Тема №2 структура управления в информационной системе




Скачать 71.08 Kb.
НазваниеТема №2 структура управления в информационной системе
Дата конвертации03.09.2012
Размер71.08 Kb.
ТипДокументы
ТЕМА № 2

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ

Вопросы

1. Задачи создания и использования информационной системы

2. Функции управления, процесс принятия решения и персонал организации

3. Управленческие функции

4. Стандартные процедуры и субкультура организации


1. Задачи создания и использования информационной системы

Создание и использование информационной системы для любой организации нацелены на решение следующих задач.

1. Структура информационной системы, ее функциональное назначение должны соответствовать целям, стоящим перед организацией. Например, в коммерческой фирме - эффективный бизнес; в государственном предприятии - решение социальных и экономических задач.

2. Информационная система должна контролироваться людьми, ими пониматься и использоваться в соответствии с основными социальными и этическими принципами.

3. Производство достоверной, надежной, своевременной и система тизированной информации.

Построение информационной системы можно сравнить с постройкой дома. Кирпичи, гвозди, цемент и прочие материалы, сложенные вместе, не дают дома. Нужны проект, землеустройство, строительство и др., чтобы появился дом.

Аналогично для создания и использования информационной системы необходимо сначала понять структуру, функции и политику организации, цели управления и принимаемых решений, возможности компьютерной технологии. Информационная система является частью организации, а ключевые элементы любой организации - структура (органы управления), стандартные процедуры, персонал, субкультура.

Построение информационной системы должно начинаться с анализа элементов структуры управления организацией.

2. Функции управления, процесс принятия решения и


персонал организации

В последние годы в сфере управления все активнее стали применяться понятие «принятие решения» и связанные с этим понятием системы, методы, средства поддержки принятия решений.

Управление - обеспечение поставленной цели при условии реализации следующих функций: организационной, плановой, учетной, анализа, контрольной, стимулирования.

Принятие решения - акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе ситуации, определении цели, разработке программы достижения этой цели

Структура управления любой организации традиционно делится на три уровня, операционный, функциональный и стратегический.



Рис. 1. Пирамида уровней управления

Уровни управления (вид управленческой деятельности), определяются сложностью решаемых задач. Чем сложнее задача, тем более высокий уровень управления требуется для ее решения. При этом следует понимать, что более простых задач, требующих немедленного (оперативного) решения, возникает значительно большее количество, а значит, и уровень управления для них нужен другой - более низкий, где принимаются решения оперативно. При управлении необходимо также учитывать динамику реализации принимаемых решений, что позволяет рассматривать управление под углом временного фактора.

На рис. 1 отображены три уровня управления, которые соотнесены с такими факторами, как степень возрастания власти, ответственности, сложности решаемых задач, а также динамика принятия решений по реализации задач.

Операционный (нижний) уровень управления обеспечивает решение многократно повторяющихся задач и операций и быстрое реагирование на изменения входной текущей информации. На этом уровне достаточно велики как объем выполняемых операций, так и динамика принятия управленческих решений. Этот уровень управления часто называют оперативным из-за необходимости быстрого реагирования на изменение ситуации. На уровне оперативного (операционного) управления большой объем занимают учетные задачи.

Примеры задач, решаемых на данном уровне: учет количества проданной и произведенной продукции, бухгалтерский учет

Функциональный (тактический) уровень управления обеспечивает решение задач, требующих предварительного анализа информации, подготовленной на первом уровне. На этом уровне большое значение приобретает такая функция управления, как анализ. Объем решаемых задач уменьшается, но возрастает их сложность. При этом не всегда удается выработать нужное решение оперативно, требуется дополнительное время на анализ, осмысление, сбор недостающих сведений и т.п. Управление связано с некоторой задержкой от момента поступления информации до принятия решений и их реализации, а также от момента реализации решений до получения реакции на них.

Пример задачи, решаемой на данном уровне: на основании анализа статистических данных по спросу на продукцию, о ценах конкурентов и т. д., прогнозируется прибыль и разрабатывается план выпуска продукции на ближайший период. Результаты принимаемых управленческих решений проявляются спустя некоторое время

Стратегический уровень обеспечивает выработку управленческих решений, направленных на достижение долгосрочных стратегических целей организации. Поскольку результаты принимаемых решений проявляются спустя длительное время, особое значение на этом уровне имеет такая функция управления, как стратегическое планирование. Прочие функции управления на этом уровне в настоящее время разработаны недостаточно полно. Часто стратегический уровень управления называют стратегическим или долгосрочным планированием. Правомерность принятого на этом уровне решения может быть подтверждена спустя достаточно длительное время. Могут пройти месяцы или годы. Ответственность за принятие управленческих решений чрезвычайно велика и определяется не только результатами анализа с использованием математического и специального аппарата, но и профессиональной интуицией менеджеров.

Примеры задач, решаемых на данном уровне: на основании анализа финансового состояния фирмы принимаются решения об увеличении (уменьшении, снятии с продажи) производимой продукции, о привлечении дополнительных работников или об их сокращении.

Персонал организации - сотрудники разной степени квалификации и уровней управления - от секретарей, выполняющих простейшие типовые операции обработки, до специалистов и менеджеров, принимающих стратегические решения.

На рис. 2 показано соответствие разных уровней квалификации персонала уровням управления:

• на верхнем, стратегическом, уровне управления - менеджеры высшего звена руководства организации (глава фирмы и его заместители). Основная задача - стратегическое планирование деятельности фирмы на рынке и координация внутрифирменной тактики управления;

• на среднем, функциональном, уровне - менеджеры среднего звена и специалисты (начальники служб, отделов, цехов, начальник смены, участка, научные сотрудники и т.п.). Основная задача - тактическое управление фирмой при решении основных функций в заданной сфере деятельности;

• на нижнем, операционном, уровне - исполнители и менеджеры низшего звена (бригадиры, инженеры, ответственные исполнители, мастера, нормировщики, техники, лаборанты и т.п.). Основная задача - оперативное реагирование на изменение ситуации.



Рис. 2. Квалификация персонала по уровням управления

На всех уровнях управления работают как менеджеры, осуществляющие только общие функции, так и менеджеры - специалисты, которые реализуют функции управления в сфере своей компетенции. Например, главный инженер организации (менеджер-специалист) может передать часть своих функций менеджерам среднего уровня, например, главному энергетику, главному механику, главному электрику, оставив за собой общие функции управления этими службами, не вмешиваясь в их деятельность на оперативном уровне.


3. Управленческие функции

Координация работы всех подразделений организации осуществляется через органы управления разного уровня.

Организационная функция заключается в разработке организационной структуры и комплекса нормативных документов: штатного расписания фирмы, отдела, лаборатории, группы и т п. с указанием подчиненности, ответственности, сферы компетенции, прав, обязанностей и т.п. Чаще всего это излагается в положении по отделу, лаборатории или должностных инструкциях.

Плановая функция состоит в разработке и реализации планов по выполнению поставленных задач. Например, бизнес-план для всей фирмы, план производства, план маркетинговых исследований, финансовый план, план проведения научно-исследовательской работы и т. д., на различные сроки (год, квартал, месяц, день).

Учетная функция заключается в разработке или использовании уже готовых форм и методов учета показателей деятельности фирмы бухгалтерский учет, финансовый учет, управленческий учет и т. п.

Аналитическая функция связывается с изучением итогов выполнения планов и заказов, определением влияющих факторов, выявлением резервов, изучением тенденций развития и т.д. Выполняется анализ разными специалистами в зависимости от сложности и уровня анализируемого объекта или процесса.

Контрольная функция чаще всего осуществляется менеджером и состоит в контроле за выполнением планов, расходованием материальных ресурсов, использованием финансовых средств и т.п.

Мотивационная функция предполагает разработку и применение различных методов стимулирования труда подчиненных работников:

• финансовые стимулы - зарплата, премия, акции, повышение в должности и т.п.;

• психологические стимулы - благодарности, грамоты, звания, степени, доски почета и т.п.


4. Стандартные процедуры и субкультура организации

Стандартные процедуры в организации - точно определенные правила выполнения заданий в различных ситуациях. Они охватывают все стороны функционирования организации, начиная от технологических операций по составлению документов на производимую продукцию и кончая разбором жалоб потребителей.

Субкультура любой организации - совокупность представлений, принципов, типов поведения. Особую роль играет важная ее составляющая - информационная культура специалиста. Это также должно найти отражение в информационной системе. Например, в фирме, предоставляющей туристические услуги, принято следующее правило - клиент обслуживается в порядке очередности. Значит, и информационная система должна обрабатывать и выдавать информацию, анализируя время поступления заявки клиента.

Существует взаимозависимость между правилами, процедурами организации и аппаратной, программной, телекоммуникационной частями информационной системы. Поэтому очень важно на этапе внедрения и проектирования информационных систем активное участие менеджеров, определяющих круг предполагаемых для решения проблем, задач и функций по своей предметной области.


Похожие:

Тема №2 структура управления в информационной системе iconЛекция 4 роль структуры управления в информационной системе. Экономическая ис. Типы ис
Создание и использование информационной системы для любой организации наце­лены на решение следующих задач
Тема №2 структура управления в информационной системе iconТема 3,4
Тема 3 Место экономического анализа в системе экономической науки. Экономический анализ и его связь с контролем
Тема №2 структура управления в информационной системе iconМетодические указания по работе с тетрадью 4 Введение в курс «Экономика фирмы» 5
Тема Структура фирмы и принципы управления (на примере производственного предприятия) 25
Тема №2 структура управления в информационной системе iconСущность и принципы управления в системе туризма
Сущность управления в системе туризма заключается в выполнении четырех основных функций – планирования, организации, мотивации и...
Тема №2 структура управления в информационной системе iconСовременная экономика: вопросы теории, практики и методики изучения
Каверина Е. И. – тема 10; асистент Коновалюк Р. А. – тема 6, 8; ассистент Макарук Д. Г. – тема 13. 4; 13. 5; 13. 6; 13,7; ст препод....
Тема №2 структура управления в информационной системе iconТема диплома: «База данных учета продаж мебельного салона»
...
Тема №2 структура управления в информационной системе iconИнформационная сущность и характеристики бизнеса
Информационной сущностью бизнеса и является этот процесс управления. Если правовое поле, отчетность, активы и возможные операции...
Тема №2 структура управления в информационной системе iconТема 5,6
Тема 5 Информационное обеспечение экономического анализа. Роль экономического анализа в информационном обеспечении управления
Тема №2 структура управления в информационной системе iconВведение в бизнес планирование Тема Планирование как инструмент управления бизнесом Сущность планирования и плана Проблемы российской практики планирования Тема Методология и организация планирования

Тема №2 структура управления в информационной системе iconТема разработка проекта: от проектной идеи к формулировке проекта тема разработка проекта: планирование
Почему знания и умения из области управления проектами важны в современной жизни
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница