Конспект второго занятия




НазваниеКонспект второго занятия
страница1/5
Дата конвертации03.09.2012
Размер0.67 Mb.
ТипКонспект
  1   2   3   4   5





Конспект второго занятия


РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА

Мультимедийная обучающая программа




Занятие 2.


Основы разработки бизнес-плана:

предприятие, продукция, маркетинг


  • 2.1. Методические рекомендации

  • 2.2. Предприятие в рыночных условиях

  • 2.3. Маркетинговая программа



УНИАР

Москва, 2007


Цель занятия

Изучить основополагающие разделы бизнес-плана и методологию его разработки


Вы научитесь


  • Опираясь на предложенные методические рекомендации, грамотно анализировать хозяйственную деятельность предприятия и отрасли

  • Правильно составлять маркетинговую программу



В программе занятия

  • Лекция по основам разработки разделов бизнес-плана

  • Ответы на часто задаваемые вопросы

  • Самоконтроль



2.1. Методические рекомендации по разработке бизнес-плана


Порядок разработки инвестиционного бизнес-плана



Анализ среды

  • Общеэкономический анализ

  • Отраслевой анализ

  • Микроэкономический анализ













Анализ проекта

  • Проверка данных

  • Маркетинговый анализ

  • Анализ организационно-правовой формы

  • Финансово-экономический анализ





Документирование

  • Текст-шаблон




Реализация





Бизнес-план

Анализ среды.


Нет такого предприятия, которое бы функционировало вне времени и пространства. Стало быть, внешняя и внутренняя среда оказывают воздействие на планы фирмы. Чтобы оценить это воздействие, проводят анализ среды функционирования предприятия. Глубина зондирования среды зависит от целей проекта и от заказчика. Она включает:

  • Общеэкономический анализ.

  • Отраслевой анализ.

  • Микроэкономический анализ.


В ходе общеэкономического анализа рассматриваются:

  • темпы экономического роста;

  • уровень социально-политической стабильности;

  • уровень правовой стабильности;

  • уровень инфляции;

  • стабильность национальной валюты;

  • состояние платежного баланса страны;

  • уровень процентной ставки за кредит;

  • размеры и динамика государственных расходов и инвестиций;

  • развитость рыночной инфраструктуры.



В отраслевой анализ входит рассмотрение следующих вопросов:

  • темпы и перспективы роста отрасли;

  • состояние рынков сбыта;

  • уровень конкуренции;

  • наличие специальных налоговых режимов и элементов государственного регулирования;

  • особенность ниши, которую займет объект реализации проекта.


Микроэкономический (локальный) анализ включает в себя анализ всех существующих в настоящий момент сторон деятельности фирмы. Он может быть представлен в виде исходного бизнес-плана, в котором отражены следующие аспекты:

  • история фирмы;

  • правовой статус;

  • состояние контрактов;

  • состояние производства;

  • выпускаемая продукция;

  • структура управления;

  • финансовое состояние фирмы;

  • состояние социальной сферы;

  • маркетинговая политика.



Анализ проекта.


Анализ проекта, собственно, и представляет собой процесс бизнес-планирования. Этот анализ осуществляется на основе принятой модели. Модель должна предусматривать:

  • Проверку исходных данных.

  • Маркетинговый анализ.

  • Анализ организационно-правовой формы.

  • Финансово-экономический анализ.


Информация, используемая в ходе анализа проекта, должна быть проверена. В первую очередь, проверки требуют следующие данные:

  • объем инвестиций в проект;

  • нормы амортизации;

  • затраты на производство и реализацию продукции;

  • ставки процентов за кредит;

  • цены на продукцию, которую предстоит выпускать.


Маркетинговый анализ состоит из следующих этапов:

  1. Оценка конкуренции.

  2. Определение стратегии маркетинга.

  3. Исследование рынка.

  4. Прогноз объема продаж.


В оценку конкуренции входят:

  • степень конкуренции;

  • потенциальные конкуренты;

  • наличие государственного регулирования.


Определение стратегии маркетинга – это

  • стратегия сбыта;

  • стратегия ценообразования;

  • реклама и другие методы продвижения товара;

  • анализ места размещения предприятия.

При исследовании рынка необходимо обратить внимание на

  • поиск и анализ первичной информации;

  • оценку реакции рынка.

Прогноз объема продаж – это

  • объемы продаж по периодам;

  • объемы продаж по продуктам и услугам;

  • объемы продаж по группам потребителей;

  • доля рынка (в %).


Анализ организационно-правовой формы осуществления проекта зависит от выбранного способа его реализации. Возможны следующие случаи:

  1. Проект реализуется на базе существующего предприятия. Тогда инвестор предоставляет средства

  • либо путем приобретения им ценных бумаг этого предприятия;

  • либо путем прямого (стратегического) инвестирования;

  • либо в форме инвестиционного кредита.

  1. Проект реализуется на базе вновь создаваемого предприятия, в число учредителей которого входит потенциальный инвестор, который вносит в уставный капитал оговоренную сумму. В этом случае определяется организационно-правовая форма предприятия, создаваемого для реализации проекта (например, ООО, ОАО, ЗАО и т.д.).


При построении финансово-экономической модели учитываются следующие элементы:

  • методы ведения бухгалтерского учета;

  • порядок начисления амортизаций;

  • расчёты налоговых платежей;

  • график погашения долговых обязательств;

  • стратегия формирования запасов и др.



Документирование.


В ранних методиках по разработке бизнес-планов полагалось, что документирование – это заключительный этап бизнес-планирования, окончательное оформление бизнес-плана. Однако сегодня уже очевидно, что бизнес–планирование не является однонаправленным процессом: бизнес-план периодически уточняется и корректируется. В связи с этим документация также подлежит периодической корректировке. Это как фотопортрет "на сегодня". С той лишь разницей, что корректировка является встроенной. Действительно, если шаблон бизнес-плана сделан в Word, а таблицы, например, в Excel, то такая корректировка происходит автоматически с использованием встроенных функций Microsoft Office.


Текст-шаблон для разработки текстовой части бизнес-плана включает следующие разделы:


  1. Титульный лист.

  2. Оглавление.

  3. Резюме (вводная часть).

  4. Анализ положения дел в отрасли.

  5. Существо проекта.

  6. План маркетинга.

  7. Производственный план.

  8. Организационный план.

  9. Оценка рисков и страхование.

  10. Финансовый план.

  11. Стратегия финансирования.


Следует отметить, что вариант текста-шаблона зависит от выбранной методики разработки бизнес-плана. В некоторых методиках отдельные разделы могут отсутствовать или же могут быть объединены в один.

Текст-шаблон обычно изготавливается в текстовом редакторе Word. При работе с этим текстом можно дополнять или стирать отдельные слова и фразы. В определенных местах, выделенных в тексте, необходимо вносить ответы на заранее заготовленные вопросы.


Ознакомьтесь, пожалуйста, с содержанием текста-шаблона инвестици-онного бизнес-плана, выполненного по методике "ТЭО ИНВЕСТ". Его общая схема такова:


1. Резюме (Вводная часть).

2. План маркетинга.

3. Инвестиционная программа.

4. Производственные издержки.

5. Финансовый план и оценка эффективности.


Исполнительное резюме


Предпринимательский замысел проекта

Представленный проект предусматривает организацию производства ____________________________________________________________________ в рамках организуемой компании ______________________________________________________.

Календарный план работ, состав оборудования и основные статьи издержек приведены в разделе Инвестиционная программа.

Проект ориентирован на использование технологических линий и оборудования _______________________________________, которые обеспечивают высокое качество продукции и гибкость производства. Предполагается расширять ассортимент и объем производства за счет _______________________________________.

В соответствии с законодательством о малом предпринимательстве вновь созданная компания имеет право на льготное налогообложение. Это положительный фактор при реализации проекта.

Продукты и услуги. Потенциал рынка, конкурентные преимущества

Анализ показывает, что рынок ________________________ изделий далек от насыщения. Конкурентные предприятия заполняют рынок стандартной продукцией, не имеют гибких технологических линий и не способны быстро реагировать на изменения рынка.

Компания использует импортное оборудование и технологию производства фирмы “___________________________” - лидера европейского качества.

Технология, используемая в _________________, способна удовлетворить специфику спроса и требования потребителей, что создает конкурентное преимущество.

В технологическом процессе ____________________________________ используются _________________________________. Это позволит выпускать продукцию высокого (европейского) качества и захватить часть рынка продукции для элитного покупателя и проводить необходимую ценовую политику для обеспечения высокого уровня рентабельности производства.

Участники проекта

Для реализации проекта создается новая компания - ______________________________ с уставным капиталом ______________________. Учредители компании: физические лица (______% уставного капитала) и юридические лица:______________________________________________ (_____% уставного капитала).

Руководители компании:

  1. ______________________________________ - директор,

  2. ______________________________ - финансовый директор,

  3. ___________________________________ - гл. бухгалтер.

Команда менеджеров проекта имеет опыт работы в области организации производства __________________________________с использованием западной технологии и оборудования. Руководители компании участвовали в организации аналогичного производства и обладают профессиональными знаниями в этой сфере, они прошли обучение ____________________________________, где освоили особенности организации производства ______________________________________.


Финансовое резюме

В соответствии с расчетами, приведенными в разделе Инвестиционная программа, суммарные инвестиционные издержки по проекту составляют ________________, в том числе, ______________________ на закупку и монтаж оборудования, __________________ на проведение строительных работ и реконструкцию производственных помещений и ___________________ на оборотные средства.

Расчеты, проведенные в разделах План маркетинга и Производственные издержки, показывают, что ежеквартальный объем продаж после выхода на проектную мощность производства продукции в размере _______________ составляет ________ тыс. USD. Рентабельность продаж (доля чистой прибыли в объеме продаж) составит __________%.

Расчеты, приведенные в разделе Финансовый план и оценка эффективности проекта, показывают, что если компания получит кредит в размере ____________ тыс. USD на покрытие инвестиционных издержек на условиях _____% годовых и кредит поставщика оборудования в форме финансового лизинга в объеме _______ тыс. USD, то она выполнит обязательства по обслуживанию кредитов и полностью погасит кредиты через ________ года от начала реализации проекта.

Срок окупаемости проекта ________________________ – __________ месяца.

Основные показатели эффективности проекта приведены в таблице:

Таблица

Показатель

Значение

Суммарный объем инвестиций, тыс.USD




Вложение собственных средств, тыс.USD




Реинвестирование доходов проекта, тыс.USD




Заемные средства, тыс.USD




Чистый дисконтированный доход (NPV), тыс.USD




Внутренняя норма прибыли (IRR), %




Индекс прибыльности инвестиций (PI), %




Рентабельность продаж, %




Рентабельность акционерного капитала, %




Реализация проекта обеспечит:

  • Стабильность производства и конкурентоспособность производимой продукции.

  • Закрепление и расширение круга постоянных клиентов на основе договоров.

  • Повышение качества и объема производства продукции.

  • Увеличение числа рабочих мест и рост налоговых поступлений в местный бюджет.



План маркетинга

Рынок и план маркетинга

Компания планирует активную рекламу производимой продукции. Реклама на рынке ____________________ практически отсутствует, что указывает на то, что этот сегмент рынка еще не вступил в стадию насыщения.

Менеджеры компании в своей практической деятельности ориентируются на товарно-дифференцированный маркетинг. Руководство компании считает необходимым иметь свою торговую марку. Продукция компании _________________________________ должна быть узнаваема. По расчетам затраты на рекламу и продвижение товара __________USD в год. Первоначально планируется рекламировать продукцию посредством рекламных плакатов, которые разместятся в местах продажи. На продукцию, реализуемую в упакованном варианте, будет наклеиваться наша торговая марка.

Планируется проведение __________________________________________, что является несомненно эффективным рекламным приемом. Во время _________________________________будут использоваться значительные скидки на продукцию. Проведение этих мероприятий будет поручаться квалифицированному персоналу компании.

Программа продаж

Прогнозируемый выпуск продукции при выходе на проектную (номинальную) мощность и планируемые отпускные цены приведены в таблице.

Таблица. ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА ПРИ НОМИНАЛЬНОЙ МОЩНОСТИ

N

Номенклатура

продукции

Оптовая цена единицы, USD

Выпуск при номинальной мощности (штук в месяц)

Выручка от реализации, USD

1













2
















Итого:










Производственная программа и график выхода на проектную мощность приведены на рис._____.

Реализация продукции компании организована посредством продажи ее через сеть специализированных магазинов, с которыми компания намерена заключить соответствующие договоры, а также через пункт продажи _____________________.

Прогнозируемый объем выручки от реализации продукции показан на рис._______.


Инвестиционная программа

Подготовительный этап

Продолжительность __________ месяц.

Состав работ и затраты:

  • Поиск производственного помещения и оформления договора на аренду. (Требования к помещению приведены в таблице.)

  • Разработка рабочего проекта ______________ с привязкой его к конкретному помещению – _____________USD.

  • Согласование и получение необходимых разрешений - _________ USD.

Итого затраты на подготовительном этапе - ___________ USD.


Таблица. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ПОМЕЩЕНИЮ

Тип

Отдельное здание или пристройка

Общая площадь

.

Подведенная электрическая мощность, квт




Этажи




Высота потолков




Инженерные требования




Допустимая нагрузка на пол




Закупка оборудования и строительство

Продолжительность - _______ месяца.

Состав работ и затраты:

  • Строительные работы и реконструкция помещения - _________USD.
    Состав работ и затраты приведены в
    таблице.

  • Приобретение оборудования для офиса – ________USD.
    Перечень оборудования и расчет затрат приведены в
    таблице.

  • Закупка и доставка производственного оборудования - __________USD.
    Перечень оборудования и расчет затрат приведены в
    таблице.

  • Монтаж и наладка технологического оборудования - __________USD.

Итого - __________ USD.


Таблица. ЗАТРАТЫ НА СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕКОНСТРУКЦИЮ ПОМЕЩЕНИЯ



N

Наименование

Стоимость, USD

1

Подвод теплосети




2

Электротехнические работы




3

Сантехнические работы
















Накладные расходы







ИТОГО






Таблица. ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОФИСА



N

Наименование

Кол-во в комплекте

Стоимость комплекта USD

1

Компьютер







2













ИТОГО









Таблица ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ



N

Наименование

Кол-во в комплекте

Стоимость комплекта USD

1

























Общая стоимость комплекта оборудования







Примечания:

Подготовка и освоение производства

Продолжительность - _____ месяца. Выпуск продукции в среднем на уровне ____% от проектной (номинальной) мощности.


Состав работ и затраты:

  • Закупка сырья и формирование первоначальных оборотных средств - _____ USD.

  • Обучение персонала, освоение оборудования и подготовка производства - _______ USD.

  • Получение лицензии на производство - _______USD.

Итого - _________USD.

Выход на проектную мощность производства

Состав затрат:

Закупка дополнительного сырья и формирование оборотных средств при номинальной мощности производства - ________ USD.

Суммарные инвестиционные издержки по этапам проекта приведены в таблице “Инвестиционные издержки”.

Инвестиции в основной капитал включают расходы на приобретение и монтаж оборудования, а также расходы на строительные работы и реконструкцию производственного помещения.

Инвестиции в оборотный капитал учитывают затраты на закупку и поддержание запаса сырья, объем которого рассчитывается с учетом принятой программы производства, а также дебиторскую задолженность, связанную с задержкой в поступлении денег от оптовых покупателей, в среднем ___ дней. Запас сырья на складе, в зависимости от вида сырья, планируется на уровне ____ дней.


Производственные издержки

Основные статьи производственных издержек за период (квартал) при номинальной мощности производства, включают:

  1. Прямые затраты на закупку необходимого сырья ________ USD.
    Состав сырья и расчет затрат приведен в
    таблице.

  2. Расходы на оплату труда персонала с начислениями ________ USD.
    Штатное расписание приведено в
    таблице.

  3. Затраты на оплату электроэнергии - ________ USD.

  4. Затраты на содержание офиса - ________USD.

  5. Затраты на обслуживание и ремонт производственного оборудования - ________USD.

  6. Затраты на рекламу и продвижение товара - _______ USD.

  7. Оплату аренды производственных помещений - _______ USD.

  8. Непредвиденные расходы - ________ USD.

  9. Затраты на электроэнергию при номинальной мощности производства составят - __________USD.

  10. Арендную плату за год - ________ USD.



Таблица ЗАТРАТЫ СЫРЬЯ ПРИ НОМИНАЛЬНОЙ МОЩНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА



N

Продукт

Количество за квартал

Цена,

USD

Затраты за квартал, USD

1













2































Итого












Таблица. ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ И РАЗМЕР ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ



N

Должность

Количество

Заработная плата, USD в месяц

1













ИТОГО с отчислениями









Структура себестоимости затрат производства по этапам осуществления проекта приведена на рисунке.

Смета расходов себестоимости производства по статьям издержек приведена в таблице “Себестоимость производства”.


Финансовый план и оценка эффективности проекта

Цель бизнес-плана состоит в оценке основных финансовых показателей эффективности проекта, его финансовой реализуемости, а также в разработке и оценке схем финансирования проекта, включая расчет необходимых объемов кредитных ресурсов, а также графиков возврата кредитов.

Основные предпосылки и ставки сравнения

Валюта расчетов. Расчеты приведены в USD. Инфляционные изменения затрат не учитываются.

Ставка дисконта. При расчете интегральных показателей проекта принята ставка дисконтирования в размере ____% в год. При выборе ставки дисконтирования учитывалась действующая ставка по долгосрочным валютным кредитам и факторы риска, связанные с вложением средств в проект.

В таблице "Экономические параметры" приведены состав и ставки основных налогов, начислений и нормативов, используемых в расчетах.

Ниже приводятся финансовый план и оценка эффективности проекта. Прогноз финансовых показателей делается на _____ года с поквартальной разбивкой.


Прогноз потока денежных средств и оценка финансовой состоятельности проекта

Прогноз ежеквартальных денежных потоков, связанных с осуществлением проекта, приведен в таблице “Отчет о движении денежных средств”.

Источники финансирования. Источниками финансирования инвестиционных затрат по проекту являются собственные средства владельцев компании в размере ________тыс. USD, валютный кредит в объеме.________ тыс.USD (из расчета _____ % годовых с ежеквартальной выплатой процентов по невыплаченной части долга), а также кредит поставщика производственного оборудования в форме финансового лизинга в ____________ тыс. USD.

Схема лизинговых платежей и выкупа оборудования по остаточной стоимости приведена на рисунке.

Кредит и его погашение. В результате анализа потоков денежных средств, балансировки остатка денежных средств и выполнения обязательств на оплату контракта финансового лизинга оборудования определен объем и график предоставления кредита, обеспечивающий покрытие издержек проекту, а также определен график возврата (погашения) основной части долга с учетом выплаты процентов, см. рисунок.

Кредит будет полностью погашен _________________ с момента начала осуществления проекта.

График, показывающий динамику накопленного остатка денежных средств по этапам проекта, приведен на рисунке.

Как видно из графика, накопленный денежный поток для всех периодов прогноза остается положительным, что подтверждает финансовую реализуемость проекта.

Оценка финансовых результатов и прогноз баланса проекта

Прогноз финансовых результатов, включая расчет налогов в бюджет и чистой прибыли, приведен в таблице “Отчет о финансовых результатах и их использовании” и показан на рисунке.

Отчет показывает, что чистая прибыль возрастает до величины ________ тыс. USD в _______ квартале первого года осуществления проекта.

Показатель рентабельности продаж (доля чистой прибыли в объеме продаж в процентах) для компании находится на уровне ________ %, что - достаточно высокий показатель. Показатель рентабельности активов находится на уровне _______ %.

Коэффициент оборачиваемости активов за квартал (отношение оборота компании к балансовой стоимости активов) находится в пределах __________.

График точки безубыточности приведен на рисунке.

Как видно из графика, прибыльность сохраняется при снижении объема производства и продаж до уровня ______% от объема продаж при полной загрузке оборудования, что характеризует высокую устойчивость доходности компании к колебаниям спроса и возможному снижению объемов продаж.

Поквартальный баланс компании на _____ года приведен в таблице “Проектный баланс”.


Оценка эффективности проекта

В таблице “Показатели эффективности полных инвестиционных затрат” приведены показатели эффективности для проекта в целом.

Период полной окупаемости проекта равен ______ годам. Чистый дисконтированный доход (NPV) при ставке дисконта (в 1,5 % в месяц) за _____ года реализации проекта составляет ____________ тыс. USD. Динамика данного показателя приведена на рисунках.

Внутренняя норма рентабельности - ________ %.

Анализ риска

Для оценки риска вложения средств в проект проведен анализ влияния снижения объема производства и сбыта продукции на показатели проекта.

Таблица. Анализ вариантов осуществления проекта.

Показатель

Сценарии осуществления проекта

Базовый

Снижение на 10%

Снижение на 20%

Период возврата кредита, месяцев










Период окупаемости проекта, месяцев










Внутренняя норма рентабельности, %










Чистый дисконтированный доход, тыс.USD










Как видно из приведенных данных, проект достаточно привлекателен для инвесторов (IRR изменяется от ______% до ______%).


Сметы предприятия.


Перед Вами перечень смет затратной части бизнес-плана. Без них не обходится ни один бизнес-план. Детализация и порядок составления смет будут рассмотрены в других разделах курса. Здесь же Вы получите общее представление о видах смет и их составе.


Сметы предприятия подразделяются на следующие виды:


Смета продаж

Смета производства

Смета прямых материальных затрат

Смета расходов на оплату труда

Смета накладных расходов

Смета себестоимости реализованной продукции

Смета текущих (периодических) расходов

Смета прибылей и убытков


Смета продаж – основа, на которой базируются все последующие сметы.

Она содержит следующую информацию:

  • по выручке от продаж;

  • по объему продаж в натуральном выражении;

  • по цене единицы товара.




Наименование
Ед.измерения

Max

Min

Среднее

1. Выручка от продаж Товар 1

  • Объем продаж

  • Цена ед. товара

2. Выручка от продаж Товар 2

………………………………….

Тыс.руб.

Штук

Руб.










Итого:














Смета продаж составляется на определенный временной период по каждому географическому региону и по каждому товару.


Смета производства

В смете производства определяются

  • объем производства, соответствующий объему продаж;

  • величина материальных запасов.

Если рассматривается годовой период, то сметный объем производства в натуральном выражении складывается из ожидаемого объема продаж плюс необходимая величина запасов на конец года, минус материальные запасы на начало года:

СОП = ООП + ВМЗк – ВМЗн

Аналогично смете продаж расчет ведется по каждому виду продукции.

  1   2   3   4   5


Похожие:

Конспект второго занятия iconКонспект первого занятия
Дать основное представление о назначении бизнес-плана, его структуре, месте в системе планирования и управления предприятием
Конспект второго занятия iconКонспект третьего занятия
...
Конспект второго занятия iconКонспект вводного занятия
Дать основное представление о том, что такое бизнес-план, кто должен участвовать в процессе разработки бизнес-плана и почему бизнес-план...
Конспект второго занятия iconЗдание Большековалинской сош типовое, рассчитано на 192 учащихся, сдано в эксплуатацию в 1974г., имеет общую площадь 1285 кв м Фактическая наполняемость
Фактическая наполняемость составляет 86 учащихся, на одного человека приходится 15 кв м. По режиму работы школы в первой половине...
Конспект второго занятия iconГарвардской Школы Бизнеса Маркетинг второго курса Описание Курсов Маркетинга второго курса I. Маркетинг Инноваций
Курс в основном, но не полностью, концентрируется на технологических инновациях. Будут рассмотрены основные препятствия, с которыми...
Конспект второго занятия iconКонспект лекций по дисциплине «Маркетинг»
Конспект лекций предназначен для студентов специальностей 080106 «Финансы», 080110 «Экономика и бухгалтерский учет», 080114 «Земельно-имущественные...
Конспект второго занятия iconКонспект лекций для студентов специальности 050107 «Экономика предприятия»
Конспект лекций по дисциплине «Автоматизированное рабочее место экономиста» рассмотрен и одобрен на заседании кафедры экономики
Конспект второго занятия iconКонспект лекций для студентов направления 030504 «Экономика предприятия»
Конспект лекций рассмотрен и одобрен на заседании кафедры экономики предприятия
Конспект второго занятия iconДенис Шевчук Экономика недвижимости: конспект лекций Шевчук Денис Александрович Экономика недвижимости: конспект лекций
Данная книга осована на современных принципах ускоренного качественного изучения и запоминания любых предметов. Рекомендую прочитать...
Конспект второго занятия iconНомера
Восстановительные массажные программы Индивидуальные занятия йогой с инструктором международного класса
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница