необходимость власти в управлении. Стили руководства: автократичный, демократичный и либеральный. Власть и партнерство. Четыре системы стилей руководства Р. Лайкерта. Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон.

Конфликтность в менеджменте. Понятие и природа конфликтов, методы разрешения конфликтов. Природа и причины стресса.

Управленческая культура. Современные требования к руководителю. Управления организационными знаниями и организационной культурой.

Понятие этики управления. Современные подходы, принципы и критерии оценки этики управления. Факторы и показатели этичного поведения.


Тема 16. Управление персоналом организации

Персонал организации как объект управления: место и роль управления персоналом в общей системе управления. Понятие, объект, субъект, цель и принципы управления персоналом.

Современные концепции развития кадрового менеджмента. Экономический, организационный, гуманистический подходы.

Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом.

Технологии формирования персонала. Анализ кадрового потенциала: методы и процедуры. Подбор персонала и профориентация. Профессиональная и организационная адаптация персонала.

Технологии развития персонала: перемещения, планирование деловой карьеры, работа с кадровым резервом, подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала.

Технологии рационального использования персонала: комплексная оценка персонала, мотивация поведения в процессе трудовой деятельности.

Оценка экономической эффективности использования трудовых ресурсов.


Тема 17. Управление маркетингом

Сущность маркетинга как функции управления. Функции маркетинга. Принципы маркетинга. Потребители как объект маркетинговой деятельности.Комплекс элементов маркетинга.

Комплекс элементов маркетинга.

Процесс управления маркетингом: этапы, цели и задачи. Анализ рыночных возможностей, отбор целевых рынков. Рыночная ориентация деятельности организации.

Товар в маркетинговой деятельности. Формирование товарной политики на предприятии. Комплексное исследование товарного рынка. Методология маркетингового исследования. Концепция жизненного цикла товара. Сегментация рынка. Стратегии выбора целевых сегментов.

Цена в системе маркетинга. Теоретические основы ценообразования. Стратегии маркетинга в области ценообразования.

Сбыт как ключевое звено маркетинга. Система распределения товара.

Оптовая торговля и ее функции. Розничная торговля. Методы продажи в розничной торговле. Сервис. Виды сервиса. Функции сервиса. Принципы организации сервиса.

Система продвижения товара. Виды продвижения. Формирование спроса и стимулирование сбыта. Сущность маркетинговой коммуникационной политики.

Организация деятельности маркетинговой службы, ее функции и задачи. Основные виды структур управления маркетингом. Взаимоотношения с другими службами фирмы. Специалист по маркетингу на предприятиях.

Планирование в маркетинге. План маркетинга и его разделы. Маркетинговые стратегии. Тактика маркетинга.

Контроль маркетинговой деятельности. Цели и задачи контроля маркетинговой деятельности. Обратные связи в системе маркетинга.


Тема 18. Управление качеством

Управление качеством: методы и функции. Системы управления качеством.

Понятие качества, уровень качества. Единичный показатель качества продукции. Комплексный показатель качества продукции. Интегральный показатель качества продукции.

Квалиметрия и область применения. Количественная оценка качества. Комплексная оценка качества. Контроль качества. Методы контроля качества. Статистические, комплексные, дифференциальные методы.

Сертификация продукции и систем качества. Схемы сертификации третьей стороной.

Система стандартизации качества. Международные стандарты.


Тема 19. Логистические подходы в менеджменте

Понятие и принципы логистики. Факторы и тенденции развития логистики. Функции логистики.

Механизм закупочной логистики. Функции снабжения. Управление материальными потоками в производстве. Логистика производственных процессов. Организация производственных процессов во времени и их оптимизация. Основные показатели эффективности управления производственными процессами. Организация ритмичной работы. Системы управления производством.

Управление запасами на основе логистических подходов.

Логистика распределения и сбыта. Транспортная логистика. Логистика сервисного обслуживания.

Организация логистического управления.


Тема 20. Бухгалтерский финансовый учет в управлении организацией

Квалификация имущества по видам, размещению и функциональной роли в организации. Классификация средств по источникам их образования и целевому назначению.

Учет доходов и расходов организации по обычным видам деятельности. Учет прочих прибылей и убытков. Порядок определения финансового результата. Отчет о прибылях и убытках как важнейший источник информации о финансовом результате деятельности организации.

Структура и содержание бухгалтерского баланса как источника информации для управления.


Тема 21. Управление финансами организации

Сущность финансового менеджмента, его цели и задачи. Содержание финансового менеджмента. Функции финансового менеджмента. Принципы финансового менеджмента. Основные концепции финансового менеджмента.

Инструменты и методы финансового менеджмента. Организация финансовой работы на предприятии: финансовые службы, их задачи и функции.

Эффект финансового рычага. Оценка финансового риска. Рациональная структура источников средств предприятия. Эффект операционного рычага. Расчет запаса финансовой прочности предприятия. Предпринимательский риск. Взаимодействие финансового и операционного рычагов.

Финансовые аспекты оборотных средств. Политика предприятия в области оборотного капитала. Модели формирования собственных оборотных средств. Управление дебиторской задолженностью и производственными запасами. Управление денежными потоками. Определение оптимальной суммы денежных запасов. Модель Баумоля. Модель Миллера-Орра.

Финансовые ресурсы. Структура источников финансирования. Традиционные источники финансовых ресурсов. Стоимость капитала. Управление собственным капиталом. Заемное финансирование. Лизинговое финансирование. Франчайзинг. Инструменты краткосрочного финансирования. Факторинг. Дивидендная политика предприятия. Факторы, влияющие на величину прибыли, дивидендов.

Сущность, содержание и виды рисков, их роль и значение для риск-менеджмента. Способы оценки риска. Содержание и функции страхования как метода риск-менеджмента. Хеджирование как один из методов риск-менеджмента. Управление инвестиционными рисками.


Тема 22. Финансово-кредитные отношения организации

Сущность и роль финансов и кредита в функционировании организаций. Функции финансов и кредита.

Финансовые ресурсы организации и источники их формирования. Собственный и заемный капитал организации. Основные принципы финансирования и кредитования организаций. Финансовое планирование и финансовый контроль в организации.

Экономическое содержание и виды прибыли организации, и факторы ее роста. Система показателей оценки финансового состояния организации. Основные и оборотные средства.

Ссудный капитал, источники его формирования. Основные принципы, формы и функции кредита. Кредитная система государства. Принципы банковского кредитования. Виды кредитных отношений организаций с банками.


Тема 23. Налоговый менеджмент

Сущность налогов и их роль в экономике государства и отдельного хозяйствующего субъекта. Налоговая система: сущность, принципы, структура налогов, механизм функционирования. Управление налогами.

Государственный налоговый менеджмент: сущность, объекты и субъекты.

Налоговый менеджмент в системе управления организацией. Налоговый менеджмент как составная часть финансового менеджмента. Роль налогового менеджмента в повышении конкурентоспособности фирмы. Принципы управления налогами в организации.

Характеристика налоговых сборов и их влияние на финансовое состояние налогоплательщика. Принципы налогового планирования, его разновидности. Элементы налогового планирования. Процесс налогового планирования. Общая схема налогового планирования. Понятие налоговой оптимизации.

  1   2   3   4


Похожие:

Программа комплексного государственного экзамена «менеджмент» iconПрограмма государственного экзамена для специальности 080507. 65 «Менеджмент организации»
Ноу впо ипи по программам высшего профессионального образования студентов, обучающихся по специальностям 080507. 65 «Менеджмент организации»...
Программа комплексного государственного экзамена «менеджмент» iconПрограмма комплексного государственного экзамена по специальности «Менеджмент организации»
Марксистская школа политэкономии: концептуальные положения и современные взгляды
Программа комплексного государственного экзамена «менеджмент» iconВ. А. Бердников, д-р экон наук
Итоговая государственная аттестация. Программа комплексного государственного экзамена «Менеджмент» и критерии оценки выпускных квалификационных...
Программа комплексного государственного экзамена «менеджмент» iconПрограмма вступительного комплексного экзамена по специальности магистратуры 6 m 051000 «Государственное и местное управление»
Перечень дисциплин государственного комплексного экзамена по специальности 6М051000 «Государственное и местное управление»
Программа комплексного государственного экзамена «менеджмент» iconПрограмма вступительного комплексного экзамена по специальности магистратуры 6 m 051000 «Государственное и местное управление»
Перечень дисциплин государственного комплексного экзамена по специальности 6М051000 «Государственное и местное управление»
Программа комплексного государственного экзамена «менеджмент» iconПрограмма комплексного государственного экзамена по специальности 061100 «менеджмент организации» cпециализация «финансовый менеджмент» (заочное отделение)
Государственный экзамен носит комплексный междисциплинарный характер, включает ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам...
Программа комплексного государственного экзамена «менеджмент» iconПрограмма комплексного государственного экзамена по специальности 061100 «менеджмент организации» cпециализация «финансовый менеджмент» (вечернее и заочное отделения второе высшее образование)
Государственный экзамен носит комплексный междисциплинарный характер, включает ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам...
Программа комплексного государственного экзамена «менеджмент» iconПрограмма комплексного государственного экзамена по специальности Оренбург 2011 ббк 658 удк 60. 8 М50 Обсуждена на заседании кафедры «Производственный менеджмент»
Обсуждена на заседании кафедры «Производственный менеджмент» от 22 сентября 2011 г., протокол №3
Программа комплексного государственного экзамена «менеджмент» iconРабочая программа комплексного государственного экзамена
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа комплексного государственного экзамена «менеджмент» iconПрограмма государственного экзамена по специальности  Специализация:  Факультет экономики Кафедра менеджмента Форма получения высшего образования дневная, заочная сокращенная
Программу государственного экзамена по специальности «Менеджмент» разработали профессор кафедры менеджмента д т н. В. И. Гончаров,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница