З. Н. Попова




НазваниеЗ. Н. Попова
страница1/3
Дата конвертации03.09.2012
Размер0.49 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3

З. Н. Попова




Гендерные аспекты предпринимательской деятельности




Введение


На пути развития рыночной экономики одним из двигателей экономических реформ должен стать развитый класс российских предпринимателей, для широкомасштабного становления которого необходимо создание соответствующих не только экономических, но и социальных условий.

Женщины активно участвуют в преобразованиях российской экономики, меняют формы трудовой активности. Основное социальное противоречие, сложившееся в сфере занятости россиянок, заключается в том, что, с одной стороны, рыночная модель позволяет свободно развиваться женской экономической инициативе, самостоятельности и независимости в выборе форм занятости, с другой стороны, в условиях перехода к рынку, принципиально отличных от сложившихся в советское время норм, установок трудового поведения, женщины оказываются менее готовы к свободной, инициативной деятельности, менее адаптированы, чем мужчины. Женщины вынуждены не просто менять в массовом порядке свой социальный и профессиональный статус, но в большинстве случаев его снижать, становясь безработными, переквалифицируясь, как правило, на другие профессии и используя формы занятости, не требующие ни образования, ни накопленных профессиональных знаний.

В социогендерном исследовании «Женщины в российском обществе», исходя из позиций, занимаемых женщинами в сфере занятости, были выделены типологические группы по критерию социальной адаптивности к условиям свободного рынка труда [18, 63–64].

Адаптивная группа – это работающие женщины, отличающиеся трудовым оптимизмом, спокойной уверенностью в том, что они не потеряют свое рабочее место. Численность этой группы – 21 %. Группа динамична в смене моделей трудового поведения и трудовой активности, адаптирована к переходным экономическим условиям; по своему социальному положению – это прежде всего предпринимательницы и представительницы интеллигенции.

Индифферентная группа – в нее входит около 21 % опрошенных. По социальному положению это прежде всего домохозяйки, предпринимательницы составляют в этой группе около 24 %.

Фрустрационная группа – самая многочисленная, к ней относится около половины всех опрошенных. Фрустратором является безработица, порождающая напряженность и тревогу. По социально-демографическому составу в этой группе представлены в основном служащие, инженерно-технические специалисты (около 60 %). Фрустрационный настрой характерен и для предпринимательниц, хотя и вдвое меньший, он связан не с безработицей, а с нестабильной экономической ситуацией, повышенным риском в сфере предпринимательской деятельности.

И последняя группа – это собственно безработные, которые составляют около 8 % опрошенных. На основании многочисленных социологических исследований [11, 14], последнюю группу по уровню фрустрированности можно с полным основанием присоединить к предыдущей.

Эти данные говорят о том, что женщины, занимающиеся предпринимательской деятельностью, наиболее адаптивны к новым экономическим условиям.

Нахождение четких качественных границ, точного определения предпринимательской деятельности не является целью данной работы, хотя анализ предпринимательства как особого рода хозяйственно-организационной деятельности предполагает установление некоторых границ понятия. Предприимчивость – одна из способностей человека, проявляющаяся в различных видах его деятельности. По В.Далю, «предпринимать» – значит затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступить к совершению чего-либо значительного. Предприимчивый человек – тот, кто склонен предпринимать нечто, кто способен к творческому, новаторскому подходу к делу, обладает умением вовлечь людей в совместные действия, организовать их эффективную связь.

Таким образом, предприимчивость – одна из черт личности, способной достигать конкретных целей в хозяйственной, социальной или иных сферах общественной жизни за счет своей инициативы, изобретательности, самостоятельности, находчивости, нестандартности решений, готовности рисковать и нести ответственность за результаты [19, 16]. На наш взгляд, под предпринимательством необходимо понимать не только слой, который непосредственно занят «деланием денег» и самостоятельно распоряжается своим капиталом, а более широко, всех тех, кто осуществляет свою деятельность (производственную, коммерческую, финансовую) на базе автономно принимаемых решений, с целью получения прибыли.

Именно предприимчивость в широком смысле есть альтернатива пассивности, инертности, нерешительности и иждивенчества, которые были доминирующими чертами экономического поведения женщин в прежней экономической системе. Поэтому по отношению к инновационным формам экономической деятельности можно судить об адаптации к рыночным условиям.


Глава 1.

Интеграция женщин в сферу малого бизнеса


Российская экономика в силу целого ряда экономических, политических, социально-психологических причин не является в цивилизованном смысле по-настоящему рыночной экономикой.

Резкое ухудшение материальных условий жизни людей способствовало выбору мотивов перехода к предпринимательской деятельности, нацеленному на получение быстрых доходов, которые превышали бы нищенские зарплаты, получаемые в государственных учреждениях. Поэтому большая часть предпринимателей сейчас занимается посредничеством, которое требует наименьших материальных, физических, профессиональных затрат и приносит за меньшее время большие доходы. Взятая для анализа любая страница газетных объявлений дает представление о соотношении товаропроизводителей и посредников и свидетельствует о гипертрофированной ориентации на перепродажу и посредничество.

Вхождение в предпринимательскую деятельность через посредничество и торговлю можно, наверное, считать в сложившихся сегодня условиях неизбежным шагом на пути к цивилизованному рынку. Среди лиц, имеющих отношение к предпринимательской деятельности, большое число людей, которые являются частными предпринимателями без образования юридического лица: это так называемые «челноки» (по данным статистики их около 10 млн человек), это уличные торговцы, это, хотя и в меньшем количестве, мелкие производители. Среди тех, кто осуществляет какую-либо предпринимательскую деятельность увеличивается количество женщин, выбирающих мелкий бизнес.

Это обращение к мелкой коммерческой деятельности для подавляющего большинства женщин вынужденное, никак не связанное с прежней профессиональной деятельностью; женщины не просто меняют свой социальный и профессиональный статус, но в большинстве случаев его снижают, так как эта деятельность не требует ни образования, ни накопленных профессиональных знаний. Однако при стагнации промышленности, невыплате зарплат, отсутствии социальных гарантий со стороны государства, именно такая деятельность для многих является единственной альтернативой пассивному выжиданию помощи от государства, многомесячному ожиданию невыплачиваемой зарплаты, а часто и попросту полуголодному существованию. Главным движущим мотивом принятия такого решения становится чувство ответственности за своих близких, которое, если можно так сказать, перекрывает присущий женщине консерватизм, нежелание рисковать и прочие качества, которые не способствуют вхождению женщин в предпринимательскую деятельность.

Если говорить о путях вхождения женщин в крупный и средний бизнес, то можно сказать, что в данном случае становление женского бизнеса отличается известной вынужденностью.

Данные исследования говорят, что в 80 % случаев, когда женщина является лидером, руководителем крупного или среднего предприятия, выбор бизнеса и занятие лидирующей позиции в деле определялись не самими респондентами, а привнесенными обстоятельствами, вынуждающими брать ответственность на себя. Фактически новая экономическая политика поставила женщин – руководителей, администраторов и т.д. – перед необходимостью осваивать новые зоны ответственности. Бизнес же как цель, как желание активно поменять свою жизнь были характерны лишь для 20 % опрошенных, то есть факторы интеграции в сферу бизнеса очень часто определялись сложившейся ситуацией [2, 78].

Например, магазины, кафе, аптеки, парикмахерские, которыми прежде руководили женщины, в новых экономических условиях изменяли формы собственности, а руководитель автоматически должна была стать предпринимателем.

Статистические данные полностью подтверждают, что российский бизнес сохраняет традиционно мужские черты. По данным фонда «Общественное мнение», доля мужчин, занимающихся бизнесом, достигает 83 %. Женщины гораздо осторожнее мужчин начинают собственное дело. В качестве возможной цели «открытие собственного дела» рассматривают 10 % мужчин и только 4 % женщин [2, 75].

Среди крупных и средних предпринимателей мужчин в пять раз больше, чем женщин. Среди мелких предпринимателей мужчины составляют три четверти от общего числа. Среди тех, кто совмещает занятия какой-либо предпринимательской деятельностью с работой по найму, мужчин около 55–60%. Соотношение мужчин и женщин среди руководителей, менеджеров в производстве 3:2. В нашем движении «сверху вниз» первая группа с преобладанием женщин в отношении 5:4 – это руководители учреждений науки, образования, здравоохранения и др., другими словами, среднее звено аппарата управления социальной сферы [8, 9].

По данным Госкомстата, в 1994 году среди совладельцев коммерческих товариществ с ограниченной ответственностью женщины составляли 39 %, кооператоров – 23 %, предпринимателей, использующих наемный труд – 17–19 %, фермеров – около 20 %, среди лиц, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью женщины составляют около 30 % [2, 75].

По социально-демографическим характеристикам оказывается, что руководители фирм и их ближайшие помощники – это преимущественно мужчины в возрасте от 30 до 40 лет. Женщины выполняют, как правило, работу специалистов на участках, где требуются не столько свободный поиск и эксперимент, сколько осмотрительность, пунктуальность, знание деталей. Женщины моложе 30 лет чаще всего занимают должности секретарей, референтов, операторов [12, 36].

Многие психологические характеристики мужчин и женщин различаются. Следует, конечно, оговориться, что проявление мужского и женского типа определяется не только полом, но и всей совокупностью личностных особенностей человека. В обществе, базирующемся на неравенстве полов, невозможно разделить, где эти различия носят чисто психофизиологический характер, а где сформированы средой, в которой женщинам привычно отводились вторые роли. Следствием этого являются большая зависимость женщин от обстоятельств, меньшая самостоятельность, тревожность, неуверенность в себе. Неудивительно, что переход к рыночным отношениям более негативно сказался на женщинах.

В структуре мотивации вхождения в бизнес мужчин и женщин существуют принципиальные различия: бизнес у женщин ориентирован на состояние людей, которые рядом, за которых она несет ответственность. Внутренняя сенситивность порождает особую чувствительность к состоянию других людей, которая в значительной степени регулирует мотивационный потенциал женщины-предпринимателя.

Если представить мотивационную шкалу женского предпринимательства как некую иерархию, то она примет следующий вид по результатам опроса женщин-предпринимательниц [ 2, 79]:

  1. самореализация – 40 %;

  2. интерес – 35 %;

  3. материальная надежность, деньги – 30 %;

  4. забота о тех, кто рядом – 25 %;

  5. профессиональный рост – 20 %;

  6. самоутверждение – 15 %.

Весьма скромную позицию в системе мотивов женщин-предпринимателей занимает мотив самоутверждения, что отличает женскую мотивацию от мужской. Материальный интерес всегда соперничает с личностными мотивами и если побеждает, то, как правило, в случае обострения страха за финансовое благополучие тех, кто находится рядом. Исследования показали, что чем выше самооценка и удовлетворенность происходящим, тем более низкую ступеньку занимают деньги.

Мотивация женщин, занимающих лидирующие позиции в бизнесе, в большей степени, нежели у мужчин, имеет подвижный характер и переструктурируется под влиянием определенных факторов: состояние фирмы, состав команды, финансовое давление, самооценка, представление о степени реализации целей.

У женщин, которые занимаются бизнесом, особенно в возрастной группе 32–45 лет, все большее значение приобретают профессиональный рост, стремление действовать в рамках собственных, достаточно высоких профессиональных требований.

Сравнение этических установок мужчин и женщин-бизнесменов позволяет сделать следующее утверждение: в бизнесе женщины сильнее зависят от других, и поэтому их принципы и этичность бизнеса в большей степени определяются нравственными принципами. Социальная ответственность женщин в предпринимательстве выше, нежели у мужчин. Проявлением этой социальной ответственности служит, с одной стороны, ориентация на «гуманный» менеджмент, учитывающий человека во всех его проявлениях, с другой – выраженные ориентации на благотворительность и социальную помощь.

Сравнив перечень качеств, способствующих успеху женщины в бизнесе, с тем же набором у мужчин, можно заметить, что они совпадают в 20–25 % случаев. Например, если у мужчин лидирующее положение занимает «умение принимать нетривиальные решения», то у женщин – «способность к коммуникации».

Именно женщины с их коммуникабельностью, эмоциональной ориентацией на клиента, умением устанавливать доверительные отношения получают необходимое преимущество перед мужчинами в реализации корпоративных задач. Успеха в бизнесе женщина достигает не за счет мимикрии к мужскому стилю управления, а посредством творческого использования своего характера и стереотипов поведения, присущих женщинам и еще недавно считавшихся недопустимыми для руководителя. Сегодня нетрадиционный стиль управления, гуманный менеджмент, более соответствует изменяющимся условиям деятельности фирм и способствует переходу на новую управленческую парадигму. Суть ее – в отказе от управленческого рационализма в сторону большей открытости и гибкости по отношению к постоянно изменяющимся требованиям внешней среды. Смена ценностных ориентиров в обществе, переход к демократическим принципам существования способствуют появлению «харизматических лидеров-вдохновителей», в отличие от традиционно «сильных лидеров» [2, 80].

Среди личностных качеств, тормозящих работу с людьми, 75 % женщин назвали излишнюю мягкость желательным вектором изменения в формировании психологической дистанции с персоналом и изменении практики санкционирования. Среди черт, мешающих бизнесу, женщины называли отсутствие пунктуальности, невозможность перешагнуть через жалость, излишнюю эмоциональность, переходящую в несдержанность, доверчивость, стремление сделать хорошо для всех.

Глава 2.

Социальные аспекты

женского предпринимательства


Как экономическая, социальная среда, так и личность обладают совокупностью характеристик, которые могут либо способствовать, либо препятствовать вхождению женщин в предпринимательскую деятельность.

Другими словами, барьеры, которые стоят на пути успешной адаптации женщин к рыночным условиям могут быть как внутренними, так и внешними. Особенности статуса, образования, возраст, медико-физиологи-ческие особенности, а также структура ценностей личности, совокупность личностных особенностей, которые во многом являются определяющими в поведении личности – это все относится к препятствиям, которые носят внутренний характер, то есть в той или иной мере зависят от самой женщины. К внешним можно отнести социально-экономическую ситуацию в стране, включающую чисто экономические факторы, правовые, а также господствующие в обществе ценности и многое другое [9, 149].

Рассмотрим как влияют статусные характеристики женщин на адаптацию к рыночным условиям. Что прежде всего мешает женщинам заняться предпринимательской деятельностью? Такой вопрос был задан в одном из социологических исследований, проведенном среди женщин, имеющих проблемы с работой, либо безработных, испытывающих трудности адаптации к современной ситуации на рынке труда пришедших на ярмарку вакансий, периодически проводимую службой занятости [11].

На первом месте находится отсутствие необходимой профессиональной подготовки, то есть отсутствие знаний в области рыночной экономики так считает каждая третья респондентка. Здесь уместно заметить, что общий высокий уровень образования среди россиянок может способствовать эффективному обучению и в сфере рыночной экономики. Это позволяет надеяться, что при создании необходимых условий, развитии сети профессиональной подготовки эта проблема вполне решаема. Причем сами женщины уровню образования, необходимого для успешной предпринимательской деятельности, придают большое значение. 65 % респонденток считают, что для этого необходимо высшее образование, 20 % полагают, что образование для успешности значения не имеет.

Около 30 % респонденток считают, что препятствием является также недостаток социальных связей. Большинство женщин, испытывающих сейчас трудности адаптации, имели низкий уровень трудовой мобильности, работали в крупных государственных учреждениях (причем, как правило, много лет на одном рабочем месте), которые прекратили свое существование, то есть старые социальные связи оказались либо потерянными, либо ненужными, а новые не возникли.

Таким образом, недостаток знаний и социальных связей – это основные барьеры, имеющие статусный характер. Если говорить о социально-демографических факторах, таких как возраст, семейное положение, то они сдерживают женщин в гораздо меньшей степени. Лишь 6 % считают возраст и семейное положение препятствием для вступления на путь предпринимательской деятельности.

Что касается базовых жизненных ценностей, то традиционное разделение полов в обществе безусловно накладывает на них свой отпечаток, а это, в свою очередь, сказывается на адаптации женщин к новым жизненным ценностям вообще и на вхождении женщин в предпринимательскую деятельность в частности.

Женщина по природе своей не склонна к поспешной смене жизненных установок, социокультурных взглядов; в итоге – она более устойчива в нравственных ориентациях, чем мужчина. Можно отметить базовые причины этого – женский консерватизм и женский фатализм. Причем женский консерватизм нужно расценивать не только как явление отрицательное: по своей социальной сути женский консерватизм – позитивное явление. Его цель, чаще всего, состоит в том, чтобы сохранить, отстоять от натиска среды обитания проверенные жизнью духовные ориентации и ценности (семья, дети, стабильность в обществе). Женский консерватизм редко бывает агрессивным и нетерпимым. Под натиском пропаганды аморальности и бездуховности, коммерциализации культуры и духовной деградации в массовом сознании женщин сработал защитный гендерный эффект. В действие пришла защитная реакция конструктивного женского консерватизма, сопротивляющегося принижению места семьи в жизни мужчин и женщин. Если в 1990 году семья есть синоним счастья для 77 % опрошенных женщин, то в 1994 году – для 97 %. В отличие от консерватизма, женский фатализм представляет собой социальное явление, противоречивое и опасное. Фатализм стремится сохранить в незыблемости отжившие ориентации и ценности, не отвечающие изменившимся социальным обстоятельствам. Он фактически мешает адаптации женщин к новой социальной среде обитания, тормозит их нравственное и духовное развитие, обрекает на созерцательность и пассивность [17, 89–91].

Проявлениями этого в сфере трудового поведения являются культивируемые и поощряемые прежней экономической системой делегирование решения проблем занятости государству, социальный и профессиональный консерватизм, низкая трудовая мобильность.

Однако с течением времени под влиянием радикальных перемен происходит постепенное изменение социальных позиций женщин по многим жизненно важным вопросам.

Последнее утверждение подтверждается многими социологическими исследованиями, например, результатами социогендерного исследования «Женщины в российском обществе». Это исследование интересно тем, что сравнивает данные опросов, проведенных в 1990 и 1994 годах, то есть дает возможность увидеть, что даже за столь короткий срок (с точки зрения развития общества) изменения, происходящие сейчас в нашем обществе, существенно повлияли на эволюцию социальных позиций женщин. В контексте отношения к предпринимательской деятельности интереснее всего следующий вывод этого исследования: резко возросла нравственная ценность «личной свободы». Если в 1990 году личную свободу считали неотъемлемым элементом счастья 55 % опрошенных, то в 1994 году – на 22 % больше. Личная свобода – это прежде всего самостоятельность в выборе форм поведения, профессиональной и общественной самореализации в соответствии со своими возможностями и ценностными представлениями. 29 % опрошенных в трудных жизненных ситуациях стали полагаться только на собственные силы. Этот результат говорит о положительной тенденции в изменении сознания россиянок в сторону независимости, что потенциально является основой для экономически активного поведения.

Положительным можно считать и такой результат исследования, который говорит о возрастании значения профессиональной карьеры в ценностных ориентациях женщин. Если в 1990 году 24 % опрошенных связывали успехи в карьере с представлениями о счастье, то четыре года спустя таких женщин стало почти в два раза больше – 47 %. Та же тенденция проявилась и в оценке экономической самостоятельности. Для 42 % респонденток в 1994 году возможность иметь «собственное дело» являлась важным элементом личного счастья [17, 91–92].

В целом же это исследование показывает, что все больше россиянок становятся более адаптированными к новым экономическим условиям, что многие женщины, с их высоким образовательным уровнем, при смягчении объективных условий вхождения в предпринимательскую деятельность, захотят и смогут достичь успеха в этой области.

Предприимчивости, как форме экономически активного поведения, должны способствовать не только социальные предпосылки, но и психологические особенности личности, определяющие ее склонность и способности к предпринимательству. Предпринимательство требует от человека определенных качеств, как и любая другая профессия, основанная на необходимости проявления творческих начал, природного таланта, ума и смекалки, а также широте мышления и познаний. Ведущими признаками предпринимательской деятельности являются автономность, инновационность, рискованность. Предпринимательская деятельность невозможна без самостоятельности в принятии решений, стремления к личному контролю над ситуацией. Как правило, и многие исследования тому подтверждение [10, 15, 16], люди, достигшие успеха в такого рода деятельности, отличаются низким уровнем тревожности, высокой потребностью в личных достижениях.

Большинство женщин считают, что качеств, необходимых для успешной предпринимательской деятельности, у них недостаточно. 72 % женщин решительно отвергают для себя возможность заняться предпринимательской деятельностью, считая, что у них отсутствуют необходимые для этого личные качества. На вопрос «Что по Вашему мнению способствует успеху в бизнесе?» около 43 % ответили, что главное – это личностно-деловые качества [11]. Недостаток деловой хватки, склонности к риску, ориентации на успех – вот совокупность факторов, которую один из авторов назвал «рыночным комплексом неполноценности» женщин [9, 153].

Из личностных качеств, которые необходимы в такого рода деятельности, можно отметить традиционное трудолюбие женщин, их умение мобилизоваться в нужный момент, присущую им интуицию.

Среди черт, способствующих успеху в бизнесе, можно выделить коммуникабельность, умение налаживать контакты с людьми, любовь к людям, добросовестность и ответственность, умение доводить начатое до конца.

К социальным предпосылкам, носящим внешний характер и сдерживающим развитие женского предпринимательства, следует прежде всего отнести общие проблемы, связанные с положением женщин в сфере труда. В основе этих проблем лежит доминирование патриархальных ценностей, которые в условиях перехода к рыночным отношениям, несмотря на демократизацию общества в целом, только усилились. Основными показателями такого положения женщин являются:

  • социальная дискриминация женщин (при приеме и увольнении, при оплате труда и т.д.);

  • существование стереотипов ролевых функций женщин, в том числе и в сфере труда;

  • некоторые формы социальной защиты женщин, имеющих характер ограничений в сфере труда [14, 10].

Немногие женщины пока считают себя способными заняться предпринимательством, хотя число тех, кто готов к инновационным формам трудового поведения, по результатам различных исследований, все-таки неуклонно растет. Если в 1994 году лишь 4 % опрошенных безработных женщин хотели бы заняться предпринимательской деятельностью и около 2 % открыть свое дело (более половины (55 %) категорически против такой перспективы для себя, а 35 % женщин затруднились ответить на этот вопрос), то в 1997 году около половины (48 %) опрошенных женщин считали для себя это возможным [14, 17].

Однако для того, чтобы эта возможность реализовалась, необходимо выполнение многих условий, не зависящих от самих женщин. Каковы же те внешние препятствия, мешающие женщинам стать активными, равноправными участниками радикальных социально-экономических изменений, происходящих в обществе? В большей степени внешние барьеры нельзя разделить по признаку пола, они общие для всех предпринимателей.

Рассмотрим отношение женщин к этим препятствиям, насколько по их мнению они важны, на основе одного из социологических исследований [11].

На первое место среди причин, по которым респондентки не могут заняться предпринимательской деятельностью, женщины ставят отсутствие средств, отсутствие первоначального капитала, который позволил бы начать свое дело, так ответили 76 % опрошенных. Таким образом, основным препятствием, мешающим женщинам стать на путь предпринимательства, является отсутствие стартового капитала. Не развита система льготного кредитования, хотя очевидно, что именно отсутствие стартового капитала – одно из основных препятствий, делающих малый бизнес недоступной сферой деятельности, так считают, как уже было отмечено выше, около 76 % опрошенных женщин. Около половины респонденток уверяют, что главной формой поддержки женского предпринимательства должно быть льготное кредитование.

Необходимо создание эффективной налоговой системы. Для 20 % опрошенных респонденток отсутствие эффективной налоговой системы – главное препятствие для того, чтобы заняться предпринимательской деятельностью.

Еще одной причиной, препятствующей вхождению женщин в предпринимательскую деятельность, является то, что российский бизнес сейчас часто располагается на границе криминального мира. Необходима активная деятельность государства по обеспечению безопасности предпринимательства, как части общей проблемы безопасности общества. Для женщин криминализация общества в целом и бизнеса в частности – это серьезное препятствие. Последний опрос подтверждает, что около 20 % женщин отпугивает главным образом криминальная среда. Малый бизнес более беззащитен перед криминальной средой, так как не имеет достаточных возможностей для самостоятельного обеспечения собственной безопасности. Для женщин характерна устойчивость в морально-нравственных ориентациях, поэтому компромисс с криминальными структурами не приемлем для большинства из них, что делает женщин-предпринимательниц более беззащитными перед криминальной средой.

Развитию женского предпринимательства препятствует также отсутствие в прежнем обществе системы ценностей, которая бы поощряла индивидуальную инициативу, стремление к независимости, делала бы предпринимательскую деятельность престижной, привлекательной. Поэтому государству отводится большая роль в увеличении привлекательности предпринимательской деятельности, раскрытии социальной роли предпринимательства. Государство, принявшее на себя труд развивать предпринимательскую культуру, способно через средства массовой информации, искусство и другие каналы воздействия наглядно рекламировать предпринимательство, любую социально одобряемую экономическую инициативу как благо для общества. Можно отметить, что в последнее время в этом направлении делается достаточно много и предпринимательская деятельность стала более привлекательной (что еще раз подтверждает тезис о постепенном изменении социальных позиций в обществе). Лишь около 5 % женщин ответили, что не хотели бы заниматься предпринимательской деятельностью, так как она не престижна.

Положительную информацию о престижности малого бизнеса представляет, например, журнал «Космополитен». Это издание рассчитано на женщин преуспевающих, придающих большое значение профессиональной карьере. Журнал дает много положительных примеров женщин, которые преуспели в бизнесе, то есть создает портрет новой героини дня – женщины, уверенной в себе, делающей карьеру, но вместе с тем остающейся женщиной в остальных сферах жизни.


  1   2   3


Похожие:

З. Н. Попова icon-
Россия 163069, г. Архангельск, ул. Попова, дом 6, тел. 20-75-51, тел./факс 20-75-03, e-mail
З. Н. Попова iconИнформационный дайджест упоминаемости вузов
Россия 163069, г. Архангельск, ул. Попова, дом 6, тел. 65-76-81, тел./факс 20-75-03, e-mail
З. Н. Попова iconЗакон "обрастает" региональными особенностями 21
Россия 163069, г. Архангельск, ул. Попова, дом 6, тел. 65-76-81, тел./факс 20-75-03, e-mail
З. Н. Попова iconИнформационный дайджест упоминаемости вузов
Россия 163069, г. Архангельск, ул. Попова, дом 6, тел. 65-76-81, тел./факс 20-75-03, e-mail
З. Н. Попова iconИнформационный дайджест упоминаемости вузов
Россия 163069, г. Архангельск, ул. Попова, дом 6, тел. 65-76-81, тел./факс 20-75-03, e-mail
З. Н. Попова iconЭкзамены закончены. Вуз у ваших дверей. 35
Россия 163069, г. Архангельск, ул. Попова, дом 6, тел. 20-75-51, тел./факс 20-75-03, e-mail
З. Н. Попова iconДайджест упоминаемости архангельского государственного технического университета
Россия 163069, г. Архангельск, ул. Попова, дом 6, тел. 20-75-51, тел./факс 20-75-03, e-mail
З. Н. Попова iconИонц «Студенческий инкубатор инновационных бизнес и социальных проектов» Институт управления и предпринимательства
Попова Людмила Николаевна, к э н., доцент кафедры экономики, финансов и менеджмента Института управления и предпринимательства Ургу...
З. Н. Попова iconБюллетень передового опыта, новшеств, освоенных библиотеками
Инновационная деятельность библиотек Пермского края: бюл передов опыта, новшеств, освоен б-ками края в 2010 г.: вып. 3/14 / Перм...
З. Н. Попова iconОбучающихся по направлению 553800 Инноватика Выпускная работа бакалавра. Требования по содержанию, оформлению и защите
Выпускная работа бакалавра. Требования по содержанию, оформлению и защите. Учебное пособие. Составители: И. Л. Туккель, О. В. Колосова,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница