Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом»




Скачать 378.3 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом»
страница1/4
Дата конвертации02.09.2012
Размер378.3 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4


Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Бреус Е.Д.


Учебно–методический комплекс

к спецкурсу

«Психологические основы управления персоналом»

(для студентов дневной и заочной формы обучения

факультета психологии по специальности социальная психология)

(часть 1)




Ростов–на–Дону


2007


Учебно-методический комплекс разработан кандидатом психологических наук, доцентом кафедры социальной психологии Бреус Еленой Дмитриевной




Рецензент к. психол. наук Е.М. Агнаева



Компьютерный набор и верстка ст. лаборанта Н.В. Лакосиной


Печатается в соответствии с решением методической комиссии кафедры социальной психологии ЮФУ, протокол № 4 от 18 апреля 2007.



1 Организационно-методический раздел


Цель и задачи курса: дать студентам систему знаний по психологическим основам управления персоналом; определить место и роль психологии управления в структуре социально–психологического знания; ознакомить студентов с существующими научными подходами к управлению персоналом и методическим обеспечением кадрового менеджмента, с технологиями управления персоналом на разных стадиях развития организации.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника: программа курса «Психологические основы управления персоналом» рассчитана на подготовку студентов, специализирующихся по кафедре социальная психология. Программа предполагает следующие формы работы: лекции, практические занятия, самостоятельное изучение литературы по проблемам психологии управления. Освоение содержания курса предполагает опору на знания, полученные студентами в рамках курса «Социальная психология». Курс включает в себя 7 разделов.


2 Содержание курса


Раздел 1. Исторические и методологические основы управления персоналом

Тема 1 . История развития и становления кадрового менеджмента

Четыре основных подхода к развитию теории и практики управления: подходы на основе выделения различных школ; процессный подход; системный подход; ситуационный подход.

Три профессиональные революции в истории Нового времени (появление свободных профессий, формирование массовых профессий, появление транспрофессиналов) и миссия менеджера по персоналу (Г. Перкин). Эволюция форм совместной деятельности (совместно–последовательная, совместно–взаимодействующая, совместно–индивидуальная, совместно–творческая) и четыре парадигмы в кадровом менеджменте: доктрина научной организации труда, доктрина человеческих отношений, доктрина контрактации индивидуальной ответственности и доктрина командного менеджмента. Основные типы профессиональной культуры кадрового менеджмента по Д. Коулу: бюрократическая организационная культура, органическая организационная культура, предпринимательская организационная культура и партиципативная организационная культура.


Тема 2. Методологические основы управления персоналом

Доктрина научного управления, или научной организации труда (Ф.У. Тейлор, М. Фоллет, Г. Эмерсон). Доктрина человеческих отношений (Э. Мейо, Д. Мак–Грегор, Ф. Херцберг, А.П. Слоун). Модели и особенности кадрового менеджмента (менеджер по персоналу – как попечитель, как специалист по трудовым договорам, и как архитектор кадрового потенциала) по Г. Хьюмену и Б.Мейсону. Преобразование управления персоналом в управление человеческими ресурсами и их различия. Два подхода в управлении человеческими ресурсами: рационалистический и гуманистический. Концепция «человеческого капитала»: теория человеческого капитала (Теодор Шульц, Гэри Беккер); концепция «Анализ человеческих ресурсов» (Эрик Флэмхольц); модели измерения индивидуальной стоимости работника (модель условной и реализуемой стоимостей и стохастическая позиционная модель).


Раздел 2. Психологический контекст управления персоналом

Тема 1. Лидерство и руководство

Сходство и различия процессов лидерства и руководства. Теории происхождения лидерства: «Теория черт» или харизматическая теория (Бэрд, Стогдилл); ситуационная теория лидерства или «групподинамический подход» (формальная и содержательная стороны стилей лидерства по К. Левину; четыре стиля лидерства по Р. Лайкерту; «Управленческая решетка» стилей руководства по Р. Блейку и Д. Моутону; cитуационная модель руководства Ф. Фидлера). Адаптивный стиль руководства по К. Арджирису. Эмоциональное лидерство (Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки). Основные типологии лидерства в отечественной психологии (Б.Д.Парыгин, Л.И. Уманский, Р.Л. Кричевский).


Тема 2. Психология принятия решений

Механизм принятия групповых решений (экспериментальные исследования К. Левина). Формы приятия групповых решений: групповая дискуссия («брейнсторминг» А. Осборн, и метод синектики У. Гордон); совещание; ситуационно–ролевые и деловые игры. Социально–психологические феномены процесса коллективного принятия решений: «Движение мотива»; «Коллективный интеллект»; групповая поляризация; сдвиг к риску; «огруппление мышления». Психология выработки и принятия личных решений. Виды решений и критерии их классификации. Модели поведения при принятии решений: теория принятия рациональных решений; психологическая теория решений по Ю. Козелецкому. Этапы рациональных решений.


Тема 3. Социально–психологический климат (СПК)

Основные подходы к пониманию природы СПК. Климат – как состояние коллективного сознания, как общественно–психологический феномен (Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин, Н.Н. Обозов, К.К. Платонов, А.К. Уледов). Климат как общий эмоционально–психологический настрой (А.А. Русалинова, А.Н. Лутошкин). Климат как система межличностных отношений, определяляющих социальное и психологическое самочувствие члена группы (В.М. Шепель, В.А. Покровский, Б.Д. Парыгин). Климат как психологическая совместимость, сплоченность, морально–психологическое единство, наличие общих мнений, обычаев, традиций (В.В. Косолапов, А.Н. Щербань, Л.Н. Коган). Факторы формирования СПК. Показатели проявления СПК.


Тема 4. Конфликты в организации

Природа конфликтов в организации: уровни, виды и типы конфликтов в организации; причины возникновения конфликтов (конфликтность организационной структуры, конфликтность инноваций и др). Конфликты в деловом взаимодействии. Моббинг – и способы его преодоления. Структурные методы разрешения конфликтов.


Раздел 3. Организационный контекст управления персоналом

Тема 1. Организация как феномен

Определение организации, ее сущностные характеристики; формальные и неформальные организации; организация как «имплицитная» модель, элементы внутренней среды организации (цель, структура, технология, финансы, управление, персонал) по Т.Ю. Базарову. Миссия, видение и стратегические цели организации. Жизненные стадии и циклы организации. Стадии развития организации: формирование организации, ее интенсивный рост, стабилизация, кризис или спад. Циклы развития организации с точки зрения целевой, ценностной установки фирмы в определенный период существования.


Тема 2. Характеристика внутренней среды организации

Структура организации и ее виды: линейная, функциональная и адаптивная; высокая и плоская. Понятие об управлении: определение управления (Друкер, Генри Минцберг); уровни управления по Талкотту Парсонсу; функции управления (Анри Файоль) в процессном подходе (планирование, организация, мотивация, контроль). Понятие «управление деятельностью» – новый подход (Гуин, Хейслер, Харт). Осуществление процессов (направление/планирование; управление/поддержка; роверка/оценка; развитие/вознаграждение) в рамках двух аспектов: миссия, цель деятельности, бизнес–план организации; установление коммуникативных связей, связанных с реализацией миссии. Классификация технологии по Джоан Вудворд: единичное мелкосерийное (или индивидуальное) производство; массовое (или крупносерийное) производство; непрерывное производство. Основные функции финансов: распределительная, стимулирующая, контрольная). Введение понятия «человеческий капитал», «интеллектуальный капитал». Персонал: определение, условия организации эффективной деятельности персонала (способности, потребности, ожидания, отношения или соц. установки, ценности).


Тема 3. Основные функции управленческой деятельности

Основные подходы к изучению управленческой деятельности (микроанализ, эмпирический анализ, анализ с позиций теории деятельности, ролевой подход, дименсиональный анализ, нормативный подход, функциональный анализ).Основные функции управления: функция целеполагания; функция планирования; функция организации взаимодействия; функция мотивации; функция контроля. Особенности функции принятия решений.


Раздел 4. Особенности управления персоналом на разных стадиях развития организации

Тема 1. Основные задачи службы управления персоналом на стадии формирования организации и ее интенсивного роста

Стадия формирования. 1. Подготовка организационного проекта: проектирование организационной структуры; расчет потребности в персонале; анализ кадровой ситуации в регионе; разработка системы стимулирования труда. 2. Формирование кадрового состава: анализ деятельности и формирование критериев отбора кандидатов; определение сегмента рынка рабочей силы, из которого целесообразно проводить набор. 3. Разработка системы и принципов кадровой работы: формирование кадровой политики и плана кадровых мероприятий; формирование самой кадровой службы (организационная структура, набор состава сотрудников); разработка системы сбора, хранения и использования кадровой информации.

Стадия интенсивного роста. 1. Привлечение нового персонала: поиск, оценка и отбор новых сотрудников; адаптация новых сотрудников; изменение организационной структуры организации (формирование новых подразделений); 2. Формирование организационной культуры; 3. Сохранение корпоративной культуры от размывания: удержание продуктивности и целостности корпоративной культуры, ее ценностей; заимствование всего наиболее интересное у новых сотрудников и включение в культуру собственной организации; транслирование корпоративной культуры в новые подразделения.


Тема 2. Задачи службы управления персоналом на стадии стабилизации и на стадии спада (кризиса)

Стадия стабилизации. 1. Оптимизация производства и снижение уровня затрат на персонал: проведение анализа деятельности и выявление источников потерь; закрепление новых вариантов деятельности в нормативных документах; повышение мотивации труда персонала. 2. Оценка эффективности деятельности сотрудников: проведение аттестации персонала и рабочих мест; улучшение системы распределения работы; оптимизация форм оплаты и стимулирования труда. 3. Развитие организации: выявление готовности сотрудников к изменениям; подготовка процесса проведения изменений; преодоление сопротивления изменениям; работа с резервом и планирование карьеры.

Стадия спада (кризиса). Преодоление кризиса предполагает: диагностику кадрового потенциала предприятия; разработку стратегии реорганизации; разработку антикризисной программы работы с персоналом (кадровые программы поддержки реорганизации; сокращение персонала; разрешение конфликтов; повышение производительности труда).


Раздел 5. Методы управления персоналом

Тема 1. Методы формирования кадрового состава: проектирование структуры организации (виды структурирования; факторы проектирования организаций; этапы проектирования); планирование потребности в персонале (расчет потребности в персонале); анализ кадровой ситуации в регионе (анализ основных профессионально–возрастных групп; анализ регионального рынка профессий; анализ уровня оплаты труда по категориям; оценка уровня занятости по категориям; оценка демографической ситуации в регионе; анализ национальных и культурных особенностей жителей региона); анализ деятельности и должностные инструкции (стадии анализа рабочего места, профессиографический анализ); привлечение кандидатов на работу в организацию (внутренний и внешний найм); оценка кандидатов при приеме на работу (этапы оценки персонала; методы оценки); адаптация персонала (цели адаптации, этапы адаптации, распределение ответственности за проведение адаптации).


Тема 2. Методы поддержания работоспособности персонала: повышение производительности труда и нормирование труда (факторы повышения производительности труда; основные подходы к оценке производительности труда; основные методы нормирования труда – хронометраж, оценка “стоимости труда”, определение “плавающего тарифа”); оценка рабочих мест (цель оценки, подготовка к проведению оценки, проведение интервью, анализ результатов и составление отчета); оценка труда (уровни, подходы, методы); аттестация персонала (функции и этапы проведения аттестации, элементы аттестации; анализ результатов и проведение собеседований по результатам аттестации, хранение информации по результатам аттестации); формирование кадрового резерва (типы кадрового резерва, принципы формирования и источники кадрового резерва; этапы работы с кадровым резервом – анализ потребности в резерве, формирование списка кандидатов в резерв, профессиональная и социально–психологическая подготовка кандидатов); планирование карьеры (типы – профессиональная и внутриорганизационная карьера и этапы карьеры – предварительный, становление, продвижение, завершение, пенсионный; фазы развития профессионала и управление карьерой).


Тема 3. Методы реформирования организации

Стратегии реорганизации (изменение масштаба оперативной деятельности, изменение направлений деятельности, реорганизация всего предприятия – организационной структуры глобальные организационные изменения организационно–кадровый аудит); методы проведения реорганизаций (принудительный метод, метод адаптивных изменений, управление кризисной ситуацией, управление сопротивлением или метод “аккордеона”); этапы реорганизации (создание образа «желаемого будущего», планирование процесса реорганизации, начало изменений, поддержка реорганизации, мобилизация, обновление); организационно–кадровый аудит (кадровых процессов, организационной структуры, персонала); методы недирективного сокращения персонала в разных типах организационных культур (увольнение по условиям контракта, проведение аттестации, поэтапная реорганизация, формирование команд под проекты).


Раздел 6. Теории мотивации и формы стимулирования трудовой деятельности

Тема 1. Теории содержания мотивации

Теория иерархии потребностей А. Маслоу (физиологические потребности; безопасность; принадлежность, причастность; признание и самоутверждение; самовыражение). Теория ERG Альдерфера К. (потребности существования; потребности связи; потребности роста). Теория приобретенных потребностей Мак–Клелланда (потребности достижения; потребности соучастия; потребности властвования). Теория двух факторов Герцберга (мотивирующие и факторы здоровья).


Тема 2. Теории процесса мотивации

Теория ожидания В. Врум, Л. Портер, Э. Лоулер (усилие, исполнение, результат). Теория постановки цели (сложность, специфичность, приемлемость, приверженность). Теория равенства. Концепция партисипативного управления (самостоятельность работников в принятии решений; привлечение к принятию решений руководством; право контроля качества; принятие участия в рационализаторской деятельности; право на формирование раб. групп).


  1   2   3   4


Похожие:

Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом» iconУчебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом»
Рецензент к психол наук Е. М. Агнаева
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом» iconУчебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом» для студентов дневной и заочной формы обучения
...
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом» iconУчебно-методический комплекс Для специальностей: 080507 Менеджмент организации 080505 Управление персоналом Москва 2008 Автор-составитель: доктор экономических наук, профессор С. В. Рогожин учебно-методический комплекс «Теория организации»
Учебно-методический комплекс «Теория организации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом» iconУчебно-методический комплекс по специальностям 080507 «Менеджмент организации», 080505 «Управление персоналом», 080601 «Статистика», 080111 «Маркетинг», 080104 «Экономика труда»
Данный учебно-методический комплекс содержит рабочую программу по курсу «Бухгалтерский учет»
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом» iconУчебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы журналистики» / А. С. Шилов, О. А. Воронова, Л. Г. Свитич. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова,...
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы документационного обеспечения управления»
«Основы документационного обеспечения управления» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Управление проектами аннотация минимальные требования к содержанию дисциплины/модуля/спецкурса Понятие «проект»
Требования, предъявляемые к проектам. Методологические аспекты управления проектной деятельностью. Технологии и методы управления...
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом» iconМакроэкономика учебно-методический комплекс для специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (городское хозяйство)» Великий Новгород 2006 макроэкономика учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс скорректирован в соответствии с учебным планом филиала рггу в г. Великий Новгород
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика предприятия (организации, фирмы)» составлен в соответствии с государственными стандартами и учебными планами специальностей: «Мировая экономика»,
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов экономического факультета и факультета управления заочной формы обучения
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом» iconИсследование систем управления учебно-методический комплекс Для специальностей: 080507 «Менеджмент организации»
Учебно-методический комплекс исследование систем управления составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница