Решение проблемы предусматривает, с одной сторонок использование с одной стороны совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой необходимость интегрирования знаний,




Скачать 426.25 Kb.
НазваниеРешение проблемы предусматривает, с одной сторонок использование с одной стороны совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой необходимость интегрирования знаний,
страница1/3
Дата конвертации02.09.2012
Размер426.25 Kb.
ТипРешение
  1   2   3
Введение

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентиро­ваться в информационном пространстве, развитие критического и творчес­кого мышления.

Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория, совокупность приемов, операций овладения какой-либо областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (техно­логию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практи­ческим результатом, оформленным тем или иным образом

Педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть поня­тия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Результат, который можно увидеть, осмыслить, при­менить в реальной, практической деятельности.

Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которой дети заняты в ' течение конкретного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы.

Решение проблемы предусматривает, с одной сторонок использование с одной стороны совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний, умение применять знания из различных областей общей науки, техники, технологии, творчества. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теорети­ческая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология представляет собой совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Преимущества метода проектов

В чем преимущество проекта? Прежде всего з том. что ограниченный временными рамками урок «выплескивается» во внеурочною деятельность. Возрастная логика обучения, основанная на принципе «Великой дидактики» идти от простого к сложному, предполагает следующие формы само­стоятельной работы учащихся: творческую работу (подбор примеров, офор­мление иллюстраций, написание мини-сочинений и т.д.), сообщение, доклад, реферат, исследование, проект. Следует отметить, что выбранная форма должна соответствовать содержанию. Иногда же именуют рефератами и соответственно оценивают простые сообщения на заданною тему, к тому же буквально списанные из энциклопедии или словаря

Основные понятия: I

Сообщение - краткое освещение факта, события; известие

Доклад - публичное, развернутое освещение определенно и темы.

Реферат - краткое изложение содержания книги или анализ литературы по освещаемому вопросу, проблеме.

Исследование - научный труд, подвергнувший изучению факт, событие, процесс. Можно рассматривать исследование как сумму. приемов и методов, дающих информацию для анализа, который способствует обоснованию, осмыслению факта, процесса, события и т.д.

Проект - план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношение, программ), книгу, фильм, модель, сценарий и т.д.

Перечислим еще некоторые достоинства метода проектов:

  • Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу.

  • Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества.

  • Профессиональное самоопределение. Именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания?

  • При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям.

  • Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, прививает учащимся жиз­ненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.

Классификация проектов

на основе материалов А.С. Сиденко

По характеру результата:

  • информационный проект;

  • исследовательский проект;

  • обзорный проект;

  • проекты-инсценировки.

По форме:

  • видеофильм;

  • рекламный ролик;

  • телепрограмма;

  • интервью с известными людьми;

  • журнальный репортаж;

  • рок-опера.

По профилю знаний:

  • моноироекты - в рамках одного учебного предмета. При этом выби­раются наиболее сложные разделы или темы программы; укладываются в классно-урочную систему;

  • межпредметные проекты - по двум или более предметам; чаще ис­пользуются в качестве дополнения к урочной деятельности; выполняются во внеурочное время.

По числу участников:

  • личностные;

  • парные;

  • групповые.

По типу объекта проектирования (по А.Г. Раппопорту):

  • морфологические - проектирование вещей;

  • социальные - проектирование организаций, норм, сложных социаль­но-морфологических объектов;

  • экзистенциальные - проектирование личностного развития челове­ческого «Я» в процессе построения своей судьбы.

По характеру координации:

  • с открытой, или явной, координацией. - Координатор проекта уча­ствует в проекте в собственной, своей функции, ненавязчиво направляя

работу, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, дея­тельность отдельных его участников;

  • со скрытой координацией. - Координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный, но как один из многих участников проекта.

По уровню контактов:

  • внутришкольные или региональные - проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисципли­нарные, либо между школами, классами внутри региона, внутри одной страны;

  • международные. - Эти проекты представляют исключительный ин­терес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными аспектами.

По продолжительности:

  • краткосрочные - на нескольких уроках (3-6 уроков);

  • средней продолжительности - один-два месяца;

  • долгосрочные - до года.

✓ на основе материалов Е.С. Полат

исследовательские - требуют хорошо продуманной структуры, обозна­ченных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов;

творческие - предполагают соответствующее творческое оформление, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников;

ролево-игровые. - Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решае­мой проблемы;

информационные - требуют от участников изначальной направленно­сти на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомления уча­стников проекта с этой информацией, ее анализа и обобщения фактов, пред­назначенных для широкой аудитории;

практико-ориентированные - отличаются четко обозначенным с са­мого начала результатом деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих уча­стников.

Формы продуктов проектной деятельности

Внешние продукты:

Веб-сайт (предметный, тематический)

Атрибуты несуществующего государства

Видеоклип

Газета

Игра

Костюм

Музыкальное произведение

Спектакль

Анализ

Публикация

Справочник

Учебное пособие

Урок


Атлас

Бизнес-план Выставка

Действующая фирма

Журнал

Макет

Праздник

Картина

Социологический опрос

Сценарий

Чертеж

Оформление кабинета Система школьного управления

Внутренние продукты:

Развитие способностей:

  • вербально-лингвистических;

  • логико-математических;

  • визуально-пространственных;

  • моторно-двигательных;

  • межличностных;

  • угриличностных;

  • музыкально-ритмических;

  • натуралистических.

  • Проектная деятельность учителя в учебном процессе

  • Технология планирования учителем работы по организации выполнения учащимися проектов

  • Эффективность использования метода проектов зависит от качества подготовки педагогов к организации и руководству учебным проектированием. Это обусловлено в первую очередь тем, что усвоение школьниками новой информации в процессе проектной деятельности происходит в сфере проблемной неопределенности. Поэтому возникает необходимость проектиро­вания, организации и координации этой деятельности учащихся, еще не имеющих большого опыта самостоятельного выполнения проектов. Эти процессы в педагогике связывают с педагогическим проектированием.

  • В современной педагогике проектирование рассматривается в двух аспектах: как «идеальная» (мыслительная) деятельность и как деятельность по реализации замысла. Первая включает целеполагание, планирование, конструирование, моделирование и прогнозирование (В.С. Безрукова), вто­рая - организацию взаимодействия (субъектов проектирования между собой, с объектами и средой), диагностику, анализ результатов и коррекцию проектов (Е.С. Заир-Бек). Проектная деятельность учителя заключается в разработке и реализации в учебном процессе педагогических проектов (системы планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения поставленных целей).

  • Педагогическое проектирование можно представить в обобщенном виде следующей схемой: замысел > реализация —» рефлексия.

  • Алгоритм работы над проектом (вариант 1)

Стадия работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Подготовка

а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения

б) Подбор рабочей группы

' 1

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников

2. планирование

а) Определение ис­точников необходимой информации

б) Определение спо­собов сбора и анализа информации

в) Определение способа

представления результатов (формы проекта)

г) Установление процедур и критериев оценки результа­тов проекта

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы


Формируют задачи проекта. Вырабаты­вают план действий. Выбирают и обо­сновывают критерии успеха проектной деятельности


Предлагает идеи, высказывает пред­ложения. Наблюдает за работой учащихся


3. исследование

) Сбор и уточнение информации (основ­ные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, экспе­рименты и т.п.)

б) Выявление («моз­говой штурм»)

и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выпол­нения проекта

в) Выбор оптимального варианта хода проекта

г) Поэтапное выполнение исследовательских задач




Поэтапно выполня­ют задачи проекта

Наблюдает, совету­ет, косвенно руководит деятельностью учащихся




Стадия работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

4. Выводы

а) Анализ информа­ции

б) Формулирование выводов

Выполняют иссле­дование и работают над проектом, ана­лизируя информа­цию. Оформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе учащих­ся)

5. Представле­ние (защита) проекта и оценка его результатов

а) Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов {возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет)

б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)

и причин этого

Представляют про­ект, участвуют в его коллективном ана­лизе и оценке

Слушает, задает вопросы в роли ря­дового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, каче­ство использования источников, потен­циал продолжения проекта
  1   2   3


Похожие:

Решение проблемы предусматривает, с одной сторонок использование с одной стороны совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой необходимость интегрирования знаний, iconИнструкция по заполнению Технологического Предложения (ТП)
Заголовок должен быть, с одной стороны, читаемым и понятным для человека, не являющегося специалистом в данной технологии или области...
Решение проблемы предусматривает, с одной сторонок использование с одной стороны совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой необходимость интегрирования знаний, iconИнструкция по заполнению Технологического Предложения
Заголовок должен быть, с одной стороны, читаемым и понятным для человека, не являющегося специалистом в данной технологии или области...
Решение проблемы предусматривает, с одной сторонок использование с одной стороны совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой необходимость интегрирования знаний, iconЭколого-экономическая оценка установки
Одной из актуальных проблем Донецкого региона является с одной стороны
Решение проблемы предусматривает, с одной сторонок использование с одной стороны совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой необходимость интегрирования знаний, iconМаркетинговое управление
В российской экономике переходного периода маркетинг, с одной стороны, необходим для усиления конкурентоспособности, а с другой стороны,...
Решение проблемы предусматривает, с одной сторонок использование с одной стороны совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой необходимость интегрирования знаний, iconДоговор № /04-кс на оказание консультационных услуг по оценке стоимости
Московской регистрационной палатой, с одной стороны, и ООО “Заказчик”, в дальнейшем именуемое “Заказчик”, в лице Генерального Директора...
Решение проблемы предусматривает, с одной сторонок использование с одной стороны совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой необходимость интегрирования знаний, iconСтратегические карты
Процессы создания стоимости из нематериальных активов, с одной стороны, и из материальных и финансовых — с другой, серьезным образом...
Решение проблемы предусматривает, с одной сторонок использование с одной стороны совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой необходимость интегрирования знаний, iconПринципы и механизмы формирования управленческой команды
Актуальность проблемы работы определяется, с одной стороны, изменением самих
Решение проблемы предусматривает, с одной сторонок использование с одной стороны совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой необходимость интегрирования знаний, iconИнтересах, с одной стороны, и Общество ограниченной ответственностью «Центр предпринимательского мастерства»

Решение проблемы предусматривает, с одной сторонок использование с одной стороны совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой необходимость интегрирования знаний, iconПровинившиеся
Такая метка, с одной стороны, означает, что «мочить не будут», — во всяком случае
Решение проблемы предусматривает, с одной сторонок использование с одной стороны совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой необходимость интегрирования знаний, iconЗаконодательной базы
Естественно, каждого автора отличает собственное видение данного вопроса. С одной стороны
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница