Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. 2011. №2 (4)




Скачать 47.63 Kb.
PDF просмотр
НазваниеИнформатика, вычислительная техника и инженерное образование. 2011. №2 (4)
Дата конвертации02.09.2012
Размер47.63 Kb.
ТипДокументы
 
 
 
 
 
Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. – 2011. – № 2 (4) 
 
УДК 80.001.85 
 
Г.АКраснощекова 
 
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО 
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ 
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 
 
Статья  посвящена  организации  самостоятельной  работы  студентов  по 
иностранному  языку  с  использованием  информационных  технологий.  В  статье 
даются практические рекомендации, как грамотно организовать самостоятельную 
работу  студентов  по  выполнению  различных  профессионально  ориентированных 
заданий, используя неограниченные возможности информационных технологий. 
Самостоятельная  работа,  информационные  технологии,  профессионально 
ориентированные  задания,  повышение  качества  образовательного  процесса, 
коммуникативная компетенция. 
 
 
G.A. Krasnoshchyekova 
 
ORGANIZATION OF STUDENTS' SELF-STUDY WORK IN A FOREIGN 
LANGUAGE USING INFORMATIONAL TECHNOLOGIES 
 
The  article  is  devoted  to  organizing  students'  self-study  work  in  a  foreign 
language  using  informational  technologies.  The  article  provides  practical 
recommendations how to organize a self-study work of students correctly in doing the 
various  professional-oriented  tasks,  using  the  unlimited  possibilities  of  informational 
technologies. 
Self-study  work,  informational  technologies,  professional-oriented  tasks, 
improving the quality of the educational process, communicative competence. 
 
 
Глобальной 
задачей 
современного 
российского 
образования, 
как 
указывается  в  законодательных  документах  Российской  Федерации,  является 
совершенствование  общей  системы  образования,  подразумевающее  повышение 
качества образовательного процесса, использование современных педагогических 
технологий,  развитие  интеллектуального,  творческого  потенциала,  а  также 
грамотная организация самостоятельной работы обучаемых. 
Учебные  информационные  ресурсы  Интернета  постепенно  завоёвывают  и 
отечественное образование, которое вносит в них свои методические коррективы. 
Использование 
информационных 
технологий 
нацеливает 
на 
развитие 
самостоятельной  работы  студентов,  на  умение  логически  мыслить,  на  создание 
креативной 
способности, 
что 
является 
условием 
для 
формирования 
коммуникативной 
компетенции, 
а 
также 
готовности 
к 
межкультурной 
коммуникации [3]. 
Обучение  иностранному  языку  с  использованием  информационных 
технологий  показывает,  что  умение  извлекать,  обрабатывать,  использовать  и 
интегрировать  информацию  в  образовательный  процесс  даёт  ценнейший  опыт  и 
расширяет  навыки  работы  по  предмету,  что  действительно  полезно  и 
увлекательно  для  мировоззрения  и  получения  профессионального  образования. 
Работа  в  подгруппах,  в  команде  при  обмене  мнениями,  идеями  даёт  опыт 
 

 
 
 
 
 
Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. – 2011. – № 2 (4) 
позитивного  формирования  межличностных  отношений,  что  является  важным  в 
будущей профессиональной  деятельности.  Роль  преподавателя  оценивается  как 
корректирующая, направляющая. Ощущение студентами поддержки и помощи со 
стороны  преподавателя,  задача  которого  предлагать  практические  рекомендации, 
оставаясь  при  этом  одним  из  участников  создания  какого-либо  проекта,  ликви-
дирует психологические затруднения (страх, робость, неуверенность, апатия) [1]. 
В  условиях  неязыкового  вуза  при  изучении  дисциплины  «Иностранный 
язык»,  на  который  отводится  незначительное  количество  часов,  особенно 
необходимо  рационально  организовать  самостоятельную  работу  студентов.  И  в 
этом  неоценимую  помощь  нам  оказывают  современные  информационные 
технологии. 
Следует  отметить,  что  на  базе  Таганрогского  Технологического  института 
Южного  Федерального  университета  созданы  все  необходимые  условия  для 
обучения  студентов  иностранным  языкам  с  использованием  инновационных 
информационных  технологий.  Кафедры  оснащены  компьютерными  классами,  в 
университете  создан  Inсampus,  где  можно  осуществлять  обмен  любой 
информацией  между  студентами  и  преподавателями,  студенты  имеют  доступ  не 
только  в  локальную  институтскую  сеть,  но  и  в  интернет  для  получения 
информации. 
Необходимо  грамотно  организовать  самостоятельную  работу  студентов  по 
выполнению  различных  профессионально  ориентированных  заданий,  используя 
неограниченные  возможности  информационных  технологий.  Разрабатывая  банк 
заданий, представляющих собой различные проблемно-ориентированные задания, 
направленные на формирование и развитие видов речевой деятельности, навыков 
поисковой  и  исследовательской  работы  с  использованием  информационных 
ресурсов,  следует  четко  определить  их  уровень  и  методически  правильно 
представить алгоритм реализации. Рассмотрим разные уровни заданий. 
Первый  уровень  –  репродуктивные  задания:  представление  материала 
других  авторов  по  определённой  теме  из  разнообразных  источников  без  са-
мостоятельной  их  обработки;  составление  образцов  деловых  писем,  видов 
контрактов;  представление  научных  достижений  в  различных  областях  науки  и 
техники. 
Второй  уровень  –  репродуктивно-когнитивные  задания:  изложение 
содержания  изученного  материала  и  представление  на  его  основе  в  новом 
формате  (РР-презентация,  статья,  сообщение,  выступление  перед  аудиторией, 
виртуальное  путешествие); убеждение,  привлечение  на свою  сторону  оппонентов 
или  нейтрально  настроенных  лиц;  высказывание  по  определённой  проблеме 
(глобализация,  экологический,  экономический  кризис,  предотвращение  мировой 
термоядерной  войны  и  т.п.)  и  принятие  решения;  объективное  изложение 
информации (разделение мнений и фактов). 
Третий  уровень  –  когнитивные  задания:  поиск,  систематизация  и  анализ 
информации  по  определённой  профессиональной  теме  (сбор  данных  по 
международно-финансовой деятельности, статистическая отчётность совместного 
предприятия). 
Четвёртый уровень – когнитивно-креативные  заданияразработка плана 
или  проекта  на  основе  заданных  условий  по  определённым  пунктам  (план-
конспект, 
бизнес-план, 
заключение 
делового 
контракта, 
коммерческая 
корреспонденция);  изучение  межкультурных  особенностей  страны  изучаемого 
языка,  трактовка  восприятия  и  анализ;  поиск  ответа  на  вопрос,  представляющий 
собой непонятное, неизведанное, незнакомое, загадочное, таинственное. 
 

 

 
 
 
 
 
Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. – 2011. – № 2 (4) 
Пятый  уровень  –  креативные  задания:  реализация  задуманного  сценария 
в  различных  жанрах  (представление,  литературный  вечер,  демонстрация 
видеоролика,  театрализованная  постановка)  по  определённой  теме;  обоснование 
собственной точки зрения по определённой проблеме. 
Предложенные  задания  классификации  могут  быть  представлены  как  в 
чистом, так и в смешанном с другими заданиями варианте. 
Творческое  использование  логически  обработанного  материала  по  оп-
ределённой  теме  из  различных  информационных  источников  в  разных  вариантах 
представления  (печатный  текст,  электронная  версия,  устное  изложение  (доклад, 
речь, выступление), видеоролик, инсценирование и т.д.) предполагает фактическое 
знание материала и тщательную подготовку как преподавателя, так и студентов. 
Выполнение  подобных  заданий  на основе ресурсов Интернета в обучении 
иностранному 
языку 
подразумевает 
наличие 
соответствующего 
уровня 
сформированности 
у 
студентов 
различных 
видов 
компетенций. 
Для 
самостоятельной  работы  с  аутентичными  ресурсами  Интернета  необходима 
лингвокультурологическая 
компетенция. 
В 
случае 
отсутствия 
данной 
компетенции  преподавателем  должна  быть  проведена  предварительная  работа, 
сопровождающаяся  тренировочными  лексико-грамматическими  упражнениями 
на  основе  языкового  материала,  используемого  в  данных  аутентичных  ресурсах. 
Выполнение таких упражнений может либо предварять работу над проектом, либо 
осуществляться параллельно с ней. 
Современный  преподаватель  призван  содействовать  решению  данных 
задач, что  требует  от  него  тщательной  предварительной  подготовки  к  занятиям с 
использованием  проектов  (определение  адресов  использования  информационных 
ресурсов, подготовка различных раздаточных материалов, файлов заданий и т.п.), 
поскольку  при  создании  проекта  преподаватель  должен  обладать  высоким 
уровнем  предметной,  методической  и  инфокоммуникационной  компетенцией, 
являющихся «составляющей профессиональной компетенции преподавателя» [2] . 
Разработанные  по  какой-либо  теме  (профессиональной,  культурологи-
ческой) проекты являются отправным пунктом для анализа студентами проблемы, 
составляющей  суть  проекта.  При  решении  поставленной  задачи  возможно 
проникновение  в  различные  области  знаний.  Преимущества  использования 
данной  технологии  в  обучении  языкам  заключаются  в:  организации 
познавательной  деятельности  путём  внешнего  (предметного)  и  внутреннего 
(умственного)  моделирования;  имитации  различных  ситуаций  реальной  жизни, 
для  моделирования  которых  используются  средства  мультимедиа;  сочетании 
ситуационного  обучения  с  «языком  в  картинках»,  развитии  творческого 
мышления,  применении  полученных  знаний  в  новых  ситуациях;  в  эффективной 
тренировке  усваиваемых  умений  и  навыков  и  автоматизированном  контроле 
результатов  обучения;  повышении  мотивации  обучения  за  счёт  использования 
игровых компонентов; формировании умения самостоятельно строить различные 
пути  изучения  учебного  материала;  в  расширении  содержания  учебного 
материала, его новой организации; формировании информационной культуры и, в 
частности, культуры учебной деятельности. 
Образовательный  процесс  в  вузе  нацелен  на  соблюдение  основных  ди-
дактических  принципов:  систематичность  (строгая  логическая  последова-
тельность  изложения),  связь  теории  с  практикой,  сознательность  и  активность 
мышления,  вследствие  которых  происходит  повышение  качества  знаний, 
повышение  инициативности,  и  в  итоге    применение  полученных  знаний  на 
практике  и  развитие  интеллектуального  потенциала  обучаемых.  Главными 
особенностями  разработанного  курса  занятий  по  иностранному  языку  с 
 

 

 
 
 
 
 
Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. – 2011. – № 2 (4) 
использованием  технологии  проектов  (при  созданных  для  этого  условиях) 
являются:  а)  выработка  способности  решать  актуальные  проблемы  научного 
знания;  б)  развитие  критического  мышления;  в)  определение  собственной  по-
зиции;  г)  расширение  мировоззрения;  д)  повышение  интеллектуального  уровня 
современного  студента;  е)  формирование  готовности  будущего  специалиста  к 
межкультурной коммуникации. 
Проект  как  способ  формирования  готовности  к  межкультурной  ком-
муникации  предполагает  наличие  определённого  количества  материалов,  вы-
полненных  индивидуально  или  совместно  для  последующего  оценивания 
сформированности готовности студентов к межкультурной коммуникации. Папка 
с  личными  материалами  (портфолио,  рабочие  бумаги,  личные  записи,  блокнот, 
дневник и т.п.) может содержать следующие документы: 
1) 
титул  (тема,  ФИО  студента(ов),  образовательное  учреждение, 
кафедра,  руководитель,  дисциплина,  дата  начала  и  окончания  работы  над 
проектом; 
2) 
подготовительные  материалы  из  различных  информационных  ис- 
точников  (копии,  ксерокопии  различных  вспомогательных  источников,  карты, 
схемы,  чертежи,  вырезки,  рисунки,  картинки,  тексты,  свидетельства,  фо-
тографии, интересные события и факты, выдержки из текстов, афоризмы, цитаты 
и т.п.), отражающие тематику и содержание выбранной проблемы; 
3)  выполненные  самостоятельно  или  совместно  авторские  работы 
(план  разработки,  записи,  заметки,  чертежи,  описание,  мысли,  заключения, 
выводы, фотографии, рисунки и т.п.); 
4)  итоговая работа (демонстрация в мультимедийной аудитории); 
5) 
лист  оценивания  работы  (мнения  экспертов,  студентов,  преподава-
телей и др.); 
6) 
дипломы, сертификаты, призы (в случае участия работ(ы) в конкурсах, 
турах, соревнованиях и т.п.). 
Результаты  своей  работы  студенты  могут  оформить  в  формате 
Word-документа, PowerPoint-презентации, в форме устного доклада (сообщения) 
перед  аудиторией,  в  качестве  газетной  статьи  для  институтской  газеты  и  для 
стенной газеты. 
В  разделе  «Страница  студента»  могут  быть  представлены  все  черновые 
работы студента, наброски, разработки его ответов, записи, рисунки и т.п. или же 
чётко  структурированный  ежедневный  листок,  где  ясно  и  точно  указаны  тема, 
цель, намерения, результат, адреса, план на следующий день. 
Раздел  «Страница  преподавателя»  может  отражать  планирование  работы 
преподавателя,  успехи  и  достижения  отдельных  студентов  и  группы  в  целом, 
черновые записи, заметки, отражающие результаты и неудачи каждого отдельного 
студента и группы (подгруппы) в целом. 
В  процессе  выполнения  алгоритма  задействованы  следующие  виды  ре-
чевой деятельности: введение – говорение; задания – чтение; ход работы и ссылки 
на  информационные ресурсы –  говорение, чтение, письмо, аудирование;  критерии 
оценки – говорение, аудирование; заключение – говорение, аудирование; страница 
студента – письмо; страница преподавателя – письмо. Следует особо отметить, что 
два  последних  элемента  (страница  студента  и  страница  преподавателя)  не 
подлежат критериям оценивания и являются личными бумагами со-участника. Тем 
не  менее,  преподаватель  вправе  попросить  страницу  студента  для  оценивания  его 
индивидуальной  работы  при  возникновении  какой-либо  спорной  ситуации. 
Осуществление  речевой  деятельности  при  выполнении  заданий  по  проекту 
происходит  при  парной  и  групповой  работе,  при  индивидуальной  работе 
 

 

 
 
 
 
 
Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. – 2011. – № 2 (4) 
осуществляется  консультирование  и  контроль  с  преподавателем,  с  другими 
участниками. При возникающих затруднениях преподаватель активно включается в 
процесс подготовки, оказывая студентам практическую и моральную поддержку. 
Таким образом, при выполнении проекта решаются следующие задачи: 
1) 
формирование  и  развитие  готовности  студентов  неязыкового  вуза  к 
межкультурной  коммуникации  посредством  определённой  языковой  работы, 
которая  включала  работу  по  всем  видам  речевой  деятельности:  а)  чтение  (по-
исковое,  просмотровое;  ознакомительное,  изучающее);  б)  письменная  речь 
(представление  найденной  информации  в  сокращённом/обработанном  виде, 
работа  в  текстовом  редакторе,  собственная  продукция/комментарии);  в)  устная 
речь  (монологическая  –представление  результата  работы  в  устной  форме  на 
основе  изученного  материала;  диалогическая  –  вопросы  по  содержанию 
выступлений,  Quiz-викторина,  подведение  к  дискуссии);  г)  аудирование  (видео-
аудиоматериалы, речь участников других подгрупп); 
2) 
развитие  и  совершенствование  навыков  владения  компьютерной 
грамотностью для изложения накопленного материала на иностранном языке, 
что  предполагает:  а)  владение  латинской  клавиатурой;  б)  составление  и  де-
монстрацию презентаций (PowerPoint, Word-Document); 
3) 
развитие  и  совершенствование  способностей  работы  с  оригиналь-
ными  источниками:  а)  поиск  информации  но  WWW-адресам,  изучение,  отбор, 
формулирование  и  изложение  своих  мыслей;  б)  развитие  и  умение  восприятия 
актуальной информации и её оценивание; 
4) 
развитие  профессиональных  качеств  будущего  специалиста:  ком- 
муникабельность,  знание  норм  международного  этикета,  развитое  мировоз-
зрение, высокая культура. 
Таким  образом,  использование  проектов,  рассматриваемых  нами  в 
качестве  вида  информационных,  проблемно-ориентированных  заданий  инди-
видуального или группового обучения, направленных на формирование и развитие 
навыков самостоятельной, поисковой и исследовательской деятельности студентов 
в  процессе  освоения,  исследования,  обработки  и  презентации  языкового 
учебного  материала,  приводит  к  овладению  прочными  знаниями  по 
иностранному языку и формированию готовности к межкультурной коммуникации. 
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 
1.  Алмазова  Н.И.  Когнитивные  аспекты  формирования  межкультурной  компетентности 
при обучении иностранному языку в неязыковом вузе: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 –
Санкт-Петербург, 2003. – 446 c.  
2.  Евдокимова  М.Г.  Компьютерная  среда  развития  автономности  студента  в процессе 
овладения  иностранным  языком  //  Автономность  в практике  обучения  иностранным 
языкам  и культурам:  Сборник  научных  трудов  МГЛУ.  Выпуск  461.  –  Москва:  МГЛУ, 
2001 – С. 81 – 96. 
3.  СоколоваЕ.И. Оптимизация процесса обучения иностранному языку в неязыковых вузах на основе 
компьютерных поддерживающих программ: На материале английского языка : дисс. ... канд. Пед. наук: 
13.00.02 – Санкт-Петербург, 2005. –206 c. 
 
Краснощекова Галина Алексеевна 
Технологический  институт  федерального  государственного  автономного  образовательного 
учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в 
г.Таганроге 
E-mail: krasnoshokova@ tsure.ru 
347928, г.Таганрог, пер. Некрасовский, 44 
Тел. 88634315380 
 

 

 
 
 
 
 
Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. – 2011. – № 2 (4) 
Krasnoshchyekova Galina Alekseyevna 
Taganrog Institute of Technology- Federal State – Owned Autonomy Educational Establishment of 
Higher Vocational Education “Southern Federal University” 
E-mail: krasnoshokova@ tsure.ru 
44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia, 
Phone: +78634315380 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 



Похожие:

Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. 2011. №2 (4) iconОсновная образовательная программа по направлению подготовки бакалавра230100 Информатика и вычислительная техника по профилю Автоматизированное управление бизнес процессами и финансами
Фгос впо подготовки бакалавров по направлению 230100 Информатика и вычислительная техника, утвержденным приказом Министра образования...
Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. 2011. №2 (4) iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника Профиль подготовки «Автоматизированные системы обработки информации и управления»
Основная образовательная программа высшего профессионального образования реализуется вузом по направлению подготовки 230100 Информатика...
Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. 2011. №2 (4) iconОсновная образовательная программа 230100. 62 «Информатика и вычислительная техника»
Разработка и предоставление образовательных услуг в области среднего, высшего и дополнительного профессионального образования
Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. 2011. №2 (4) iconДля начала ознакомьтесь с правилами онлайн-регистрации
Программа arcade финансирует мобильность студентов по следующим специальностям: сельское хозяйство, архитектура, городское и региональное...
Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. 2011. №2 (4) iconПрограмма разработана в соответствии с: Федеральным Государственным Образовательным Стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500 «Бизнес-информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 "Бизнес-информатика",...
Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. 2011. №2 (4) iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 230700. 62 Прикладная информатика Профиль подготовки «Прикладная информатика в дизайне»
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова (далее Университет) по направлению подготовки 230700. 62 Прикладная...
Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. 2011. №2 (4) iconПрограмма дисциплины Современные методы и средства бизнес-моделирования  для направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500....
Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. 2011. №2 (4) iconПрограмма учебной дисциплины Наименование магистерской программы Прикладная информатика Направление подготовки 080800 «Прикладная информатика»

Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. 2011. №2 (4) icon5 августа 2011 года инвестиции беларусь стала лидером в СНГ по инвестициям в основной капитал в I полугодии
Еженедельный выпуск: «Инновационные технологии в Беларуси: инвестиции, наука, техника»
Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. 2011. №2 (4) iconОсновная образовательная программа высшего пофессионального образования направление подготовки: 230700. 62 «Прикладная информатика»
«Прикладная информатика в экономике» представляет собой систему документов
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница